Анна византийская - великая княжна киевской руси. Святой равноапостольный князь владимир и княгиня анна

Личное дело

Анна Византийская (963—1011/1012) родилась в Византии. Она происходила из Македонской династии, представители которой правили страной более двух столетий.. Ее отец император Роман II умер молодым, оставив двух несовершеннолетних сыновей Василия и Константина и дочь.

Византийский историк Иоанн Скилица писал, что смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками». Ходили слухи, что он был отравлен.

После смерти Романа мать Анны царица Феофано была провозглашена регентшей за своих малолетних сыновей; но вскоре императорским престолом овладел командующий войсками Востока Никифор II Фока, сразу женившийся на Феофано.

Спустя всего шесть лет против сурового Никифора образовался заговор, во главе которого стала Феофано и её любовник, сподвижник Никифора Иоанн Цимисхий. Никифор был зверски убит, а Цимисхий овладел престолом.

Однако вопреки ожиданиям Феофано, Цимисхий не женился на ней, а отправил в изгнание, куда вместе с матерью, вероятно, последовала и 6-летняя Анна.

Только после смерти в 976 Цимисхия повзрослевшие братья Анны стали править сами, сделавшись императорами-соправителями, и вошли в историю как Василий II Болгаробойца и Константина VIII.

После восшествия старших братьев на престол Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран. В частности, историки упоминают среди ее женихов наследника Священной Римской империи Оттона III, которого Анна была старше на 17 лет, сына французского короля Гуго Капета - Роберта II, а также одного из болгарских князей. По различным причинам эти союзы не состоялись.

В 988 году после захвата русами греческого города Корсунь (Херсонес) в Крыму, русский князь Владимир Святославича потребовал у византийских императоров руки их сестры, грозя в случае отказа взять приступом Царьград. Испуганные этим требованием, Василий и Константин согласились на брак, но при условии принятия князем христианства и оказания военной поддержки империи.

«Пусть те священники, — ответил великий князь, — которые придут с сестрою вашею, крестят меня».

В древнейших летописях достаточно подробно описано, что поначалу Анна, которой на этот момент было уже 25 лет, категорически отказывалась выходить замуж за варвара. Она умоляла братьев позволить ей умереть на родине. Но те заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию - обратить в истинную веру целую языческую страну.

Царевна Анна, с большою неохотой отправилась морем в Корсунь, где находился великий князь. Согласно преданию, в это время у него сильно разболелись глаза. Анна посоветовала ему креститься, чтобы исцелиться от болезни. Владимир исполнил желание своей невесты и внезапно прозрел.

После крещения тут же совершили и бракосочетание - уже по христианскому обряду. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к массовому крещению народа.

По данным некоторых историков, именно благодаря Анне началось строительство первой каменной церкви Древнерусского государства - величественного киевского собора в честь Успения Богородицы, прозванного потом Десятинной церковью, поскольку он существовал на десятую часть княжеских доходов.

В летописи говорится, что царевна Анна стала шестой женой великого князя Владимира и что от нее родилась дочь Мария, вышедшая впоследствии замуж за польского короля Казимира I.

Анна Византийская скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 годам нашей эры. Её гробница находилась в Десятинной церкви в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя, который умер через 4 года после смерти жены.

Чем знаменита

Жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси. Многие историки утверждают, что она сыграла решающую роль в том, что Владимир согласился принять православие и что именно Анна убедила Владимира Святославича стать христианином. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский писал, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».

По мнению Карамзина, образованной византийской принцессе пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы «заблудших язычников». В итоге «Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства».

О чем надо знать

Брак византийской принцессы с «варваром» считался кощунственным и недопустимым. Еще в середине X века дед Анны император Константин VII Багрянородный написал для сына трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых указал и русов: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа».

Исключение Константин Багрянородный сделал только для правящих домов Западной Европы, «франков». Однако обстоятельства все-таки вынудили его внуков вступить в родство с соседями-«варварами».

Прямая речь:

О замужестве: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».

Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери о роли Анны в крещении Руси: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».

6 фактов об Анне Византийской

  • Анна родилась за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II. Именно благодаря этому и известна точная дата её рождения.
  • Мать Анны - Феофано была незнатного рода. По отзыву Льва Диакона, эта «наиболее прекрасная, обольстительная и утонченная женщина своего времени, одинаково выделявшаяся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью», была дочерью константинопольского шинкаря, в заведении которого работала проституткой. Обольстив молодого наследника престола Романа она стала в итоге царицей.
  • Анна звалась Багрянородной — то есть рождённой в багряных пелёнках. Багряный цвет считался императорским, а ребенок, рождённый во время правления своих императорских родителей, обладал несомненным правом на византийский престол.
  • Современники дали Анне прозвище Руфа (Рыжая). Хотя ни описаний внешности Анны, ни портретов не сохранилось, она, скорее всего, походила на единоутробных братьев Василия и Константина. Они были голубоглазы, светловолосы, небольшого роста, но красивого телосложения.
  • По версии Н. Н. Никитенко, о заключении брака князя Владимира и царевны Анны рассказывают светские фрески двух лестничных башен Софии Киевской, ведущих на княжеские хоры.
  • Анна Византийская является одним из заметных персонажей исторического романа «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского.

1055 лет назад, 13 марта 963 г. на свет появилась девочка высокого рода и трагичной, по мнению соотечественников, судьбы. Её отдали замуж против её воли, но это ещё полбеды. Анна , а именно так назвали новорождённую, через 25 лет станет женой русского князя Владимира .

О том, что брак между русским князем и византийской принцессой стал большим событием, известно, наверное, всем. В конце концов, как раз трогательной сценой заочного сватовства заканчивается прелестный мультфильм «Князь Владимир». Статная высокая Анна Византийская получает от русского жениха дудочку-жалейку и проникается лиричностью мелодии. Карие глаза подёргиваются поволокой, изящно откидывается прядь волос цвета воронова крыла... Всё очень красиво, но правде не соответствует никак.

Рыжий-красный — человек опасный?

Первый вопрос, который охочие до сплетен кумушки задают, едва заслышав о свадьбе, такой: «Ну что, невеста-то хоть красивая?» Зададимся этим вопросом и мы.

И сразу придётся напрячься. Дело в том, что описания внешности Анны Византийской до нас не дошло. Тем не менее, кое-что выяснить всё-таки можно. Анна была сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы и его брата-соправителя Константина VIII . О том, как выглядели эти представители Армянской династии, известно очень даже неплохо.

Рост ниже среднего, однако телосложение гармоничное и изящное. Глаза серые или голубые. Волосы светлые, но не белёсые, а с густым золотистым отливом. Очень белая кожа. Возможно, что и с веснушками, как это часто бывает у светловолосых людей с уклоном в лёгкую рыжину. Вероятнее всего, Анна как раз и обладала веснушками — единственное более-менее точное указание на её внешность, это прозвище, данное принцессе соотечественниками. Руфа. То есть «Рыжая».

В багрец и золото

Кроме внешности, как правило, интересует также и семья невесты. С этим у Анны было всё в порядке. Принадлежность к византийской императорской династии — это высшая проба родовитости для Средневековья. Выше просто не найти — любой представитель любого королевского дома Европы был по сравнению с византийской династией даже не простолюдином, а вчерашней обезьяной, которая едва-едва слезла с дерева.

Однако Анна выделялась даже в своей семье. Она была багрянородной. Это особая категория представителей правящего дома Ромейской Империи.

Порфирогениты — так называли детей императора, рождённых во время его правления. Все они появлялись на свет только и исключительно в Порфирном (Багряном) зале Большого или Святого императорского дворца, который был заложен самим Константином Великим . В течение первого года жизни их пеленали в пелёнки соответствующего пурпурного цвета. На 1 кг ткани для таких пелёнок нужно было потратить 200 гр. пурпурного красителя. То есть 30 тысяч моллюсков-пурпурниц, из которых добывалась эта редчайшая краска. Кого не убеждает эта цифра, переведём в деньги. 1 шёлковая пелёнка, окрашенная пурпуром, стоила до 30 тысяч солидов. Или, если угодно, около 6 тысяч нынешних долларов. Поистине — золотые дети.

Но главное даже не это. А то, что такой ребёнок считался благословенным. Просто по той причине, что его родители являлись носителями божественной, сакральной власти.

Кому и кобыла невеста

Разумеется, таких детей берегли пуще глаза. О том, чтобы отдать багрянородную принцессу замуж за какого-то варвара, и речи не шло.

