Xiv. франция от смерти кардинала ришелье до смерти кардинала мазарини

Рейки - японская целительская и одновременно духовная практика, не являющаяся религией. Саморазвитие и самопознание, лечение и исцеление, гармония и баланс, сила и ум, энергия и дух – это далеко не полный список составляющих, которыми можно охарактеризовать систему Рейки.

В японском языке – Рейки – это два иероглифа, где «рей» обозначает - космический, вселенский, универсальный, а «ки» - энергия жизни, или жизненная энергия. Полное значение Рейки - «универсальная жизненная энергия».

Что такое техника Рейки?

Энергия Рейки помогает настроить Тело и Дух на гармоничные высокие вибрации и при постоянной практике исцелять различные заболевания. Также, с помощью Рейки можно очистить свою жизнь от негативных событий, привлекая нужные вам, и в конечном итоге обрести ту жизнь, которую вы бы хотели.

Как это происходит в эзотерическом целительстве? Посредством дистанционной работы с фото при помощи наложения рук, работы с символами и образами, работы с фантомом. Руки и визуализация, служат теми мощными инструментами, через которые универсальная жизненная энергия передаётся через Целителя к человеку.

Технике Рейки уже более века и есть некоторые свидетельства, что целительство Рейки, использовалось ещё в Древней Японии.

Основателем «школы рейки» является буддистский монах и философ из Японии – Микао Усуи. Датой основания считается 1922 г. В кризисный период своей жизни Микао Усуи в поисках истинного знания отправился в длительное странствование. Завершилось это паломничество в одном из храмов на священной для буддистов горе Кураме. Там монах-философ занялся глубокими медитациями, через которые пришёл к осознанию «Рейки».

Чуджиро Хаяши - последний ученик Микао Усуи. По профессии - врач. Он несколько видоизменил практику рейки, проводя целительские сеансы среди своих пациентов. Ему принадлежит и разработка позиций рук во время оздоровления.

Для человека техника рейки работает на 4 уровнях: духовном, ментальном, эмоциональном и физическом. Это значит, что человек практикующий Рейки или проходящий курс лечения у Мастера рейки, получает оздоровление на уровне всех перечисленных тел. Уровень глубины познания и освоения системы Рейки состоит из 3 ступеней.


Ступень 1

  • Ознакомление с историей возникновения, энергией Рейки и её практическим применением;
  • Подключение к Вселенским Знаниям и Универсальному потоку жизненной энергии;
  • Работа над внутренним «Я»;
  • Обучение практике самоисцеления;
  • Обучение целительским практикам работы с водой, растениями и животными;
  • Основы дистанционной работы;
  • Работа с первым символом

Ступень 2

  • Качественное расширение собственных возможностей и глубинная работа с энергиями;
  • Работа по очищению помещений;
  • Умение улучшать отношения;
  • Качественное улучшение жизни;
  • Обучение целительским практикам;
  • Обучение работе с тремя символами и умение их применять;

Ступень 3

  • Умение увеличивать и уменьшать энергопоток;
  • Ознакомление с символами Мастера;
  • Углублённые целительские практики
  • Умение работать с пространством и временем и изменять их на Линии жизни в прошлом, настоящем и будущем

Так же существует и 4 ступень познания системы рейки. Это ступень Мастера и Учителя Рейки, она доступна для тех, кто успешно освоил и длительно практикует первые три ступени.

Практическое применение техники Рейки

Несмотря на то, что в России Рейки стали практиковать сравнительно недавно, сегодня она пользуется большой популярностью. Это глубокая, но доступная для понимания и действенная техника. В целительстве Рейки, наложение рук, в том числе и по фото, воздействует на людей с помощью универсальной жизненной энергии Вселенной. Такое эзотерическое целительство помогает избавиться не только от различных «фобий», но и убрать блоки в энергетических каналах, очистить поле от негативных сущностей, поправить здоровье, наполнив человека Светом. Организм мягко восстанавливается день за днём. На уровне подсознания, эмоций, снимается напряжение, вследствие чего энергетика выравнивается и Тело приходит к балансу, болезни исчезают. Таким образом, происходит лечение Рейки.

В наше время многие ругают традиционную медицину. Однако здесь не всё так однозначно. Не только традиционная, но и эзотерическая медицина не способна помочь человеку, если он не захочет помочь себе сам. Изменить отношение к себе, к окружающему миру, к людям, изменить мировоззрение – первое что необходимо сделать серьезно заболевшему человеку.

Когда-то наступает такой момент, что человек твёрдо решает для себя – я хочу быть здоровым. Именно тогда занятия Рейки и другими духовными и целительными практиками оказывает максимально эффективную помощь.

Для детей различного возраста энергия рейки полезна, тем, что защищает их поле от болезней, а в случае заболевания ребёнок быстро выздоравливает. Так же дети под воздействие энергии рейки лучше усваивают школьную программу, и вообще процесс обучения у них идёт гораздо легче, чем у других детей, плюс Рейки помогает развивать скрытые способности.

Что касается пожилых людей, то им Рейки может продлить жизнь.

Практика Рейки, даёт людям огромную энергетическую подпитку, а также неограниченные возможности. Постоянная работа с рейки, позволяет мягко входить в состояние медитации. Человек начинает осознанно работать над собой и познавать мир, а значит, уверенно следует своему пути. У человека развивается интуиция, внутренний мир приходит в гармоничное состояние, приобретаются глубинные знания и мудрость.

В тело человека рейки проводят руками. Руки являются инструментом Души, проводником целительной энергии Вселенной. Люди, практикующие рейки говорят, что руки - это инструмент для передачи Божественной Силы. Руки связаны с сердцем человека, а сердце считается принимающим центром, в который направлены высшие вибрации. То есть, сердце принимает в себя «космический огонь», а руки проводят «космический огонь» идущий от центра к исцеляемому.


Рейки, исцеление руками: Целителю, практикующему рейки необходимо знать, как правильно держать руки во время сеанса исцеления. В практике Рейки руки чаще всего кладут ладонями вниз, пальцы при этом должны быть сложены вместе и слегка распрямлены. Исцеляющая энергия «ки», потоком стекается к центру ладоней и к кончикам пальцев, поэтому эти части рук будут наиболее чувствительными. Часто на больное место невозможно положить обе руки. Тогда одну руку следует положить в место запроса, а другую на голову. Чтобы активизировать энергию и она начала своё движение, обе руки должны находиться на теле исцеляемого, либо же на достаточно близком от тела расстоянии.

Универсальная жизненная энергия Рейки, ощущается приятным теплом, а в некоторых случаях даже жаром, в ладонях рук, стопах ног и даже во всём теле. Иногда ощущения могут быть в виде лёгких покалываний или вибраций. Затем приходит яркое ощущение лёгкости и радости, покоя и умиротворения. В этот момент человек хорошо расслабляется как на уровне тела, так и на уровне ума. Когда сеанс Рейки продолжается час, исцеляемый может уснуть, а проснувшись, почувствует себя заряженным и глубоко отдохнувшим. Случается, что человек не испытывает никаких ощущений в момент проведения сеанса. Это считается нормой, при этом энергия Рейки также оказывает своё целебное воздействие. От ощущений, эффективность лечения никак не зависит.

