Где мощи св николая. Где находятся останки николая чудотворца мирликийского

Уже более 50 дней паломники со всей России и ближайших стран едут в Москву в Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца , доставленным из итальянского города Бари . Очередь приходиться занимать с раннего утра и выстаивать почти по 13 часов. Не останавливает верующих холодная погода с ливнями, вооружившись зонтами и дождевиками, они идут в храм. Поклониться мощам можно до 12 июля. Это будет последний день прибывания святыни в Москве, после чего ее перевезут в Санкт-Петербург .

Продлевать время посещения храма мы не будем, потому что мощи в ночь с 12 на 13 июля будут перевозить в Санкт-Петербург - утром их уже встретят в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, - рассказала «Комсомольской правде» Мария Коровина , руководитель пресс-центра Оргкомитета принесения мощей святителя Николая Чудотворца. - В последний день паломники смогут поклониться мощам Святого Николая также, как и в предыдущие дни. Очередь закроется в 16.30 или 18.00 - это будет зависеть от количества пришедших людей.

Признаюсь, что я тоже хотела пойти в храм, но стоять в длиннющей очереди - так и не решилась.

А зачем мучиться? Сходи в Даниловский монастырь. Там тоже есть мощи Святого Николая. А главное - никаких очередей, - посоветовала мне подруга Мира.

Моему счастью не было предела, когда я сходила в Даниловский монастырь и обнаружила там ковчег с частицей мощей Святителя Николая. Очередь к ним тоже выстраивается, но это человек 10-15 максимум. Такую выстоять уж можно.

Но и это не единственное место в Москве и области - есть 25 храмов, где на постоянной основе находятся мощи Николая Чудотворца в Москве.

СПИСОК 25 ХРАМОВ:

1. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: ул. Большая Лубянка, д. 19. Время посещения: ежедневно с 6.30 до 18.00.

2. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Адрес: Малый Ивановский переулок, 2А, стр. 1. Время посещения: ежедневно c 8.00 до 20.00.

3. Новодевичий женский монастырь. Адрес: Новодевичий проезд, 1, стр. 2. время посещения: ежедневно с 9.00 до 17.00.

4. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове . Адрес: Староваганьковский переулок, д. 14. Время посещения: ежедневно с 9.00 до 19.00.

5. Богоявленский кафедральный собор в Елохове . Адрес: улица Спартаковская, 15. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 19.00.

6. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Адрес: Малый Толмачевский переулок, д. 9. Время посещения: ежедневно, кроме понедельника с 12.00 до 16.00. А также во время служб (смотрите расписание на сайте храма).

7. Храм Всех Святых на Кулишках. Адрес: Славянская площадь, д. 2. Время посещения: по четвергам с 11.00 и до окончания вечернего богослужения.

8. Храм Святого Николая на Трёх Горах. Адрес: Нововаганьковский переулок, д. 9. Время посещения: по воскресеньям на литургии.

9. Храм святителя Николая в Котельниках. Адрес: 1-й Котельнический переулок, д. 8, стр. 1. Время посещения: ежедневно с 11.00 до 19.00.

10. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках. Адрес: Лубянский проезд, 9, стр. 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.50.

11. Храм святого Николая Мирликийского в Голутвине . Адрес: 1-й Голутвинский переулок, 14. время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

12. Храм святителя Николая в Покровском. Адрес: ул. Бакунинская, 100. Время посещения: ежедневно, кроме среды, после акафеста, который начинают читать в 12.00.

13. Храм святителя Николая в Хамовниках. Адрес: улица Льва Толстого , 2. Время помещения: ежедневно во время служб.

14. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле. Адрес: Улица Радио, 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

15. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке . Адрес: Брюсов переулок, 15/2. Время посещения: ежедневно с 7.15 до 20.00.

16. Данилов Свято-Троицкий монастырь. Адрес: Даниловский вал, 22. время посещения: ежедневно с 7.30 до 20.00.

17. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. Адрес: улица Рябиновая, д. 18. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

18. Храм Архангела Михаила в Тропареве . Адрес: проспект Вернадского , д. 90. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00.

19. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Адрес: Сокольническая площадь, 6. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00 и во время служб.

20. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино . Адрес: Большая Косинская улица, 29, стр. 3. Время посещения: ежедневно с 7.40 до 17.00.

21. Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове . Адрес: улица Байкальская, 37А. Время посещения: ежедневно с 7.00 до 18.00.

22. Николо-Перервинский монастырь. Адрес: ул. Шоссейная, 82. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 17.00.

23. Храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортове . Адрес: улица Солдатская, 4. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

24. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе . Адрес: Новоясеневский проспект, д. 42. Время посещения: с 8.00 до 18.00.

25. Николо-Угрешский монастырь. Адрес: Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1. Время посещения: ежедневно с 6.45 до 17.00.

