Ликвидация прбелов в знаниях учащихся.docx - "Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся". Причины школьных трудностей

«Выявление и устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения»

Математика предстает пред учителем различными сторонами.

Математика – дедуктивная наука, аксиоматический метод и некоторые эталоны рассуждений.

Математика – способ познания мира и средство для практической деятельности в этом мире.

Математика – это специфическая техника, набор приемов и методов для решения разнообразных задач. Возможность постоянно тренировать и совершенствовать эту технику.

Математическое образование должно с достаточной полнотой отражать все стороны математической науки. Причем отражать не только на бумаге: в программах, учебниках, но и в практической работе учителя. Математическое образование должно расширяться за счет исторических сведений, за счет занимательности и практической значимости решаемых задач. Кроме того, необходимо воспитывать уважение к науке – тяжелому труду человеческого ума.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

Образование вообще и математическое в частности я понимаю, в первую очередь, как управление, как руководство развитием. Я считаю, что в образовании не столь важен упор на знания и умения сами по себе, сколь важно воздействие на развитие ребенка. Я учу своих учеников логически мыслить, думать, ценить мнение других и отстаивать свое.

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

С 5 класса завожу с учениками общие тетради (96 листов) для алгоритмов, которые ведутся до 11 класса (Приложение 1).

С 5 класса завожу с учениками общие тетради (96 листов) для дополнительных работ по ликвидации пробелов в ЗУН, которые ведутся до 11 класса (Приложение 2).

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, самоконтроля и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале, за полугодие и в конце учебного года - контрольные работы с последующим составлением таблицы с результатами в специальной тетради, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    индивидуальная самостоятельная работа по анализу ошибок;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им проверочные и самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки усвоения знаний с числами и многочленами), минитесты («Согласен с утверждением - ставь “+”, иначе - “–”»). Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

- ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

- прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении (как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Тетрадь учета ошибок cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. В эту тетрадь заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал.

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

Приложение 1

Алгоритм

нахождения коэффициента.

    Записали числовые множители впереди выражения.

    Записали буквенные множители в конце выражения.

    Нашли произведение числовых множителей.

    Упростили буквенные множители, используя переместительное и сочетательное свойство умножения (буквенных множителей может быть несколько).

    Числовой множитель (он один) - коэффициент.

Пример: а) = -24 m

б) = - 96 m

Алгоритм

решения задач на прямую

и обратную пропорциональные зависимости.

    Неизвестное число обозначается буквой х.

    Условие записывается в виде таблицы.

    Устанавливается вид зависимости между величинами.

    Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.

    Записывается пропорция.

    Находится её неизвестный член.

Приложение 2

Тетрадь учета усвоения пройденных тем.

Ф.И.

ученика

Тема по программе, рассчитанная на 8 часов

Урок №1

ПР№1

ДЗ№1

Урок №2

ПР№2

ДЗ№2

РО №1

Урок №3

МД №1

ДЗ№3

РО №2

Урок №4

ОСР №1

ДЗ№4

РО №3

Урок №5

СР №1

ДЗ№5

РО №4

Урок №6

СР №2

КР

Анализ КР, РО

Все домашние задания тщательно проверяются в классе.

1.Пробелы по пройденной теме (после контрольной работы по теме)ликвидируются в тетрадях по ликвидации пробелов.

2.Задания подбираются по дидактическому материалу (дается на неделю).

3. Ученик пишет повторную контрольную работу, отметка ставится в журнал (анализ контрольной работы).

Приложение 3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО УРОВНЯМ::

Решите систему уравнений:

    Графически.

    Способом подстановки.

    Способом сложения.