Сеанс Рейки целитель обычно начинает со сканирования, или диагностики, она бывает дистанционной, по фото, или личной, на приеме. В японском языке это называется «бёсен», где слог «бё» обозначает болезнь, а слог «сен» - линию. Для этого, если сеанс проводится при личной встрече, целитель складывает руки на уровне своей сердечной чакры и просит, чтобы через него текла энергия Рейки, которую он затем направляет в те места тела исцеляемого, которые нужно исцелить. Если целитель вдруг почувствует, что руки нужно положить на определённую часть тела клиента, то необходимо следовать этому чувству. Иногда бывает, что места, требующие воздействия целительной энергией, не определены. Тогда целитель сканирует переднюю и заднюю часть тела. Он медленно ведёт руки вдоль них, начиная от головы к стопам ног. Когда руки целителя окажутся над тем местом тела исцеляемого, которое нуждается в энергии Рейки, он может почувствовать тепло в ладонях, лёгкое покалывание либо полную уверенность, что это именно то место.

Когда целитель касается части тела исцеляемого человека, которое подало сигнал, в руках часто возникает достаточно неприятное ощущение, и оно может подниматься практически до плеча. Если целитель убирает руки, то эти ощущения возвращаются обратно в ладони и оттуда выходят через кончики пальцев. После этого целитель переходит к новому этапу лечения. Таким образом, происходит сканирование и исцеление энергией рук.

Во время практики, воздействие универсальной энергии Рейки происходит не за счёт мысленной работы. И здесь совсем нет необходимости направлять поток ментальными усилиями или мысленно регулировать его. Достаточно просто найти нужную для перекачки энергии область на теле пациента, и энергия сама направится туда. Если человеку не хватает энергии, тогда происходит её пополнение. А если энергии достаточно, тогда происходит её равномерное перераспределение по всему телу. Организм человека может взять только то количество энергии, которое ему нужно на данном этапе.

Если человек одновременно лечится традиционными методами. То в этом случае энергия рейки помехой не будет. Наоборот Рейки снимет побочный эффект и сбалансирует эффект от принимаемых лекарств.

Таким образом, исцеление руками является основным инструментом передачи энергии Рейки от целителя к исцеляемому.


У многих людей с годами развиваются или возникают самые различные фобии (страхи) которые мешают жить, угнетают и которые трудно преодолеть. Именно они становятся причиной самых разных неудач в нашей жизни. И порой даже профессиональный психотерапевт не в состоянии избавить пациента от его фобий. Однако практическое применение рейки вполне может избавить от этих неприятностей за достаточно короткий срок. Для избавления от страхов можно самостоятельно применить такую практику Рейки:

Надо знать:

  • Каждый отдельный страх необходимо прорабатывать отдельно.
  • Прежде чем приступить к выполнению этой практики требуется провести анализ своего состояния и ответить самому себе на такой вопрос, – какие ощущения, в каком месте тела возникают, и какие чувства вы испытываете, когда вами овладевает эта эмоция (возможно это ощущения холода, тепла, жара, ощущение, что по телу бегут мурашки, тошнота, слабость, головокружение и другое).
  • Задайте себе вопрос, что тело хочет сделать с этим ощущением и чувством?
  • Отпустите это чувство и ощущение в Свет и поблагодарите за него Создателя! Скажите, что оно вам очень помогало, но теперь вы хотите его отпустить! Вдохните и выдохните! Побудьте несколько минут в этом Свете с чувством Благодарности!
  • Теперь задайте себе вопрос, теперь что вы чувствуете? А ощущаете? Если все ушло, отлично, вы проработали этот момент, если осталось – повторите.
  • Если вы взялись прорабатывать определённый страх, не прекращайте свою работу на полпути, ни на один день, доведите эту работу до конца, до момента пока в теле не останется неприятного ощущения и уйдет заряд. Если вам пришлось, по каким либо причинам прекратить практику даже на один день, надо начинать отсчёт с самого начала.

Сеанс Рейки для исцеления:


Если был пропущен хотя бы один день работы со страхами, нужно всё начинать с начала и вести отсчет с первого дня.

Для тех, кто желает поправить свое здоровье, используя практику Рейки, маг и эзотерический целитель Елена Светлая проводит дистанционные сеансы и ведет консультирование. Елена Светлая в исцелении использует комплексный подход - ТЕЛО-ДУША-ДУХ, как к единой системе человека и переводит путем гармонизации и сонастройки на более высокие вибрации, в том числе и с помощью изменения подходов к питанию и образа жизни. В результате чего болезни отступают. При этом все желающие могут научиться различным техникам самоисцеления и духовной гармонизации. Экстрасенсорные способности и практический опыт, позволяют ясновидящей оказывать людям разностороннюю помощь.

Ясновидящая маг Елена Светлая проводит дистанционную диагностику и исцеление на расстоянии и по фотографии. В центре Успеха Елены Светлой, можно провести диагностику энергетического поля, очистить поле от негатива, восстановить поле, гармонизировать энергетические потоки, провести различные действенные Белые обряды для улучшения здоровья, заказать защитные амулеты (сглаз, порча), денежные амулеты, амулеты для здоровья и другие услуги. Подробности можно узнать на странице .

Подробнее о профессиональной специализации Елены Светлой можно прочитать .

Для духовного, энергетического и физического исцеления людей в «Центре Успеха Елены Светлой» разработана уникальная Услуга №7 – эзотерическое целительство.

Услуга №7 – авторская методика Елены Светлой , в которую входят: дистанционные медитации, заговоренные продукты и предметы, различные действенные обряды на магическом алтаре с целебными камнями и заговоренными свечами, обязательные рекомендации по питанию, и многое другое. Человек при этом получает дополнительную энергию, необходимую организму для самоисцеления и самовосстановления. С первых сеансов биополе человека значительно усиливается и при прохождении от одного до трех курсов и выполнении всех рекомендаций, как показывает практика, большинство болезней отступает. Методика Елены Светлой помогает человеку, нуждающемуся в исцелении, достичь необходимых для этого более высоких вибраций Души и Тела.

Для записи на консультацию, вы можете обратиться к Елене Светлой, написав запрос на электронную почту elena@сайт, с темой письма «Целительство Рейки» или нажав на кнопку внизу статьи «Запись на консультацию». Стоимость Услуги №7 оговаривается индивидуально, в зависимости от проблемы и глубины проработки !

С надеждой и Верой в Лучшее,
Ваша Елена Светлая

КАК ЭНЕРГИЯ РЭЙКИ МОЖЕТ УЛУЧШИТЬ ВАШУ ЖИЗНЬ 10 СПОСОБОВ.

Рейки, Рэйки, Рей Ки, что вы знаете об этой технике? Рейки - это энергетическая целительская практика. Универсальная Энергия Жизненной Силы - это то, что нас окружает, и доступно абсолютно каждому. Что такое энергия? Энергия оживляет все живое. Рейки - это практика, которая заключается в получении этой энергии и направления ее либо себе, кому-либо из близких или на разрешение ситуации. Это не религия и нет необходимости во что-то верить для совершенствования этой практики, все делается в осознанном состоянии.

Любой может изучить Рейки, даже дети, независимо от предыдущей интуитивной способности, опыта или образования.

Рейки, как техника исцеления знакома многим, как способ оказания помощи себе на энергетическом уровне, а еще все знают, что открытие и пробуждение этой энергии происходит посредством Инициации Мастером-Рейки.

Инициация - это настройка ваших энергетических центров, которая передается от того, кто ее может получать и также передавать. Это настолько просто, что вы будете удивлены.

Передавать эту Энергию Рейки можно даже на расстоянии. Техника дистанционных сеансов Рейки обрела огромную популярность во всем мире. Используя Рейки, вы сможете снять напряжение, расслабиться, лучше спать и быть более сосредоточенными.

