Эпидемический процесс. Противоэпидемические мероприятия Что включает в себя эпидемический процесс

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (греческий epidemos распространенный среди народа) - процесс распространения заразных болезней в человеческом обществе, заключающийся в формировании цепи эпидемических очагов, последовательно возникающих один из другого. Эпидемический процесс является основным объектом, изучаемым эпидемиологией (см.).

Эпидемический процесс возникает и в последующем поддерживается только при наличии и взаимодействии трех факторов (элементов, звеньев): источника возбудителя инфекции (больной человек или животное, человек или животное - носитель возбудителя); путей и факторов, обеспечивающих передачу возбудителя инфекции от зараженного организма здоровому (например, вода, пищевые продукты, предметы быта, кровососущие членистоногие); восприимчивости населения к данной инфекции (см. Инвазия , Инфекция). Обеспечивая непрерывную смену генераций возбудителя, эпидемический процесс обусловливает существование возбудителя как вида.

Однако эти, хотя и основные, факторы эпидемического процесс а сами по себе еще не являются ни самим эпидемическим процессом, ни его движущими силами. Движущими силами они становятся лишь тогда, когда в их взаимодействие включаются социальные и природные условия, точнее, когда это взаимодействие опосредуется соответствующими социальными и природными условиями, которые в разных сочетаниях могут стимулировать или угнетать развитие эпидемического процесса.

Определяющее влияние на эпидемический процесс оказывают социальные условия, такие как характер экономической деятельности и материальная обеспеченность населения, характер общения людей, плотность населения, уровень благоустройства населенных пунктов, условия труда и быта, санитарно-гигиенические навыки, пути сообщения, массовые передвижения людей, войны, голод, состояние здравоохранения. Например, рациональное водоснабжение (см.), канализация (см.) и очистка населенных мест (см.) при соблюдении населением санитарно-гигиенических норм и правил способны значительно снизить заболеваемость кишечными инфекциями. Огромное влияние на характер и интенсивность эпидемического процесса при многих ранее широко распространенных заразных болезнях оказывают мероприятия, направленные на создание максимально полной иммунной прослойки среди населения, то есть воздействие на третий фактор эпидемического процесса - восприимчивость. В нашей стране иммунопрофилактика твердо регламентирована, существует календарь профилактических прививок (см. Иммунизация), благодаря чему резко снизилась заболеваемость дифтерией (см.), коклюшем (см.), корью (см.), полиомиелитом (см.) и многими другими заразными болезнями. Опыт СССР в проведении массовой иммунопрофилактики, обеспечившей, в частности, ликвидацию заболеваемости натуральной оспой в нашей стране к 1936 году, был использован ВОЗ при организации программы искоренения оспы в масштабе земного шара, что завершилось полной победой над этой грозной инфекционной болезнью (см. Оспа натуральная).

Инфекции, возбудители которых передаются воздушно-капельным путем, распространяются наиболее быстро, поражая зачастую (как, например, грипп) за короткий срок во многих странах и континентах массу людей, восприимчивых к ним. При болезнях, характеризующихся фекальнооральным механизмом передачи возбудителя, эпидемический процесс обычно протекает менее интенсивно. Однако при наличии большого числа источников инфекции или массивного загрязнения воды или пищевых продуктов возбудителем болезни возможно возникновение крупных эпидемий кишечных инфекций, распространяющихся на значительные территории.

Интенсивность эпидемического процесса характеризуется уровнем заболеваемости и в зависимости от частоты случаев той или иной инфекционной болезни в данной местности за определенный период времени оценивается как спорадическая заболеваемость (см.), эпидемия (см.) или пандемия (см.). Термин эндемия (см.) не связан с интенсивностью эпидемического процесса, а обозначает постоянное наличие в данной местности заболеваний людей определенной болезнью. При отдельных инфекционных болезнях интенсивность эпидемического процесса и его динамика с характерным чередованием подъемов и спадов заболеваемости как в течение одного календарного года (явление сезонности), так и с интервалом в несколько лет (явление периодичности) достаточно типичны. Не менее характерно и вовлечение в эпидемический процесс тех или иных преимущественно поражаемых возрастных и профессиональных групп населения.

Учение об эпидемическом процессе, являясь основой эпидемиологии (см.), постоянно развивается и совершенствуется. В настоящее время значительное внимание уделяется изучению закономерностей распространения заразных болезней, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами (см.), и медленных вирусных инфекций (см.).

Основными методами изучения эпидемического процесса являются эпидемиологические наблюдение и эксперимент. При оценке эпидемического процесса используют ряд обобщенных эпидемиологических показателей: интенсивные показатели (заболеваемость, летальность, смертность), характеризующие степень развития эпидемического процесса с количественной стороны; экстенсивные показатели - распределение всего изучаемого явления по отдельным группам в соответствии с тем или иным признаком: например, разделение всех учтенных случаев заболевания брюшным тифом на три группы в зависимости от фактора передачи возбудителя болезни (вода, пищевые продукты, предметы обихода), распределение больных по тяжести течения болезни.

Основным показателем, характеризующим интенсивность течения эпидемического процесса, является заболеваемость (см.). Этот показатель используют для оценки уровня и характера распределения случаев заболеваний в пределах изучаемой территории, для определения частоты возникновения заболевания в разных возрастных и профессиональных группах населения. Наряду с этим при анализе эпидемического процесса используют показатели очаговости и тяжести клинического течения болезни, данные об источниках и путях распространения инфекции (см. Эпидемиологические индексы). Для определения явлений сезонности и периодичности показатели заболеваемости изучают в динамике - по месяцам в пределах одного календарного года или по годам в пределах нескольких лет. При изучении действия какого-либо противоэпидемического фактора, например, влияния профилактической иммунизации (см.) на интенсивность эпидемического процесса, сравнивают показатели заболеваемости в равных по количественной, возрастной и другим характеристикам группах населения, подвергнутого иммунизации и неиммунизированного.

