Основные симптомы психических расстройств. Возможные признаки психического заболевания

Навязчивые мысли, страхи, угнетенное настроение – с подобными проявлениями сталкивается каждый. Такие состояния могут являться как нормой, так и патологией. Непродолжительность того или иного проявления в целом не оказывает негативного влияния на жизнь человека. Если же кто-то из близких сам не свой уже несколько недель – это повод задуматься и обратиться за помощью. Тяжелая форма психического расстройства не обрушивается внезапно – заболевание начинается постепенно, а некоторые признаки бывают и вовсе незаметны. Шизофрения, например, возникает с практически неощутимых изменений в настроении, общении, характере.

И физическая, и психическая болезни доставляют немало трудностей, в результате чего меняется весь привычный ход жизни. Однако, в случае физического недуга человек более открыт – он делится своей проблемой с близкими, выслушивает их советы. Другими словами, больной настроен действовать.

При психическом же расстройстве больной все больше замыкается в себе. Зачастую он не ищет помощи и молчит о происходящем. Таким же образом поступают и члены его семьи, заметившие странные изменения. Об имеющейся патологии семья порой просто не догадывается, из-за чего визит к доктору откладывается на очень долгое время.

Психический больной и сам может не сразу распознать наличие патологии. Если при физической болезни симптомы обычно ясны, и человек понимает, когда и с какой формулировкой обращаться к доктору, то при психическом недуге все намного сложнее. Симптомы в этом случае, особенно на начальной стадии заболевания, очень непонятны. В молодом возрасте они легко списываются на усталость, лень, капризы или переутомление. Родственники больного часто склонны упоминать сглаз или зомбирование и оттягивать время, надеясь, что все разрешится само собой.

Причем решения проблемы каким-нибудь чудесным образом ждут и тогда, когда уже ясно, что все намного серьезнее, чем предполагалось. Люди по вине своих предрассудков воспринимают психические болезни как страшное, таинственное и неподдающееся объяснению явление. Подобное отношение сказывается как на течении, так и на результатах болезни – всякий недуг необходимо лечить своевременно. «Необычность» проявлений психического заболевания – это не повод бояться проблемы и избегать ее. Но как понять, что с человеком на самом деле что-то не так?

Признаки возможного психического заболевания являются:

  • видимые изменения личности;
  • повышенная тревожность;
  • частые перепады настроения;
  • апатия;
  • странные, абсурдные идеи;
  • невозможность решать повседневные проблемы;
  • перемены в режимах сна и питания;
  • беседы и раздумья о самоубийстве;
  • пристрастие к спиртным напиткам;
  • , злость, раздражительность.

Важно учесть, что как заболевший ангиной не виноват в том, что у него болит горло, так и страдающий нарушением психики не виноват в негативных аспектах своего поведения. Родственники больного должны понять, что такое поведение – это не признаки скверного характера, требующего перевоспитания, и не вдруг возникшее желание причинить зло.

Симптомы заболевания, которые могут проявляться как по отдельности, так и все без исключения:

  • разговоры с самим собой (вопросы и ответы, обращенные к самому себе);
  • беспричинный смех;
  • неожиданное затихание, прислушивание к чему-то;
  • неспособность сконцентрироваться на выполняемой задаче;
  • беспокойный, озабоченный вид;
  • Наличие бреда можно определить по следующим проявлениям:
  • безосновательная агрессия в сторону близких и друзей;
  • страх, тревожность, паника;
  • чрезмерная скрытность;
  • различные неправдоподобные высказывания;
  • необоснованные опасения за свою жизнь и жизнь родственников;
  • загадочные высказывания по поводу обыденных тем;
  • нежелание принимать пищу или ее скрупулезная проверка;

Как вести себя с человеком, страдающим бредовым проявлениями:

  • не спрашивайте о деталях его бредовых высказываний;
  • не вступайте в споры, не старайтесь убедить его в том, что его слова неверны;
  • внимательно выслушивайте;
  • попробуйте уговорить обратиться к специалисту.

У человека в депрессивном состоянии часто возникают мысли о том, чтобы покончить с собой. Депрессия, сопровождающаяся бредовыми идеями – это особо опасное состояние. Такие больные уже практически готовы к тому, чтобы совершить самоубийство.

Признаки возможного суицида:

  • абсолютно пессимистический настрой;
  • высказывания о собственной никчемности и ненужности;
  • чувство вины;
  • отсутствие планов на будущее;
  • заявление о голосах, требующих покончить с собой;
  • убежденность в имеющейся смертельной болезни;
  • неожиданное успокоение после долго тянувшейся депрессии.

Меры предотвращения

Даже если кажется, что вероятность суицида слишком мала, любые разговоры с больным на эту тему нужно воспринимать очень серьезно. Если складывается мнение, что человек уже готов совершить самоубийство, следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Все опасные предметы нужно держать вне досягаемости больного. Окна и балконные двери нельзя оставлять открытыми.

Часто на предложение родных воспользоваться помощью специалиста человек отвечает, что с ним все нормально и никакого заболевания у него нет. При этом родственникам невероятно трудно наблюдать, как страдающий член семьи отказывается от любой помощи для улучшения состояния. В этом случае можно попробовать продемонстрировать свое беспокойство, но так, чтобы это не было расценено им как упрек, критика или чрезмерное давление.

Следует ненавязчиво поинтересоваться у человека, как он сам оценивает свое состояние, обеспокоен ли и какие пути решения видит. Необходимо по максимуму вовлечь его в обсуждение проблемы и вместе с ним искать способы ее разрешения. Если задействовать больного не получается, можно попытаться поговорить с друзьями или врачом, попросить их поддержки и советов по поводу того, как следует поступить.

Психические расстройства

Болезни, которые связаны с нарушением психики, уже к 2020 году появятся в первой пятерке заболеваний, которые ведут к инвалидности. Такие данные приводит Всемирная организация здравоохранения. По последним исследованиям тревожные симптомы беспокоят каждого третьего жителя России.

Психические нарушения возникают по ряду причин. Это внешние факторы, наследственность и генетическая предрасположенность, хотя все причины науке до сих пор не известны.

Все, что выводит из строя нервную систему, в итоге становится почвой для развития заболеваний психики. Психические расстройства возникают без видимых причин, так и после стресса, переутомления, контакта с токсичными веществами, употребления алкоголя и психоактивных веществ.

Зачастую наследственные психические заболевания проявляются еще в детском возрасте. Главные симптомы:

  • отставание в развитии
  • чрезмерная эмоциональность
  • тяжелая реакция на резкие замечания и неблагоприятные события
  • неадекватное поведение

Другие проблемы с психическим здоровьем становятся заметны в переходном возрасте. Например, признаки шизофрении. Рано заявляют о себе и отклонения, которые связаны с генетической предрасположенностью.

Психические болезни поддаются лечению. В нашем журнале обо всех явлениях психиатрии пишут опытные психиатры и психотерапевты: о клинической картине, диагностике и методах, которые способны вернуть к нормальной жизни. Кому еще верить в столь серьезном вопросе, как не грамотным и опытным врачам?

Для диагностики заболеваний врачи используют клинические и лабораторные методы. На первом этапе психиатры беседуют с человеком, наблюдают за его поведением. Есть лабораторные и инструментальные методы диагностики — Нейротест и Нейрофизиологическая тест-система.

Побороть болезнь способны специальные препараты. Специалисты прописывают антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропы, нейролептики. Также эффективными способами реабилитации считают индивидуальную, групповую, семейную и гештальт-терапию.

Виды

Есть разные подходы к делению психического нездоровья на виды. Основные виды психических расстройств:

  1. Нарушения настроения — депрессия, биполярное расстройство
  2. Неврозы — тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения
  3. Шизофрения и родственные ей заболевания, разные психозы
  4. Зависимости — нарушения питания, зависимость от психотропных веществ

Какие психические заболевания бывают, подробно описано в МКБ десятого пересмотра. Они разделены на 11 блоков.

К первой группе классификации относят психические осложнения после болезней и травм головного мозга и тяжелых недугов, таких как инсульт. Их называют органическими расстройствами психики. В группу входят симптоматические проблемы с психическим здоровьем (из-за инфекций, онкологии). Коды F00 — F09.

Следующая группа (F10 — F19) описывает болезни, которые вызваны злоупотреблением психоактивных веществ и зависимостью. Речь идет об алкоголе, наркотиках и других психоактивных веществах. В эту группу входят синдромы зависимости и отмены.

Класс с кодами F20 — F29 характеризует шизофрению, шизопитические и бредовые расстройства. Для них свойственно искаженное восприятие, которое проявляется в виде галлюцинаций, и искаженное мышление — у пациента возникают бредовые высказывания и идеи.

