Как сделать урок интересным. Учёба в школе- это интересно

Руководители внутренних войск

(1917 г. - начало XXI в.)

КАМЕНЩИКОВ Василий Викторович

(12.01.1879 - 23.03.1959)

подполковник Русской армии

Родился в г. Ветлуге Костромской губернии. Из мещан. Окончил Казанское юнкерское училище. В службу вступил на основании поданного на высочайшее имя прошения на правах вольноопределяющегося 2-го разряда, был зачислен в 238-й Казанский резервный батальон 17.07.1899 г.

23 февраля 1900 г., как сказано в послужном списке В. В. Каменщикова, ему разрешено носить очки. В июне т.г. после того, как выдержал испытание по курсу учебной команды, командирован в Казанское пехотное юнкерское училище. Там был произведен в младшие унтер-офицеры (02.09.1901), а по окончании - в подпрапорщики и направлен в 17-й Туркестанский стрелковый (далее - стр.) батальон (04.08.1902). 16.02.1903 г. произведен в подпоручики. Исполнял разные нестроевые должности: заведующий солдатской лавкой, заведующий хлебопечением, врид батальонного казначея, заведующий офицерской библиотекой, делопроизводитель батальонного суда и др. (1903–1906).

В боях и походах в тот период не участвовал, но ввиду службы в тяжелых климатических условиях в его послужном списке за 1906 г. появилась запись: «На основании правил об особых преимуществах государственной службы по военному ведомству в отдаленных местностях Империи, объявленных при приказе по Военному ведомству 1887 г. за № 201,§ 34, п. 2, время службы, проведенное в Туркестанском крае со дня производства к выслуге пенсии, три дня за четыре». В дальнейшем был переведен в 12-й Туркестанский стр. полк. Служба проходила уныло и однообразно, пока не наступили перемены, связанные с началом Первой мировой войны. Полк сначала охранял Ташкентскую ж.д., поддерживал порядок в Ферганской области. Затем полк был направлен в действующую армию. На фронте он входил в состав 7-й Туркестанской стр. дивизии, участвовал в боевых операциях 1, 4 и 2-й армий, знаменитом Брусиловском прорыве. Особенно тяжелые испытания выпали на долю туркестанцев в начале ноября 1914 г., когда полк понес большие потери. Из остатков полка пришлось тогда сформировать всего пять рот. Командиром 5-й роты был назначен капитан Каменщиков, который, как сказано в журнале военных действий полка, «несмотря на то, что был начальником нестроевой команды и обоза 2 разряда, по собственному желанию, явился в строй, узнав о большой убыли в офицерском составе, и просил зачислить его в строй». На фронте дослужился до подполковника, успешно командовал ротой и батальоном, был отмечен в приказах командования. В одном из них говорилось: «Высочайшим приказом 14 ноября 1916 года утверждено пожалование за отличия в делах против неприятеля ордена Св. Равноапостольного князя Владимира 4 степени с мечами и бантом подполковнику Василию Каменщикову».

Трехлетнее пребывание на фронте и особенно падение монархии во многом изменили мировоззрение Василия Викторовича. Он становится активным участником революционных процессов в войсках Западного фронта.

В 1917 г. избран председателем полкового, затем дивизионного (7-й Туркестанской пехотной дивизии) военно-революционных комитетов, а на состоявшемся в Минске 7 мая т.г. армейском съезде 2-й армии - членом исполнительного комитета армии. Вступил в члены РСДРП(б). В соответствии с приказом ВРК Западного фронта от 12.11.1917 г. об отстранении от должности главнокомандующего армиями Западного фронта П. С. Балуева временно исполнял обязанности главкома. Был делегатом 1 и 2-й Северо-Западной конференции РСДРП(б), где был избран членом Северо-Западного областного комитета РСДРП(б). 12.11.1917 г. Каменщиков издал приказ № 4 о демократизации армии и введении временного положения о командном составе. Входил со 02.12.1917 г. в состав Полевого штаба Ставки. Один из организаторов борьбы с мятежным польским корпусом дивизионного генерала Ю. Довбор-Мусницкого, в бою тяжело ранен в грудь. 22.02.1918 г. назначен областным военным комиссаром На основе резолюции 1-й Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий, состоявшейся 11–14 июня 1918 г., обосновавшей необходимость создания Корпуса войск ВЧК, назначен начальником штаба корпуса (приказ № 1 от 15.07.1918 г.). Как пишет в своих воспоминаниях Каменщиков, произошло это при следующих обстоятельствах: «Когда стал вопрос, кому поручить его формирование, работники губчека рекомендовали мою кандидатуру. Ф. Э. Дзержинский согласился. Так я стал первым командиром войск ВЧК». По должности Каменщиков входил в состав коллегии ВЧК. Был издан приказ ВЧК № 2 (подписан: за председателя ВЧК Петерсом, зав. иногородним отделом В. В. Фоминым и начштаба В. В. Каменщиковым): всем ГЧК предписывалось сформировать по роте солдат. В корпус допускались состоявшие в партии большевиков и левых эсеров, а также по рекомендации этих партий или профсоюзных организаций. На этой должности В. В. Каменщиков пробыл 15 дней - до 01.08.1918 г. (приказ ВЧК об увольнении № 138/22 от 01.12.1918 г.).

В дальнейшем занимал ряд ответственных постов: начальник войск обороны железных дорог, потом начштаба 9-й Кубанской армии (16 октября - 28 ноября 1918 г.), помощник военкома Западного военного округа. Но затем снова возвратился в войска, которые он начинал создавать. Приказом войскам внутренней охраны Республики № 22 от 16.01.1920 г., подписанным Ф. Э. Дзержинским, В. В. Каменщиков с 13.12.1919 г. назначен помощником начальника войск ВОХР, а также секретарем Военного совета этих войск.