РЕПОРТАЖ

Как мы с Мизулиной 11 часов к мощам за силой стояли

Занимать очередь к ковчегу с ребром Николая Чудотворца сенатору пришлось с боем


Церковь Святого Николая в нижних Мирах - церковь святителя Николая Чудотворца, расположенная в турецкой провинции Анталья, а именно в городе Демре (Demre), в древности известном как основная столица древней Ликии- Мира (Миры). В IV веке епископом города был святитель Николай; здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге.

Перед входом в храм установлен памятник Св.Николаю - этот памятник создан нашим современником - Григорием Потоцким к 2000-летию Рождества Христова.

Святитель Николай, известный на Руси еще как Николай Угодник и Николай Чудотворец, пожалуй, самый почитаемый у нас Святой. В его честь, начиная еще до крещения Руси и по нынешнее время воздвигнуто множество церквей, наверное нет ни одного города в России где не было бы Никольского храма. Перед его иконами молятся о благополучном замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы. Недаром одна треть икон в России - это иконы Николая Угодника.

Многие в мире не знают, где же настоящая родина Св. Николая. Это и не должно нас удивлять, ведь город, где он родился (Патара), полностью исчез с лица земли, а древняя великая империя Мир Ликийских сократилась до размеров деревни с числом жителей в несколько тысяч (Демре, Кале). Все это произошло на земле Турции, которая во имя Аллаха разрушала древние христианские церкви или, как в случае со Святой Софией, прикрывала древние фрески, а храмы использовала в качестве мусульманских мечетей.

По преданию, св. Николай родился во второй половине III века в городе Патары в Ликии, но большую часть жизни был епископом Миры. Его жизнь требует достаточно большого описания, но сейчас рассказ о его храме в Демре.

Св. Николай скончался в глубокой старости после непродолжительной болезни 6 декабря 345 или 351 года от Рождества Христова. Он был захоронен в небольшой гробнице за пределами Миры. Позднее, в IV веке, на этом месте была возведена часовня.

Позже, ориентировочно в VI веке на руинах храма богини Артемиды, разрушенном землетрясением во II в.н.э., была построена Византийская церковь изначально с куполом, замененным потом на свод Храм, который открывается нашему взору носит на себе следы неоднократных реконструкций.

Город Миры, как и вся Ликия, был разрушен в результате набегов сарацинов. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении, хотя и охранялись монахами. При Византийском императоре Константине IX и императрице Зое (XI век) храм св. Николая был отреставрирован и окружен стенами. Мощи святого хранились в саркофаге с изображением чаек и рыбьей чешуи и не даром, ведь он - покровитель мореплавателей тоже!

В эти же времена турки- сельджуки начали свои нападения на Греческую империю, в том числе на Второй Рим, которым на тот момент была Византийская империя, при этом святыни христиан - храмы, мощи и иконы подвергались турками-сельджуками поруганию. По преданиям была предпринята попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею не позволили туркам этого сделать.

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесны из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам. Купцы снарядили три корабля и вывезли мощи Святого Николая из Мир Ликийских в ковчеге. Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения бесчинствовавшими турками- мусульманами. В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос.

Саркофаг Святого Николая был разрушен, а его останки украдены и переправлены в итальянский город Бари, где сначала мощи Святителя были помещены в церкви Святого Евстафия (Стефана), а через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя св. Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым. Случилось это событие 1 октября 1089 года, где и по сей день хранятся мощи, хотя некоторые части, например, фрагменты челюстей и черепа Святого Николая, хранятся в анталийском Музее археологии.

В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, в 1853 г. были куплены руины церкви и прилегающий участок земли от имени княгини Анны Галициной, наняли французского архитектора, чтобы восстановить церковь, но полностью была восстановлена только часовня, так как его проект не сохранял исторического облика церкви и сама церковь не реконструировалась.

В начале 1858 года начались восстановительные работы, которые вызвали беспокойство во Вселенской Патриархии (территория находится в пределах её юрисдикции), а также у турецких властей. В конце 1874 года российским Святейшим Синодом был дозволен сбор средств для сооружения здесь монастыря (русский посол в Константинополе граф Игнатьев де-факто передал храм в ведение русского Пантелеимонова монастыря на Афоне); образовавшийся «мирликийский капитал» в размере 223 000 рублей в сентябре 1888 года был передан из хозяйственного управления Синода в Императорское Православное Палестинское общество. Ввиду бесперспективности дальнейших усилий, 7 декабря 1910 года означенный капитал был передан Барградскому комитету - на строительство храма Св. Николая в Бари (Италия).

Весь комплекс состоит сегодня из купольной церкви в форме креста с апсидой и двумя приделами, двух угловых комнат и экзоэзонартекса. Напротив западного входа и сегодня можно увидеть две колонны портика. По внутренней стороне стены лестница ведет на верхнюю террасу, за террасой, на южной стороне двора, есть захоронение, датируемое 1118 г.

