Пограничные нервно психические расстройства у детей. Дети с пограничным расстройством личности – шпаргалка для родителей

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Консультирование ОТРАСЛЬ: Фармацевтика, медицина ФОРМАТ: Открытый

Последние данные медицинской науки и личный клинический опыт экспертов курса формируют целостный подход к проблеме нервно-психологических заболеваний у детей и подростков.

Для кого

руководителей ЛПУ, заведующих неврологическими отделениями, детских неврологов, педиатров, психиатров, неонатологов и психологов.

ПРОГРАММА

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. История изучения вопроса, определение и самоограничение понятия, факторы риска, этиология: генетические, биохимические, перинатальные и другие концепции; патогенез; клиническая картина и критерии постановки диагноза, подтипы синдрома, лечение: психологические и педагогические программы, медикаментозное, немедикаментозное; прогноз и исходы, трансформация синдрома во взрослом возрасте.
  2. Нарушения сна у детей. Определение сна, классификация стадий сна, сон и двигательная активность, физиологические феномены сна. Нарушения сна у детей: диссомнии, парасомнии, сложные патологические феномены, эволюционные расстройства сна, лечение расстройств сна.
  3. Гипоталамический синдром у детей и подростков. Структура и функция гипоталамуса. Этиология и патогенез гипоталамических нарушений. Основные синдромы поражения гипоталамической области. Синдром вегетативной дистонии. Нейроэндокринные нарушения. Терморегуляционные нарушения. Психовегетативный синдром. Особенности гипоталамических расстройств в детском и подростковом возрасте.
  4. Неэпилептические пароксизмы у детей. Неэпилептические пароксизмы в бодрствовании: startle-cиндромы и гиперэкплексия, синдром Феджермана, синдром Сандифера, shuddering attacks, детские периодические синдромы, аффективно-респираторные приступы; неэпилептические пароксизмы во сне: доброкачественный неонатальный миоклонус сна, зависимые ото сна ритмические расстройства, мастурбация.
  5. Эпилепсия у детей. Эпидемиология эпилепсии, этиология и патогенез, патоморфология, классификация эпилепсии и ее модификации, клиническая картина, особые формы эпилепсии у детей, методы диагностики - нейровизуализация, ЭЭГ, видео ЭЭГ мониторинг, лечение - классификация антиконвульсантов, механизм действия, принципы моно- и политерапии, прогноз.
  6. Расстройства речи у детей. Анатомо-физиологические механизмы речи. Этапы становления речи. Классификация речевых расстройств (клинический, логопедический, педагогический аспект). Нарушения устной речи: задержка речевого развития, дислалия, брадилалия, тахилалия, дизартрия, алалия (сенсорная, моторная), ринолалия. Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия. Методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции речевых расстройств.
  7. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Особенности подросткового возраста. Условно-патологические и патологические формы нарушений поведения у подростков. Акцентуации характера. Делинквентные нарушения поведения. Особенности суицидального и аутодеструктивного поведения у подростков. Расстройства личности: клинические формы. Способы коррекции и работы с девиантными подростками.
  8. Ранний детский аутизм. Понятие аутизма, отделение аутизма при шизофрении и раннего детского аутизма. Синдром раннего детского аутизма и детская шизофрения, их дифференциальный диагноз. Феноменология раннего детского аутизма. Клинические проявления РДА. Специфическое инобытие при синдроме Каннера. Синдром Аспергера, феноменология синдрома и клинические проявления.
  9. Клинико-психологические методы семейной диагностики. Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Проективная графическая методика "семейная социограмма". Цветовой "тест отношений". "Семья глазами ребенка".
  10. Психологическая диагностика интеллектуально-мнестических функций. Денверская шкала развития, шкала Гезелла, методика Векслера, тестовая методика "потенциал интеллектуального развития", методика Равена и др.
  11. Личностные методики. Опросники: цветовой тест М. Люшера, рисуночные тесты, методика "полярных профилей", личностные опросники

Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).

Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

  • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте)
  • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

В пакет участника входит:

  • обучение по программе с выдачей Удостоверения;
  • сборник информационно-справочных материалов;
  • ежедневные обеды и кофе-брейки.

Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте .

Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

СТОИМОСТЬ: 31000 руб.