Однако Каменщикова не удовлетворяет эта работа - он рвется на фронт. С июля 1920 г. - командир 157-й бригады 53-й пограничной дивизии, принимавшей активное участие в боевых действиях на Западном фронте. «За проявленные инициативу и личную храбрость во многих боях с белополяками летом 1920 г. в районе р. Вислы, способствовавшие быстрому прорыву укрепленных позиций противника и захвату пленных, оружия и других военных трофеев» В. В. Каменщиков был награжден орденом Красного Знамени.

После бригады командует 17-й стр. дивизией Западного фронта. Некоторое время возглавлял Особую комиссию по инспектированию стрелкового дела в частях РККА. В 1922 г. направляется на работу в Народный комиссариат путей сообщения, сначала зам. уполномоченного по Петроградскому округу, затем по Дальнему Востоку. В последние годы жизни - персональный пенсионер. Автор ряда статей и воспоминаний.

Сочинения: Каменшчыкау В. В. За уладу Саветау (1917 на Захадшем фронце): Успамшы. - Мшск, 1959 (на белор. яз.); Каменщиков В. В. За власть Советов: Воспоминания // Полымя. - 1957. - № 11; В борьбе за Октябрь в Белоруссии и на Западном фронте: Воспоминания активных участников Октябрьской революции. - М.,1957; По зову партии // Пограничник. - 1957. - № 20. - С. 23–27.

Литература и источники

Внутренние войска Советской Республики. 1917–1922 гг.: Документы и материалы. - М.: Юридическая литература, 1972. - С. 6, 19, 44, 159, 684.

Великая Октябрьская социалистическая революция: Маленькая энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1968. - С. 162.

Октябрьская революция и армия. 25 октября 1917 г. - март 1918 г.: Сборник документов. - М.: Наука, 1973. - С. 109, 116–120, 270, 291, 304, 418, 419, 424.

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. - Т. 5. - Минск, 1982. - С. 270.

История внутренних войск: Хроника событий (1811–1991 гг.). - С. 139.

Штутман С. М. Боевой отряд охраны революции. - М.: ДОСААФ, 1989. - С. 43, 177.

РГВИА , ф. 2048, оп. 1, д. 543, л. 105, 110, 119; ф. 400, оп. 9, д. 30453, л. 220–229; д. 32053, ч. 3, л. 41–46; ф. 3434, оп. 1, д. 139, 151, 158, 167, 168 (Приказы по 12-му Туркестанскому стр. полку за 1914–1917 гг.); д. 1 (Журнал боевых действий 12-го Туркестанского стр. полка); д. 75, л. 119 (полевая книжка В. В. Каменщикова); ф. 2110, т. II; д. 147. РГВА , ф. 16011, оп. 2, д. 3, л. 1; ф. 4, оп.3, д. 122, л.160 об.; ф. 42.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Органы управления и руководители Советского государства (октябрь 1917 – декабрь 1991 г.) Высшие органы государственной власти 1917–1923: Всероссийский съезд Советов, избирающий Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). 1923–1937: Съезд Советов СССР,

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

1. Последствия поражения германских войск 8 августа. Начало отступления германских войск из Франции и Бельгии. Растерянность на верхах германского правительства. Речь Вильгельма к эссенским рабочим. Нота графа Буриана ко всем воюющим державам. Отказ Антанты от каких бы

Из книги Казачество. История вольной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

7. НАЧАЛО ОРЕНБУРГСКОГО И ТЕРСКОГО ВОЙСК Битвой при Молодях война с Крымом отнюдь не завершилась. Предложения о мире хан по-прежнему отвергал. А атаману Черкашину жестоко отомстил. До сей поры Азов неофициально считался как бы «нейтральным» городом. Здешние купцы

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Войска НКВД на фронте и в тылу автора Стариков Николай Николаевич

Приложение 5. Выписка из Инструкции о взаимоотношениях войск НКВД по охране тыла действующей Красной Армии и частями внутренних войск НКВД СССР 5. В целях лучшей организации взаимодействия командиры соединений внутренних войск и начальники войск НКВД по охране тыла

автора Гончаров Владислав Львович

№ 33. Мнения начальствующих лиц о настроении войск в армиях Западного фронта (март 1917 года) 2-я АРМИЯВр. командующего 2-й армией генерала Данилова Стремление войск к победе осталось, в некоторых частях даже усилилось. Дисциплина пала. Между офицерами и солдатами

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 93. Из отношения отдела по устройству и службе войск Г.У.Г. Ш к генкварверху от 22 июля 1917 года 25-го июня сего года по главному управлению генерального штаба было внесено представление в военный совет о развитии существующих и о создании новых польских частей .Мнением

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 180. Сводка сведений о настроениях частей войск армий Западного фронта с 1 по 5 октября 1917 года 1) Настроение крайне тревожное и бездеятельное в связи с близостью холодов и ухудшением питания. Разговоры о мире усилились, пораженческой и контрреволюционной пропаганды не

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 181. Сводка сведений о настроении частей войск армий Западного фронта с 12 по 15 октября 1917 года 1) Настроение войск фронта ухудшается связи с пораженческой агитацией, вливающейся в войска путем печати и проповеди большевизма, распространяются газеты: «Буревестник»,