Во всяком случае, так распорядился дед нашей героини, император Константин VII Багрянородный : «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу».

Исключения бывали, но крайне редко. Более-менее за людей из всех европейцев в Византии считали семью императора франков и дом болгарских царей. С ними ещё можно было породниться. Правителей этих государств называли в дипломатической переписке «светлый архонт», что было существенно выше, чем просто «архонт» — нечто вроде «племенной вождь».

Но и с ними браки заключали не всегда. К той же Анне сватался основатель французской династии Капетингов Гуго Капет — ему хотелось женить своего сына на византийской принцессе. И получил отказ. Багрянородных в Европы не даём.

Русский вариант

В этот элитный клуб европейских властителей входили и русские князья. Что, конечно, удивляет. И франки, и болгары были к тому моменту хотя бы христианами, а вот Русь оставалась насквозь языческой. Тем не менее, «светлым архонтом» называли ещё Олега . Того самого, который, согласно легенде, «утвердил щит на вратах Царьграда».

Однако Анна Багрянородная, по свидетельству современников, едва узнав о том, что любезные братья-императоры просватали её за русского «светлого архонта» Владимира, была, мягко говоря, недовольна: «Иду на Русь, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».

И всё же братья знали, что делали. Такого союзника, как князь Владимир, надо было ценить. По большому счёту, братья расплатились своей сестрой за русскую военную помощь — Владимир отправил 7 тысяч воинов для подавления мятежа внутри Византии. Фактически он сохранил для династии трон, да и саму династию тоже. По трудам и награда.

Которая сразу вывела Русь на первое место в Европе. Багрянородная принцесса досталась русскому, который ещё вчера был язычником и крестился только для заключения брака — это немыслимо. Это оскорбление для всех европейских правящих домов, гордых своим происхождением.

К сожалению, полных выгод из этого брака Владимир извлечь не смог. У них с Анной был только один общий ребёнок — дочь, умершая в младенчестве. Будь в этом браке больше детей, дела бы пошли по-другому. Каждый ребёнок, рождённый от Багрянородной, мог, при удачном стечении обстоятельств, претендовать на трон Византии. Поскольку в XI веке Армянская династия пресеклась, единственными законными претендентами на престол Царьграда оставались бы потомки Владимира и Анны. А теперь представьте себе объединённую православную державу — от Балтики до Средиземного моря.

О РОЛИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦАРЕВНЫ АННЫ В КРЕЩЕНИИ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ КИЕВСКОЙ РУСИ

Анна Византийская, царевна в Константинополе, поставила условие крестить избравшего её Владимира Святославича и весь его народ перед вступлением в брак.
(Армянская династия, Васильевская династия) - императорская династия в Византии с 867 до 1056 года. Историки именуют эту династию Армянской, Македонской, поскольку за два века её пребывания у власти (с 867 по 1056 год), почти все византийские императоры, военачальники и крупные чиновники были армянами. В истории Византии Армянская династия считается самой знаменитой. За два века – 20 императоров. Во времена Византийской империи большинство армянской элиты того времени сроднилось с греками, образовав особую группу населения Византии, которая со временем просто растворилась.

В год Крещения Руси, в 988 году, в Византии правил Василий II Болгаробойца (976 - 1025) и, как тогда это было принято, его брат-соправитель Константин VIII (976 - 1028). Отцом был Роман II, а матерью - Феофано. Хоть Роман был сыном императора Константина VII, женился он на совершенно незнатной девушке, дочери константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении. насчёт незнатности проблем, думаю, не было. Сам основатель династии, Василий Македонянин, выходец из крестьянской семьи, сумел дослужиться до конюха, но себе приписал, что он потомок Аршакидов, так же, как Багратиды приписали себе, что они потомки библейского царя Давида. Какой император напишет в "анкете", что он сын крестьянина? так что и Анастасо превратили в Феофано, и происхождение подправили, ближе к царскому.но вот её дочь уже – порфирородная царевна Анна. Трудно представить, но все армяне. Родилась Анна всего за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II, поэтому – порфиророгенета. Он правил 4 года и по слухам был отравлен. Благодаря этой записи византийского историка Иоанна Скилицы стала известна точная дата рождения Анны - 13 марта 963 года. Так что знаменательная дата Крещения Руси – 1030 лет юбилейная и для Анны – 1055.
После смерти Романа II императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, женившийся на матери Анны, императрице Феофано, которая затем его свергла и возвела на престол Иоанна I Цимисхия – (Чмшкик, Башмачок), несмотря на маленький росточек, прославившего империю победами над арабами, болгарами, финикийцами. И только после его гибели в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами-соправителями.
Похоронив княгиню Ольгу, Святослав отправил сыновей на самостоятельное княжение. Старший княжич Ярополк получил Киев, второй сын Олег – Древлянскую землю. Побочному сыну Владимиру достался Новгород, поскольку его матерью была не варяжка, а славянка. Но её должность ключницы была сродни дворецкому и казначею, в распоряжении находились все кладовые, погреба и даже казна…
Из его жён мы остановимся на Рогнеде-половчанке и Анне, здесь есть сходство и отличия.

Полоцк для новгородского князя был очень выгодным городом, поскольку находился на важных торговых путях из Балтийского моря в Черное.
Желая обрести в лице будущего тестя верного союзника, Владимир послал к его дочери сватов. Однако, как повествуют летописи, гордая Рогнеда ответила Владимиру решительным отказом. В Лаврентьевской летописи ее слова звучат так: «Не хочю розути робичича (т. е. сына рабыни. – Л. М.), но Ярополка хочю».
Узнав о том, что невеста отказала ему в грубой форме и хочет выйти замуж за его противника, новгородский князь собирает большое войско. В него вошли: наемники-варяги, словене, кривичи и чудь, т. е. те племена, которые объединялись в союз еще при Рюрике. Полоцк был захвачен, семья правителя оказалась в плену. Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал ее своей женой в присутствии родителей, а самих родителей убил.
Вообще в летописи Нестора (по Морозовой) Владимир представлен большим женолюбом: «Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея же роди 4 сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а 2 дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове».
Грекиню убитого им Святополка взял он беременною, вместе с казной. На булгарке князь женился, судя по всему, в 985 г., когда совершил удачный поход на Волжскую Булгарию. Возможно, она-то и стала настоящей хозяйкой киевского дворца, поскольку ее сыновей, Бориса и Глеба, Владимир любил больше остальных детей. Унижения Рогнеду заставили пойти её на отчаянный шаг – убить Владимира. Думается, что для Рогнеды прекращение ненавистных супружеских отношений с Владимиром и переезд в Изяславль явились величайшим благом. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы. Укрепив власть сына, потом она ревностно занялась распространением христианства в Полоцкой земле. Половчане надолго из поколения в поколение запомнили её. Характер + позднее христианство.

А Владимир уже хотел выйти на мировой уровень, то бишь, на европейский. И стал примерять корону. Корону могли надеть в Византии. Среди европейских государей они все же занимали первое место. Породниться с ними стремились все короли. Однако Владимир, несомненно, знал о печальном опыте своей бабки – Ольги, не сумевшей крестить Русь из-за боязни попасть в зависимость либо от Константинополя, либо от Рима. Поэтому для князя важно было стать настоящим родственником византийских императоров и войти в их семью на равном с ними положении. Женитьба на сестре правивших в то время Василия и Константина давала такой шанс. Очевидно, именно такими соображениями руководствовался Владимир Святославич, когда посватался к принцессе Анне Романовне. Несомненно, невеста во многом превосходила жениха: и по происхождению, и по образованию, и по воспитанию, и по общему культурному уровню. Ведь она выросла в культурной столице всей Европы и Малой Азии – Константинополе. К тому же она сама и многие поколения ее предков были христианами, а Владимир – язычником. При всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, в русских летописях о ней содержится очень мало сведений, больше в византийских, арабских хрониках.
И он решает послать сватов в Константинополь.

И тут Владимиру подфартило.
Против соправителей – Василия и Константина восстал Варду Фока, объявил себя императором и тоже шёл на Константинополь. Тоже армянского роду-племени, но каппадокийского замеса, племянник Никифора Фоки, любовника, затем мужа Феофано, матери императоров и Анны.
Варда Фока захватил почти всю Малую Азию… Особенно критически сложилась ситуация в сентябре 987 г., когда войска мятежника подошли к Хрисополю, отделенному Босфорским проливом от Константинополя. Возникла угроза захвата столицы Варда Фокой. Поскольку собственных сил у Василия и Константина было мало, они обратились за военной помощью к соседним странам. Одним из первых, видимо, откликнулся Владимир, заинтересованный в сближении с византийскими императорами.