В последнее время в отечественной литературе, посвященной эпидемиологии, обсуждается положение о саморегуляции эпидемического процесса. При этом эпидемический процесс фактически рассматривают как биологическое явление и, следовательно, уподобляется эпизоотическому процессу. Не исключено, что на заре развития человечества механизмы саморегуляции эпидемические процессы были аналогичны тем, которые наблюдаются при развитии эпизоотий в популяции животных. Однако по мере социально-экономических преобразований общества эпидемический процесс приобретал последовательно возраставший социальный характер, наряду с чем столь же последовательно уменьшалось значение механизмов его естественной регуляции. В историческом плане очевидно, что интенсивность воздействия социального фактора на закономерности распространения различных антропонозов, то есть на эпидемический процесс, а значит, и на механизмы его регуляции, последовательно возрастала по мере перехода от одной общественно-исторической формации к другой. Так, в период перехода от феодального строя к капиталистическому на фоне повсеместного бурного развития неблагоустроенных в санитарно-гигиенические отношении крупных поселений, массовой миграции населения и развития международной торговли постоянно возникали опустошительные эпидемии не только антропонозов, передающихся воздушно-капельным путем (например, натуральной оспы), но и инфекций с более сложным (фекально-оральным или трансмиссивным) механизмом передачи (например, брюшного и сыпного тифов). Практически эти эпидемии затухали лишь со значительным уменьшением числа восприимчивых к данной инфекции людей вследствие их гибели или перенесения болезни.

В последующем общественные мероприятия по наращиванию эффективности комплекса санитарно-профилактических мер, благодаря которым резко снизилась или полностью была исключена активность путей и факторов передачи возбудителей ряда заразных болезней и обеспечена невосприимчивость населения ко многим из них, фактически заместили саморегуляцию эпидемического процесса. Примером радикального воздействия на механизмы регуляции эпидемического процесса при натуральной оспе является ликвидация ее возбудителя как вида в масштабе всей планеты, достигнутая с помощью рациональной иммунопрофилактики. Способность общества ликвидировать заразную болезнь - дополнительный аргумент в пользу того, что эпидемический процесс при антропонозах глубоко социален по своей сути.

Библиогр.: См. библиогр. к ст. Эпидемиология .

П. Н. Бургасов, А. А. Сумароков.

По мере развития эпидемиологии постепенно расширялись и углублялись знания о том, как развивается эпидемический процесс при различных группах заболеваний. Так при антропонозных инфекциях эпидемический процесс и процесс сохранения возбудителя как биологического вида протекает в единстве. В организме животных и во внешней среде возбудители этой группы болезней погибают и, следовательно, эпидемический процесс при антропонозах есть цепь связанных заражением инфекционных состояний людей.

В настоящее время механизм развития эпидемического процесса рассматривают применительно к элементам классической эпидемиологической триады: источник инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм.

Источником инфекции принято называть - зараженный организм человека или животного, который служит местом естественной жизнедеятельности, т.е. обитания, размножения и накопления возбудителя и от которого может произойти последующее заражение. Вместе с тем, признание сапронозной природы некоторых возбудителей дает основание называть источником возбудителя абиотические объекты внешней среды, в которых естественно обитают, размножаются и накапливаются возбудители сапронозов. Таким образом, в отдельных случаях объекты внешней среды может быть автономными источниками заражения.

В методическом плане целесообразно дифференцировать понятие источника инфекции на:

дополнительные- зараженный организм человека или животного, который не является естественной средой обитания, но служит временной средой размножения возбудителя, которым могут инфицироваться здоровые люди. Такие источники инфекции не способны обеспечить существование возбудителя как биологического вида и соответственно, инфекционной болезни как нозологической формы;

  • б) источники инфекции антропонозов, зоонозов; источники заражения сапронозами.
  • в) варианты взаимодействия возбудителя и организма человека, называемые категориями источников инфекции
  • - при антропонозах:
    • 1. По манифестности,:
      • (1) манифестные / бессимптомные;
    • (2) острые / хронические;
    • (3) типичные / атипичные;
    • (4) непрерывно протекающие / рецидивирующие.
  • 2. По срокам заразительности: (1) инкубационный период;
  • (2) начало заболевания;
  • (3) разгар заболевания;
  • (4) реконвалесценция;
  • (5) переболевшие.
  • 3. По характеру заразительности: при этом рассматриваются каким образом возбудитель попадает в организм, что с ним происходит в организме, где в конечном итоге он локализуется (основная локализация возбудителя) и каким образом выделяется в окружающую среду. Практическое значение при этом имеют выделения больного и степень их опасности для окружающих.

г) Зоонозные инфекции у животных в основном протекают бессимптомно, поэтому при зоонозах целесообразно выделить категории источника инфекции в зависимости от групп животных, с которыми человек имеет разные связи. Ими могут быть дикие, домашние, синантропные животные.

Заболевания, основными источниками которых являются дикие животные называются природноочаговыми. Очаги заболеваний, основными источниками которых являются домашние животные или синантропные грызуны, называются антропургическими.

Механизм передачи реализуется через три стадии:

  • 1. Стадию выделения возбудителя из зараженного организма. Реализуется она при физиологических актах, а активизируется при патологических реакциях;
  • 2)Стадия пребывания возбудителя во внешней среде.
  • 3)Стадия внедрения в восприимчивый организм.

Вторая и третья стадия реализуется через факторы передачи - элементы внешней среды. Факторы передачи, на которые возбудитель попадает при реализации первой стадии механизма передачи, называются первичными. Факторы передачи, доставляющие возбудитель в зараженный организм, называются конечными. В отдельных случаях выделяют промежуточные факторы - доставляющие возбудитель с промежуточных факторов на конечные. Можно выделить 6 обобщенных элементов внешней среды, выполняющих функции факторов передачи: воздух, живые переносчики, вода, пища, предметы обстановки, почва.

Совокупность факторов передачи, обеспечивающих перенос возбудителя от источника инфекции к окружающим людям, называют путем передачи. Один и тот же механизм передачи может быть реализован разными путями.

Исходя из закона соответствия локализации возбудителя определенному механизму передачи при антропонозных заболеваниях эволюционно сформировались 4 механизма передачи: аэрозольный, фекально-оральный, трансмиссивный, контактный. В составе каждого можно выделить определенные пути: в аэрозольном - капельковый, капельно - ядрышковый, пылевой; в фекально-оральном - пищевой, водный и контактный; в трансмиссивном - эволюционный - живые переносчики, искусственный - через препараты крови и при парентеральных вмешательствах; в контактном -непосредственный и опосредованный через различные предметы.