А если Вы еще не очень знакомы с Энергией Рейки, с ее возможностями, то мы сейчас откроем вам некоторые секреты в интересах полного раскрытия этой Божественной Техники самоисцеления. Так, Вы будете знать, как Рейки может помочь и Вам:

1. Рейки МОЖЕТ улучшить взаимоотношения с вашими родителями, с вашими детьми, с собой.

Энергия помогает справиться со сложившимся взаимоотношением с людьми в сложных ситуациях, снять негативное отношение и эмоциональное напряжение. Все это поможет Вам стать лучше, а также отразится на взаимодействии с окружающими. Ваше состояние Дзен будет способствовать удержанию напряжения от всех раздражающих взаимодействий.

Рейки НЕ МОЖЕТ изменить Вас и Ваши мысли. (Хотя вы можете встретить людей с более позитивным мышлением, с более глубоким кругозором и этому способствовала именно практика Рейки.)



2. Рейки МОЖЕТ снять стресс.

У вас был плохой день? Это не страшно, Вы можете посидеть всего несколько минут в Энергии Рейки и почувствовать, как стресс буквально растворяется. Так то лучше. Если вы хотите снять напряжение с партнера, можете подержать руки на спине, энергия Рейки восстановит силы и снимет всю усталость и накопленный за день стресс. Ребенку можно передать энергию Рейки через объятия, особенно это помогает, когда дети чем-то расстроены. А испуганого ночным кошмаром ребенка, можно успокоить сеансом Рейки, это поможет малышу выпустить страх и вернуться ко сну.

Рейки НЕ МОЖЕТ не допускать стресс в Вашу жизнь. (Хотя Вы можете ощутить, что становитесь менее утомленными по тем вещам, которые раньше сводили Вас с ума, только когда Вы регулярно практикуете Рейки.)

3. Рейки МОЖЕТ снять боль .

У вас болит голова? Сводит мышцы ног? Спазмы? Попробуйте Рейки вместо любого болеутоляющего средства. Энергия сглаживает, расслабляет и просто помогает. Рейки устраняет газы у ребенка, успокаивает боли в животике и способствует хорошему стулу.

Рейки НЕ МОЖЕТ предотвратить заболевание. (Хотя Вы можете заметить, что практикуя Рейки, ваш организм и иммунная система будут лучше работать, а значит Вы бедете более устойчивы ко многим заболеваниям в любом возрасте.)

4. Рейки МОЖЕТ ускорить процесс лечения.

Подхватили насморк? Или ваш ребенок вернулся домой с прогулки со всеми симптомами простуды? Сама Энергия Рейки может помочь в ускорении процесса лечения, улучшить способность организма к восстановлению и Вы можете с уверенностью получить статус “Самой Супер Мамы” или “Самым Супер Папой”. Рейки восстановит энергетический балланс вашего малыша в кротчайшие сроки.

Рейки НЕ МОЖЕТ вылечить в случае, если необходима помощь профессионального специалиста, доктора. Если вам нужен врач, то пригласит его! (Всегда помните, что оптимальное здоровье - баланс на всех уровнях, поэтому отказ от медицинской помощи, когда она необходима - это плохое решение.)


5. Рейки МОЖЕТ восстановить баланс организма и внутреннюю гармонию
.

Энергия заполняет там, где есть в этом необходимость, и сглаживает, там где есть избыток. Тревожно на душе? Рейки расслабит вас. Вялое состояние? Рейки вам придаст бодрость и энергетический подъем. Злитесь? Рейки вас успокоит.

Рейки НЕ МОЖЕТ исцелить все за один раз. Хорошее исцеление Рейки длится несколько дней. Если Энергия Рейки будет поступать в организм регулярно, то результаты будут очевидными.

6. Рейки МОЖЕТ очистить энергию вокруг вас.

Отправьте Энергию Рейки в помещение, и понаблюдайте, как изменится поведение людей. Позитивная атмосфера достигается многими способами, и Энергия Рейки может быть одним из способов установить положительную ауру в помещении.

Рейки НЕ МОЖЕТ удалить вонючий запах из помещения. Для этого вам необходимо просто открыть окно.

7. Рейки МОЖЕТ усилить ваши интуитивные способности .

Чем больше открываетесь для духовной энергии, тем больше вы становитесь более интуитивно осведомленными. Вы настроитесь на «совпадения» и все события будут выстраиваться в определенном порядке. Кому не нужна интуиция? У каждого она развита в определеной мере. А от того на сколько Вы хотите поднять ее уровень, зависит от Вас.

Рейки НЕ МОЖЕТ с помощью сеансов сделать из Вас экстрасенса или медиума. (Хотя, все практикующие Рейки, в процессе работы с энергией обнаружили, что с развитием навыка, усилилась интуиция и пробудились сверхспособности ясновидения, яснослышания и яснознания)

8. Рейки МОЖЕТ работать на любом расстоянии.

Как? Это энергия. Пользуетесь ли вы мобильным телефоном? Так проведите аналогию. Существует много видов энергии, некоторая измеряемая, а некоторая нет (пока). Энергия Рейки направляется посредством намерения. (Сила мысли обладает такой мощью! Используйте эту силу для хорошего!) Обучайтесь работе с Энергией Рейки, и Вы будете поражены тем, какие у Вас большие возможности и гораздо больше, чем Вы себе их представляете.

Рейки НЕ МОЖЕТ помочь тем, кто этого не хочет. У каждого из нас есть свобода выбора, и мы можем, как принимать энергию, так и не принимать, которую нам кто-то посылает. (Кстати, это и относится к негативной энергии, посланной теми навязчивыми людьми. Вам совершенно не нужно ее принимать. Обучайтесь тому, как ее остановить, а может и трансформировать!)

9. Рейки МОЖЕТ помочь животным и растениям .

Домашние животные, растения, и ваш сад все будут позитивно реагировать на Рейки. Очень много практиков Рейки работают исключительно с животными, и результаты ошеломляющие. Домашние животные испытывают ту же пользу от Рейки, как и люди, и им очень нравится Энергия Рейки. Растения благоухают, становятся гораздо сильнее в присутствии хорошей энергии.

Рейки НЕ МОЖЕТ удержать домашнее животное от естественной смерти. (Хотя Рейки может облегчить боль животного и показать вашему питомцу, вашу заботу. Она также может помочь Вам и Вашей семье пережить эмоциональный стресс в период потери питомца.)

10. Рейки МОЖЕТ изменить Вашу жизнь к лучшему.

Что может быть еще лучше? Если применяя технику Рейки, Вы можете оказать себе помощь совершенно в любой момент и разными способами.

Рейки НЕ МОЖЕТ причинить вред, ее не может быть много, не может быть передозировки (вы сможете поглощать столько, сколько вам нужно), поскольку - это не Ваша собственная энергия, а ее источник, призывайте Энергию Рейки и она всегда придет к вам на помощь.

========================================================
РЭЙКИ Микао Усуи Вы можете пройти весь курс обучения в нашей школе всего за 12000 рублей! Мы делаем это доступно для всех!Помогайте себе и другим!

Людмила Ивонина

Мазарини

Моему сыну – с надеждой

«Тень Ришелье»

Так Александр Дюма назвал первую главу своего очередного «мушкетерского» романа, относящегося к времени правления кардинала Мазарини.

«Тень Ришелье…» С легкой руки великого романиста понятие это превратилось в штамп и стало настолько расхожим, что ему отдали дань и беллетристы, и серьезные историки разных уровней, национальностей и времен.