Пограничные психические расстройства у детей и подростков

По мере накопления опыта наблюдений и углубления знаний о человеческом организме и психической деятельности врачи, психологи и педагоги всё ближе подходили к заключению, что между психофизической «нормой» и «аномалией развития», а также между «здоровьем» и «болезнью», в том числе - душевным здоровьем и психическим расстройством, нет чётко разделяющих их границ, а существует некая «пограничная полоса», охватывающая широкий диапазон психофизических нарушений.


Ещё Ч. Дарвин, обнаружив в общей совокупности многочисленных видов уродств, факт постепенного их «перехода» в обыкновенные вариации «нормы», пришёл к выводу о невозможности их строгого разграничения. Иначе говоря, если бы не встречались физические либо психические аномалии, то едва ли возник вопрос о том, что такое «норма». С другой стороны, потребность установления критериев отклонений в развитии возникла как необходимость практического определения самой «нормы».
Понятие «нормы» применительно к организму, психике, личности, как и представление о «здоровье», неоднозначно. Под словом «нормальный» нередко подразумевается «обычный», «типичный», «правильный», «идеальный», «наиболее распространённый», т.е. нечто среднестатистическое. Применительно к человеку такая «норма» не может служить исчерпывающим определением, поскольку в реальной действительности она включает не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от неё - варианты «нормы».
Наряду со «статистическими», «идеальными» и «социальными нормами», выделяют ещё «субъективную норму» человека, когда речь идёт об отклонении не от состояний, свойственных всем остальным людям, а от состояния, в котором до того индивид постоянно находился в соответствии со своими прежде сложившимися установками, взглядами, возможностями и жизненными обстоятельствами. /Д. Шульте/.
Одним из определений «нормы» для живых и социальных систем может служить представление о ней как «функциональном оптимуме», т.е. зоне оптимального функционирования системы, охватывающей одновременно более или менее широкие отклонения /«варианты нормы»/ и имеющей определённые резервы, обеспечивающие адекватное приспособление к изменениям к окружающей среды. /Ю.А. Александровский/. Иначе говоря, по мнению автора определения, нормальной живой системой является такая, которая сохраняет свою жизнеспособность и гибкую адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды. Сдвиг за зону оптимального режима работы организма, центральной нервной системы и психической деятельности можно рассматривать уже как явление патологическое, либо «пограничное» между нормой и патологией.
Под «пограничными психическими расстройствами» подразумевают далеко неоднородную по своим проявлениям и механизму происхождения совокупность психических нарушений, которая занимает как бы промежуточное положение между «психической болезнью» /«психозом»/ и «психическим здоровьем». Притом пограничные расстройства рассматривают не в виде «моста» между психической болезнью и психическим здоровьем, а как своеобразную группу неспецифических симптомокомплексов, сходных по степени выраженности своих проявлений и ограничивающихся «невротическим уровнем» («невротическим регистром») психических нарушений (Александровский Ю.А., Ганнушкин П.Б., Гуревич М.О. и др). К группе пограничных расстройств у детей и подростков обычно относят невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и патохарактерологические развития, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные состояния, а также пограничные формы интеллектуальной недостаточности и другие, реже встречаемые расстройства.
Под «психозом» или собственно психической болезнью понимают такую степень выраженности расстройств психической деятельности человека, при которой нарушено адекватное восприятие реального мира и поведение, отражающее эти расстройства. В зависимости от причинных факторов психозы могут быть относительно кратковременными, /например, реактивный, т.е. возникший вследствие массивной психической травмы; интоксикационный /в результате отравления/; инфекционный; травматический /в состоянии острой черепно-мозговой травмы/, а также хроническими /шизофрения, маниакально-депрессивный и др./. Грубые по степени выраженности формы слабоумия приравниваются к психозу.
В зарубежной клинической психологии и Международной классификации болезней 10-го пересмотра /МКБ-10, ВОЗ, 1994/ термин «психические болезни» не употребляется, а используется понятие «психические расстройства», объединяющие все виды психических нарушений у человека, включающие и психозы /см. раздел 5-й МКБ «психические и поведенческие расстройства»/.
К критериям «психического здоровья» экспертами ВОЗ отнесены:
-осознание и ощущение непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
-чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
-критичность к себе, своей собственной психической деятельности и её результатам;
-соразмерность психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;
-способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
-умение планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать намеченное;
-способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций, требований и обстоятельств.
Психическое здоровье, как известно, является составной частью здоровья человека в целом, под которым принято понимать не просто отсутствие какой-либо болезни, а состояние полного физического, психического и социального благополучия /по определению ВОЗ/.Поэтому, как и во всякой иной системе, любой из этих компонентов целостного здоровья находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими его компонентами.
В связи с сравнительно негрубыми психическими нарушениями, отличающими их от психоза, пограничные расстройства относят к так называемой «малой психиатрии», но очень большой в смысле частоты и сложности наблюдаемых явлений. Не случайно известный отечественный психиатр П.Б. Ганнушкин подчёркивал, что «малая психиатрия, психиатрия пограничная, есть область более сложная, требующая гораздо большего опыта, навыков и знаний, чем психиатрия большая, где речь идёт о душевнобольных в узком смысле слова» /С. 55/. Учитывая важность этих знаний для работы учителя, Озерецкий Н.И., Гуревич М.О., Кащенко В.П., Э. Крепелин, Филипп Ж., Бонкур П., другие российские и зарубежные врачи писали в начале XX века о необходимости преподавания детско-подростковой пограничной психопатологии студентам педагогических вузов.