Блок А Блок В

Ильченко Любовь Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекумский региональный политехнический колледж
Населённый пункт: город Нефтекумск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся
Дата публикации: 04.10.2016
Раздел: среднее профессиональное

Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях

обучающихся

Ильченко Любовь Валерьевна

ГБПОУ Нефтекумский региональный

политехнический колледж
Моя педагогическая деятельность в Региональном политехническом колледже г. Нефтекумска началась с сентября 1999 года. Я работаю в группах начального и среднего профессионального образования преподавателем спецдисциплин нефтяного цикла. В своей деятельности я использую элементы современных образовательных методик: технологию полного усвоения знаний, способы применения теоретических и практических знаний на практике, индивидуальное освоение программы за счёт дифференцированного и индивидуального подхода, интеграцию предметного образования через связь с другими дисциплинами. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, так как неудовлетворительное качество этой работы ведёт к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для студентов практически невозможным, и они переходит в разряд стабильно неуспевающих. В массовой практике преподаватели пытаются ликвидировать пробелы на дополнительных занятиях, которые чаще всего ведутся вслепую, а потому на холостом ходу: решаются одни и те же дополнительные задачи, хотя пробелы и ошибки, их истоки у всех разные. Поэтому в учебных заведениях должна быть продумана система фиксации, предупреждения и ликвидации пробелов, без которой любая дополнительная работа неэффективна. Одно из эффективных средств ликвидации пробелов в знаниях –
сочетание таблиц индивидуальных пробелов в знаниях с индивидуальными

карточками пробелов в знаниях студента.
Таким индивидуальным средством регистрации и фиксации устранения пробелов могут служить зачётные книжки по предметам.
В своей педагогической практике я использую следующую схему

работы по фиксации и устранению пробелов знаний:
1. В таблице регистрации пробелов располагается список студентов по вертикали, по горизонтали перечисляются наиболее часто встречающиеся ошибки, трудноусваиваемые понятия, способы действия, темы и т.д. 2. Обнаруженный по результатам проверок домашних и контрольных работ, опросов учащихся пробел фиксируется в соответствующей клетке таблицы знаком «-» 3. Копия таблицы помещается на стенде успеваемости группы 4. Каждый студент переносит в свою индивидуальную карточку пробелов все отметки таблицы 5. Студенты информируются о том, что, выходя отвечать к доске или при сдаче зачёта по теме, они должны подавать преподавателю свою индивидуальную карточку, поскольку 1-2 вопроса будут получать на формулировку и применение правила, вызвавшего затруднение
6. Если пробел ликвидирован, в карточке вычеркивается соответствующая строка и в таблице выставляется полученная оценка 7. На каждом занятии отводится время для повторения забытых правил, способов действий 8. Необходимо проводить анализ наиболее часто встречающихся ошибок 9. Выделяются наиболее часто встречающиеся в данной группе или у данного студента ошибки 10. Работу по устранению пробелов можно проводить во внеурочное время. При этом
лучше на консультации приглашать не студентов одной

группы, а студентов с данной группой пробелов.
11. На дополнительных занятиях создаётся атмосфера внушения уверенности во временном характере трудностей, в способности студента их преодолеть. 12. Ребятам можно доверить проверку тетрадей. При этом цель – не разгрузить себя, а реализовать методический приём, направленный на устранение пробела в знаниях, способности сосредоточить внимание. Это ведёт к изменению статуса неуспевающего и вечно ошибающегося студента. 13. Использование специальных карточек: на лицевой стороне - текст правила или образец выполнения задания, а на оборотной – задание для самостоятельного выполнения.
Закрепление знаний – надёжный путь предупреждения пробелов
Можно выделить 2 варианта этой работы: 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом на уроке 2. Независимо от того, проводилось ли закрепление материала при его изучении, вслед за ним организуется специально спроектированный этап своеобразной «доводки» понимания и отработки умений использовать полученные знания в разных задачах и ситуациях с разными дидактическими целями.
Закрепление может проводиться:
1. Обобщённым повторением основных положений изученной темы, которое даёт преподаватель после детального объяснения. Такой повтор уже не включает иллюстраций, доказательств и аргументов.
Фиксируется только основное.
2.
Записью

основных

изученных положений, составлением опорной

схемы,
отражающей связи фрагментов материал а,
выделением

ключевых слов и

выражений,
фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу студентами, тогда преподаватель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторению изученного по плану, заданному перед началом изучения материала. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 6. Решениями в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, переводом в другую знаковую систему, тематическим рисованием, составлением планов и алгоритмов деятельности.

