Отчетность по квотированию. Инструкция по заполнению формы регионального государственного наблюдения ие “Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств Отчет по 5 квоте бланк

Квотирование рабочих мест — это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и некоторых других категорий.

Квоты для трудоустройства иных категорий граждан, а также сами категории лиц, нуждающихся, по мнению местных властей, в особой социальной защите, устанавливаются региональными законами.

Кто обязан отчитываться о квотировании

Ответственность

В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

Согласно законодательству, квота на инвалидов в организации устанавливается в определенных пределах. Конкретное ее значение определяется администрацией региона.

Квотирование рабочих мест

Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей. Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством. Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.

Любопытная информация

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.

ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями. На федеральном уровне установлена квота для приема на работу инвалидов – 2-4%, законы субъектов РФ могут повышать установленный минимум.

Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.

В таблице ниже представлены штрафы за не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений

Правовое регулирование

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
  2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года) . Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
  3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Организации

Любопытная статистика

Количество трудоустроенных инвалидов по видам заболеваний в России: 5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний.

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек (ст. 21, 24 ФЗ № 181).

Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.

Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций. Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании. Это позволяло уменьшить статью расходов.

Обязательному квотированию мест для инвалидов не подвергаются:

  1. Общественные объединения инвалидов.
  2. Товарищества, общества и другие организации с уставным капиталом, образованным из средств объединения инвалидов.

При квотировании рабочих мест не принимается во внимание вид деятельности фирмы, ее форма собственности, правовая форма. Государственная также как и коммерческая организация имеют одинаковые обязанности по приему инвалидов.

Количество сотрудников

При расчете среднесписочной численности учитываются лишь реально работающие сотрудники. Незанятые должности при этом во внимание не принимаются, как и работники:

  • выполняющие свои обязанности в опасных и вредных условиях труда, что подтверждено аттестацией должностей или специальной оценкой (ст. 21 ФЗ № 181);
  • трудящиеся в филиалах компании, находящихся в другом городе (определение № ВАС-11395/12 от 3 сентября 2012 г. по делу № А32-13713/11).

Величина квоты

Некоторые факты

Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г. , который действителен и сегодня.

Приказ № 181н от 30 апреля 2013 г.; ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 г. предписывают устанавливать квоту в пределах:

  1. 2–4% от среднего числа сотрудников, если таковое больше 100.
  2. 2–3%, если работников от 35 до 100.

Конкретное значение указывается в нормативных актах, выпущенных муниципальным образованием отдельного региона. В Москве и Московской области величина квоты составляет 2%, в Воронежской области - 3%, в Ростовской - 4%.

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Сокращение

Согласно законодательству, при сокращении штата увольняемым сотрудникам предлагаются вакантные должности, соответствующие или ниже их квалификации. Если же таковых не имеется, но присутствуют места, зарезервированные для инвалидов, предлагать их увольняемым нельзя. Такое возможно лишь в случае, если сокращаемый сотрудник имеет инвалидность.

Про квотирование рабочих мест для инвалидов смотрите в ролике

Отчетность

Согласно п. 3 ст. 25 Закона № 1032 — 1 раз в месяц или квартал (зависит от региона) организации должны предоставлять отчет по квотированию рабочих мест для инвалидов в службы занятости. Его форма и порядок предоставления устанавливаются региональным центром занятости (ст. 7.1-1 ФЗ № 1032-1). Приблизительное содержание отчета должно включать следующие сведения:

Дополнительная статья

Пенсия по инвалидности – это пособие, которое выделяется государственным бюджетом гражданам, имеющим 1, 2 или 3 группу инвалидности. Как оформить пенсию по инвалидности узнайте .

  1. Наименование организации, ее адрес.
  2. Содержание локальных нормативных актов.
  3. Количество сотрудников.
  4. Количество рабочих мест, специально приспособленных для лиц с ограниченными возможностями.
  5. Вакансии для инвалидов — имеющиеся или специально созданные.
  6. Требуемая профессия, квалификация.
  7. Образование, опыт работы.
  8. Вид работы: постоянная, по совместительству, выполняемая в определенное время года, на дому.
  9. Режим работы (обычный, свободный график, в смену, вахтовый)
  10. Продолжительность рабочего дня.
  11. Размер заработной платы.
  12. Социальные гарантии.

В зависимости от региональных законов на работодателя могут быть наложены дополнительные обязанности. В Москве организации подлежат становлению на учет в госучреждении «Центр квотирования» (куда впоследствии и будут отправляться отчеты по форме № 1). Данная процедура должна быть осуществлена не позднее, чем через месяц после регистрации в налоговой службе.