Проблема диагностики и организации помощи детям с пограничными психическими расстройствами осложняется наличием ряда особенностей, свойственных этим нарушениям.
Одной из таких особенностей является трудность определения границ, где кончается крайний вариант «психической нормы» и начинается качественно иное состояние, приобретающее более отчётливое клиническое проявление по мере приближения к болезненному расстройству. Состояние перехода от «психической нормы» до клинически выраженного пограничного психического расстройства, /например, невроза/ различными авторами обозначаются по-разному: «предболезненные», «функционально-адаптивные», «доклинические», «донозологические» состояния, «варианты субклинического реагирования», «препсихопатические реакции», «период повышенного риска» и др. /Селье Г., Семке В.Я., Семичов С.Б., Вахов В.П. и др./. Так, например, к донозологическим формам пограничных психических расстройств у детей и подростков считают возможным относить возрастные психологические кризисы /Сахаров Е.А., 1997/. В такой же мере к субклиническим формам реагирования можно относить кратковременные состояния декомпенсации у лиц с теми или иными формами акцентуаций характера, не достигающие степени стойких невротических или психопатических реакций. Не случайно Ганнушкин П.Б. писал о пограничных расстройствах как полосе, имеющей две границы - «одна от здоровья, другая от болезни», которые характеризуются неустойчивостью и неопределённостью.
Другая особенность пограничных психических расстройств состоит в трудностях проведения их строгой дифференциации, т.е. разделения на те или иные клинические формы, что, тем не менее, не даёт оснований для отказа от существующих критериев их определения. Эта особенность - не признак несовершенства современных знаний о психике человека, а отражение объективной реальности того, что «… чистых явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может…. Само понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающая предмет до конца во всей его сложности» /Ленин В.И./.
Следующей особенностью пограничных психических расстройств, имеющей чрезвычайно важное значение для практических психологов и педагогов, является то, что при изменении внешних или внутренних условий, облегчающих или отягощающих функционирование организма и психики ребёнка, они могут приближаться то к «норме», то к патологии («компенсация» - «декомпенсация»). Чем выше уровень требований, предъявляемых «пограничному субъекту», тем труднее для него сохранить свойственные «норме» целесообразные функции. (Гуревич М.О.).
Так, например, дети с так называемой задержкой психического развития, успешно обучающиеся в условиях «класса компенсации либо коррекции» или соответствующего типа спецшколы, легко декомпенсируются и снижают качество обучения при возвращении в типовые условия общеобразовательного учреждения. Другой пример: подросток, в прошлом перенёсший черепно-мозговую травму, с наступлением эндокринной перестройки в подростково-юношеском возрасте обнаруживает заметное снижение психической работоспособности, обострение аффективных черт характера, неустойчивость настроения, самочувствия и другие несвойственные ему ранее психологические особенности, не связанные с какой-либо внешней причиной.
Напротив, здоровые дети, перенёсшие какое-либо длительное инфекционное заболевание, связанное с пребыванием в больничном стационаре, легко догоняют своих сверстников по возращении в школу; как правило, и пубертатный период протекает у них гармонично, если не осложняется неблагоприятными внешними факторами.
Наряду с понятиями «пограничное психическое расстройство» и «донозологическое состояние», в медицинской и психолого-педагогической литературе нередко встречается словосочетание «дети группы риска» , которое имеет различные значения, а потому требует в случае его применения соответствующего разъяснения со стороны автора.
Так, например, в медицине в группу риска включают практически здоровых детей, но проживающих в семьях больных туберкулёзом, психозами, алкоголизмом, наркоманиями и т.п. В эту группу входят дети, перенёсшие те или иные перинатальные вредности, но не обнаруживающие признаков очевидной патологии. Иначе говоря, речь идёт о детях, имеющих риск, т.е. вероятность, возникновения той или иной патологии, которая на момент исследования себя не обнаруживает, хотя психиатры к группе риска склонны относить и «донозологические формы» пограничных психических расстройств.
Детей с «задержками психического развития» либо с грубыми антидисциплинарными нарушениями поведения в силу недоразвития эмоционально-волевых свойств личности, можно рассматривать как детей с пограничными психическими расстройствами, уже нуждающимися в соответствующей психолого-педагогической коррекции, но одновременно они могут быть отнесены и к группе риска детей в силу высокой вероятности возникновения у них деликвентного, т.е. противоправного поведения. Поэтому правильная организация психолого-педагогической помощи детям с теми видами пограничных психических расстройств, которые создают трудности в обучении или вызывают поведенческие нарушения в школе и за её пределами, служит одновременно задаче ранней профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Таким образом, пограничные психические расстройства, широко распространённые в детско-подростковой популяции, на наш взгляд, должны быть включены, в сферу компетентности практического психолога любого образовательного учреждения, что позволит на практике обеспечить широко декларируемый «принцип индивидуально-ориентированной работы» с детьми, испытывающими те или иные личностные проблемы, а также эффективное взаимодействие со смежными специалистами.