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 202. Телеграмма министра внутренних дел начальнику штаба верховного главнокомандующего от 1 октября 1917 года Для борьбы погромами прошу распоряжения прикомандировании округам кавалерийских частей, подтвердив командующим войсками о необходимости оказывать поддержку

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 205. Телеграмма генерала Духонина министру внутренних дел, верховному главнокомандующему и военному министру от 6 октября 1917 года На № 890/Б. Ни боевые условия, ни участившиеся последнее время ближайшем тылу грабежи и разбои не позволяют теперь снять с фронтов кавалерию

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 212. Телеграмма министра внутренних дел начальнику штаба верховного главнокомандующего от 15 октября 1917 года В целях продовольствия кавалерийских частей с пользой для установления порядка могут быть расквартированы срочно: Рязань, Тамбов, Пенза, Саратов, Харьков,

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 214. Телеграмма министра внутренних дел верховному главнокомандующему от 21 октября 1917 года По полученным сведениям в Гомеле и уезде грабежи и насилия. Местные власти бессильны. Прошу оказать помощь Узкому командированием войсковых частей.Никитин 21/Х 1917 г., № 988/Б,

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

2. Начало наступления американских войск на о. Гуадалканал В то время как отряд Южных морей наконец был готов начать действия по захвату Порт-Морсби, американская армия начала наступление на о-ва Гуадалканал и Тулаги (из группы Соломоновых о-вов), расположенные в 550 милях к

Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил Маркович

Приложение 3 Схема этапов строительства внутренних войск 1918–2011 гг Войска вспомогательного назначения

Из книги Цивилизации долины Нигера автора Юха Ваккури

Старость аскии - начало внутренних распрей Первым из сонгайских вассалов отложился именно Канта Кута, который поссорился с денди-фари из-за дележа военной добычи. Очевидно, денди-фари, ослепленный военными успехами сонгаев, не считал нужным исполнить обещания, которые

РЕФЕРАТ

по курсу «Правоведение»

по теме: «Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации: история становления и развития»

ВВЕДЕНИЕ

В России до начала XIX века не было специальных вооруженных формирований для охраны порядка и обеспечения безопасности населения, оказания помощи людям в случае стихийных бедствий и выполнения иных правоохранительных задач.

В XVI-XVII веках часть этих функций выполняли в основном подразделения стрелецкого войска. При Иване Грозном для охранения Москвы были созданы формирования так называемых «жильцов». Это было войско, состоявшее из служивых дворян, численностью около трех тысяч человек. В дальнейшем подразделения «жильцов» были размещены в Киеве, Белгороде, Курске и некоторых других городах.

При Петре I внутреннюю безопасность в государстве обеспечивали в основном формирования из неспособных к полевой службе солдат. Они именовались «гарнизонами», позднее - «гарнизонными» и (или) «внутренними батальонами» и являлись резервом полевых войск.

В первые годы XIX века задачи по охране и поддержанию порядка в городах выполняли полиция, гарнизонные батальоны, а также губернские штатные роты и команды из солдат, не годных к строевой службе, находившихся в подчинении местной администрации.

Партии арестантов препровождались в Сибирь под охраной вооруженных команд башкирцев (башкир), мещеряков (народность, обитавшая по соседству с башкирами) и специально выделенного для этого полка казаков. В отдельных случаях к конвоированию больших партий арестантов привлекались и армейские подразделения.

1 . Основные этапы становления и развития внутренних войск. Внутренняя и конвойная стража России (1811-1917 гг.)

Развитие внутренних войск можно разделить на три исторических периода:

1. Начальный период (1811-1917 гг.), длившийся более ста лет, от создания войск внутренней стражи, их реорганизации на местные войска и конвойную стражу до Октябрьской революции 1917 года.

2. Советский период (1917-1991 гг.) - образование войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД СССР, их становление, развитие и служебно-боевая деятельность.

3. Современный период (с 1991 г. по настоящее время) - внутренние войска МВД Российской Федерации.

Коренные преобразования в деле обеспечения внутреннего порядка и конвойной службы в России произошли в царствование императора Александра I. 27 марта 1811 года им был издан Указ о пополнении за счет штатных рот, переданных еще в январе того же года «из гражданского в военное начальство», гарнизонных батальонов, которые стали именоваться «губернскими батальонами» и были вскоре объединены в единую структуру - внутреннюю стражу России. 27 марта стало Днем внутренних войск МВД Российской Федерации, который установлен в 1996 году Указом Президента Российской Федерации.

2-3 батальона внутренней стражи составляли бригаду, а 2-4 бригады входили в состав округа внутренней стражи. Первоначально территория европейской части России была поделена на восемь округов. Каждый из них имел порядковый номер и территориально охватывал несколько губерний. В последующем количество округов доходило до 12. Внутренняя стража находилась в составе Военного ведомства России.

3 июля 1811 года Александр утвердил Положение для внутренней стражи, в котором определялись ее назначение и задачи. Ими являлись: борьба с разбойниками, грабителями и другими преступниками; задержание бежавших преступников и дезертиров; борьба с провозом контрабандных и запрещенных товаров; обеспечение порядка и безопасности при проведении, как мы говорим сейчас, массовых мероприятий - ярмарок, народных гуляний, церковных праздников; оказание помощи населению при стихийных бедствиях - наводнениях, пожарах и прочих, сопровождение арестантов, пленных, рекрутов, государственной казны (крупных денежных сумм) и другие правоохранительные задачи.

Первым командующим внутренней стражей был генерал Е.Ф.Комаровский, профессиональный военный, участник Итальянского и Швейцарского походов (1799 г.) русской армии под командованием А.В. Суворова, затем помощник санкт-петербургского военного губернатора. Опытный и талантливый администратор и военачальник, Е.Ф. Комаровский руководил внутренней стражей более 17 лет.