Таким образом,

Совокупность факторов передачи - путь передачи; совокупность путей передачи - механизм передачи; совокупность ИИ, МП, ВО- механизм развития эпидемического процесса.

Третьим элементом эпидемиологической триады является восприимчивость организма, под которой понимается свойство организма отвечать на внедрение возбудителя инфекционным процессам в различных формах его проявления.

Классификация восприимчивости.

Степень восприимчивости зависит от индивидуальной реактивности организма, определяемой неспецифическими - резистентность и специфическими - иммунитет факторами защиты, которые в совокупности с дозой и вирулентностью возбудителя обуславливают конкретные формы проявления инфекции.

"новых" или малоизученных инфекционных заболеваний.

Совокупность естественных хозяев, обеспечивающих существование, развитие и сохранение популяции возбудителя как биологического вида, называется резервуаром инфекции .

При антропонозах источником возбудителя являются:

а) больные острой и хронической формами инфекции;

б) реконвалесценты;

в) лица с бессимптомной инфекцией – транзиторные или «здоровые» носители возбудителя, сравнительно быстро освобождающиеся от него, а также носители, длительно выделяющие возбудитель, например, при гемоконтактных вирусных антропонозах;

г) лица с латентной или дремлющей инфекцией, которые начинают выделять возбудитель (становятся источником инфекции) при рецидивах давно перенесенных заболеваний (сыпной тиф, туберкулез, опоясывающий лишай, герпетические инфекции, уреоплазмоз, хламидиоз и др.).

Вышеназванные категории источников инфекции могут различаться по вирулентности выделяемых ими возбудителей. Так, известно, что острые больные со средне-тяжелым и тяжелым течением заболевания выделяют в большом количестве преимущественно высоковирулентный возбудитель, а лица с легким течением заболевания или переносящие бессимптомную инфекцию – выделяют в меньшем количестве и маловирулентный возбудитель, который в последующем только в организме восприимчивого хозяина может селективно трансформироваться в высоковирулентный.

Источники инфекции при разных инфекционных болезнях характеризуются различными сроками заразительности. При большой группе инфекций больные выделяют возбудитель с начала заболевания до полного выздоровления, при ряде других инфекций – только в остром периоде (корь). Есть инфекции, при которых выделение возбудителя начинается уже со второй половины или в конце инкубационного периода, продолжается в течение всего периода заболевания и затем долгое время после выздоровления (дифтерия, гемоконтактные инфекции). Однако есть и такие инфекции, при которых сроки заразительности больных смещены вправо: они начинают выделять возбудитель с 3-5-го дня заболевания (натуральная оспа), с 6-7-го дня (брюшной тиф) или через 1-2 месяца и позже (туберкулез).

При некоторых инфекциях у лиц с иммунодефицитным состоянием после выздоровления может сформироваться острое (продолжительностью до 3-х месяцев) или хроническое (продолжительностью более 3-х месяцев) реконвалесцентное носительство возбудителя. У них возможны рецидивы заболевания.

Поэтому переболевшие острыми диарейными кишечными инфекциями, брюшным тифом, холерой, туберкулезом, сифилисом, вирусными гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией, урологическими инфекциями и малярией подлежат взятию на учет и диспансерному наблюдению.

Даже заболев, такой человек, как правило, остается неопасным для других людей (бруцеллез, сибирская язва, лептоспироз, бешенство, туляремия, клещевой энцефалит, иксодовый клещевой боррелиоз и др.) или слабо заразительным (сальмонеллез). Однако возбудители некоторых зоонозов могут временно циркулировать среди людей, в результате чего заболеваемость может принять эпидемических характер (легочная форма чумы, арбовирусные инфекции – желтая лихорадка, японский энцефалит, москитная лихорадка и др.). Возбудители этих инфекций среди людей распространяются с помощью своих естественных переносчиков, или – при легочной форме чумы – воздушно-капельным путем. Однако циркуляция возбудителей зоонозов в человеческой популяции (без постоянного поступления из популяций естественных хозяев) всегда носит временный характер, поскольку человек не является естественной средой обитания возбудителей зоонозов и при пассаже через организм людей эти возбудители, как правило, постепенно теряют свою вирулентность.

При зоонозах резервуаром и источником инфекции выступают:

1) домашние (сельскохозяйственные) животные и птицы;

2) синантропные грызуны и птицы, обитающие в населенных пунктах, городах (вблизи человека);

3) дикие животные и птицы.

Такое понятие, как "эпидемический процесс", начало употребляться с начала 19 столетия. Одно из ранних представлений о данном явлении было сформулировано Озанамом в 1835-м году. Далее целый ряд ученых занялись развитием идеи. Сам термин "эпидемический процесс" был введен Громашевским в 1941 году. Далее Беляков уточнил содержание определения. Позже им же было выдвинуто положение о саморегуляции в эпидемическом процессе.

Разделы

Из всего три. Различают следующие разделы эпидемического процесса:

  • Условия и причина.
  • Механизм развития эпидемического процесса.
  • Проявления.

Первый раздел раскрывает сущность процесса. В нем отражены внутренние причины формирования и условия, в рамках которых он протекает. Систематизация сведений этого раздела дает возможность в общих формулировках ответить на вопрос о том, каковы основы эпидемиологии. В клинической медицине - в сфере, где на организменном уровне осуществляется исследование патологических состояний, - аналогичный раздел носит название "этиология". Второе звено отражает ход формирования явления. В этом разделе дается ответ на вопрос о том, каким образом оно начинается. В клинической медицине аналогичная сфера носит название "патогенез".

В третьем разделе раскрыты проявления, которыми сопровождается эпидемический процесс; систематизируются сведения, отражающие признаки явления. В клинической медицине аналогичный раздел именуется семиотикой. Далее рассмотрим категории более подробно.

Условия и причины

Взаимодействие возбудителя и организма человека протекает в пространстве и времени непрерывно. Существуют различные факторы эпидемического процесса. К ним относят, например, биологические. Эти факторы эпидемического процесса формируют причины, по которым начинается патологическое взаимодействие. Существует также и вторая категория. Природные и социальные факторы обеспечивают регулирование условий, при которых протекает процесс. Взаимодействие возможно исключительно при наличии причины и условий.

