Почему женщины в церкви покрывают голову? Почему в церковь нельзя заходить с непокрытой головой.

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин. Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность. Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам. В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную. То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе. Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви. Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

Мой несколько воинствующий настрой начал смягчаться, как только я вошла в маленькую деревянную церковь на Старонаводницкой, в непосредственной близости от многоэтажных домов. По периметру церкви стояли… детские диванчики и столики с игрушками, а навстречу мне вышел голубоглазый улыбчивый человек в красивой, даже изысканной по покрою и ткани, рясе.

Отец Олег, проблемы Православной церкви, гордящейся своей ортодоксальностью, известны. Не мешают ли они осуществлению вашей миссии?

Они никак не сказываются на моем служении и вовсе не мешают мне. В первые минуты знакомства мой собеседник остается в плену стереотипов, которые вы имеете в виду, но дальше начинается разговор сердца и доверия. Я привык сам судить себя, осуждать себя и воспитывать в себе любовь и способность дарить. И своих помощников я учу работать в наших проектах на основе главного критерия - любви. А любовь помогает разрушать все негативное, в том числе и стереотипы. Когда я впервые пришел как проповедник в роддом, медсестры и роженицы спрашивали, не баптист ли я или католик. Наши проекты призваны не только помочь людям именем Господа, но и избавить их от стереотипов относительно нашей Церкви.

- Проекты - современное понятие, немного странно звучит в устах священника.

И вновь стереотип (улыбается). А если серьезно, проектов у нас не так много: детский клуб «Воскресная школа», ветеранский клуб «Связь поколений», молодежное социальное служение. Особое место среди всех социальных инициатив занимает служение в роддоме. В 2002 году впервые в Украине создали храм в честь иконы Богородицы «Помощница в родах» в стенах роддома. Он стал местом духовно-психологической помощи беременным женщинам, роженицам и персоналу. Сначала это было мое ежедневное священническое служение, а потом была создана Всеукраинская благотворительная организация «Мама и немовля». Ее цель - предотвращение раннего социального сиротства, создание центров матери и ребенка. Этот проект преобразовался в одно из направлений государственной гуманитарной политики, и сегодня в Украине действуют уже 16 таких центров. Ведь интернатные заведения - пережиток прошлого, рассадник субъектов криминального права.
Наш скромный журнал «Купол» - тоже проект, но уже просветительский, миссионерский, в котором мы говорим о Боге как об источнике любви. Девиз нашего пастырского, социального служения - «Берегите жизнь для Счастья». Эксклюзивно для «ПЛ» скажу: «Бог» и «Счастье» - синонимы, поэтому слово «Счастье» я всегда пишу с прописной буквы.

- Чувствуется, что у вас есть светское, в частности юридическое, образование.

Да, помимо Киевской духовной академии я окончил Киевский Национальный университет им. Т. Шевченко по специальности «правоведение». Я вообще очень люблю учиться. А сегодня явный дефицит учеников в обществе, все хотят быть учителями (улыбается). Но, в сущности, дело не в образовании, а в том, насколько человек может слышать Творца и транслировать то, что Господь диктует. Ведь как бы осел, везший Христа в Иерусалим, ни был красив, не ослу оказывали почести, а Господу, именно Ему дети кричали: «Осанна!»
Мои скромные знания наук - это открытие Господа в любых отраслях, на основе системы ценностей, изложенной в Евангелиях. Хотя я считаю очень важным сотрудничество государства и церкви как субъектов права в социальной сфере. Церковь отделена от государства, но, будучи социальным институтом, не может быть отвлеченной от государственных институций.


- Однако взаимодействие церкви и государства обоснованно должно рассматриваться в контексте «моральное - аморальное». Ведь любая, в том числе Православная, церковь всегда сотрудничала с государством. И этот негативный стереотип в общественном сознании вполне объясним.
- Буквально вчера я был в Министерстве внутренних дел на круглом столе, где обсуждали положение о детских приемниках-распределителях. Я предложил внести ряд изменений в это положение: изменить само название, поскольку оно ассоциируется с принуждением, насилием, и организовать в таких приемниках комнаты духовно-психологической помощи. Мое предложение поддержали единогласно, и теперь я готовлю проект организации этих комнат. Вот вам пример целиком морального взаимодействия.

- Исповедуете теорию малых дел?
- У этого «малого дела» глубокое концептуальное обоснование: объединение самых разных социальных институтов вокруг проблемы. Если объединяться вокруг проблемы, а не вокруг конфессиональных убеждений, общество можно изменить к лучшему. Я говорил об этом не раз, в том числе на официальном уровне.

Тем не менее люди не доверяют никому: государство сотрудничает с церковью для усиления контроля и получения информации, священники нарушают тайну исповеди, сотрудничая с административным аппаратом власти.

Все социологические исследования говорят об обратном - о доверии к церкви. В сегодняшних условиях государство обязано взаимодействовать с религиозными организациями в деле социального служения. Никакие нормативные акты не способны изменить внутренние убеждения человека. Мы можем регламентировать кодексами отношения в социальной, политической, общественной сферах, но не в духовно-интимной жизни. Разумеется, государство не должно использовать церковь в корыстных целях, сознательная, ответственная власть должна просить церковь помочь ей.