С 1816 года внутренняя стража стала именоваться Отдельным корпусом внутренней стражи (ОКВС). Его структура и задачи с течением времени дополнялись, изменялись. Так, в 1817 году в составе внутренней стражи были учреждены санкт-петербургский и московский жандармские дивизионы и жандармские команды в губернских и крупных портовых городах. Они оставались в составе ОКВС до 1836 года, когда были переданы в корпус жандармов.

Царским указом от 25 июля 1829 года для охраны горных заводов Урала и Нерчинска, где добывалось золото и серебро, Санкт-Петербургского монетного двора были сформированы 5 линейных батальонов и 3 подвижные роты. Содержались они за счет Министерства финансов. Можно сказать, это были первые подразделения по охране важных объектов промышленности и сопровождению специальных грузов.

Коренные преобразования внутренней стражи произошли в 60-е годы XIX века в ходе проводимой в России военной реформы. Тогда в российской армии была введена окружная система управления войсками. Вся территория страны была разделена на военные округа. В августе 1864 года штаб Отдельного корпуса и округа внутренней стражи были упразднены, а бригады и батальоны реорганизованы в соответствующие части местных войск, в которые вошли и конвойные команды. Местные войска входили в состав соответствующего военного округа. У командующего округом был помощник по управлению местными войсками.

По структуре местные войска мало отличались от внутренней стражи: в каждой губернии дислоцировалась местная бригада, в состав которой входили батальоны и уездные команды, выполнявшие задачи по конвоированию арестантов и оказанию помощи полиции в поддержании общественного порядка.

Очередной этап реформирования сил внутренней безопасности состоялся в 1886 году, когда конвойные команды были сведены в конвойную стражу. Приказом по Военному ведомству от 16 мая 1886 года предписывалось сформировать на базе существовавших этапных, конвойных и местных команд 567 (фактически было сформировано 530) команд для несения конвойной службы. На конвойную стражу возлагалось:

Сопровождение арестантов всех категорий, пересылаемых этапным порядком по трактам европейской России (за исключением Финляндии и Кавказа) и по главному ссыльному Сибирскому тракту;

Сопровождение арестантов гражданского ведомства на внешние работы и в судебные учреждения;

Содействие тюремной администрации при производстве внезапных обысков и подавлении беспорядков в местах заключения;

Осуществление наружной охраны тюрем там, где это будет признано необходимым.

Новые команды конвойной стражи именовались по местам их дислокации (Московская конвойная команда и т.п). Комплектовались эти подразделения на общеармейских основаниях. При этом отдавалось предпочтение сообразительным, расторопным, физически крепким новобранцам.

Но как бы ни назывались воинские формирования по обеспечению внутреннего порядка и безопасности - внутренней стражей или местными войсками, их личный состав во все времена был верен присяге и воинскому долгу, с честью и достоинством выполнял свои задачи, о чем свидетельствуют многочисленные примеры.

В ноябре 1824 года Санкт-Петербург подвергся сильнейшему наводнению. Оно описано А. С. Пушкиным в поэме "Медный всадник". В борьбу с разбушевавшейся стихией вступили вместе с другими силами подразделения внутренней стражи во главе с командующим генералом Е.Ф. Комаровским. Они спасали утопающих, разбирали завалы, восстанавливали дамбы и мосты. Была организована раздача пострадавшему населению горячей пищи, теплой одежды, оказывалась медицинская помощь. Энергичные действия, четкая распорядительность генерала Е.Ф. Комаровского, отвага и самоотверженность солдат и офицеров получили высокую оценку императора.

Наряду с наводнениями сущим бедствием для деревянной России были пожары. Ежегодно сотни селений сгорали дотла. Серьезно страдали от огненной стихии и города.

Это случилось в 1845 году в небольшом городке Яранске бывшей Пермской губернии. Загорелся один из домов. Огонь грозил переброситься на соседние постройки, и тогда запылал бы весь город. Первыми на пожар прибыли стражники местной команды во главе с поручиком Занегиным. Офицер, находясь в непосредственной близости от пожара, своими четкими распоряжениями умело направлял действия подчиненных, вселял в них уверенность и смелость. Яранск был спасен. Командующий 4-м округом внутренней стражи известил о самоотверженности поручика Занегина и его подчиненных все части округа.

На пожаре же отличился и стражник астраханского батальона рядовой Егор Нагибин. В июле 1858 года он нес службу на посту у храма Казанской Божьей Матери. Во время богослужения в церкви вспыхнул пожар. Часовой, предотвращая панику среди спасавшихся от огня людей, обеспечивал поддержание порядка, охрану церковных ценностей. О мужественном поведении Е. Нагибина стало известно царю Александру II, который пожаловал солдату 50 рублей серебром, немалую по тому времени сумму.

Трудной, требовавшей большого напряжения физических и моральных сил, постоянной готовности к действию была служба личного состава конвойных команд. В июне 1859 года конвой сопровождал партию арестантов. При переходе моста через реку Березину один из преступников бросился в реку. Конвоир рядовой Харитон Федосеев не растерялся, смело прыгнул вслед за беглецом, задержал его, вытащил из воды и водворил в колонну арестантов. Смелый и решительный солдат был поощрен командующим корпусом внутренней стражи.