Нарушения настроения (их еще называют аффективными) обозначены кодами F30 — F39. Их особенность в изменении эмоций в сторону пессимистических взглядов, тревоги и апатии ко всему. Возможно и обратное состояние, когда настроение человека без оснований повышено, до беспечности и эйфории.

Класс невротических состояний связан с разного рода фобиями, тревожными состояниями. Отдельно описаны расстройства, которые связаны с навязчивыми мыслями, постоянным дискомфортом и болями в сердце, желудочно-кишечном тракте, дыхательной и вегетативной системе (психосоматические расстройства). Коды F40 — F49.

Группа F50 — F59 означает клиническую картину расстройств поведения. К ним относятся проблемы с приемом пищи, со сном, сексуальные дисфункции и другие.

Под кодами F60 — F69 выделяют несколько типов психических расстройств личности. Эту категорию объединяет общий признак — поведение человека постоянно приводит к конфликтам с окружающими, или наоборот, человек становится зависим от других людей:

  • эмоционально неустойчивое (эксплозивное) расстройство личности
  • шизоидное
  • параноидное
  • зависимое
  • тревожное
  • диссоциальное (социопатия)

Формы умственной отсталости — от легкой до глубокой — описывает класс F70 — F79. Среди признаков — задержка умственного развития или его неполнота. Умственная отсталость возникает из-за необратимого повреждения центральной нервной системы во время беременности или при родах.

Проблемы с речью, координацией, функциями моторики говорят о расстройствах психического развития, которые обозначены F80 — F89.

Предпоследняя группа F90 — F98 характеризует расстройства эмоционального состояния и поведения у детей и подростков, а следующая за ней содержит все неуточненные проблемы с психическим здоровьем.

Популярные психические расстройства

Количество случаев психического нездоровья тревожит врачей во всем мире. Как отмечают практикующие психотерапевты и психиатры, депрессивные состояния и фобии — основные психические заболевания.

Частым медицинским заключением становится депрессия. Любое депрессивное расстройство (даже самое легкое) опасно снижением работоспособности вплоть до инвалидности и суицидальными мыслями.

Болезни психики, которые связаны с чувством страха, составляют огромный список. Человек способен панически бояться не только темноты, высоты или замкнутого пространства. Он испытывает страх при виде:

  • животных, насекомых
  • скопления людей, публичных выступлений, боится попасть в неловкую ситуацию на людях
  • машин, метро, наземного общественного транспорта

Здесь речь не идет о страхе как о чувстве самосохранения. Люди с таким расстройством боятся того, что не представляет настоящей угрозы их здоровью или жизни.

Основные психические заболевания также связаны с нарушением сна, проблемами с питанием, зависимостью от алкоголя и психоактивных веществ.

Расстройства приема пищи — это анорексия и булимия. При анорексии человек доводит себя до состояния, когда не способен нормально есть, а вид еды у него вызывает отвращение. При булимии человек не контролирует количество съеденного, не испытывает вкуса еды и чувства сытости. После срывов (переедания) приходит раскаяние, которые подкрепляются попытками быстрее вывести еду из организма. Человек начинает провоцировать рвоту, пьет слабительные и мочегонные препараты.

В нашем журнале в качестве экспертов выступают врачи-практики — психотерапевты и психиатры. В статьях описывают клиническую картину различных синдромов и заболеваний, диагностику и методы восстановления здоровья.

Под психическим расстройством понимают отклонение психики от нормы, нарушение не только соматического, но и душевного состояния человека. Патология психического аспекта проявляется в расстройстве поведения, эмоций, когнитивной сферы, адаптации и личностных особенностей индивида. С каждым годом разнообразие и распространённость психических расстройств увеличивается. В связи с динамичностью науки классификации психопатологий постоянно изменяются и совершенствуются.

Основные классификации психических расстройств

Проблематика дифференциации психической патологии связана с различными подходами к пониманию сущности заболевания. Существуют три основных принципа систематизации психических расстройств:

  • нозологическая,
  • статистическая,
  • синдромологическая.

Нозологическую дифференциацию заболеваний впервые предложил Э. Крепелин, который опирался на происхождение, причины и общую клиническую картину психических отклонений. Согласно данной классификации патологию психики можно разделить на две больших группы (согласно этиологии):

  • эндогенные,
  • экзогенные.

Эндогенные болезни вызваны внутренними факторами, такими как: генетическая предрасположенность, хромосомные мутации и аберрации. Экзогенные расстройства проявляются по причине воздействия внешних негативных факторов: интоксикации, травмы головного мозга, инфекционные болезни, психогенные воздействия, стрессы.

Статистическая дифференциация психических заболеваний и расстройств является наиболее распространённой, к ней относится знаменитая МКБ, которой и по сей день успешно пользуется отечественная психиатрическая наука. Основой данного принципа выступают статистические подсчёты динамики развития и распространённости психических заболеваний среди населения мира. Международный классификатор психических болезней был разработан ВОЗ для усовершенствования диагностических критериев в определении патологии.

Синдромологический подход в систематизации психических заболеваний основан на теории единства психической патологии, которая подразумевает под собой общие причины развития и проявления болезней. Представители данного направления считают, что все психические расстройства имеют сходную природу, отличаясь друг от друга лишь симптоматикой на различных этапах развития заболевания. Большое значение в развитии данной классификации послужило использование медицинских препаратов для купирования симптомов психических расстройств (галлюцинаций, бреда).

Основные виды психических расстройств по Международной классификации болезней (МКБ)

На основе многочисленных исследований, используя сведения из американской нозологической классификации, известной под названием DSM, была разработана Международная классификация болезней. На протяжении нескольких десятков лет в классификацию вносились изменения, которые усовершенствовали её структуру и содержание. Все виды психических расстройств делятся по симптоматическим, этиологическим и статистическим критериям.

На сегодняшний день отечественная психиатрия пользуется МКБ-10, которая имеет в своём составе следующий список психических расстройств:

  • органические и симптоматические психические расстройства,
  • психические патологии, возникшие по причине действия психоактивных веществ,
  • бредовые психические расстройства, шизофрения,
  • аффективные расстройства (психические расстройства чувств),
  • стрессовые, соматоформные и невротические расстройства,
  • психические заболевания зрелого возраста,
  • расстройства поведения, вызванные физиологическими или физическими факторами,
  • умственная отсталость,
  • нарушения психологического и психического развития личности,
  • эмоциональные и поведенческие нарушения в детском возрасте,
  • синдромы и расстройства без уточнений.

Первый раздел содержит список заболеваний, причиной которых являются инфекционные, травматические и интоксикационные поражения головного мозга. В клинической картине расстройств преобладают когнитивные нарушения, патология восприятия и нарушения эмоциональной сферы. Церебральные нарушения приводят к дисфункции одного или нескольких отделов коры головного мозга. К данной группе относятся следующие заболевания:

  • различные проявления деменции,
  • неалкогольный делирий,
  • органические личностные расстройства,
  • бред, галлюциноз органического происхождения.

Нарушения, вызванные употреблением различных психоактивных веществ, отнесены в специальную группу расстройств. К данному разделу относятся зависимости, интоксикации, абстинентные состояния и психические патологии, вызванные психоактивными стимуляторами. Нарушения психики в данной группе заболеваний имеют общий алгоритм течения:

  • эйфория,
  • аддикция,
  • абстиненция.

Употребление наркотических или других средств на начальных стадиях вызывает повышенный эмоциональный фон, эйфорию или двигательную активность, далее формируется зависимость. Синдром абстиненции является побочным действием и вызывает непреодолимое желание повторного употребления психоактивных препаратов. К последним относятся наркотики, алкоголь, психостимуляторы, пары токсических веществ и т.д. Чрезмерное употребление или превышение доз может вызвать интоксикацию, которая может привести к сопору, коме или даже смерти.

Следующий блок психических расстройств включает в себя заболевания, основой которых является патология сознания и восприятия. Основными симптомами таких нарушений считаются галлюцинации и бред. Главным заболеванием в данной рубрике является шизофрения, характеризующаяся масштабными нарушениями восприятия и мыслительных процессов. Среди остальных нарушений психики выделяют: шизотипические, бредовые и аффективные расстройства.

Психические расстройства чувств и аффективные нарушения образуют раздел, который включает в себя разнообразные патологии эмоционального фона и настроения. Под расстройством чувств понимают отклонения в эмоциональном реагировании на внутренние или внешние стимулы. Объективная реакция соответствует силе действующего раздражителя, тогда, когда патологическая является монополярной – чрезмерной либо угнетённой. Среди основных нарушений чувств выделяют:

  • мания,
  • экстаз,
  • эмоциональная двойственность,
  • эйфория,
  • слабодушие.

