Дидактические игры по формированию математических представлений. Голубая полоска радуги

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский)


Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.


Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.




К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как " Какой цифры не стало?", " Сколько?", " Путаница?", " Исправь ошибку ", " Убираем цифры ", " Назови соседей ", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра " Считай, не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Дидактические игры, такие как " Задумай число ", " Число, как тебя зовут?", " Составь табличку ", " Составь цифру ", " Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.






«Считай, не ошибись» Учить порядку следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.


Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру " Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры " Назови скорее ", " Дни недели ", " Назови пропущенное слово ", " Круглый год ", " Двенадцать месяцев ", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.


В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моей задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Детей учу ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима ». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: « Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида » и т. д. В начале каждого занятия проводит ся игровая минутка: любую игрушку прячу где - то в комнате, дети ее находят или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: " Найди похожую ", " Расскажи про свой узор ", " Мастерская ковров ", " Художник ", " Путешествие по комнате " и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.




« Фотография » Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях «Домик для цветных карандашей» Учить ориентироваться в пространстве. « Расскажи про свой узор » Учить употреблять слова для обозначения положения предметов. «Собери букет» Учить ориентироваться в пространстве


Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа " Лото ". Детям предлагаю картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру " Геометрическая мозаика " можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.


«Подбери по форме» Учить различать одинаковые фигуры разных цветов Учить объединять предметы в объекты и в группу по какому-либо общему признаку. «Геометрические фигуры» Учить находить подходящие геометрические фигуры и собирать их из частей. « Ассоциации »


«Зонтики» Учить подбирать определённые геометрические фигуры определённых цветов к каждому зонтику. «Снеговики» Учить собирать разнообразных снеговиков из геометрических фигур. «Варежки» Учить правильно подбирать геометрические фигуры к образцу «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» Учить правильно определять цвет и форму геометрических фигур.




«Мячики» Учить сопоставлять по размеру «Волшебные фигуры» Учить сопоставлять по размеру «Матрёшки» Учить сопоставлять по размеру «Большая-маленькая» Учить сопоставлять по размеру «Телефон» Учить сопоставлять по размеру «Яблоки» Учить сопоставлять по размеру




В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как " Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", " Мельница ", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.








«Шнуровки» Учить группировать предметы по смыслу, прошнуровывать их к основе и создавать узоры из цветной тесьмы. «Развивающие рамки» Учить сопоставлять отдельно взятую фигуру с ее контуром, выстраивать последовательную цепочку действий и находить единственно правильное решение


Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.) 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.) Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки: Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.) Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: - У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.) - Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)


При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки. - Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши.) - Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры.) Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме. На базаре ёжик накупил сапожек: Сапожки по ножке себе, Поменьше немножко жене, С пряжками сыну, С застёжками дочке, Всё уложил в мешочке. Так сколько купил ёжик пар сапожек?(4) Навыки счета отрабатываются при использовании считалок: Жили - были сто ребят. Все ходили в детский сад, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать Начинай считать опять. Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки. - Один в поле не воин. - Семеро одного не ждут. Не нужно забывать и о порядковом счете: - Первый блин всегда комом. - Второй Родины не бывает. Помогут пословицы и при изучении временных представлений. - Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. - Не суйся, пятница, на перед четверга. Помогут пословицы запомнить и названия месяцев: - Январь – году начало, зиме – середина. - Ни в марте воды, ни в апреле травы


В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому рекомендую воспитателям детских садов использовать дидактические игры в процессе обучения детей математике и развитию в них математических способностей

Обучение ребенка точным наукам, таких как математика, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника. Для того чтобы разнообразить процесс обучения, избавить от лишней официальности и повтора, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических азов, занятия наполняют играми, игровыми приемами.

Математические игры в ДОУ изготовленные руками специалистов, используемые на занятиях ФЭМП и в индивидуальной работе с ребенком, помогают осуществлять общие программные задачи:

  • Формирование представлений о числе и количестве.
  • Развитие представлений о величине.
  • Развитие представлений о форме.
  • Развитие пространственной ориентировки.
  • Развитие ориентировки во времени.

