Пророк исайя биография. Православие

За 600 лет до рождения Иисуса все события, происходившие с Ним от рождения до распятия, были описаны в книге пророка Исайи, что в Старом Завете.

Житие Святого пророка Исайи наполнено служением еврейскому народу, которому было подарено обетование о приходе Мессии.

Кто такой Исаия и чем он заслужил дар пророчества

За 700 лет до новой эры, рождения Иисуса Христа в царском роду, в семье Амоса появился мальчик Исайя, которого воспитывали по законам Творца и в страхе перед Богом. В книге самого пророка сказано, что по достижению зрелости Исайя женился на девице, которая обладала даром пророчества, и у них родился сын Иасув.

Святой пророк Исайя

По Божьему призванию пророк служил при дворах нескольких царей:

  • Озии;
  • Иафама;
  • Ахаза;
  • Езекия;
  • Манассии.

Еврейский народ был создан по милости Божьей, и Творец, как любящий Отец, всегда оберегал его, но и наказывал. Чтобы остановить нечестивые действия иудеев, Бог посылал к ним пророков со Своими посланиями, центральным местом которых было обетование прихода Мессии.

В дни, когда евреи встали на путь нечестия, Исаия увидел Всевышнего, который сидел на царском великолепном престоле в тронном зале величественного небесного храма в окружении шестикрылых Серафимов.

Серафимы, летая на двух крыльях, двумя прикрывали очи, двумя закрывали ноги, постоянно сотрясали столпы храма восклицаниям о том, как свят Господь Саваоф.

Богобоязненный пророк знал, что у всех земных людей нечистые уста и окружение их нечисто, чувство страха парализовало его. После признания греховности к Исаии был послан Серафим, держащий клещами горящий уголь из алтаря Бога. Он приложил уголь к устам грешника и тем самым очистил его по воле Господней от всех грехов.

Внезапно раздался Господний голос, спрашивающий, кого Богу послать к иудеям, чтобы обратить их на путь истинный, отказавшись от поклонения идолам. Вызвался Исайя. Сам Творец пообещал простить и помиловать тех, кто придет к Нему с покаянием. Твердолобых и упрямых ожидает кара Господня и Божья казнь.

Творец сообщил пророку, что это поколение иудейского народа будет уничтожено, но от него родится новое племя, которое будет жить в святости.

На заметку! В своих пророческих книгах Исаия описал дальнейшую судьбу евреев, их плен и освобождение, возведение нового Иерусалима, он пророчествует о Миссии.

Чудеса, сотворенные знаменитым пророком

Имеющий дар творить чудеса, святой Исаия, наполненный присутствие Духа Святого, спас город от жажды при осаде его врагами. Пророк молился у подножья Сиона, и по его прошению Господь открыл земные недра, откуда забил источник родниковой воды. Этот родник назвали Силоам, что означает посланный Всевышним. Именно водой из этого родника Иисус приказал умыться юноше, рожденному слепым, после чего тот прозрел.

Царь Езекия заболел и очень боялся умереть, Исаия молился о нем перед Богом. Творец по воззваниям пророка даровал царю еще 15 лет.

60 лет служил Исаия народу и царям, пребывая в общении с Богом. Именно через этого святого иудеи узнали о приходе Мессии, Бога и человека в одном обличии. Он называет Иисуса ростком из сухой земли, новым племенем иудейского народа, как о Нем говорил Господь. Спаситель в пророчествах ничем не выделялся среди людей, порой был презираем обществом.

Пророк Исайя записал пророчества о приходе Мессии

По словам праведника, Учитель народов, Основатель Царства на земле, наполненного миром и любовью, родится от непорочной Девы, однако будет распят за грехи мира, как овца, молча, пошел на крест.

Пророк пошагово описал страдания Христа, издевательство над ним воинов и даже не упустил историю с дележкой одежды.

Важно! Историки называют пророка евангелистом Ветхого Завета, который за 6 столетий да воскрешения Спасителя написал, что только Его ранами мы, нынешнее поколением, можем исцелиться.

Окончание земного пути

Поручив от Всевышнего послание вернуть иудеев на путь служения единому Богу, Исайя непрерывно обличал народ в идолопоклонстве, лицемерии, фальшивом поклонении Истинному Творцу. Особенно доставалось в его обличениях царю Манассии и богачам, которые для видимости соблюдали религиозные обряды, давно потерявшие свою духовную силу, угнетали нищих, сирот и вдов.

Призывы к покаянию не достигали ушей ослепшего от грехов народа.

Разъяренный царь Манассия приказал казнить непокорного пророка, распилив его пополам деревянной пилой. Тело святого Исайя было похоронено недалеко от чудом сотворенного родника Силоам. В дальнейшем царь Феодосий Младший перенес мощи пророка в Константинополь и положил в церкви св. Лаврентия.

Частицу головы пророка ныне хранит и Хилендарский монастырь Афона.

[евр. , ],ветхозаветный пророк (пам. 9 мая), согласно традиции, автор названной его именем книги (см. Исаии пророка книга). Род. в Иерусалиме ок. 765 г. до Р. Х.

Библейское и апокрифическое предания об И.

Время служения

Видение И. в храме, когда Господь призвал его на служение, по словам самого пророка, произошло в год смерти царя Озии (Ис 6. 1). И. проповедовал, как следует из свидетельства Книги прор. Исаии (Ис 6. 1; 7. 1-9; 14. 28; 20. 1; 36-39), во время правления иудейских царей Озии, Иоафама , Ахаза и Езекии (Ис 1. 1). При переводе указанного в Ис 6. 1 года смерти Озии (года призвания пророка) на современное летосчисление время служения пророка (по причине разногласий данных о правлении царей Израиля и Иудеи в 3-4-й книгах Царств) приходится на период с 747/6 до 735/4 г. до Р. Х. (более вероятно - между 740/39 и 735/4) (Kaiser О. Jesaja/Jesajabuch // TRE. 1987. Bd. 16. S. 636-658).

В 7-й гл. книги говорится, что пророк выступил на проповедь во время т. н. сирийско-эфраимитской войны. Ход и цели этой войны остаются во многом неизвестными, т. к. сообщения о ней в основном отражают богословское осмысление этих событий (4 Цар 15. 37; Ис 7; 4 Цар 16; 2 Пар 28; Ис 8; Ос 5. 8 - 7. 16). Ассир. держава стремилась в эти годы к мировому господству. Египет, пытаясь остановить ее продвижение, втягивал в борьбу с ней гос-ва Сирии и Палестины. И. был последовательным противником участия Иудеи в этой борьбе и призывал царей сосредоточиться на религиозно-общественных преобразованиях. Когда Дамаск и Самария пошли войной на Иерусалим, чтобы принудить его к вступлению в антиассир. коалицию, И. изрек перед царем Ахазом (735-715) 1-е мессианское пророчество (Ис 7; ок. 734 г.). Но Ахаз, вместо того чтобы положиться на помощь Божию, как советовал пророк, вступил в союз с ассирийцами, которые осадили Дамаск и вторглись в Галилею. После войны Иудейское царство попало под власть Ассирии, Северное царство потеряло значительную часть территории, сократилось до границ колена Ефрема , Дамаск также был разрушен. Война закончилась не ранее завоевания Дамаска Тиглатпаласаром III в 732 г. (см. также в ст. Израиль древний). Приблизительно в это время И. записал 2-е мессианское пророчество - о чудесном Младенце, Который принесет мир на землю (Ис 9. 2-7). Т. к. в Ис 28. 1-4 предсказано завоевание Самарии, к-рая пала после 4-летней осады воинами Салманасара V (723/2), И. должен был продолжать служение с 732 по 722 г. В Ис 20. 1-6 говорится о слове Господа к И. в связи с антиассирийским восстанием в Ашдоде против Саргона II, пославшего на подавление бунта военачальника в 713-711 гг.

После падения Самарии колено Ефрема перестало существовать как самостоятельное царство; события священной истории сосредоточиваются в Иудее, находящейся под контролем Ассирии. При дворе благочестивого царя Езекии (715-687) влияние И. возросло.

