Тайны арктики и антарктики читать. Тайны «Страны чудес»

Карта Арктики. Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии. Северный полюс расположен в центральной части Северного Ледовитого океана, где глубина не превышает 4000 метров. Круглый год в районе Северного полюса дрейфуют мощные многолетние паковые льды. Средняя температура зимой — около?40 °С, летом преимущественно около 0 °С. Первыми достигли Северного полюса американцы Фредерик Кук в 1908 и Роберт Пири в 1909. В 1937 в районе Северного полюса была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный Полюс-1» под руководством Ивана Папанина. В 1977 впервые в истории мореплавания атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса.

Отличие Арктики и Антарктики

Арктика и Антарктика. Оба эти понятия означают области земного шара, близкие к полюсам. Но какая из них относится к северному полюсу, а какая к южному - быстро вспомнит не каждый и не сразу. Все потому, что оба эти географические названия не только близки по звучанию, но и являются однокоренными словами!

Арктика и Антарктика - слова греческого происхождения, вернее - древнегреческого. В основе их лежит один корень арктос, что на греческом означало медведь, точнее - медведица! Почему медведица?

Надо полагать, что сами древние греки ни там, ни там не были, и даже не представляли себе эти территории. Так почему медведица? Все дело в астрономии. Известно, что многие названия созвездий образовались от имен героев древнегреческих мифов: Орион, Центавр, Телец, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас. В том числе и Большая и Малая Медведицы. И именно в Малой Медведице находится Полярная звезда, по положению почти совпадающая с северным полюсом мира. Эта звезда дает точную ориентацию на север в северном полушарии.

Полярная звезда находится в созвездии Малой Медведицы - медведица звучит как арктос - указывает на север - отсюда и Арктика. Получается, что Арктика - северная часть Земли.

А вот Антарктика образовалась по правилам греческой грамматики, в которой приставка - анти - означает противоположность.

Ученые мужи всегда любили щеголять знаниями трудов ученых древности. Первые исследователи севера были именно ученые-исследователи, от них и закрепилось это название.

Арктика - определение:

единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Принято ограничивать Арктику с юга Северным полярным кругом, в этом случае её площадь составляет 21 млн кв. км. Климат Арктики несколько мягче климата ее южной противоположности ввиду наличия океанских вод и течений. В Арктике живут белые медведи.

Антарктика - определение:

— южная полярная область земного шара, примыкающая к Южному полюсу, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Принято ограничивать Арктику с севера Южным полярным кругом Климат Антарктики более суровый, чем Арктики в силу ее большей континентальности. Здесь в массовом порядке обитают пингвины.

Источники: www.arcticuniverse.com, universal_ru_de.academic.ru, pandoraopen.ru, 5klass.net, otvet-plus.ru

Локнянская поляна

Баальбек

Карфаген должен быть разрушен

Сионский орден. Срубленный вяз

Перспективный одноступенчатый космический самолет России

Тайна Статуи Свободы

Известная на весь мир Статуя Свободы находится на острове Свободы, который является одним из районов Нью-Йорка. Символ Соединенных Штатов расположен...

Легенда о Шамбале

Возникает вопрос: существовал ли какой-то практический интерес в поисках Шамбалы, или данный вопрос лежит исключительно в духовной плоскости? Оказывается, легенда о...

Самая крупная бабочка в мире

Ученые обнаружили на востоке Гималаев самую большую в мире бабочку с невероятным размахом крыльев в 25 сантиметров. Такой необычный вид...

Как сохранить глаза

Источником наилучших впечатлений являются глаза. Мы приглядываемся, оцениваем ситуацию, наблюдаем и еще раз оцениваем. Без глаз свет меркнет. Человек пытается...

Сущности в квартире

Наверное,многих людей к двадцать первому веку уже не удивить словами: Призрак, Полтергейст, Астральные сущности, Духи. Для многих это всего...

Золотые Ворота Коктебеля

Рядом с заповедником Кара-Даг, прямо в море, стоит скала, которую из множества подобных выделяет ее форма. Это ворота около 15 метров...

Архитектура модерна необычный дом-чудо

Построенный венским архитектором Хундертвассером в 2000 году, этот дом одновременно похож на дом из мультфильмов Диснея и нашу планету в...

Полая Земля

В апреле 1942 года нацистская Германия, пытаясь найти выгодный с точки зрения ведения боевых действий пункт, направила экспедицию в район Полой...


Детали похода могли быть несколько иными, но «534-я» обязательно должна была зайти в обе секретные арктические базы, находящиеся в глубоком тылу СССР/

Более того, после возвращения из Арктики для U-S34 был запланирован поход к берегам Аргентины, а возможно, и Антарктиды для участия в специальной операции "Огненная Земля" (по одной из версий - доставка неких важных грузов или неких официальных лиц в секретные базы Южной Америки). Уж не исполнителей ли вышеупомянутого спектакля с двойниками?

Погибшую подлодку нашли датские аквалангисты еще в 1977 году. После ее осмотра некоторые сохранившиеся корабельные документы рассказали о маршруте похода и погрузке на борт неких ящиков спецгруза. Но этого груза на подлодке не оказалось!

Что было в них и кто должен был принимать спецгруз на Северной Земле, осталось загадкой. Только в начале 90-х годов удалось установить, что на следующий день после гибели субмарины, то есть уже утром 6 мая 1945 года(1), несмотря на хаос, царивший тогда в германских штабах, специальная команда водолазов Кригсмарине подняла весь груз и вывезла его в неизвестном направлении. Такая оперативность и организованность, безусловно, заставляет задуматься и предположить, что груз, вывозимый на U-534, имел для Третьего рейха особую значимость!

Кроме того, согласно найденным на лодке документам, было установлено, что на борту (вместе с некими пассажирами) находились 53 человека (хотя в эти дни на подводных лодках типа VII–C40, к которым относилась и U-534, максимальная численность экипажа состояла не более чем из 48 человек). Это было связано с тем, что после гибели на Балтике нацистских транспортов «Вильгельм Густлов» и «Генерал Штойбен», эвакуировавших курсантов и преподавателей Школы подводного плавания Кригсмарине, на немецких подводных лодках, выходивших в море, некомплект личного состава был узаконен специальным приказом.

Выходит, что на Северную Землю или в устье Лены U-534 везла не только спецгруз, но и пять пассажиров, а обратно могла бы забрать до десяти человек, для которых на подлодке в связи с уменьшением штатного состава были спальные места. Но некие пассажиры так и не дождались своей спасительницы.

Здесь вполне уместно напомнить, что в мае 1945 года где-то на берегу губы Буор-Хая (море Лаптевых) все еще находились представители вермахта. И это не фантастическое предположение, а реальный факт, который подтверждается весьма загадочной находкой, сделанной летом 1963 года недалеко от советского порта Тикси, на безлюдном берегу Неелова залива.

В тот день примерно в 25 километрах от порта, на каменной осыпи у залива, были найдены останки погибшего человека в серой «несоветской» форме. Ни документов, ни каких-либо бумаг у погибшего не обнаружено, а над его внешностью поработало полярное зверье. Однако на воротнике куртки погибшего сохранилась черная петлица с желтым узорчатым шитьем, а на куске ткани, бывшем когда-то левым рукавом куртки, - обрывок черной повязки «…tsche Wehrm…». Расшифровка остатков этой надписи позволяет предположить, что, скорее всего, это был рядовой или унтер-офицер из немецкого корпуса оказания срочной технической помощи TeNo (Technische Nothilfe).