биологического характера

Социальные силы

К этим факторам относят комплекс общественных условий, которые способствуют либо препятствуют ходу эпидемического процесса. Среди них выделяют:

  • Санитарное обеспечение населенных пунктов.
  • Активность жителей.
  • Социальное развитие.

Активность населения

Санитарное благоустройство

Его уровень непосредственно влияет на интенсивность, с которой протекает эпидемический процесс. В понятие санитарного благоустройства входит частота сбора и удаления пищевых и твердых отходов. Также к нему относят состояние систем водоотведения и водоснабжения.

Социальный прогресс

Уровень производственного и общественного развития обладает опосредованным влиянием на условия, в которых протекает эпидемический процесс. При этом он может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие. Примерами первого можно считать улучшение питания и качества жизни населения и, как следствие, повышение иммунитета жителей, а также изменения в культуре поведения, гигиеническом воспитании, технологический прогресс. Отрицательное влияние проявляется в увеличении числа наркоманов и алкоголиков, изменениях в сексуальной культуре (распространение вирусного гепатита, ВИЧ-инфекции), ухудшениеи экологических условий, ослаблении защитных сил организма.

Природные условия

К этим факторам относят абиотические и биотические компоненты. Последние представляют собой элементы живой природы. В качестве примера регулирующего воздействия биотических компонентов можно привести изменение в интенсивности хода эпидемического процесса на фоне разной численности грызунов при инфекциях природно-очагового типа. При трансмиссивных зоонозах миграции и количество членистоногих обладают регулирующим влиянием на выраженность явления. К абиотическим компонентам относят ландшафтные географические условия и климат. К примеру, при приближении к экватору повышается многообразие патологий.

  • Источник возбудителя.
  • Механизм передачи.
  • Восприимчивый организм.

Последние звенья эпидемического процесса имеют свою классификацию.

Источник возбудителя

Он представляет собой зараженный человеческий, животный либо растительный организм. От него может происходить инфицирование восприимчивых людей. Комплекс источников формирует резервуар. Для антропонозов в качестве возбудителя выступает человек, у которого присутствует бессимптомная либо манифестная форма патологии, для зоонозов - животные (дикие, синантропные или домашние). А для сапронозов это будут абиотические элементы окружающей среды.

Передача возбудителя

1. Аэрозольный путь. Он включает в себя следующие способы:

Воздушно-капельный (так передается ОРВИ, менингококковая инфекция);

Воздушно-пылевой (по этому пути проходят возбудители туберкулеза, скарлатины).

2. Фекально-оральный способ. К нему относят такие пути, как:

Контактно-бытовой;

Пищевой.

3. Контактный путь. Он включает в себя прямой и непрямой способы передачи.

4. Трансмиссивный путь. К этой категории относят такие способы, как:

Искусственный (связан с медицинскими манипуляциями: ассоциированный с операцией, инъекционный, трансплантационный, трансфузионный, обусловленный диагностическими процедурами);

Естественный (при контаминационном типе возбудитель выделяется с экскрементами переносчика, при инокуляционном - вводится со слюной).

Дополнительная классификация

  • Выделение из организма-переносчика.
  • Пребывание во внешней среде.
  • Проникновение в предрасположенный к патологии организм.

Восприимчивость

  • Индивидуальную (фено- и генотипическую).
  • Видовую.

Иммунитет выступает в роли специфического ответа на проникновение чужеродного агента. Устойчивость (резистентность) является комплексом защитных реакций неспецифического типа.

Характеристика эпидемического процесса

Интенсивность

Спорадическое распространение свойственно определенному коллективу, сезону, территории. Эпидемическая заболеваемость представляет собой временное увеличение уровня зараженности. Последующая классификация в этом случае осуществляется в соответствии с временными и территориальными параметрами. Эпидемическая вспышка представляет собой кратковременное усиление заболеваемости в рамках конкретного коллектива. Продолжается она на протяжении одного-двух Эпидемия является повышением уровня заболеваемости до области или региона. Как правило, она охватывает один сезон в году. Пандемия характеризует уровень заражения, продолжающегося в течение нескольких лет или десятилетий. Распространяется патология в данном случае на континенты.

Неравномерность проявления

Она может касаться территорий, времени, групп населения. В первом случае в основе классификации лежит зона распространения резервуара. В частности, выделяют:

  • Глобальный ареал. В этом случае взаимодействие осуществляется между человеком и резервуаром антропонозов.
  • Региональный ареал - это природно-очаговые зоонозы.

Неравномерность по времени:

  • Цикличность.
  • Сезонность.
  • Нерегулярность подъемов заражения.

Неравномерность по группам населения классифицируется по эпидемически значимым и формальным признакам. К последним относят группы:

  • Возрастные.
  • Профессиональные.
  • В зависимости от места жительства (городская или сельская местность).
  • Неорганизованные и организованные.

Распределение в соответствии с эпидемически значимыми признаками проводится на основании логических умозаключений специалистов. Оно может включать разные факторы, такие, например, как привитость.

Социально-экологическая концепция

Иерархическая структура

Она отличается многоуровневым характером и включает в себя несколько соподчиненных слоев:

Высшим в структуре эпидемического процесса считается соцэкосистемный уровень, в который экосистема входит в качестве одной из внутренних подкатегорий. Вторая представлена в виде социальной организации общества. В качестве причины появления и дальнейшего развития эпидемического процесса выступает именно взаимодействие этих двух подсистем. При этом явления в экоструктуре регулируются посредством социального подразделения.

Пример

В феврале 2014 года в Гвинее началась эпидемия Эбола. Продолжается она и по сей день. При этом эпидемия Эбола вышла за пределы государства и распространилась на прочие страны. В зону заражения вошли, в частности, Сьерра-Леоне, Либерия, США, Сенегал, Мали, Испания, Нигерия. Данный случай уникален, поскольку заболевание началось впервые в Западной Африке. Врачи в странах, куда распространилась патология, не имеют опыта борьбы с ней. Ситуацию усугубляет вероятность возникновения паники среди населения вследствие дезинформации. На помощь гвинейскому правительству были направлены средства и персонал различными международными и национальными организациями. В частности, содействие оказывали: Центр эпидемиологии США, России, Роспотребнадзор, Европейская комиссия. Помощь отправило и Экономическое сообщество государств На территории Гвинеи работала лаборатория эпидемиологии. Специалисты собирали и анализировали информацию о заболевании. Центр эпидемиологии оказывал поддержку населению, изолировал зараженных от здоровых жителей. Как отмечал гендиректор ВОЗ Кейдзи Фукуда, случившаяся вспышка стала сильнейшей из всех в практике.