А вот автор книги, лежащей перед нами, Людмила Ивонина, решила оторваться от традиции, вывести героя из «тени» и создать своего Мазарини, «неизвестного Мазарини», как смело она утверждает. Что ж, задача трудная, но достойная. Удалось ли Ивониной ее решить? Об этом пусть судит читатель. Мы же со своей стороны отметим, что появилась новая, весьма оригинальная книга о трудном и насыщенном «веке барокко», в которой автор со знанием дела демонстрирует свое видение как событий этой эпохи, так и их главных участников и творцов.

Анатолий Левандовский

Предисловие

Неизвестный Мазарини

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

Франсуа де Ларошфуко

Никогда еще министр не управлял с такой неограниченной властью и никогда так ею не пользовался для своего возвеличивания.

Мадам де Лафайет

XVII век был столетием, на протяжении которого разрешались многие противоречия перехода европейского общества к новой цивилизации. Он стал, пожалуй, одним из самых своеобразных, переломных, до конца не изученных столетий христианской эры. Характер этого столетия проявлялся в отсутствии стабильности, многослойности общества, наличии единой тенденции в развитии экономики и полярных тенденций в духовной и политической жизни, выразившихся в стремлении к монополизации власти и одновременно к свободе, в конфессионализме и рационализме. Все это вело к крупным внутренним и международным потрясениям, непрерывным политическим и идеологическим бурям. То был век затяжных и кровопролитных войн, политических потрясений в странах Европы, массовых эпидемий и голода. Он был начат казнью Джордано Бруно и исковеркан ожесточенными и повсеместными попытками повернуть назад, в Средневековье, раскрепощенную гуманизмом и Возрождением человеческую мысль и образ жизни. Но XVII век оказался вместе с тем временем необыкновенного взлета во всех сферах жизни Европы, новых открытий и изобретений, политических, экономических, философских и художественных достижений. Это была эпоха коренных изменений, окончившихся победой рационального мышления и миропонимания, началом новой эры – эпохи Просвещения.

Любое столетие по-своему олицетворяют его люди, особенно выдающиеся личности – «творческое меньшинство», согласно меткому определению А. Дж. Тойнби. Кто же был политическим олицетворением XVII века – кардинал Ришелье, Оливер Кромвель, Людовик XIV? Этот список имен можно долго продолжать. Нам представляется, что ни одна из выдающихся фигур столетия так полно не отражает свое время, как кардинал Джулио Мазарини.

Для биографа писать о Мазарини – задача нелегкая. И прежде всего потому, что фигура кардинала и по сей день является одной из наиболее необычайных и таинственных в европейской истории XVII века. Итальянец и римлянин по происхождению, папский дипломат, тайный агент двух государств, он, надев кардинальскую мантию, в течение восемнадцати лет вершил судьбы Франции и Европы и подготовил к государственной деятельности Короля-Солнце, при котором Франция стала самой могущественной державой Европы.

История его восхождения – это в значительной мере история тех европейских государств, в которых он жил и которым служил, – Италии и в первую очередь Франции. Это – политическая история всего континента, в рамках которого он действовал, история людей, с которыми общался. Человек действия, он не потратил, подобно своему великому предшественнику на посту первого министра Франции кардиналу Ришелье, времени на то, чтобы выразить свои мысли об обществе и правлении на бумаге, описать свое восхождение к вершинам власти. Потомкам осталась лишь его многочисленная деловая корреспонденция.

Это одна из основных причин, почему легче писать о Ришелье, о герцоге де Ларошфуко и кардинале де Реце, оставивших свои мемуары. К тому же Мазарини, как никто другой, был нелюбим со стороны тех, кем ему пришлось управлять, а его репутация постоянно зависела от сравнения с «великим кардиналом» Ришелье.

В глазах современников и трудах авторов последующих поколений вплоть до середины нашего столетия его деятельность не получала адекватной оценки. Историки-романтики первой половины XIX века вслед за Франсуа де Ларошфуко и французские писатели, подобно Дюма-отцу, считали его одним из виновников политического хаоса во Франции середины XVII века. Так, в «Истории Франции в министерство кардинала Мазарини» под редакцией Ж. Базена (1842) дается такая характеристика этого человека: «Кардинал Мазарини забыл, что такое честь и совесть, когда боролся за первое место в государстве… он пробился лишь благодаря мощной воле кардинала Ришелье».

Конечно, наряду с отрицательными современники Мазарини отмечали и его положительные черты. Франсуа де Ларошфуко, блестящий французский аристократ, писатель и сатирик XVII века, писал: «Ум его был обширен, трудолюбив, остёр и исполнен коварства; характер – гибок, даже можно сказать, что у него его вовсе не было… В зависимости от своей выгоды он умел надевать на себя любую личину».

Покровительствовавший ловкому и обходительному итальянскому прелату кардинал Ришелье видел в нем достойного продолжателя своего дела и перед смертью говорил ему: «Джулио, зная вас очень хорошо, я предсказываю, что фортуна ваша пойдет далеко, даже, может быть, дальше моей, ибо вас природа создала настолько гибким, что вы проскользнете в такой проход, которого я даже не замечу. Джулио, если бы нужно было обмануть дьявола, я прибегнул бы к вашим талантам».

Подобных высказываний современников Мазарини множество. Но все они, независимо от общего оттенка – отрицательного или положительного, – подчеркивали выдающийся ум, ловкость и хитрость, осторожность и вместе с тем авантюризм кардинала.

Безусловно, преемнику кардинала Ришелье в историографии не везло. Лишь в последнее время фигура Джулио Мазарини начинает приобретать более разносторонний облик, хотя исследований о нем и сейчас меньше, нежели о Ришелье. Так, современный французский историк Жорж Детан утверждал, что это «… настоящий и преданный сын и брат, нежный друг, ярко выраженный соглашатель и одновременно сильный государственный деятель, временами грубый и решительный, но очень постоянный в отношении Анны Австрийской и короля».

Однако и современные работы французских историков о Мазарини акцентированы прежде всего на освещении истории французского общества и внутренней политики Франции. Самой главной особенностью его биографий и сегодня остается подчеркивание авантюрных и «барочных» черт обыденного и политического поведения кардинала, в целом согласующихся с положительной оценкой его деятельности. Несколько особняком в этом ряду стоит книга известного французского историка Пьера Губера, переведенная на русский язык. Это как бы срез социально-политической истории Франции середины XVII века, на фоне которой подан несколько приукрашенный портрет французского политика, главными качествами которого автор считает непомерное честолюбие и исключительную проницательность. Жаль только, что Губер не доверяет свидетельствам современников Мазарини. Это представляется неверным, поскольку познать этого человека в значительной степени можно путем сравнительного анализа мнений противников и сторонников. Так или иначе, жизнь Мазарини по-прежнему полна тайн.

Между тем значение личности и деятельности Джулио Мазарини трудно переоценить. Он принадлежит к той немногочисленной группе государственных деятелей, которые умели выделить свои главные цели и следовать им, умели понять движение истории.

Характер Мазарини был настолько многогранным, что сочетал в себе все особенности своего столетия. В нем слились воедино люди разных профессий и разных мировоззрений. Он, как никто другой, умел

Великий предшественник

И этот разума огонь неистребимый Останется, когда сойду во мрак. Неистовый и непоколебимый, Он будет озарять твой каждый шаг.

Адриена Лафайет

В недалеком будущем именно Франции предстояло стать второй родиной и основной сферой деятельности Джулио Мазарини. Поэтому стоит подробнее остановиться на характеристике этого государства и политики его фактического правителя кардинала Ришелье.