Данные состояния могут проявляться при следующих патологиях психики:

  • биполярно-аффективное расстройство,
  • аффективные расстройства,
  • маниакальный и депрессивный эпизод.

Преморбидные состояния, такие как неврозы, неврастения, фобии, а также расстройства, вызванные негативным воздействием стрессовых факторов, объединяются в специальную группу нарушений. В данном разделе выделяют следующие расстройства:

  • соматоформные,
  • конверсионные,
  • тревожные и фобические,
  • обессивно-компульсивные.

Патология поведения, проявляющаяся в нарушении пищевого влечения, сексуальной дисфункции, расстройстве сна относятся к пятой рубрике Международной классификации болезней. В раздел включаются отклонения в поведении, связанные с послеродовым состоянием, а также различные неуточненные расстройства.

Заболевания в пожилом возрасте связаны с дисфункцией органов и систем, которые вызывают сбой не только на физиологическом, но и на психическом уровне. Практическая сторона психиатрической науки показывает, что множество нарушений из списка психических расстройств данной рубрики могут проявляться ещё в детстве, с возрастом прогрессируя. К данному блоку патологий относят:

  • расстройства влечений (игровые аддикции, сексуальные отклонения, трихотилломания и т.д.),
  • специфические личностные расстройства,
  • патология половой ориентации и идентификации.

Умственная отсталость, включённая в специальный раздел заболеваний, охватывает нарушение не только интеллектуальной, но и в познавательной, речевой и социальной сферах. В зависимости от степени отсталости выделяют лёгкие, средние и тяжёлые формы. Природа заболеваний в большей степени зависит от наследственности, хромосомных аберраций и мутаций, генетических заболеваний.

Нарушения психического и психологического развития становятся заметны ещё в раннем детстве, их симптоматика стойкая и проявляется в основном в задержке становления речевого компонента, двигательной координации и социализации. Большинство нарушений проходят по мере того, как ребёнок становится старше, лишь некоторые признаки остаются на всю жизнь, исключением является аутизм.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте часто проявляются в неадекватном поведении, чрезмерной активности, задержкой в речевом и двигательном развитии. Подростковый период, как наиболее сенситивный этап вызывает разнообразный спектр отклонений в поведенческом и эмоциональном реагировании. Данная рубрика включает в себя следующие расстройства:

  • нарушения поведения,
  • расстройства социализации,
  • смешанные расстройства,
  • тики.

Лечение психических расстройств

На сегодняшний день в качестве лечения психических отклонений используются следующие методы:

  • фармакотерапия,
  • психотерапия,
  • соматотерапия.

Медикаментозное лечение психических патологий основывается на использовании в основном транквилизаторов и антидепрессантов, так как эти вещества дают пролонгированный терапевтический эффект. Правильно подобранный препарат оказывает успокаивающий и активирующий эффект.

Психотерапевтическое воздействие оказывает позитивное влияние на психическое состояние больного. Используя различные методы и подходы можно достичь огромных результатов и избавиться от страданий пациента, известны случаи, когда психотерапия помогала там, где медикаменты были бездейственны.

Комплексный подход, в лечении психических заболеваний является наиболее продуктивным: медикаменты – купируют симптомы, психотерапия – стабилизирует психическое состояние больного.

Автоматическая покорность (МКБ 295.2) - феномен чрезмерного послушания (проявление "командного автоматизма"), ассоциируемый с кататоническими синдромами и гипнотическим состоянием.

Агрессивность, агрессия (МКБ 301.3; 301.7; 309.3; 310.0) - как биологическая особенность организмов, более низких, чем человек, является компонентом поведения, реализуемым в определенных ситуациях для удовлетворения жизненных потребностей и устранения опасности, исходящей из окружающей среды, но не для достижения деструктивных целей, если только она не связана с хищническим поведением. Применительно к человек - данная концепция расширяется и включает наносящее вред поведение (нормальное или болезненное), направленное против других и самого себя и мотивированное враждебностью, гневом или соперничеством.

Ажитация (МКБ 296.1) - выраженное беспокойство и двигательное возбуждение, сопровождаемые тревогой.

Ажитация кататоническая (МКБ 295.2) - состояние, при котором психомоторные проявления тревоги ассоциируются с кататоническими синдромами.

Амбивалентность (МКБ 295) - сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввел этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической жизни; выраженная или устойчивая амбивалентность - первоначальный симптом шизофрении, при которой она может иметь место в аффективной идеаторной или волевой сфере. Она является также частью обсессивно-компульсивного расстройства, а иногда наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, особенно при затяжных депрессиях.

Амбитендентность (МКБ 295.2) - психомоторное расстройство, характеризующееся двойственностью (амбивалентностью) в сфере произвольных действий, что приводит к неадекватному поведению. Этот феномен чаще всего проявляется при кататоническом синдроме у больных шизофренией.

Амнезия селективная (МКБ 301.1) - форма психогенной потери памяти на события, ассоциируемые с факторами, вызвавшими психологическую реакцию, которая обычно расценивается как истерическая.

Ангедония (МКБ 300.5; 301.6) - отсутствие способности ощущать удовольствие, наблюдающееся особенно часто у больных шизофренией и депрессией.

Примечание. Понятие введено Рибо (1839—1916).

Астазия-абазия (МКБ 300.1) - неспособность сохранять вертикальное положение, ведущая к невозможности стоять или ходить, при ненарушенных движениях нижних конечностей лежа или сидя. При отсутствии органического поражения центральной нервной системы астазия-абазия обычно является манифестацией истерии. Астазия, однако, может быть признаком органического поражения головного мозга, вовлекающего в частности лобные доли и мозолистое тело.

Аутизм (МКБ 295) - термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру, является фундаментальным симптомом шизофрении. Термин используется также для обозначения специфической формы детского психоза. См. также ранний детский аутизм.

Аффекта неустойчивость (МКБ 290—294) - неконтролируемое, нестабильное, колеблющееся выражение эмоций, чаще всего наблюдающееся при органических поражениях головного мозга, ранней шизофрении и некоторых формах неврозов и расстройств личности. См. также колебания настроения.

Аффект патологический (МКБ 295) - общий термин, описывающий болезненные или необычные состояния настроения, из которых наиболее частыми являются депрессия, тревога, приподнятое настроение, раздражительность или аффективная неустойчивость. См. также аффективная уплощенность; аффективные психозы; тревога; депрессия; расстройства настроения; состояние приподнятости; эмоции; настроение; шизофренические психозы.

Аффективная уплощенность (МКБ 295.3) - выраженное расстройство аффективных реакций и их однообразие, выражающееся как эмоциональное уплощение и безразличие, в частности как симптом, встречающийся при шизофренических психозах, органической деменции или у психопатических личностей. Синонимы: эмоциональное уплощение; аффективная тупость.

Аэрофагия (МКБ 306.4) - привычное заглатывание воздуха, ведущее к его отрыгиванию и вздутию живота, часто сопровождающееся гипервентиляцией . Аэрофагия может наблюдаться при истерических и тревожных состояниях, но может выступать и как моносимптоматичсское проявление.

Болезненная ревность (МКБ 291.5) - сложное болезненное эмоциональное состояние с элементами зависти, гнева и желания обладать предметом своей страсти. Сексуальная ревность является хорошо определяемым симптомом психического расстройства и иногда возникает при органическом поражении головного мозга и состояниях интоксикации (см. психические расстройства, связанные с алкоголизмом), функциональных психозах (см. параноидные расстройства), при невротических и личностных расстройствах, доминирующим клиническим признаком часто бывают бредовые убеждения в измене супруга (супруги) или возлюбленной (возлюбленного) и готовность уличить партнера в предосудительном поведении. Рассматривая возможность патологической природы ревности, необходимо учитывать также социальные условия и психологические механизмы. Ревность часто является мотивом для совершения насилия, особенно у мужчин по отношению к женщинам.

Бред (МКБ 290 299) - ложное, не поддающееся коррекции убеждение или суждение; не соответствующее реальной действительности, а также социальным и культурным установкам субъекта. Первичный бред совершенно невозможно понять на основании изучения истории жизни и личности больного; вторичный бред психологически может быть понят, так как он возникает из болезненных проявлений и других особенностей психического состояния, например состояния аффективного расстройства и подозрительности. Бирнбаум в 1908 г., а затем Джаспере в 1913 г. провели дифференцирование между собственно бредом и бредоподобными идеями; последние являются просто ошибочными суждениями, которые высказываются с чрезмерным упорством.

Бред величия - болезненное убеждение в собственной важности, величии или высоком предназначении (например, бред мессианской миссии ), часто сопровождаемое другими фантастическими бредовыми идеями, которые могут быть симптомом паранойи, шизофрении (часто, но не всегда, параноидного типа), мании и органических заболеваний головного мозга. См. также идеи величия.