При этом высота склона, на которой был обнаружен неизвестный, совершенно исключала даже предположение, что он мог быть занесен сюда течением из пролива Вилькицкого. Возможно, это был ремонтник из какого-то нацистского подразделения, обслуживавшего базу в дельте реки Лена, направленный на разведку советского аэродрома у Тикси, но погибший в дороге.

Кроме неясности с истинным предназначением секретной базы в дельте реки Лены есть еще один, можно считать, глобальный вопрос: каким образом могла быть создана столь фундаментально построенная база в далеком советском тылу, да еще в условиях Арктики?

Ведь для сооружения 200-метрового бетонного причала понадобился не один десяток квалифицированных рабочих-строителей и не одна тысяча тонн цемента и металлической арматуры» Да и без наличия на месте специальной техники построить такой причал весьма и весьма проблематично. Более того, все строительные проблемы {а они, безусловно, были) пришлось решать не на территории рейха или хотя бы оккупированной Норвегии, а за 3 тысячи километров от них, да еще в условиях арктического климата. Но раз тайная база есть, то всех специалистов, всю необходимую технику и стройматериалы сюда каким-то образом доставили!

Конечно, можно предположить, что все необходимые грузы, техника и люди были доставлены на борту немецкого рейдера «Комет», который в августе 1940 года проходил через море Лаптевых, Но это предположение абсолютно нереально, ибо высадка столь большой группы строителей и многодневную выгрузку стройматериалов и техники для базы не могли не увидеть наши лоцманы, находящиеся в это время на борту крейсера.

Кроме того, «Комет» вряд ли мог иметь у себя на борту эти грузы, так как рейдер в рекордно короткий срок прошел весь маршрут по Севморпути и для долгой разгрузки (да еще на необорудованное побережье Арктики) у его экипажа просто не было времени. Но тогда кто, как и когда все это доставил и построил в устье Лены?

И еще! Если немецких специалистов-строителей все же увезли после окончания строительства, а простых чернорабочих, скорее всего советских военно-пленных, ликвидировали на месте, то куда же делась вся строительная техника? Вряд ли ее увезли. Видимо, утопили здесь же, где-то рядом с причалом. Поэтому было бы весьма интересным обследовать грунт возле этого причала, что, естественно, значительно проще и перспективнее для ознакомительной экспедиции, чем вскрывать скальные породы, завалившие вход в пещеру. Вот и получается, что сегодня по этой нацистской базе в дельте реки Лены одни вопросы, да еще какие! Но искать и найти ответы на них чрезвычайно важно! Хотя бы из соображений государственной безопасности новой России.

Кстати, мы неслучайно заговорили о безопасности. Ведь все эти и подобные им сооружения, почти как египетские пирамиды, возведены на века! При этом давайте вспомним о нашем, вероятно, почти фантастическом предположении, что одна из баз для фашистских подводных лодок на Новой Земле - это наследие еще времен кайзеровской Германии. Но ведь вполне возможно, что она была активно использована во время войны с Советским Союзом! Так почему бы не предположить, что, может быть, где-то кто-то мечтает о том, что секретные базы Третьего рейха, законсервированные в бывшем советском, а ныне российском секторе Арктики, можно будет активно использовать в случае… впрочем, это уже вопросы не нашей компетенции!

Конечно, можно сказать, что в наши дни подобные предположения вообще нереальны. Но как мы увидим в следующем рассказе, некоторые механизмы, запущенные гитлеровцами более 60 лет назад, продолжают работать и сегодня с точностью швейцарских часов, например механизмы затопления штолен на нацистском заводе в Лиинахамари.

Кстати, хотелось бы обратить внимание на следующий весьма интересный факт.

В настоящее время именно к дельте реки Лены одна из германских фирм, организовала туристический маршрут для жителей Германии и Австрии на теплоходах «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный». Только за 2003–2006 годы здесь побывало двенадцать туристических групп, в составе которых было более полутора тысяч немецких и австрийских туристов.

В перспективе рассматривается далее возможность организации где-то в этом районе туристического лагеря для любителей экстремального отдыха. Невольно возникает вполне законный вопрос: «Почему именно здесь, в районе, где когда-то была тайная база нацистов?»

Может быть, кому-то необходимо определить, насколько эта база сохранила свое военное предназначение, или разыскать нечто весьма важное в пещере, заваленной взрывом или на дне у причала?

Уж не в эту ли тайную базу (а совсем не в бухту Нордвик, как долгое время считали советские военные историки) в сентябре 1944 года пытались пробиться вышеупомянутые фашистские подлодки?

Меж тем тайны Третьего рейха еще живут! И не только в удаленных районах советской Арктики, а и в таком давно обжитом районе советского Заполярья, как Печенгская губа. Правда, эту тайну вряд ли можно назвать тайной «районного» масштаба. Скорее всего, ее следует отнести на государственный уровень! Впрочем, судите сами.

НАЦИСТКИЙ «МОСТ»: ТАЙМЫР -ЛИИНАХАМАРИ, ИЛИ ЧТО УКРЫТО В ШТОЛЬНЯХ ДЕВКИНОЙ ЗАВОДИ?

Мы жили в небольшой лощине между скал. Наше жилье - только колючая проволока в один ряд, и никаких построек. Здесь было запрещено ходить по одному и тому же месту, чтобы не появились тропинки. и мы знали, что с окончанием стройки ни один из нас уже никогда не вернется на материк.

Это рассказ одного из трех советских солдат, все же сумевших сбежать с совершенно секретного строительства нацистов на берегах залива Девкина заводь (в средней части Печенгского залива) у небольшого поселка Лиинахамари.

С берегами этого залива и сегодня связано множество различных загадок Третьего рейха, и самой главной в этом ряду стоит тайна арктической деятельности германского «призрачного конвоя», а проще - тайна создания фашистского подводного «моста» на Таймыр.

После окончания Второй мировой войны в исследованиях военных историков чаще всего рассматривались отдельные походы судов-блокадопрорывателей, судов снабжения и некоторых подводных лодок Кригсмарине в Южную Атлантику, Индийский или Тихий океан, а также походы боевых германских подлодок в Арктику. А вот деятельность немецких океанских «снабженцев», обеспечивавших германские субмарины в Карском море (возможно, и в море Лаптевых), и особенно транспортных подводных лодок Третьего рейха, до сих пор скрыта за пеленой упорного молчания.

Однако, как оказалось, немецкие подводники гросс-адмирала Денница приходили к берегам советской Сибири не только для того, чтобы охотиться на советские полярные конвои.

В вышеупомянутой книге Ганса-Ульриха фон Кранда «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде» подробно рассказано о таинственной германской подводной эскадре «А», чьи субмарины даже официально никогда не числились в составе Кригсмарине. В советской литературе аналоги этого соединения обычно именовались как «личный конвой Гитлера», иногда - «призрачный конвой».

Возможно, что речь здесь идет вообще о двух различных соединениях германских субмарин, которые были нужны рейху либо для выполнения каких-то серьезных военно-хозяйственных задач, либо для отвлечения внимания от секретных рейсов транспортных субмарин из эскадры «А». Ведь не напрасно же господин фон Кранц считает, что «личный конвой» - это бутафория, потому что… профессионалы следов не оставляют. Хотя как могут действовать и не оставлять за собой следов экипажи сразу семьдесят подводных лодок, которые, по разным источникам, находились в составе «соединения призраков» (а с учетом боевых субмарин, переоборудованных в транспортные, - ^ значительно больше)? Такое вряд ли возможно!