Схема деятельности преподавателя на этапе закрепления знаний может

быть представлена так:
1. Определите цель закрепления и связанную с ней главную задачу урока (они должны вытекать из целей и задач урока в целом). Проанализируйте, завершается ли изучение данного материала и его закрепления на данном занятии или будет продолжено на следующих - от этого зависит распределение времени и уровень требований к результату закрепления. 2. Опустите вспомогательные факты, подробности, иллюстрации, «проявить» структуру изученного материала и связи его элементов, а также связи с изученным ранее. Желательно упорядочить эту информацию с помощью наглядной информационной схемы. Выделите главное, фундаментальное, что должно быть понято и прочно закреплено. 3. Определите критерии, по которым можно будет судить об усвоении материала (понимание или способность применить). 4. Отберите вопросы, иллюстрации, задачи и задания, которые могут достаточно достоверно выявить, достигнуты ли эти цели, положите их в системе, обеспечивающей надёжное закрепление не только вновь, но и ранее изученных связей, положений, законов. 5. При закреплении сохраняйте системность, структуру и логику изложения. 6. Используйте приёмы систематизации, классификации, сравнения, вычленения сходства и различия. 7. Ориентировочно определите, сколько времени займёт отработка понятий, умений и навыков, выполнение заданий, комментирование и коррекция ошибок. Установите, достаточен ли объём заданий для полноценного завершения урока с постановкой и комментированием домашнего задания. 8. Проверьте, достаточно ли точно, лаконично сформулированы подготовленные к этапу закрепления вопросы, задания, требования, не нуждается ли их выполнение в предварительном восстановлении дополнительных опорных знаний, в пояснениях и т.д. 9. Не стоит делать предметом закрепления справочный материал, требующий заучивания (даты, фамилии, наименования). Этап закрепления - это элемент обучения, а не контроля знаний, и его цель достичь понимания, а не запоминания положений материала. 10. Не надо требовать на этом этапе запоминания формулировок правил и определений. Это блокирует способность к установлению связей, характеризующих понимание изученного. 11. Постепенно усложняйте и укрупняйте закрепляемый материал. Отрабатывайте не только элементы знаний, но и целостное понимание темы, способы анализа, творческие подходы к выполнению заданий. 12. Не забывайте, что чем сложнее задание, тем больше времени нужно студенту на его обдумывание и выполнение. Не давая времени на обдумывание, вы приучаете к необязательности и безответственности, поверхностности, провоцируете ошибки. 13. После постановки тренировочного задания выдерживайте паузу для обдумывания. Помните:
студент может думать только тогда, когда преподаватель

молчит.
14. Не торопите и не создавайте дополнительных помех. 15. Ставьте только одно задание. Удержание в памяти второго мешает
поиску ответа на первое. 16. Разрешите неуверенным студентам после вызова подготовиться к ответу, набросать его план, успокоиться, собраться с мыслями. 17. Не превращайте закрепление в контроль знаний с оценкой качества усвоения. Если для закрепления используются вопросы и задания, студент должен быть проинструктирован, что будет ставиться только поощрительная оценка. Любой ответ, даже неправильный, принимайте положительно, это всего лишь информация о том, что надо ещё раз разъяснить. 18. Не упускайте возможности организовать работу студентов в индивидуальном темпе. Подумайте, чем занять сильных в то время, когда идёт доработка материала со слабыми, иначе появятся проблемы с дисциплиной незанятых и скучающих ребят. Предусмотрите дополнительные задания и способы контроля, не озвучивающие решения, чтобы не мешать работе остальных, а также меры стимулирования успехов. 17. Не торопите ребят с медленным темпом восприятия и выполнения заданий, это только тормозит их. Пока материал не усвоен, задание не понято, а студент находится в стадии обдумывания ответа - не спрашивайте, а объясняйте и демонстрируйте образцы. 19. Результаты выполнения заданий, которые могут быть проверены средствами обратной связи у всего класса, не выносите на предварительное индивидуальное заслушивание. Организуйте фронтальную проверку с исполь- зованием средств получения массовой обратной связи (сигнальные карточки, программированные средства и др.). Обратную информацию можно получить разными способами. Если ответ позволяет использовать вариант «да» - «нет», можно попросить поочерёдно поднять руку тех, у кого такой ответ, а затем другой. Если вариантов ошибок может быть много, проговорите правильный ответ, покажите его крупной карточкой или напишите на доске и попросите поднять руку тех, у кого такой же ответ. Если ошибочных ответов довольно много, предложите тем, у кого ответ соответствует показанному, продолжить работу над следующим заданием, а осталь- ным объясните материал, дайте посмотреть дополнительный образец, покажите на доске способ выполнения первого задания, после чего продолжите работу. Если таких студентов мало, не стоит проводить фронтальное объяснение, можно пригласить одного- трёх студентов к доске, к столу, специально поставив в кабинете стол для консультаций с несколькими стульями. Только после получения информации о том, что все поняли прорабатываемый фрагмент материала (или не поняло его большинство), можно вызывать студента комментировать ответ, решение, способ действия. Вызывайте того студента, который представил правильный вариант. 22. Не выносите на доску и не анализируйте допущенные ошибки. Полезно разбирать, как
надо
делать, а не как делать
не надо. Чем дольше идёт работа с