Бред, касающийся изменения собственного тела, (дисморфофобия) - болезненное убеждение в наличии физических изменений или болезни, часто причудливое по своей природе, и базирующееся на соматических ощущениях, которое приводит к ипохондрической озабоченности. Этот синдром чаще всего наблюдается при шизофрении, но может проявляться при тяжелой депрессии и органических заболеваниях головного мозга.

Бред мессианской миссии (МКБ 295.3) - бредовое убеждение в собственной божественной избранности для свершения великих подвигов по спасению души пли искуплению грехов человечества или определенной нации, религиозной группы и т. д. Мессианский бред может иметь место при шизофрении, паранойе и маниакально-депрес-сивном психозе, а также при психотических состояниях, обусловленных эпилепсией. В некоторых случаях, особенно при отсутствии других явных психотических проявлений, это расстройство трудно отличить от особенностей убеждений, свойственных данной субкультуре, или религиозной миссии, выполняемой членами каких-либо фундаментальных религиозных сект или движений.

Бред преследования - патологическое убеждение больного в том, что он является жертвой одного или более субъектов или групп. Оно наблюдается при параноидном состоянии, особенно при шизофрении, а также при депрессии и органических заболеваниях. При некоторых расстройствах личности имеет место предрасположенность к такому бреду.

Бредовая трактовка (МКБ 295) - термин, введенный Блейлером (Erklarungswahn) для описания бредовых идей, которые выражают квазилогическое объяснение для другого, более генерализованного бреда.

Внушаемость - состояние восприимчивости к некритическому принятию идей, суждений и моделей поведения, наблюдающихся или демонстрируемых другими. Внушаемость может быть повышенной под воздействием окружающей среды, лекарственных средств или гипноза и чаще всего наблюдается у лиц с истерическими чертами характера. Термин "негативная внушаемость" иногда применяется к негативистскому поведению.

Галлюцинация (МКБ 290-299) - сенсорное восприятие (любой модальности), появляющееся при отсутствии соответствующих внешних стимулов. Кроме сенсорной модальности, которой характеризуются галлюцинации, они могут подразделяться по интенсивности, сложности, отчетливости восприятия и по субъективной степени их проекции на окружающую среду. Галлюцинации могут появляться у здоровых лиц в полусонном (гипнагогическом) состоянии или состоя-нии неполного пробуждения (гипнопомпическом). Как патологический феномен они могут ыть симптомами заболевания головного мозга, функциональных психозов и токсического воздействия лекарственных средств, имея в каждом случае свои характерные особенности.

Гипервентиляция (МКБ 306.1) - состояние, характеризующееся более длительными, более глубокими или более частыми дыхательными движениями, приводящее к головокружению и судорогам вследствие развития острого газового алкалоза. Нередко является психогенным симптомом. Помимо судорог в области запястья и стопы, с гипокапнией могут быть связаны субъективные феномены, такие, как выраженные парестезии, головокружение, чувство пустоты в голове, онемение, сердцебиение и дурные предчувствия. Гипервентиляция является физиологической реакцией на гипоксию, но может также появляться при состояниях тревоги.

Гиперкинез (МКБ 314) - чрезмерные насильственные движения конечностей или любой части тела, появляющиеся спонтанно или в ответ на стимуляцию. Гиперкинез является симптомом различных органических расстройств центральной нервной системы, но может также иметь место при отсутствии видимых локализованных повреждений.

Дезориентировка (МКБ 290—294; 298.2) -нарушения временной топографической или личностной сфер сознания, связанные с различными формами органического поражения головного мозга или реже с психогенными расстройствами.

Деперсонализация (МКБ 300.6) - психопатологическое восприятие, характеризующееся обостренным самосознанием, которое становится неодушевленным при ненарушенной сенсорной системе и способности к эмоциональному реагированию. Имеется ряд сложных и мучительных субъективных феноменов, многие из которых трудно передать словами, причем самыми тяжелыми являются ощущения изменения собственного тела, тщательный самоанализ и автоматизация, отсутствие аффективной реакции, расстройство ощущения времени и чувство собственного отчуждения. Субъект может чувствовать, что его тело отделено от его ощущений, как будто он сам наблюдает за собой со стороны или как будто он (она) уже мертв. Критика к этому патологическому феномену, как правило, сохранена. Деперсонализация может проявляться как изолированный феномен у нормальных во всех других проявлениях лиц; она может возникать в состоянии утомления или при сильных эмоциональных реакциях, а также быть частью комплекса, наблюдающегося при умственной жвачке, обсессивных тревожных состояниях, депрессии, шизофрении, некоторых личностных расстройствах и нарушениях функции головного мозга. Патогенез данного расстройства неизвестен. См. также деперсонализационный синдром; дереализация.

Дереализация (МКБ 300.6) - субъективное ощущение отчуждения, сходное с деперсонализацией, но больше относящееся к внешнему миру, чем к самоощущению и осознанию собственной личности. Окружающая обстановка кажется бесцветной, жизнь искусственной, где люди будто бы на сцене играют задуманные роли.

Дефект (МКБ 295.7) (не рекомендуется) - продолжительное и необратимое нарушение любой психологической функции (например, "когнитивный дефект"), общего развития психических способностей ("умственный дефект") или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность. Дефект в любой из этих областей может быть врожденным либо приобретенным. Характерное дефектное состояние личности, колеблющееся от нарушения интеллекта и эмоций или от легкой эксцентричности поведения до аутической замкнутости или аффективного уплощения, Крепелин (1856—1926) И Блейлер (1857—1939) расценивали как критерии выхода из шизофренического психоза (см. также изменения личности) в отличие от выхода из маниакально-депрессивного психоза. Согласно исследованиям последнего времени, развитие дефекта после шизофренического процесса не является неизбежным.

Дистимия - менее тяжелое состояние подавленного настроения, чем при дисфории, связанное с невротическими и ипохондрическими симптомами. Термин используется также для обозначения патологической психологической сферы в виде комплекса аффективных и обсессивных симптомов у субъектов с высокой степенью нейротизма и интроверсии. См. также личность гипертимная; невротические расстройства.

Дисфория - неприятное состояние, характеризующееся подавленным настроением, мрачностью, беспокойством, тревогой и раздражительностью. См. также невротические расстройства.

Затуманенное сознание (МКБ 290-294; 295.4) - состояние нарушенного сознания, представляющее собой легкие стадии расстройства, развивающегося по континууму -от ясного сознания до комы. Расстройства сознания, ориентировки и восприятия связываются с поражением головного мозга или другими соматическими болезнями. Этот термин иногда применяют для обозначения более широкого диапазона расстройств (включая ограниченность перцептивного поля после эмоционального стресса), однако целесообразнее всего использовать его для обозначения ранних стадий обусловленного органическим заболеванием состояния спутанности сознания. См. также спутанность сознания.

Идеи величия (МКБ 296.0) - преувеличение своих способностей, силы и чрезмерная самооценка, наблюдающаяся при мании, шизофрении и психозе на органической почве, например при прогрессивном параличе.

Идеи отношения (МКБ 295.4; 301.0) - патологическая трактовка нейтральных внешних явлений как имеющих личностную, обычно отрицательную значимость для больного. Это расстройство проявляется у сенситивных личностей в результате стресса и утомления, и обычно его можно понять в контексте текущих событий, однако оно может явиться предшественником бредовых расстройств.

Изменение личности - нарушение фундаментальных черт характера, обычно к худшему, в результате или как последствие соматического или психического расстройства.

Иллюзии (МКБ 291.0; 293) - ошибочное восприятие какого-либо реально существующего объекта или сенсорного стимула. Иллюзии могут иметь место у многих людей, и они необязательно являются признаком психического расстройства.

Импульсивность (МКБ 310.0) - фактор, относящийся к темпераменту личности и проявляющийся действиями, которые совершаются неожиданно и неадекватно обстоятельствам.

Интеллект (МКБ 290; 291; 294; 310; 315; 317) - общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях.

Каталепсия (МКБ 295.2) -болезненное состояние, начинающееся внезапно и продолжающееся короткое или длительное время, для которого характерно приостановление произвольных движений и исчезновение чувствительности. Конечности и туловище могут сохранять приданную им позу -состояние восковой гибкости (flexibilitas сегеа). Дыхание и пульс замедленны, температура тела падает. Иногда различают гибкую и ригидную каталепсию. В первом случае поза придается легчайшим внешним движением, во втором придан-ная поза стойко сохраняется, несмотря на предпринимаемые извне попытки изменить ее. Это состояние может быть вызвано органическими поражениями головного мозга (например, при энцефалите), а также наблюдаться при кататонической шизофрении, истерии и гипнозе. Синоним: восковая гибкость.