Все это правильно, даже аксиоматично. Но готова ли УПЦ МП стать ближе к людям, отойти от жестких ортодоксальных канонов?

Конечно. На одном из телевизионных ток-шоу меня спросили, как отнесется церковь к женщине, которая была изнасилована, стала нечистой, и я ответил: если она придет ко мне, я ее обниму, поцелую и скажу, что ждал ее.

Было бы странно, если бы священник оттолкнул жертву, ведь такая женщина - жертва насилия. Но как быть с воинствующей нетерпимостью УПЦ МП по отношению к верующим других конфеcсий, категорическими запретами на брюки в храме, отказом в поминании в молитвах иноверцев, самоубийц, прихожан Киевского патриархата и даже - перекрещивании?!

Вот я сегодня забыла взять платок, чтобы покрыть голову, но вы же позволили мне зайти в храм.

Лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе! В нашем храме человек должен почувствовать дух любви, а не закона. По закону намного легче жить, чем по любви, ведь любовь - это всепрощение, доброе отношение к тому, кто причинил тебе зло. Это сострадание греховному состоянию другого, молитва за него. Но самая высшая степень любви - не сострадательная, а сорадовательная. Я радуюсь успеху вашего журнала, но молюсь за то, чтобы вы выдержали весь тот груз ответственности, который стоит за успехом. Быть публичным перед людьми намного проще, чем перед Богом.

Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?

    ВОПРОС ОТ ТАТЬЯНЫ
    Не могу понять как поступать правильно по Библии? Многие говорят, что нужно женщинам покрывать голову в церкви, а в некоторых церквях это не практикуется. И вообще не понятно, почему есть разница для мужчин и женщин?

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале . Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей проповеди. Причем эти отрывки (части проповеди) редко когда соответствуют делению по главам, которое было принято спустя столетия после написания книг Библии. Также при толковании Писания нужно учитывать историческую и географическую специфику.

В 11 главе Первого послания к Коринфянам со 2 стиха Павел начинает назидание христианам Коринфа о внутри церковных правилах жизни и поведения. Эта тема продлиться до 14 главы включительно.

Начал Павел с того, что пояснил “первенство”: глава жене - муж, глава мужу - Христос, а глава Христу - Бог. Здесь не идет речи о главенстве, как таковом, а о том, кто от кого происходит, и кто какую роль выполняет. Иисус Сын – от Бога Отца, жена из кости мужа. Муж на иврите звучит иш, а жена ишша, то есть имеющая общую часть с мужем. Нигде в Библии не сказано, что женщина – это человек “второго” сорта. Наоборот, Священное Писание сразу говорит, что и женщина и мужчина именуются Богом одинаково – человек:

“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил ИХ (Быт. 1:27)

Но роли у людей, как и у лиц Божества разные. Христос – Сын сошел на Землю, то есть выполнял отведенную Ему роль… У людей же, женщина всегда являлась хранительницей очага, ухаживающей за домашним хозяйством и занимающейся воспитанием детей. Муж же отвечал за пропитание семьи и нес священническую функцию, так как имел больше сношений с внешним миром. Однако это ни прежде, ни сейчас не умаляет и не принижает статус женщины перед Богом и мужем. Согласно Библии, женщина пользовалась большой свободой и уважением. Она выступала не только как жена, мать и домоправительница, но и как судья (Девора), пророчица (Мариам), мудрая советница (2 Цар. 14:2; 20:16) и даже воплощение героизма (Есфирь).

Тем не менее, порядок должен быть во всем. Именно поэтому, Бог определенное первенство оставляет за мужем. Но это относится, повторяю, к ролям, которые предусмотрел для полноценного счастливого брака Господь. Сегодня есть семьи, где мужчины лежат на диване, а роль кормильца берут на себя женщины… Также сейчас в мире распространено феминистическое движение, которое ратует за равноправие женщин. Если быть внимательным и посмотреть на жизнь таких дам, то можно увидеть, что зачастую у них не счастливая жизнь... Вместо того, чтобы за ними ухаживал любимый мужчина, чтобы нежиться в его объятиях, скрываться за его широкой спиной… Эти дамы сами выполняют роль мужчин, но теряют при этом радость быть слабой женщиной, то есть преимущества представительниц слабого пола. Хотя, наверное, многие феминистки не раз желали найти "настоящего" мужчину, чтоб стать "настоящей" женщиной…

Итак, немного разобравшись в ролях, можно снова вернуться к теме покрывания головы. Павел отметил, что всякий муж , молящийся или пророчествующий с покрытою головою , постыжает свою голову” (1 Кор. 11:4), а к женщине у него было обратное требование… Очевидно, что причина такого наставления также заключается в ролях .

Если внимательно почитать всю часть проповеди, посвященную покрытию головы и первенству, то не сложно заметить, что Павел ни разу не сослался на Ветхозаветное Писание и даже не намекнул, что это постановление от Бога и относится к Его закону – заповедям. Вместо этого, Павел ищет аргументацию в природе (ст. 13-15), что не свойственно богослову такого уровня… И в заключении он говорит, что просто не будет спорить на эту тему. Представляется, это было связано с тем, что у него просто не было богословских доводов, но он чувствовал, что мыслит правильно.