ошибкой, тем больше она запоминается.
23. Предусмотрите способы поэтапной индивидуальной помощи тем студентам, которые могут не справиться с заданием. Например, карточки с образцами промежуточных действий и решений, которые вы, проходя по кабинету, кладёте студентам, испытывающим затруднение и прекратившим работу на уроке. Карточку можно просто показать студенту, если подсказка проста и не требует обдумывания. 24. Продумайте
меры стимулирования и поощрения
даже самых слабых
ребят.
Закрепление способов действия осуществляются по другой схеме:
1. Завершив на этапе первичного восприятия вывод или решение, дайте время на его повторный просмотр как первый элемент закрепления. 2. На первом этапе отработки умения всем студентам ставьте одинаковые задания, не используя работу по вариантам. 3. Предоставьте ребятам все возможности получить своевременную и полноценную помощь, образцы для сверки ответов и промежуточных действий. Образец решения, его анализ, взаимопомощь в применении способа, обращение к единым источникам информации - всё работает на закрепление. Тексты, образцы, инструкции должны быть открыты для использования, так как самостоятельное конструирование правила, определения закона студентом ведёт к прочному запоми- нанию. 4. Не требуйте быстрого успеха, правильного и абсолютно са- мостоятельного выполнения задания с первого предъявления. Повторю ещё раз: функция поставленных
на

этапе

закрепления

заданий

контрольная,

обучающая.
Только в процессе неоднократного применения знаний большинство студентов приходит к пониманию сути, способа, закона правила. 5. Самостоятельное выполнение первого примера, написание первого тренировочного упражнения проводите с обязательной сверкой. Исправляйте ошибки сразу. 6. При отработке способа действия сначала помогите студенту понять сам способ на простейших иллюстрациях, научите действовать и только потом отрабатывайте словесное описание способа. Часто студенту легче понять, как делать и повторить действие, чем описать его словами. Сначала покажите, поясните, научите и только затем требуйте воспроизведения и применения. 7. Не увлекайтесь заданиями на воспроизведение и заучивание наизусть описания способа или правила. Большую пользу приносит понимание сути явления и л и способа, и есть довольно много приёмов, помогающих овладеть способами действий и достичь понимания правила. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть её, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со
страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно

этот

психологический

барьер

часто

бывает

причиной

непонимания.
Через несколько повторов определение самопроизвольно отложится в памяти. 8. Е СЛИ правило или способ в пересказе искажены или потеряли существенную часть, дайте задание вернуться к тексту правила и проверить его содержательную и смысловую тождественность ответу. 10. Выберите способ регистрации учащихся, не справляющихс я с применением способа и требующих дополнительных занятий. 11. Не давайте закрепиться ошибкам! На этапе первичного закрепления, когда знание ещё непрочно, вызывайте к доске только тех студентов, в правиль- ности выполнения заданий которых вы уверены. Допущенную ошибку устраняйте сразу, без её анализа. Анализируйте
не ошибочное