Сегодня нам известно, что к подводным лодкам эскадры «А» можно отнести:

Подводные лодки типа ХА изначально строились как океанские постановщики минных заграждений. Работа над проектом была. неожиданно прекращена из-за того, что гросс-адмирал Карл Денниц был принципиальным противником лодок столь значительных размеров.

Подводные лодки типа ХВ были минными заградителями несколько меньшего водоизмещения, но все же оставались самыми крупными лодками в Кригсмарине, Всв 8 субмарин этого типа чаще всего не применялись по прямому назначению, а использовались как подводные «снабженцы». Кроме того, в «призрачное соединение» могли входить 3 подводных крейсера типа XI и неустановленное количество высокоскоростных германских подлодок проекта 476 (тип XVIII).

Вообще, история создания этого секретного подводного соединения запутана еще и тем, что до начала Второй мировой войны штабисты ОКМ не особо задумывались о транспортной деятельности подводных лодок Кригсмарине. Но уже норвежская компания заставила гросс-адмирала Редера пересмотреть боевое использование своих субмарин. Действительно, в интересах частей вермахта и Люфтваффе, ведущих боевые действия в Норвегии, ОКМ пришлось срочно задействовать практически все боевые подлодки для доставки боезапаса и топлива. Но всерьез о подводных транспортах в Германии заговорили только осенью 1942 года, когда возник вопрос о возможном использовании субмарин для осуществления внезапного вторжения немецких войск в Исландию. Поэтому на верфях рейха был заложен и построен подводный транспортный танкер U-459 (тип XIV). За ним еще один и еще… Вскоре в состав Кригсмарине вошли две серии специальных транспортных подлодок: десять подводных танкеров milchkuh (в просторечии «дойные коровы») и четыре подводных торпедовоза.

Эти подводные транспорты предназначались для заправки боевых подлодок, находящихся на океанских позициях. При собственном водоизмещении в 1932 тонны они принимали на борт до 700 тонн дизельного топлива для обеспечения на позициях подопечных «серых волков». Торпедовозы были несколько меньше подводных танкеров. Они имели специальный торпедный отсек, в который принимали 39 торпед.

Всего один подводный танкер в паре с Торпедо-возом обеспечивал продление боевых действий десяти подводных лодок, находящихся на позиции, на срок не менее 30 суток,

Однако в водах советской Арктики подводные танкеры почти не применялись. Вместо них широко использовались малые топливные базы и небольшие склады торпед и мин, созданные на уединенных арктических островах. Здесь рейху понадобились транспортные подлодки для перевозки сыпучих грузов. Как стало известно, после войны ОКМ пришлось переоборудовать под водные транспорты часть серийных субмарин, чтобы использовать их на трассе Севморпути для перевозки с Таймыра спецгруза, а из стран южных морей - ртути и каучука.

Осенью 1943 года для Кригсмарине было заказано 15 подводных лодок (тип XX) с системой «шнорхель». Новые субмарины специально предназначались для транспортировки особо ценных грузов. Одновременно они же могли принимать до 800 тонн жидкого топлива. Однако строительство подлодок этого типа было сначала отсрочено до 1944 года, а затем, по официальным данным, вовсе прекращено. Но так ли это было в действительности, пока не ясно, так как этот проект был непосредственно связан с обеспечением специальными подводными транспортами «призрачного конвоя».

Основным мерилом эффективности деятельности «призрачного конвоя» в водах советской Арктике, скорее всего, было не количество потопленных советских транспортов и кораблей, а количество неких грузов, тихо, словно крадучись, доставленных с Таймыра в порт Лиинахамари и затем, уже после какой-то переработки в штольнях Девкиной заводи, отправляемых в Германию.

Так как это были совершенно особые грузы, документация об этих операциях, безусловно, имеется в каких-то архивах рейха, и ознакомление с ней могло бы рассказать очень многое.

Кроме того, вполне возможно, что нацистская субмарина U-362, которая была уничтожена советским тральщиком Т-116 недалеко от бухты Бирули (Берег Харитона Лаптева), о чем мы уже писали, входила в состав одного из таких подразделений.

Что касается спецгруза, который, вероятно, находится на борту U-362, то его исследование могло бы очень многое рассказать о тайнах Лиинахамарского завода в Девкиной заводи, которым и посвящается этот рассказ. Наверное, сделать это не очень сложно, так как сам факт уничтожения этой субмарины был подтвержден водолазным осмотром еще в годы войны и, следовательно, координаты ее гибели точно известны! Но этим вопросом в СССР никто не занимался, как, впрочем, теперь и в России,

После того как в обзорном порядке мы ознакомились с историей создания и использования в рейхе транспортных подлодок, пришло время рассказать о подскальных тайнах конечного пункта трансарктического «моста» - в то время еще финского порта Лиинахамари, куда в 1942–1944 годах весьма активно приходили фашистские подводные транспорты.

И начнем мы рассказ с краткого обзора истории Лиинахамари.

Интерес к этому району как к части Великого княжества Финляндского, входившего в состав России, немецкие и шведские горнопромышленники прошили еще в 1868 году, когда на берегах Печенегского залива они организовали добычу золота и серебряно-свинцовых руд, У реки Тана, что западнее Печенги, в течение десяти лет им удалось намыть несколько пудов золота, а у тубы Долгой в 1890 году добыть около 8 тысяч пудов свинцовой руды. Как памятник тех прошлых лет на берегу Долгой до сих пор валяются остатки старых рудных вагонеток,

В России в то время мало внимания обращали на рудные богатства Заполярья, в том числе и на природные кладовые в районе Печенгского залива. Здесь было организовано всего два товарищества: русско-финское-"Стефанович-Острем" и «Русско-немецкое горнопромышленное общество», которые в основном вели геологоразведочные работы. Но даже при столь неспешной работе русскими промышленниками в Печенгском районе были найдены перидотиты, с которыми могли быть связаны месторождения хромита, платины и никеля. Но отсутствие достаточного финансирования (еще одна извечная беда в России, - Авт.) очень быстро поставило крест на серьезном освоении Россией найденных месторождений. К тому же фактически сразу же после революции (1920 год).

Согласно Дерптскому (Юрьевскому) мирному договору, Печенга перешла Финляндии, которая тут же образовала в этом районе область Петсамо. Через 5 лет финские геологи то ли обнаружили сами, то ли, используя данные о никеленосных породах, полученные русскими геологами, объявили об открытии богатых месторождений никеля в районе Каула и Каммикиви. Эти находки сразу же привлекли пристальное внимание германской компании «Фридрих Крулп» и канадской компании «Интернейшнел Никел Компании оф Канада» (ИНКО). И в 1934 году финское правительство сдало Печенгу на 4 9 лет в аренду компании ИНКО.

ИНКО образовала здесь свою дочернюю компанию «Петсамон никели», которая приобрела монопольное право на разработку всех выявленных месторождений и начала строительство металлургического завода на реке Колосйоки.

Хотелось бы особо отметить, что любителей военной истории, поисковиков и краеведов Заполярья издавна интересовали таинственные сооружения на побережье Печенгского залива, которые еще перед войной возводили некие строители из Канады.