В 1607 году папа Павел V распорядился ускорить утверждение понравившегося ему двадцатилетнего французского аббата в сане епископа Люсонского. При этом якобы были произнесены слова: «Справедливо, чтобы человек, обнаруживший мудрость, превосходящую его возраст, был возвышен досрочно».

Есть и другая версия этого случая. Противники Ришелье утверждали, будто он предъявил в Риме поддельный документ, удостоверявший, что возраст позволяет ему претендовать на сан епископа. Во время церемонии посвящения в сан папа Павел V, выслушав речь, произнесенную на чистейшем латинском языке юным Арманом Жаном дю Плесси де Ришелье, рукоположил его в епископы. А уже после этого действа виновник торжества попросил прощения у святого отца за то, что солгал ему насчет своих лет:

– Ваше Святейшество, отпустите мне великий грех: я ведь не достиг надлежащего возраста!

Павлу V ничего не оставалось делать, как дать юному епископу требуемое отпущение. Затем римский понтифик заметил своим приближенным:

– Этот молодой человек будет со временем недюжинным плутом. Он далеко пойдет.

В действительности, Ришелье, а затем Мазарини в значительной мере определили ход развития государственности во Франции вплоть до Великой французской революции конца XVIII века.


13 августа 1624 года Арман Жан дю Плесси де Ришелье, недавно посвященный в сан кардинала, становится первым министром Французского королевства. На этом посту он бессменно пробудет восемнадцать лет, три месяца и двадцать дней – вплоть до самой смерти. По иронии судьбы примерно такой же срок будет править Францией и его наследник – Джулио Мазарини. Основой всей жизни кардинала Ришелье были государство, которое он любил и стремился преобразовать, и власть, за которую крепко держался и постоянно боролся.

Нельзя сказать, что политическое мышление Ришелье было самым передовым для своей эпохи. С точки зрения исторического развития таковыми являлись политические теории, внутренняя политика и дипломатия, возникшие в ходе Английской революции середины XVII века. Но политическое мышление Ришелье оказалось наиболее подходящим для Франции и стран со сходным уровнем развития экономики и государственности.

XVII век был для Франции временем перехода от монархии дворянской, аристократической, к бюрократической и в социальном плане смешанной абсолютной монархии. В этом смысле Жан Арман дю Плесси как бы олицетворял свою эпоху, ибо был сыном сеньора де Ришелье и Сюзанны де Ла Порт, дочери парижского адвоката, происходившего из буржуазной семьи. Взгляды молодого дю Плесси формировались во время царствования Генриха IV Бурбона, продолжателем политики которого во многих отношениях он стал. Основными и неизменными задачами первого министра были: внутри своего королевства – государственная централизация и монополизация власти, во внешней политике – возвышение Франции и политическая гегемония в Европе.

Ришелье не только управлял – он находил время для того, чтобы запечатлеть для потомков свои мысли на бумаге. В первую очередь они выражены в «Политическом завещании», которое раньше нередко считали самым точным и кратким документом эпохи правления кардинала. Но ни «Завещание», ни многочисленные письма и бумаги, ни «Мемуары» Ришелье (которые написаны рукой его секретарей) не отражают целиком и полностью его подлинных мыслей и действий. В действительности политическое мышление кардинала проявлялось прежде всего в его конкретной политике.

Но сначала – несколько штрихов к характеристике политических взглядов правящей элиты Франции XVI-XVIII веков. В них довольно сильно ощущалась претензия на наследство Древних Афин и особенно на роль «нового Рима». Идея была совсем неоригинальной в ту эпоху. Известный поэт XVI века Жоашен дю Белле объявлял Францию «матерью искусств, войны и законов», чем обосновывал ее право на главенство в европейском сообществе.

Одновременно в XVII веке во Французском королевстве сохранялись в массе населения сильные религиозные влияния. Франция нередко рассматривалась как «любимая дочь католической церкви». Влияние ультрамонтанов – ярых католиков во главе с кардиналом Пьером Берюлем, отстаивавших идею неограниченной духовной власти папы римского, – было очень весомым. Кардинала Берюля Ришелье очень не любил, но был вынужден в политических целях поддерживать с ним отношения. Более того, невзирая на обременительные обязанности государственного мужа, кардинал находил время сочинять теологические трактаты. Его духовник замечал, что «Его Высокопреосвященство посвящал этому не только свободные дневные часы, но обыкновенно и большую часть ночи». Религиозные сочинения Ришелье демонстрируют основательное знание католического вероучения. Однако он не впадал в мистику, что было весьма характерно для его времени, хотя в его великолепной библиотеке имелись мистические труды святого Иоанна Креста и святой Терезы Авильской. Более того, кардинал рассматривал мистиков как людей, способных расшатывать государственные устои, и поэтому в 1638 году распорядился заключить в Венсеннскую тюрьму одного из них – аббата Сен-Сирана. Его природная гордость и рациональный ум не выносили чувства духовного прегрешения, столь характерного для мистиков, всегда озабоченных тем, не примешана ли гордыня к совершению самых благочестивых поступков.

Первый министр Франции служил государственному интересу – парадигме, которая начала формироваться в Европе еще в XVI веке под пером Никколо Макиавелли, Жана Бодена, а затем в начале XVII века Гуго Гроция. Для французской монархии, возглавившей в конечном счете борьбу против габсбургского универсализма, политическое мышление Ришелье оказалось наиболее приемлемым. В целом политика первого министра была результатом новой концепции человека и общественных отношений, в основе которой лежали прогресс и рационализм. Эта новая философия означала вмешательство человека в жизнь общества, в котором он существует, в противовес средневековым провиденциалистским воззрениям. Теория государственного интереса представляет собой такое политическое учение, которое требует подчинения всех религиозных, мировоззренческих, а также личных склонностей интересам государства. Но как Ришелье его понимал? Как ни странно это звучит, французского кардинала можно считать консерватором, поскольку он признавал сложившийся до него в стране социальный и политический порядок как данный свыше, что не мешало ему быть реалистом и идти на реформы внутри «данного свыше порядка», фактически преобразующие его.

Кардинал Ришелье пришел к власти в непростое для Франции время. Ему было крайне сложно проводить активную антигабсбургскую политику, несмотря на более чем вековую традицию соперничества Габсбургов и Франции. Для французских историков, начиная со времен Французской революции, первый министр являлся носителем централизации и унификации французской территории в пределах древней Галлии, хотя действительность была несколько иной. Французская монархия не могла одержать быструю и полную победу, она неоднократно находилась на грани поражения в силу многих препятствий, мешавших функционированию государства. Ведь королевство Франция представляло собой еще недавно всего лишь совокупность территорий под властью королевского дома и имело противников в самой монаршей семье – принцев крови Бурбонов, Конде и других. Все они могли в подходящие моменты претендовать на трон. Они поднимали мятежи, провоцируя других аристократов своим примером, имели родственные связи с королевскими и княжескими домами Европы, что усиливало их позиции и часто делало почти неподвластными и неподсудными короне.

Так, после убийства фанатиком-католиком Равальяком в 1610 году короля Генриха IV Бурбона страна под неумелым регентством его вдовы Марии Медичи при малолетнем Людовике XIII окунулась в море смуты, которая проявилась в постоянных аристократических мятежах. Ришелье пришлось на протяжении всего своего правления бороться с бесчисленным количеством аристократических заговоров с целью отстранения его от власти, а то и просто физического устранения. В ответ кардиналом была налажена прекрасная шпионская сеть, проведен целый ряд государственных реформ, подорвавших влияние «дворянства шпаги». Строжайший надзор за представителями знатнейших фамилий и сведение к минимуму их антигосударственной деятельности были для кардинала в числе важнейших дел.