написание

действие,
а
правильное
выполнение. 12. Сложностью вычислений не затуманивайте осознание способа и
последовательности действий, пока они полностью не усвоены. 13. Не свёртывайте промежуточные действия, пока студент полностью не освоил технику применения обобщённого способа. Боясь «затормозить» развитие студента, мы преждевременно переходим к непосильным ему способам действий. Это «выключает» его из работы, заставляет терпеть неудачи, отбивает желание учиться, ухудшает отношение к предмету, а в итоге приводит к стабильной, хотя и прикрытой тройкой неуспеваемости. 14. Задавайте на дом не простое прочитывание текста, а его анализ. Это может быть составление плана текстовой информации, поиск ответа на вопросы, выписыва- ние ключевых слов, выделение главных мыслей каждого абзаца. 15. Разрешайте на уроке отвечать по этому плану или использовать при ответе ключевые слова, особенно пока связная, логическая речь студента не сформирована. Иначе он не научится строить связное изложение, его ответы так и останутся косноязычными, сумбурными, отрывочными. Этот опыт каждый преподаватель может адаптировать к своим возможностям, к своему опыту и видению проблемы. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших студентов (громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача - помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

План работы

по ликвидации пробелов знаний

по геометрии в 8 классе

План разработан

учителем математики

Базакиной А.В.

Лямбирь- 2016

Аннотация

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.

Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить подростков от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Организация работы по устранению пробелов

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением таблицы, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки»), минитесты. Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по геометрии

Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших задач учителей-предметников, неполный подход к данной работе ведёт к накоплению пробелов в знаниях, что требует практических выходов путём дополнительных занятий.

Мы видим, что именно при письменных работах большинство учащихся допускают простые ошибки. Правописание орфограмм и несоблюдение пунктуации зависит иногда не только от мастерства учителя. Зачастую причины большого количества ошибок бывают не только в недоучённости учащегося, а и в психологической дисгармонии в классе; а бывает просто у ученика неуверенность в собственных силах.

Здесь уже необходима специальная работа со школьниками, внушение им посильности при выполнении поставленной задачи.

Причина ученических неудач очень часто связана с конфликтностью в отношениях ученика к учителю, неверное оценивание учащегося.

Вот несколько способов ликвидации пробелов в знаниях школьников:

1 Ведение индивидуальной таблицы пробелов ученика, где можно видеть результативность.

2 Работа по карточкам с текстами правил и тестированием.

Ученик забывает, в учебнике какого класса надо искать данное правило. При появлении затруднения или неуверенности в правильности написания слова ученику разрешается консультироваться с текстом соответствующей карточки. Таким образом оказывается индивидуальная помощь школьнику в ликвидации того или иного пробела в его знаниях.

3 Проверка учениками тетрадей, основываясь на опорный образец. Цель проверки: не разгрузить учителя, а реализовать методический приём, направленный на устранение пробела в знаниях учеников, выработку сосредоточить внимание. Это ведёт к положительному изменению статуса неуспевающего ученика.

4 Взаимопроверка заданий, выполненных на уроке.

Если учащиеся выполняют тренировочную работу, и вы видите, что слабый ученик понял, усвоил этот материал, его можно назначить дежурным консультантом по ряду, (пусть он проверяет правильность выполнения задания другими и оказывает помощь тем, кто нуждается в этом). Для ученика это лучший способ закрепления материала, кроме того – это эффективный способ применить статус и внушить уверенность в возможной успешной деятельности по этому предмету.

5 Проведение шуточно-игрового дня « День письмоговорения».

В этот день ученики и учителя говорят слова так, как пишутся, а не слышатся.