В 705 г. умер ассирийский царь Саргон II и власть перешла к Синаххерибу (705-681). Предсказанный в Ис 36-37 поход Синаххериба против Иудеи лишил Езекию возможности поддержать южносирийское восстание 703-701 гг. против Ассирии. Упомянутое в Ис 39. 1-8 посольство вавилонского царя Меродаха Валадана датируют либо 713-711 гг., либо, что менее вероятно, 703 г. (Kaiser. Jesaja/Jesajabuch // TRE. 1987. Bd. 16. S. 636).

Влияние И. при дворе стремилась ослабить партия «князей» во главе с царедворцем Севной. Эфиоп. царь Шабака, правивший в Египте (XXV (Нубийская) династия), был встревожен мирной политикой Езекии и сумел настроить «князей» на войну против Ассирии. Узнав об этом, И. вышел на улицу, изображая пленного раба. Он предсказывал неминуемый крах всех политических сговоров. Но в конце концов Севна сумел добиться своего.

Синаххериб легко расправился с противниками и осадил Иерусалим (701). Езекия смог спастись, лишь заплатив огромную контрибуцию. Возможно, в это время пророк произнес знаменитую обличительную речь, к-рой открывается его книга (Ис 1. 2-3). Раскаявшийся Езекия тяжело заболел, но был исцелен по молитве пророка.

Во 2-й осаде Иерусалима ассирийцами (4 Цар 18. 17; Ис 36. 1-2) Езекия был неповинен, поэтому И. не обличал его, а предрек поражение завоевателям. Это произошло ок. 690 г. Только чудо спасло город. Царь и пророк скончались после этих событий. Предание утверждает, что И. дожил до правления нечестивого Манассии (696-641) и принял мученическую смерть. 3-е мессианское пророчество (Ис 11. 1-9) И. записал, вероятно, незадолго до смерти.

О жизни пророка

из его книги известно очень мало. В традиции стало общим местом отождествлять его отца с прор. Амосом, но совр. исследователи в своем большинстве не видят оснований для этого. Из того, что свидетелем символического действия И. мог быть иерусалимский первосвященник Урия (Ис 8. 2; 4 Цар 16. 10), делают вывод, что И. принадлежал к иерусалимской аристократии. Согласно Ис 7. 1-9, И. имел доступ к царю, Езекия обращался к нему в опасный момент осады Иерусалима в 701 г. (4 Цар 19. 1-5; ср.: Ис 37. 1-4) и был исцелен по молитве пророка (4 Цар 20. 7; Ис 38. 21). Вывод об очень тесной связи пророка с царским двором нек-рые исследователи делают на основании указаний о присутствии филистимских (Ис 14. 32a) и эфиоп. торговцев (Ис 18. 2) в Иерусалиме, а также об иудейском посольстве в Египет (Ис 30. 1-2, 7; 31. 1).

До 732 г. у И. родились 2 сына, к-рым пророк дал символические имена Шеар-ясув («остаток, который вернется» - Ис 7. 3) и Магер-шелал-хаш-баз («спешит грабеж, ускоряет добыча» - Ис 8. 3), предрекая первым именем, видимо, закат могущества иудейского народа, а вторым - завоевание Дамаска и Израиля ассирийским царем. Мать Магер-шелал-хаш-база в Ис 8. 3 также названа пророчицей.

Согласно Ис 8. 1-2 и 30. 8, И. умел писать, что предполагает получение соответствующего образования («премудрости»; ср.: Ис 14. 24-27; 17. 12-17; 28. 23-29). Текст Ис 18. 1-2 и 30. 4 свидетельствует о знаниях пророка о др. народах и об их землях.

Мученичество

После завершения ассир. кризиса 701 г. в книге пророка больше ничего не говорится о его служении. Более позднее предание сообщает, что И. принял мученическую смерть при царе Манассии, вступившем на трон в 696 г.

Христианский апокриф «Вознесение Исаии»(см. «Исаии пророка Вознесение») содержит краткий рассказ о преследовании и казни И. царем Манассией. После работ К. Ф. А. Дилльмана (Dillmann A., ed. Ascensio Isaiae, aethiopice et latine. Lipsiae, 1877) и Р. Чарлза (Charles R. H., ed. The Ascension of Isaiah: Transl. from the Ethiopic Version, which, together with the New Greek Fragment, the Latin Versions and the Latin Transl. of the Slavonic, is here Published in Full. L., 1900) (ср. также: Knibb M. A. Martyrdom and Ascension of Isaiah // The Old Testament Pseudepigrapha / Ed. J. H. Charlesworth. Garden City (N. Y.), 1985. Vol. 2. P. 143-149) этот рассказ исследователи рассматривают как изначальный иудейский документ, легко выделяемый из его совр. контекста (ср.: Charles R. H. The Apocrypha and Pseudepigrapha of the OT in English. Oxf., 1913. Vol. 2. P. 155-162; Caquot A. Martyre d"Isaïe // La Bible: Écrits intertestamentaires / Éd. A. Dupont-Sommer, M. Philonenko. P., 1987. P. 1017-1033).

В апокрифе говорится, как в присутствии царя Езекии и молодого Манассии И. предрекает свою мученическую кончину в правление последнего. Когда к власти приходит Манассия, пророк бежит в Вифлеем, а затем на гору в пустыне. Место, где он скрывался, царю выдает лжепророк Белкира (иногда в традиции имя передается иначе: Велиар, Белхира и др.- см. в ст. «Исаии пророка Вознесение»), к-рый обвиняет И. в измене (пророк предсказывал беды Иерусалиму, сравнивая его с Содомом (ср.: Ис 1. 7-10)) и в богохульстве (противоречил самому Моисею, утверждая, что видел Бога, но остался жив (ср.: Исх 33. 20; Ис 6. 5)). Манассия приказал посадить И. в темницу и перепилить его деревянной пилой. И. принимает мученическую кончину. Помимо изложения обстоятельств смерти пророка в апокрифе рассказано о вознесении И. на небеса и получении им откровения (см. «Исаии пророка Вознесение»). О мученичестве И. также известно из апокрифа «Жизнеописание пророков» (Vitae prophetarum. 1. 1).

Раннехрист. авторы были знакомы с этой традицией. В НЗ она, возможно, отражена уже в Евр 11. 37. О смерти И. говорит мч. Иустин Философ (Iust. Martyr. Dial. 120. 5), упоминает Тертуллиан (Tertull. Adv. gnost. 8. 3), к-рый видит в пророке, не прекратившем проповедь даже во время страшной казни, пример терпения (Idem. De patient. 14. 1; ср.: Asc. Is. 5. 14). Согласно Оригену (Orig. In Is. 1. 5), иудеи предали И. страшной казни, потому что он, по их убеждению, отклонился от закона. Коммодиан (III в.) считает, что в гибели пророка виновен царь Манассия либо иудейский народ (Commod. Carmen apol. 221. 513-514) (так же считает Лактанций - Lact. Div. inst. IV 11. 12). Потамий , еп. Лиссабона (IV в. по Р. Х.), составил на основе апокрифа «Трактат о мученичестве прор. Исаии» (PL. 8. Col. 1415-1416; CCSL. 69. P. 197-203). Пруденций подчеркивает, что жизнь и мученичество пророка - пример для христиан (Prudent. Perist. 5. 524, 529). Для свт. Илария Пиктавийского (Hilar. Pict. Contr. Const. 4 // SC. 334. P. 174) и свт. Амвросия Медиоланского (Ambros. Mediol. In Luc. 9. 25; ср.: Idem. In Ps. 118. 3) это пример мужества. Блж. Иероним, к-рый, видимо, знал апокриф, доверяет иудейскому преданию (traditio certissima; ср.: Hieron. In Is. XV 57. 1-2): И. предрек свою мученическую кончину от Манассии (Ibidem) и был казнен, потому что сравнивал иудеев с князьями содомскими и народом гоморрским и утверждал, что видел Бога (Ibid. I 1. 10; Idem. Ep. 18A, 13; ср.: Asc. Is. 1. 9; 3. 8-10). О мученичестве И. при Манассии говорит также блж. Феодорит Кирский (Theodoret. Quaest. in Regn. IV. 54).

К. В. Неклюдов

Почитание И.

В христианской традиции

Древнейшее упоминание о месте захоронения И. содержится в Бурдигальском итинерарии 333 г., согласно которому гробница пророка находилась в Иосафатовой (Кедронской) долине: «Невдалеке отсюда, как бы на вержение камня, находятся два памятника дивной красоты, в одном, который действительно вытесан из одного камня, положен Исаия пророк, в другом же Езекия, царь Иудеев» (Itinerarium Burdigalense // CCSL. 175. P. 17-18 (рус. пер.: Бордосский путник 333 г. // ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 30)). В настоящее время эти гробницы связывают с именами прор. Захарии и Авессалома. Данное известие дополняют сведения, содержащиеся в сочинениях о ветхозаветных пророках, которые приписываются свт. Епифанию Кипрскому и сщмч. Дорофею Тирскому,- «О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu - CPG, N 3777-3778; в 2 редакциях) и «Жития пророков» (Prophetarum vitae - BHG, N 1586), где говорится, что И., распиленный на 2 части царем Манассией, был погребен под дубом у источника Ен-Рогел (на юго-вост. окраине Иерусалима, немного южнее соединения Енномовой долины с Кедроном), а затем его тело было перезахоронено в благодарность за чудо изведения пророком воды в Силоаме недалеко от этого источника, близ царских гробниц и позади могил священнослужителей (к югу от Иерусалима) (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 8-9, 40-43, 60-61). Эти сведения были включены в «Пасхальную хронику» (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 290-292), в визант. Синаксари (Синаксарь К-польской ц., кон. Х в.- SynCP. Col. 665-667; Минологий имп. Василия II, кон. Х - нач. XI в.- PG. 117. Col. 444) и во вторичную версию «Греческой легенды» И. (Paris. gr. 1534, XI-XII вв.), где они следуют за основной частью, которая представляет собой сокращенную переработку апокрифического «Вознесения пророка Исаии» (BHG, N 958).

Арм. автор VII - нач. VIII в. Анастас Вардапет упоминает о монастыре Нораванк, который «находится около могилы пророка Исайи, в той же стороне, где Масличная гора» (Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 94).

Тем не менее о могиле И. существовали и др. предания, зафиксированные паломниками. Так, Антонин из Плаценции (70-е гг. VI в.) указывает «место, где Исаия распилен пилою и почивает» вблизи Елевферополя (Anon. Placent. Itinerarium. 32 // ССSL; 175. P. 145 (рус. пер.: Путник Анонима из Плаценции кон. VI в. / Изд., пер. и объяснил: И. В. Помяловский // ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 41)). Неизвестно, в какое время и при каких обстоятельствах мощи И. оказались в Панеаде (Кесарии Филипповой), откуда они в сер. V в. были перенесены в К-поль, в ц. св. Лаврентия. Перенесение мощей И. в К-поль состоялось, согласно «Историческому синопсису» Георгия Кедрина, на 35-м году правления имп. Феодосия II Младшего (Cedrenus. Сomp. hist. Vol. 1. P. 600), т. е. в 442/3 г. В «Хронике» Георгия Амартола это событие относится к правлению имп. Маркиана (Georg. Mon. Chron. // PG. 110. Col. 756). В отличие от хроник «Описание Константинополя» Псевдо-Кодина сообщает о перенесении мощей не из Панеады, а из Иерусалима (Patria CP. T. 2. Р. 241). Этот источник приписывает построение к-польских храмов св. Лаврентия и прор. Исаии супругам Маркиану (450-457) и Пульхерии (450-453) (Ibid. Р. 241). «Аноним Меркати» называет эти церкви стоящими вместе и говорит, что в ц. прор. Исаии «внутри алтаря лежит половина его тела» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. / Пер.: Л. К. Масиель Санчес // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 451). Антоний Новгородец ок. 1200 г. сообщает, что мощи пророка находились в посвященной ему церкви под престолом («под трапезою лежит» - Книга Паломник. С. 28). Здесь от мощей И. происходили чудеса (BHG, N 958f). Как подметили византинисты, эта святыня пользовалась почитанием в различных слоях общества (K A. e. a. Isaiah // ODB. Vol. 2. P. 1013): среди исцеленных названы протоспафарии Михаил и Константин, знатная дама Евпраксия, мон. Георгий, меняла Николай, виноградарь Константин, рыбак Иоанн. Описания 19 исцелений внесены в Минологий за май Bodl. Baroc. 240, XII в. (Delehaye H. Synaxarium et Miracula S. Isaiae prophetae // AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 257-265). К мощам И. приезжали из провинции (напр., из Фракии и из Пафлагонии). Особенностью кратких синаксарных житий является ошибочное наименование И. дядей царя Манассии (SynCP. Col. 665; PG. 117. Col. 444). В Императорском Минологии содержится Похвала И., приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 958g). Древнейшим из агиографических сочинений на лат. языке, посвященных И., является составленный Потамием, еп. Лиссабонским, в сер. IV в. с опорой на апокрифическое «Вознесение пророка Исаии» «Трактат о мученичестве пророка Исаии» (PL. 8. Col. 1415-1416; CCSL. 69. P. 197-203).

Часть честной главы И. хранится в мон-ре Хиландар на Афоне; по сведениям, собранным болландистами, частицы мощей И. находились в кафедральном соборе в Бриндизи, в ц. св. Гереона в Кёльне, в мон-ре Санто-Стефано и ц. Сан-Джованни ин Монте в Болонье.

Память И. праздновалась в Византии 9 мая. В этот день, согласно Типикону Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 284) и Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 667), торжественная служба в честь пророка совершалась в ц. св. Лаврентия. В греч. стишных Синаксарях память И. отмечается также 25 янв. с указанием на местонахождение его мощей - «близ св. Лаврентия» (SynCP. Col. 423). Видимо, эта дата связана либо с перенесением мощей И. со Св. земли в К-поль, либо с днем освящения церкви, построенной в столице в честь пророка. В груз. календарях V-VIII вв., ориентированных на древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, празднования в честь И. встречаются значительно чаще. Они совершались в разных церквах Иерусалима: 5 мая - память И. вместе со святыми Миной и Фокой в ц. вмч. Мины, построенной Вассой, приближенной имп. Евдокии (после 444) (Кекелидзе. Канонарь. С. 112; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 64; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 8); 9 мая - память И. вместе со св. Иоанном Предтечей, с апостолами Петром, Павлом, Иоанном Богословом, Филиппом, Фомой и др. святыми в ц. Учеников на Елеоне, построенной равноап. Еленой (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 65; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 10); 3 июня - память св. Иоанна Предтечи, И., мучеников Иулиана, Тимофея, Мавра (Мавриана) и др. в ц. мч. Иулиана на Елеоне, построенной Флавией ок. 454/5 г. (Кекелидзе. Канонарь. С. 115; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 70; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 13); 16 июня - обретение или положение мощей И. в ц. вмч. Мины (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 73; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 16); 17 июня - память пророков И. и Амоса в храме Гроба Господня (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 73); 6 июля - память И. в одной из церквей, построенных Меланией (Старшей или Младшей) на Елеоне (Кекелидзе. Канонарь. С. 119; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 77; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 20); 21 июля - память пророков Иеремии и И. в храме Гроба Господня (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 80); 25 авг.- положение мощей И., память пророков Захарии, Даниила и 3 вавилонских отроков в храме, построенном Иерусалимским патриархом свт. Ювеналием (422-458) (Ibid. Р. 86; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 30); 22 сент.- положение мощей апостолов Петра, Павла, И., память святых Георгия, Фирса, Фоки в ц. прп. Исихия, пресв. иерусалимского (V в.) (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 91); 2 окт.- память апостолов Петра, Павла, Андрея, Филиппа, Фомы, пророков И., Захарии, вмч. Пантелеимона и др. мучеников в ц. вмч. Прокопия, построенной, видимо, в VI в. к югу от Иерусалима (Ibid. Р. 94; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 41); 15 окт.- память св. Иоанна Предтечи, пророков И., Иезекииля и Даниила, 3 вавилонских отроков, Иосифа Прекрасного в ц. мч. Иулиана, построенной Флавией (Кекелидзе. Канонарь. С. 138; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 97; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 44); 30 или 31 окт.- память И. и святых Мины и Фоки в ц. вмч. Мины, построенной Вассой (Кекелидзе. Канонарь. С. 141; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 101; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 48); 14 нояб.- память св. Иоанна Предтечи, И., мч. Вакха, архангелов Михаила и Гавриила в церкви, построенной неким Аффонием близ Гефсимании (Кекелидзе. Канонарь. С. 142).

К одной из вышеперечисленных дат - 6 июля - приурочивают память И. лат. Мартиролог Беды Достопочтенного VIII в. (PL. 94. Col. 967) и вслед за ним Римский Мартиролог XVI в. (MartRom. Comment. P. 272), а также арм. Синаксарь IX-X вв. (Conybeare F. C. Rituale Armenorum. Oxf., 1905. P. 526). В арм. Синаксаре Тер-Исраэла память И. содержится под 2 датами: 9 мая и 6 июля (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1930. P. 427. (PO; T. 21. Fasc. 4); Ibid. Р., 1929. P. 674-675. (PO; T. 21. Fasc. 5)). В совр. арм. календаре основное празднование в честь И. совершается в четверг после Преображения Господня (переходящий праздник).

В календаре правосл. общины Хорезма рубежа Х и XI вв., сохранившемся в составе соч. «Хронология древних народов» (или «Памятники минувших поколений») мусульм. энциклопедиста аль-Бируни (973-1048), память И. помимо 9 мая указана также 16 авг. вместе с памятью пророков Иеремии, Захарии и Иезекииля (Martyrologes et ménologes orientaux / Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 307, 310. (PO; T. 10. Fasc. 4)).

В копто-араб. Синаксаре и Минологиях память И. отмечается 6 тута (3 сент.) (SynAlex. Vol. 1. P. 234-235; Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd. F. Nau. P., 1913. P. 187. (PO; T. 10. Fasc. 2)), в сиро-яковитских Минологиях - 3 сент. и 9 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 85, 121. (PO; T. 10. Fasc. 1)). У маронитов в рукописном календаре XVII в. совместная память И. и прор. Иезекииля указана под 3 апр. (Martyrologes et ménologes orientaux. P., 1914. P. 351. (PO; T. 10. Fasc. 4)).

Лит.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 250-252; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 136; Т. 3. С. 172-173; Spadafora F. Isaia, profeta: Culto // BiblSS. T. 7. Col. 939-940; Janin. Églises et monastères. P. 139-140; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 194; Conti M. The Life and Works of Potamius of Lisbon: A Biographical and Literary Study with English Transl. and a Complete Comment. on the Extant Works of Potamius. Turnhout, 1998; Adkin N. Potamius of Lisbon, «De Martyrio Isaiae Prophetae» 1: «Periugerum fidiculae» // Euphrosyne. N. S. Olisipone, 2000. Vol. 28. P. 369-373; idem. Potamius of Lisbon, «De Martyrio Isaiae Prophetae» Again // Helmantica. Salamanca, 2005. Vol. 56. P. 99-103; Verheyden J. The Greek Legend of the Ascension of Isaiah // Philomathestatos: Studies in Greek and Byzantine Texts Presented to J. Noret for his 65th Birthday / Ed. B. Janssens e. a. Leuven etc., 2004. P. 671-700. (OLA; 137).

О. В. Л.

В славянской традиции

Слав. перевод частично утраченного в греч. варианте апокрифа «Видение пророка Исаии» иногда включался в четьи сборники под 9 мая (днем памяти пророка), напр.: в Успенский сборник XII в. (ГИМ. Усп. № 4), в Драголов сборник кон. XIII в. (НБС. № 651), в полемический сборник XIV в. (Ath. Chil. Slav. N 474. Fol. 380-384), в серб. Четью-Минею на дек.-янв. с дополнениями XVI в. (ГИМ. Хлуд. № 195. Л. 348-352; изд.: Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925. С. 131-164), в серб. Четью-Минею на дек.-авг. XIV в. (Загреб. Архив ХАЗУ. IIIc22. P. 257-260r) и др.

На основе «Видения пророка Исаии», «Видения пророка Даниила» и Псевдо-Мефодия в Болгарии, вероятно, в 70-х гг. XI в. было составлено оригинальное историко-апокалиптическое «Сказание пророка Исаии», в основу сюжета которого легло описание битвы между болгарами и византийцами (Каймакамова М. Българска средновек. историопис. София, 1990. С. 27, 48-49; Тъпкова-Заимова В., Милтенова А. Историко-апокалиптичната книжнина във Византия и в средновек. България. София, 1996. С. 139-160). Оно сохранилось в неск. списках, старший - XV в. (Собр. мон-ря Николяц. № 52). Во 2-й пол. XIII в. в Болгарии было составлено соч. «Видение пророка Исаии о последних временах», к-рое отражает внешнеполитические события в стране в 1-й пол. XIII в. и негативную оценку сближения Византии и Руси (Николов А. Из византийската историческа топика: «Българи - скити», «славяни - скити» // Българите в Северното Причерноморие: Изслед. и мат-ли. Вел. Търново, 2000. Т. 7. С. 248. Бел. 74).

М. М. Розинская

В раввинистическом иудаизме

Ветхозаветная традиция связывает И. с родом царя Давида: отец И. Амос (Ис 1. 1), отождествляемый здесь с пророком, был братом царя Амасии (ср.: Вавилонский Талмуд. Сота 10b; Мегилла. 10b), а И. стал тестем царя Езекии (ср.: Вавилонский Талмуд. Берахот. 10a). Составители мидрашей часто превозносят авторитет И. по отношению к др. пророкам: он изрек больше пророчеств, чем др. пророки (Песикта Раббати. 33. 3); все пророки принимали пророчества от др. пророков (ср.: Числ 11. 25; 4 Цар 2. 15), только И.- из «уст Всевышнего», как сказано в Ис 61. 1 (Вайикра Рабба. 10. 2). Это превосходство И. связывается с видением в храме (традиция частично сохранена и блж. Иеронимом (Hieron. In Is. III 6. 5; ср.: Ginzberg L. Die Haggada bei den Kirchenvätern: Der Kommentar des Hieronymus zu Jesaja // Jewish Studies in Memory of G. A. Kohut. N. Y., 1935. P. 284). Так, все, что было открыто прор. Иезекиилю, видел и И., но последний сообщает лишь часть открытого ему в храме Господом (Вавилонский Талмуд. Хагига. 13b).

В Талмуде и мидрашах И. иногда сопоставляется с Моисеем. Оба считаются «величайшими пророками Израиля» (мидраш Деварим Рабба. 2. 4). Не отвергая приоритета Синайского откровения и Торы (ср., напр.: Шемот Рабба. 42. 8; Деварим Рабба. 8), различные предания столь высоко оценивают И. потому, что связывают его именно с этим откровением. Примером проповеди И. иногда обосновывают мнение о том, что все, что пророки когда-то проповедовали, уже было дано на Синае (мидраш Танхум: Йитро. 11 со ссылкой на Втор 29. 15; ср.: Montefiore C. G., Loewe H. A Rabbinic Anthology. L., 1938. P. LXVIII). Если в апокрифе «Вознесение пророка Исаии» противники И. упрекают его в том, что он претендует на авторитет больший, чем у Моисея (Asc. Is. 3. 8-9), то в одном из мидрашей говорится, что Манассия приказал казнить И., потому что И. «говорил с Богом, как Моисей, лицом к лицу» (Песикта Раббати. 4. 3; ср.: Иерусалимский Талмуд. Санхедрин. X 2. 28c).

Традиция, поддерживающая сведения о мученической кончине пророка, зафиксирована также в Талмуде. Пророк был обвинен в противоречии закону Моисея (Вавилонский Талмуд. Йевамот. 49b). И. пытался скрыться. По молитве пророка кедр чудесным образом скрывает его, но дерево перепиливают, и пророк погибает (ср. также: Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 103b). В Иерусалимском Талмуде об этом говорится более подробно. В трактате Санхедрин (X 2. 28c) уточняется, что слова о пролитой Манассией «невинной крови» (4 Цар 21. 16) - это указание на мученическую смерть И. Ранняя стадия развития предания может быть отражена в одной из глосс в Таргуме Ионатана к Ис 66. 1 (Grelot P. Deux tosephtas targoumiques inédites sur Is. 66 // RB. 1972. Vol. 79. P. 525-527, 532-535): спрятавшийся в дереве И. перепилен железной пилой.

К. В. Неклюдов

В мусульманской традиции

И. (араб. Шайа/Ашайа) не упоминается в Коране, однако при толковании 4-го стиха XVII суры мусульм. экзегеты обращались к его образу. В т. н. историях пророков, в частности у ат-Табари (ум. в 923), излагаются основные этапы пророческой деятельности И.: предсказание смерти царя Зедекии (библ. Езекия), пророчество о продлении жизни царя во время осады Иерусалима Синаххерибом, предупреждение о наказании израильтян, отступивших от Бога после смерти царя, и последовавшее за этим убийство И. Кончина И. описывается в согласии с иудейской традицией: спасаясь от единоплеменников, И. спрятался внутрь дерева, но шайтан (сатана) показал им край его одежды, и они перепилили И. вместе с деревом.

В исламе И. выступает как пророк, предвозвестивший пришествие Исы (Иисуса) и Мухаммада. Эта тенденция (при сохранении исторической рамки повествования) наблюдается уже в I в. хиджры (сочинение, вероятно принадлежащее Вахбу ибн Мунаббиху из Йемена; D é clais J.-L. Un récit musulman sur Isaïe. P., 2001) и сохраняется в совр. полемической лит-ре (напр., в сочинении Ат-Тахави Мухаммада Иззата Исмаила. «Мухаммад, пророк ислама, в Торе, Евангелии и Коране». [Каир], 1972 (на араб. яз.)).

С. А. Моисеева

Лит.: Бухарев А. М. Св. прор. Исаия: Очерк его времени, пророческое служение и книга. М., 1864; Юнгеров П. А. Жизнь прор. Исаии и совр. ему полит. состояние царств языческих и иудейского // ПС. 1885. Ч. 2. № 7. С. 381-408; Властов Г. К. Свящ. летопись первых времен мира и человечества. СПб., 1898. Т. 5: Пророк Исаия: Вступление и толкования. 2 ч.; Михаил (Лузин), еп. Библейская наука. Тула, 1901. Кн.: Св. прор. Исаия и книга его пророчеств; Leclercq H. Isaïe // DACL. 1926. Fasc. 74/75. Col. 1577-1582; Gaster M., Heller B. Beiträge zur vergleichenden Sagen- und Märchenkunde: Der Prophet Jesajas und der Baum // Monatsschrift f. Geschichte u. Wiss. d. Judentums. Breslau, 1936. Bd. 80. S. 32-52, 127-128; Hoenerbach W. Isaias bei Tabar // Alttestamentliche Studien: Fr. Nötscher zum 60. Geburtstage / Hrsg. H. Junker, J. Botterweck. Bonn, 1950. S. 98-119; Rad G., von. Theologie des AT. Münch., 1960, 19848. Bd. 2: Die Theologie der prophetischen Überlieferungen Israels; Childs B. S. Isaiah and the Assyrian Crisis. L., 1967; Becker J. Isaias: Der Prophet u. sein Buch. Stuttg., 1968; Dietrich W. Jesaja u. die Politik. Münch., 1976; Spieckermann H. Juda unter Assur in der Sargonidenzeit. Gött., 1982; Bickert R. König Ahas u. der Prophet Jesaja: Ein Beitrag zum Problem des syr.-ephraimitischen Krieges // ZAW. 1987. Bd. 99. N 3. S. 361-384; Koch K. Die Profeten. Stuttg., 19872. Bd. 1: Assyrische Zeit; Rippin A. Sha(?)lsquo;ya // EI. Vol. 9. P. 382-383; idem. Isaiah // Encyclopaedia of the Qur"an. Leiden, 2002. Vol. 2. P. 562-563.

Гимнография

В древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память И. отмечается неоднократно. Самостоятельно И. упоминается 16 июня и 6 июля (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 16, 20); богослужебное последование включает общие пророку прокимен и аллилуиарий, чтения: Ис 6. 1-10, Рим 10. 1-13, Лк 4. 14-22 (6 июля назначается др. Евангелие - Мф 23. 23-33). Память И. также отмечается 5 и 9 мая, 3 июня, 25 авг., 2, 15 и 31 окт. (Ibid. P. 8-10, 13, 30, 44, 48) совместно с памятями апостолов, Иоанна Предтечи и др. ветхозаветных пророков, вмч. Мины; в эти дни на литургии назначается чтение Ис 6. 1-10.

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 284) память И. отмечается 9 мая без богослужебного последования.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память И. не отмечается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 61) 9 мая содержится служба И. и мч. Христофору; святым назначается общий канон, И. также посвящены 4 стихиры, кондак и седален. Аналогичное богослужебное последование (за исключением кондака) назначается И. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 453). В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 151) указан отпустительный тропарь И. Τοῦ προφήτου σου Κύριε τὴν μνήμην̇ ().

В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 214)) И. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Η σεπτὴ τοῦ προφήτου σου πανήγυρις̇ (). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. указан тот же отпустительный тропарь И., что и в Мессинском Типиконе, а также кондак И. Τῆς προφητείας τὸ χάρισμα̇ (). Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., 9 мая служба И. и мч. Христофору поется на повечерии, поскольку в этот же день совершается всенощное бдение в честь перенесения мощей свт. Николая Мирликийского; И. назначаются те же отпустительный тропарь и кондак, что и в первопечатном греч. Типиконе. Аналогичные указания содержатся в дониконовских печатных Типиконах 1633 и 1641 гг. В исправленном издании Типикона 1682 г. и последующих изданиях 9 мая служба И. и мч. Христофору стала помещаться «под числом», отпустительный тропарь и кондак И. остались без изменений.

Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Τοῦ Προφήτου σου ῾Ησαΐου τὴν μνήμην Κύριε̇ (); кондак 2-го гласа: Τῆς προφητείας τὸ χάρισμα̇ () с икосом; канон (общий И. и мч. Христофору) авторства Феофана без акростиха 4-го гласа, ирмос: ῎Αισομαί σοι Κύριε̇ (), нач.: Θώτισόν με Κύριε (); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минеях).

По рукописям сохранились песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: 2 стихиры-подобна (РНБ. Соф. № 202. Л. 41 об.- 42 об., XI в.- см.: Новгородская служебная Минея на май, XI в.: (Путятина Минея): Текст, исслед., указатели / Отв. ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 342), дополнительный икос (Амфилохий. Кондакарий. С. 183).

Е. Е. Макаров

Иконография

Одно из самых ранних изображений И.- на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где он представлен старцем в белых одеждах, с густыми седыми волосами, длинными прядями, падающими на плечи, со свитком в руках, с золотым нимбом. На мозаике кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И. изображен в медальоне как молодой пророк с шапкой коротких черных курчавых волос и окладистой бородкой. Изображения пророков И. и Давида фланкируют сцену «Исцеление двух слепых в Иерихоне» в Синопском Евангелии (Paris. Suppl. gr. 1286. Fol. 29, VI в.); текст на свитке (Ис 35. 5), к-рый держит И., комментирует сцену из НЗ. Он показан юным, безбородым, в белом хитоне с клавом на рукаве и в желтовато-охристом гиматии. На миниатюрах из Россанского кодекса (Архиепископский музей в Россано, VI в.), построенных по сходной схеме (т. е. на них, как и на миниатюрах из Синопского Евангелия, тексты на свитках в руках у пророков являются аллюзией на представленную на том же листе новозаветную сцену), он дважды изображен юным, с коричневыми волосами и совсем короткой бородой (Fol. 1, 2) и дважды седым, с вьющимися волосами и короткой курчавой бородой (Fol. 3v, 5).

В более поздних памятниках И. бывает представлен как старец с длинными, как правило, волнистыми волосами, спускающимися на плечи прядями, с сужающейся книзу широкой бородой, в хитоне и гиматии. Часто в произведениях визант. искусства на хитон И. нашит клав, что свидетельствует о его благородном происхождении. В рус. памятниках И. изображали с темными волосами, тронутыми сединой. Правая рука пророка перед грудью в именословном благословении или поднята вверх, как на мозаике купола Еммануила в соборе Сан-Марко в Венеции (кон. XII в.). Атрибут И., согласно иконописным подлинникам,- лжица, к-рая на иконах встречается довольно редко (напр., на иконе «Богоматерь с пророками» 1-й пол. XV в. из Галереи Академии в Венеции). Однако более популярным его атрибутом являются клещи с горящим углем, что связано с видением И. Так, на иконе «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) крупно изображен серафим, к-рый протягивает И. клещи с горящим углем. Др. примеры данной иконографии - миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 72v, посл. четв. IX в.); икона «Прор. Исаия» из пророческого ряда иконостаса Рождественского собора новгородского Антониева мон-ря (сер. XVI в., НГОМЗ); икона-складень «Похвала Богоматери» (ок. 1471 г., ГММК).

В храмовой декорации образ И. помещается среди изображений др. пророков в верхних зонах храма: в куполе (в росписи церкви мон-ря Богоматери Перивлепты в Мистре, Греция, 2-я пол. XIV в.), в световом барабане (на мозаиках: ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия, 1146-1151, ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290, мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315; на фресках: ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница, Сербия, 1314, ц. св. Никиты близ Скопье (созданы до 1316 и поновлены в 1483-1484), ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде, 1378), на подпружных арках (в росписи ц. Рождества Христова на Красном поле близ Вел. Новгорода, 90-е гг. XIV в.), в люнетах (на мозаике ц. Сан-Витале в Равенне, 546-547). В нижней части стены нефа - на мозаике собора Сан-Марко в Венеции - вместе с пророками Давидом, Соломоном и Иезекиилем по сторонам образа Богоматери, 1-я пол. XIII в. И. обычно представлен в паре с прор. Иеремией (напр., в ц. Сан-Витале).


Пророки Исаия и Иеремия. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г.

Полнофигурные изображения И., как правило, иллюстрируют Песнь И. в Псалтирях (напр., в Парижской Псалтири ок. сер. X в.- Paris. gr. 139. Fol. 435v; в Бристольской Псалтири ок. 1000 г.- Lond. Brit. Lib. Add. 40731. Fol. 252; в Псалтири, созданной до 1074 или в 80-х гг. XI в.- РНБ. Греч. № 214. Л. 311 об.; в НЗ с Псалтирью 30-40-х гг. XIV в.- ГИМ. Греч. № 407. 504 об.). Изображение И. вместе с прор. Давидом или прор. Иезекиилем включалось в композиции, служащие иллюстрациями к вступительным текстам Евангелий в таких рукописях, как Четвероевангелия из Палатинской б-ки в Парме (Parma. Palat. 5. Fol. 5, ок. 1100) и из Национальной б-ки св. Марка в Венеции (Marc. gr. Z 540 (=557). Fol. 11v, 2-я четв. XII в.). На миниатюре со сценой «Вознесение» на фронтисписе Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162. Fol. 2v и Paris. gr. 1208. Fol. 3v, 2-я четв. XII в.) также помещены образы фланкирующих композицию пророков Давида и И. со свитками в руках; текст на свитке И.- Ис 63. 1.


Прор. Исаия в молении, с персонификациями Ночи и Зари. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 435v)

Образ И. появляется в самых ранних пророческих рядах русских высоких иконостасов: напр., из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря («Пророки Соломон и Исаия», 1425-1427, СПГИАХМЗ); из Преображенского собора г. Кашина (т. н. кашинский чин; «Прор. Исаия», сер. XV в., ГРМ); из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря («Пророки Иезекииль, Исаия, Иона», ок. 1497, ГРМ); из собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря («Пророки Даниил, Иеремия, Исаия», ок. 1502, КБМЗ); из Софийского собора Вел. Новгорода («Прор. Исаия», 1509, НГОМЗ); из ц. в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля («Прор. Исаия», 1626-1628, ГММК). И. всегда изображается близко к центру.

И. представлен на иконах разной иконографии вместе с Богоматерью с Младенцем и пророками, напр. на иконах «Похвала Богоматери» (сер. XVI в., ГРМ), «Достойно есть» (сер. XVI в., ГММК) и др.

Большаков. Подлинник иконописный. С. 11). В подлиннике Г. Д. Филимонова под 9 мая об И. сказано: «…подобием стар и сед, брадою и власы аки Илия пророк, ризы пророческия, верхняя санкирная, испод лазоревая, в руке свиток, а в немъ написано: «се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекутъ имя Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог»» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 339). В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. упоминается неск. раз. В части «Как изображается Ветхий Завет» описаны сцены «Видение пророка Исайи» и «Пророк Исайя претренный пилою» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 105-106. С. 549); в параграфе о св. пророках, об их внешнем виде и о пророчествах он описан как «старец с длинной бородой, говорит: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола» (Там же. § 132. № 6. С. 562). В части «Как изображается Новый Завет» о нем сказано в главах «Как изображаются праздники Богородичные»: «Исайя держит лжицу и говорит на хартии: азъ же лжицу угленосную преднарекохъ Тя, Чистая, и Престолъ Царя» (Там же. Ч. 3. Гл. 5. № 10. С. 557) - и «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года»: «Старецъ, был распиленъ деревянною пилою» (Там же. Гл. 22. С. 417).

Лит.: Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. P. 58-59. (DOS; 8); Gravgaard A.-M. Inscriptions of OT Prophecies in Byzant. Churches: A Cat. Copenhagen, 1979. P. 69-70; Лазарев В. Н. О росписи Софии Новгородской // Он же. Визант. и древнерус. искусство: Сб. ст. М., 1978. С. 142, 144; он же. История визант. живописи. М., 1986. С. 161; Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. W., 1979; Малков Ю. Г. Фрески ц. Рождества «на поле» в Новгороде и их «пророческий чин» // Древний Новгород. М., 1983. С. 271-294; Popovich L. D. Compositional and Theological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321) // Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 288; eadem. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica // Ibid. P. 28-29; Lowden J. Illuminated Prophet Books: A Study of Byzant. Manuscripts of the Major and Minor Prophets. Univ. Park (Penn.); L., 1988; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988; Погребняк Н., прот. Пророки: Иконография и гимнография // Моск. ЕВ. 2004. № 11/12. С. 116-134; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Новгорода: кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 304-305.

И. А. Журавлёва, И. А. Орецкая


Римско-католической церкви
восточнокатолических церквях
православных церквях
лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви

Книга пророка Йешаяhу (Исайи) - часть Библии , написанная пророком Йешаяhу. В канонической Библии эта книга находится под номером 23.

Книга охватывает время: ок. 778 - после 732 гг. до н. э. (правление царей Озии и Кира) в связи с чем её написание датируют периодом после 732 г. до н.э.

В пещерах Иудейской пустыни были обнаружены полная рукопись (1 в. до н. э.) книги Исайи и рукопись (2 в. до н. э.), содержащая последнюю треть книги. Эти рукописи хранятся в Храме книги Израильского музея в Иерусалиме .

Биография пророка Йешаяhу

Согласно еврейской традиции, жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя иудейского Манассии , известного своими беззакониями и гонениями на пророков .

Содержание и основные идеи книги

Рафаель, "Йешаяhу"

Религиозная традиция рассматривает книгу Исайя как собрание пророчеств и проповедей одного автора, хотя некоторые библейские комментаторы, как Аврахам Ибн Эзра (12 в.) и Ицхак Абраванель (15 в.), сомневались в правильности такой точки зрения. В современной библеистике принято делить книгу на "Перво-Исайя" (гл. 1-39, "обличения") и "Второ-Исайя" (Девтероисайа) (гл. 40-66, "утешения"); некоторые делят и "Второ-Исайю" на две части.

Исайя развивает и углубляет основную идею пророка Амоса о примате морали над культом. Будущее народа Израиля зависит от его способности осуществить на практике идеалы справедливости и правосудия, ибо нравственность угоднее Богу, чем формальное отправление культа и обильные жертвы: «К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. - Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота... перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды: спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:11, 16–17). Под этим углом зрения Исайя бичует судей, царедворцев и сильных мира сего, богачей, эксплуатирующих бедняка, обличает их алчность, развращенность и цинизм и предрекает им неотвратимую кару - их города будут разрушены, дома заброшены и земли опустошены (Ис. 5:8–30). Господь не оставит даже десятой части погрязшего в грехе народа Израиля, те же, кто останутся, раскаются и обратятся к Богу и станут стволом древа, от которого произрастет возрожденный народ и откуда начнется предначертанное Богом переустройство мира.

Актуальность книги Исайи

«Исайя». Рисунок Э. М. Лилиена. Еврейская энциклопедия (1901–1912)

Деятельность Исайи проходила в годы падения северного Израильского царства и изгнания его населения в глубинные провинции Ассирийской империи. Этот удар Исайя рассматривает как наказание, ниспосланное Богом на Его народ за грехи. Исайя видит в Ассирии не более чем орудие, с помощью которого Господь осуществляет Свой промысел: «О, Ашшур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» (Ис. 10:5). Опасаясь, что судьба Северного царства может постичь и Иудею, Исайя предостерегает царя Хизкияху и его царедворцев (сам Исайя принадлежал к дворцовой аристократии) от военных авантюр, которые могут повлечь за собой гнев грозной империи, поглощающей одну за другой соседние страны и изгоняющей целые народы с их родины. Исайя призывает к смирению перед Ассирией и противится присоединению к антиассирийской коалиции во главе с Египтом (Ис. 18–19).

Однако, когда в 701 г. до н. э. ассирийские силы под предводительством Санхерива разгромили египетские войска, вторглись в Иудею и, разорив страну, осадили Иерусалим, Исайя призвал царя не сдавать город врагу. Пророчество, данное Исайей в ответ на запрос царя, является одним из блестящих образцов пророческой литературы. «Вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебе головою дочь Иерусалима... За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой и возвращу тебя назад тою же дорогой, которою ты пришел... Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в этот город, и не бросит туда стрелы, и не насыплет против него вала... Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Ис. 37:22, 29, 33, 35). Согласно библейскому рассказу, пророчество Исайи сбылось (II Ц. 19:35–36). Видимо, эпидемия разразилась в стане осаждавших, и те покинули страну. Неожиданное снятие осады и возвращение Санхерива в Ассирию засвидетельствовано также и в ассирийских источниках. В величественных словах Исайи о непобедимости Иерусалима отражена вера всех пророков Иудейского царства: Бог заключил с Давидом завет, по которому династия Давида будет вечно править народом Израиля в вечной столице - Иерусалиме, единственной обители Самого Бога.

Однако Исайя - первый пророк, у которого эта идея становится эсхатологическим видением, перерастающим национальные рамки и ставшим парадигмой мессианства . Исайя рисует картину идеального еврейского царства, во главе которого будет стоять потомок Давида: «И почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия... Тогда волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе; и малое дитя будет водить их... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:2, 6, 9). Это идеальное царство добра и справедливости, реализующихся под эгидой Бога Израиля, который есть Бог Вселенной, осуществится в «конце дней», то есть как результат исторического процесса, в ходе которого все народы должны уверовать в единого Бога и, как следствие, должен наступить всеобщий мир. Исайя впервые в истории выдвинул идею всеобщего мира - этическое достижение, которое может быть по достоинству оценено лишь на фоне современных Исайе идеалов военного могущества и грубой силы обширных империй. «И будет в последствии дней: утвердится гора дома Господня во главе гор и возвысится над холмами; и потекут к ней все народы, и скажут: придите и войдем на гору Господню, в дом Бога Иакова, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:2–4). Таким образом, смысл и цель истории - претворение в жизнь слова Божьего и Его заповедей во всемирном масштабе. По сей день это видение Исайи служит идеалом человечества.

Пророчества Исайи о несокрушимости вечной столицы Израиля, Иерусалима, воодушевляли бойцов Армии обороны Израиля во время нависшей над Иерусалимом опасности в Войну за независимость , когда армии шести арабских стран вторглись в пределы возрожденного еврейского государства.

Второисайя

Второисайя является, прежде всего, пророком избавления. Главы 40 книги Исайя, открывающая цикл пророчеств Второисайи, начинается стихами, предвещающими возвращение иудейских изгнанников из пленения вавилонского. «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему... что прощена вина его, ибо принял он от руки Господа вдвое за все грехи свои» (Ис. 40:1–2). Такими пророчествами-утешениями изобилуют главы Второисайи, который, очевидно, был одним из иудейских изгнанников в Вавилонии в годы завоевательных войн персидского царя Кира, захватившего Вавилонию в 539 г. до н. э. Подобно Исайе, который за 200 лет до этого видел в царе Ассирии бич Божий для наказания грешной Иудеи, Второисайя видит в Кире посланца и помазанника Божьего (Ис. 45:1), служащего орудием отмщения Вавилону за разрушение Иудеи и призванного возвратить изгнанников на родину и восстановить величие Иерусалима и его Храма. Бог Израиля не только Бог вселенной, творец неба и земли, света и тьмы (Ис. 45:7), но и высший судия гордых империй, и именно Он даровал Киру его победу, сделав его орудием осуществления исторической справедливости и воздаяния. Живя в изгнании среди языческих народов, пророк усматривает в современных ему исторических событиях прямое доказательство всемогущества Бога Израиля. Второисайя не обрушивается на идолопоклонников с гневом и негодованием, а отзывается с убийственным сарказмом о тех, кто считает божеством «идола, которого отливает мастер, а плавильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки» (Ис. 40:19).

Язвительная и ироническая сатира Второисайи (44:9–20) стала образцом для подражания в литературах монотеистических народов и имитируется в |апокрифах и псевдоэпиграфах . Однако за порой великих надежд и энтузиазма последовала пора разочарования: чаяния величественных картин возрождения и грандиозных событий сменились реальностью: возвращение в Сион шло медленными темпами, многие изгнанники обжились на чужбине и вообще не собирались двинуться в путь к руинам Иудеи. Призыв «приготовить путь Господу», призыв к возвращению оказался «гласом вопиющего в пустыне» (Ис. 40:3). Восстановление Храма сопровождалось распрями, борьбой с интригами самаритян и наконец было прервано. Соответственно меняется тон пророчества Второисайи: место пророчеств-утешений занимают укоры в греховности, а избавление все более окрашивается в эсхатологические тона. Меняется и стиль, превращаясь из энтузиастического в удрученно-пессимистический. На этом основании некоторые ученые заключают, что лишь 9 (40–48) или 16 глав (40–55) принадлежат Второисайе, в то время как все последующие главы принадлежат перу одного или нескольких его последователей.

Ряд стихов Второисайи (42:1–4; 49:1–6; 50:4–9; 52:13–53:12) известны как «Песнь раба Божьего». В этих стихах рисуется избранник Господа, терпящий гонения и унижения от людей, его ведут на заклание на глазах у глумящейся толпы; однако страдания раба Божьего - необходимый этап избавления, и придет день, когда раб Божий, наказанный за чужие грехи, будет возвеличен и станет светочем для народов мира. Огромная экзегетическая литература, как религиозная, так и научная, посвящена истолкованию этого образа. Большая часть исследователей видит здесь аллегорию исторической судьбы еврейского народа. Другие полагают, что это образ непонятого пророка. Существует также мнение, что речь идет о праведниках, которые за грехи всего народа были обречены на страдальческую жизнь на чужбине, пока грядущее избавление не откроет всему миру правоту их веры. Христианская экзегеза видит в образе раба Божьего пророчество о жизни и судьбе Иисуса.

Пророчества Второисайи - одна из художественных вершин библейской поэзии. Игра слов, широкое использование синонимии и омонимии, четкий ритм, соответствующий содержанию, образные картины обновленной родины, лирическое воспроизведение трепета и ликования изгнанников в ожидании возвращения, энтузиастическая приподнятость стиля стихов об избавлении превратили поэзию Второисайи в неисчерпаемый источник утешения и веры в будущее еврейского народа на протяжении двухтысячелетнего рассеяния и в эпоху национально-освободительного движения в Эрец-Исраэль, когда многих стихи Второисайи воспринимались как совершенно актуальные и вдохновляли строителей государства.

Чудеса Йешаяhу

  • В соответствии с преданием, во время царствования Хизкияhу на Иудею напал ассирийский царь Сеннахериб. Но по молитве Хизкияhу войско противника было истреблено.
  • Однако сам Хизкияhу тяжело заболел и был вылечен по молитве пророка Исаии.

Пророчества Йешаяhу

  • Известная фраза Исайи о будущем обществе:"И народ не подымет меч против народа и не будут они больше знать войн" Исаия 2.4.
  • Исайя выступает как моральный проповедник и противник формальности в обрядах. «Небо - престол Мой, земля - подножие ног моих - где же вы построите дом для Меня?» (66:1). «Приносящий агнца в жертву - то же, что удушающий пса» (66:3). «Я призрю на смиренного и сокрушенного духом» (66:2).
  • Исайя обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, но не сердцем (29:13)
  • Исайя отрицает возможность изображения Бога. «Кому уподобите вы Бога?» (40:18) и отрицает возможность постижения Бога. «Разум Его неисследим» (40:28)
  • Исайя отстаивает идею монархии, называя персидского царя Кира помазанником Господа (45:1).
  • Исайя отстаивает идею предопределения. «Предопределения древние истинны» (25:1)
  • Исаия осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что языческие народы уверуют в Бога: «Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (19:23).
  • Именно Исаии принадлежит описание видения Нового Иерусалима - символа грядущего Царства Божия.

Йешаяhу в мировой культуре. Образы, параллели, аллюзии

Мощь и изящество поэтического слога Йешаяhу, его моральный пафос и красочный стиль вдохновляли многих поэтов новой литературы на иврите, в особенности Х. Н. Бялика. Описание посвящения Йешаяhу в пророки (гл. 6) вдохновило Пушкина на создание образа пророка в одноименном стихотворении:

Микеланджело "Йешаяhу"

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, – И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. . . . . . . . . . . . . . . . . И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Название известной книги Клиффорда Саймака "Всякое плоть - трава" - прямая цитата из 40-ой главы книги Йешаяhу, стих 6.

Примечания

Ссылки

  • Текст книги (иврит)
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья Исайа в ЭЕЭ

Исаия (Исайя , ивр. - Йешаяху - «Спасение, посланное (Богом) Яхве», Йешаяху сын Амоца) - один из великих библейских пророков, выходец из знатной еврейской священнической семьи, родился в Иерусалиме около 765 года до н. э. Пророчествовал на древнееврейском языке. Исаия примечателен, в первую очередь, своими пророчествами о Мессии.

Биография

Началось его пророческое служение в возрасте 20 лет с видения Бога на высоком и превознесенном престоле; края риз его наполняли весь храм, вокруг Него летали ангелы и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его».

Пророк Исайя начал пророчествовать в 747 году до н. э., во времена царя Озии. Начало пророчествований Исаии пришлось на период правления царей Азарии, Иоафама, Ахаза и Езекии.

Жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя Иудеи Манассии, известного своими нарушениями Торы и гонениями на пророков.

Библейское предание гласит, что евреи отошли от Бога, когда по царству Иудее распространилось идолопоклонство. Древним евреям приходилось противостоять постоянным набегам и нападениям со стороны соседнего Царства Израиля и Сирии. С целью обезопасить царство Иудею от вторжения сирийцев, цари Иудеи заключили союз с ассирийским царём, налагая на евреев бремя тяжёлой дани.

Чудеса

  • В соответствии с преданием, во время царствования Езекии на Иудею напал ассирийский царь Сеннахериб. Но по молитве Езекии войско противника было истреблено.
  • Однако сам Езекия тяжело заболел и был исцелён Богом по молитве пророка Исаии.
  • Возвратил тень на десять ступеней назад, дав знамение царю Езекии, что тот выздоровеет (4Цар. 20:8-11).

Пророчества

  • Известная фраза Исайи о Царствии Небесном: «перекуют мечи свои на орала, и ко­пья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
  • Исайя обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, но не сердцем (Ис. 29:13).
  • Исайя говорит о невозможности замены Бога рукотворным изображением божества (Ис. 40:12-31):
  • Отрицает возможность постижения разума Божия: «Разум Его неисследим» (Ис. 40:28).
  • Исайя отстаивает идею о том, что каждый народ достоин власти, которая над ним, называя персидского царя Кира помазанником Господа (Ис. 45:1).
  • Исайя отстаивает идею предопределения. «Предопределения древние истинны» (Ис. 25:1), но подчёркивает, что судьба каждого человека зависит от него самого и определяется его поступками: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:19).
  • Дамаск будет разрушен (Ис. 17:1).
  • В книге пророка Исаии содержится одно из первых описаний Небесного Иерусалима - символа грядущего Царства Божия - показанного Исаие в видении.

Мессианские пророчества

В глазах христиан особую ценность представляют множественные пророчества Исаии о грядущем Мессии. Как пророчества о Мессии рассматриваются следующие пророчества:

  • о рождении Мессии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис. 7:14), «ибо младенец родился нам - сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
  • о служении: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1).

Пророчество о Египте

«Пророчество о Египте. - Вот, Господь восседит на облаке лёгком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нём. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством.И дух Египта изнеможет в нём, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. "И предам Египтян в руки властителя жестокого", и свирепый царь будет господствовать над ними. Говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис. 19:1-4).

Пророчество об Израиле (еврейском народе)

Исаия осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что большая часть их будет отвержена Богом, и место их займут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии (ныне Ирак). «Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (Ис. 19:23).

Часть пророчества рассматривается как пророчества о восстановлении государства Израиль:

  • «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: „отдай“; и югу: „не удерживай“; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Ис. 43:5-7).
  • «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Ис. 66:8)

В исламе

Несмотря на то, что Исайя не упоминается по имени в Коране, но мусульманские источники называют его пророком.

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет

Пророк Исаия

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия .

Исаия был потомком царя Давида, родственником царей иудейских. Господь призвал его к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа сидящим на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестокрылые серафимы и взывали: "свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" Один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, коснулся уст Исаии и сказал: "Вот, грехи твои очищены". После этого Господь повелел ему идти обличать неверие и пороки иудеев.

Пророк Исаия предсказал, что иудейское царство будет разрушено врагами, иудеи будут отведены в плен, а потом опять возвратятся в свое отечество.

Особенно ясно Исаия предсказал о Христе Спасителе, что Он произойдет из рода Давидова, что Спаситель родится от Девы и будет не простой человек, но вместе и Бог: "се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит - с нами Бог " (Ис. 7 , 14).


Пророчество Исайи о рождении Спасителя от Девы

Он предсказал, что Спаситель пострадает и умрет за грехи наши: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно н не открывал уст Своих. Как овца веден был на заклание, и как агнец пред стригушим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ".

Исаия пророчествовал также, что Спаситель, распятый со злодеями , будет погребен не с ними, а в гробе богатого человека: "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого ".

Через веру во Христа Спасителя люди спасутся от вечной погибели: "через познание Его, Он, Праведник, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет ".

За ясность предсказаний о Христе Спасителе, пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом .

В то же время Исаия горячо обличал современного ему иудейского царя Манассию, который будучи нечестивым, поставил жертвенники языческим идолам в храме Соломоновом. (Впрочем, в конце своей жизни Манассия, захваченный в плен и посаженный в темницу, покаялся и испросил прощения у Бога). Под влиянием своего нечестивого царя, народ иудейский совсем стал забывать истинного Бога. Иудеи даже перестали праздновать Пасху и другие, установленные Моисеем, праздники.