Кроме того, против непокорной знати были осуществлены и другие меры: запрещение дуэлей и разрушение всех замков, находящихся вдали от границ королевства. Еще в предыдущем столетии дуэли между аристократами превратились в настоящую манию и были осуждены церковью. У Ришелье были личные причины не любить дуэли – в одной из них его отец отправил своего противника на тот свет, а в другой погиб его старший брат. Реки крови, которые проливала знать, участвуя в дуэлях, дали кардиналу возможность укрепить короля в решимости действовать в интересах государства. Поэтому февральский эдикт 1626 года гласил о тяжелой каре в отношении дуэлянтов. Зафиксированный властями вызов на дуэль влек за собой потерю должности, конфискацию половины имущества виновного и изгнание из страны на три года. Дуэль без смертельного исхода наказывалась утратой привилегированного положения, иногда смертной казнью; а вот дуэль со смертельным исходом попадала под статью об оскорблении Величества.

Знать отреагировала однозначно. В знак протеста против королевского эдикта победитель в двадцати двух дуэлях граф де Бутвиль 14 мая 1627 года устроил перед Лувром дуэль, в которой участвовало шесть дворян. Один из участников этого действа был убит, другой ранен. Де Бутвиль и его кузен де Шапель, также участвовавший в дуэли, бежали из Парижа, но скоро были схвачены и брошены в Бастилию. Де Бутвиль принадлежал к прославленному роду Монморанси-Люксембург, и поэтому суд над ним мог иметь большое политическое значение. Конечно же принц Конде и другие аристократы, не говоря уже о жене де Бутвиля, бывшей на третьем месяце беременности, взывали к королю с просьбой проявить милосердие. Людовик XIII на это только заметил: «Мне жаль графиню, но я обязан защитить мое достоинство». 22 июня 1627 года де Бутвиль и де Шапель были, согласно закону, казнены на Гревской площади. Юность и мужество казненных дуэлянтов вызвали в Париже глубокое сострадание и потрясли общественное мнение.

Но преуспел ли кардинал в искоренении дуэлей? Возможно, на какое-то время дуэли и приостановились. Но уже в 1629 году Ришелье указал Его Величеству на слабость, допущенную королем в применении законов, особенно эдикта о дуэлях. В этом вопросе первый министр, стараясь оправдать смерть де Бутвиля и других казненных дуэлянтов, активно использовал пропаганду. Исходивший из официальных кругов памфлет оценивал дуэли как оскорбление Бога, короля и всех французов. Другой любопытный памфлет в виде письма жителя Голландии доказывал, что дуэли в среде французской знати на руку главному врагу Франции – Испании. Ведь в то время как французские дворяне шпаги убивают друг друга, Испания готовится установить мировое господство.

Ришелье преуспел в другом. Еще более дуэлей кардинала беспокоила укрепившаяся в 1610-1624 годах автономия гугенотского «государства в государстве». То было новое, вышедшее в начале его министерства на первый план препятствие на пути централизации и унификации Французского королевства. Еще по дарованному бывшим гугенотом королем Генрихом IV Нантскому эдикту 1598 года французские кальвинисты-гугеноты получили свободу вероисповедания и широкую автономию. Со временем автономные права значительно расширились. Кроме того, среди гугенотских общин насчитывалось около тысячи шестисот аристократов и менее знатных лиц. К ним относились семейства Бульон, Шатийон, Ла Форс, Ла Тремуйль и другие. Они являлись владельцами великолепных особняков в Париже и значительных сеньорий в сельской местности, занимали придворные должности и важные посты в местной администрации. Для защиты своих привилегий они могли выставить собственные армии из числа своих многочисленных арендаторов. Но большую часть гугенотов составляли буржуа и ремесленники. Вообще же французский протестантизм был гораздо сильнее привязан к городам, нежели к сельской округе. И от этого был более опасен в смысле неподчинения законам «наихристианнейшего» монарха. Для большинства французов единство их королевства соответствовало девизу «Один король, один закон, одна вера», и допущение королевской администрацией существования вольностей гугенотов было для них ярким свидетельством слабости центральной власти.

Регентшу Марию Медичи гугеноты совсем не принимали всерьез – она даже не смогла разогнать протестантскую ассамблею в Сомюре в 1611 году, выставившую центральной власти непомерные требования, содержавшие отказ платить целый ряд налогов. Гугеноты возвратились в свои провинции, намереваясь, словами Ришелье, «нарушить мир в стране и поймать рыбку в мутной воде». Даже после того как в 1617 году в результате государственного переворота Мария Медичи и ее фаворит Кончино Кончини были отстранены от власти повзрослевшим Людовиком XIII и его министром Люинем, положение в государстве едва ли улучшилось. И Люинь, и сменившие его в 1621 году братья Брюлары оказались бессильными перед сложившейся ситуацией во Франции и Европе в целом. Внутренняя и внешняя политика Французского королевства фактически зашла в тупик.

Ришелье это исправлял, насколько понимал и мог. Единства Франции он добился в первую очередь путем ликвидации гугенотского «государства в государстве». «Пока гугеноты имеют во Франции власть, король не может ни быть господином в своем королевстве, ни предпринимать каких-либо славных действий за его пределами», – считал кардинал. Эти соображения вполне соответствовали дипломатической стратегии первого министра. Он планировал нанести решительный удар против Империи и Испании в тот момент, когда на полях сражений будут ослаблены все воюющие стороны – как противники Франции, так и ее союзники. Поэтому во втором периоде Тридцатилетней войны против католического блока, усиленного созданной Валленштейном семидесятитысячной имперской армией, безуспешно, но героически воевали лишь Дания и ряд протестантских немецких князей. А Ришелье тем временем проводил «дипломатию пистолей» – предоставлял денежные субсидии союзникам.

Затяжная осада Ла-Рошели правительственными войсками в 1627-1628 годах, осложненная параллельной войной с Англией, не оставила в Европе равнодушными никого – ни подданных, ни государей и политиков. Ла-Рошель была оплотом протестантского сепаратизма, показателем слабости королевской власти, поводом для вмешательства как католических, так и протестантских государств во французские дела. Кому это было нужно? Даже во время осады сторону Ришелье держала Испания, а Ла-Рошели – Англия. Поэтому кардинал не зря частенько говаривал, что «взятие Ла-Рошели – будущее порядка во Франции».

Нельзя забывать и о том, что, несмотря на весь свой рационализм, Ришелье был кардиналом Римско-католической церкви, а Франция была страной католической. Кроме того, политические смуты времен религиозных войн и начала царствования Людовика XIII заставляли кардинала в первую очередь думать о преодолении внутренней оппозиции как при дворе, так и со стороны гугенотов. И все же осада столицы гугенотов и ее результаты показали, что первый министр Франции был не религиозным фанатиком, а веротерпимым реалистом. Безусловно, Ришелье не верил в то, что можно заставить гугенотов обратиться в католицизм, но в то же время был убежден в невозможности позволить им не подчиняться короне.

Поэтому даже после длительного и отчаянного сопротивления жителей города «Эдикт милости», дарованный им первым министром в 1629 году, был образцом веротерпимой и мудрой государственной политики. Этим актом Ришелье укреплял тылы французский монархии накануне прямого военного столкновения с Габсбургами. 28 июня 1629 года кардинал лишил по «Эдикту милости» гугенотов политических прав, но оставил им свободу вероисповедания. «Для меня не существует различий между католиками и гугенотами – все должны быть добрыми французами».