Математические игры своими руками.

Содержится в разделах:
  • Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2893 .
Все разделы | Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП

Цель игры : формировать элементарные математические представления у детей младшего дошкольного возраста; прививать интерес к математике . Задачи : - совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине : большой - маленький, одинаковые (равные) по величине; -...

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы : 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление Главная...

Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП - Игра «Посчитай-ка» своими руками для детей старшего дошкольного возраста

Игра "Посчитай-ка". Цель:Совершенствование вычислительных навыков в пределах 20. Игра состоит из 25 карточек. Игры-задания на карточках научат ребёнка сравнивать числа, складывать и вычитать в пределах 10, познакомят с порядковым счётом до 20. Условия игры с карточками...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры на кухне для развития логического мышления, внимания и памяти ✔ Холодно-горячо Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету. Позовите ребенка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее»,...


Дидактическое пособие по математике представляет собой картонную папку. В папке имеются кармашки, в которых собрана информация по теме. Лэпбук: "Количество и счет" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повторение и закрепление пройденного материала в...

Дидактические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Собери бусы для куклы» Цель: умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств. Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме...

Игры по математике. Пособия и материалы по ФЭМП - Дидактическая игра «Веселый счет. Насекомые» для детей младшего и среднего дошкольного возраста


Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одну мою дидактическую игру. Сделала ее недавно, и дети сразу заинтересовались ею. Наглядно-дидактическое пособие: дидактическая игра «Веселый счет. Насекомые» предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста 3-5...

Любой педагог в своей деятельности старается разнообразить РППС, а, следовательно, сделать пребывание детей в детском саду полезным, познавательным и разнообразным. А чем любят заниматься дети- конечно играть. Поэтому каждый раз, оформляя игру, мы все вкладываем в одну игру...

Презентация «Игра-тренажер по математике «Лесная школа» Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст Цель пособия: систематизировать знания детей о счете в пределах 10, закрепить понятие математических знаков, геометрических фигур, учить выделять данные геометрические фигуры из множества других, активизировать словарь по данным...

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Коменский Я. Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с...

Самодельные игровые пособия

С целью разнообразить педагогический процесс и развитие математических способностей у детей педагоги прибегают к самостоятельной разработке и изготовлению математических игр. Использовать в этом творческом процессе можно все, что не принесет вреда воспитанникам ДОУ, различный подручный инвентарь (ткань, нитки, пуговицы и. мн. др.), природный материал (шишки, листья, каштаны и др.), канцелярские принадлежности (клей, бумага, краски и др.) и воображение.

В разделе математические игры можно найти игры, коллажи изготовленные педагогами ДОУ, необычные идеи, направленные на достижение общих или одной математической цели и закреплению практических навыков воспитанников.

Елена Маргелова

Игра «Собери МУХОМОР»

Цель : закреплять умение соотносить количество и число.

Материалы : Отдельно шляпки мухоморов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки мухомора с числами от1 до 10.

Описание : Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством белых точек для ножки с выбранным числом. (дети не видят с каким числом им попадется ножка, они перевернуты внутренней стороной, а ребенок тянет на выбор)

Игра «Собери ГУСЕНИЦУ»

Цель : закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.

Материалы : отдельные части гусеницы с разными цифрами в пределах 10-ти.

Описание : Каждая чать гусеницы разбросана вразнобой, дети собирают по порядку.



Игра «ПОДБЕРИ ПРИЩЕПКУ»

Цель : закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10-ти, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.

Материалы : барабан с секторами, в которых расположены разные геометрические фигуры в разном количестве в пределах 10-ти. Прищепки с цифрами.