История развития человечества - это история войн, революций и эпидемий. От инфекционных болезней погибало значительно больше людей, чем на полях сражений. В Средние века (VI – ХI века) от эпидемий чумы, натуральной оспы вымирали целые города. В Константинополе от чумы ежедневно умирало более 1000 человек. В период крестовых походов (в У1 веке) с миграционными потоками людей в Европу из Азии была занесена страшная инфекционная болезнь – проказа. Именно в связи с этим заболеванием была впервые применена такая мера противоэпидемических мероприятий, как изоляция (изоляция прокаженных в монастыре св. Лазаря). Во время похода Наполеона в Сирию от чумы умерло больше воинов, чем от боевых действий. В 1892 году в Индии во время эпидемии чумы погибло 6 млн. человек.

Вторая половина ХХ столетия отмечена значительным снижением как заболеваемости, так и смертности по причине инфекционных болезней. Этот факт обусловлен повсеместным внедрением антибиотиков и развитием прививочного дела. Однако после продолжительного спокойного периода вновь стал отмечаться рост различных форм инфекционных заболеваний: респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, энтеровирусные инфекции и др.), кишечных инфекций (сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит и пр.), венерических болезней (сифилис, гонорея, СПИД), разнообразных детских инфекционных заболеваний.

Обострившаяся ситуация с инфекционными заболеваниями заставляет активизировать профилактическую работу среди населения. Большая роль в этом направлении принадлежит педагогам. Поэтому учителю необходимы знания об инфекционных заболеваниях: о возбудителях, причинах распространения, проявлениях и методах профилактики. Для профилактики распространения инфекционного заболевания большое значение имеет повседневное общение педагога с учащимися. Хорошо зная детей в классе, учитель способен вовремя обнаружить первые признаки начинающегося заболевания по ряду признаков: изменение поведения, настроения, самочувствия ребенка, появление сыпи, изменение цвета кожи и пр. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны. Поэтому знания эпидемиологии, клиники и профилактики инфекционных заболеваний будут полезными для образованного человека, занимающегося педагогической деятельностью, пропагандирующего здоровье и здоровый образ жизни.

Мониторинг инфекционной заболеваемости среди детей РФ свидетельствует о росте распространенности этой группы заболеваний среди детей от 0 до 14 лет за последние 5 лет: с 2575,3 до 3072,8 на 10 000 населения.

Понятие об инфекционном процессе.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ - это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами, бактериями и простейшими.

Сущность инфекционных болезней - вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем макроорганизма (организма человека) и микроорганизма + влияние внешней среды, которая может способствовать или препятствовать возникновению болезни (например низкая температура воздуха способствует распространению гриппа и других респираторных инфекций, а высокая температура – препятствует).

Инфекционная болезнь это-

1 это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами и бактериями

2 это проникновение в организм человека, вирусов, бактерий и простейших.

Это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами, бактериями и простейшими.

Взаимодействие возбудителя и макроорганизма не обязательно и далеко не всегда приводит к заболеванию.

Проникновение инфекции в организм называется – инфицирование. Инфицирование не всегда приводит к заболеванию.

Что такое инфицирование?

Проникновение инфекции в организм

2 удаление инфекции из организма в окружающую среду

3 размножение инфекции в организме

ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

Формы взаимодействия инфекционного агента с организмом человека могут быть различными. Описано несколько форм взаимодействия.

1. Манифестные т.е. проявляющиеся внешне в виде признаков, симптомов.

К манифестным относятся острая и хроническая форма течения заболевания.

Общими свойствами острой формы манифестной инфекции являются непродолжительность пребывания возбудителя в организме больного и формирование в той или иной степени невосприимчивости к повторному заражению соответствующим возбудителем.

Эпидемиологическое значение острой формы манифестной инфекции очень велико, что связало с большой интенсивностью выделения больными микробов-возбудителей в окружающую среду и, следовательно, с их высокой зарази­тельностью. Некоторые инфекционные болезни протекают всегда только в острой форме (скарлатина, грипп, чума, оспа), другие - в острой и хронической (бруцеллез, ангина, вирусный гепатит, дизентерия).

Хроническая форма инфекции харак­теризуется длительным пребыванием возбудителя в организ­ме, медленным выведением возбудителя из организма и периодическими обострениями заболевания.

Какие формы взаимодействия инфекции с организмом человека называются манифестными?

1 носительство инфекции 2 хроническая 3 острая

Какая форма взаимодействия инфекции с организмом человека называются скрытой?

1 носительство инфекции 2 хроническая 3 острая

ВАЖНЕЙШИЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ

К важнейшим свойствам микроорганизма способного вызывать инфекционный процесс, относят

Патогенность,

Вирулентность,

Инвазивность,

Токсигенность.

Патогенность или болезнетворность представляет собой способность микроба данного вида вызывать заболевание. Наличие или отсутствие этого признака позволяет классифицировать микроорганизмы на

патогенные т.е. способные вызывать заболевание у человека,

условно патогенные – которые способны вызывать заболевание лишь при особо благоприятных условиях (например при резко сниженном иммунитете у человека) и непатогенные (сапрофиты), которые никогда не вызывают заболевания у человека.

Для разных организмов патогенными являются разные микроорганизмы – например вирусы чумки для собак являются патогенными, а для человека – сапрофитами.

Вирулентность - это мера патогенности т.е. какое количество микробов должно проникнуть в организм, чтобы возникло заболевание.. Вирулентность микроорганизмов связана с инвазивностью (агрессивностью), т.е. способностью к проникновению в ткани и органы и распространению в них. Эта способность объясняется наличием у микробов факторов распространения, к которым относятся ферменты помогающие микроорганизмам проникать и распространяться по организму

Токсигенность микробов обусловлена способностью накапливать и выделять вещества ядовитые для человеческого организма- токсины. Различают два вида токсинов: экзо и эндотоксины. Экзотоксины по химической природе являются белковыми веществами, отличаются высокой специфичностью действия, избирательно поражают отдельные органы и ткани они выделяются микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности. Эндотоксины тесно связаны с микробной клеткой и освобождаются только при ее гибели, разрушении.

