Современное искусство фэн-шуй и история его возникновения. Основные принципы Фен шуй: зонирование дома

Каждый урок – это время, которое ученик должен провести интересно. Да, да, именно интересно, а не скучно. Как показывает практика, интересные уроки позволяют лучше осваивать школьникам материал по любым предметам, в том числе и тем, которые для многих учеников кажутся чрезвычайно скучными и не заслуживающими их внимания. Обратите внимание, уважаемые преподаватели, что сделать интересным можно, как урок истории, так и английского языка. Невзирая на то, что эти два предмета совершенно не схожи между собой, существуют общие правила, которые подскажут вам, как интересно провести урок.

Урок истории

Историю своей страны, историю развития нашей цивилизации должен знать каждый человек. Изучение истории, как раздела науки, начинается со школьной скамьи. Именно от качества проведенных уроков по этому предмету будет зависеть. Насколько ученик полюбит историю. Возможно, этот предмет станет основным видом деятельности ученика в его взрослой жизни. Перед тем, как сделать урок интересным, обратите внимание, что каждый ваш урок должен условно делиться на три части - проверка домашнего задания, изложение нового материала и работа по проверке того, как ученики освоили изложенный материал.

Как известно, история – это множество исторических событий, которые происходили в разных частях нашей страны или мира (если мы говорим о мировой истории), поэтому интересное начало урока может быть только в том случае, когда вы будете не спрашивать у учеников домашнее задание, а начнете изложение нового материала. Обязательно в своем докладе руководствуйтесь картами и схемами, всевозможными таблицами и прочим прикладным материалом. В каждой школе создан компьютерный класс, который вы можете использовать для того, чтобы представить своим ученикам презентацию по конкретному историческому событию.

Старайтесь больше импровизировать на своих уроках, и, конечно же, вы должны знать материал по событию не только тот, который изложен в учебнике. Если вы не будете знать ответа на вопросы учеников, то самый интересный урок может превратиться в скучный, и при этом, вы потеряете авторитет в глазах своих учеников. Поэтому добавляйте к школьной программе по истории новые факты, которые намного интереснее тех, которые изложены в учебнике. Интересные факты можно найти в Интернете, или же регулярно просматривая исторические фильмы, ведь в них описаны не только события, но и судьбы личностей, изменивших ход истории нашего государства.

Урок английского языка

Неважно, в каком классе – в первом или в девятом вы преподаете английский язык, вы должны понимать, что он дается ученикам достаточно сложно. Поэтому ваша задача – провести интересные игры на уроках, которые позволят усвоить новый материал и закрепить старый. Кроме того, психологи утверждают, что мозг каждого ребенка глубоко индивидуален. И, если одному ученику достаточно однократно прочитать предложение, чтобы запомнить его, то другому – понадобится час, а то и более изучать учебный материал. Самым действенным способом запоминания учебного материала являются наглядные пособия. Если вы изучаете с младшими школьниками овощи или фрукты, то постарайтесь принести их на урок (можно использовать муляжи вместо настоящих фруктов). Одновременно слыша иностранное слово и видя его наяву, ребенок быстрее запомнит его название на английском языке.

Найдите в Интернете интересные видео-уроки по английскому языку, чтобы предложить их своим ученикам в качестве дополнительного материала, который поможет быстрее изучить английский язык. Каждый урок можно начинать с небольшой сценки, которую вы разработаете сами, и регулярно будете давать детям слова персонажей сценки. Внимание! Разрабатывая сценку, не забывайте, что все слова, которые вы даете ученикам, должны быть пройденным материалом. Унылое изложение урока приведет к тому, что ученик, которому не нравился английский язык, еще больше его не полюбит.

Перед тем, как интересно начать урок, вы можете поинтересоваться у своих учеников, какими они хотят видеть ваши уроки. И пусть это будет небольшой опрос среди учеников, но он поможет вам привлечь внимание школьников к обучению. Обязательно учтите при разработке своих уроков пожелания ваших подопечных, ведь, если их интересы и методика проведения ваших уроков полностью совпадут, то обучением им будет намного легче. При этом вы повысите успеваемость в классе, что немаловажно для каждого учителя и каждой школы.

Конечно же, ученики с охотой будут ходить на уроки того учителя, который им нравятся, в котором они видят человека, представляющего интерес для них. Как в личностном, так и в профессиональном плане. Вы должны подружиться с учениками, и тогда ваши уроки не будут вызывать у них отвращения. Особенно эти правила касаются обучения в старших классах.

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!

Фэн-шуй способен серьезно увеличить ваши доходы, улучшить материальное благополучие и присматривать за вашим добрым здравием. Он непосредственно отвечает всем стремлениям человечества, предоставляя возможности для прогресса и процветания даже одним тем, что увеличивает шансы на победу, продвижение и успех .