Этот интерес в первую очередь связан с тем, что канадцы из компании ИНКО вели свои работы на рудниках месторождений Каула и Каммикиви, что более чем в 80 километрах от Печенги. Но что они строили в Лиинахамари? Очередная еще довоенная Лиинахамарская загадка! Может быть, именно здесь через несколько лет это нечто успешно достроили и запустили в дело нацисты?

Но обо всем по порядку, а пока продолжим исторический экскурс.

Еще до начала Второй мировой войны английская Shell и американская компания Esso соорудили в Лиинахамари вместительные емкости под топливо, а шведы построили большой топливный причал для океанских танкеров.

Но дальше всех в освоении прибрежных районов у Лиинахамари попыталась «шагнуть» Германия. Так, еще в 1937 году германские промышленники изъявили желание получить Петсамо в аренду сроком на 99 лет с целью обустроить здесь некую траловую станцию.

Однако было совершенно ясно, что такую станцию в любое время можно легко превратить в базу подводных лодок и военно-воздушных сил. Поэтому немцы получили отказ. Но это не остановило нацистов, так как уже через подставных лиц в Лиинахамари была все-таки создана рыболовецкая германо-итальянская компания «Джисмонди». Но, по-видимому, в планах рейха что-то сорвалось. Возможно, об этом свидетельствует гранитный памятник тридцати двум германским военнослужащим, который был установлен на западном берегу реки Паз (недалеко от поселка Янискоски). На этом памятнике на немецком языке написано: "Они отдали жизнь за фюрера, XII.1939-III.1940". Это еще одна загадка Третьего рейха в Лиинахамари, которую надо обязательно разгадать.

Следующая главная загадка нацистов в Лиинахамари берет свое начало летом 1942 года, когда фактически сразу ясе после провала фашистского блицкрига в советское Заполярье командование Лиинахамарской ВМБ Кригсмарине получило приказ принять, обустроить и обеспечить всем необходимым специальную группу вермахта.

Вскоре в доме, где ранее располагались лишь офицеры местного гестапо, были проведены перепланировка и ремонт. А в январе 1943 года здесь появились малоразговорчивые офицеры в общевойсковой форме с оранжевыми петлицами и кантами на погонах.

С первых же дней прибывшим был выделен быстроходный морской катер, на котором гости каждое утро выходили в район Варангер-фиорда. Экипаж катера, даже при встречах с друзьями, помалкивал. И лишь тот факт, что каждый вечер топливные баки этого катера заполнялись, так сказать, под завязку, а сверх того на борт грузились дополнительных канистры, определенно указывал на дальность поездок офицеров этой зондергруппы.

Одновременно с появлением специальной группы в поселок Лиинахамари стали прибывать квалифицированные специалисты горного дела (собранные по всему рейху), а в особый барак ближайшего концлагеря - физически здоровые военнопленные из двух концентрационных лагерей: у поселка Эльвенес (близ Киркенеса) и у горы Порвиташ (юго-восточнее Никеля). Вход в этот барак был запреш;ен всем, включая и солдат охранных частей.

В июне 1943 года к лиинахамарскому причалу пришвартовалось судно, доставившее из Германии передвижные компрессорные станции, предназначенные для буровых работ, и специальное оборудование для горного бурения.

Большую часть доставленного оборудования разместили в закрытой зоне, часть увезли в сторону мыса Нумеро-Ниеми (на входе в Печенгский залив), а несколько комплектов с помощью вагонеток канатной дороги отправили к прифронтовому хребту Муста-Тунтури. Очень скоро пробивание штолен и казематов в скалах на территории спецстроя стали вести круглые сутки. Одновременно с этим началась реализация грандиозного плана по обеспечению района Лиинахамари всеми видами защиты.

Так, например, для обеспечения противодесантной обороны на мысе Крестовый, с которого хорошо просматривался вход в Печенгский залив, в первые же дни строительства у уреза воды была установлена 150-миллиметровая батарея, а несколько выше - 68-миллиметровая зенитная батарея. Орудийные дворики этих батарей были Выложены камнем, командный пункт, несколько убежищ для личного состава и склады боезапаса были надежно укрыты под мощным покровом прибрежных скал.

На входе в базу были установлены противоторпедные сети, а на мысе Нумеро-Ниеми - подскальная станция дымопуска.

Одновременно на полуострове Ристи-Ниеми и рядом с перешейком между озерами Кянтеярви и Хихнаярви началось строительство бетонированных котлованов, предназначенных для установки четырех 210-миллиметровых орудий, которые должны были намертво «запереть» Мотовский и Кольский заливы. Эта батарея имела мощные подскальные казематы и ходы сообщения.

Кроме того, две артиллерийские батареи среднего калибра были установлены на входных мысах Ристи-Ниеми и Нумеро-Ниеми. Единственная дорога к ним с восточной стороны была прикрыта 2-метровой каменной стеной, толщина которой достигала почти 1,5 метра.

На подходах к озеру Пура-ярви были построены специальные противотанковые ворота, хотя использование танков в условиях тундры было весьма проблематичным. Высота ворот достигала 3 метров, а их мощные створки двигались с помощью электромоторов. Ни один танк, ни одна автомашина не могли миновать это препятствие, не подставив свой борт под смертельные удары снарядов соседней противотанковой батареи.

На западной стороне прибрежной горы Валкелкиви-Тзштури, под мощными скальными породами, был построен торпедный комплекс, в состав которого входили три торпедные установки, Их станки с торпедными желобами были направлены в сторону залива через специальные амбразуры. Под этим комплексом были вырублены разветвленная подскальная система ходов и вместительное хранилище для торпед. Этот торпедный комплекс полностью перекрывал вход в Печенгский залив на всю его ширину.

С воздуха весь Петсамо-Лиинахамарский район вместе с Печенгским заливом надежно прикрывался истребителями сразу с четырех(!) аэродромов, специально построенных в этом районе. Такого мощного оборонного комплекса (с моря, воздуха и суши) на Скандинавском полуострове не имела ни одна нацистская база (в том числе и та, где базировался суперлинкор «Тирпиц»).

Этот весьма странный факт создания необычно мощной обороны района Петсамо-Лиинахамари советские историки всегда объясняли тем, что, мол, в этом районе находились основные никелевые разработки Германии, расположенные всего в 40 километрах от линии фронта- И именно их Третьего рейх был вынужден особо охранять,

Но так ли это было в действительности? Скорее всего, нет!

Действительно, охрана объектов на берегах бухты Девкина заводь прямо указывает на то, что где-то здесь фашисты производили какие-то работы, имевшие огромное значение для рейха и составлявшие не только особую государственную тайну, но еще и чрезвычайно опасные для жизни человека. Последнее может подтверждаться тем, что, как известно, на всех стратегически важных для Третьего рейха стройках всегда использовался квалифицированный труд исключительно германских военных строителей.

В Лиинахамари же специальные рабочие команды и саперные подразделения вермахта проводили работы на строящемся секретном объекте только летом 1942 года в течение первых двух-трех месяцев. Затем все немецкие строители были срочно вывезены со стройки и переброшены во Францию и Норвегию для строительства бункеров по спецзаказу Кригсмарине. А на их место были пригнаны советские военнопленные.

Пленные рубили в скалах Девкиной заводи многометровые штольни для сооружения цехов какого-то завода и даже… подскальные помещения для госпиталя. Строительство велось в условиях такой секретности, что даже немецким артиллеристам с соседних батарей было строго запрещено появляться на территории спецстроя и тем более заходить в штольни.