Узнав о содержании «Эдикта милости», папа римский Урбан VIII, помрачнев, пробурчал: «Каков ловкач!» Очевидно, он ожидал других, более репрессивных по отношению к гугенотам результатов. Римский понтифик по достоинству оценил действия французского кардинала. Не преминул их заметить и император Фердинанд II, как раз в то время отдаливший от себя прославленного Валленштейна, в котором и он, и другие князья Империи увидели «немецкого Ришелье». Вообще, с тех пор ни папа, ни император уже не верили ни единому слову кардинала. Ведь осада Ла-Рошели заставляла их долгое время думать, что Ришелье в Тридцатилетней войне фактически перешел на сторону Католической лиги. Поэтому с конца 1620-х годов отношениями со Священной Римской империей занимался исключительно отец Жозеф, правая рука кардинала и его «тень» – только ему еще отчасти верили католические политики. Вообще же подавляющее большинство враждебных пропагандистских выпадов против Ришелье отмечалось за пределами Франции, и основная их тема – обвинения в манипуляциях религией в политических целях. Но кто тогда, в условиях жестокого противоборства религиозно-политических партий, этим не занимался?

Джулио Мазарини восхищался тогда политической мудростью и ловкостью первого министра Франции, о чем не раз упоминал в письмах к отцу. Об этом же он не забыл чуть позднее сказать и самому Ришелье. На рубеже 1620-х и 1630-х годов Мазарини на всю жизнь обозначил для себя идеал политика и, пожалуй, человека.


В условиях Тридцатилетней войны внутренние преобразования кардинала Ришелье были довольно жесткими, что дало повод зачислить его впоследствии в ряды «тиранов». Политическая деятельность первого министра и его креатур заложила основы бюрократического аппарата во Франции, привела к уменьшению влияния губернаторов провинций, верховных судов и других высоких должностей. Этим была подорвана политическая мощь аристократической оппозиции: принцы крови, герцоги, пэры и знать были отстранены от важных административных постов. Их сменили преданные королю и Ришелье государственные секретари, сюринтенданты финансов и высшие советники, по своему происхождению преимущественно дворяне мантии. Они были не просто исполнителями воли министра, а политическими деятелями, которых он подбирал в соответствии с их способностями, с которыми часто советовался и которым доверял. В основу всей внутренней и внешней политики французского кардинала был положен государственный интерес. Интерес его Франции.

Несомненно, только сильное централизованное государство могло возглавить антигабсбургскую коалицию и одержать победу в европейской войне. В своей дипломатии Ришелье сумел подняться на уровень понимания и совмещения государственных и общеевропейских интересов. Принадлежа к элите Римско-католической церкви, кардинал тем не менее поддерживал главный принцип Аугсбургского религиозного мира 1555 года «чья власть, того и вера» в Германии, провозгласив лозунг «немецких свобод» и протестантов в Европе в целом. «Война в Германии – не столько война религиозная, сколько война против чрезмерных амбиций Австрийского дома», – полагал Ришелье.

Обозначившийся при нем антииспанский курс внешней политики вызывал ожесточенное сопротивление придворной партии ультрамонтанов и их главы Пьера Берюля. В дальнейшем папа Урбан VIII в 1631 году под давлением Габсбургов пытался убедить Ришелье отказаться от поддержки протестантских княжеств Германии. Но контакты с князьями со стороны Ришелье не содержали конфессиональных моментов – первый министр активно общался и с главой Католической лиги Максимилианом Баварским, стараясь настроить его против имперских амбиций Фердинанда П. Поэтому политика римской курии оказалась безуспешной.

Несмотря на поставленную цель достижения гегемонии Франции в Европе, Ришелье был одновременно поборником идей европейского равновесия и естественных границ. Он мечтал о создании в будущем системы коллективной безопасности на континенте. Ему чужда была политика экспансионизма, которую впоследствии проводили Людовик XIV и Наполеон Бонапарт. В последнее время историки выделяют в политике Ришелье четыре основных аспекта, сформулированные самим кардиналом-министром: мир в христианстве, всеобщий мир, безопасный мир, скорый мир. Но оценка мира в политической теории кардинала представляла собой альтернативу универсалистским устремлениям Священной Римской империи и Испании. Мир – это гарантия спокойствия в христианских странах, но под главенством Франции. Однако Ришелье не считал Францию воинственным государством, способным выдержать длительную войну, поэтому ей и нужен был мир. В целом внешнеполитическую концепцию первого министра Франции можно оценивать как реалистическую. В результате Тридцатилетней войны в Европе впервые возникло настоящее равновесие сил, а Франция обрела свои «естественные границы». Но до этого еще было далеко. Скажем, однако, что политика Ришелье всегда была очень гибкой – он исключительно умел сообразовываться с возникшими внезапно обстоятельствами. Подобную гибкость, если не большую, он заметил в Джулио Мазарини.

Не все свои мысли и соображения кардинал сумел реализовать. Ведь уже то, что он осуществил, под силу разве что гиганту, а не человеку со слабым от природы здоровьем и несметным числом врагов. Его экономическая политика не всегда находила благодатную почву в условиях военного времени. Его «финансовый проект для мирного времени» не был реализован, поскольку сам министр не дожил до окончания Тридцатилетней войны. Суть этого проекта заключалась в установлении единого налога, охватывающего все слои населения Франции. При этом кардинал ставил задачу возможно больше сократить местные платежи, львиная доля которых не достигала казначейства. «Истинным способом обогащения государства является облегчение народа путем снятия… этих платежей… что должно стать главной целью при упорядочении государственных дел», – отмечалось в его «Политическом завещании». Первый министр проводил прямую связь между политической мощью государства и его экономической силой. «Золото и серебро являются одной из главных и наиболее необходимых сторон могущества государства», – считал кардинал.

Хотя экономические реформы в условиях Тридцатилетней войны было весьма сложно осуществлять, Ришелье все же предпринял некоторые шаги. По ордонансу 1626 года кардинал разрешил дворянству заниматься торговлей, что должно было укрепить экономическое положение праздного сословия и конечно же самой Франции. Это был шаг по втягиванию дворянства в формирующуюся буржуазную экономику. Такая политика дала свои плоды только при его преемниках и имела место в XVIII веке, когда Старый порядок во Франции шел к своей гибели. Во время Великой французской революции оказалось, что «чистых» дворян в королевстве осталось не так уж и много.

Большое значение Ришелье придавал развитию французской внешней торговли. Многие исследователи его жизни и деятельности считают, что взятие Ла-Рошели имело и другую цель – сделать этот город воротами Франции в Атлантику. Но попытки обойти англичан в морской торговле оказались безуспешными. Очевидно, все силы его министерства ушли на укрепление государственного бюрократического аппарата и борьбу с Габсбургами: финансов явно не хватало.

Ришелье положил начало колониальной и морской политике Франции – ведь она являлась важным источником накопления богатств в ту эпоху. По инициативе первого министра французское правительство содействовало образованию нескольких торговых компаний, захвату Гваделупы и Мартиники. Кардинал вплотную приступил к созданию торгового флота. Он первым из французских государственных деятелей поставил задачу превратить Францию в морскую державу, располагающую военным и торговым флотом, а также хорошо оборудованными портами и перевалочными базами. Еще в 1626 году накануне решительной схватки с гугенотами он создал и возглавил Морской совет, ставший прообразом будущего морского министерства, по указанию министра была проведена модернизация портов Тулона, Гавра, Бреста, чуть позже – Ла-Рошели.