Перед входом в церковь расположены внутренний двор и двойной нартекс с крестово- вспарушенными сводами. Стены церкви были украшены фресками XI и XII веков, чьи фрагменты можно различить и сегодня, а пол был выложен мозаиками с геометрическими узорами. В полукруглой части центрального нефа находился синтронон с рядом мест для священников, кафедрой епископа и нижней галереей. Центральный неф отделён от боковых приделов сводчатыми галереями. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации заменённый сводом.

Следующий раз церковь была найдена при раскопках в 1956 году, до этого она была погружена в землю.При других раскопках проведенных в 1989г., были найдены комнаты в северо-восточной части церкви. В настоящее время пол церкви находится на 7 м ниже уровня земли.

На полу кое-где сохранилась мозаика. Эти участки отгорожены, чтобы ее не затерли. На стенах под потолком местами сохранились древние росписи. В алтаре сохранился престол и горнее место, а также несколько колонн.

Сейчас в южном нефе церкви, расположенном между двумя колонами позади разрушенной мраморной перегородки, находится повреждённый саркофаг, в котором, как полагают, и был захоронен святой.

В настоящее время между Турцией и Италией идет спор о возвращении мощей Святителя Николая, которые в XIX веке были вывезены из разоренной турками Анталии и по сегодняшний день находятся в итальянском городе Барии, - обратно в Демре (бывшие Миры Ликийские), поскольку турки провозгласили, что святые мощи являются достоянием государства.

И ныне Св. Николай также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения.

Вся информация собрана в интернете.

Очередь к мощам Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя в Москве с каждым днем увеличивается, сейчас паломники стоят к мощам в среднем . В каких столичных и подмосковных храмах постоянно хранятся частицы мощей святителя Николая, и чем уникальна святыня из Бари, читайте в материале РИАМО.

Очередь будет расти

Прибытие в Москву мощей Николая Чудотворца, которые открыты для паломников с 22 мая, вызвало интерес огромного количества верующих. Несмотря на то, что мощи святого пробудут в столице до 12 июля, жители и гости столицы не откладывают поход в храм на потом. За семь дней святыне поклонились более 156 тысяч паломников .

Уникальная святыня

Как рассказал РИАМО руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, существует традиция разделения и принесения частей мощей для того, чтобы они были доступны верующим в разных городах и странах. На протяжении столетий мощи разных святых собирались в больших духовных центрах. Например, в Афонских монастырях хранится множество таких реликвий, которыми монастыри делятся с храмами и церквями.

В московских храмах духовные дары собирались на протяжении многих веков, среди них есть и частицы мощей Николая Чудотворца.

«У каждой частицы мощей своя история. В данном случае важно, что в Храме Христа Спасителя находится часть мощей Святителя Николая от святыни, от которой никогда раньше части не отделялись. Поэтому это уникальная часть мощей», - объясняет отец Александр.

По его словам, все небольшие частицы мощей Николая Чудотворца, которые хранятся сегодня в разных храмах столицы, скорее всего, ведут свою историю из Мир Ликийских в нынешней Турции, где они находились до их перенесения в Бари.

Как напомнил священник, прибытие мощей в Россию стало возможным благодаря договоренности между патриархом Московским и всея Руси Кириллом и папой Римским Франциском и является жестом доброй воли со стороны римско-католической церкви.

В отличие от небольших частиц мощей, которые хранятся в столичных храмах, привезенная из Бари реликвия является мироточивой и представляет собой ребро святителя Николая.

«Православные люди очень почитают святителя Николая. Это один из самых дорогих и любимых святых. Поэтому возможность встретиться со святым у его мощей - это подарок и большое событие для любого верующего человека», - говорит отец Александр.

По его словам, невзирая на то, что частицы мощей святого находятся и в других храмах Москвы, возможность поклониться мощам из Бари, к которым съезжаются люди со всего мира, уникальна.

Отец Александр напомнил верующим о том, что просить святого о помощи нужно с чистым сердцем и добрыми помыслами. Такую просьбу святой обязательно услышит.

25 храмов в Москве

Верующие, которые по разным причинам не смогут попасть к мощам Николая Чудотворца в ХХС, могут посетить один из 25 храмов столицы, где на постоянной основе хранятся частицы мощей Святителя Николая.

Центральный округ (ЦАО)

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (ул. Большая Лубянка, д. 19)

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1)

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2)

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15)

Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее (Малый Толмачевский пер., д. 9)

Храм Всех Святых на Кулишках (Славянская пл., д. 2). Здесь к частицам мощей свт. Николая можно прикоснуться по четвергам после окончания Божественной литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения.

Храм свт. Николая на Трёх Горах (Нововаганьковский пер., д. 9). Поклониться мощам Николая Чудотворца можно по воскресеньям на литургии, когда ковчег с мощами выносят из алтаря.

Храм святителя Николая в Котельниках (1-й Котельнический пер., д. 8, стр. 1). Частица мощей хранится в подвеске из серебра перед иконой святителя Николая, поклониться святыне можно в любое время, акафисты свт. Николаю читаются по четвергам.