Через каждые две-три недели в эти штольни для продолжения работы доставляли новые команды советских военнопленных из специального барака. При этом их предшественники, ушедшие на строительство ранее, обратно в барак никогда не возвращались! К работе столь массовой и хорошо отлаженной "фабрики смерти" оказались не готовы даже офицеры лиинахамарского гестапо!

Куда же исчезали наши соотечественники? До сих пор эту тайну надежно хранят штольни Девкиной заводи и, естественно, документация на этот завод, безусловно находящаяся где-то в архивах бывшего Третьего рейха.

Своеобразным продолжением этой лиинахамарской загадки остается то, что штольни цехов завода и палаты госпиталя, находясь значительно выше уровня Баренцева моря, постоянно затоплены морской (!) водой. Любые попытки ее откачать - безуспешны, так как первоначально вода из затопленных сооружений вроде бы начинает уходить, а затем, словно по команде, очень быстро вновь заполняет все помещения, вырубленные в скалах Девкиной заводи. При этом механизм системы «самоликвидации» безотказно работает уже на протяжении 65 лет. Самым парадоксальным представляется то, что за все годы, прошедшие со дня окончания Великой Отечественной войны, не было сделано ни одной серьезной попытки (на государственном уровне) раскрыть секрет этого странного и одновременно уникального строительства. Хотя представляется совершенно очевидным, что если невозможность откачки морской воды, например, из подземелий Калининграда объясняется тем, что все эти помещения расположены ниже уровня моря и где-то открыты заглушки тайных шлюзов, то в случае с Девкиной заводью все наоборот, так как все подскальные сооружения находятся существенно выше уровня моря. Значит, где-то рядом и сегодня продолжают работать мощные насосы и некая энергетическая установка, питающая их.

Но где это укрыто, что за энергия более полувека заставляет бесперебойно работать эти насосы (если это вообще насосы) и как вообще работает вся эта система затопления, никому неизвестно. И наконец, неужели в течение стольких десятилетий никому не было интересно узнать устройство всей этой системы?

Меж тем если затопление тайного военного завода еще можно как-то объяснить необходимостью сохранения секретности производства, то почему же затоплен и столь тщательно скрыт от посторонних глаз госпиталь? А может, он был не совсем обычным госпиталем? И это далеко не праздные вопросы, так как достоверно известно, что в течение трех военных лет в Лиинахамари находилась не только база для обуучения и отправки никеля в Германию, но еще и предприятие по переработке нечто, что доставлялось сюда германскими субмаринами откуда-то из Арктики и дальше срочно отправлялось куда-то в Германию!

Причем есть сведения, что эти грузы доставляли в специальных контейнерах, размещаемых вне прочного корпуса подводного корабля. Если к этому добавить факты массового и бесследного исчезновения всех, кто работал в цехах этого страшного подскального монстра, то возникает вполне обоснованное предположение, что здесь нацисты вели работы с некоторыми компонентами того самого «оружия возмездия», о котором так мечтал Гитлер?

Возможно, работы этого предприятия были связаны с обогащением какого-то радиоактивного сырья, имеющего в своем составе альфа - излучающие изотопы, в принципе достаточно безопасные для внешнего облучения человека. Правда, только внешнего облучения! Но не дай бог, если такой изотоп каким-либо путем, например в виде газа или пыли, попадал во внутрь человеческого организма. Тогда смерть была неизбежна, и в достаточно короткие сроки!

Примером подобного может служить нашумевшая во всем мире смерть британского подданного господина Литвиненко, по официальной версии, в одночасье погибшего тоже от альфа- излучающего изотопа полония.

И если к вышеизложенной версии добавить наличие непосредственно на заводе еще и секретного госпиталя, то это только укрепляет подозрение о существовании в штольнях Лиинахамари производства по переработке каких-то радиоактивных материалов,

Возможно, что все это только наши фантазии, но ведь как таковые когда-то расценивались и мечты Адольфа Гитлера о создании ядерного «оружия возмездия», которое сегодня уже имеется на вооружении, причем не только в США и России.

Кстати, если на берегах Девкиной заводи действительно что-то делали по сверхсекретной программе, связанной с «оружием возмездия», то тогда полностью объясняются все те сверхчрезвычайные меры, которые были приняты нацистами для обороны района Петсамо-Лиинахамари, а также бесследное исчезновение в штольнях Девкиной заводи советских военнопленных, работавших на этом заводе.

Конечно, госпиталь, как и груз подводной лодки U-362, о которой мы уже писали, могли бы многое рассказать не только о судьбе находившихся здесь, но и собственно о самом заводе. Могли бы, но для получения этих сведений надо суметь осушить подскальные сооружения на берегах Девкиной заводи или поднять образцы груза с затопленной U-362.

А так как пока этого сделать не удается, выходит, что каких-либо данных о спецстрое и предполагаемой (или реальной) его «продукции» сегодня в России не знает никто! Однако совершенно невозможно даже предположить, что не осталось подробной технической документации и соответствующих отчетов о результатах деятельности подобного сверхсекретного предприятия- Следовательно, мы опять уперлись в архивы Третьего рейха, где надо искать эти документы.

Но чтобы добраться до архивных хранилищ такой категории, нужны соответствующие согласования на межгосударственном уровне! Вероятно, теперь такие договоренности и согласования вполне возможны и даже необходимы хотя бы потому, что абсолютно секретное бывшее нацистское предприятие, размещенное еще во время войны на советской, а теперь уже российской территории, фактически остается в готовности к исправной работе! Поэтому узнать, что же скрывается в штольнях Девкиной заводи и окружающих ее подземельях - это не только наше право, а даже долг и обязанность перед будущими поколениями россиян! Это дает надежду на то, что занавес тайны над Девкиной заводью и деятельностью Лиинахамарского порта в 1942–1944 годах все же будет поднят и что это произойдет уже в ближайшее время!

Гитлер надеялся найти путь в загадочную «Страну чудес»

« » - такая информация, опубликованная в эти дни многими СМИ, привлекла внимание. Сенсация? Однако мы получили «разведданные» об этом таинственном объекте гитлеровцев еще несколько лет назад благодаря встрече с известным исследователем Арктики, историком, доктором наук Петром Боярским.

От него удалось узнать подробности о немецкой базе, устроенной на далеком северном острове, принадлежавшем СССР.

Петр Викторович Боярский, который занимает ныне пост советника директора Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва, на протяжении многих лет руководит Морской арктической комплексной экспедицией (МАКЭ), организованной этим институтом. Именно во время одного из экспедиционных походов в далекие северные края Боярскому удалось побывать на месте бывшей нацистской арктической базы.

Об этом секретном объекте гитлеровцев мне довелось впервые услышать еще в 1985 году от знаменитого полярного летчика Аккуратова, - вспоминал Петр Владимирович во время нашей встречи. - Он рассказал, что вскоре после окончания войны он, пролетая однажды над Землей Александры, входящей в архипелаг Земля Франца-Иосифа, заметил у берега на фоне каменистой оттаявшей тундры непонятное белое пятно прямоугольной формы.

Заинтригованные увиденным, авиаторы решили сесть рядом и посмотреть, что же это такое. Когда подошли вплотную к загадочному пятну, стало ясно, что это крыша землянки, покрашенная белой краской. Дверь, ведущая внутрь, легко открылась.