Разумеется, он слышал про походы на Царьград и Олега, и Игоря, деда своего. Про веру знал, ведь Ольга приняла христианство. Он понимал, что нужен был единый для всех бог, ведь и тогда на Руси было много разных племён и народностей... Особенно важным было единобожить языческую дружину. Не менее важным стимулом отказаться от язычества было то, что правители других государств не признавали князя-идолопоклонника за равного.
Он обещал выставить дружину в 6000 разноплемённых воинов. Но за свою помощь он потребовал руку принцессы Анны.
Начались переговоры, после которых был подписан договор о том, что сначала русский князь примет крещение, потом получит руку Анны и женится на ней по христианскому обряду и сразу же окажет военную помощь новым родственникам в борьбе с мятежником.
13 апреля 989 г. Варда Фока был разбит в битве у Авидоса на азиатском берегу Дарданелл императором Василием II, которому киевский князь Владимир послал на помощь 6-тысячное войско, сыгравшее решающую роль в сражении. В этой битве Варда Фока погиб.
Но братья не спешили исполнить обещанное, Анна плакала и умоляла «не посылать её в плен к тавроскифам». Нарушение договора не было следствием только прихоти или произвола императора Василия II. У князя Владимира было несколько жен и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский престол.

Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев только при одном непременном условии: все предыдущие браки князя Владимира должны быть расторгнуты, с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным., что для Владимира было неприемлемо: старшие сыновья были опорой его власти. Переговоры о брачном контракте, по-видимому, зашли в тупик, после чего союз с империей был разорван. Князь Владимир подозревая византийцев в обмане, в этот критический момент действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в Херсонес, византийское владение в Крыму.
Но попутно Владимир успел и тут возжелать дочь городского главы, то ли в шутку, то ли всерьёз он посватался к дочери правителя Херсонеса, те резко отказали, тогда он осадил Херсонес. Предатель из жителей города, некий Анастас, пустил стрелу с запиской, о том, что надо перекопать акведуки и лишить город воды. Началась страшная резня, пожары, по-моему, участь Рогнеды выпала и несчастной девушке и родителям. Отсюда он пригрозил ромеям – возьму и вас!

Братья задумались, вряд ли угроза была реальной, но Херсонес тоже свой город. Да и договор выполнять надо. Лучше дружить, тем более, что согласен принять их веру, и снова стали уговаривать свою сестру согласиться. Конечно, и они не хотели. Очень не хотели: язычник, варвар, по византийским меркам не родовит… Тянули, как могли, даже хотели послать другую девушку, внешне напоминающую рыжеволосую красавицу Анну.

Теперь по векселям надо было платить.
В древнейших летописях достаточно подробно описано, как осаждал Владимир Херсонес (Корсунь), как вел новые переговоры с императорами о скорейшем прибытии принцессы. В них подчеркнуто, что поначалу Анна категорически отказывалась выходить замуж за варвара, считая, что окажется у него в плену. Она умоляла братьев позволить ей умереть на родине. Но те заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну. При этом она спасет и своих родственников от жестокого врага. Решающим доводом для Анны стали слова, влагаемые летописцами в уста братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?».
По версии летописей, Анна принесла себя в жертву высоким целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране. Но уже примирилась со своей миссионерской судьбой. Это характеризовало ее как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину.
Таким образом, путем женитьбы на принцессе Анне Владимиру удалось избежать зависимости от византийских императоров и греческой церкви.

Начались приготовления к крещению Владимира и свадьбе. Князю были обещаны царские регалии вместе с высоким титулом кесаря, вводившего его в императорское семейство. Оба события совершились в храме Святой Богородицы. В честь этих событий в Киеве потом и была построена Десятинная церковь, тоже Богородичная. При ней празднование Успения Богоматери стало любимейшим для русских людей. При этом уже никто не помнил, что первой установила его на Руси византийская принцесса Анна Романовна. И Церковь молчит по этому поводу.
Ближе к осени началось крещение русских людей в главных городах. Крестильные рубахи, нательные деревянные кресты… бесплатно. Несколько раз заходили поэтому, халява оттуда пошла. Жгли и рушили языческих идолов, для крещения силой сгоняли в реки.
В византийских хрониках отмечено, что Анна построила в русском государстве много церквей. Десятинную церковь в Киеве строила Анна, Владимир был занят оборонительными сооружениями. По нескольку лет был в походах.
«Повесть временных лет» описывает, как крещение и брак с Анной сделали из распутного Владимира примерного семьянина. Сделавшись христианином, он освобождает всех своих языческих жен и наложниц. Но вызывает лекаря и говорит ему: «Я хочу иметь много сыновей, это мне надо. Но сделай так, чтоб к блуду не тянуло». Даже смертную казнь думает отменить.
За то, что князь заботился о бедных, вдовах и сиротах, нередко отправлял простым людям угощения со своего стола, народ любил Владимира и называл Красно Солнышко.

Анна Романовна, несомненно, выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. Карамзин пишет, что "принцессе пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы «заблудших язычников». В итоге для потомков «Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства».

Источники сообщают, что Анна «построила многие церкви в стране русов», свидетельствуют о ее щедрых пожертвованиях в ризницу Десятинной церкви. Имеются записи об участии Анны в государственной жизни: она была соавтором Владимира в составлении церковного Устава-судебника «Се аз, князь Володимир, сгадав есми с своею княгинею Анною и со своими детьми…», лично принимала иностранных послов. Окружавшие ее представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и готовили кадры местных священников. Для этого скорее всего было создано специальное училище. Привезенные принцессой иконы, церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные церкви по всем городам. И что, несомненно, следует отметить, вместе с Анной в Киев прибыло много армян и греков: ремесленников, мастеров, строителей, умельцев.
Сама Анна занялась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Известно, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Даже бывшие жены киевского правителя превратились в ревностных христианок, особенно Рогнеда. Следуя примеру Анны, она занялась христианизацией.
Византийская принцесса была замужем за князем Владимиром 22 года, однако ни в одном источнике нет данных о ее детях. Мы можем предположить, что он полюбил её за недюжинный ум и христианскую кротость. Иначе бездетную не держал бы столько времени при себе, а после смерти завещал похоронить рядом. Это любовь.

Предположение о том, что ее сыновьями были Борис и Глеб, не выдерживает критики. Они были старше. Во время захвата польским королем Болеславом Киева в 1018 г. в плен попали 9 дочерей князя Владимира. Кто были их матери, неизвестно.
Хотя после смерти принцессы князь Владимир вновь женился, но похоронить себя велел рядом с Анной. Но она сама и все ее заслуги были очень быстро забыты не только простыми людьми, но и представителями церкви.
Во время Батыева нашествия не только была утрачена ее гробница, но и забылась ее миссионерская деятельность, не была описана в древнейших летописях или каких-либо письменных памятниках, поскольку православное духовенство было заинтересовано в том, чтобы представить крестителем Руси одного Владимира Святославича и принизить значение греков в этом процессе и в русских летописях о ней содержится очень мало сведений.

Причина этого, видимо, и в том, что их создатели не захотели воздать должное женщине-иностранке, сыгравшей большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры и идеалов на ее территории. Эта тенденция была заложена еще митрополитом Иларионом, желавшим не зависеть от константинопольского патриарха и поэтому утверждавшим, что Русское государство крестил сам князь Владимир без какого-либо участия греков. Мало сведений об Анне и в византийских источниках, поскольку главная ее деятельность осуществлялась на Руси. Однако это не означает, что совсем нет. Сколько надо – есть.

Анна всячески противилась браку с неверующим язычником (о чем согласно сообщают русские и восточные источники), однако ей пришлось подчиниться воле брата. Но этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии; не удивительно, что о нем сообщает целый ряд источников – как русских (летописи, различные редакции Жития князя Владимира), так и иностранные (Яхъя Антиохийский, Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир, Скилица, Титмар Мерзебургский и др.).