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д. 14)

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей свт. Николая хранится в специальном мощевике, который вставлен в икону святителя Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14)

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100)

Храм святителя Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2)

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2)

Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого (ул. Б. Ваганьковская, 3)

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов переулок, 15/2)

Южный округ (ЮАО)

Данилов Свято-Троицкий монастырь (Даниловский вал, 22)

Западный округ (ЗАО)

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, д. 18)

Храм Архангела Михаила в Тропареве (проспект Вернадского, д. 90)

Восточный округ (ВАО)

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6)

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская ул., 29, стр. 3)

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (ул. Байкальская, 37А)

Юго-Восточный округ (ЮВАО)

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82)

Храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4)

Юго-Западный округ (ЮЗАО)

Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Новоясеневский проспект, д. 42)

Московская область

Николо-Угрешский монастырь (г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1)

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Главная цель нашего путешествия по Анатолии была посетить церковь Святого Николая Чудотворца в Демре, Турция. Это место является одной из самых значительных христианских святынь на Востоке. А еще — это родина святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца, который почитается преимущественно русскими и греческими православными.

Не все знают этого христианского святого. Он более знаком как сказочник и волшебник, который в канун Рождества приносит детям по всему миру подарки. Этот удивительный человек известен под многими именами: Дед Мороз, Санта Клаус, Николаус, Йоулупукки, Баббо Натале, Ноэль Баба. Но в данной статье речь пойдет о реальном человеке, который жил в IV веке и служил на том самом месте, где сейчас восстанавливается храм в Демре, названный его именем.

А в этом видео мне очень хотелось передать дух этого места. Очень надеюсь, что Вы его тоже сможете почувствовать.

Небольшой и уютный приморский город Демре сегодня называют «столицей помидоров» – здесь эти овощи вырастают особенно сочными и сладкими, будто насыщены энергией жаркого южного солнца и ласкового моря. До побережья отсюда буквально пара километров по приморскому шоссе D400. Подробнее о нашем однодневном самостоятельном путешествии из Белека в Демре можно прочитать , а координаты и подробный маршрут к достопримечательности описаны в конце этой статьи.

Кроме многочисленных помидорных теплиц, вдоль дорог на рекламных щитах красуются фотографии помидоров самых разнообразных сортов.

Но история этого места куда более волнующая, чем это может показаться на первый взгляд. Конечно, если удастся не заметить массу сувениров на тему Святого Николая, которые здесь продаются на каждом шагу.

Древний город Демре построен на месте знаменитой с незапамятных времен Миры, который находился в Ликийском регионе.

Место, где была построена церковь св. Николая, люди издревле считали необыкновенным – в дохристианские времена здесь располагался храм Артемиды. И жрецы возносили здесь хвалу своим богам.

На рубеже нашей эры в Мирах побывал апостол Павел по дороге в Рим и обратился к жителям Миры с проповедью. Такова предыстория появления христианской общины в городе.

Сегодня о тех временах напоминают , выстроенные в скальных склонах и .

Позднее Мира становится важным христианским центром, но непреходящую славу города составляет именно образ Святого Николая Чудотворца, нелегкий земной путь которого пролегал по этим местам. Побывать там, где некогда жил и проповедовал великий святой – ни с чем несравнимое ощущение.

Имя Николая Чудотворца хорошо известна всем, независимо от вероисповедания. Особенное почитание он нашел в нашей стране. Но не все знают реальные факты об этом необыкновенном святом человеке.

Святой Николай – жизнь и легенда

Со времен Римской империи сохранилось достаточно исторических источников, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что в 300 году пост епископа города Миры занял священнослужитель по имени Николай. На тот момент ему было 55 лет.

Вот еще подтвержденный исторический факт: будущий святой появился на свет в городе под названием Патара, в двух днях пути от города Миры Ликийские. К слову, происхождения он был знатного и мог бы вести спокойную и обеспеченную жизнь аристократа, лишенную забот о хлебе насущном. Некоторые источники сообщают, что отец Николая был мореплавателем и судовладельцем – это одно из объяснений, почему его считают покровителем моряков.

Такое случается не часто, но будущий архиепископ Миры Ликийской был совершенно безразличен к материальным благам, будучи щедро одаренным ими с детства. Большинство людей были прагматичны тогда, как и в наши дни, но Николай еще в юные годы избрал для себя путь служения Богу и помощи нуждающимся людям.

Рассказать вам о том, что произошло тогда, в первой половине IV века, может каждый житель Демре: Николай Чудотворец получил такое прозвище за способность исцелять людей, даже находящихся на грани смерти, а еще защищать от буйства стихии.

Вот лишь несколько известных историй.

Первое чудо . Однажды, во время шторма епископ Николай вернул к жизни моряка, сорвавшегося с мачты. Своей глубокой верой и силой молитвы святой оживил несчастного, хотя, упав с такой высоты, тот должен был разбиться насмерть.