Инфекционная доза. Чтобы человек заболел, то есть чтобы возник инфекционный процесс, необходима соответствующая инфекционная доза, равная у разных возбудителей и разная для каждого человека. Например, минимальные дозы для туляремии – 15 живых палочек, сибирской язвы

Что такое патогенность микроорганизмов?

1 способность микроорганизмов накапливать и выделять вещества ядовитые для человеческого организма

2 количество микроорганизмов, которое должно проникнуть в организм, чтобы возникло заболевание

По кровеносным сосудам

По лимфатическим сосудам

Инфекция при внедрении в организм может оставаться в месте входных ворот, и тогда по организму распространяются продуцируемые токсины (дифтерия, столбняк, газовая гангрена).

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Варианты развития эпидемического процесса

1.Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний

2.Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3.Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком один или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4.Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватываю щей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5.Пандемия . Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ).

Выберите определение - природно-очаговое заболевание

Эпидемический очаг

Объект или территория, где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного-двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей.

2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболевания становятся источником распространения инфекции.

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повышенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, медицинские работники, педагоги и пр.).

Механизм передачи инфекции

Механизм передачи инфекции состоит из трех фаз:

1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушно-пылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки больного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь с капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемический паротит, скарлатина и др.

Воздушно-пылевой путь распространения инфекции, когда возбудители с потоками воздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерны для «летучих» вирусных инфекций (ветряная оспа, корь, краснуха и др.).

Фекально-оральный механизм заражения отличается тем, что при этом возбудители инфекции, выделяясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окружающую среду. Затем через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.),

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в таких случаях служит инфицированная кровь, различными путями проникающая в кровяное русло здорового человека. Заражение может произойти при переливании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразового пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, сифилис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся через укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуществляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные кожные заболевания и болезни, передающиеся половым путем, -- ЗППП).

Методы дезинфекции

7 Уничтожение возбудителей болезней называется…

1- дератизацией 2- дегазацией 3-дезинфекцией 4-дезактивацией

8 Уничтожение грызунов называется…

1- дератизацией 2- дегазацией 3-дезинфекцией 4-дезактивацией

9 Обсервация - это

Виды дезинфекции.

В практике различают два основных вида:

Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в семье, общежитии, детском учреждении, на железнодорожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится текущая и заключительная дезинфекция.

Текущая дезинфекция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы.

Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного, либо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной человек (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т. д.

2. Профилактическая дезинфекция выполняется 1 раз в сутки или 2 - 3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматических лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции.

Для дезинфекции применяются физические и химические методы обеззараживания.

К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение.

Химические методы дезинфекции осуществляются с применением химических препаратов, обладающих высокой бактерицидной активностью (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические моющие средства.

Биологические методы дезинфекции - это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например с помощью микробов-антагонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Для проведения очаговой текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5 %-й раствор хлоросодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях - 1,0 %, в очагах активного туберкулеза - 5,0 %. При работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблюдать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗМА

Факторы организма, защищающие его от агрессии микробов и препятствующие размножению и жизнедеятельности возбудителей, можно разделить на две большие группы:

1. Неспецифические и 2. Специфические, или иммунные, которые в

сумме составляют комплекс полученных наследственно и индивидуально приобретенных механизмов.

Спектр неспецифических защитных механизмов весьма широк.

Неспецифические факторы действуют против любой инфекции т.е. не избирательны.

К ним относятся:

1. Непроницаемость кожи для большинства микробов , обеспечивается не только ее механическими барьерными функциями, но и бактерицидными свойствами т.к. на поверхность кожи из крови выделяются вещества (иммуноглоьулины) губительно действующие на микроорганизмы. В самом организме на пути распространения инфекции также имеются преграды в виде тканевых барьеров – гисто-гематический барьер (между тканью и кровью) препятствует проникновению инфекции в кровь, гематоэнцефалический (между кровью и головным мозгом) препятствует проникновению инфекции из крови в головной мозг.

2. Кислотность и пищеварительные ферменты желудочного содержимого, губительно действуют на попавшие в желудок микроорганизмы

3. Нормальная микрофлора кишечника, препятствует приживлению патогенных микробов в организме (при применении антибиотиков часто нормальная микрофлора погибает и вместо кишечной палочки, бифидум, лактобактерий в кишечнике поселяются патогенные микроорганизмы – стафилококки и др. Это состояние называют дисбактериозом и назначают больному препараты колибактерин, бифидумбактерин, бификол, лактобактерин.

4. Самоочищение организма от инфекции-реснички респираторного эпителия, механически удаляющие пыль и возбудителей из дыхательных путей. При этом слизь, которую выделяют бронхиальные железы, с прилипшей пылью и микроорганизмами постепенно передвигается из более мелких бронхов в более крупные, поднимается по трахее, раздражает гортань и человек откашливается. Таким образом круглосуточно происходит самоочищение дыхательных путей. При повреждении реснитчатого эпителия бронхов (работа во вредных условиях, курение, вдыхание ядовитых веществ, острые вирусные респираторные заболевания, грипп и др.) слизь с пылью и микробами скапливается в бронхах, что способствует возникновению бронхита и пневмонии

Укажите неспецифические защитные факторы организма

1 интерферон 2 лимфоциты 3 самоочищение организма от инфекции

4 антитела 5 кислотность и пищеварительные ферменты желудочного содержимого

Строение иммунной системы

Иммунная система в организме человека одна из важнейших. Более того, на сегодняшний день она фактически является незаменимой.

Так же как и большинство других систем организма, она состоит из органов, тканей и клеток. Центральное место в ней занимают тимус , или вилочковая железа, костный мозг.

Какие органы иммунитета являются центральными?

1 красный костный мозг 2 лимфатические узлы 3 селезенка 4 тимус (вилочковая железа)

Периферическую систему составляют лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные образования по ходу кишечника.

И, наконец, есть клетки, которые выполняют непосредственную “черную” работу по очистке нашего организма от болезнетворных “вторжений”.

Клетки бывают трех типов: В - и Т-лимфоциты , а также так называемые макрофаги. Причем каждая группа этих клеток выполняет строго определенную функцию.

В-лимфоциты отвечают за синтез антител в случае “вторжения” в организм чего-то постороннего.

Виды иммунитета

Специфический иммунитет подразделяется на врожденный (видовой) и приобретенный.

Врожденный иммунитет присущ человеку от рождения, наследуется от родителей.

Приобретенный иммунитет возникает (приобретается) в процессе жизни и подразделяется на естественный и искусственный,

Естественный приобретенный иммунитет возникает после перенесения инфекционного заболевания: после выздоровления в крови остаются антитела к возбудителю данного заболевания.

Искусственный иммунитет вырабатывается путем специальных медицинских мероприятий - прививок, и он может быть активным и пассивным.

АНАТОКСИНЫ.

Это микробные токсины, специально обработанные для снижения их ядовитых свойств. При введении в организм иммунитет образуется против микробных токсинов. Они являются одними из наиболее эффективных и безопасных препаратов, используемых с целью активной иммунизации людей.

Для практических целей выпускают дифтерийный, столбнячный и стафилакокковый анатоксины.

СЫВОРОТКИ.

Сыворотки получают из крови животных, предварительно привитых, против какой либо инфекции. Они содержат готовые антитела и действуют в течение 1-2 недель после введения. Сывороточные препараты позволяют создавать пассивный иммунитет в очень короткие сроки, что особенно важно при экстренной профилактике заболеваний с коротким инкубационным периодом и лечении уже развившейся болезни. Так, после внутривенного введения сывороток состояние иммунитета наступает практически сразу же после иньекции. Антивирусные сыворотки в последнее время находят все более широкое применение, как для профилактики, так и лечения ряда вирусных заболеваний - кори, бешенства, клещевого энцефалита, гепатита

Сывороточные препараты, получаемые из крови животных, имеют два существенных недостатка: 1. Первый заключается в том, что введение их в организм может сопровождаться различными аллергическими реакциями (сывороточная болезнь, анафилактический шок). Вторым недостатком сывороток является кратковременность обуславливаемого ими пассивного иммунитета, длительность которого ограничивается 1-2 неделями.

ИММУНОГЛОБУЛИНЫ.

Иммуноглобулины , получаемые из крови человека, выгодно отличаются от сывороточных препаратов животного происхождения тем, что не являясь для человеческого организма чужеродным, практически не вызывают аллергию. При введении таких препаратов человеку антитела находятся в организме значительно дольше, обеспечивая состояние невосприимчивости в течение 4-5 недель.

Иммуноглобулины получают из донорской крови человека. Их выпускают под названием и гамма-глобулины. В настоящее время готовят два вида иммуноглобулинов - иммуноглобулин нормальный человеческий и иммуноглобулины (гамма-глобулины) направленного действия.

Нормальный человеческий иммуноглобулин содержит антитела против вируса кори, а также в различных концентрациях антитела против возбудителей гриппа, полиомиелита, коклюша, дифтерии, оспы и многих других бактериальных и вирусных инфекций, от которых человек был привит или которыми переболел.

Иммуноглобулины направленного действия готовят из крови людей, специально привитых против той или иной инфекции. Эти препараты содержат те же антитела, что и иммуноглобулин нормальный человеческий, но в повышенной концентрации против той инфекции, от которой была прививка, и применяются в качестве специфических лечебных препаратов под названием гамма-глобулины. В настоящее время выпускают гамма-глобулины направленного действия против гриппа, столбняка, бешенства, клещевого энцефалита, стафилококковых инфекций .

Реакции на прививку

В ответ на введение в организм вакцины может развиться общая, местная или общая аллергическая реакция (анафилактический шок, крапивница, отек Квинке, сывороточная болезнь).

Календарь профилактических прививок, составлен в соответствии с приказом МЗ РФ от 18.12.97 г. № 375 «О календаре прививок»

Сроки вакцинации Сроки ревакцинации Наименование вакцины
Туберкулез
4-7-й день 7 лет 14 лет БЦЖ или БЦЖ-М Живые бактерии вакцинного штамма БЦЖ-1
Полиомиелит
1 8 месяцев (однократно) 24 месяца (однократно) 6 лет ОПВ живая оральная полиомиелитная вакцина из штаммов Сэбина
Дифтерия, коклюш, столбняк
3 месяца 4 месяца 5 месяцев 18 месяцев АКДС Адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина
Дифтерия, столбняк
6 лет 16-1 7 лет (каждые 1 0 лет однократно) АДС-М Адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин
Дифтерия
11 лет АД-М Адсорбированный дифтерийный анатоксин
Корь
12 месяцев 6 лет ЖКВ Живая коревая вакцина
Эпидемический паротит
15 месяцев 6 лет ЖПВ Живая паротитная вакцина
Краснуха
12-15 месяцев 6 лет Живая вакцина против краснухи или тривакцина (корь, паротит, краснуха)
Вирусный гепатит В
I схема вакцинации (3 прививки) Новорожденные в первые 24 часа жизни (до прививки БЦЖ) 1 месяц жизни 5-6-й месяц жизни 1 . Вакцина фирмы «Комбиотех ЛТД», Россия 2. Вакцина Энджерикс В Фирмы «Смит Кляйн Бичем» 3. Вакцина Н-В-Vаll Фирмы «Мерк-Шарл и Доум» Вакцина Rec-HbsAg Производства Республики Куба
II схема вакцинации (3 прививки) 4- 5-й месяц жизни 5-6-й месяц жизни 12- 13-й месяц жизни

Общая реакция характеризуется ознобом, повышением температуры, общей слабостью, ломотой в теле, головной болью.

Местная реакция обычно наблюдается в месте инъекции или инокуляции иммунологического препарата и проявляется покраснением кожи, отеком и болезненностью в месте введем вакцины. Нередко это сопровождается кожным зудом. Обычно прививочные реакции выражены слабо и они непродолжительны. Тяжелые реакции на прививку, требующие госпитализации и специального врачебного наблюдения, происходят довольно редко.

Аллергические реакции на прививки проявляются зудящей сыпью, отечностью подкожной клетчатки, болями в суставах, температурной реакцией, реже затруднением дыхания.

Корь

Корь - острая вирусная инфекция. Возбудителем этого заболевания является вирус lа. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 8 лет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем при контакте с выделениями из носоглотки больного.