Согласно "Повести временных лет", а также "Житию князя Владимира", именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство. Возможно, очаровав Владимира своей невиданной красотой и манерами. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Церковь, тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. в Василеве церковь во имя Преображения Господня, церковь святого Георгия Победоносца в Киеве, построенную вслед за Васильевской и в том же году, и много ещё, не сохранившихся.
Мало того. Миссионерская деятельность Анны Византийской и огромная роль в крещении Руси позволили принявшему христианство Владимиру обособить Русь и уберечь от влияния римско-католической церкви, оторвало от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой, чем и предопределился особый православный путь России…

Пьеса "ЦЕНА ВЕРЫ" ГоарРштуни

Киевская Русь и Византийская империя в преддверии судьбоносных событий. В этой статье речь пойдёт о делах давно минувших дней, которые, однако, оказали огромное влияние на русскую историю на всё последующее тысячелетие. Вспомним о незаслуженно забытой византийской царевне Анне, армянке по происхождению, ставшей любимой женой великого киевского князя Владимира Святославича. О том как благодаря умнице и красавице Анне в 988 году Владимир крестил Киевскую Русь. А их дети Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть, в 1021 году были провозглашены первыми русскими святыми. В конце XIII - начале XIV веков князь Владимир был причислен Русской Православной Церковью к лику святых в чине равноапостольного. День его почитания, 28 июля, является Днём Крещения Руси. Это новая памятная дата, установленная в день преставления святого равноапостольного князя Владимира. 1 июня 2010 года президент РФ подписал федеральный закон, по которому 28 июля Россия отмечает как День Крещения Руси. "Утверждение христианства на Руси способствовало единению государства, его процветанию, а также оказало большое влияние на сохранение целостности России в сложные исторические периоды", - подчеркнули в Совете Федерации РФ, принимая в 2010 году решение о новом празднике.

28 июля 2015 года в России торжественно отмечалось тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира, 1027 лет назад крестившего Русь. Церковь приравнивает деятельность Владимира, крестителя Руси, к деяниям апостолов Христа. В этот день по приглашению Президента РФ Владимира Путина в Кремле состоялся торжественный приём. На приёме присутствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высшие иерархи РПЦ, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян и другие почётные гости. Было отмечено, что крещение, коренным образом преобразило Киевскую Русь и стало историческим событием в судьбах народов России, Украины и Белоруссии. 4 ноября 2015 года в центре Москве будет установлен крупный памятник князю Владимиру, под стать содеянному им. Но, к большому сожалению, в России нигде не упоминается о том, что христианство на Руси было принято именно по настоянию Анны и ее царственных братьев. Итак, давайте посмотрим, какую роль во всех этих судьбоносных делах сыграла царевна Анна.

Для этого совершим экскурс в Киевскую Русь и в Византийскую империю в Х век, в преддверии 988 года. Известно, что Киевская Русь получила новую веру - христианство в виде одного из его течений - православия, от Византии. Византийцы стали общаться со славянами ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением 1500 лет назад Киева - "матери городов русских". В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Правда наряду с сотрудничеством, русские и византийцы нередко и воевали друг с другом. В период, о котором идёт речь, великим киевским князем был Владимир, прозванный Красное Солнышко - внук великой княгини Ольги, сын великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё в 955 году бабушка Владимира великая княгиня Ольга побывала в Византии и приняла христианство. Она была крещена в Константинополе в собора Святой Софии. И крестил её дед Анны - император Константин VII Багрянородный, 46 лет правивший Византийской империей. Вместе с княгиней Ольгой, принявшей в крещении имя Елена, была крещена и её свита. Но все попытки Ольги тогда распространить христианство на Руси, результата не дали.

Теперь поговорим о Византии. Посмотрим, кто же правил Византией в этот период. Это были представители так называемой Македонской династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Македонянин, армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, берущих своё начало от царя Трдата, которые назывались Армянские Аршакиды. Историки именуют эту династию Армянской, поскольку за два века её пребывания у власти (с 867 по 1056 год), большая часть византийских императоров, военачальников и крупных чиновников были армянами. В истории Византии Армянская династия считается самой знаменитой. О родословной Василия (Барсега) сохранились записи в византийских хрониках. А император Константин VII Багрянородный писал, что предки его деда Василия переехали из Армении в Византию ещё во второй половине V века и обосновались в окрестностях Андриаполя в Македонии. Таким образом, название Македонская династия получила потому, что начала восхождение к императорской власти из Византийской провинции под названием Македония. Интересно, что став полноправным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это было время наивысшего расцвета и могущества империи.

Его потомки и преемники достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был наделённый литературным даром император Константин VII Багрянородный - автор трактатов "Об управлении империей", "О церемониях византийского двора", "О фемах", а также по истории, медицине, агрономии и жизнеописании святых. Константин VII Багрянородный, или Порфирогенет появился на свет на багряных пелёнках в Порфире. Другой император-армянин Иоанн I Цимисхий (Чимшкик), нанёс поражение отцу Владимира князю Святославу на Балканах под крепостью Доростол.

В 988 году в Византии правил Василий II Болгаробойца (976 - 1025) и, как тогда это было принято, его брат-соправитель Константин VIII (976 - 1028). И у них была единственная сестра - царевна Анна. Они были армяне. Их отцом был Роман II, а матерью - Феофано. Хоть Роман был сыном императора Константина VII, женился он на совершенно незнатной девушке, дочери владельца одной из харчевен, который был выходцем из Армении. Крестильным именем Феофано было Анастасия. Выбор будущего императора пал на неё из-за красоты. Родилась Анна всего за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II. Он правил 4 года и по слухам был отравлен. Благодаря этой записи византийского историка Иоанна Скилицы стала известна точная дата рождения Анны - 13 марта 963 года. То обстоятельство, что Анна родилась ещё при жизни отца-императора, означает, что рождение произошло в Порфирной палате - особом помещении императорского дворца в Константинополе, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. Это считалось особой честью и родившиеся там, подобно Анне, гордо именовались Порфирородными или Багрянородными.

А после смерти Романа II императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, женившийся на матери Анны, императрице Феофано. Затем она его свергла и возвела на престол Иоанна I Цимисхия. И только после его гибели в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами и стали править сами. С этого времени подросшая Порфирородная царевна Анна стала одной из самых завидных невест в Европе, чьей царственной руки упорно добивались правители соседних стран. Сватались к Анне германцы, франки и другие. Армянский историк Стефан Таронский (Асохик) пишет о сватовстве к Анне в 986 году одного из болгарских князей.

Далеко не каждый даже знатный претендент мог рассчитывать на руку Анны. Её дед император Константин VII Багрянородный в 949 году написал для сына трактат "Об управлении империей", в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: "Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жёны, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жёны или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу. Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа". Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих династий Западной Европы и франков. И хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что, вроде бы, Анна уже была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III. Но этому не суждено было сбыться.

Сватовство Владимира к Анне.

Анну отличали не только знатность и богатое приданое, но и ум, и великолепное воспитание и образование. А ещё красота, которую она унаследовала от матери. Современники дали ей прозвище Руфа, то есть рыжая. Видя всевозможные достоинства сестры, братья хотели использовать Анну в качестве крупной козырной карты в политической игре, учитывая большую заинтересованность европейских монархов в браке с византийской царевной.

Сведения о достоинствах Анны, очевидно, были настолько распространены повсюду, что достигли князя Владимира Святославича. Женатый по языческим обычаям на Рогнеде и имевший, по дошедшим до нас сведениям, ещё множество жён и сотни наложниц, Владимир к тому времени начал проявлять интерес к христианству и также прослышал про знаменитую "царскую невесту" Анну из Константинополя - культурной столицы всей Европы и Малой Азии. И он тоже решил посвататься к ней. Старинные источники донесли до нас сведения об этом сватовстве. В начале 987 года князь Владимир обратился к византийским императорам Василию II Болгаробойце и Константину VIII Порфирородному отдать за него замуж их сестру царевну Анну. Брак Порфирородной царевны с "варваром язычником" считался кощунственным и недопустимым. И не удивительно, что на это предложение длительное время не было дано согласия.

Сама Анна тогда была против этого брака и отказывалась выходить замуж за варвара. Но её братья смотрели на этот вопрос через призму геополитики. Византийские императоры оказались в этот момент в крайне затруднительном положении в результате вспыхнувших мятежей, и тогда они решили просить князя Владимира о помощи. Владимир обещал помочь, но потребовал взамен руку царевны Анны. Вскоре он помог византийским императорам подавить мятежи. После этого, чтоб ускорить приезд невесты и заключение брака, Владимир начал военные действия в Крыму против византийского города Херсонеса, или Корсуни, как его называли русы. Херсонес находился на месте современного Севастополя. Там до сих пор можно увидеть его развалины на берегу Карантинной бухты. Да и Крым еще назывался не Крымом, а Тавридой или Газарией, что напоминало о том, что некоторое время им владели хазары. В те времена никаких половцев и татар там ещё не было. Овладение Херсонесом дало Владимиру контроль над Чёрным морем. Отсюда, из самого южного порта полуострова, ладьи русов могли добраться от Синопа до Константинополя.