Летчики, включив ручные фонари, вошли внутрь и остолбенели. На лежанках разбросана немецкая форменная одежда, посреди стола - банки консервов, ложки, миски... А на стенах висят «шмайсеры».

Складывалось ощущение, будто здесь до сих пор живут солдаты Третьего рейха, которые буквально на минуту отлучились. На самом деле землянка уже давно была необитаема, но вид ее подсказывал, что гитлеровцы в свое время покидали свое убежище в большой спешке.

О немецких действиях по захвату советской Арктики историкам известно немало фактов.

Гитлеровцам были необходимы базы и метеостанции для обеспечения рейдов крейсеров и подводных лодок вдоль трассы Северного морского пути, - пояснил Петр Боярский. - Кроме того, многие из высшего руководства Третьего рейха, как известно, увлекались всякой мистикой и придерживались весьма своеобразных взглядов. Среди них, например, существовало убеждение, что Земля полая, и внутрь ее можно попасть через ледяные пещеры, имеющиеся в приполярных зонах.

Нацистским «бонзам» было известно о существовании обширных пещер на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа, и они были уверены, что это и есть реальный путь в подземный мир. Поэтому морские спецэкспедиции, организуемые рейхом в наш арктический тыл, имели не только военные, но и научно-исследовательские цели.

В числе прочих существовал проект, закодированный как «Страна чудес». Речь шла о создании базы на острове Земля Александры. Эту операцию немцы осуществили в 1943 году. Метеостанцию, оборудованную там, гитлеровцы назвали «Кладоискатель». Необходимое оборудование, материалы и запасы они доставляли к острову на судах и подлодках, а кое-что сбрасывали на парашютах в специальных бомбообразных контейнерах.

По словам Боярского, услышанное им от Аккуратова предположение о том, что немцы в спешке покидали свою секретную базу, вполне подтверждаются фактами, которые обнаружились позднее: «Насколько мне удалось выяснить, гитлеровцы в авральном порядке эвакуировались с Земли Александры в июле 1944 го. Случилось это отнюдь не по военно-стратегическим причинам. Фашистов подвели их собственные желудки и недостаток бытовых знаний о правилах жизни в Арктике.

Эти вояки подстрелили однажды белого медведя и решили полакомиться экзотическим северным блюдом. Однако оккупанты не знали, что медвежатину эту обязательно надо очень долго варить. И в итоге получили тяжелое желудочное заболевание. Так их скрутило, что пришлось вызывать по рации самолет и срочно вывозить с базы всю команду. Замены эвакуируемым второпях найти не успели, но уже вскоре это стало вовсе ни к чему. Шли последние месяцы войны, нацистской Германии было уже не до Арктики…».

В середине нулевых годов Петру Боярскому удалось побывать на месте бывшей гитлеровской базы. Вместе с несколькими коллегами по МАКЭ он высадился с экспедиционного судна «Сомов», чтобы обследовать то, что сохранилось от «Кладоискателя».

Увиденное нами показало, что немцы устраивались здесь надолго. Место для базы выбрано очень удачно - на берегу глубокого залива, к которому примыкает обширная полоса тундры, свободной от ледникового панциря. Чуть в стороне - озерцо с пресной водой. Для защиты базы с суши гитлеровцы устроили к северу и востоку от нее минные поля. А со стороны залива в качестве прикрытия оборудовали пулеметный дот, руины которого заметны и до сих пор.

Вызывает удивление огромное количество обуви и иного снаряжения, завезенного немцами на остров, - подчеркнул Петр Владимирович. - Похоже, что эту свою военную базу они предполагали значительно расширить.

Кое-что из немецких припасов до сих пор еще валяется на территории бывшего «Кладоискателя». Кроме того, мне рассказывали, что в 1960–1970 е, когда на Земле Александры появилась наша погранзастава (она находится примерно в 10–15 километрах от бывшего гитлеровского спецобъекта), ее гарнизон вывез с заброшенной фашистской базы немало годной амуниции. Пограничники еще долго пользовались потом немецкими ботинками, доставшимися «в наследство» от военных лет.

Кроме дота на «Кладоискателе» сохранились еще остатки домика, блиндажа… Обследуя территорию немецкой базы, наши ученые нашли несколько тех самых, похожих на бомбы контейнеров для авиационных «посылок». Уцелели также обрывки старых маскировочных сетей, а внутри заброшенной землянки валялись листы из книг с речами Гитлера…

На самом деле немецких «сувениров» времен войны в этих местах может оказаться и еще больше. Ведь в районе Земли Франца-Иосифа часто дуют сильные ветры, и потому часть сброшенных на парашютах контейнеров могла быть унесена воздушным потоком далеко в сторону.

Интересная находка ждала нас ближе к берегу залива. Здесь мы увидели какую-то трубу, уходящую в глубь земли. Возможно, это часть вентиляционной системы какого-то потайного сооружения. Нельзя исключить существования естественного грота, который немцам удалось найти и приспособить для своих целей.

Вполне допускаю, что размеры данной полости в недрах каменного острова так велики, что в нее могли входить подводные лодки. По крайней мере о существовании на других арктических островах подобных огромных пещер, сообщающихся с морем подводными коридорами, известно. А в немецких источниках встречаются сведения о том, что им удавалось находить на севере такие пещеры и даже заводить в них свои субмарины.

Подобные естественные бункеры очень удобны для устройства в них секретных хранилищ, и руководители нацистской Германии этим пользовались. Сохранившиеся в архивах материалы сообщают, что в конце войны из германских портов выходили транспорты и подводные лодки, на которых нацисты вывозили куда-то некое оборудование, документы, ценности… Пункты назначения и судьба многих из этих кораблей неизвестны до сих пор. Возможно, какие-то из них добрались и до далекой арктической Земли Александры. В таком случае название устроенной здесь гитлеровцами и потом поспешно брошенной ими базы - «Кладоискатель» - приобретает для нас особый смысл.

Им пришлось спланировать на воду и вызвать спасателей. Однако помощь почему-то не пришла. После короткого допроса экипажа BV-138 был взят на буксир и «Мгла» направилась к острову Моржовец. Но вскоре была получена радиограмма с приказом изменить маршрут и идти к острову Вешняк (находящемуся недалеко от устья реки Поной), где передать «флюгбоут» дежурному эсминцу флота "Жгучему".

Во время этого перехода в Баренцевом море разыгрался сильнейший шторм, и в корпус «флюгбоута» неожиданно стала поступать забортная вода. На подходе к маяку Инцы BV-138 затонул. При попытке спасти тонущий трофей погиб инструктор политотдела Беломорской военной флотилии, который в тот день случайно оказался на борту «Мглы». За выполнение задания по захвату «флюгбоута» командование Беломорской военной флотилии объявило экипажу благодарность.

Далее в этой истории начинаются некоторые странности. Так, например, командующий Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко не только никак не отметил вроде бы отличившийся экипаж «Мглы», но даже не стал записывать этот неординарный случай в свой личный дневник. Может быть, он все же детально разобрался в промахах, допущенных разведкой Северного флота и экипажем гидрографа, и решил не привлекать к этому событию внимание более высоких инстанций?

Тем более что, видимо, в спешке североморские разведчики почему-то не заметили такой странный факт, что экипаж самолета лишь спустя несколько часов после приводнения стал настойчиво звать на помощь спасателей. (Если, конечно, это были сигналы для спасителей, а не для кого-то еще, например шифрованный доклад об успешном выполнении специального задания.)