Очевидцы были потрясены, а слава Николая Чудотворца стала быстро распространяться в окрестных землях и по всем христианским странам. Святитель Миры Ликийской стал проводником божественной помощи для моряков и всех, кто терпит бедствие по вине неистовых вод морских.

Второе чудо также связано с водной стихией: Николай совершал паломничество в Святую Землю, и корабль, на котором он плыл, застигла в открытом море сильнейшая буря. Сила молитвы, вознесенной святым, сумела укротить стихию и спасти судно, после этого благополучно достигшее берега.

Третье чудо связано с неожиданным богатством и замужеством. У состоятельного отца отца было 3 дочери-красавицы. Но однажды он полностью разорился и стал нищим. Денег не хватало даже на еду, не говоря о необходимом приданном, чтобы выдать своих дочерей замуж. Тогда он в отчаянии решил продать невинность своих дочерей, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение.

Святому Николаю стали известны эти преступные помыслы, и он решил избавить семейство от материальной нищеты, чтобы они не погибли от нищеты духовной. Поэтому тайно ночью он подбросил в окно дома мешок с золотыми монетами. С благодарностью принял несчастный отец такой подарок, после чего смог успешно выдать своих дочерей замуж.

Архиепископ Николай умер в 343 году, 2 года не дожив до 100 лет. Святителя похоронили в церкви, где он почти полвека был главным христианским пастырем всей Ликии.

После смерти он был причислен к лику святых, и его целебные мощи стали почитаться верующими. Но спустя века произошло событие, которому нет однозначной оценки. Есть две противоположные трактовки.

Примерно в XI веке, когда в Европе в самом разгаре было странное явление – «охота за мощами», представители христианской общины итальянского городка Бари выкрали останки Святого Николая, вывезли их из Демре и объявили своей святыней.

Существует и другая версия этого события. В 1087 году одному благочестивому священнику итальянского города Бари во сне явился святитель Николай и сказал, что не хочет, чтобы его останки оставались в пустыне. Именно после этого была снаряжена экспедиция в Миры, откуда мощи святителя были с почестями доставлены в Бари, где и находятся по сей день.

История храма

Нынешнее здание церкви в честь Святого Николая не сохранило ничего от первоначального – самые старые фрагменты относятся к VI веку.

У местности вокруг Демре (Турция) очень непростая история: власть неоднократно переходила от христиан к мусульманам и наоборот. Естественно, при религиозных конфликтах страдали и верующие, и их святыни.

А если вспомнить о том, что на этих землях часто происходило другое страшное бедствие: землетрясение, то становится очевидным, что сохраниться с античных времен до наших дней эта церковь не могла бы.

В 529 году после мощного землетрясения император Юстиан восстановил храм. В исторических записях есть сведения, что гробница святителя уже существовала в это время.

В VIII веке церковь была полностью разрушена (это могло быть стихийное бедствие или в результате нападения врагов). В IX или X веках на этом месте вновь была воссоздана базилика с куполом.

В XIX веке, когда Российская империя стала главным оплотом восточного христианства, церковь Святого Николая Чудотворца несколько раз реконструировали на средства, пожертвованные домом Романовых.

К счастью, у Святого Николая всегда находилось достаточно последователей, чтобы возрождать его храм из руин. Эта традиция сохраняется и в наше время.

Вот план базилики святого Николая Чудотворца, взятый из описания его жития.

Храм в Демре сегодня

В наши дни церковь Святого Николая Чудотворца в Демре (Турция) функционирует как музей, посетить ее могут все желающие за весьма умеренную плату.

Входной билет стоит 15 лир (это чуть больше 300 руб. или 5$).

Кстати, раз в год, 6 декабря, здесь проводят богослужение. Ко дню Святого Николая в храм в Демре съезжаются сотни паломников со всего света.

Несмотря на то, что постройкам уже почти полторы тысячи лет, сохранились они относительно неплохо.

Чтобы приостановить разрушение, пришлось выстроить навес, защищающий все здание. К сожалению, это мешает как следует осмотреть его снаружи, но уж лучше так, чем оно будет неуклонно разрушаться от воздействия дождя, солнца и ветра.

И еще: поскольку город находится на берегу одноименной реки, а за прошедшие века она еще и меняла свое русло, грунт под церковью просел, и сама она на треть ушла под землю. Современный турецкий Демре находится на 6 метров выше древней Миры.

Очень необычно то, что приходится спускаться по ступеням вниз, чтобы попасть внутрь храма, а не подниматься вверх, как это привычнее для нас.

Реставраторам удалось восстановить с высокой точностью фресковую роспись стен.

И мозаики на полу, которые датируются приблизительно XI – XII веками.

Мысль о том, что все, что мы видим, видели прихожане и паломники почти 1000 лет назад, захватывает и не дает покоя.

Такое необыкновенное чувство близости истории трудно сравнить с чем-либо – его нужно ощутить самостоятельно!