Это будет забавно, но полезно. Нужно заметить, что и диктанты должны диктоваться чётко на всех этапах, кроме контрольных. Очень важный момент стимулирования учебной деятельности должен быть отражён на этапах закрепления, где надо учитывать следующее:

Чем сложнее задание, тем больше времени нужно школьнику на его выполнение. Не давая времени на одбумывание, вы приучите его к безответственности, провоцируя на ошибки;

Учащимся не нужно объявлять все задания, так как только одно задание удерживается в памяти, а второе мешает поиску ответа;

На этапе закрепления надо максимально использовать факторы попутного изучения и снятия факторов, мешающих ученику сосредоточиться;

Этап закрепления - это элемент обучения, а не контроля знаний, поэтому ученикам может ставиться только поощрительная оценка; любой неправильный ответ ученика – это информация о том, что надо ещё раз объяснить учебный материал;

Надо продумать, чем занять сильных учеников, иначе появятся проблемы с дисциплиной и незанятостью учащихся;

Использование игровых форм закрепления материала;

Фронтальная проверка с использованием средств получения массовой обработанной связи (сигнальные карточки и др.);

Нельзя выносить на доску и анализировать допущенные ошибки: полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо, (чем больше идёт работа с ошибкой, тем больше она запоминается;

Надо придумывать меры стимулирования и поощрения даже самых слабых учеников;

Нельзя увлекаться заданиями на заучивание правил, ученикам необходимо понять суть правила.

Боясь затормозить развитие учащегося, мы преждевременно переходим к непосильному ему способам действий. Это «выключает» ученика из работы, заставляет терпеть неудачи, отбивает желание учиться, ухудшает отношение к предмету, а в итоге приводит к стабильной, хотя и прикрытой тройкой неуспеваемости.

Все эти рекомендации каждый учитель может адаптировать к своим возможностям и опыту работы. Важно понять, что проблемы в знаниях – это не вина, а беда многих наших учеников. И наша задача – помочь школьникам понять, что надо делать, чтобы материал был понят, и чтобы ученье было в радость.

ГУ « Каракольская СШ»

ДОКЛАД на тему: « Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях учащихся».

Подготовила: учитель русского языка и литературы Халилова З.Н.

2016 – 2017 учебный год

  • JavaScript ,
  • ReactJS ,
  • Разработка веб-сайтов
    • Перевод

    Вчера я разговаривал с другом, который ищет разработчика на открытую вакансию. Он выразил некоторое разочарование, которое я тоже испытываю в последнее время:

    У меня проблемы с поиском фронтенд-разработчика, в основном, по WP, Foundation, CSS, JS, на низкоуровневую позицию. Не могу понять, в чём дело. Ни у кого из кандидатов нет «базовых знаний» ничего из перечисленного. Но они могут делать сайты на React или других JS-фреймворках, или на базе WP-шаблонов. Но если я говорю, что нужно сделать простые изменения в CSS, смотрят пустыми глазами… Или какую-нибудь мелочь на чистом JS, ничего.
    Нет недостатка в учебных лагерях, курсах, полно ресурсов для изучения фронтенд-разработки. Но я собеседовал кучу ребят из этих учебных лагерей и думаю, что там серьёзно недооценивают важность CSS и основ JavaScript.

    Конечно, есть ограничения на то, сколько можно усвоить за 12 недель обучения. Но огромная часть проблемы в том, что наша индустрия восхищается новым, одержима самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками, в то же время обесценив CSS и «старые» имплементации.

    Восхищение новым

    Наша индустрия восхищается новыми подходами к разработке. Чем ещё можно объяснить непрерывное стремление выбросить все наработки и «переделать с нуля» каждый раз, когда появляется новый, лучший и более сложный фреймворк? Каждый раз мы утверждаем, что это приведёт к более чистой, простой, идеально абстрагируемой архитектуре, и каждый раз всё заканчивается изобретением велосипедов, воссозданием багов и открытием заново всех пограничных ситуаций, которые снова приводят к такому же безобразному коду.

    Это не означает, что никогда ничего не стоит переписывать или что новое никогда не бывает лучшим. Просто мы пали жертвами культа бесплатных вещичек и идеи идеальной абстракции. Каждая новая архитектура идеальна до тех пор, пока не сталкивается с жёсткими условиями реального мира. К сожалению, люди - довольно хаотичные существа, и весь наш софт создан для решения человеческих проблем. Поэтому каждая программа в реальном мире заканчивает дырявыми абстракциями, неуклюжими пограничными ситуациями и новыми компромиссами.