Да и помощь почему-то так и не пришла, что было совершенно нехарактерно для Люфтваффе, так же как и добровольная сдача в плен небольшому, практически невооруженному и явно старому невоенному судну.

Более того, если корпус «флюгбоута» настолько пострадал от пулеметных очередей МРБ, то самолет должен был затонуть значительно раньше. Но почему-то этого не произошло. Кроме того, надо быть совсем дурным пилотом, чтобы, совершая вынужденную посадку в глубоком вражеском тылу, обозначать свое место ракетами. И далее, увидев в воздухе слабенький советский МРБ, не расстрелять его из мощного оружия (две пушки), имевшегося на борту BV-138, так же как и тот старый буксир, который находился непосредственно рядом, и тем более совершенно добровольно сдаваться в плен.

Согласитесь, что все это совершенно непохоже на тех солдат вермахта, с которыми мы воевали во время войны! Если к этому добавить, что в основном самолеты BV-138 входили в состав спецподразделений Люфтваффе, которые использовались для выполнения спецзаданий (например, была даже попытка эвакуировать 1 мая 1945 года из осажденного Берлина на BV-138 некоего руководителя Третьего рейха, возможно даже, первого двойника Адольфа Гитлера), то есть все основания предполагать, что осенью 1944 года в районе Мезени был специально разыгран хорошо поставленный спектакль для того, чтобы отвлечь внимание советского командования от нечто, ради чего было не жалко даже потерять боевой BV-138. Тем более что за двое суток, пока беломорцы искали вражеский гидросамолет, у его летчиков и возможных пассажиров было предостаточно времени для решения всех вопросов с теми, кто, возможно, ждал их где-то в районе Мезени.

Конечно, это только предположения, но согласитесь, уж слишком много здесь неясных вопросов. Ответы на них мог бы дать кто-то из членов экипажа (если летчики еще живы) либо подъем затонувшего гидросамолета и его тщательное обследование, Хотя лучше всего, если бы ответы на эти вопросы (или хотя бы их часть) удалось найти в архивных документах Люфтваффе, в которых, безусловно, имеется соответствующее рейсовое задание на этот полет.

Вполне возможно, что этот необычный для нацистской авиации военный эпизод подтвердит, что тайные немецкие аэродромы в архангельской тундре предназначались для выполнения каких-то задач, имевших особую важность для Третьего рейха!

Наверное, однажды мы все-таки найдем ясный ответ и на этот вопрос. А пока попытаемся рассказать о некоторых, по нашему мнению, особо важных тайнах Третьего рейха.

ОСОБЫЕ ТАЙНЫ АРКТИКИ

О найденных после войны секретных немецких базах, обеспечивавших походы немецких судов и подлодок в нашу Арктику, в прошлые годы иногда упоминалось, но только «одной строкой». Но даже подобная краткость в налги дни дает этой строке право на жизнь, а военным историкам и исследователям - надежду на то, что подробное изучение нацистских тайн в Арктике все-таки будет проведено.

Первым тайным нацистским пунктом, найденным в советской Арктике еще в 1951 году, была база Кригсмарине № 24, Широкому кругу советских читателей о ней рассказали известный советский историк Борис Вайнер и знаменитый ледовый капитан Константин Бадигин. Попробуем рассказать, что сегодня, 56 лет спустя, известно об этой базе, а также о некоторых других таких же тайных объектах в Арктике.

ПОДСКАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК КРИГСМАРИНЕ В РАЙОНАХ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ

О появлении немцев на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) сообщали еще до начала войны - в марте 1941 года летчики нашей полярной авиации, которые заметили над советским островом немецкий самолет типа Dо-215.

Через год, уже летом 1942 года, здесь же работу неизвестной радиостанции и сигналы красными ракетами, подаваемые кому-то, обнаружили полярные летчики полковника Ильи Мазурука. Более того, при тщательном осмотре острова с воздуха они увидели какие-то сооружения, закрытые металлической сеткой. Но почему-то ни руководство ГУ СМП, ни командование и разведка СФ разбираться с необычной находкой не стали. Затем, похоже,

0 них вообще забыли (!} и вновь, совершенно случайно, кое-что на Земле Александры нашли только 12 сентября 1951 года, когда ледокольный пароход «Семен Дежнев» зашел в пролив Кембриджа, разделяющий острова Земля Александры и Земля Георга. На борту судна находилась изыскательская партия Арктикпроекта под руководством Топоркова.

Во время осмотра острова недалеко от края его восточного ледника были случайно обнаружены несколько блиндажей, метеоплощадка и радиомачта. Здесь же были найдены: продовольственная кладовая, жилье, вещевой склад и ремонтная мастерская.

Более тщательный осмотр показал:

В кладовой лежало с десяток деревянных ящиков. Часть из них была заполнена 1-килограммовыми жестяными банками (снаружи окрашенными краской для защиты жести от коррозии), а часть - 50-килограммовыми жестяными коробками. В первых были обнаружены норвежские и датские варенья и мармелад, датские пудинги и печенье, американские сушеные фрукты и изюм. Во вторых - норвежские патока, чай, кофе и шоколад.

Удалось найти даже несколько банок с венгерским яичным порошком и датской консервированной свининой. Здесь же хранились остатки спиртного - несколько нераспечатанных бутылок Hermann Меуег, Berlin.

На вещевом складе находились: связка двухсторонних камуфлированных курток на специальной зимней подкладке, десяток кожаных курток на бараньем меху и таких же кожаных рукавиц, меховые шапки, крытые кожей с назатыльником и наушниками, стояло несколько пар финских башмаков из оленьей шкуры. Кроме того, лежало несколько тюков шерстяного белья и суконных шерстяных брюк, пара кожаных лодок-каяков и столько же нарт, валялось несколько банок краски на олифе и запас спичек в жестяных коробках. Неподалеку было складировано несколько) канистр с бензином, на которых были отчетливо видны этикетки - Benzin, 1940, Wehrmacht.

Более тщательный осмотр показал, что вся территория была надежно защищена - так, по ее периметру было сооружено 6 окопов с пулеметными гнездами, пять блиндажей и 3 дзота, В дзотах были найдены 2 ротных миномета.

А в блиндажах лежали прекрасно сохранившиеся служебные бумаги, какие-то дневники, письма и даже несколько фотографий. В самом вместительном из блиндажей была установлена радио-станция, найдена секретная инструкция по проведению метеонаблюдении и журнал с записями погоды. Последняя запись в этом журнале была датирована 24 мая 1944 года.

Главный жилой бункер имел 7 комнат, из которых 2 явно предназначались для офицерского состава. Кроме общей спальни, рассчитанной примерно на 20 человек, здесь же имелись столовая, кухня и кладовые, У бункера валялись гильзы от использованных парашютных осветительных ракет, которые были изготовлены в 1941 году, в ремонтной мастерской на территории базы все станки и механизмы были хорошо законсервированы. Неподалеку от мастерской лежала небольшая моторная лодка, практически готовая к работе.

Позже удалось уточнить - советские полярники нашли тайную базу № 24 военно-морской, метеорологической и пеленгаторной службы Кригсмарине.

В начале двадцатого века на мировых географических картах оставалось немало «белых пятен». Одним из самых «белых» была Арктика, в чьи владения путешественники рвались не так рьяно как в увешанные бананами тропики. Оно и понятно: дикий холод, вечные льды и удручающие рассказы современников. Единственные кто добровольно жил по соседству с белыми медведями и котиками, были коренные народы Заполярья, да поморы, чья «отмороженность» ни у кого не вызывала сомнений...