Многие родители замечали, что ребенок странно себя ведет – капризничает без причины, часто плачет, кричит или даже дерется. Как реагировать на такое состояние, нужно ли начинать волноваться? Профильные специалисты рекомендуют незамедлительно обращаться за помощью к психологам или психиатрам. Возможно, что маленький человек болен. Важно исключить пограничное расстройство личности и другие опасные клинические синдромы.

Выявить первые симптомы пограничного расстройства личности у ребенка довольно сложно. К сожалению, многие родители принимают подобное состояние за нормальное возрастное изменение психики. Нужно уметь отличать банальное раздражение от опасных признаков патологии.

На что следует обратить внимание:

  1. Сильная зависимость от близких – ребенок боится самостоятельности, перекладывает ответственность за свои ошибки на окружающих.
  2. Аномальная тревожность – страхи, постоянные переживания, фобии без повода.
  3. Демонстративность поведения – дети с психоастеническими расстройствами стараются всячески привлечь внимание окружающих.
  4. Эмоциональный дисбаланс – ПРЛ часто сопровождается капризностью, вспышками злости, агрессии.
  5. Безвольная психопатия – нередко диагностируется у подростков, проявляется отсутствием принципов, желанием нарушать общепризнанные нормы поведения.
  6. Дисбаланс эмоционального состояния – депрессии, нежелание общения, эмоциональная холодность и сдержанность.
  7. Параноидальные идеи – зацикленность на одной мысли, подозрительность, сверхчувствительность к запретам и отказам.

Важно понимать, что пограничное расстройство личности нередко провоцирует суицидальные наклонности и немотивированную агрессию к окружающим.

Причины патологического состояния

Зачастую родители удивляются поставленному диагнозу и утверждают, что причин появления ПРЛ не было. К сожалению, предотвратить появление нарушений психики довольно сложно, так как нередко источником проблемы выступает наследственный фактор (генетическая предрасположенность). Также «мотиватором» пограничного расстройства личности у ребенка могут выступать физические травмы и повреждения центральной нервной системы, полученные плодом во время беременности.

Отдельно стоит выделить приобретенную психопатию. Проблемы у детей часто возникают, как следствие неправильного воспитания, например, излишней жесткости в поведении в родителей или, наоборот, мягкости воспитания, вседозволенности.

Как поступить родителям

Важно понимать, что несвоевременное выявление и отсутствие адекватного лечения могут спровоцировать довольно опасные осложнения. Чаще всего врачи отмечают сложности с адаптацией в обществе и социализацией. Именно поэтому при первых подозрениях на ПРЛ нужно проконсултироваться с детским психологом (психиатром). Для подтверждения или опровержения патологии врачи используют метод Векслера и таблицы Шульте. Не лишними будут и аппаратные исследования, например, электроэнцефалограмма для получения данных о состоянии центральной нервной системы.