Кататония (МКБ 295.2) - ряд качественных психомоторных и волевых расстройств, включающих стереотипы, манерность, автоматическую покорность, каталепсию, эхокинез и эхопраксию, мутизм, негативизм, автоматизмы и импульсивные акты. Эти феномены могут обнаруживаться на фоне гиперкинеза, гипокинеза или акинеза. Кататония была описана как самостоятельное заболевание Кальбаумом в 1874 г., а позднее Крепелин расценил ее как один из подтипов раннего слабоумия (шизофрения). Кататонические проявления не ограничиваются шизофреническим психозом и могут иметь место при органических поражениях головного мозга (например, при энцефалите), различных соматических заболеваниях и аффективных состояниях.

Клаустрофобия (МКБ 300.2) - патологический страх ограниченных пространств или закрытых помещений. См. также агорафобия.

Клептомания (МКБ 312.2) - устаревший термин для обозначения болезненного, часто внезапного, обычно непреодолимого и немотивированного желания украсть. Такие состояния, как правило, повторяются. Предметы, которые воруют субъекты, обычно лишены какой-либо ценности, но могут иметь определенное символическое значение. Считают, что этот феномен, чаще встречаемый у женщин, связан с депрессией, невротическими заболеваниями, расстройством личности или умственной отсталостью. Синоним: магазинное воровство (патологическое).

Компульсия (МКБ 300.3; 312.2) - непреодолимая потребность действовать или поступать таким путем, который сама личность расценивает как иррациональный или бессмысленный и объясняемый скорее внутренней потребностью, а не внешними влияниями. Когда действие подчиняется навязчивому состоянию, термин относится к действиям или поведению, являющимся результатом обсессивных идей. См. также обсессивное (навязчивое) действие.

Конфабуляция (МКБ 291.1; 294.0) - расстройство памяти при ясном сознании, характеризующееся воспоминаниями вымышленных прошлых событий или ощущений. Такие воспоминания вымышленных событий обычно характеризуются богатым воображением и должны быть спровоцированы; реже они спонтанны и устойчивы, а иногда обнаруживают тенденцию к грандиозности. Конфабуляции обычно наблюдаются на органической почве при амнестическом синдроме (например, при корсаковском синдроме). Они также могут иметь ятрогенную природу. Их не следует путать с галлюцинациями, касающимися памяти и появляющимися при шизофрении или псевдологических фантазиях (синдром Дельбрюкка).

Критика (МКБ 290—299; 300) - этот термин в общей психопатологии относится к пониманию индивидом природы и причины своего заболевания и наличию или отсутствию правильной его оценки, а также того влияния, которое оно оказывает на него и окружающих. Потеря критики рассматривается как существенный признак, свидетельствующий в пользу диагноза психоза. В психоаналитической теории этот вид самопознания называется "интеллектуальным инсайтом"; он отличается от "эмоционального инсайта", характеризующего способность чувствовать и постигать значимость "бессознательных" и символических факторов в развитии эмоциональных расстройств.

Личность (МКБ 290; 295; 297.2; 301; 310) - врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения.

Манерность (МКБ 295.1) -необычное или патологическое психомоторное поведение, менее стойкое, чем стереотипии, относящееся скорее к личностным (характерологическим) особенностям.

Насильственные ощущения (МКБ 295) - патологические ощущения при ясном сознании, при которых мысли, эмоции, реакции или движения тела как бы подвергаются влиянию, они как будто "сделаны", направляются и контролируются извне или человеческими или нечеловеческими силами. Истинные насильственные ощущения характерны для шизофрении , но для того, чтобы реально оценить их, следует учесть уровень образования больного, особенности культурного окружения и убеждений.

Настроение (МКБ 295; 296; 301.1; 310.2) - преобладающее и устойчивое состояние чувств, которое в крайней или патологической сте-пени может доминировать во внешнем поведении и внутреннем состоянии индивида.

Настроение капризное (МКБ 295) (не рекомендуется) - изменчивые, непостоянные или непредсказуемые аффективные реакции.

Настроение неадекватное (МКБ 295.1) - болезненные аффективные реакции, которые не обусловлены внешними раздражителями. См. также настроение неконгруэнтное; паратимия.

Настроение неконгруэнтное (МКБ 295) - расхождение между эмоциями и смысловым содержанием переживаний. Обычно является симптомом шизофрении, но встречается также при органических заболеваниях головного мозга и некоторых формах расстройств личности. Не все специалисты признают разделение на неадекватное и неконгруэнтное настроение. См. также настроение неадекватное; паратимия.

Настроения колебания (МКБ 310.2) - патологическая неустойчивость или лабильность аффективной реакции без внешней причины. См. также аффекта неустойчивость.

Настроения расстройство (МКБ 296) - патологическое изменение аффекта, выходящее за пределы нормы, которое подпадает в какую-либо из следующих категорий; депрессия, приподнятое настроение, тревога, раздражительность и гнев. См. также аффект патологический.

Негативизм (МКБ 295.2) - противодействующее или оппозиционное поведение или отношение. Активный или командный негативизм, выражающийся в совершении действий, противоположных требуемым или ожидаемым; пассивный негативизм обозначает патологическую неспособность отвечать позитивно на просьбы или раздражители, включая активное мышечное сопротивление; внутренний негативизм, по Блейлеру (1857—1939), это поведение, при котором не подчиняются физиологические потребности, например принятие пищи и отправления. Негативизм может возникать при кататонических состояниях, при органических заболеваниях головного мозга и некоторых формах умственной отсталости.

Нигилистический бред - форма бреда, выражающаяся прежде всего в форме тяжелого депрессивного состояния и характеризующаяся негативными идеями, касающимися собственной личности и окружающего мира, например, идеей о том, что внешний мир не существует, или о том, что собственный организм перестал функционировать.

Обсессивное (навязчивое) действие (МКБ 312.3) - квазиритуалыюе выполнение действия, направленное на снижение чувства тревоги (например, мытье рук, чтобы исключить заражение), обусловленное навязчивой идеей или потребностью. См. также компульсия.

Обсессивные (навязчивые) идеи (МКБ 300.3; 312.3) - нежелательные мысли и идеи, вызывающие настойчивые, упорные размышления, которые воспринимаются как неуместные или бессмысленные и которым необходимо сопротивляться. Они расцениваются как чуждые данной личности, но исходящие из самой личности .

Параноид (МКБ 291.5; 292.1; 294.8; 295.3; 297; 298.3; 298.4; 301.0) - описательный термин, обозначающий либо патологические доминирующие идеи или бред отношения, касающийся одной или нескольких тем, чаще всего преследования, любви, зависти, ревности, чести, сутяжничества, грандиозности и сверхъестественности. Он может наблюдаться при органических психозах, интоксикациях, шизофрении, а также как независимый синдром, реакция на эмоциональный стресс или расстройство личности. Примечание. Следует отметить, что французские психиатры традиционно термину "параноид" придают не то значение, о котором говорилось выше; эквиваленты данного зна-чения на французском языке - interpretatif, delirant или persecutoire.

Паратимия - расстройство настроения, наблюдающееся у больных шизофренией, при котором состояние аффективной сферы не соответствует окружающий больного обстановке и/или его поведению. См. также настроение неадекватное; настроение неконгруэнтное.

Полет идей (МКБ 296.0) - форма нарушения мышления, обычно связанная с маниакальным или гипоманиакальным настроением и часто ощущаемая субъективно как давление мыслей. Типичными особенностями является быстрая речь без пауз; речевые ассоциации свободны, быстро возникают и исчезают под влиянием преходящих факторов или без видимой причины; очень характерна повышенная отвлекаемость, нередки рифмование и каламбуры. Поток идей может быть настолько сильным, что больной с трудом способен его выразить, поэтому его речь иногда становится бессвязной. Синоним: fuga idearum.

Поверхностность эффекта (МКБ 295) -недостаточность эмоциональной реакции, связанная с заболеванием и выражающаяся как безразличие к внешним событиям и ситуациям; обычно наблюдается при шизофрении гебефренического типа, но может быть также и при органических поражениях головного мозга, умственной отсталости и расстройствах личности.

Привычка к слабительным средствам (МКБ 305.9) - употребление слабительных средств (злоупотребление ими) или как средство контролирования собственном массы тела, часто сочетающееся с "пиршествами" при булимни.

Приподнятое настроение (МКБ 296.0) - аффективное состояние радостного веселья, которое в тех случаях, когда оно достигает значительной степени и приводит к отрыву от реальной действительности, является доминирующим симптомом мании или гипомании. Синоним: гипертимия.