Вот как эти события описываются в древнерусском источнике. Согласно "Повести временных лет", летом 988 года великий киевский князь Владимир Святославич со своим многочисленным войском осадил и вскоре захватил Корсунь (Херсонес) и отправил византийским императором послание с угрозой взять и Константинополь, или Царьград, как величали его русы. "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".

Как гласит летопись, братья в тревоге обратились к Анне с такими словами: "Может быть обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?" Памятуя о набегах русичей, Анна, "Греческому царству мира желая, воскликнула: Да будет на то воля Господня". Василий и Константин заявили Анне, что Бог возлагает на неё великую миссию - обратить в истинную веру целую языческую страну.

Тогда Анна поставила своё твёрдое условие перед Владимиром: он должен был отвергнуть языческих идолов, креститься, стать истинным христианином и оставить свои старые разгульные привычки. Василий и Константин ответили ему так: "Не пристало христианам выдавать жён за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Владимир принял это условие. Таким образом, двухлетние переговоры были завершены и соглашение было окончательно достигнуто. После получения его согласияимператоры уговорили Анну отправиться к "тавроскифам", как называли византийцы русских. И пришлось Анне подчиниться воле братьев и покориться судьбе. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери в своей летописи говорит о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: "Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство".

По настоянию братьев юная Анна в сопровождении большой свиты из приближённых и священников отправилась на корабле в Херсонес к жениху. Примечательно, что Анну в русских летописях называют "греческой царевной", и это соответствует ее византийству, но ещё раз подчеркнём, что Анна и её братья - византийские императоры, были армянами и в Херсонес её сопровождали армянские священнослужители.

Свадебная флотилия прибыла в Херсонес. Встречать невесту вышел на берег князь Владимир в расшитом золотом одеянии и с короной на голове. Красавица Анна приглянулась ему сразу. Согласно "Повести временных лет", а также "Житию князя Владимира", выясняется, что вскоре после прибытия Анны в Херсонес у князя Владимира заболели глаза и он едва мог видеть. И тогда именно Анна убедила Владимира принять христианство, пообещав ему исцеление после того, как он крестится. "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего".

Вскоре в главном храме Херсонеса в церкви Святого Василия священники-армяне из Константинополя крестили великого киевского князя Владимира и нарекли его греческим именем Василий, что в переводе означает "владыка". Священники просто перевели его языческое славянское прозвище. Но, возможно, и то, что Анна попросила святых отцов назвать жениха именем её старшего брата - правителя Византии Василия. Вслед за этим стали крестить дружину Владимира. Как только Владимир крестился, сразу же свершилось чудо! Он прозрел и обнял Анну. Летопись гласит: "По крещении же Владимира привели царицу для свершения брака". Бракосочетание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны было торжественно совершено по всем канонам христианства священниками-армянами в церкви Святого Василия, стоящей на центральной площади Херсонеса. Крещение Владимира и женитьба на Анне были описаны хронистом "Лаврентьевской летописи" и целым рядом источников, причём как русских, так и иностранных.

Любопытен такой факт. Владимир велел отослать назад братьям-императорам все их подарки к свадьбе, прося передать василевсам, что ему достаточно самого ценного из даров - прекрасной Анны. В летописях указано, что после крещения и венчания князь вернул Херсонес Византии. Кроме того он вернул Василию и Константину и выкуп за невесту. Владимир также передал Василию II и Константину VIII 6 тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались императорами для борьбы с внешними и внутренними врагами. Вот сколь высоко ценилась прекрасная византийка. Вот каким бесценным подарком для Руси оказалась армянская царевна Анна! А в память о своем крещении князь заложил в Херсонесе храм во имя Святого Иоанна Предтечи.

Этот брак сразу же выдвинул Владимира в первый ряд европейских правителей, а влияние Киевской Руси значительно усилилось. Брак с царевной существенно возвысил самого Владимира в глазах международной общественности. В некоторых иностранных хрониках русский правитель стал именоваться царём. Этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии. С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных в мире держав. После этого Владимира стали называть Крестителем, а впоследствии он был канонизирован - стал святым. Путем женитьбы на Анне Владимиру Святославичу удалось избежать зависимости от Константинополя после крещения. Русская церковь, вероятнее всего, стала подчиняться в это время херсонесскому митрополиту, который в свою очередь был в подчинении у царевны Анны, властительницы Херсонеса. То есть власть над Русской церковью осталась в руках у Владимира.

О пребывании Анны в Херсонесе, сказано в "Повести временных лет". Анна - единственная византийская царица, о пребывании которой в Крыму (и при том именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Надо сказать, что Анну в русских источниках именовали не великой княгиней или царевной, а именно царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Хотя известно, что царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном. "А после, - говорится в летописи, - Владимир взял царицу, священников и мощи святых, прихватив с собой сосуды церковные и иконы на благословение, и, сопровождаемый дружиной, боярами и духовенством двинулся к Киеву, для крещения всего народа".

Великие деяния Анны и Владимира.

Возвратившись в Киев, "матерь городов русских", великий князь Владимир повелел сокрушить старых идолов, которым ранее поклонялись на Руси - одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру. Затем Владимир назначил день всеобщего крещения киевлян. Считается, что это событие произошло 1 августа 988 года. Он отправил гонцов по всему Киеву с такими словами:"Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - тот будет враг мне!" Услышав это, все люди пришли к Днепру. "На другой же день вышел Владимир на Днепр, - описывает летописец устроение князем крещения киевлян, - и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, а некоторые держали младенцев. А священники совершали молитвы, стоя на месте".

При Владимире, кроме Киева, крещены были ещё Чернигов в 992 году, Смоленск в 1012 году и другие города. Таким образом, благодаря армянке Анне в 988 году Владимир совершил исторический акт - с участием армянских священников крестил Киевскую Русь! Перейдя в веру Христову Владимир отрекся от всех своих предыдущих многочисленных жён и наложниц. Он отпустил их на волю, а некоторых выдал замуж за своих приближённых. После крещения приказал Владимир ставить церкви по всей стране, определять в них священников и приводить туда людей на крещение. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение.

Известный украинский писатель и журналист Олесь Бузина так оценивает трансформацию Владимира. В своем политическом и человеческом росте князь Владимир прошёл длительную эволюцию от полудикаря до гуманиста, сомневавшегося даже в том, стоит ли казнить разбойников, если Христос сказал: "Не убий!" Пока князь размышлял над этим богословским вопросом, душегубов развелось столько, что в Киев стало не проехать. Потом реальная политика пересилила, и разбойников, мешавших цивилизованному бизнесу, перебили без пощады. Священникам удалось убедить князя в необходимости этого. Непротивление злу и насилию - не метод в борьбе с беспредельщиками. Государство - это и есть аппарат насилия. Но, главное, чтобы оно было разумным аппаратом.

Олесь Бузина считает, что Владимир успел невероятно много, как ни один правитель Руси до него. Но в летописи с 997 года по 1014 год зияет пропуск. Получается, князь ничего не делал все последние семнадцать лет своего правления? Нет! Просто дела его были мирные. Он много строил по всей стране. И не только оборонительные валы и Десятинную церковь, но, по-видимому, и Софийский собор, который неверно приписывают его сыну Ярославу. Деяния Владимира Святого были столь велики, что вызвали у Ярослава зависть. Кое-что из отцовских свершений Ярославу Мудрому даже пришлось "переписать" на себя - примазаться к чужой славе, - уверен Бузина.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский отмечал, что Анна активно участвовала в распространении христианства на Руси, "построив многие церкви".Это было вполне естественным, поскольку ещё на родине царевна согласилась взять на себя миссию просветительницы языческой страны. Она прекрасно понимала, что без строительства храмов и обучения священников осуществлять христианизацию большого государства нельзя. Некоторые исследователи, считают, что Анна помогала Владимиру в создании законодательства, касающегося правового положения Русской церкви. К этому выводу их подтолкнула следующая фраза "Устава князя Владимира": "Сгадав аз с своею княгинею Анною". Это является прямым свидетельством реального участия Анны в составлении церковного устава ещё при князе Владимире.