Фэн-шуй как наука и искусство

Но Фэн-шуй - это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в мо-гущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности. Фэн-шуй лучше всего воспринимать как науку и практиковать как искусство. Фэн-шуй считается наукой, ибо большая часть его при-ложений опирается на точное применение знаний, обобщенных в Школе Компаса и широко из-вестных как "формулы Фэн-шуй". В этой системе техник строительство и обустройство комнат, расстановка мебели и т.п. в соответствии с показаниями компаса и в сочетании с основанными на формулах расчетами приносят желанную удачу. Однако определяющими факторами успешной практики являются точность измерения, идет ли речь о направлении, указываемом компасом (по-рой с точностью до градуса), или же о размерах. Если точно соблюдены пропорции и аккуратно проведены вычисления, формула Фэн-шуй почти всегда срабатывает, принося человеку удачу. Результаты не заставят себя долго ждать. Но вы должны также помнить, что при неправильном практиковании Фэн-шуй просто-напросто не работает!

Значительную часть Фэн-шуй можно отнести к искусству, а искусству свойственно субъек-тивность взгляда и интерпретации. В практике Фэн-шуй большим плюсом считается опыт. Дело в том, что большинство суждений Фэн-шуй в значительной степени опирается на зрение , ведь чтобы дать важные оценки, связанные с формами, характером местности и ее рельефом, требуются человеческие глаза. Это измерение в практике Фэн-шуй обобщено в так называемой Школе Формы, или Школе Ландшафта. Здесь физическая обстановка оценивается в соответствии с тем, как она предстает зрительно. В анализ окружающей среды входит все, что воспринимается органами чувств: горы, холмы, реки, дороги, уровни поверхности, неровности, формы, запахи. Помимо этого, в формирование оценки человеком местности с точки зрения Фэн-шуй вносят свой вклад такие факторы, как состояние почвы, сила ветров, интенсивность солнечного света, количество растительности и углы наклона местности.

В дословном переводе Фэн-шуй означает "ветер-вода". В сущности именно эти два элемента определяют рельеф суши, формируя физические образования живой земли. То, что предлагает Фэн-шуй, - это принципы, позволяющие интерпретировать особенности ландшафта с точки зре-ния хорошей или плохой энергии, которую он порождает, и исходя из зрения хорошей или плохой энергии, которую он порождает, и, исходя из этого, оценивать, насколько благоприятно или неблагоприятно они сказываются на удаче тех, кто живет в окрестности.

Благоприятные и неблагоприятные особенности зрительного Фэн-шуй, как установлено Школой Формы, весьма важны для того, чтобы сделать правильные выводы. Плохой ландшафт-ный Фэн-шуй может свести на нет весь эффект хорошего компасного Фэн-шуй. Это первое и главное правило в практике Фэн-шуй, которое необходимо запомнить: физические структуры окружающей среды, как естественного, так и искусственного происхождения, способны разру-шить тщательно выверенные ориентации Фэн-шуй.

В китайской культуре, как и в японской, гармоничная связь человека с природой является одним из базовых принципов, что в особенности ярко выражено в традициях фэн-шуй. В основе этих древнекитайских систематизированных знаний и умений обустройства жилья лежит принцип достижения жизни в гармонии с природой, что несёт пользу и окружающей среде, и самому человеку.

История зарождения искусства «ветра и воды»

Искусство фэн-шуй в Китае известно со времён правления династии Тан, хотя, вполне вероятно, что оно могло зародиться ещё задолго до этого. Основные принципы этого искусства приводятся в таком известном древнекитайском трактате, как «Книга песен», а также в «Книге ритуалов», где описаны особенности фэн-шуй для создания могильных курганов и фамильных захоронений. Первоначально эти принципы использовались при возведении городов и строительстве домов, помогая людям найти такое удачное расположение, при котором возведённые сооружения не смогли бы разрушить наводнения и землетрясения. Именно поэтому фэн-шуй – вовсе не магия, и даже ни одна из восточных духовных практик, а единство научных познаний и искусства. Знание о правильной расстановке вещей есть наука, а умение воплотить эту теорию на практике, используя не только знания, но и интуицию, немаловажную для конкретной ситуации, — это уже настоящее искусство.


Дословный перевод с китайского наименования этой науки уникальной гармонии звучит как «ветер и вода». Поскольку само искусство фэн-шуй возникло в глубокой древности, то и такое название было вполне оправдано, ведь изначально ветер и вода считались одними из наиболее могущественных стихий. Лёгкий ветерок и текущая вода являлись гарантией того, что будет хороший урожай. Ураганы же могли смести посевы и разрушить дома, а наводнения уничтожить всё живое. Отсюда и фэн-шуй может оказаться как созидательным, так и разрушительным, поэтому нельзя подходить к этому древнему искусству как к любопытной забаве.