В начале IV тысячелетия до нашей эры, в долине реки Нил образовалось одно из первых государств в истории человечества – Древний Египет. Об этом известно любому подростку из школьной программы, в которой к сожалению нет упоминаний о том, что уже за две-три тысячи лет до этого люди жили не только в Африке, но и к примеру, на севере европейской части России. В то время когда пирамид не было и в проекте наши предки, или если можно так выразиться «географические соотечественники» заселяли Кольский полуостров. С примитивным снаряжением, с крайне далеким от норм цивилизации бытом, в условиях, которые мы сегодня считаем экстремальными...Спустя три тысячи лет постоянные поселения появились на побережье Белого моря. Жившие в них люди, выходили в море на примитивных кожаных и деревянных лодках и промышляли охотой на морского зверя и рыбной ловлей. Эти походы и дали начало арктическому мореплаванию.Славянские племена появились на Русском Севере в V-VI веках н. э. Они вели торговлю с жителями северного края, в частности, покупая пушнину. В X-XI веке здесь появились новгородцы, которые к XII веку сделали край колонией Великого Новгорода. Берега Белого моря, Северной Двины, Онеги и Пинеги постепенно заселили крепостные бежавшие из средней полосы, с которыми частично ассимилировалось коренное население – карелы, коми, лопари. Тогда в XIII веке, край и получил название «Русского Поморья», а потомков первых поселенцев стали называть «поморами».

В XV веке поморы совершают далекие морские походы к Груманту(Шпицберген), острову Медвежий, и на Новую Землю. Активно организовывают северные экспедиции и голландцы, которые ищут короткий морской путь в Индию и Китай. Правда для последних, плавания в северных широтах не приносят желаемых результатов и лишь русские продолжают с успехом осваивать новые территории...

КОЛОНИЯ СТРОГАНОВЫХ

Особого интереса в Арктике заслуживает архипелаг Новая Земля. Малопригодные для жизни человека скалистые острова хранят много загадок, одна из которых почти забыта в наше время.

В конце XV века известными купцами Строгановыми на Новой Земле основывается промысловая колония по добыче морского зверя и пушнины. Дело выгодное, и если верить немногим сохранившимся историческим документам, приносящее многократную прибыль. Колонисты – как правило «строганоские крестьяне» бьют моржей, китов, белых медведей, а в свободное от промысла время женятся и плодят детей. Пушнину и жир морских животных переправляют на большую землю в Архангельск; колония процветает. Однако благополучие длится недолго и через какой-то десяток лет все поселенцы гибнут, а развивавшийся промысловый центр превращается в кладбище...

Основной причиной смерти людей считается «неизвестная зараза вызванная туманами» - об этом в 1762 году пишет чиновник архангельского губернатора Клингстедт. Также, упоминания о «загадочных смертоносных туманах» есть в северных преданиях согласно которым, это ничто иное, как люди, чьи души за всевозможные грехи не приняла Полярная Звезда. Туман то сжимается, расползается по огромным пространствам, гасит все звуки, не дает ничего разглядеть, сводит людей с ума, убивает на месте или навечно «заволакивает».

Гибель «строганоских» колонистов коренными жителями тех мест была воспринята как должное. По преданиям ненцев, пришельцы с материка были наказаны за то, что нарушили одно важное табу. Дело в том, что помимо промысла морского зверя, колонисты имели другое задание – они искали жемчуг в реках Новой Земли. И не просто жемчуг, а легендарную «Зелёную нетленницу», которую мечтали заполучить купцы Строгановы...

ЗЕЛЁНЫЕ НЕТЛЕННИЦЫ

Добычей жемчуга новгородцы Строгановы занимались с XV века. Они добывали драгоценный минерал на Кольском полуострове в реках вблизи Онежского озера и Белого моря. Урожай жемчуга был немалый, поскольку помимо внутреннего рынка, он поставлялся и за рубеж. Добытый жемчуг использовался в изготовлении икон, ювелирных изделий, в различных вышивках и парадных одеяниях. Жемчуг может быть самым различным – от белого и бледно-голубого, до желтого, красноватого и даже чёрного цвета. Единственный серьезный недостаток в том, что он недолговечен; жизнь жемчуга в среднем 250-500 лет. Со временем он теряет блеск, угасает и наконец, превращается в порошок...

Мифические «зеленые нетленницы» это жемчуг другого рода – вечный, неувядающий, немеркнущий. Такие свойства приобретает жемчуг лишь в реках Крайнего Севера получая свою силу от Полярной Звезды. Северные шаманы говорят, что зеленые жемчужины сами выбирают себе хозяина, и могут как осчастливить человека, так и навлечь на него беду.

По слухам одна такая жемчужина попала в руки купцов Строгановых. Опасная реликвия зеленой искоркой поселилась в их сердцах, затуманила разум каждого, кто хоть раз её видел. И именно этот, легендарный зеленый жемчуг для Строгановых искали поселенцы на Новой Земле...

Повальный мор опустошивший колонию, по всей видимости был вызван эпидемией вируса иммунитета к которому у пришедших с материка людей не оказалось. Современным ученым хорошо известно, что в вечной мерзлоте прекрасно сохраняются частицы таких «замечательных» вещей как сибирская язва и черная оспа и что могли «подхватить» колонисты, исследующие Новую Землю одному Богу известно. Те же, кто пришли на место вымершего поселения спустя годы, обнаружили лишь конечный результат: предречные развалины жилищ, немногочисленные могилы и... множество разбросанных человеческих костей.

ПРОКЛЯТЫЕ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ

Впрочем, есть и другая версия быстрой гибели строгановской колонии. Архангельских краевед В.Крестинин в изданных в январе 1789 года записках пишет, что колонистов убили «неизвестные воины с железными носами и зубами». Эту историю он слышал от мезенских мореходов и об этом же пишет автор нескольких книг о Строгановых Андрей Введенский. Введенский считал, что жителей колонии истребили шарашуты – потомки древнего народа Арктики и таинственные обитатели пещер Новой Земли.

Легенды о шарашутах ходили среди жителей Арктики вплоть до начала XX века. Ненцы верили, что на Новой Земле в глубоких пещерах, где есть тёплые озера живут загадочные воины, которые выходят на поверхность в виде тумана и теней. Они как и много веков назад поклоняются Полярной звезде, собирают «зеленых нетленниц», а чужаков убивают, либо уводят с собой под землю.

Историк К.Вокуев живущий в Нарьян-Маре собрал малоизвестные материалы по шарашутам. По его словам, именно шарашуты были тем самым народом, который был проклят Полярной звездой. Главной причиной проклятия, ненецкий историк считает каннибализм, который хоть и являлся огромной редкостью среди народов Крайнего севера, но всё-таки имел место быть...

Теперь трудно судить насколько реальным было нападение шарашутов на колонистов, можно лишь строить гипотезы и теряться в догадках. На Новой Земле уже давно не ищут «зеленых нетленниц», хотя в недрах архипелага по-прежнему обитают «неизвестные воины» у которых как и у их предшественников наверняка есть «железные зубы». Правда сидят они не в пещерах, а за компьютерами и все происходящее скрыто от нас под грифом «СЕКРЕТНО».

Андрей Рухлов