Окружавшие Анну представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и морали, готовили к церковной службе местных священников. Для этого по всей вероятности было создано специальное училище. Перейдя в веру Христову Владимир отрекся от всех своих предыдущих многочисленных жён и наложниц он отпустил их на волю. И бывшие жёны киевского князя превратились в истинных христианок, особенно Рогнеда. По примеру Анны, она занялась христианизацией Полоцкой земли. Потом основала первый женский монастырь и стала его постриженницей. Известно также, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Привезённые царевной иконы и церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в новоотстроенные церкви по всем городам Руси. Анна занималась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Она также заботилась о неимущих киевлянах и способствовала открытию для них больниц и богаделен. За это простой народ её очень любил.

Именно по инициативе Анны в 989 году в Киеве началось строительство первого величественного и необычайно красивого каменного храма - Десятинной церкви. Она стала образцом для подражания при возведении в XI - XV веках каменных соборов во многих крупных русских городах. В летописях отмечено, что Десятинная церковь строилась приглашёнными князем Владимиром греческими мастерами. Однако изучавшие руины храма археологи обнаружили в особенностях его фундамента черты, свойственные армянским постройкам. Так что получается, что для закладки фундамента и строительства Десятинной церкви и других построек в Киеве были приглашены армянские мастера и архитекторы. Владимиру часто некогда было следить за строительством храма в Киеве. Поэтому этим в основном занималась Анна Романовна. Она следила и за строительством других христианских храмов.

Анна украсила Десятинную церковь красивыми иконами. Особо стала почитаться икона Владимирской Богоматери. Она использовалась во время празднования Успения Богоматери. Поскольку эта церковь как раз и была посвящена данному празднику, Анна ввела в церковный обиход ежегодное празднование дня Успения Богородицы с 996 году, когда было завершено строительство Десятинной церкви. Затем аналогичные Успенские соборы были возведены во всех крупных городах, где находились княжеские резиденции сыновей Владимира: Ростове, Владимире-Волынском, Тмутаракани и других. Праздник Успения Богоматери был тепло принят и в Киеве, и по всей Руси и со временем стал любимейшим для русских людей. Так что к числу заслуг Анны следует также отнести принятие этого праздника. Жаль, что потом уже никто не вспоминал, что первой его установила на Руси армянская царевна из Византии Анна Романовна.

Хотя Десятинная церковь не дошла до нас (она рухнула в 1240 году во время Батыева нашествия), археологи смогли реконструировать её внешний вид. Это было весьма внушительное сооружение длиной 27,2 метра и шириной 18,3 метра с тремя нефами, тремя абсидами и внутри с тремя парами столбов для поддержки сводов. Венчали его 5 больших куполов. С южной и северной стороны храм окружали пониженные галереи с односкатными крышами. Поскольку ни мрамора, ни яшмы в районе Киева не было, то их для храма, очевидно, привозили из Крыма по заказу царевны. Особую нарядность Десятинной церкви придавали фрески и мозаики, которые украшали всю верхнюю часть стен и купол. Церковь была богато отделана мрамором.

Появился также обычай украшать и другие храмы и дворцы настенными росписями, мозаиками, резным камнем, инкрустировать полы разноцветными плитками. Мастерство изготовления всего этого пришло из Византии. Мозаики были сделаны из разноцветного стекла, которое в это время стало производиться уже в самом Киеве. Кроме мозаик из него делали квадратные и круглые оконные стёкла в зданиях. Помимо этого из разноцветного стекла делали посуду, браслеты, бусы и перстни. Русским женщинам особенно полюбились украшения. Археологи находили их почти во всех женских погребениях XI века. Очевидно, что моду на стеклянные украшения на Руси тоже ввела Анна. В быт знати все больше начинает проникать византийская роскошь и изысканность, особенно это было заметно в одежде и украшениях.

С именем Анны можно связать не только строительство Десятинной церкви, но и расположенной поблизости с ней великолепной княжеской резиденции. Она представляла собой роскошный дворцовый комплекс, состоящий из нескольких каменных сооружений, находящихся рядом друг с другом. Внутренние дворики дворца в греческом стиле, возможно, украшались декоративными растениями и цветами. Прежде на Руси подобных великолепных ансамблей никогда не было. Возник он, несомненно, по инициативе и при деятельном участии Анны Романовны. Под влиянием жены Владимир, видимо, обустроил для себя и загородную резиденцию в Берестове с деревянным дворцом и каменной домовой церковью в честь Спасо-Преображения. Анной было внесено много изменений в быт киевского князя. С этого времени Владимир стал строить мощные каменные оборонительные сооружения по типу византийских. На Руси также начинает развиваться кирпичное строительство.

Итак, как видим, Анна Романовна с честью выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. При жизни Анну почитали должным образом. А затем её популярность пошла на спад. К сожалению, при всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, и всех её многочисленных заслугах перед Русью, в русских летописях и других письменных памятниках о ней содержится мало сведений. Её славная жизнь не была должным образом описана. И во время Батыева нашествия и после него стала забываться её огромная миссионерская и просветительская деятельность.

Причина этого, видимо, в том, что православное духовенство было заинтересовано в том, чтобы представить крестителем Руси одного Владимира Святославича и принизить значение армян и греков в этом процессе. Авторы летописей не захотели воздать должное женщине-иностранке, сыгравшей такую большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры на ее территории. Эта тенденция была заложена еще митрополитом Иларионом, желавшим не зависеть от константинопольского патриарха и поэтому утверждавшим, что Русское государство крестил сам князь Владимир без какого-либо участия армян и греков. Мало сведений об Анне и в византийских источниках, поскольку её главная деятельность осуществлялась на Руси.

Известный украинский учёный, философ и арменовед Ирина Гаюк, автор "Энциклопедии армянской культуры в Украине" исследовала эту тему. Она подчёркивает, что армянские корни царевны Анны сомнения не вызывают. По её мнению, здесь проблема не только в замалчивании, а ещё и в малоизученности вопроса её деятельности. Это с одной стороны, а с другой - все вопросы, связанные с плохим освещением армянской тематики, напрямую связаны с плачевным состоянием востоковедения в Украине. Помимо этого, есть еще одна причина умалчивания армянского происхождения Анны - чисто политическая. Люди, занимающие высокое положение в государстве, как правило, являются выразителями интересов и воли прежде всего данного государства, а не этноса или нации, к которым они относятся. Ирина Гаюк подчёркивает, что с крещением в истории Киевской Руси наметился радикальный поворот. Смена вероисповедания означала коренную перестройку всего жизнеустройства народов, населявших эти земли. И если официальное крещение Руси произошло при Анне, то с ней на Русь прибыли официальные представители церкви, ставшей государственной. А поскольку Анна была армянкой, то вероятнее всего именно с ней на Русь прибыло большое количество армян.

По мнению профессора Ярослава Дашкевича, именно армяне могли принести с собой на Русь восточные календарные системы, что отобразилось и в русском летописании. А что касается столь распространенного в Киевской Руси культа святых Григория Просветителя и Девы Рипсиме, то, хотя они были и есть общеправославными святыми, столь широкое их почитание на Руси, а также их иконография согласно канонам Армянской Апостольской, а не Византийской Церкви, тоже связаны с царевной Анной и теми священниками, которые, прибыли с ней в Киев.

Выдающийся историк Николай Карамзин тоже занимался исследованием этой темы и пытался воссоздать исторический портрет царевны Анны. Для этого он изучил все сохранившиеся древние летописи. По мнению Карамзина, царевне Анне пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы "заблудших язычников". В итоге для потомков "Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства".

Смерть Анны и Владимира.

Убийство Бориса и Глеба. Византийская царевна Анна была замужем за князем Владимиром 22 года. И прожили всё это время они в любви и согласии. Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011 / 1012 году (Новый год тогда считали с 1 сентября). "Повесть временных лет" сообщает о смерти Анны так: "Преставилась Владимирова царица Анна". Анне Романовне было всего 48 лет. Причина смерти точно неизвестна. Возможно, на её здоровье повлияла перемена климата или сказалась какая-нибудь эпидемия. Это произошло за 4 года до смерти князя Владимира.