Приступ паники (МКБ 300.0; 308.0) - внезапный приступ сильного страха и тревоги, при котором признаки и симптомы болезненной тревоги становятся доминирующими и часто сопровождаются иррациональным поведением. Поведение при этом характеризуется либо крайне пониженной активностью, либо бесцельной ажитированной гиперактивностью. Приступ может развиваться в ответ на внезапные серьезные угрожающие ситуации или стрессы, а также возникать без каких-либо предшествующих или провоцирующих событий в процессе невроза тревоги. См. также паническое расстройство; паническое состояние.

Психомоторные расстройства (МКБ 308.2) - нарушение экспрессивного двигательного поведения, которое может наблюдаться при различных нервных и психических заболеваниях. Примерами психомоторных расстройств являются парамимия, тики, ступор, стереотипии, кататония, тремор и дискинезия. Термин "психомоторный эпилептический припадок" ранее использовался для обозначения эпилептических припадков, характеризующихся главным образом проявлениями психомоторного автоматизма. В настоящее время рекомендуется заменить термин "психомоторный эпилептический припадок" термином "припадок автоматизма эпилептический".

Раздражительность (МКБ 300.5) - состояние чрезмерного возбуждения как реакции на неприятность, нетерпимость или гнев, наблюдаемое при утомлении, хронической боли или являющееся признаком изменения темперамента (например, с возрастом, после травмы головного мозга, при эпилепсии и маниакально-депрессивных расстройствах) .

Растерянность (МКБ 295) - состояние замешательства, при котором ответы на вопросы бессвязны и отрывочны, напоминающее спутан-ность сознания. Наблюдается при острой шизофрении, сильной тревоге, маниакально-депрессивной болезни и органических психозах со спутанностью сознания.

Реакция бегства (МКБ 300.1) - приступ бродяжничества (краткий или длительный), побег из мест привычного обитания в состоянии нарушенного сознания, за которым обычно следует частичная или полная амнезия данного события. Реакции бегства связаны с истерией, депрессивными реакциями, эпилепсией, а иногда с поражением головного мозга. Как психогенные реакции, они часто связаны с побегом из тех мест, где наблюдались неприятности, и лица с таким состоянием ведут себя более упорядоченно, чем "дезорганизованные эпилептики" с реакцией бегства на органическойоснове. См. также сужение (ограничение) поля сознания. Синоним: состояние бродяжничества.

Ремиссия (МКБ 295.7) - состояние частичного или полного исчез-новения симптомов и клинических признаков расстройства.

Ритуальное поведение (МКБ 299.0) - повторяющиеся, часто комплексные и обычно символические действия, которые служат для усиления биологических сигнальных функций и приобретают ритуальную значимость при выполнении коллективных религиозных обрядов. В детстве являются компонентом нормального развития. Как патологический феномен, состоящий либо в усложнении повседневного поведения, например навязчивые умывания или переодевания, либо приобретая еще более причудливые формы, ритуальное поведение имеет место при обсессивных расстройствах, шизофрении и раннем детском аутизме.

Симптомы отмены (МКБ 291; 292.0) - физические или психические явления, развивающиеся в период абстиненции в результате прекращения потребления наркотического вещества, которое вызывает зависимость у данного субъекта. Картина симптомокомплекса при злоупотреблении разными веществами различна и может включать тремор, рвоту, боли в животе, страх, делирий и конвульсии. Синоним: абстинентные симптомы.

Систематизированный бред (МКБ 297.0; 297.1) - бредовая убежденность, являющаяся частью связанной системы патологических идей. Такой бред может быть первичным или представлять собой квазилогические заключения, выведенные из системы бредовых предпосылок. Синоним: систематизированный бред.

Снижение объема памяти (МКБ 291.2) - уменьшение числа когнитивно не связанных элементов или единиц (нормальное число 6—10), которое может быть правильно воспроизведено после последовательного однократного предъявления. Объем памяти является показателем кратковременной памяти, связанной со способностью восприятия.

Сноподобное состояние (МКБ 295.4) - состояние расстроенного сознания, при котором на фоне легкого затуманивания сознания наблюдаются феномены деперсонализации и дереализации. Сноподобные состояния могут быть одной из ступеней на шкале углубления органических нарушений сознания, ведущих к сумеречному состоянию сознания и делирию, однако они могут иметь место и при невротических заболеваниях, и в состоянии утомления. Сложная форма сноподобного состояния с яркими, сценическими зрительными галлюцинациями, которые могут сопровождаться и другими сенсорными галлюцинациями (онейрондное сноподобное состояние), иногда наблюдается при эпилепсии и некоторых острых психотических заболеваниях. См. также онейрофрения.

Социальная замкнутость (аутизм) (МКБ 295) - отказ от социальных и личных контактов; чаще всего встречается на ранних стадиях шизофрении, когда аутистические тенденции приводят к отдалению и отчуждению от людей и нарушению способности общаться с ними.

Spasmusnutans (МКБ 307.0) (не рекомендуется) - 1) ритмические подергивания головы в переднезаднем направлении, связанные с компенсаторными балансирующими движениями туловища в том же направлении, иногда с распространением на верхние конечности и нистагмом; движения медленны и появляются сериями по 20—30 лиц с умственной отсталостью; это состояние с эпилепсией не связано; 2) термин используется иногда при описании эпилептических припадков у детей, характеризующихся падением головы на грудь из-за потери тонуса мышц шеи и тоническим спазмом при сгибании из-за сокращения передних мышц. Синонимы; салаамов тик (1); спазм младенцев (2).

Спутанность сознания (МКБ 290—294) - термин, обычно используемый для обозначения состояния помрачения сознания, связанного с острым или хроническим органическим заболеванием. Клинически характеризуется дезориентировкой, замедлением психических процессов со скудными ассоциациями, апатией, отсутствием инициативы, утомляемостью и нарушением внимания. При легких состояниях спутанности сознания при обследовании больного можно добиться рациональных реакций и поступков, однако при более тяжелой степени расстройства больные не в состоянии воспринимать окружающую действительность. Термин также используется в более широком смысле для описания нарушения мышления при функциональных психозах, однако такое употребление термина не рекомендуется. См. также спутанность сознания реактивная; затуманенное сознание. Синоним; состояние спутанности сознания.

Стереотипии (МКБ 299.1) -функционально автономные патологические движения, которые группируются в ритмическую или сложную последовательность нецеленаправленных движений. У животных и у людей появляются в состоянии физического ограничения, социальной и сенсорной депривации, могут быть вызваны приемом лекарственных средств, например фенамина. Они включают повторные локомоции (перемещения), самоповреждение, качание головой, причудливые позы конечностей и туловища и манерное поведение. Эти клинические признаки наблюдаются при умственной отсталости, врожденной слепоте, поражении головного мозга и аутизме у детей. У взрослых стереотипии могут быть проявлением шизофрении, особенно при кататонической и остаточной формах.

Страх (МКБ 291.0; 308.0; 309.2) - примитивная интенсивная эмоция, развивающаяся на реальную или воображаемую угрозу и сопровождающаяся физиологическими реакциями, являющимися результатом активации вегетативной (симпатической) нервной системы, и защитным поведением, когда больной, пытаясь избежать опасности, убегает или прячется.

Ступор (МКБ 295.2) - состояние, характеризующееся мутизмом, частичной или полной обездвиженностью и психомоторной ареактивностью. В зависимости от природы или причины заболевания может нарушаться сознание. Ступорозные состояния развиваются при органических заболеваниях головного мозга, шизофрении (особенно при кататонической форме), депрессивной болезни, истерическом психозе и острых реакциях на стресс.

Ступор кататонический (МКБ 295.2) - состояние подавленной психомоторной деятельности, обусловленное кататоническими симптомами.

Суждение (МКБ 290—294) - критическая оценка взаимосвязей между предметами, обстоятельствами, концепциями или терминами; предположительное изложение этих связей. В психофизике это различение стимулов и их интенсивности.

Сужение сознания, ограничение поля сознания (МКБ 300.1) - форма нарушения сознания, характеризующаяся его сужением и доминированием ограниченной небольшой группы идей и эмоций при практическом выключении другого содержания. Это состояние появляется при крайней степени утомления и истерии; оно также может быть связано с некоторыми формами церебральных нарушений (в частности, состояние сумеречного сознания при эпилепсии). См. также затуманенное сознание; сумеречное состояние.

Толерантность - фармакологическая толерантность появляется, когда повторное введение данного количества вещества вызывает сниженный эффект или когда для получения эффекта, ранее достигаемого меньшей дозой, требуется последовательное повышение количества вводимого вещества. Толерантность может быть врожденной или приобретенной; в последнем случае она может быть результатом предрасположенности, фармакодинамики или поведения, способствующего ее проявлению.