Особенного внимания заслуживает мозаичный пол в храме. Он сделан из мрамора, узоры его геометрических фигур являются одними из лучших образцов византийского искусства того времени.

Может быть, эти орнаменты сохранились в помещении еще с дохристианских времен. Вполне возможно, что однажды на них ступала нога Святого Николая, когда он был всего лишь смиренным служителем церкви.

Главный придел церкви

После многочисленных коридоров и маленьких вспомогательных помещений мы неожиданно оказались в огромном зале. Здесь расположен главный придел храма.

В центре под кирпичным сводчатым потолком возвышаются 2 колонны,

За колоннами трехстворчатое окно, а под ним каменные ступени или горнее место. А вот слева виден вход в какое-то дополнительное помещение. Возможно, туда ведет подземных ход.

Но кроме темноты мы там ничего не разглядели.

В главном приделе церкви есть 3 этажа

Зал освещается солнечным светом, лучи которого проникают с двух противоположных сторон.

Главная святыня

В одном из боковых проходов в церкви стоит саркофаг, в котором много веков назад был погребен архиепископ. Сейчас он пуст – часть мощей так и осталась в городе Бари, а часть хранится в Анатолии. Зато сам саркофаг считается подлинным.

На его мраморной крышке расположена скульптурная композиция: мужчина и женщина. Но разглядеть ее в сумрачном помещении непросто. Видно, что она сохранилась в очень посредственном состоянии.

Кажется странным, что барельефы не несут какой-либо религиозный смысл. Однако стоит учитывать, что в то время был обычай хоронить людей в древних гробницах, которые просто брались с языческого кладбища.

У мраморного саркофага разломана боковая поверхность. Видимо, при похищении святых мощей было принято решение разбить более тонкую перегородку. Возможно, открыть верхнюю массивную крышку гробницы оказалось сложнее.

Сейчас христианская святыня огорожена высоким стеклом, к которому прикасаются верующие. А также прикладывают к нему приобретенные иконы и свечи. Мне почему-то вспоминается, что когда я была в этом месте несколько лет назад, то оградительного стекла не было, и мы прикасались непосредственно к самому саркофагу.

Сегодня можно освятить все святыни и под гробницей. На полу есть небольшие углубления под саркофагом, куда можно опустить руку с иконой и даже взять небольшой кусочек земли.

За стеклом туристы и паломники оставляют множество записок. Однако, я услышала от русских экскурсоводов два противоположных мнения по этому поводу. Одна предлагала написать имена близких или желания и оставить листок святому Николаю. Другая же категорически не рекомендовала этого делать. Она говорила, что каждый вечер турецкие служители метлой выгребают весь этот бумажный мусор, без всякой жалости к христианской святыни.

Внутренний двор

После сумрачных церковных коридоров мы неожиданно вышли в церковный двор.

Он окружен каменной стеной, а над головой — голубое южное небо.

Здесь, видимо, хранятся раскопанные детали, которые ранее украшали древнюю базилику: каменные плиты с узорами, колонны.

Здесь же мы обнаружили еще один таинственный ход. Доступ туда закрыт, только фотоаппаратом немного удалось заглянуть внутрь темноты.

Выходили мы из храма какие-то притихшие, несмотря на многочисленные толпы туристов вокруг.

У каждого были свои мысли, свои желания, с которыми мы обращались к великому Чудотворцу и самому известному «русскому» святому: Николаю Угоднику.

Возле церкви расположены многочисленные кафе и сувенирные лавки. Турецкий продавец предлагает свежевыжатый сок и сладости, по соседству распродают иконы и прочую христианскую символику, за столиками кафе в тени отдыхают туристы. И только молчаливо возвышается по центру еще один памятник святому Николаю,

где он изображен с мешком подарков в окружении детей.

Где находится, как добраться

Где находится и как добраться в древний город Миры, Ликийской области? Этот вопрос особенно актуален тем, кто хочет приехать сюда самостоятельно, как это сделали мы.

Координаты храма святого Николая Чудотворца в Демре, Турция: 36.24472, 29.98555.

А вот его расположение на карте :

Подробнее про наш маршрут можно почитать . А если кратко, то мы добирались на арендованной машине из Белека. При въезде в Демре (со стороны Кемера) есть указатели на Noel Baba (это церковь святого Николая) и Myra (это Ликийские гробницы и амфитеатр).

С главной дороги поворот в одну сторону.

Думали, что по указателю «Миры» находятся все достопримечательности вместе. Ну никак не могли представить, что название «Baba» как-то может относиться к Николаю Угоднику. 🙂

Но если повнимательнее приглядеться, то под названием «Ноэль Баба» подписано, что здесь находится музей св. Николая. Так турки называют церковь. Хотя, в действительности, в настоящее время — это действительно больше музей, а не храм, где совершаются богослужения. Ведь служба происходит здесь 1 раз в год: 6 декабря.