Терапия пограничного расстройства личности занимает длительное время. Обычно врач наблюдает за ребенком в течение 6-8 месяцев, выявляет причину заболевания и подбирает адекватный комплекс мер. В первую очередь необходимо устранить источник волнений, разработать идеальный режим дня, корректирующие программы. При определенных условиях специалист назначает медикаментозное лечение (препараты подбираются индивидуально, исходя из тяжести симптомов и физических характеристик больного).

Если ПРЛ вызвано генетическими отклонениями, но терапия сводится к купированию приступов и коррекции поведения ребенка. Вне зависимости от причин нарушения психики, родители должны строго выполнять указания врачей, периодически проходить обследования в клинике.

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя заболевания психики у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям. Так же, как у взрослых больных, детские психические заболевания диагностируются на основании ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств. Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает особенно сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, как симптомы психических нарушений.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка. Поведенческие виды переходят в симптомы, если их возникновение происходит слишком часто, нарушают способность ребенка к нормальному функционированию внутри семьи, или их возникновение не соответствует возрасту. Если родители заметили странности в поведении, то необходимо обследовать ребенка у врача. В настоящее время нет лабораторных тестов, которые производят специфическую диагностику психических расстройств. Врачи используют в работе такие методы, как рентгеновское исследование, анализ крови, которые необходимы для исключения соматических заболеваний, побочных эффектов лекарственных средств, являющихся причиной симптомов.

В том случае, если физическое заболевание не выявлено, ребенка направляют на консультацию к психологу или подростковому психиатру, которые являются специалистами по детским психическим расстройствам. Психиатрами и психологами применяются особые тесты, которые применяются для оценки психического состояния пациента. Диагноз врача основан на выявлении у ребенка типичных симптомов. Также, врач основывается на собственных наблюдениях и замечаниях родителей, учителей пациента. Их мнение необходимо, так как в основном дети затрудняются самостоятельно объяснить, в чем заключаются их проблемы, также они не могут понять, в чем проявляется их болезнь.

Причины психических болезней у детей

Причин детских психических заболеваний ничуть не меньше, чем взрослых, и большинство из них спровоцировано комбинацией определенных факторов, которые практически невозможно предугадать, и следовательно, предотвратить. Но, если признаки удается своевременно распознать, и лечение начато без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы. Ученые установили, что в условиях современного мира приблизительно каждый пятый пациент врачей психиатров является несовершеннолетним, психическим заболеваниям подвержено не менее пяти процентов детей нашей планеты.

Психические детские расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка. Но если профессиональная помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, в том числе, к некоторым из них можно приспособиться. Также имеются и такие болезни, которые оставляют детей инвалидами. В основном, специалисты диагностируют у детей такие психические проблемы, как синдром навязчивости, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или ему свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний первазивные нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления, и также , и прочее. Бывает, что медики применяют обозначение «Пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями. Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные методики.

Лечение психических заболеваний у детей

Для родителей всегда является проблемой выбор врача, в случае возникновения у ребенка психического нарушения. Следует не ограничиваться консультацией у психиатра, и использованием медикаментозных лечебных методов. Будет правильно, если сразу после рождения младенца осмотрит остеопат, и другие специалисты. Многие расстройства психики необходимо лечить длительное время. И если лечение взрослых пациентов имеет определенные проверенные схемы, то детская психиатрия разработана в меньшей степени. В настоящее время эксперты постоянно ведут исследования в поисках эффективных видов борьбы с детскими психическими болезнями.

На сегодняшний день применяются те же самые препараты, которыми лечат взрослых, разумеется, в иных дозировках. В основном, среди методик лечения детей, имеющих психические нарушения, применяется несколько вариантов. При применении медицинских препаратов могут быть достигнуты хорошие результаты. Детям назначаются антипсихотики, противотревожные препараты, в том числе, стабилизаторы настроения и различные стимуляторы. Значительная роль в детской психиатрии отведена психотерапевтическим методам. Психотерапевт помогает ребенку справиться с заболеванием, выбирая для этого специальные стратегии.

Среди видов психотерапии для детей наиболее приемлема когнитивно-поведенческая терапия, поддерживающая терапия, а также межличностная и . Очень важно определить адекватное лечение, если у ребенка появились симптомы психического нарушения. Дети, у которых не лечили психические расстройства, страдают этими проблемами и в дальнейшем, такие люди подвержены алкоголизму, и даже суициду.