Тревога (МКБ 292.1; 296; 300; 308.0; 309.2; 313.0) - болезненное по своей природе дополнение к субъективно неприятному эмоциональному состоянию страха или других предчувствий, направленных в будущее, при отсутствии какой-либо ощутимой угрозы или опасности или полном отсутствии связи этих факторов с данной реакцией. Тревога может сопровождаться чувством физического дискомфорта и проявлениями произвольной и вегетативной дисфункции организма. Тревога может быть ситуационной или специфической, т. е. связанной с определенной ситуацией или предметом, или "свободно плавающей", когда отсутствует какое-либо явное связывающее звено с внешними факторами, вызывающими эту тревогу. Характерные черты тревоги можно отличить от состояния тревоги; в первом случае уто устойчивая особенность структуры личности, а во втором - временное расстройство. Примечание. Перевод английского термина "тревога" на другие языки может представлять определенные трудности из-за трудноуловимых различий между дополнительным оттенком, выраженным словами, относящимися к этому же понятию.

Тревога в результате разлуки (не рекомендуется) - неточно употребляемый термин, который чаще всего обозначает нормальные или болезненные реакции - тревогу, дистресс или страх - у маленького ребенка, разлученного с родителями (родителем) или лицами, ухаживающими за ним. В дальнейшем развитии психических нарушений это расстройство само по себе не играет роли; оно становится их причиной только в том случае, если к нему присоединяются и другие факторы. Психоаналитическая теория выделяет два вида тревоги в результате разлуки: объективную и невротическую.

Фобия (МКБ 300.2) - патологический страх, который может быть диффузным или сфокусированным на одном или более объектах или обстоятельствах, не пропорциональный внешней опасности или угрозе. Это состояние обычно сопровождается дурными предчувствиями, в результате которых человек старается избегать эти объекты и ситуации. Данное расстройство иногда тесно связано с навязчивым состоянием. См. также фобическое состояние.

Эмоции (МКБ 295; 298; 300; 308; 309; 310; 312; 313) - комплексное состояние реакции активации, заключающееся в разнообразных физиологических изменениях, обостренном восприятии и субъективных ощущениях, направленных на определенные действия. См. также аффект патологический; настроение.

Эхолалия (МКБ 299.8) - автоматическое повторение слов или фраз собеседника. Этот симптом может быть проявлением нормальной речи в раннем детстве, иметь место при некоторых болезненных состояниях, включая дисфазию, кататонические состояния, умственную отсталость, ранний детский аутизм или принимать форму так называемой задержанной эхолалин.

Говоря о наличии тех или иных психологических отклонений у человека, мы подразумеваем, что существует некое противоположное состояние, которое является нормой. Но вот четко определиться с тем, что же она представляет собой, довольно сложно.

Ведь конкретного понятия психологических отклонений или психологического здоровья человека не существует. Ничего необычного или странного в этом нет. Подобное понятие напрямую зависит от большого количества факторов, которые, как правило, являются субъективными.

Определение «нормальности» личности

В первую очередь необходимо ответить на вопрос, какие факторы оказывают существенное влияние на само понимание нормы в психологии. Их всего два. Среди этих факторов находится сама личность, а также общество, в котором живет человек. Рассмотрим их подробнее.

Социальные стереотипы

Те или иные психологические отклонения личности становятся очевидными, если рассматривать поведение человека со стороны общества. Ведь в нем существуют определенные социальные стереотипы. Они и определяют ту грань, которая существует между ненормальным и нормальным поведением индивида.

Тем не менее и здесь можно обнаружить множество нюансов. Как и в каждом специфическом сегменте, входящем в социум, норма поведения может иметь значительные отклонения. Например, тем, кто живет в российской глубинке, совершенно естественно знать не только в лицо, но и по имени всех соседей по дому. Совсем иначе обстоит дело в крупных городах. Здесь не обязательно и даже просто не принято здороваться с соседом по подъезду.

Таким образом, социальный стереотип является наиболее распространенным воззрением той или иной группы людей. Они решают, каким должно быть поведение члена указанной группы или того, кто в нее не входит. Нередко такие воззрения распространяются как на внешние проявления поведения человека, так и на его психологическое состояние в той или иной ситуации.

Личностный фактор

У каждого человека существует еще и собственное отношение к той реакции, которую он проявляет на конкретные жизненные события. Подобный фактор является личным стереотипом, выражающимся в представлении индивида о том, как он должен вести себя в определенной ситуации и что он должен чувствовать при этом.

Например, если человек, видя страдания другого, начинает испытывать удовольствие, и у него при этом не возникает желания помочь, то это самой личностью может восприниматься в качестве отклонения от нормы. В таком случае может возникнуть разочарование. Человек считает, что он плохой, и должен быть другим. Подобную ситуацию можно объяснить стереотипами, предписывающими не только правильное поведение, но и ощущения. Таким образом, если вопрос относится к определенной личности, то основы понимания психологических отклонений от нормы и самой нормы кроются в ожидании определенного типа поведения. Все что соответствует таким ожиданиям, индивидом расценивается как норма, а то, что нет - как отклонение от нее.

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения общества, то здесь все происходит по аналогичной схеме. Единственная разница заключается в том, что судьей в этом случае является социум, а не отдельная личность.

Критерий для определения психологической нормы

При рассмотрении вышесказанного становится понятно, что отклонения личности выявляются как с точки зрения общества, так и с позиции самого человека. Однако и в том, и в другом случае важнейший признак несоответствия норме - это то разочарование, которое возникает из-за несоответствия ожиданиям. Именно дискомфорт, появляющийся в результате конфликта между действительностью и социальными ожиданиями, считается фактором, разграничивающим норму от того, что психологи называют личностным расстройством.

Истоки проблемы

В психологии расстройство личности рассматривается в двух аспектах. Одним из них является социальное взаимодействие индивида с обществом. Что подразумевается под этим понятием? Это те особенности поведения конкретного человека, которые приводят к социальным проблемам или к психологическому дискомфорту. Второй аспект заключается в отклонении от нормы самой личности. Подобные особенности поведения человека также приводят к проблемам и к психологическому дискомфорту. Однако в этом случае больше всего страдает сам индивид.

Разумеется, понятия "дискомфорт" и "проблема" в этом случае имеют довольно широкие границы. Так, индивид может испытывать состояние либо легкой тревоги, либо тяжелой депрессии. С точки зрения общества все выглядит совершенно иначе. Для него проблема рассматривается в виде реальной угрозы при откровенно преступном поведении индивида либо в виде тех небольших проблем, которые представлены в форме неподобающей манеры поведения. И в том, и в другом случае психологические отклонения у человека непременно выражаются в личностных особенностях его самого.

Причины возникновения расстройств

Как правило, психологические отклонения личности проявляются в ее когнитивной или мыслительной деятельности. Также они видны в сфере восприятия окружающего мира и в эмоциональной реакции на отношения с окружающими.

Психологические отклонения личности могут иметь врожденный характер. В таком случае их проявление происходит у человека на протяжении всей его жизни. Определенные социально-психологические отклонения формируются в те или иные периоды взросления индивида. Это может быть, например, ранний или подростковый возраст. Отклонения в психологических особенностях человека вызывают самые различные причины. Они рассматриваются начиная от патологий головного мозга и заканчивая теми, которые вызваны сильнейшими стрессовыми переживаниями, такими, как, например, психологическое или физическое насилие.

Согласно данным статистики, в своей легкой форме личностные отклонения выявляются приблизительно у 10 % взрослых людей. Стоит иметь в виду, что подобная проблема требует внимания специалиста.

Факторы риска личностных патологий

Психологические отклонения несут в себе множество проблем. Одной из самых распространенных из них является психологический дискомфорт. В свою очередь, и он может быть выражен в самых различных степенях и вызывать негативные последствия. Причем возникающие проблемы бывают как внутренними, так и поведенческими. Среди них можно отметить повышенную склонность к суициду, а также к формированию алкогольной и наркотической зависимости, антисоциальное, а порой даже и преступное поведение. Нередко психологические проблемы становятся причиной тяжелых депрессий, а иногда они провоцируют специфические патологии психики, такие, как например, шизофрения или обессивно-компульсивное расстройство. И, конечно, такие люди создают немало проблем как себе, так и окружающим.

Признаки отклонений личности

Каковы симптомы несоответствия человека психологической норме? Прежде всего здесь имеется в виду поведение личности, которое является неадекватным, если рассматривать его с точки зрения появившейся проблемы. Основная причина подобного симптома кроется в том, что человек не стремится решить волнующий его вопрос. Порой он устраняет проблему только частично, а иногда усугубляет ее. Подобная особенность вызывает сложности в общении индивида не только в социуме, но и в семье. Нередко такой человек даже и не отдает себе отчета в своих реакциях на ситуацию или поведение в ней. В связи с этим он никогда не стремится посетить психолога, хотя недоволен своей жизнью, и у него нередко возникают проблемы в разных социальных ситуациях.