Подробно о квотах для приема на работу инвалидов рассказано в видео

Ответственность

Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции. В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции. По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ).

Суммы взысканий могут различаться в зависимости от региона. Уплата штрафа не означает освобождение от обязанности выделить квоту.

Налоги

Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.

Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:

  • количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
  • на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.

Если в организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению по закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.

Поиск сотрудников

В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе. В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии - 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий. Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс. Его особенности заключаются в следующем:

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
  • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
  • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  • Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
    • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
    • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
    • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.
  • Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.
  • Заработная плата инвалидам рассчитывается в соответствии с нормативными актами, принятыми на локальном уровне, как и другим работникам.

    Подробно о трудоустройстве инвалидов смотрите в видео

    Важно учитывать лишь несколько нюансов:

    • Инвалид имеет право получить налоговый вычет, размер которого составляет не более 3.000 рублей;
    • Прием на работу инвалида 2 группы происходит с учетом, что он имеет право на оформление налогового вычета, вне зависимости от размера заработной платы – 500 рублей.

    Следовательно, заработная плата инвалидов будет рассчитана на основании действующей системы оплаты труда на предприятии.

    Прием на работу гражданина с ограниченными возможностями осуществляется в общем порядке. Трудовой Кодекс РФ не устанавливает особых правил, за исключением содержания трудового договора. В него должны быть вписаны все гарантии и льготы, регламентированные законодательством, для этой группы граждан.

    Законом определено, что каждый работодатель, у которого в штате имеются более 35 работников, уже могут начинать оборудовать рабочее место для инвалида.

    Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

    Все трудовые отношения по квоте обязательно должны быть скреплены трудовым договором, а рабочее место должно соответствовать стандартам и нормам законов и положений.

    Перечень документов для трудоустройства должен включать в себя медицинское заключение о присвоении группы инвалидности. На его основании будет формироваться трудовой процесс работника, его привлечение к сверхурочным работам и т.д.

    Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях

    О квоте для инвалидов и другой отчетности о занятости (Подкопаев М.В.)

    Дата размещения статьи: 27.03.2015

    Перед различными государственными органами поставлены разнообразные цели. Для их выполнения им, конечно, нужна соответствующая информация.
    Налогоплательщики РФ уже давно не делают отчислений в фонд занятости и не сдают отчетность по платежам в него. Однако это не значит, что отсутствует необходимость вообще сдавать в него какую-либо отчетность, связанную с его основной задачей - контролировать и регулировать уровень занятости населения в стране.

    Согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
    - сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
    - информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
    Конкретный порядок предоставления таких сведений устанавливается нормативными актами субъектов РФ. В частности, в Крыму необходимо руководствоваться Законом Республики Крым от 02.07.2014 N 24-ЗРК "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (далее - Закон N 24-ЗРК). Этот Закон вступил в силу с 01.01.2015.
    А вот в Севастополе такой закон еще не принят, на дату выхода номера из печати он не прошел еще даже первого чтения в законодательном собрании города (проект N 19/45). Отметим, что его текст почти аналогичен Закону N 24-ЗРК. Некоторые расхождения выглядят техническими и будут, видимо, поправлены в окончательной редакции.
    Так, из крымского документа легко понять, что он распространяется на всех работодателей, включая индивидуальных предпринимателей. А вот севастопольский проект, приводя понятие квоты, определенно указывает, что оно относится только к предприятиям, учреждениям, организациям. Впрочем, из дальнейшего текста проекта видно, что все его требования должны выполнять также индивидуальные предприниматели, то есть, очевидно, понятие квоты будет уточнено.
    Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 24-ЗРК квота представляет собой количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Работодатель обязан принять на работу определенное таким образом количество граждан указанных категорий. В их число входят инвалиды и граждане, особо нуждающиеся в социальной защите, не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда и в связи с этим испытывающие трудности в поиске работы, к которым относятся:
    - несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
    - лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
    - лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);
    - беженцы и вынужденные переселенцы;
    - граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
    - одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
    - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
    - граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;
    - лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
    Отметим, что федеральное законодательство прямо устанавливает для работодателей необходимость соблюдения квоты приема только в отношении инвалидов, однако в отношении других категорий нуждающихся предоставляет субъектам РФ принимать на их усмотрение необходимые меры по решению проблем с их трудоустройством, в рамках которых допускается также установление квот.
    Размеры квоты для приема инвалидов следующие:
    - работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, - 3%;
    - работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, - 4%.
    Власти Крыма использовали максимальные ставки квот, которые допускает устанавливать в данном случае ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом, как и предусмотрено названным Законом, если среднесписочная численность работодателя менее 35 человек, то для него квота не устанавливается.
    Квота для других категорий нуждающихся в трудоустройстве предусмотрена лишь в отношении работодателей, чья среднесписочная численность превышает 100 человек. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 24-ЗРК величина обозначенной квоты составляет 1%, то есть на каждые 100 работников - 1 человек.

    Обратите внимание! Если у работодателя уже работают инвалиды, он может зачесть их количество в счет выполнения установленной ему квоты.

    Квота устанавливается на срок не менее одного календарного года (п. 5 ст. 2 Закона N 24-ЗРК).
    Важной обязанностью работодателей, связанной прежде всего с необходимостью контроля за соблюдением ими указанных квот, является предоставление отчетности в фонд занятости. Делается это в разные сроки, например, ежемесячно:
    - о наличии вакантных рабочих мест (должностей);
    - о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
    - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
    Данная обязанность вытекает из пп. 3 п. 2 ст. 5 Закона N 24-ЗРК и полностью соответствует установленной п. 3 ст. 25 Закона о занятости.
    Сведения о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан крымским работодателям следует предоставлять ежеквартально.
    Также при увольнении работника, занимавшего рабочее место в рамках квотирования, необходимо сообщить о высвобождении соответствующего рабочего места в течение 10 дней со дня увольнения.
    Формы для предоставления этих сведений установлены Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 23.01.2015 N 17.
    Отметим, что законодательством предусмотрена ответственность лишь за несоблюдение установленной квоты, причем только в отношении инвалидов, но не за непредоставление перечисленной выше информации. Согласно п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ именно неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
    Сказанное подтверждается Постановлением ВС РФ от 08.04.2014 N 32-АД14-2, где содержится вывод, что исходя из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ непредоставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест (должностей) на квотируемые рабочие места не влечет наступление административной ответственности по этой норме.
    Работодатели должны понимать, что и в этом случае они освобождаются от самой обязанности соблюдения установленной для них квоты, ее согласования с фондом занятости.
    Уточним, что административная ответственность за непредоставление указанных сведений может быть установлена в законодательстве субъекта РФ, но на дату написания статьи мы не имели сведений о том, что такая ответственность предусмотрена в Республике Крым.

    Итак, несмотря на возможность в определенной степени избежать ответственности за непредоставление отчетов в фонд занятости, существует обязанность по сдаче указанных отчетов. Она относится главным образом к тем работодателям, которым установлены квоты по приему определенных категорий работников. Названные квоты необходимо согласовать с местными органами занятости, прежде всего квоту на прием инвалидов. Игнорировать эту обязанность не рекомендуется.

    Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов)

    Предоставление информации в службу занятости. Квотирование для инвалидов.

    Вопрос: кто обязан предоставлять "Информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах" в центр занятости? есть ли перечень отчетов, которые обязаны предоставлять все работодатели? нужно ли подавать пустые бланки, в случае отсутствия сведений?

    Ответ:
    1. Отчет по квотированию мест для инвалидов в службу занятости должны представлять организации, численность сотрудников в которых составляет более 35 человек. Отчет представляется ежемесячно. А конкретные сроки сдачи и форму Отчета утверждают территориальные органы власти.

    2. Все организации без исключения обязаны представлять в службу занятости ежемесячно такую форму отчетности, как «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

    Срок представления отчета для г. Севастополя (региональным законом) не установлен. Главное, чтобы данный отчет представлялся регулярно, каждый месяц.

    Подать отчет возможно на бумажном носителе (лично или по почте) или в электронном виде.

    3. Если в организации трудится более 35 человек, то организация обязана квотировать места для инвалидов в размере не менее 2 %. Следовательно, и Отчет по квотированию мест для инвалидов в таком случае представляется каждый месяц с целью соблюдения квоты.

    А вот Отчет о вакантных местах как правило подают только при их наличии. Хотя в некоторых регионах установлено требование о представлении данного Отчета и в случае отсутствия вакантных мест.

    Обоснование

    Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

    Квотирование рабочих мест

    Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

    Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

    1.не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

    2.не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

    При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

    На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

    Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

    Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

    В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 декабря 2016 г. № 1618 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

    Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

    Как оформить прием сотрудника на работу

    Сведения для службы занятости

    Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

    1.об имеющихся вакансиях;

    2.о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;

    3.о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

    Ответственность

    Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

    А именно к штрафу:

    от 30 000 до 50 000 руб. - для организаций;

    от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц, например руководителя.

    Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

    Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

    Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

    Обязана ли организация сообщать о вакансиях в службу занятости? Как и в какие сроки?

    Да, обязана. Представлять сведения о свободных и вакантных рабочих местах, а в ряде случаев и об их отсутствии нужно ежемесячно. Конкретный порядок и сроки сдачи могут отличаться в зависимости от региона.

    В целях эффективной экономической деятельности работодатель самостоятельно и под свою ответственность принимает необходимые ему кадровые решения, в том числе по подбору персонала. При этом законодательство не требует заполнять все вакантные должности по мере их возникновения.

    Вместе с тем, если в штатном расписании есть свободные или вакантные места, независимо от того, требуются на них в текущий момент сотрудники или нет, сведения о них нужно ежемесячно сообщать в службу занятости населения (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Обязанность извещать о вакансиях не зависит от формы собственности организации-работодателя и его статуса. Отдельные исключения могут быть предусмотрены на региональном уровне. Как правило, это госучреждения, где замещение должностей происходит по конкурсу. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

    В отдельных регионах может быть установлена обязанность подавать сведения не только о вакансиях, но и об их отсутствии. В частности, такая обязанность установлена в Краснодарском крае (п. 2.2 Порядка, который утвержден ). В таком случае работодатели по сути обязаны предоставлять сведения ежемесячно даже при отсутствии вакансий. Если такой оговорки в региональных законах нет, то сообщать об отсутствии вакансий не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. № 4908/11). Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

    Единая дата подачи сведений не установлена. Ее можно уточнить в региональном отделении службы занятости. Например, в Ростовской области подать сведения можно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (Порядок , который утвержден ). В Краснодарском крае данные предоставляют по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца (п. 2.1 Порядка, который утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258). Во многих регионах точной даты сдачи сведений не предусмотрено, достаточно соблюдать ежемесячную сдачу отчетов. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

    По общему правилу подавать сведения о вакансиях нужно по форме , которая утверждена приказом Минтруда России от 26 февраля 2015 г. № 125н . Однако во многих регионах установлена своя собственная форма. Например, для Ростовской области форма утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25 сентября 2014 г. № 646 . В Краснодарском крае тоже своя форма , которая утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 . Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

    За непредоставление информации о вакантных местах, а в отдельных регионах и об их отсутствии либо за представление сведений с нарушением срока работодатели несут административную ответственность. Штраф на должностных лиц составит от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. ().

    Отвечает Александр Сорокин,

    заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

    «ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

    • Скачайте формы

    Далеко не все работодатели знают, что они обязаны предоставлять отчеты в центр занятости в 2018 году. В то же время существует множество форм, которые подаются организациями в территориальное подразделение ЦЗН и в установленные сроки. В частности, речь идет о сведениях по увольнению персонала, по наличию вакантных должностей и свободных мест работы, по квотированию мест для трудоустройства инвалидов, по предпенсионерам и т.д.

    В соответствии с Законом № 1032-1 от 19.04.91 г. все работодатели, включая предприятия-юрлиц и предпринимателей с наемными работниками, обязаны содействовать гражданам в трудоустройстве, снижая общий уровень безработицы в стране. Особенно это актуально для социально незащищенных физлиц, имеющих инвалидность или находящихся в предпенсионном (пенсионном) возрасте. Согласно стат. 25 Закона работодатели должны предоставлять в ЦЗН следующую информацию:

    • По готовящемуся увольнению персонала по причине прекращения хоздеятельности или ликвидации бизнеса, а также в связи с сокращениями штата (ф. 1а-ВР, 1-ВР).
    • По фактическим увольнениям сотрудников (ф. 2-ВР, 3-ВР).
    • По наличию свободных мест или должностей (ф. 1-ТН).
    • По выделению или же созданию мест занятости для устройства сотрудников с инвалидностью (ф. 1-КИ).
    • По выделению или же созданию мест занятости для устройства нуждающихся в особой соцзащите сотрудников (ф. 2-ИТПР).
    • Другие формы по необходимости.

    Отчет по инвалидам в центр занятости

    Типовой отчет по инвалидам в центр занятости подается теми работодателями, общая численность персонала которых составляет от 35 чел. Если показатель не превышает обозначенный порог, предоставлять этот документ не требуется.

    Форма включает в себя сведения о квотировании мест занятости для лиц с инвалидностью. Сколько именно рабочих мест должен забронировать за инвалидами работодатель – устанавливают органы административной власти отдельного региона РФ. При этом под квотой подразумеваются специально оборудованные для инвалидов рабочие места в организации. Общее число таких вакансий определяется расчетным путем посредством процентного соотношения к итоговому количеству работников.

    Взятые на себя обязательства по резервированию мест для инвалидов каждое предприятие закрепляет на основании заключенного с ЦЗН соглашения. Затем руководитель утверждает приказ, где обозначается количество забронированных мест с конкретными должностями. Регламент квотирования закрепляется в ЛНА организации. Такие меры помогают трудоустроиться лицам с ограниченными физическими возможностями.

    В целях информирования государства о квоте работодателем подается бланк отчета в центр занятости. Документ предоставляется каждый месяц. Точные сроки и используемая форма утверждаются территориальной службой занятости. Отчитаться разрешается путем личного посещения центра или с помощью почтового отправления документа, а также в электронном виде. Для последнего способа требуется оформление ЭЦП (электронно-цифровая подпись) на работодателя.

    Обратите внимание! Точный размер квотирования определяется в процентном соотношении к показателю среднесписочной численности персонала компании. Для предприятий с численностью от 100 чел. показатель составляет 2-4 %, с численностью в 35-100 чел. – до 3 %. При расчетах в среднесписочную численность не нужно включать тех сотрудников, которые трудоустроены в опасных или вредных условиях (стат. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.95 г.).

    Новый отчет в центр занятости 2018

    В связи с проводимой в РФ пенсионной реформой Правительство утверждает новую категорию трудящихся лиц под названием предпенсионеры. Таких граждан нельзя просто так уволить или как-то иначе нарушить их трудовые права. С 1-го октября 2018 г. Роструд обязывает работодателей предоставить новую форму отчета в центр занятости о предпенсионерах. Соответствующие разъяснения приведены в Письме № 858-ПР от 25.07.18 г.

    Документ должен быть подан не позже 15.10.18 г. Госорганы интересуют не все сотрудники компаний, а только лица, достигшие следующего возраста:

    • Женщины 1964 г.р.
    • Мужчины 1959 г.р.

    Указывать необходимо данные по работающим на определенную дату лицам, а также по тем, кто был уволен в отчетном периоде. Отдельно поясняются случаи расторжения трудовых взаимоотношений по инициативе работодателя. Предполагается, что форма должна подаваться ежеквартально с целью контроля увольнения лиц предпенсионного возраста.

    На данный момент законодательно утвержденного бланка не существует. Равно как и не определена ответственность за непредоставление документа. Поэтому работодателям рекомендуется проконсультироваться в своей службе занятости, нужно отчитываться или пока нет. Если ответ будет положительным, для заполнения можно использовать форму по Письму Роструда № 858-ПР от 25.07.18 г. Именно такой документ рекомендует ведомство для получения сведений от центров занятости. Срок подачи данных за 3 кв. – до 15-го октября.

    Отчет в центр занятости по пенсионерам

    Собственно говоря, это не отдельный бланк, а продолжение предыдущего. Отчетом о пенсионерах некоторые именуют сведения о сотрудниках предпенсионного возраста, о которых рассказано выше. Следовательно, если у работодателя не числятся в штате работники обозначенного возраста (мужчины до 1959 г.р., женщины до 1964 г.р.), подавать форму не нужно. Также не обязаны отчитываться предприниматели, ведущие бизнес в одиночку, то есть без наемного персонала.

    Подается документ в территориальное подразделение службы занятости. Периодичность представления – поквартальная. Крайний срок – до 15-го числа. Точный срок устанавливается ЦЗН. Первый раз отчитаться необходимо за 3 кв. 2018 г. Второй документ будет подаваться уже в 2019 году за 4 кв. 2018 г.

    Отчет о кадровом составе в центр занятости

    Унифицированный отчет по кадровому составу компании подается в территориальную службу занятости. Бланк формы утверждается органами власти отдельных субъектов РФ. Направить данные можно по почте, принести в центр лично или передать по ТКС (телекоммуникационные каналы связи), то есть в электронном формате.

    Точных сроков подачи таких сведений на законодательном уровне не утверждено. Чтобы узнать, до какого числа требуется отчитаться, проконсультируйтесь в региональном подразделении ЦЗН. За неисполнение работодателями обязанности по подаче отчетных данных ответственность предусмотрена в стат. 19.7 КоАП. Размер штрафных санкций установлен в следующих пределах:

    • Для физлиц – 100-300 руб.
    • Для руководителей работодателей – 300-500 руб.
    • Для предприятий-юрлиц – 3000-5000 руб.

    В случае несдачи какого-либо из обязательных отчетов, проверяющие органы взыскивают штраф за каждый непредоставленный документ. Поскольку формы заполнить очень легко, рекомендуется отчитываться вовремя, чтобы не платить впоследствии штрафы.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .