Психологическое влияние и его основные виды. Средства, виды и закономерности психологического влияния: манипулирование

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика теорий социально-психологического воздействия (общих и специальных), разработанных различными психологическими школами. Отличительные черты таких социально-психологических способов влияния, как внушение, заражение, подражание, убеждение.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2010

    Общая характеристика рекламной деятельности, изучение ее влияния на выбор потребителем товара. Рассмотрение основных механизмов психологического воздействия и манипулирования. Внушение, подражание, заражение и убеждение как основные методы воздействия.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2014

    Психологическое воздействие - механизм управления массовым сознанием и поведением: понятие, особенности, защитные техники. Убеждение и внушение как приемы психологического воздействия СМИ на массовую аудиторию; подражание и заражение в обществе и мода.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2012

    Цели и результаты проникновения в чужую психику. Виды психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Подготовительные действия манипулятора. Представление о манипулятивных технологиях. Анализ воздействия рекламы на человека.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Определение понятий психологического влияния и воздействия. Ознакомление с классификацией методов влияния на личность согласно концепции Сидоренко. Описание прямого и косвенного способов убеждения. Особенности применения руководителем приемов суггестии.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие и отличительные признаки направленного и ненаправленного влияния, их место и значение в современной практической психологии. Средства внушения и особенности их применения. Убеждение как механизм влияния посредством логической аргументации.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2010

    Становление речевого воздействия как науки в конце ХХ века. Цели общения: информационная, предметная и коммуникативная. Основные способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение. Нормативные правила общения.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2015

    Общая характеристика методов влияния и воздействия, их прямые императивные и неимперативные формы. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива. Манипуляция для принятия решений, необходимых манипулятору.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

Тема влияния актуальна и интересна для меня потому, что каждый из нас является одновременно и объектом и субъектом психологического влияния, осознаем мы это или нет. Общество устроено таким образом, что не участвовать в механизмах психологического влияния просто невозможно (если вы думаете, что не участвуете – это иллюзия), и для меня очень важно понять, как контролировать себя для того, чтобы не оказывать ненужного влияния на людей, а также как защититься от влияния, которое мне нежелательно. Мы все влияем друг на друга – каждый день, каждую минуту – хорошо это или плохо? В нашей речи есть устоявшиеся выражения «плохое влияние», «положительное влияние», но есть теория, и я отчасти склоняюсь к ней, что любое влияние на человека губительно, потому что изменяет его состояние, решения, мысли и поступки. Чьи, в таком случае, эти мысли и решения – того, на кого повлияли или того, кто повлиял? В общем, сегодня я хочу поговорить о психологии влияния в социальном контексте.

– это преднамеренное или непреднамеренное воздействие на психическое состояние других людей, их чувства, мысли и действия, для которого используются исключительно психологические средства: вербальные, невербальные, паралингвистические. Например, угроза причинения телесных наказаний – психологическое средство, а само непосредственное причинение их – нет, это уже физическое воздействие. Для психологического влияния характерно «двухстороннее движение» — у объекта влияния всегда есть возможность ответить на него психологическими средствами, т.е. защититься от влияния или оказать его самому.

Цели психологического влияния

Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю разобраться с целями, для которых мы его используем.

  1. Если спросить самого инициатора влияния, зачем он воздействует на других людей, скорее всего, мы получим ответ «для их же блага». Можно верить в это, можно очень хорошо себя в этом убедить, но на самом деле, оказывая психологическое воздействие на других людей, мы преследуем собственные цели , хотим облегчить жизнь себе.
  2. Стремление утвердиться в собственной значимости . Искать истинный – занятие долгое и утомительное, а оказывая психологическое влияние на людей и отмечая, что они ему поддаются, мы получаем подтверждение, что наше существование имеет значение.
  3. Стремление экономить собственные усилия подталкивает нас к тому, чтобы убеждать людей в своей правоте. Это проявляется как сопротивление новому, и, действительно, часто переубедить кого-то – проще, чем дать себе труд пересмотреть собственную точку зрения, услышать чужое мнение и усвоить его.

Это были цели преднамеренного влияния, но существует также влияние непреднамеренное . Некоторым людям свойственно оказывать психологическое влияние на других просто самим фактом своего существования или присутствия в комнате. Например, когда поведение человека вызывает у окружающих желание его копировать – это непреднамеренное влияние. Способность влиять на других может проявляться спонтанно, без какого-либо умысла и напряжения со стороны влияющего.

Конструктивное влияние

В материалах о влиянии можно найти критерии психологически конструктивного влияния и психологически грамотного влияния, которые являются взаимодополняющими. Раз уж мы оказываем влияние на других людей, почему бы не делать это конструктивно, так, чтобы ненароком не причинить вреда и, в то же время, чтобы влияние было эффективным.

Итак, психологически конструктивное влияние отвечает критериям:

  • Оно не разрушает личности обеих сторон, в нем участвующих, и их отношений.
  • Оно психологически корректно (грамотно).
  • Оно удовлетворяет потребности обеих сторон.

При психологически корректном влиянии:

О приемах психологического влияния и приемах защиты от него вы можете прочитать , я не стала переносить сюда таблицы – слишком много материала.

Влияние общества и окружения

Наше окружение неизбежно влияет на нас, хотим мы этого или нет. Для себя лучшим способом защиты от нежелательного влияния я выбрала усиление собственной личности, своего внутреннего стержня, к которому я прислушиваюсь в первую очередь. Развивая собственную силу и , мы становимся менее восприимчивы к влиянию стандартизированных взглядов, которые не то чтобы подходят большинству, но принимаются им из-за психологического влияния и давления со стороны общества, культуры, традиций.

Читая известного российского коуча Александра Герасименко, я нашла золотую, не меньше, цитату:

— Как сильно наше окружение влияет на наши результаты в жизни?
— А вы пробовали быстро танцевать под медленную музыку?

Я повторяла и не перестану повторять: в вашем окружении должны быть люди, которые имеют то, что хотите иметь вы, будь то , счастливый брак, творческая или нечто иное. Ведь есть еще одна сторона влияния – когда мы хотим, чтобы оно на нас было оказано теми людьми, которые добились схожих с нашими . Формируйте свое окружение осознанно, и защищайтесь от попыток влияния на вас, которые люди часто предпринимают, глубоко веря, что делают они это «ради вашего блага». Четко знать, чего вы хотите – лучшая защита от психологического влияния.

Как мы уже говорили, манипуляция - это, в первую очередь, скрытые способы управления другими. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том, что это не так, можно убедиться, рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.

Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью формирование или изменение суждения, отношений, намерения или решения.

Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться - также непроизвольно или произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.

Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление со стороны инициатора или «обстоятельств».

Нападение. Внезапная атака на чужую психику, осознанная или импульсивная и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Основные формы нападения - деструктивная критика, деструктивные констатации, деструктивные советы.

Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Деструктивная критика

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека.

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеивание его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных/культурных объектов и пр.

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков.

Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Отличия деструктивной критики от внушения:

1. При внушении осознаваемая цель - «улучшение» поведения другого (неосознаваемая - освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Но при этом не закрепляются (!) модели поведения, которые описываются в формулах внушения «Ты легкомысленный человек! Тебе пора серьезнее относиться к жизни!»

2. Деструктивная критика закрепляет отрицательную модель поведения.

Деструктивные констатации

Упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная, расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких, их алкоголизм или наркомания в семье; наследственные и хронические болезни; природная конституция: рост, черты лица, близорукость, нарушение зрения, слуха, речи и пр.).

Эффект таких констатаций - у адресата воздействия вызывается состояние растерянности, беспомощности, смятения и пр.

Деструктивные советы

Безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумевающиеся социальными или рабочими отношениями с партнером.

Виды противостояния влиянию

Контраргументация . Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

Психологическая самооборона. Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции.

Информационный диалог . Прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

Конструктивная критика . Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Энергетическая мобилизация . Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.

Творчество . Создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его.

Уклонение . Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.

Игнорирование . Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

Конфронтация . Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Отказ . Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.

Формы нападения:

1. Деструктивная критика

Тебе трудно даются такие вещи.

Кроме тебя так плохо эту работу никто не мог бы сделать.

Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто.

Меня поражает твоя страсть к дешевым вещам.

Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми.

Твои дети всегда отличались невоспитанностью.

У тебя не друзья, а секта/сообщество каких-то несостоявшихся личностей/неудачников/непризнанных гениев.

В твоем возрасте - и такая тяга к мелодраме!

Как ты можешь так нелепо одеваться?

Тебе не приходит в голову, что это глупость?

Ты что, совсем соображение потерял?

Как можно пользоваться таким ужасным дезодорантом?

Формы нападения:

2. Деструктивные констатации

Ну да, ты же из маленького города.

Ты ведь интеллигент всего лишь в первом (втором) поколении…

Ты ведь говорил, что в твоей семье есть и другие отклонения.

В прошлые годы ты бы считался нацменом, вот тогда у тебя были бы дополнительные преимущества.

Я помню, вуз, который ты закончил, не самый престижный.

Когда ты так себя ведешь, я вспоминаю твоего брата - наркомана (который попал в места не столь отдаленные…).

Этот костюм скрывает непропорциональность твоей фигуры.

Ты не видишь, наверное, из-за слабого зрения.

Ты и раньше безответственно смотрел сквозь пальцы на такие нарушения.

Помнишь, у тебя тогда были проблемы с отчетностью.

Я часто вспоминаю, как нам всем пришлось повозиться, чтобы исправить твою ошибку.

Никогда не забуду, как ты тогда напился.

Хорошо, что жена не знает, что у тебя было с Мариной.

Формы нападения:

3. Деструктивные советы

Ты бы лучше…

Ты бы сделал еще…

А почему бы тебе не…

На твоем месте я…

Ты обязательно должен…

В твоем положении не стуит…

Пора бы тебе усвоить…

Надо работать над собой!

Иди и скажи, что…

Никогда больше не делай этого!

Извинись!

Не смей больше говорить об этом в моем (его, ее) присутствии.

Впредь знай свое место.

Запомни на будущее, что тебя это не касается.

Приложение 6. Диагностика и самодиагностика состояни субличности

Прежде чем вы познакомитесь с описанием Э. Бернса, хочу напомнить ключевые установки для каждого состояния: Родитель - ДОЛЖЕН, Взрослый - МОГУ, Дитя - ХОЧУ.

Манера поведения. В отношении непоколебимой отцовской твердости, часто сопровождается жестом указательного пальца или материнского грациозного движения шеи, быстро становится очевидной их отнесенность к Родительским установкам. Задумчивая сосредоточенность, сопровождаемая сжатыми губами или слегка расширенными ноздрями, - это типичный Взрослый. Наклоны головы, означающие скромность и сопровождаемые улыбкой, обращающиеся в кокетливость, - это проявления Ребенка. Детскими же являются выражения отвращения и нахмуренные брови, когда человек дуется, которые могут при Родительском поддразнивании перейти в вымученный и раздосадованный смех. Наблюдая семейные отношения родителей, школьников и маленьких детей, можно обнаружить и другие характерные установки, свойственные каждому типу эго-состояния. Интересным и поучительным упражнением будет работа с текстом и особенно фотогравюрами книги Дарвина о выражении эмоций, имея в виду при этом структурный анализ.

Жесты . Установить экстеропсихическое происхождение запрещающего жеста можно, обнаружив его прототип у одной из родительских фигур в истории пациента. Указательный жест, будучи автономным, может рассматриваться как Взрослый, когда профессионал общается с коллегой или клиентом, бригадир инструктирует рабочего или учитель руководит учеником. Защитные жесты, неуместные с прагматической точки зрения - это проявления Ребенка. Варианты, не столь уж богатые оттенками, могут быть легко диагностированы интуитивно. Например, указующий жест может сопровождаться наставлениями Родителя или жалобным обвинением со стороны Ребенка, как бы апеллирующего к Родительской фигуре.

Голос . Нередко люди имеют два голоса, каждый со своими интонациями, хотя в кабинете терапевта или в группе один из этих голосов может долгое время быть подавленным. Например, кто-то, представляющий себя в группе как «я такой бедняжечка», может в течение долгих месяцев не обнаруживать скрытый голос Родителя, полный ярости (например, голос матери-алкоголички); или может потребоваться пройти через сильный стресс в группе, чтобы голос «рассудительного работника» пропал, сменившись голосом испуганного Ребенка. Между тем близкие пациента могут просто привыкнуть к интонационной дихотомии. Кроме того, совсем не исключение - люди, имеющие три различных голоса. Так, в группе могут буквально столкнуться голоса Родителя, Взрослого и Ребенка, принадлежащие все одному человеку. Когда меняется голос, обычно бывает несложно обнаружить и другие доказательства смены эго-состояния. Наиболее драматичной иллюстрацией будет момент, когда «я бедняжечка» внезапно сменяется копией (facsimile) ее разъяренной матери или бабушки.

Лексика . Типичными Родительскими словами являются: «смышленый», «сынок», «испорченный», «невоспитанный», «отвратительный», «возмутительный», и их синонимы. Взрослые слова: «неконструктивный», «соответствующий», «экономный», «подходящий». Проклятия, ругательства и всякого рода эпитеты являются обычно проявлениями Ребенка. Существительные и глаголы характерны для Взрослого, когда используются для описания реальной действительности без преувеличений, искажений и предубеждений, однако Родитель или Ребенок могут также употреблять их в своих целях.

Простым и полезным упражнением на интуицию может служить диагноз слова «хороший» (good). Как бы написанное с заглавной буквы, это слово является Родительским. Взрослый прибегает к нему, когда его употребление объективно оправданно. Если же оно подразумевает инстинктивное удовлетворение и по существу является восклицанием, оно характерно для Ребенка, являясь в этом случае воспитанным синонимом чего-то вроде «ням-ням» или «м-м-м!»

Родитель: Контролирующий и Заботящийся. Ребенок: Адаптированный и Естественный. А Взрослый он и есть - взрослый.

Приложение 7. Убеждения

Убеждения - это тесно взаимосвязанные обобщения относительно:

· причинно-следственной связи;

· значения;

· границ (ограничений);

· окружающего мира;

· нашего поведения;

· наших возможностей;

· нашей идентификации.

Убеждения бывают мотивирующими и ограничивающими.

Ограничивающие убеждения сводятся к следующим видам:

· Бессмысленность - невозможно понять и оценить поступающую информацию о смысле, причине и цели. Не знаю ДЛЯ ЧЕГО (блокировка мотивации)! «Зачем все это? Какой в этом смысл?»

· Безнадежность : желанная цель недостижима, вне зависимости от моих возможностей - этоневозмож- но (блокировка действий). Не знаю КАК! «Не верю, что это в принципе возможно!», «Что бы я ни делал, все равно я хочу невозможного. Это не в моей власти. Я жертва».

· Беспомощность : желаемая цель достижима, но я не способен достичь ее (блокировка навыков и способностей). Знаю КАК, но не смогу! «Может это и возможно, но не с моими талантами». «Кто угодно, кроме меня, может достичь этой цели. Я слишком плох или немощен для того, чтобы добиться желаемого».

· Никчемность : я не достоин , не заслуживаю желаемой цели из-за собственных качеств, поведения (занижение самоидентификации). Знаю КАК, но не достоин! «Это возможно, я на это способен, но я пустышка, лишний человек. Я никому не нужен. Я не достоин счастья и здоровья. Со мной что-то в корне неправильно, и я заслуживаю и боль и муки, которые испытываю».

Отсутствие ожидания результата приводит к Безнадежности, человек сдается, наступает апатия.

Отсутствие ожидания самоэффективности приводит к неадекватности, Беспомощности.

Никчемность - негативная самоидентификация: «Я не заслуживаю успеха! Если я получу то, чего хочу, я что-то потеряю».

Психологическое влияние – процесс, в результате которого меняются поведение и тип мышления другого человека. Различают разные виды влияния (убеждение, заражение, внушение, подражание и т. д.) и противостояния влиянию (игнорирование, критика, отказ и т. д.).

Понятие влияния

Психологическое влияние – понятие, которое часто используется в психологии и социологии. Оно означает процесс, в результате которого происходит изменение поведения, установок, намерений, желаний и представлений постороннего человека.

Механизмы психологического влияния помогают в реализации потенциала внутригруппового или массового взаимодействия. Понятие подразумевает применение способов дезинтеграции или групповой дифференциации.

Особенности психологического влияния:

  • носит спонтанный, неосознанный характер;
  • не подлежит социальному контролю;
  • используется с определенными целями (позитивными или негативными);
  • является промежуточным состоянием человека.

Тема психологического влияния особенно интересна предпринимателям, рекламистам, маркетологам и бизнесменам. С помощью механизмов воздействия они могут реализовать свой товар. От умения пользоваться инструментами психологического влияния зависят результаты деятельности представителей этих профессий.

Понятие психологически конструктивного влияния подразумевает, что воздействие не должно негативно сказываться на личности. Обязательные требования - психологическая грамотность и корректность.

Воздействие на человека часто применяется людьми в повседневной жизни. Обычно с корыстными намерениями или с целью получения выгоды. Зная особенности своего собеседника, добиться желаемого результата несложно.

Основные виды

В психологии и социологии различают направленное и ненаправленное психологическое влияние. К направленному относятся такие методы психологического воздействия, как убеждение и внушение. К ненаправленному – заражение и подражание.

Нужно знать различия между критикой и внушением. Критика прямо указывает на то, как делать нельзя, а внушение – на то, как делать нужно. Критика и внушение также различаются предметом обсуждения.

Направлено на снятие определенных страхов. Необходимо для устранения препятствий на пути информации к сознанию человека.

Убеждение – вид влияния, целью которого является воздействие индивида на психику человека через обращение к его личному суждению, удовлетворение своих потребностей с помощью других людей.

Реализуется оно через коммуникацию с нужным объектом. Главное предназначение – изменить взгляды человека на определенные вещи. Первым предпринимает попытку поговорить инициатор беседы.

Основа убеждения – сознательное отношение индивида к определенной информации, ее самоанализу, критике, оцениванию. Убеждение построено на системе доводов. Они сформированы по законам логики и должны быть обоснованы тем, кто наводит убеждение.

Такой вид влияния лучше всего внедрять во время обсуждений, групповых дискуссий, споров. Основные требования к убеждению:

  • логичность;
  • последовательность;
  • аргументированность;
  • обоснованность на научно доказательных материалах.

Успешность этого вида влияния напрямую зависит от умений человека, который его проводит. Если убеждение было внедрено удачно, то индивид примет и в дальнейшем будет руководствоваться при выборе чего-либо новыми сведениями. В процессе трансформируется мировоззрение.

Убеждение наиболее часто используется в воспитании детей и научной полемике. Оно требует больших усилий и использования различных ораторских приемов.

Заражение

Самый старый способ влияния. Чаще всего применяется по отношению к большим группам людей – на стадионах, концертах. Особенно эффективен во время митингов, протестов, страйков. Быстрее всего развивается в мало сплоченном коллективе, где уровень организованности плохой или полностью отсутствует. Главный признак заражения – стихийность.

В процессе такого влияния коммуникатор передает человеку свой настрой, настроение, эмоции, побуждения. Реализуется это не через общение, а через эмоциональную среду. Процесс перехода настроения одного человека к другому неосознанный.

В психологии явление заражения объясняют как способ передачи эмоционального состояния одного индивида другому на психологическом уровне. Бывает, что оба человека желают провести заражение одновременно. Успешным окажется тот, чей эмоциональный заряд более сильный.

Степень заражения толпы зависит от:

  • уровня развития;
  • силы энергетического заряда коммуникатора;
  • психологического состояния;
  • возраста;
  • убеждений;
  • степени внушаемости;
  • самосознания;
  • эмоционального настроя и т. д.

Заражение напоминает цепную реакцию. Изначально может заразиться один человек, который передает эмоциональный заряд другому и т. д.

Этот вид влияния легче всего реализовать в толпе, т. к. в такой ситуации человек становится более уязвимым. Сужается критичность к оценке и восприятию информации.

Иногда заражение используют спикеры на своих тренингах. Их цель – мотивировать слушателей, буквально заразить их своей жизненной энергией.

Внушение

Внушение считают самым опасным видом влияния. Это основной инструмент воздействия при разных видах гипнотерапии. С его помощью можно заставить человека выполнять определенные функции, сменить тип поведения, мышление или мнение о какого-либо объекте.

Внушение заключается в снижении критичности индивида к полученной информации. Потому как отсутствует желание проверить ее на достоверность.

Внушение очень эффективно, если налажены доверительные отношения собеседника и врача. Поэтому гипнолог, прежде чем внедрять внушения, пытается выстроить с пациентом контакт и лишь тогда приступает к введению в транс и навязыванию определенных моделей поведения или мыслей.

Важная особенность внушения – оно направлено не на способность мыслить, а на готовность принять предложение, новые мысли, противоречивые утверждения и реализовать их. Есть 2 формы этого типа влияния – аутосуггестия (самовнушение) и гетеросуггестия (влияние со стороны). Отличительная черта самовнушения – оно является сознательным саморегулированием.

На результаты использования внушения влияют такие показатели (по отношению к спикеру):

  • авторитетность;
  • статус;
  • волевые качества;
  • уверенность в себе;
  • категоричный тон;
  • выразительная интонация;
  • вера в свои силы;
  • умение переубеждать и т. д.

Внушение активно используется при подаче информации в СМИ. Другой по популярности источник внедрения этого инструмента влияния – реклама. Реализуется она с помощью ярких, коротких и запоминающихся слоганов. Это необходимо для достижения собственных выгод.

Подражание

Одна из самых популярных форм поведения в межличностных контактах. Развивается она из-за закомплексованности одного из собеседников. Желая стать лучше, он начинает копировать поведение, манеру общения, ходьбу, интонацию, произношение и прочие уникальные характеристики другого человека.

Подражание влияет на процесс социализации личности, ее воспитание и развитие. К этому типу влияния очень уязвимы маленькие дети и подростки, у которых еще нет точного видения себя или сформированного характера. Они подражают окружающим и тем, кого считают авторитетными. Это проявления сознательного подражания.

Несознательное подражание – результат активного влияния на психику. Рассчитывая на определенную реакцию, инициаторы стимулируют ее различными методами. Такое воздействие имеет двойной характер. В зависимости от человека, который использует подражание как инструмент влияния, результат может быть позитивным или негативным для другого индивида.

Самое известное проявление подражания – мода. Это форма стандартизированного массового поведения людей. Возникает из-за навязывания определенных вкусовых предпочтений.

Второстепенные виды психологического влияния

Один из часто используемых способов влияния – слухи. Это сообщения, которые поступают от определенного человека. Обычно являются ложными и используются, чтобы унизить другого индивида. Часто они не подтверждены какими-либо фактами. Люди воспринимают слухи из-за желания побыстрее получить нужную информацию.

Формирование благосклонности

Этой техникой часто пользуются торговцы и продавцы с целью продать свой товар. Они высказывают благоприятные суждения о человеке, особенно о его внешнем виде. Могут дополнительно использовать подражание, копируя поведение человека, его жестикуляцию, мимику, манеру общения.

Коммуникатор делает это, чтобы сформировать положительное впечатление о себе. В процессе формирования благосклонности используются такие приемы:

  • внимание;
  • комплименты;
  • обращение за советом;
  • подыгрывание выявленным комплексам и т. д.

Успешность этого типа влияния зависит от первого впечатления. Второй важный залог успеха - самопрезентация.

Чтобы формирование благосклонности дало должный эффект, нужно иметь отличные коммуникационные способности. Нужно уметь находить подход к человеку, видеть его слабости и давить на них морально.

Просьба

Ситуация, когда коммуникатор обращается к кому-то с просьбой. Он может делать это спокойно или навязчиво. Результат влияния зависит от отношений между индивидами.

Часто это обращение с пожеланием удовлетворить потребности коммуникатора. Секретными оружиями являются ласковый голос, спокойный тон, улыбчивость и максимальная искренность и открытость.

Важно умение говорить «нет». Наличие такой способности поможет избегать конфликтных ситуаций и избавлять человека от аргументации своего выбора. Криков друг на друга также не будет.

Самопродвижение

Это открытый тип влияния. Предназначен для показа своих лучших качеств, профессиональных навыков, умений. Этот способ используют люди с чувством собственной значимости. В процессе воздействия происходит открытая демонстрация профессионализма и квалификации.

Частая цель самопродвижения – получение конкурентных преимуществ, необходимых для достижения собственных целей. Может происходить произвольным и непроизвольным путем.

Самопродвижение часто реализуется на:

  • конференциях;
  • заседаниях;
  • переговорах;
  • собеседованиях;
  • публичных выступлениях.

Эту технику влияния часто используют политики, баллотируясь на определенную должность. Их цель – получить признание со стороны граждан.

Принуждение

Этот вид влияния нужен для принуждения людей работать или исполнять определенные действия. В формах принуждения могут использоваться угрозы, шантаж, лишение свободы. Наиболее грубые формы – физическая расправа, насилие, ограничение свободы действий.

Кроме физических средств воздействия, могут применяться моральные. Это унижения, оскорбления, субъективная критика в грубой форме.

Жертва воспринимает принуждение как сильное психологическое давление и отбирание необходимых благ для нормальной жизни. Угроза может быть смертельно опасной или предупредительной. Подразумевается возможность применения социальных санкций или физических побоев.

Нападение

Одна из форм разрядки эмоционального напряжения. Осуществляется внезапная, нарочная атака на психику человека, чтобы сделать его раздражительным, нервным и агрессивным.

Этот вид влияния часто используется спортсменами, особенно когда вид спорта связан с физическим контактом между 2 и более людьми. Говоря о нападении, следует сказать, что противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию внушения.

Основные инструменты влияния при нападении:

  • негативные высказывания;
  • грубые, оскорбительные суждения;
  • осмеивание жизни или определенных качеств;
  • напоминание о поражениях или постыдных случаях из биографии.

Человек, использующий нападение, может навязывать свое мнение коммуникатору или давать ему советы. Часто такой индивид получает удовольствие, потому что сделал больно другому.

Аргументация

Обычно используется с целью переубедить человека в неправильности его мыслей. Спикер с помощью наведения конкретных аргументов пытается переубедить человека сменить свое решение.

Главные требования к аргументации:

  • точность;
  • корректность;
  • подкрепление доведенными и признанными фактами;
  • лаконичность.

Этот вид влияния часто используется преподавателями в учебных заведениях. Пытаясь довести ученику или студенту его ошибку, они начинают наводить множество аргументов. Право ответить обычно дается тогда, когда человек уже всё обдумал и готов огласить контраргумент.

Другой вариант применения аргументации – сфера рекламы. Проводится совместно с убеждением. Изначально рекламисты описывают товар или услугу, а потребность в ее приобретении доказывается с помощью аргументов. Они являются детальным описанием преимуществ рекламируемого объекта.

Манипуляция

Одна из самых часто используемых методик влияния в повседневной жизни. Манипуляции – это скрытые побуждения к переживанию определенных состояний.

С помощью определенных фраз коммуникатор пытается повлиять на выбор, принятие решения другим человеком. Он это делает из корыстных побуждений для достижения собственных целей.

Виды психологического противостояния влиянию

Первая разновидность – игнорирование. Это умышленная невнимательность, рассеянность по отношению к собеседнику. Отличается отсутствием реакции на какие-то действия другого человека.

Воспринимается как признак неуважения со стороны собеседника. В определенных случаях является единственным правильным вариантом поведения в неловкой ситуации. Используется для прощения бестактности со стороны.

Другие виды психологического противостояния влиянию:

  1. Конструктивная критика. Используется в противоречивой ситуации для доказательства собственной правоты. С помощью критики обосновывают неправильность действий, мыслей или целей. Должна быть обязательно подкреплена фактами. В обратном случае это будет не конструктивная критика, а навязчивое субъективное мнение.
  2. Контраргументация. Это попытка убеждения кого-то с подкреплением определенных фактов. Используется для оспаривания чужого мнения, которое полностью противоречит мыслям собеседника. Обязательное условие – подкрепление научными или всемирно признанными фактами.
  3. Конфронтация. Это прямое противопоставление мыслей. Проводится в прямой (жесткой и вербальной) форме или в скрытой с внедрением невербальных приемов. Часто используется психологами при проведении когнитивно-поведенческой терапии.
  4. Отказ. Конкретное обозначение собеседником своего недовольства или несогласия. Обычно принимается с целью отказа исполнять просьбу другого человека. Может озвучиваться мягким и спокойным тоном. В другом случае – властным, грозным голосом. Помогает избежать факта увольнения или побоев.
  5. Психологическая самооборона. Конкретное обозначение своих границ без выслушивания других. Помогает предотвратить поведение, контролирующее все действия человека. В процессе внедряются вербальные и невербальные приемы в виде словесных формул и интонаций. Цель, с которой употребляется психологическая самооборона, является потребностью устранить себя от участия в конфликтах, сохранить спокойствие. Так человек получает дополнительное время на обдумывание услышанной критики, манипуляций.
  6. Творчество. Создание образа мыслей также может быть произвольным. Оно предполагает осуществление ранее неиспользованных решений, непредсказуемых поступков. Проявляется как желание быть уникальным, а не соответствовать другим. Применяется против подражания. Формируется под влиянием тяги к самовыражению.
  7. Уклонение. Это стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором. Причинами могут быть личная неприязнь или негативный настрой против такого собеседника. Избегаются любые встречи. Происходит сокращение регламента времени, условий проведения беседы. Подобное отношение партнера к другому в попытках уклониться от встреч нужно для личного спокойствия.

Еще один часто используемый метод противостояния - энергетическая мобилизация. Проявляется как сопротивление попыткам внушения, передачи, навязывания определенных действий, модели поведения, типа мышления и прочих факторов.

Это преобразование любых негативных эмоций в гнев, ярость и агрессию. Иногда это происходит из-за того, что человек не знает, как реагировать на определенную ситуацию в меру своей непроинформированности. Это помогает привести свое эмоциональное состояние в тонус.

Предпринимателями часто используется такая техника противостояния влиянию, как творчество. Это дает им конкурентные преимущества перед другими и позволяет создавать уникальные товары. Подражание – то, от чего молодому предпринимателю нужно избавляться в первую очередь.

Заключение

В психологии и социологии выделяют разные методы влияния на человека. Главными среди них являются убеждение, заражение, подражание и внушение. Противостоять им помогают такие техники, как творчество, контраргументация, конструктивная критика, конфронтация, отказ, уклонение и т. д.

Язык общения является мощным инструментом психологического влияния. Существует немало ситуаций, в которых один человек влияет на поведение другого, его образы, психологические состояния, чувства, мысли.

Психологическое влияние – это воздействие на эмоциональное состояние, мысли, чувства и действия другого человека. Виды психологического влияния многообразны. Выделим 3 признака для их классификации.

    Причины изменения людьми своего поведения и взглядов под воздействием реального или воображаемого влияния других. На основе этого признака выделим информационное и нормативное психологическое влияние.

    Информационное психологическое влияние возникает в ситуациях, когда люди не знают, что правильнее всего делать или говорить.

Выделим ситуации, порождающие этот вид влияния:

    неоднозначность в ситуациях – люди чаще всего используют других как источник информации, если ситуация неоднозначна: тогда человек более открыт влиянию других. Мощной влияющей силой являются эксперты, поскольку у них больше, чем у других, информации о том, как нужно реагировать в данной ситуации;

    кризис представляет собой специфический вид неоднозначной ситуации: страх, замешательство и паника увеличивают нашу склонность полагаться на других в надежде, что те помогут нам решить, что делать. Однако использование других в качестве источника информации может повлечь за собой нежелательные последствия – например, когда человек впадает в панику из-за того, что эмоционально заражается страхом от других людей. Этот феномен называется «эмоциональным заражением».

    Нормативное психологическое влияние возникает по иной причине. Мы изменяем свое поведение, чтобы оно соответствовало нормам и ценностям группы, к которой мы принадлежим, или общества, в котором мы живем.

Этот вид влияния имеет место и тогда, когда мы стремимся «быть как все», боимся быть не похожими на других, отличаться от них. Соглашаясь с группой, поступая «как все», индивид получает и социальное одобрение, и ощущение своей правоты, а следовательно – и чувство безопасности.

    Степень участия сознания и воли . Здесь выделяют произвольное и непроизвольное влияние.

    Произвольное влияние предпринимается зачем-то и для чего-то, всегда осуществляется с целью удовлетворения каких-то человеческих потребностей, оно всегда отвечает каким-то интересам (интересы господства над другими, жажда власти и т.п.).

    Непроизвольное влияние действует в том случае, когда один человек воспринимает (даже мысленно) присутствие другого.

Непроизвольное влияние оказывает в той или иной степени каждый человек: достаточно факта простого присутствия одного индивида рядом с другим, чтобы они начали оказывать влияние на мысли и поведение друг друга (их поведению хочется подражать, а их цели назвать своими). Таково действие харизматической или обаятельной личности.

Действие же другого человека может быть абсолютно иным, так как одно его присутствие создает атмосферу подавленности, тревожности и страха. Это влияние тоже носит непроизвольный характер, и некоторые из нас, не осознавая, могут быть его источником. Поэтому, общаясь с людьми, посмотрите на себя со стороны.

    Силы, действующие в обществе и заставляющие индивидов подчиняться им. Здесь выделяют 4 формы психологического влияния.

    Наказание и вознаграждение . Эффективность этих видов влияния зависит от их взаимодействия, а также от того, как люди, подвергающиеся этому влиянию, объясняют причину своего поведения: воспринимают их как внешние силы или как следствие поведения, обусловленного своими внутренними личностными особенностями.

    Экспертное влияние оказывают люди, которые обладают специальными знаниями, профессиональными навыками, умениями, способностями, т.е. всем тем, что отсутствует у непрофессионалов, которые как раз оказываются подверженными экспертному влиянию.

    Референтное влияние оказывает человек или группа, с которыми индивид отождествляет себя, кого признает в качестве образца для подражания, на кого хочет быть похожим. Таким образом, референтное влияние – это влияние авторитета.

    Влияние власти и закона . Силы власти и закона действенны лишь до тех пор и в той мере, пока человек, на кого они направлены, чтит закон и стремится его выполнять. Так, например, трудно ожидать от преступника, не уважающего законы, подчинения их влиянию. Он скорее подчинится силе наказания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

    Выделите главную идею, определяющую подход к общению.

    Раскройте место общения в структуре личности.

    Дайте определение понятиям: «контакт», «отношение», «коммуникация», «взаимодействие». Какое из этих понятий является наиболее точным для понимания общения?

    Выделите основные компоненты в содержании общения.

    Что такое цель общения? Дайте понимание модального и диктального общения; объясните, что у них общего и в чем различие между ними.

    Что такое средства общения? Какие виды общения могут быть выделены по этому основанию?

    В чем специфика вербального общения и что оно в себя включает?

    Перечислите ошибки, мешающие услышать и понять собеседника.

    Выделите особенность невербального общения. Какие компоненты оно в себя включает?

    Чем отличается вербальное общение от невербального, и в чем это различие проявляется?

    Каким требованиям подчиняется процесс невербального общения?

    В чем специфика межличностного общения?

    Какова роль межличностного общения в жизнедеятельности человека? (Раскройте функции этого общения).

    Какие существуют барьеры общения?

    Раскройте сущность барьеров темперамента и характера. (Свой ответ проиллюстрируйте).

    Что включает в себя барьер отрицательных эмоций? Как его учитывать при общении?

    Что такое психологическое пространство общения и что оно в себя включает?

    Что такое проксемика и какие факторы оказывают на нее влияние?

    Что такое психологическое влияние?

    В каких ситуациях возникает информационное влияние, чем оно отличается от нормативного?

    Почему возникает необходимость нормативного влияния? Можно ли его использовать при работе с людьми?

    Какие преимущества имеет непроизвольное влияние по сравнению с произвольным? Можно ли управлять людьми, используя лишь непроизвольное влияние?

    Чем определяется эффективность наказания и вознаграждения?

    Чем экспертное влияние отличается от референтного? Приходилось ли вам использовать эти виды влияния?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы.

    Почему от воздействия другого человека иногда надо защищаться?

    Почему влияние чужих людей на человека может быть сильнее, чем влияние близких?

    Как и почему возникает психологическая зависимость от другого человека?

    Найдите общее и различное в таких видах общения, как деловое и интимно-личностное.

    Какие виды влияния чаще всего встречаются среди вашего круга друзей и знакомых?

Задание 2

«Стиль мебели тоже по-своему влияет на характер беседы. Глубокие английские кресла располагают к полунемой дремоте; стулья с жесткими спинками побуждают к остроумию; диваны, на которых можно удобно развалиться, способствуют сердечным признаниям. Взоры собеседников, расположившихся на таком диване, не встречаются, что действует благотворно на застенчивые натуры, а близость расслабившихся тел навевает чувственные воспоминания» (А. Моруа).

Проанализируйте данный отрывок и попробуйте объяснить, как стиль мебели, влияет на характер беседы, делая ее доверительной («диваны … способствуют сердечным признаниям»). Объясните данный феномен с точки зрения основных компонентов психологического пространства общения.

Задание 3

Прокомментируйте приведенные ситуации. О каком барьере межличностного общения идет в них речь? Предложите свой вариант решения проблем, привлекая соответствующие знания.

      Энергичных, общительных родителей часто раздражает их вялый, пассивный ребенок.

      Спокойную, уравновешенную маму утомляет чрезмерная активность ее ребенка.

      Ученик любит, чтобы выполнять уроки ему помогала мама: папа медленно и методично начинает объяснять все по порядку, а мама очень быстро понимает проблему и «в двух словах» помогает найти ее решение.

Задание 4

У человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теплоты в общении с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили и не вызывали его на вынужденное общение. Причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддерживать с ним дружеские отношения. Как можно восстановить общение с этим человеком и какой барьер при этом необходимо преодолеть?