    Эта гонка по бесконечной переделке и концентрации только на последнем и самом лучшем часто приводит к отказу от прежних решений тех проблем, которые в итоге появляются заново. Также она приводит к тому, что мы применяем новые инструменты в абсолютно неподходящих областях, просто потому что они новые.

    Одержимость самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками

    Публикуя список рассылки по фронтенд-разработке, я каждый день вижу эту проблему во время текущего бума SPA. Читаю огромное множество статей, где авторы пишут о разных технологиях, и поверьте, почти все в мире JavaScript пишут об одном или другом из этих фреймворков как будто это абсолютно новая и уникальная инновация. Хотя это отличные инструменты, но каждый из них создан для решения конкретной проблемы. Они основаны на схожем базисе и делают разный выбор в зависимости от задач, для которых оптимизированы.

    Можно взять React для примера, потому что он так сильно продвигается в последние несколько лет…

    Не поймите меня неправильно, я люблю React. Это феноменально мощный инструмент. Он делает не только возможным, но и простым создание интерфейсов, которые казались нереальными, когда я начинал веб-разработку. Однако новички в индустрии приходят и видят всю эту шумиху вокруг React и предполагают, что это единственная истина, как следует писать на JavaScript. Сделать новое веб-приложение? Используй React! Нестандартный шаблон для блога? React! Переделать старый сайт? Переходи на React!

    Это катастрофический подход к использованию технологии! И не слушайте меня, послушайте одного из самых видных разработчиков в сообществе React, Дэна Абрамова! Когда Кори Хаус попросил высказаться о недостатках React, Дэн дал наиболее подробное описание:


    «Его производительность хуже шаблонов, если много вещей исключительно быстро обновляются одновременно. Например, приложения для биржевой торговли»


    «Ради выразительных возможностей языка приносится в жертву память. Приложения React обычно делают больше краткосрочных размещений в памяти под большой нагрузкой»


    «Он в основном спроектирован исходя из потребностей Facebook. Так что если ваши приложения сильно отличаются от того, что делает Facebook, то React может не подойти для ваших нужд»

    Это только часть, но открытость Дэна подтолкнула Кори к ответу:
    «Должен сказать, я поражён, что лучший список причин не использовать React пришёл именно от вас, Дэн. Действительно восхищаюсь столь откровенным и подробным ответом»

    Очевидно, у Дэна нет иллюзий о том, что React идеален для всего; он хорошо знаком с компромиссами, на которые пошли разработчики! Но такая большая часть сообщества спешит перейти на SPA-фреймворки для всего подряд и полностью игнорируют факт, что эти инструменты решают конкретные области задач. Да, это феноменальные инструменты и огромное удовольствие с ними работать… но часто они абсолютно не подходят для решения задач в других областях.

    Превознося фреймворки над всем остальным, мы не замечаем решений, которые гораздо более подходят для этих областей.

    Обесценивание CSS

    В индустрии появилась тенденция унижать HTML и CSS как «не настоящую разработку» и нечто низшего уровня. Думаю, это идёт от того, что логику стали превозносить над графическим/пространственным мышлением… CSS и HTML воплощают иерархические, графические и пространственные отношения, в то время как JavaScript фокусируется в первую очередь на логике.

    Но замечательная особенность логических языков/выражений состоит в том, что часто они могут включать другие типы отношений… что позволяет выражать пространственные отношения на логическом языке. Однако мы в индустрии часто неправильно интерпретируем такую большую широту возможного выражения как то, что выражение на этом языке строго превосходно.

    Это НЕ так!

    На самом деле, если посмотреть на примеры из математики и физики, то часто наоборот! В этих областях, если вы начинаете с логической модели, то часто отчаянно пытаетесь найти пространственную или графическую модель, которую можно здесь применить.