Для Владимира Святославича смерть любимой жены стала тяжелой утратой. Поэтому он заказал камнерезам-армянам из Византии роскошный мраморный саркофаг, украшенный красивой резьбой. Чтобы увековечить память принцессы по приказу князя его установили внутри Десятинной церкви. Следует отметить, что в Византии подобной чести не удостаивались даже императоры - наместники Бога на земле. Их хоронили вне церквей. Только в странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей внутри храмов. Таким образом, их приравнивали к святым. Анна была удостоена особых почестей за свои великие деяния, за то, что вместе с мужем крестила и просвещала русский народ, а также строила храмы. Хотя после смерти царевны князь Владимир вновь женился, но похоронить себя он завещал рядом с Анной, в таком же беломраморном саркофаге. До разрушения Десятинной церкви в 1240 году останки Анны и Владимира особо почитались русскими людьми. Отношение к Анне было как к святой!

Как сообщил немецкий хронист Дитмар Мерзебургский, в первой половине XI века он видел в Киеве в Десятинной церкви стоявшие рядом гробницы Анны и Владимира. именно так, как завещал Святой Владимир Креститель. Карамзин более обстоятельно исследовал данный вопрос и в "Историческом описании Киево-Печерской лавры" обнаружил сведения о находке в 1636 году, во время разборки рухнувшей в 1240 году Десятинной церкви, саркофагов Владимира и Анны. По непонятной причине только череп князя был перенесен в Киево-Печерскую лавру, а все остальное вновь было зарыто. В конце 30-х годов XX века вновь производились раскопки в районе Десятинной церкви, и под полом был найден тайник с осколками беломраморных крышек. Во время исследования удалось выяснить, что ранее их украшали кресты и барельефы. По всей вероятности это были осколки крышек саркофагов Владимира и Анны.

У Владимира Святославича, прозванного в народе Владимир Красное Солнышко, было 12 сыновей. Но его любимцами, безусловно, были Борис и Глеб, которых родила князю византийской царевна Анна. Они также были любимцам всего народа. При крещении Борис получил имя Роман, а Глеб имя Давид. Первенец Борис, появившийся на свет примерно в 990 году, скорее всего, получил своё крестильное имя по отцу Анны - императору Роману II. А Глеб, рожденный около 1000 года, крестильное имя получил в честь библейского царя Давида, чтимого как образец христианского властителя. Киевляне хотели, чтоб старший из двух братьев Борис стал великим киевским князем после отца. Можно не сомневаться, что это был бы прекрасный наследник. Но, к сожалению, этого не произошло. 15 (28) июля 2015 года великий князь Киевский умер. И власть в Киеве силой и обманом захватил самый старший из всех сыновей - Святополк, которого даже сам Владимир терпеть не мог.

Воссев на престол, Святополк стал всячески задабривать киевлян. Но те в один голос решительно заявили: "Хотим Бориса, сына княгини Анны". Тогда этот подлый душегуб подослал к своим сводным братьям Борису и Глебу убийц. Узнав об этом злодеянии, народ прозвал Святополка Окаянным. Велика была печаль народа. Князья Борис и Глеб, сыновья армянки Анны, были провозглашены Русской Православной Церковью святыми. Причём, они стали самыми первыми русскими святыми. Праздновать память невинно убиенных братьев 24 июля начали вскоре после сооружения в 1021 году в Вышгороде первой церкви во имя Бориса и Глеба. Изгнав в 1019 году из Киева брата-изверга Святополка великим князем стал Ярослав Мудрый. Отдавая дань почтения крестительнице Руси Анне, он также назвал свою дочь Анной.

Следует сказать, что несмотря на очевидность, некоторые историки пытаются поставить под сомнение то, что сыновья Владимира Борис и Глеб были рождены Анной. По этому поводу Ирина Гаюк приводит чёткую аргументацию. Во-первых, о том, что Анна была матерью Бориса и Глеба писали такие выдающиеся русские историки как Василий Татищев и Сергей Соловьев. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что в источниках того времени рассказывается о паломничестве армянских купцов к Вышгородской церкви-усыпальнице святых Бориса и Глеба. В-третьих, именно житие святых Бориса и Глеба было переведено с древнерусского на армянский язык. И, наконец, именно "Житие святых Бориса и Глеба" приблизительно в 30-х годах XIII веке вошло в армянские "Четьи-Минеи" и осталось в них по сей день. Так что повышенное внимание со стороны армян к святым Борису и Глебу с момента их убийства является не случайным, а объясняется их армянским происхождением.

В 1056 году Македонская, а на самом деле армянская династия в Византии сошла с исторической арены. К власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха - Мономаховичи. Но принесённое на Русь царевной Анной, православие - осталось. В летописях Анну именуют "грекрыня" или "греческая царевна", так как впоследствии Византия пала под ударами турок в 1453 году и "съёжилась" до границ Греции, а архивы основательно "подчищались". К сожалению, Анна и её братья Василий II Болгаробойца и Константин VIII Порфирородный, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми. Хотя именно им Россия, а также Украина и Белоруссия обязаны принятием веры в Христа в 988 году.

Справедливость требует признать, что образ византийской царевны, а затем великой киевской княгини Анны незаслуженно остаётся в тени, в то время как великий князь Владимир в связи с крещением Руси был объявлен святым. Его бабушка, великая княгиня Ольга, так и не сумевшая ранее склонить своего внука Владимира принять христианскую веру, тоже была причислена к лику святых и погребена в Десятинной церкви. Впоследствии при её раскопках был найден саркофаг Ольги, выполненный из волынского шифера армянскими мастерами и украшенный армянскими орнаментами.

А ведь именно Анна уговорила поторопиться с крещением Владимира, который страдал глазами и почти ослеп, а после крещения выздоровел. Олесь Бузина пишет: "Образ царственной юной армянки из Константинополя, уехавшей на чужбину ради выполнения христианского долга - крещения языческой страны, где её ожидали опасности, непонимание, вражда, равнодушие к христианским святыням, может быть, потому, что её подвиг совершался скромно и в обычной повседневности, не только не оценён по достоинству, но и предан забвению…"

Красавица Анна, изображение которой сохранилось на фреске в Софийском соборе, несомненно, совершила подвиг, отправившись в далёкий Киев, чтобы привлечь великого князя Владимира и всю Киевскую Русь к вере Христовой! Как гласит одна из летописей: "Анна принесла себя в жертву высоким целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране. Это характеризовало её как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину". Светлый образ византийской царевны, а затем великой киевской княгини Анны должен быть по достоинству оценён и должен засверкать во всей красе. И если Владимир зовётся Крестителем Руси, то Анну с полным основанием можно назвать Крестительницей Руси! Ведь в первую очередь именно благодаря этой замечательной армянке русские, украинцы и белорусы вот уже 1027 лет являются христианами. И кому как не Анне быть провозглашённой Русской Православной Церковью за это святой! Хочется надеяться, что хоть через тысячу лет справедливость восторжествует.

В СМИ промелькнула информация о том, что в России совместно с одной из американских киностудий снимается двенадцатисерийный фильм об Анне Византийской, жене Владимира – великого князя Киевского. Тема вызвала интерес, тем более что в жилах Анны текла армянская кровь.

ВИЗАНТИЯ БЫЛА МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ, НА ТЕРРИТОРИИ которого жили греки, славяне, армяне, грузины, потомки древних фракийцев. Этнографическую смесь скрепляло православие, межнациональным языком был греческий.

Греки заселяли земли Пелопоннеса и Эллады, а другую часть (Балканы) населяли славяне, часть Балкан и Малую Азию – армяне. А т.к. армянское население азиатских фем (военно-административный округ Византийской империи) было проникнуто греческим духом, их называли ромеями (самоназвание жителей Византийской империи). Каждый из этих народов внес свой вклад в развитие империи, и армяне, конечно, были не последними среди них. Тому есть много фактографических примеров.

Но вернемся к Анне Византийской.

В русских летописях ее называют греческой царевной, имея в виду ее византийство. А между тем Анна и ее братья – императоры Василий II и Константин VIII имеют армянское происхождение. Как известно, наиболее могущественной Византия была в период правления Македонской (Армянской) династии, основателем которой был Василий I (Барсег I), происходивший из семьи армянских крестьян Фракии или Македонии.

Анна была порфирородной или багрянородной. По представлениям средневековья, это сделало ее почти небожительницей. Багрянородными назывались дети императора, рожденные в багряных пеленках, а этот цвет считался императорским, их дети обладали несомненным правом на императорский престол. Матери-императрицы производили на свет детей в специальном Багряном (Порфирном) зале дворца, стены которого были из камня порфира, привозимого из Африки. Их пеленали в багряные пеленки, стоящие огромных денег, т.к. краситель. пурпурных оттенков получали из моллюсков-иглянок, а для окраски 1 кг ниток нужно было 10 тысяч таковых.