Принцип «Ци» и «Ша»

«Ци» — один из основополагающих принципов фэн-шуй. Под этим определением китайцы понимают позитивную энергию в помещении, а сам иероглиф переводится как «дух» или же «жизненная энергия/сила». Искусство фэн-шуй нацелено на приумножение этой энергии и направление её таким образом, чтобы она положительным образом влияла на жизнь, живущих в доме людей. Согласно представлениям китайцев, всё то, чем себя окружают люди, непременно находит отражение в их жизни, а окружающая энергия создаёт такую же энергию в ещё большем количестве.

Каждая вещь что-то символизирует, и наполнение жизненного пространства лишними вещами лишь вносит разлад в гармоническое равновесие. Точно также, если человек проживает в месте, противоречащем гармоничному соседству с природой, то такое пренебрежительное отношение будет привлекать в жизнь этого человека лишь негатив, словно магнит, притягивая несчастья. Именно отсюда вытекает и наличие «Ша» — плохой энергии. По представлениям китайцев, такую энергию может создавать как всяческий беспорядок, так даже и неудобная мебель. Предметы, образующие потоки «ша» в доме, создают дискомфорт и являются причиной финансовых и семейных неурядиц, решить которые вполне можно путём правильной расстановки вещей и избавления жизненного пространства от ненужного хлама.


Создание красоты и порядка в доме отталкивает «ша» и притягивает «ци», которая непременно должна свободно протекать по жизненному пространству. Основная же функция фэн-шуй как раз и заключается в контроле потоков энергии в доме и управлении ими так, чтобы они образовывали гармоничное состояние с окружающим миром, а не превращались в разрушительные для людей силы.

Инь и Янь: гармоничная целостность по фэн-шуй

Инь и Янь – ещё одна важная составляющая искусства гармонии в доме. Это две движущие силы Вселенной, которые всегда должны находиться в гармонии друг с другом. Инь олицетворяет собой всё спокойное, женское, внутреннее, Янь — подвижное, деятельное, мужское, внешнее. В представлении китайцев, эти силы при гармоничном балансе способствуют достижению мира и процветания, но по отдельности не существуют. Преобладание Инь создаёт изолированность и застой, преобладание Янь – хаос и разрушение, поэтому в искусстве фэн-шуй очень важно достичь баланса этих двух сил для получения целостности.

Принцип взаимодействия пяти элементов в фэн-шуй

Китайцы связывают проявления энергии «ци» с пятью основными формами, соответствующими пяти стихиям: огню, дереву, земле, воде и металлу. Все эти элементы постоянно взаимодействуют друг с другом, и важно знать, как именно они взаимодействуют, чтобы создавать атмосферу по фэн-шуй. Так, цикл порождения базируется на цепочке, образованной по схеме непрерывности взаимодействия элементов, которые служат источником для создания следующего элемента в этом звене, причём в последовательности вращения по часовой стрелке. Вода питает дерево, дерево питает огонь. Цепочка правильного цикла порождения в вещах может выглядеть, к примеру, следующим образом: лампа (огонь) – растение (дерево) – компьютер (металл) – миниатюрный фонтанчик или аквариум (вода). Смягчающий цикл предполагает такую последовательность: огонь — дерево — вода — металл – земля. Разрушительный цикл уничтожения базируется на взаимоисключающих компонентах: огонь сжигает дерево, вода тушит огонь и разрушает металл. Для каждой вещи, обладающей определённым смыслом (олицетворяющую одну из пяти стихий), непременно должно быть своё место в комнате. К примеру, юг в фэн-шуй является источником добрых вещей, поэтому именно на юг должны быть ориентированы двери дома.

Удачный фэн-шуй – полная гармония в жизни

Беспорядок на рабочем месте блокирует пути творческого развития, тогда как очищение жизненного пространства от мусора открывает двери для новых начинаний. Правильное применение знаний этого древнекитайского искусства гармонии жилья позволяет привлечь удачу, улучшить финансовое положение, принести счастье в личную жизнь и в целом обеспечить жизненный комфорт.

Немаловажно и наличие символичных вещей в помещении. Согласно фэн-шуй, аквариум с золотыми рыбками способствует привлечению богатства и любви. В Китае рыба издавна считается символом изобилия, а также счастья и гармонии в личной жизни. Для достижения полной гармонии стоит поселить в аквариум 9 рыбок: 8 золотых и 1 чёрную, поскольку число 9 является символом единства неба и земли.

Одним из наиболее распространённых в фэн-шуй талисманов являются китайские монеты, перевязанные красной лентой. Круглая форма монеты олицетворяет небо (творчество, Янь), а дыра в её центре – землю (материю, Инь). Такие монетки защищают от злых духов и привлекают в дом изобилие во всём и удачу.

Китай, Тайвань, Сингапур и Гонконг – места Востока, где искусство фэн-шуй обладает древними традициями и несёт в себе особый смысл, а чтобы изучить все тонкости этих древних знаний, требуется немало времени – целые годы. Благодаря китайским эмигрантам знания о фэн-шуй распространились по всему мире, и сейчас это древнекитайское искусство широко популярно в среде архитекторов, дизайнеров и даже психологов во многих уголках земного шара, а не только на Востоке.