У нас в Демре неожиданно появился местный проводник, который привез нас к нужному месту (подробнее о нашем путешествии написано ). Мы остановились на бесплатной парковке недалеко от храма, возле многочисленных сувенирных и иконных магазинов. Пройдя через них, мы оказались возле кассы музея.

Прямо напротив церкви расположена городская площадь, на которой установлен вот такой памятник Николаю Чудотворцу.

Его хорошо видно с дороги. Так что скульптура может служить ориентиром. Храм святителя Николая находится за ним.

Выпив свежевыжатого сока (был выбор: апельсиновый или гранатовый) мы отправились к осмотру двух других древних достопримечательностей города Демре, которые расположены совсем рядом (даже оплата за вход единая): и .

Эта поездка состоялась в 19 сентября 2015 года. О других достопримечательностях Турции, в которых нам удалось побывать, можно прочитать .

Николай Чудотворец, наверное, самый почитаемый из святых после Богородицы. Он совершал при своей земной жизни и до сих пор совершает чудеса, помогает людям, откликается на разные мольбы и просьбы о помощи.

Божий Угодник Николай помогает путешествующим (когда-то святитель с помощью молитв смог на море, чуть не потопившую корабль).

Святителя просят об удачном замужестве дочерей ( — он тайно пожертвовал их отцу деньги для приданого, тем самым оказал ему огромную помощь- спас семью от позора).

Святой был избавителем от напрасной смерти, мирил врагов, защищал невинно осужденных людей ().

Святой Божий Угодник Николай помогает в исцелении от болезней, ему молятся о благополучии и сохранении мира в семье, о заступничестве детей. Он оказывает помощь в избавлении от бедности и во многих трудных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ— ИССЛЕДОВАНИЕ О ЖИТИИ

В 1953-1957 гг. проводились радиологические исследования останков мощей Николая. Оказалось, что иконографический образ святого соответствует его портретному изображению, которое было реконструировано по черепу из Барской гробницы. Также стало возможным определить рост Николая – 167 см.

В интернете очень много информации о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, после проведенных исследований выяснилось, что житие святого архиепископа ошибочно переплетается с житием другого святителя, которого звали Николай Пинарский (VI век). Оба святых жили в Ликии, но в разной время. Например, приписываемое Божиему Угоднику двухчасовое стояние в купели при крещении, осуществил святитель Николай Пинарский, и это у него был дядя-епископ, а не у Чудотворца.

Более подробно о житии самого известного святого можно узнать из книги «Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец», в которой представлены наиболее точные факты после исследований А.В. Бугаевского и архимандрита Владимира Зорина. Издательство СКИНИЯ, Москва 2001г.

ЖИТИЕ СВЯТОГО УГОДНИКА

Точного времени появления Николая на свет, нет. Исследователи считают, что святой родился в 260 году в Ликии в городе Патаре (сейчас это провинции Анталья и Мугла на территории современной Турции).

Сразу же после рождения, со святым стали происходить необычные для младенцев вещи — по средам и пятницам он принимал материнское молоко всего один раз в сутки. И затем, всю жизнь святитель проводил среду и пятницу, по христианским обычаям, в строгом посте.
Когда Николай подрос и начал учиться, то в нем обнаружились способности к наукам, но особенная любовь у него проявилась к познанию Божественного Писания. Предположительно можно сделать выводы, что Николаем Чудотворцем Божии Законы изучались частным образом, у одного из священников. В те времена империя была еще языческой, и маловероятно, что тогда могли существовать христианские школы. Они стали открываться во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.), когда возраст святителя Николая уже был около 40 лет.
Святой Николай всегда слушал своих богобоязненных родителей, все привычки, присущие молодым людям его возраста, были чужды для Николая Чудотворца. Он уклонялся от праздных бесед со своими сверстниками, не принимал участие в различных весельях и развлечениях, которые были несовместимы с добродетелью. Навсегда из своей жизни Николай исключил театральные зрелища. Ведь тогда многие театральные представления были непристойного характера, а актрисы, по римскому законодательству, приравнивались к блудницам.
Епископ города Патара знал и уважал благочестивого юношу Николая и способствовал его рукоположению в священники. После принятия сана он стал относиться к своей жизни еще строже.
После того, как умерли родители святителя, он унаследовал от них большое состояние. Но богатство не приносило ему той радости, какой было общение с Богом, поэтому Чудотворец просил Его указать, как лучше распорядиться своими деньгами.

Известно, что при помощи архиепископа Николая, его сосед спас от позора себя и трех своих дочерей. Еще недавно эта семья была обеспеченной, но обстоятельства привели к тому, что этот сосед стал нищим и он даже стал думать о том, чтобы его дети начали заниматься любодеянием и эти заработать на жизнь. Случайно святому удалось узнать об этом, и он решил оказать помощь этой семье.

Но свое благодеяние он решить сделать тайно, как написано в Евангелие:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф.6,1).