Анну Романовну отличали не только знатность и богатство, но и красота. Современники называли ее Руфой (Рыжая). Княжна была светловолосой, красивой, умной, образованной. Природный ум она унаследовала от деда Константина VII, который после себя оставил ряд трактатов по медицине, истории, астрологии, другим наукам.

В ТОТ ПЕРИОД ВИЗАНТИЯ БЫЛА ЦЕНТРОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ. Кстати, в середине IX в. императрица Феодора Мамиконян для здания университета подарила Магнаврский дворец. Ее брат Вард Мамиконян основал Магнаврский университет, который считался первым университетом в Европе. Ректором был назначен Лев (Левон) Математик (или Философ, как его называли) – армянин по происхождению. Дед Левона был одаренным военачальником в Армении.

Лев Математик был изобретательным человеком, и авторство "светового телеграфа" (говоря современным языком) принадлежит именно ему. Он придумал такую систему зеркал, станций и маяков, которая позволяла менее чем за час передавать световой сигнал, предупреждающий о тревоге, от самого Константинополя до границ Халифата. А если учесть, какую угрозу для ромеев (жителей Византии)продолжала представлять стремительная арабская конница, то изобретение Льва Математика и переоценить трудно. Он также сконструировал трон с золотыми рычащими львами и поющими птицами, а при нажатии кнопки трон поднимался до потолка, оставляя изумленными недоумевающих гостей.

В университете также преподавали ученый Иоанн Грамматик (Ованес Керакан), который способствовал открытию университета Магнавра а также астроном Баграт (Панкратос) – тоже армянского происхождения и др...

Вернемся к царствованию Василия II и Константина VIII. В 987 г. неожиданно военачальник Варда Фока провозгласил себя императором и завладел Антиохией. Назрела угроза захвата Константинополя. Василий II обратился за помощью к князю Владимиру. Тот обещал свою поддержку при условии, если Василий II и Константин VIII отдадут ему в жены сестру Анну Романовну. Но Василий II с братом не спешили выдавать сестру замуж за язычника. Тогда Владимир осадил город Корсунь (древнегреческий Херсонес). Город сдался, а князь пригрозил осадить и Царьгород (Константинополь), если не выдадут за него Анну. Братья, подумав, дали свое добро, но лишь в том случае, если князь примет крещение и женится на ней по христианскому обряду.

Князь согласился принять православие, сказав, что эта вера ему по сердцу. Братья Анны уговаривали ее, говоря, что, став христианином, Владимир обратит Русь к покаянию, а Византия избавится от ужасной войны. Желая мира, Анна, смирившись, покорилась судьбе.

В свадебном кортеже Анну сопровождали армянские священнослужители, учителя для быстрого освоения иностранного языка, лекари, прядильщицы и музыканты, писари, библиотекари, несколько тысяч охранников... Из Византии и Армении в Киев поехали вместе с ней инженеры, каменотесы, художники-оформители, плиточники, отливщики колоколов, архитекторы и прочие строители.

ВСКОРЕ БЫЛО РЕШЕНО ПОСТРОИТЬ В КИЕВЕ ДЕСЯТИННУЮ ЦЕРКОВЬ (ныне церковь Успения Пресвятой Богородицы). Так она называлась, потому что на ее содержание шла десятина княжеских доходов. На ее строительство Анна выделила большое пожертвование, о чем Владимир с гордостью упоминает в своем Церковном уставе. К слову, он всегда советовался с Анной во всех важных делах. Прекрасно образованная, она неизменно вызывала уважение у своего мужа. Анна даже могла лично принимать иностранных послов, составлять вместе с Владимиром государственные документы. Она же вместе с мужем приняла Церковный устав – первый законодательный свод киевского государства.

Построенная Анной Романовной и князем Владимиром церковь была по образу похожа на Фаросскую церковь при Большом императорском дворце в Константинополе, в которую Анна любила ходить на молебны.

Десятинная церковь начала строиться в 989 г. и строилась долгие годы, но во время нашествия хана Батыя в 1240 г. была сожжена и уничтожена. Сохранившиеся фрагменты и описания современников свидетельствуют об изящном и красивом сооружении с пятью большими куполами длиной 27 м и шириной 18 м с разноцветными фресками и мозаиками из стекла и яшмы. Ко времени строительства Десятинной церкви армянские архитекторы уже отстроили такие шедевры мировой архитектуры, как купольные храмы и базилика армянских монастырей Рипсиме, Аствацацин в армянском Талине, собор Св.Ованеса (Багаван), Звартноц и другие.

Церковь была украшена красивыми иконами и фресками на куполе и в верхней части. По приказу Анны в Киев были доставлены иконы и церковная утварь, а также "Жития Святых". В то же время открылись специальные заведения для обучения священнослужителей. Анна пеклась также об устройстве больниц и богаделен, заботясь о пропитании неимущих киевлян.

О красоте Десятинной церкви можно судить по собору Софии Киевской, которую начал строить князь Владимир, а закончил Ярослав Мудрый. На стенах Софии Киевской сохранились 22 граффити на армянском языке. Сделанный из белого мрамора саркофаг Ярослава Мудрого (XI-XII вв.) является уникальным памятником Софийского собора. На нем высечены растительные и геометрические изображения, которые встречаются на некоторых памятниках армянского зодчества (монастыри Звартноц, Макеноцац, Талин). Внимательное изучение геометрических знаков саркофага показывает, что некоторые из них похожи на армянские буквы и, вероятно, являются знаками или инициалами армянских мастеров.

Позже Анна построила много церквей. И, конечно, культурный вклад Анны Армянской поистине неоценим. От нее также пошла мода ношения украшений из разноцветного стекла. Мастера, занимающиеся варкой стекла для витражных окон, отдавали отходы умельцам, которые превращали их в украшения.

В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ МАКЕДОНСКОЙ (АРМЯНСКОЙ) ДИНАСТИИ ОТМЕЧАЕТСЯ сильное влияние армянского искусства на Византию. По мнению Йозефа Стржиговского (польский и австрийский искусствовед, специалист в области византийского искусства), в период властвования Македонской (Армянской) династии прослеживается прямое влияние армянского искусства на искусство Византии. Огромное число архитекторов и художников создавали свои шедевры в Византии (новая церковь в Константинополе, церковь Santa Maria antika в Риме, а лучшее произведение македонского армянского возрождения, по словам Стржиговского, Святая София в Киеве...). Многие другие русские церкви относятся к "византийской" традиции эпохи македонских (армянских) императоров.

Роль Анны Византийской из Армянской династии была очень большой для Киевской Руси. Выйдя замуж за князя Владимира, Анна Армянская не только способствовала распространению христианства на Руси. Принятие христианства консолидировало Русь и способствовало переходу удельных княжеств к Российской империи. Анна также привезла с собой много армяно-халкидонской знати (родственников самой царевны), монахов-писцов, астрономов, картографов, художников, зодчих, врачей. Стали использоваться редкие для того времени карты мироустройства (ашхарацуйц), календарные системы, редкая медицинская литература – лечебники.

Но, к сожалению, в то время как князь Владимир и его сыновья (Глеб и Борис) возведены в ранг святых, Анну незаслуженно забыли (она не канонизирована). Анна умерла в возрасте 48 лет. Возможно, причиной ее смерти стала эпидемия. Князь Владимир заказал для нее камнерезам-армянам из Византии роскошный мраморный саркофаг изящной резьбы и установил его в пределах Десятинной церкви. Позже в той же церкви Пресвятой Богородицы появился еще один саркофаг – князя Владимира. Тогда подобной чести не удостаивались даже византийские императоры...

После князя Владимира некоторые русские князья женились на византийских принцессах (армянского происхождения). Так, мать Владимира Мономаха, жена Всеволода Мария (Марьям) была дочерью византийского императора из Македонской (Армянской) династии (Константина IX Мономаха). Родившись в 1053 г., Владимир (отец Юрия Долгорукого, основателя г. Москвы) получил от родителей прозвище Мономах.

После принятия христианства на Руси в конце XII - начале XIII вв. постепенно сформировалась общность взглядов армянских и русских деятелей искусства, архитекторов, художников. Эти традиции развивались впоследствии новыми поколениями.