    Причина в том, что эти пространственные модели зачастую раскрывают гораздо более интуитивные или лаконичные способы представления проблем - и они приводят к важным озарениям и выводам, которые мы затем кропотливо пытаемся перевести обратно в логическую форму.

    CSS представляет невероятно мощный фреймворк для выражения графических и пространственных отношений, иногда исключительно сложных!

    Сохранение сложности

    Это приводит меня к моему ключевому тезису о разработке ПО - сохранение сложности .

    В любой решаемой проблеме есть некий присущий уровень сложности, и эта сложность должна быть где-то учтена.

    Это всплывает во многих случаях, но в данном примере речь идёт о сложности выражения графических и пространственных отношений. Различные элементы на странице пространственно взаимосвязаны друг с другом невероятно сложным образом на разных уровнях, особенно с учётом манипуляций и перемещений этих элементов. Эта сложность должна быть где-то учтена, а в случае CSS браузер делает почти всю работу за вас!

    Существует *невероятно много* кода JavaScript, написанного просто потому что разработчик недостаточно хорошо знает CSS.


    «Это правда. Я работала над проектом, где 2000 строк JS делали то, что уже реализовано в position: absolute , просто потому что разработчики не понимали этого»

    Что делать?

    Я не пытаюсь сказать, что нам не следует использовать или учить людей новейшим и самым лучшим инструментам. SPA-фреймворки вроде React, Angular, Vue и Ember позволяют создавать в вебе невероятно мощные интерфейсы, которые просто были невозможны всего несколько лет назад. Эти инструменты действительно изменили представление о том, что возможно сделать в онлайне.

    Но я считаю, что следует искоренить элитизм SPA и вновь подчеркнуть важность фундаментальных знаний и выбора правильного инструментария.

    Создатели этих фреймворков редко заявляют, что они хороши для всего подряд, но мы в индустрии настолько их возвысили, что новички полностью пропускают изучение базовых основ и предполагают, что только этот сложный инструментарий - единственный «правильный» способ решения их проблем.

    Если все новые разработчики будут с презрением смотреть на CSS, то мы придём к тому, что 2000 строчек JavaScript будут пытаться заново реализовать position: absolute; .

    Если все новые разработчики решат, что новый код HTML и JavaScript можно писать только через SPA, то мы придём к исключительно перепроектированным, глючным и тормозным блогам, маркетинговым сайтам и всему остальному, что сейчас хорошо реализовано на старых технологиях.

    Нам следует серьёзно поговорить о том, какие навыки мы ожидаем от разработчиков в нашей отрасли и чему мы их обучаем. Вполне нормально начать обучение новичка в каком-нибудь учебном лагере, но есть серьёзный разрыв между современными выпускниками этих лагерей и тем, что требует индустрия. Может быть нереально ожидать соответствие этим требованиям после 8-12 недель обучения, но нужно хотя бы направить их по правильному пути.

    К учебному плану основ

    Я не составлял учебник основ веб-разработки, но несколько вещей определённо включил бы туда. Они перечислены ниже со ссылками на бесплатные и платные ресурсы для более глубокого изучения, но что бы ВЫ включили в список? Напишите в комментариях.

    CSS

    1. Базовая блочная модель в CSS (box model). Это главная из основ, которую вы ОБЯЗАНЫ понять. В качестве бесплатного ресурса можно порекомендовать Шея Хоу из его бесплатного курса Learn to code HTML & CSS . С платной стороны, особенно если вы легче воспринимаете аудиовизуальный контент, у моего друга Джеймса Стоуна есть неплохой видеокурс по блочной модели в CSS .
    2. Специфичность CSS . Это ещё одна важная основа, которую нужно понять, если собираетесь заняться веб-разработкой. Без прочного понимания специфичности вы непрерывно будете пытаться заставить свой код CSS работать так, как нужно. В Smashing Magazine есть отличный обзор для начала .
    3. Flexbox . Спецификации Flexbox произвели революцию в методах вёрстки, и вам непременно нужно воспользоваться преимуществами этой технологии. Лучший ресурс по Flexbox, который я видел, - этот справочник от CSS Tricks . Если ищете видеокурс по Flexbox, посмотрите