Ночью Николай Чудотворец тайно положил в окно соседа мешочек с деньгами, и когда бедняк нашел золото, он сразу же подумал о Божией помощи. Эти деньги пошли на приданое старшей дочери, которая вскоре вышла замуж.
Вскоре святой Николаи решил помочь средней дочери своего соседа и снова подбросил ему узелок с деньгами. Когда несчастный отец опять нашел деньги, он стал молиться Господу, чтобы он открыл ему спасителя. Когда бедняк справил вторую свадьбу, он понял, что Господь подаст ему помощь и для брака третьей дочери. И вот однажды Божий угодник в третий раз решил помочь соседу и снова подкинул тому деньги. Но в этот раз хозяин догнал ночного гостя, узнал о том, что это был святой Николай Чудотворец, и припал к его ногам, долго благодарил святителя, который попросил не говорить никому о том, что это была его помощь, чтобы никто не узнал об этом добром деле.


От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезенные ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Прошло время, прихожане полюбили Николая. Правящий архиерей, при людях, рукоположил его в пресвитеры, сказав такие слова:

«Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

После того, как святитель Николай стал пресвитером, во многих источниках описывается поездка Чудотворца к гробу Господню. Но по , можно сделать вывод об ошибке, на самом деле эта история про Николая Пинарского.

Вскоре умер предстоятель Церкви в Ликии. Почивший владыка вел праведную жизнь, был очень любим своей паствой, его почитали за святейшего, поэтому на его место искали такого же, который не уступал ему в благочестии. Один из архиереев на Соборе предложил попросить у Бога помощи и сказал, что по их молитвам Господь поможет найти нового предстоятеля.
После этого решения одному из участников Собора было ночное видение, в котором Господь подсказал, что архиепископом нужно назначить того, человека, кто первым окажется утром в храме. У этого человека будет имя– Николай. По первым в притворе храма утром увидели человека, который на вопрос епископа о своем имени, ответил:

«Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

Такое смирение и кротость очень понравились епископу и он с радостью представил будущего архиепископа духовенству и народу.
Сначала святитель Николай пытался отказаться от такой чести, но узнав об откровении свыше, усмотрел в этом Божью волю и согласился. При этом он, понимая какую ответственность взял на себя перед людьми и Господом, говорил себе, что теперь ему необходимо было жить для спасения других, а не только себя.

Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры приблизительно в 300 году. Невзирая на высокую должность, он все равно оставался для своей паствы образцом смирения, кротости и любви к людям.
Одежда святого была простой и скромной, никаких украшений святитель Николаи не имел, постную еду принимал раз в сутки, при этом нередко прерывая или отменяя свою простую трапезу, чтобы помочь кому-нибудь, кто нуждался в его советах или помощи.
Во время начала служения Николая Чудотворца в архиерейском сане, в 302 году, Римская империя устроила уничтожение христиан. По приказам правителей Диоклетиана и Максимиана христиане должны были отречься от веры и стать идолопоклонниками. Конечно же, святитель Николай не сделал это и поэтому, прожив на земле около 50 лет, оказался в темнице, где он подвергался мучениям на дыбе и другим пыткам.
Жестокость к христианам не привела к желанным результатам и потихоньку, начиная с 308 года, гонения стали ослабевать. В 311 году, незадолго до смерти императора Максимиана, был обнародован указ о запрете преследований христиан.
В результате радиологических исследований мощей святителя Николая, были обнаружены костные нарушения, характерные для людей, которые долго находились под влиянием сырости и холода. Это подтверждает, что святителя Николая долго, скорее всего не один год, содержали под стражей. Но Господь хранил Своего избранника потому, что ему предстояло за его деяния и чудотворения стать светилом и великим столпом Церкви.
Когда Николая Чудотворца освободили из темницы (около 311 года), святитель снова вернулся к своему служению Господу в город Миры, где уже как мученик, снова продолжил исцеление людских страстей и болезней.
Но еще не раз в Ликии возобновлялись гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 324 года, когда Великий равноапостольный царь Константин окончательно не победил правителя Ликиния и объединил разделенное прежде государство в могучую империю.

В Мирах, как и во всей Римской империи осталось много языческих святилищ, которым по привычке поклонялась некоторая часть горожан. Святитель Николай, пользуясь благоволением царя Константина к Христовой Церкви, начал вести с язычеством непримиримую борьбу. В те времена это требовало немалых сил и мужества, ведь тогда еще много оставалось поклонников язычества, которое не мог запретить даже император Константин из-за риска государственного мятежа.
Кроме этого, враг рода человеческого попытался испытать христианскую Церковь еще одной напастью – арианской ересью. Пресвитер Арий создал свою теорию, по которой Христос был меньший Бог, чем Бог Отец и имел другую сущность, а Святой Дух был Им подчинен. Кроме этого, возникло еще несколько сект и течений, таивших в себе опасность для христиан и поэтому император Константин решил созвать в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, на котором были приняты главные положения православной веры и появился на свет Символ веры. Также была предана проклятию арианская ересь.