Описание : Детям даются прищепки с цифрами и рулетка с разным количеством геометрических фигур. Рулетку можно крутить, определяя количество геометрических фигур в выпавшем секторе, называть их и находить прищепку с необходимым числом, а можно просто переворачивать круг и крепить прищепки с необходимыми числами, называя при этом геометрические фигуры.



Игра «РЫБАЛКА»

Цель : закрепление навыка решения примеров в пределах 10-ти, формирование представлений о сотаве чисел в пределах 10-ти.

Материалы : картонные ведра, рыбки с примерами в пределах 10-ти на сложение и вычитание.

Описание : Можно работать индивидуально с одним ребенком, он раскладывает рыбок в нужные ведра, а можно с группой детей, кто быстрее и правильно наполнит ведра рыбками.


Игра «УГАДАЙ, КАКОЙ ЦЫПЛЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ?»

Цель : определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материалы : фигурки цыплят с числами от 1 до 10.

Описание. Выставляются цыплята в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. После того,как дети отгадают, какой цыпленок пропущен, показывается спрятанный и ставится на место.


Можно использовать цыплят и в других заданиях, например : вразноброс расставленные цыплята, а дети выстраивают их в правильной последовательности.


Игра «УГАДАЙ, КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ…»

Цель : закрепить навык порядкового счета.

Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Репка» . Задание : «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей, объясняет задание : «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку? Ребенок считает : Первый - дед, вторая – баба и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.


Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги! В современном детском саду, с ее возможностями нет дефицита в оснащении развивающей среды разнообразными,.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.

Математические игры своими руками для детского сада

Автор : Петриченко Елена Николаевна старший воспитатель МДБОУ "ДСОВ № 50" станицы Новомышастовской
описание материала: дидактические настольные игры из картона для работы с детьми дошкольного возраста.Могут быть использованы педагогами и родителями. Используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Цель : развитие элементарных математических представлений и логического мышления.
задачи :
1.развивать логическое мышление
2. формировать и закреплять понятие количественного значения числа до 20
3. формировать и закреплять понятие <,>,=
4. закрепление счета в пределах 20-ти

Игра "Накорми пингвина"

цель: изучение и закрепление счета в пределах от 10 до 20.
материал:
картонные пингвины с цифрами на животе, набор картонных рыбок.


Ход игры:
детям раздаются пингвины, все рыбки выкладываются на середину стола.Детям надо "накормить" своего пингвина рыбками, расположив возле него то количество рыбок,Которое указано на животике. Выигрывает тот,кто сделает это быстрее и правильно.

Игра "Пасхальная курочка"

Цель : закрепление количественного состава числа и порядкового счета от 1 до 12.
Материал : картонная курочка с окошком для линейки, картонная линейка с цифрами, набор картонных пасхальных яиц


Ход игры: в окошечке на курочке выставляется при помощи линейки число. Ребенок подбирает столько яиц для курочки, сколько указано в окошечке.

Игра "Крокодильчики"

Цель: ознакомление и закрепление понятия "больше", "меньше" и "равно"
Материал: картонные карточки с числами от 1 до 10. картонные знаки "<,>,=" в виде крокодильчиков.



Ход игры: детям выдают по две карточки с числами и набор знаков <,>,= . Дается задание поставить нужный знак между карточками.Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.


возможен и такой вариант игры: детям выдается счетный картонный материал и предлагается выложить определенное количество картинок слева и справа в столбик (например 7 и 5)Дальше детям предлагается поставить знак <,>,= между столбиками.

Игра "Насекомые"

Цель: формирование логического мышления, ориентации на листе, на клетках.
материал: пустая табличка 4x4 клетки, набор картонных насекомых: мухи, божьи коровки, пчелки, карточки-схемы.


Ход игры: ребенку выдается пустая табличка, схема и набор насекомых. нужно в соответствии с отметками на схеме расположить насекомых на пустой табличке.
муха-черный кружочек
пчела- желтый кружочек
божья коровка - красный кружочек
с начала ребенку предлагаются простые схемы, где заполнена не вся табличка, далее задания усложняются.


схемы: