Выставка моранди в пушкинском музее. Искусствовед мария кристина помогла екатерине даниловой понять язык живописи джорджо моранди

Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей проводит масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.

На выставке, проведение которой запланировано в Пушкинском музее с 25 апреля по 10 сентября 2017 года, будет представлено более 90 экспонатов, среди которых 82 шедевра мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.

Цель выставки – показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека. В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам – натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.

Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически будет разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

Чтобы предоставить зрителям возможность более подробно ознакомиться с методом работы Моранди, в отдельном разделе выставки будет представлено около 20 гравюр, демонстрирующих талант Моранди-гравера – этот его талант получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. Наряду с гравюрами экспозиция включает и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим).

Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.

Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи. Этот раздел выставки будет сопровождаться фотографиями художника и мастерской Моранди.
Этот выставочный проект во всей своей полноте ставит целью ознакомить российских зрителей с творческими идеями и масштабом личности Джорджо Моранди, который, как говорил он сам, в своих произведениях стремился «дотронуться до дна, до самой сути вещей».


В конце апреля в Пушкинском музее открылась выставка итальянского художника Джорджо Моранди, искусство которого обладает невероятной глубиной. Выставка продлится до 10 сентября.

Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей показывает масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.
Цель выставки – показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения полностью охватывают творческий путь художника, который прошел две войны и годы фашизма. В экспозиции показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам – натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Частная коллекция, Турин


Джорджо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa/archivi Fratelli Alinari, Firenze

Моранди почти не выезжал за пределы Болоньи, жил уединенно. Работал очень медленно и сосредоточенно.
Моранди очень ценили и любили режиссеры. В знаменитом кадре из фильма «Ночь» с Марчелло Мастрояни на заднем плане можно увидеть картину Моранди. К сожалению, саму картину не получилось привезти на выставку, но в зале есть похожая из того же периода.

Кадр из фильма "Ночь". На заднем плане картина Моранди.

Произведения (всего 90 экспонатов) скрупулезно отбирались в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.
Талант Моранди-гравера получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. В Москву специально привезли несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим), чтобы у нас была возможность поближе познакомиться с методом работы мастера.
Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

По материалам пресс-службы ГМИИ им. А.С.Пушкина

Эта выставка - большое событие для меня, - из самых близких и любимых художников, но вживую я его работы до этого момента не видел.
Для меня она стала одним из самых сильных впечатлений от контакта с искусством вообще.
Часто бывает так, что большая экспозиция работ одного автора не получается равномерной по качеству (пример тому - большие выставки в ГТГ на Крымском). Здесь же такое ощущение, что нет ни одного произведения, которое можно убрать, всё работает на целостное впечатление, у каждой вещи можно стоять по десять-пятнадцать минут.

Прошёл выставку туда и обратно, отметил для себя несколько вещей. Работа с цветом и тоном - тончайшие отношения в живописи и акварелях, уместность каждого цвета в его количестве и интенсивности. Пластика - для него нет разницы что изображать и чем, пластическая тема доминирует надо всем остальным. Отметил, что натюрморт из малых простых предметов воспринимается как изображение архитектурных объемов, настолько крупно и цельно взяты основные отношения. На пейзаже с первой фотографии заметил, что смотрю как будто в окно, а не на плоское изобржение. От этой работы вообще трудно было уйти. В офортах та же достаточность тона, что и в живописи (снова к том, что ему не так важно средство изображения) - нет открытого чёрного, очень деликатный белый, богатство полутонов. Нигде нет ощущения пережатости, «лихости» или «артистичности». Не выражение себя любимого и неповторимого, а служение - природе, пластике, искусству как таковому. Это чувство проходит через все работы, а Тишина, заключённая в них воздействует и на зрителей - несколько раз я слышал Тишину в зале.

Ещё одна вещь - отсутствие в этих работах концепции, манифеста, позы. Пластика оказывается сильнее теории и стилистических привязок:
«Мои натюрморты того времени остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы то ни было метафизические, сюрреалистические) психологические или литературные размышления. Мои манекены для модисток - такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ, легендарных или мифологических персонажей, для этих работ я выбрал обыкновенные названия - «Натюрморт», «Цветы», «Пейзаж». (Джорджо Моранди)

Отдельно отмечу экспозицию - прекрасно сделано всё, кроме, пожалуй текстурных участков стены, они мешают. Хорошая находка с окнами, занавешенными белой тканью - мало того, что в экспозиции появляется живой дневной свет, так ещё пейзаж на окном благодаря ткани становится близким по отношениям работам Моранди.
К выставке издали отличный альбом, где можно не только посмотреть работы, но и почитать об авторе.

Знаменитый итальянский мастер Джорджо Моранди (1890–1964), прославившийся на весь мир почти монохромными и будто потусторонними натюрмортами и пейзажами, возвращается в Москву почти сорок лет спустя. Его последняя выставка в России проходила здесь же, в ГМИИ им. А. С. Пушкина , в 1973 году, спустя девять лет после смерти художника, возродившего в XX веке былую арт-славу Болоньи.

«Я художник такого типа натюрмортов, которые передают ощущение спокойствия и уединения, настроения, которым я всегда дорожил», - говорил о себе Моранди. Художник умышленно подбирал объекты для своих полотен - прозрачные и полупрозрачные вазы, горшки и бутылки, сосредотачиваясь лишь на композиционном балансе.

Джоржо Моранди в мастерской
около 1950 г.
© Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze

Вереницы таких картин, конечно, могут быть невероятно скучны - а именно так экспонируют их в его родном городе, в музее его имени. Но кураторы Пушкинского выбрали хронологический формат ретроспективы, а значит, скучно не будет: в ранние годы Моранди активно экспериментировал (в его арсенале того времени разнообразные стили авангардной живописи), а затем занимался и гравюрой.

Всего в Москве показывают более девяноста произведений разных периодов - от живописи и гравюр до фотографий и личных вещей художника из Музея Моранди в Болонье, флорентийского Фонда Роберто Лонги и частных собраний.

«Натюрморт»
1941
Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

«Натюрморт»
1958
Частная коллекция, Турин

Выставка около 70 живописных полотен и акварелей Джорджо Моранди (1890–1964) из всемирно известных музеев и частных коллекций откроется в Галерее искусства стран Европы и Америки 25 апреля и продлится до середины сентября

ГМИИ им. А. С. Пушкина
25 апреля - 10 сентября 2017
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Москва, ул. Волхонка, 14

Спустя 40 с лишним лет после выставки работ Джорджо Моранди (1890–1964), проходившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1973 году, музей планирует показать масштабную антологию творчества одного из важнейших мастеров в истории искусства Италии первой половины ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, и сегодня его произведения востребованы как широкой зрительской аудиторией, так и художниками, для которых они не теряют своей актуальности.

Цель выставки - показать масштаб творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения отражают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека. В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей из всемирно известных музеев и частных коллекций. Эти произведения с достаточной полнотой характеризуют этапы творческого развития мастера - от авангардных метафизических и традиционно итальянских работ до самых поздних эмоциональных, отличающихся строгостью и образной глубиной.

Будут показаны около 20 гравюр и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национальной Калькографии (Рим), а также экспонаты из Музея Моранди в Болонье - официальной институции, представляющей работы художника в авторитетных частных коллекциях и в фондах - в частности, в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция). Кроме того, зрители смогут увидеть некоторые предметы из мастерской Джорджо Моранди, предоставленные Объединением Музеев Болоньи.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 27.09.2019 Белла Хадид предстала в образе арлекина, Кайя Гербер вышла в платье девушки с мандолиной. А звездой показа коллекции «Москино» сезона «Осень 2020» стала модель Кара Тейлор в платье-картине и с рамой в руках
  • 24.09.2019 Набережную Москвы-реки, примыкающую к бывшей промзоне ЗИЛ (ныне площадка ЗИЛАРТ), перестраивают до уровня городского парка
  • 23.09.2019 Три полотна из числа конфискованных картин бывшего министра финансов Московской области и его бывшей жены будут представлены на выставке «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья», которая пройдет с 28 сентября по 29 марта 2019 года
  • 19.09.2019 Издание посвящено кавказскому периоду жизни и творчества мирискусника. В книге впервые публикуются все картины Евгения Лансере, выполненные во время путешествий 1917–1934
  • 19.09.2019 Еще один материал, почти полностью поглощающий свет, создали ученые Массачусетского технологического института. Он позволяет художникам создавать эффектные объекты, форма которых не различима для человеческого глаза
  • 27.09.2019 Продано 45 % лотов. Фиксируем рост покупательской активности. Приобретенные картины и рисунки отправятся покупателям из Москвы, Санкт-Петербурга и Западной Европы
  • 23.09.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике и одна деревянная скульптура
  • 20.09.2019 В зале на Щепкина, 28, завершились 154-е торги класса «аукцион сезона». Результаты по всем лотам уже внесены в нашу базу. А о том, что происходило в зале, - читайте в репортаже AI
  • 17.09.2019 Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге - 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один - печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 26.09.2019 AI публикует цитаты из недавних интервью, выступлений и интернет-постов вольных и невольных участников арт-процесса. Вот что интересного было сказано в сентябре
  • 13.08.2019 Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019