В ночь с 9 на 10 августа 1910 года пароход «Царевна», следуя с арестантами вверх по Волге, столкнулся с буксирным судном и стал тонуть. Конвой астраханской конвойной команды под началом капитана Айвазова, действуя организованно, самоотверженно, спас всех находившихся на пароходе, для чего использовал две рыбачьи лодки. Рапорт об этом происшествии и отважных действиях состава конвоя дошел до царя Николая II, который собственноручно написал на нем: «Спасибо всем за самоотверженное исполнение долга».

В годы Первой мировой войны личный состав из конвойных команд откомандировывался на пополнение частей действующей армии. Так оказался на фронте ефрейтор харьковской конвойной команды Василий Водяной. Сообразительный и отчаянно смелый солдат стал полковым разведчиком и не раз успешно выполнял разведывательные задания. Но однажды он попал в засаду и был взят в плен. Немцы во время допроса подвергли его жестоким пыткам (отрезали уши), но верный присяге воин не сказал ни слова. Находчивый и отважный, он сумел бежать из-под стражи и вернулся в свой полк. Офицеры конвойных подразделений, пораженные мужеством В. Водяного, собрали деньги на икону и вручили ему в память счастливого освобождения из плена.

Главный инспектор по пересылке арестантов (начальник конвойной стражи) писал о подвиге ефрейтора: «В харьковской команде окрепли в нем отличительные свойства русской души, утвердились доблестные качества русского солдата - любовь к Родине и твердость духа, сломить который не удалось неприятелю даже пытками».

Принимая во внимание трудности и напряженный характер конвойной службы, а главное - ее общественную значимость, министр юстиции Н.В. Муравьев ходатайствовал перед российским императором о введении награды специально для нижних чинов конвойной стражи. Ходатайство было удовлетворено, и начиная с 1904 года солдаты-конвоиры стали награждаться серебряной медалью с надписью «За усердие» на ленте для ношения на груди. Следует заметить, что в армии указанной медалью награждались только унтер-офицеры сверхсрочной службы за выслугу лет и при условии безупречной службы.

Признанием заслуг внутренней и конвойной стражи перед народом и Отечеством явилось празднование 27 марта 1911 года 100-летия местных войск и конвойной стражи. Был издан Высочайший приказ по Военному ведомству, в котором император Николай II объявил всем офицерским и классным чинам «высочайшее благоволение», а нижним чинам «царское спасибо».

В честь юбилея был учрежден нагрудный знак для вручения: офицерам - из серебра; нижним чинам - из белого металла.

Существовавшее в российской армии, местных войсках, конвойной страже деление на офицерские и нижние чины, чинопочитание, вызывавшее недовольство солдат и осуждаемое прогрессивным офицерством, было отменено после падения царизма и Февральской революции 1917 года в России.

После Февральской революции местные войска, конвойная стража добровольно перешли на службу новой власти. 12 марта 1917 года главный инспектор по пересылке арестантов генерал-лейтенант Н.И.Лукьянов вместе с офицерами своей канцелярии присягнул «на верность службе Родине и Временному правительству», о чем известил подчиненных в приказе № 1. В нем выражено и осуждение порядков, бытовавших в войсках при царизме.

«Прежний крепостной строй в войсках, - говорилось в приказе, - вызывал вполне основательное недовольство солдат, а нередко и офицеров... Не допускаю мысли о возможности дальнейшего пребывания на службе в конвойной страже лиц, приверженных старому, гибельному для государства порядку».

Славен более чем столетний боевой путь внутренней и конвойной стражи России. Высока оценка вклада этих структур в обеспечение внутренней безопасности страны со стороны населения, общественных организаций и официальных властей. Многочисленны подвиги солдат и офицеров. За многие годы сформировались славные боевые традиции - верность присяге и воинскому долгу, смелость и отвага, храбрость и мужество, высокая бдительность и неподкупность, стойкое преодоление трудностей службы, войсковое товарищество и взаимная выручка.

Их не только с честью восприняли, но и приумножили своим ратным трудом, подвигами в борьбе с врагами военнослужащие внутренних войск, которые являются прямыми наследниками и продолжателями боевой славы внутренней и конвойной стражи России.

2 . Развитие вну тренних войск (1917 - 1991 гг.)

В 1917 году старая армия была расформирована. Конвойная стража существенных изменений не претерпела, продолжая в реформированном виде выполнять свои функции и при советской власти.

Октябрьская революция сломала старые государственные институты власти, но вскоре стало ясно, что без силовых структур в управлении страной не обойтись. Уже первые дни существования советской власти показали: для утверждения нового строя необходимы не только армия, флот, органы государственного управления, но и специальные силы для предупреждения контрреволюционных выступлений внутри страны и борьбы с ними, установления и поддержания революционного порядка на местах, охраны важных учреждений, предприятий, железных дорог, конвоирования и охраны контрреволюционных элементов, уголовных преступников и решения других задач.

Процесс создания внутренних войск занял весь 1918 год и часть 1919 года. Войска эти были неоднородными, их ядром явились вооруженные формирования ВЧК.

28 мая 1919 года было принято постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны «О войсках вспомогательного назначения». Теперь эти формирования стали называться «войсками внутренней охраны Республики (ВОХР)». Это событие явилось этапным в строительстве внутренних войск Советского государства.

1 сентября 1920 года на базе войск внутренней охраны Республики и других формирований были созданы войска внутренней службы Республики (ВНУС). 19 января 1921 года войска ВНУС передаются в военное ведомство. Исключением явились части, обслуживающие чрезвычайные комиссии, а также железнодорожная и водная милиция, которые во всех отношениях были подчинены ВЧК, а позднее ГПУ - ОГПУ. Наряду с решением специальных задач войска часто привлекались к боевым действиям на фронте.

Успехи индустриализации страны, возрастающее значение железнодорожного транспорта в экономике и обороне СССР обусловили в конце 20-х - начале 30-х годов образование в составе войск ОГПУ такой составной части, как войска по охране важных объектов промышленности и железнодорожных сооружений.

К концу 30-х годов назрела необходимость реорганизации управления войсками НКВД, что обусловливалось постоянным увеличением объема выполняемых ими задач, разнохарактерностью и трудноуправляемостью войск.

В годы Великой Отечественной войны наряду с охраной тыла действующей армии, ведением борьбы с вражескими десантами, диверсантами, националистическими бандами части и соединения внутренних войск принимали непосредственное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Подсчитано, что за годы войны в состав действующей армии в разные периоды входили и участвовали в боях 53 дивизии и 20 бригад войск НКВД. Кроме того, НКВД СССР сформировал и передал фронту 29 дивизий.

В послевоенные годы численность внутренних войск уменьшилась в два раза. Существенно сократился и объем задач, выполняемых частями МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог. Новая обстановка позволила постепенно переходить от войсковой охраны железнодорожных сооружений и промышленных предприятий к военизированной.

В январе 1947 года в целях повышения эффективности обеспечения государственной безопасности части оперативного назначения, а в апреле 1948 года и специальные части войск, были переданы из МВД СССР в ведение МГБ СССР. В составе этого ведомства они находились до марта 1953 года, а затем снова были переподчинены МВД СССР.

Важные организационные мероприятия по строительству войск МВД-МГБ были проведены в 1951 году. В этот период были упразднены войска МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог, а их функции переданы военизированной охране. Значительно сократились и конвойные войска, они реорганизовались вместе с внутренними войсками в конвойную и внутреннюю охрану.

15 марта 1953 года МВД и МГБ были объединены в единое Министерство внутренних дел СССР. В таком составе они находились до 1954 года, когда был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Соединения и части внутренней и конвойной охраны остались в составе МВД, а пограничные войска стали подчиняться КГБ.

В январе I960 года было упразднено Министерство внутренних дел СССР. Его функции передаются МВД союзных республик. Прекратило свою деятельность и Главное управление внутренних и конвойных войск. С этого момента и на протяжении последующих шести лет единый орган по управлению внутренними войсками в стране отсутствовал. В каждой союзной республике, где в составе министерств внутренних дел были образованы войсковые управления и отделы, вопросы развития войск решались по-разному, исходя из местных условий. Отсутствие единства в руководстве войсками негативно сказалось на их служебно-боевой деятельности. Поэтому в 1966 году создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР (МООП СССР).

В составе вновь созданного министерства (с 25 ноября 1968 года оно стало именоваться МВД СССР) было образовано Главное управление внутренних войск.

21 марта 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О выведении из состава Вооруженных Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». Указ распространил в войсках порядок, условия и сроки прохождения службы, комплектования личным составом так же, как для Советской Армии и Военно-Морского Флота, сохранил порядок их материально-технического и финансового обеспечения.

На рубеже 80-90-х годов произошло резкое обострение внутриполитической обстановки в ряде регионов бывшего Союза ССР, возникли острые конфликты на межнациональной основе. Одной из сил, гасивших пламя розни в горячих точках, были внутренние войска. История войск этого периода хранит память о многочисленных примерах самоотверженного выполнения воинского долга, отваги и мужества, за что тысячи военнослужащих были награждены орденами и медалями, а лейтенант Олег Бабак, совершивший в апреле 1991 года подвиг при защите жителей азербайджанского селения от армянских боевиков, был удостоен звания Героя Советского Союза.

С распадом СССР прекратило существование МВД СССР. В МВД Российской Федерации было создано Главное управление командующего внутренними войсками МВД России. Внутренние войска вступили в новый этап своего развития.

3 . Внутренние войска МВД России на современном этапе

Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. В феврале 1992 года был утвержден штат Главного управления командующего внутренними войсками (ГУКВВ) МВД России. После распада Советского Союза миротворческие операции внутренних войск ограничиваются Северо-Кавказским регионом - Северной Осетией, Ингушетией, Чечней, Дагестаном. В районах чрезвычайного положения личный состав внутренних войск нес службу по охране общественного порядка, обеспечивал общественную безопасность.

В сентябре-октябре 1993 года в Москве начались массовые беспорядки, переросшие 3-4 октября в вооруженные столкновения.

В этой сложной обстановке внутренние войска обеспечивали общественный порядок и безопасность населения, проявляя при всём этом высокую организованность, строгое соблюдение законности, твердость духа и решительность в действиях. К сожалению, не обошлось без потерь.

Соединения и части внутренних войск МВД России продолжали выполнять задачи по охране важных государственных объектов, исправительно-трудовых учреждений, нести службу по охране общественного порядка.

Ярко и всесторонне облик внутренних войск, их боевые возможности, выучку и твердость духа военнослужащих, их верность присяге и воинскому долгу выявили боевые действия в Чеченской республике.

Война в Чечне - это доблесть и боль внутренних войск. Доблесть, так как личный состав с честью выполняет свои задачи, демонстрирует смелость, отвагу и мужество в боях с бандитскими формированиями. Боль, потому что войска при выполнении задач по защите конституционного строя России теряли военнослужащих.

Переход бандитов от прямых боестолкновений к диверсионно-террористическим методам борьбы вызвал изменения в тактике действий внутренних войск. На первый план вышли войсковая и инженерная разведка, спецоперации, засады, секреты, разминирование, оперативная работа. Подразделения внутренних войск выполняют локальные (адресные) задачи.