Клиника. Латентный период длится от 7 до 17 дней, чаще 10-12 дней. Первые признаки заболевания: повышение температуры, явления общей интоксикации, катар верхних дыхательных путей (кашель, насморк), конъюнктивит, светобоязнь, пятнисто-папулезная сыпь по всему телу. За 1 -2 дня до высыпания на слизистой! оболочке щек, губ и десен появляются мелкие белесоватые папулы.

Высыпания на коже характеризуются этапностью: вначале сыпь обнаруживается на лице, шее, верхней части груди, затем на туловище и на конечностях. После угасания сыпь оставляет пятнистую пигментацию и мелкое отрубевидное шелушение. Болезнь длится от 6 до 12 дней. В период реконвалесценции отмечаются явления астении, снижение сопротивляемости. Больной человек заразен для окружающих за 4 дня до появления сыпи и до ее исчезновения.

Возможные осложнения: ларингит, который может сопровождаться стенозом гортани (ложным крупом), пневмония, связанная со вторичной бактериальной инфекцией, стоматит, блефарит, отит, реже коревой энцефалит.

Исходы болезни: выздоровление, в редких случаях - смерть от коревого энцефалита. Повторное заболевание маловероятно.

Профилактика . Активная иммунизация всех детей. Применяется живая вакцина. При контакте с больным корью ранее не при витым детям вводят для профилактики гамма-глобулин. Больной корью изолируется не менее чем до 5-го дня с момента высыпания. Дети, бывшие в контакте с больным и ранее не получавшие активной иммунизации, подлежат разобщению с 8-го до 17-го дня, а пассивно иммунизированные гамма-глобулином --до 21-го дня с момента предполагаемого заражения. Дезинфекция не проводится.

Краснуха

Краснуха - острая вирусная инфекция. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 15 лет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем при контакте с выделениями из носоглотки больного.

Клиника. Латентный период длится от 10 до 28 дней, чаще 14-21 день. Первые признаки заболевания: припухание заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Катаральные явления верхних дыхательных путей (кашель, насморк) выражены слабо. Повышение температуры и явления общей интоксикации - незначительны. На коже всего тела появляется бледно-красная экзантема, элементы которой не имеют склонности к слиянию и не оставляют пигментации.

Болезнь длится от 1 до 4 дней. Больной человек заразен для окружающих за 4 дня до появления сыпи и до ее исчезновения. Осложнения (при заражении после рождения) очень редки (артропатии и энцефалиты). При внутриутробном заражении эмбрион погибает или у него развивается хроническая краснушная инфекция с поражением различных органов и формированием внутриутробных пороков развития (микроцефалия, гидроцефалия, глухота, катаракта, глаукома, пороки сердца, нарушения развития скелета и т. д.). Прогноз без учета беременности благоприятный. Повторное заболевание маловероятно. При внутриутробном заражении после окончания органогенеза развиваются фенопатии (анемия, тромбопеническая пурпура, гепатит, поражение костей и др.).

Профилактика. Изоляция больного до 5-го дня заболевания малоэффективна, так как у большинства реконвалесцентов выделение вируса может продолжаться дольше. Необходимо оберегать беременных женщин, не болевших краснухой, от общения с больными на срок не менее 3 недель. В случае контакта беременной женщины с больным краснухой с целью профилактики рекомендуется ввести гамма-глобулин. При заболевании женщины краснухой в первые 3 месяца беременности показано прерывание беременности. Дезинфекция не проводится.

Скарлатина

Скарлатина - острая воздушно-капельная инфекция. Возбудитель -стрептококк группы А. Продуцируемый им экзотоксин вызывает симптомы общей интоксикации. Стрептококк при определенных условиях может вызвать септический компонент, проявляющийся в гнойными осложнениями (лимфаденит, сепсис, отит). В развитии патологического процесса большую роль играют аллергические механизмы. Чаще болеют дети в возрасте от 1 года до 9 лет.

Клиника. Инкубационный период продолжается обычно 2 - 7дней. Заболевание начинается остро. Повышается температура, появляются симптомы общей интоксикации (головная боль, возбуждение, бред, затемнение сознания), боль при глотании. Типичный и постоянный симптом -ангина, характеризуется яркой гиперемией мягкого неба, увеличением миндалин, нередко покрытых налетом. Верхнешейные лимфоузлы увеличены и болезненны. Частый симптом-рвота, иногда неоднократная. В 1-й, реже на 2-й день на коже всего тела появляется ярко-розовая или красная мелкоточечная сыпь. Носогубный треугольник остается белым. Сыпь держится от 2 до 5 дней, а затем бледнеет. На 2-й неделе болезни появляется шелушение кожи - пластинчатое на дистальных частях конечностей, мелко- и крупно отрубевидное на туловище. Язык вначале обложен, со 2 - 3-го дня очищается и к 4-му дню принимает характерный вид: ярко-красная окраска, резко выступающие сосочки («малиновый язык»). При легкой форме скарлатины (наиболее распространенной в настоящее время) интоксикация выражена слабо, лихорадка и все остальные симптомы болезни исчезают к 4 -5-му дню.

Осложнения: наиболее частые - на почки (гломерулонефрит на 3-й неделе) и на сердце (миокардит), реже - другие (лимфаденит, аденофлегмона, отит, мастоидит, пневмония и др.). Возможны рецидивы скарлатины. После перенесенной скарлатины сохраняется, как правило, пожизненный иммунитет. Однако в последнее время частота повторных заболеваний скарлатиной увеличилась. Прогноз благоприятный.

Профилактика . Больного изолируют в домашних условиях или госпитализируют (по показаниям). В детское учреждение реконвалесцента допускают на 23-й день с момента заболевания. Бывшие в контакте с больными дети, ранее не болевшие скарлатиной, допускаются в дошкольное учреждение и в первые два класса школы после 7-дневной изоляции на дому. В квартире, где содержится больной, проводится регулярная текущая дезинфекция; при этих условиях заключительная дезинфекция не проводится.

Ветряная оспа

Ветряная оспа (ветрянка) - острая воздушно-капельная инфекция. Возбудитель - вирус, неустойчивый во внешней среде. От больного к здоровому инфекция передается с выделениями из носоглотки и пораженных участков кожи заболевшего. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 8 лет.