И все же кардинал Ришелье оставил страну в состоянии хозяйственной разрухи, вызванной годами разорительных внутренних и внешних войн. Это дало основание его противникам считать, что экономика и финансы страны в значительной мере были принесены в жертву его амбициозной внешней политике. Но политика Священной Римской империи была еще более амбициозной, и нанести ей поражение было первостепенной задачей многих централизованных государств Европы. История подтвердила правильность дипломатической стратегии первого министра-кардинала. И та же история оспаривала и до сих пор пытается оспорить его вклад в создание новой Франции.

Уже Вольтер в своем сочинении «Век Людовика XIV» отмечал: «С 1635 года Франция вела войну, ибо кардинал Ришелье хотел ее, похоже, для того, чтобы сделать себя необходимым». Для писателей и драматургов XIX века Ришелье являлся, в различных вариациях, «диктатором и тираном с двуличным характером». А для известного французского историка Жюля Мишле кардинал был «сфинксом в красной мантии, чьи тусклые серые глаза, казалось, говорили: „Всякий, кто узнает мои мысли, должен умереть“»; «диктатором отчаяния», «который всегда был добрым, как только совершал зло»; «душой, терзаемой „двадцатью другими дьяволами“» и разрываемой на части «сидящими внутри ее фуриями». По словам Мишле, кардинал «и в смерти оставался столь страшен для врагов, что никто, даже за границей, не отважился говорить о его кончине. Боялись, что зло и невероятная сила воли помогут ему вернуться с того света». А вот для не менее известного отечественного исследователя Н. И. Кареева Ришелье был «великий государственник, человек, ставивший выше всего государство, все ему подчинявший, стремившийся устранить из жизни все, что противоречило интересам государства, воплощенного в абсолютизме центральной власти… Ришелье… создал целую школу, из которой вышло немало крупных деятелей абсолютизма».

Наследникам часто бывает легко судить политических деятелей, особенно такого масштаба, как Ришелье. Но сто лет назад еще один крупный исследователь его жизни Габриэль Аното со всей твердостью высказал глубокое убеждение в бесцельности суда над Ришелье: «Лучше стремиться к пониманию того, что он сделал, чем к пустой забаве рассуждений о том, что он должен был сделать».

Таковым и является путь этой книги. И здесь уместно привести слова самого кардинала: «Что бы человек ни совершил, общество никогда не будет справедливо к нему. Великий человек, достойно служивший своей стране, сродни приговоренному к смерти. Единственная разница состоит в том, что последнего карают за грехи, а первого – за добродетели». И все же Ришелье в некоторой степени сам виноват в широком хождении его посмертных обвинений – его имидж, так заботливо создаваемый во время жизни, имел тенденцию со временем стать демоническим.

Первый министр Франции не только преуспел в контроле за общественным мнением в своем государстве – вполне возможно, что он несколько переиграл в этом направлении. Как известно, большинство памфлетов тех лет контролировалось и поддерживалось правительством, но новейшие исторические данные свидетельствуют и о том, что Ришелье тайно спонсировал оппозицию и некоторых заговорщиков, чтобы подстегнуть свои реформы. Не говоря уже о том, что он регулярно просматривал статьи и задавал их тематику в основанной по его инициативе в 1630-1631 годах официальной французской прессе («Меркюр франсез», «Газетт де Франс»). Создание в 1635 году Французской академии также имело и политическую мотивацию. Ее члены фактически являлись его слугами и перед своими выступлениями в академии давали просматривать кардиналу свои речи. Но не переиграть в тех условиях, в которых жил и действовал Ришелье, соблюсти баланс было почти невозможно. Кардинал не был Богом, хотя, согласно официальной пропаганде, был «избран Богом». Прежде всего он оставался человеком.


Безусловно, описание предшественника Джулио Мазарини на посту первого министра Франции будет неполным без характеристики его личной жизни. Она, как замечают почти все его биографы, была вполне благопристойной. Ришелье, этот незаурядный человек, обладавший слабым здоровьем, но железной волей, практически не имел личных привязанностей, кроме, пожалуй, «серого кардинала» и верного друга отца Жозефа, многочисленных в его резиденции Пале-Рояль черных кошек и впоследствии, уже незадолго до смерти, итальянца Джулио Мазарини. Правда, враги кардинала не раз пытались обвинить его в распущенности, утверждая, что в юности у него было несколько любовных увлечений. Согласно слухам, он был в близких отношениях с госпожой Буффлер, и у них даже родился сын. Однако не существует никаких документальных свидетельств, подкрепляющих это утверждение. Кроме того, сама молодость может служить оправданием таких «грехов», водившихся почти за каждым кавалером. Еще более сомнительно мнение о том, что кардинал состоял в любовниках французской королевы Анны Австрийской. Необходимо отметить, что на сегодняшний день все посмертные слухи о развратном поведении Ришелье тщательно изучены и отвергнуты.

Вообще кардинал был не очень высокого мнения о женщинах и характеризовал их следующим образом: «Эти божьи твари довольно странные создания. Кое-кто думает, что они не способны нанести большого вреда, ибо не могут сделать и ничего хорошего, но я не разделяю этого мнения и, по совести, должен признаться, что никто не способен лучше содействовать гибели государства, чем они».

И все же первого министра Франции нельзя было назвать аскетом – под его красной мантией отнюдь не скрывался монах. Он считался богатейшим человеком во Франции и внешне жил довольно расточительно. Кардинал покупал земли, возводил великолепные дома и собирал произведения искусства. Его резиденция Пале-Рояль по своему убранству была равна домам крупных аристократов. Иногда, когда он покидал ее, близлежащая улица была запружена каретами и случайные прохожие по ошибке кричали: «Да здравствует король!» Кардинал постоянно приумножал свое состояние и, не испытывая особых угрызений совести, использовал свои власть и влияние, чтобы содействовать карьере своих родственников.

Тем не менее Ришелье можно назвать скромным человеком. Его частная жизнь была проста. Его кабинет отличался строгим интерьером, да и пищу кардинал потреблял отнюдь не изысканную, чему в немалой степени способствовало состояние его желудка. Как духовное лицо, он не нарушал ни одного поста. Если Ришелье слышал откровенную лесть собеседника, то отворачивался от него и не выказывал ни малейшего интереса. Скорее всего, это объяснялось тем, что он просто терял к нему доверие.

Итак, все свидетельствует о том, что кардинал Ришелье являлся сложной фигурой, полной лукавства и явных противоречий. Но последние – залог любого развития. Конечно, Ришелье не был совершенством и далеко не всегда жил в соответствии с достойными восхищения чувствами, высказанными в его писаниях. Добиваясь осуществления своих честолюбивых замыслов, он мог быть крайне подобострастным и исключительно расчетливым. Следуя своим политическим идеалам, он становился безжалостным. Таковым, но в гораздо более преувеличенной степени, видели и его политического наследника – кардинала Мазарини.

Легко объявить Мазарини продолжателем политики Ришелье. Однако преемнику кардинала на посту первого министра нужно было стать гением политических манипуляций, чтобы в еще более неблагоприятных условиях не только сохранить, но приумножить и разнообразить то, что оставил великий предшественник.

Великий кардинал прожил недолго, уступив дорогу другому кардиналу. Свою политику он проводил, по сути, в молодом и цветущем для мужчины возрасте. В этом же возрасте делал свою карьеру Джулио Мазарини.


| |