В настоящее время внутренние войска представляют собой хорошо слаженный, мобильный личный состав, оснащенный современным вооружением и техникой, накопивший богатый боевой опыт, готовый успешно выполнить задачи по обеспечению безопасности и государственной целостности России.

Заключение

В XXI веке внутренние войска представляют собой силовую структуру, укомплектованную слаженным, грамотным и всесторонне подготовленным личным составом, оснащенную современным вооружением и техникой, накопившую богатый боевой опыт и готовую успешно выполнить задачи по обеспечению безопасности и государственной целостности России.

Литература

1. Внутренние войска. Исторический очерк. - М., 2007 г.

2. Внутренние войска: история и современность. - М., 2001 г.

4. История внутренних войск (Хроника событий). - М., 2006 г.

5. Внутренняя и конвойная стража России (1811 - 1917 гг.). - М., 2002 г.

6. С.М. Штутман. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811-1917 гг.).- М, 2000 г.

7. Органы и войска МВД России. - М., 2005 г.

8. Войска называются внутренними. - М., 1982 г.

9. Внутренние войска (Документы и материалы) - М., 1977 г.

Думаю, я не открою Америку, если скажу, что каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы проводить уроки максимально интересно. От этого зависит эффективность урока, внимание учеников и ваша моральная удовлетворенность от своей профессии:-) Уровнем вашего проведения урока, его содержательной и методической частями, интересным содержанием и атмосферой сосредоточенности на текущей теме, определяется качество подготовки учащихся по вашей дисциплине. Для того чтобы эти уровень и качество были на достаточно высоком уровне, необходимо, чтобы вы в процессе подготовки урока постарались сделать его своего рода произведением, со свойственными каждому произведению идеей, завязкой, кульминацией и развязкой.

Как же сделать, чтобы урок не только преподнес учащимся определенные знания и умения, но и вызывал у учащихся подлинный интерес, искреннюю вовлеченность в учебный процесс, сформировал творческое начало? Советы и рекомендации, изложенные ниже, помогут вам в подготовке такого урока.

Подготовка к уроку

Готовясь к уроку (при написании плана урока), нужно четко определить и сформулировать тему урока. Потом нужно определиться с ведущими тематиками, на которые будет опираться данный урок, и обозначить ту часть учебного материала, которая может быть использована в дальнейших уроках - определить перспективность развития данной темы. Обязательное определение и четкая формулировка для учителя и отдельно для учащихся целевую постановку данного урока - нужен ли он? Также необходимо прописать обучающие, развивающие и воспитательные функции данного урока.

Планировка учебного материала

Находим литературу по теме, если материал новый для учащихся необходимо найти полную информацию - вузовский учебник, первоисточник (монография), научно-популярное издание, энциклопедическое издание. Из доступного материала отбираем только тот, который наиболее просто и доходчиво объясняет тематику урока.

Лучше всего делать подборку учебных заданий по следующим критериям:

  • обучение новому материалу
  • воспроизведение
  • применение полученных знаний в новой ситуации
  • применение полученных знаний в незнакомой ситуации
  • творческий подход

Учебные задания необходимо упорядочить, лучше всего для учащихся будет подборка - «от простого к сложному».

Составление трех наборов заданий:

  • задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;
  • задания, помогающие осмыслить материал учащимися;
  • задания помогающие закрепить материал.

Изюминка урока

Хороший урок должен содержать задания и материал, которые могут вызвать изумление, восторг, удивление учеников. Это может быть интересный факт, удивительное открытие, познавательный опыт, нестандартный подход к уже существующим и кажущимся обычными ситуациям. Посёрфите Интернет, поспрашивайте своих коллег на форумах и тематических сайтах. Наверняка найдете что-то интересное.

После того как нужный и интересный материал найден, нужно его правильно сгруппировать, продумать последовательность работы с ним, подготовить к уроку. Необходимо найти именно такую форму преподнесения материала, которая вызовет активную работу на уроке, исключит пассивное восприятие нового.

Планировка контроля деятельности и занятости учеников на уроке

При подготовке урока вам нужно решить для себя: что контролировать; как контролировать и как использовать результаты контроля. Не забывайте, что чем чаще контролируется работа учащихся, тем легче увидеть ошибки и затруднения, и показать, что вы, как учитель, всерьез заинтересованы их работой.

Подготовка класса

Перед началом урока нужно подготовить все необходимые для урока наглядные пособия, приборы, дополнительную литературу и т.д. Материал можно записать заранее (скажем, на перемене или если есть «окно» перед уроком) на классную доску в виде схем, таблиц или структурированного конспекта, с выделением особо сложных или значимых пунктов.

Подготовка домашнего задания

Не забудьте заранее продумать домашнее задание. Старайтесь соригинальничать, придумайте эмпирические задания, для выполнения которых ребятам нужно будет использовать не только учебники, а, к примеру, опросить домашних или экспериментировать с домашними вещами. Подготовьте рекомендации для выполнения домашнего задания и дополнительный материал для домашнего изучения.

Ну и конечно же, не мне вам говорить, что для правильно спланированного, хорошего урока нужно составить конспект урока. Не расстраивайтесь, если вы не уложитесь в намеченный план. Просто проанализируйте урок после его проведения и решите, на что лучше делать акцент, а что - не так уж и важно.

Как сделать процесс обучения легким и интересным.

Все мы знаем о том, что учиться полезно, без диплома сложнее найти работу, а дополнительные курсы повышают шанс получить хорошее место. Но иногда не хватает даже самой сильной мотивации. Мы устаем, зубрежка надоедает, а на улице отличная погода, и хочется все бросить и уйти гулять. Ниже вы найдете способы подстегнуть свое трудолюбие и сделать процесс обучения не таким пресным.