Не все в порядке у таких людей и в том, что относится к их внутреннему миру. Это выражается в таких симптомах, как перемены настроения, повышенная тревожность и беспокойство, депрессия.

Среди основных признаков личностного расстройства можно выделить:

  • постоянное присутствие таких негативных чувств, как тревога и угроза, осознание собственной ненужности и никчемности, а также легко возникающий гнев;
  • отрицательные эмоции и проблемы с контролем;
  • постоянную эмоциональную опустошенность и избегание контактов с людьми;
  • сложности в общении с близкими, особенно с супругом или супругой, а также с детьми;
  • постоянно возникающие проблемы с окружением из-за неспособности контроля негативных чувств и агрессивного поведения;
  • частичную, а порой и полную потерю контакта с окружающей реальностью.

Все вышеперечисленные симптомы обладают тенденцией к ухудшению. Чаще всего это происходит на фоне возникающих стрессовых ситуаций.

Виды психологических расстройств

Согласно международному классификатору, все личностные отклонения делят на 3 основные группы. Среди них:

  • Группа А. В нее входят эксцентричные патологии. Это такие расстройства, как шизоидное, шизотипическое, а также параноидальное.
  • Группа Б. К таким отклонениям относятся театральные, эмоциональные ощущения. Сюда входят расстройства - нарциссическое и истерическое, антисоциальное и пограничное.
  • Группа С. В нее включены панические и тревожные отклонения в виде избегающих и обессивно-импульсивно зависимых расстройств.

Описанные выше патологии могут быть выявлены у одного человека. Но, как правило, всегда имеется одно расстройство, которое выражено наиболее ярко. Именно по нему и определяют вид патологического отклонения личности.

Психологические расстройства у ребенка

Родители должны всегда помнить о том, что они в ответе не только за физическое здоровье своего чада. Психологическая составляющая также играет немаловажную роль в развитии малыша. Она окажет огромное влияние на формирование его мировоззрения. Кроме этого, психологическое здоровье явится основой поведения и поступков маленького человека. От него во многом будет зависеть, принесет ли малыш, повзрослев, пользу обществу или, напротив, станет для него социально опасной личностью.

На сегодняшний день науке доподлинно известно, что сознание малыша, словно губка, впитывает в себя каждое слово и все поступки близких ему людей. Происходит это вплоть до 5-летнего возраста. Картина окружающего мира у малыша формируется на основе привычных для него стилей общения, ролевых моделей, финансового состояния семьи и проблем родителей, имеющего место насилия, измен и предательства. Все негативные моменты в дальнейшем могут больно аукнуться уже подросшему человеку в будущем.

Например, если до года жизни мама часто игнорировала свое дитя, не откликалась на его слезы и кормила тогда, когда ей вздумается, то малыш начинает отторгать чувственную сферу. В его сознании происходит фиксирование бесполезности эмоций, которые он впоследствии выбрасывает за ненадобностью.

Таким же образом происходит и деформация психики ребенка. В том случае, если в 4-5-летнем возрасте он подвергается физическому или сексуальному насилию, то его еще не сформировавшееся сознание начинает воспринимать происходящее как норму. Более того, он учится подражать этому. Таким образом и возникают психопаты. Но, по большому счету, они просто возвращают миру то, что он им дал.

Проявления личностных расстройств в раннем возрасте

Существует семь опасных признаков психологических отклонений у ребенка. Некоторые из них были выделены Дж. Макдональдом - известным психиатром, посвятившим свою жизнь изучению поведения преступников. Этот исследователь даже вывел определенную формулу, которую взрослые в большинстве случаев просто игнорируют. Но если из перечисленных ниже опасных признаков психологических отклонений у ребенка родители выявили хотя бы три, то малыша стоит сводить на консультацию к психиатру. В противном случае в будущем, скорее всего, придется пожинать негативные плоды.

Психологические отклонения у детей могут проявляться:

  • Зоосадизмом. Это первый и самый яркий признак отклонения психологического развития ребенка. Он выражается в том, что маленький человек мучает и убивает животных. Сюда вовсе не относится стрижка кота, подкрашивание его шерсти или дергание за хвост, ведь таким образом познает мир большинство детей. Зоосадизм - явление достаточно серьезное. Оно представляет собой вымещение имеющейся в ребенке внутренней агрессии, причем в жестокой форме. Нередко проявляются такие психологические отклонения у подростков.
  • Непониманием сложных эмоций. Психологическими отклонениями в развитии ребенка являются трудности, не дающие ему понять такие высшие эмоции, как жалость, сочувствие, сопереживание и любовь. Эти дети эмоционально нестабильны. Чаще всего они просто играют ту роль, в которой их хотят видеть окружающие. Однако при этом они ничего не испытывают. Подобные дети холодны к страданиям людей и не способны описать собственные эмоции. Чувства без осмысления позволяют превратить ребенка в хорошего манипулятора.
  • Постоянным враньем. Есть дети, которые лгут, страшась гнева родителей, отцовского ремня или любого другого наказания. В этом случае ложь является естественной защитной реакцией психики. Но если малыш рассказывает сказки без какой-либо конкретной цели, то это довольно опасный симптом. Порой такие дети, даже впадают в истерику, еще более пугая окружающих.
  • Энурезом. Разумеется, далеко не каждый дошкольник, который страдает от этого заболевания, в будущем станет криминальным элементом. Однако Дж. Макдональдом была выведена определенная закономерность. Согласно ей, более 76% преступников в ранние годы своей жизни страдали от энуреза, от чего испытывали постоянные унижения сверстников и терпели их насмешки, а также издевательства и побои родителей. Таким образом, агрессия социума заставила этих людей выплеснуть чувство внутренней неполноценности на невинных жертв.
  • Девиантным поведением. Разумеется, многие дети прогуливают уроки и не выполняют обещания. Это вовсе не указывает на психологическое отклонение в развитии ребенка. Совершенно по-другому следует смотреть на эту проблему, если подобное происходит довольно часто и сопровождается со стороны школьника или подростка нарочисто вызывающей агрессией, эгоизмом и непослушанием. Такие дети нередко убегают из дома, бродяжничают, пробуют наркотики, крадут чужие вещи. Но самое страшное заключается в том, что все это доставляет им удовольствие. Они вовсе не стремятся обратить на себя внимание окружающих. Им нравится подобный стиль жизни. И это является серьезным поводом для тревоги.
  • Пироманией. Еще одним признаком психологического отклонения у ребенка может служить его желание постоянно устраивать поджоги, впоследствии наблюдая за пожарами. От этого он испытывает настоящее удовольствие. Такой ребенок не способен сопротивляться импульсам и осознавать последствия тех преступлений, которые были им совершены. Игра с огнем позволяет детям высвободить внутреннюю ярость, а также компенсировать свое социальное и физическое унижение чужой болью.
  • Травлей слабых. Психологическое изучение детей с отклонениями развития позволило утверждать о том, что они уже в раннем возрасте занимаются эмоциональным прессингом ровесников, не гнушаются физическим насилием, унижениями и преследованиями. Таким образом, ребенок копирует поведение старших. Для родителей важно не перепутать подобные признаки с бытовым хулиганством. В этом случае ребенок становится забиякой с целью привлечения внимания взрослых или подражая поведению плохого героя.

Диагностика личностных расстройств

Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии преследует конкретную цель. Она заключается в выявлении самой структуры имеющихся нарушений, что позволит определить оптимальные пути оказания ребенку коррекционной помощи.

Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии проводится в несколько этапов. На первом из них психологом изучается документация и собираются сведения о ребенке. Необходимые данные специалисту становятся доступны после проведения опроса родителей и педагогов. К началу проведения отклонений развития детей, понадобится иметь сведения клинического, социального и педагогического характера. Только в таком случае специалист правильно определит задачи исследования и подготовит весь необходимый инструментарий.

Психологическое обследование проводится в спокойной обстановке. Для этого подойдет отдельная комната, в которой находится небольшое количество предметов. Это позволит ребенку не отвлекать свое внимание.

Обследование, как правило, начинают с самых легких заданий. Психологу при этом важно вести себя доброжелательно и спокойно, внимательно наблюдая за своим пациентом. Если ребенок допустил ошибку, то взрослому необходимо оказать ему помощь, предусмотренную заданием.

Результаты наблюдений психолог фиксирует в протоколе. В него заносится время выполнения заданий, виды ошибок и помощи, оказанной ребенку. В ходе обследования желательно присутствие мамы. Особенно важно это в тех случаях, когда маленький пациент настаивает на этом.

По результатам обследования специалист готовит заключение. В него психолог включает свои выводы об уровне развития и особенностях речи ребенка, его познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой сфере. Здесь же должен быть решен вопрос и о характере той коррекционной помощи, в которой нуждается маленький пациент.