1.​ Превратите задачи в квест

Когда впереди долгая кропотливая работа: курсовая, подготовка к экзаменам или выполнение большого количества домашней работы, - хочется бросить, даже не начиная. Разум пасует из-за того, что дело слишком масштабное, и кажется, что его просто невозможно выполнить.

С этим можно справиться, если превратить учебу в квест - серию мелких, связанных друг с другом заданий. Разбейте всю работу на отдельные задачи . Они должны быть небольшими, каждая - с четкой, понятной целью: найти нужную главу, прочитать пять страниц, сделать конспект и т. д. А дальше нужно будет лишь планомерно продвигаться от одной задачи к другой.

Как правило, человек замечает начало и конец работы, а не сам процесс. Разбивая дело на мелкие части, вы создаете у себя постоянное ощущение движения вперед. Отмечайте - мысленно, а лучше на бумаге или в телефоне - завершение очередного дела из списка. Удовлетворение от выполнения задачи подстегнет вас поскорее взяться за новую, и вы сами не заметите, как трудная работа останется позади.

2.​ Используйте для учебы игры

Современные технологии подарили нам множество способов сделать обучение интереснее. Вместо того, чтобы корпеть над скучными таблицами и схемами, можно поискать ту же информацию в виде инфографики или видеолекций. Для запоминания иностранных слов используйте игры и приложения с карточками. Многие нужные для учебы факты можно запомнить, проходя тематические викторины.

Если ваш предмет слишком специфический, вы можете сами придумать для себя обучающую игру наподобие уже существующих. Можно играть на время, стараясь как можно быстрее назвать 100 неправильных глаголов; можно стараться без ошибок записать 10 формул по физике или перечислить по порядку понтификов. Отнеситесь к изучаемому предмету чуть менее серьезно, и выполнение самых скучных заданий станет веселее.

3.​ Вознаграждайте себя


Когда не хватает внутренней мотивации, на помощь придет внешняя.
Договоритесь с родителями или пообещайте себе сами награду за выполнение скучного или неприятного задания. В зависимости от его сложности это могут быть совершенно разные вещи - от конфеты до нового телефона или поездки в другой город.

Придумайте подходящую для вас методику. Вы можете назначать поощрения за выполнение даже самых маленьких дел, чтобы вдохновить себя на решение задач, или создать целую систему наград с накапливающимися баллами, которые затем будут тратиться на крупные призы.

Такой метод создает у вас постоянное положительное подкрепление. Особенно хорошо он работает, когда задача слишком масштабная, а результат будет нескоро или цель нелегко вычленить. Сложно каждый раз напоминать себе, что необходимо сдать ненавистный предмет хотя бы на минимальные баллы, потому что иначе не получишь аттестат. Мотивация «если сделаешь сегодня домашнюю работу по алгебре, то получишь пирожное» гораздо проще и нагляднее.

4.​ Создайте вдохновляющую атмосферу

Любимым делом можно заниматься в полумраке, скрючившись на захламленном диване. Но если вы садитесь за выполнение скучного домашнего задания, неприятная обстановка только усилит нежелание работать.

Попробуйте выйти на улицу и позаниматься в парке или обустройте себе уютное рабочее пространство. Купите удобные и красивые письменные принадлежности, выберите забавные тетради и блоки с разноцветными листами. Если учеба не идет, не заставляйте себя сидеть в положенном месте, придумайте что-то новое, вплоть до самых неожиданных вариантов: заучивать стихи в ванной может быть и странным, но такая перемена обстановки способна подстегнуть вашу память.

Не забывайте и о том, чтобы все необходимые предметы были под рукой. Когда вам не приходится постоянно отвлекаться, чтобы найти нужную книгу или запись, работа идет лучше.

5.​ Визуализируйте

Используйте для обучения наглядные методы. Записывайте слова или формулы на отдельных карточках, рисуйте картинки и блок-схемы, чтобы лучше разобраться в новом материале. Возьмите на вооружение технику «ментальных карт» , которая позволяет разбить большой массив информации на отдельные понятные элементы. Ее можно использовать как для структурирования школьных заданий, так и для визуального представления запутанного упражнения или главы в учебнике.

Делайте заметки во время лекций или объяснения учителя, выделяйте разноцветными маркерами самую важную информацию - все это поможет сразу хорошо запомнить материал, а в дальнейшем лучше ориентироваться в конспектах.

6.​ Учитесь вместе

Даже самую трудную работу выполнять веселее, когда делаешь ее с компанией друзей. Если вы объединяетесь с кем-то, сложнее увильнуть от выполнения заданий или уговорить себя на время отложить их. Вы также можете использовать сильные стороны друг друга, и тогда тот, кому лучше дается определенный вид работы, быстро объяснит ее остальным. Например, один следит за выполнением заданий по русскому, другой - по алгебре, третий помогает выучить биологию и т.д.
Единственное, за чем нужно жестко следить, - это то, чтобы действительно заниматься, а не переходить на обсуждение личной жизни или компьютерных игр.

7.​ Устройте соревнование

Конкуренция - отличный способ подстегнуть себя, вдохновить на более качественную и упорную работу. Поспорьте с другом, кто быстрее выполнит домашние задания или подготовится к экзамену, кто получит большее количество баллов на ЕГЭ или лучше напишет курсовую. Можно соревноваться и с разными списками целей - кто успешнее или скорее завершит свой список.

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!