Действительно, во всем огромнейшем Священном Писании с его многочисленными заповедями (иудеями насчитывается 613 заповедей в Божьем законе) нет ни одного слова о молитве с покрытой и соответственно, с открытой головой, тем более по отношению к верующим разных полов. Как минимум, странно, что заповеди о покрытии головы нет, ведь если бы это было важным, то Господь обязательно оставил бы такое наставление для людей. Зато в Писании мы встречаем описание традиций, имевших место среди тех народов.

“Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их” (Ис. 3:17)

Бог, предупреждая о наказании, использует здесь традиции народа, к которому обращается, чтобы на понятном людям языке донести до них Свою мысль.

Отличительной особенностью жизни на Востоке, является скромная, укрывающая почти все тело одежда женщин. А особая роль отведена головному убору. Так было и ранее, так осталось и до сего дня. Речь не идет о хиджабе, а именно о покрытии головы. Порядочные женщины Востока не могли выйти из дома с непокрытой головой, то есть с распущенными волосами. И наоборот, гетеры и публичные женщины при языческих храмах, в том числе и в Коринфе, ходили с распущенными волосами. Хочется отметить, что так было не только в странах Востока. И в России женщинам было не прилично снимать головной убор или распускать волосы вне дома, их нужно было как минимум собрать в пучок с вплетенным в него платком или лентой. Отсюда и выражение “опростоволоситься” - осрамиться, опозориться, оставшись на народе с непокрытой головой.

Теперь, я думаю, понятно, почему Павел настаивал на пребывании женщин в головном уборе в молитвенном собрании, где они молятся и пророчествуют (проповедуют). Церковные собрания являлись общественным местом, а не домом. И поэтому, когда какие-то дамы, возмечтав о проповедуемой свободе во Христе “нет уже … мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28), начали пренебрегать принятыми в обществе нормами морали, и не смотря на мнение окружающих, стали снимать с себя головные уборы, то встретились с противостоянием Павла! Что здесь защищал апостол, запрещая такое поведение женщинам?

Все очень просто. Павел проповедовал людям разных национальностей и различных вероисповеданий, и в распространении Евангелия пытался быть ближе к людям, не нарушая их устоев на сколько это не противоречило закону Божьему. Чуть ранее исследуемого нами отрывка он писал Коринфянам:

“Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом … Сие же делаю для Евангелия (1 Кор. 9:20-23)

То есть, Павел учитывал менталитет того народа, которому он хотел поведать о Боге. Представьте ситуацию, что сегодня юная девушка, надев легкую маячку и коротенькие шортики, распустив волосы до пояса, приедет в одну из стран Востока и будет ходить по улицам, рассказывая об Иисусе Христе.

Такую картину можно увидеть на улицах европейских городов… Но на Востоке эту девушку ждут неприятности. И конечно, ее проповедь о Христе не будет услышана. Более того, эти люди будут питать неприязнь к Иисусу, который разрешает так неподобающе одеваться молодым женщинам. Такие примеры можно продолжать долго, вспоминая об особенностях жизни народов Африки, Азии и т.д. В каждой местности есть свои традиции и свои понятия, что есть красиво, порядочно, а что напротив - безнравственно. И конечно, сложно у человека быстро поменять менталитет – воззрения, с которыми он вырос и жил десятки лет… Поэтому Павел призывал учитывать культуру народа при несении ему Евангелия, но в пределах рамок закона Божьего “не будучи чуждым закона пред Богом” .

Запрещая женщинам Коринфа снимать в собрании головной убор, Павел показывает, что не нужно христианам отвергать рамки приличия общества, даже если они не основаны на прямом слове Божьем. То есть, христиане не свободны от норм морали и должны быть примером и образцом в той среде, где они живут, чтоб как можно больше людей привести к Богу и спасти. Если христиан будут воспринимать в обществе как людей “некультурных”, бунтарей, попирающих общепринятые ценности, то от этого ни церковь, ни Бог не выиграет, впрочем, как и сами эти люди. Не сложно понять, что человека тогда будут слушать, когда он с точки зрения общества, будет являть собой высокий пример.

Теперь, что касается покрытия головы мужчинами... Рассуждая об этих текстах ясно одно – мы не имеем полной информации о данной ситуации. Но, по всей видимости, читатели – христиане Коринфа хорошо понимали апостола. Видимо, в то время, по этому поводу существовал какой-либо светский или религиозный спор. Возможно, Павел был против, введения иудеями традиции, сверх установленных Священным Писанием, молится, покрывая голову талитом или кипой. Проблема иудаизма в том, что письменный закон Божий верующие дополнили устным законом, который поставили наравне с откровениями Самого Бога. Поэтому Павел, как учил Иисус и пророки, был против преданий, приплюсованных к Писанию. И когда христиане стали перенимать такой религиозный культ у иудеев, вероятно, считая покрытие головы Божьим законом, Павел противостал этому.

Итак, можно сделать вывод: говоря о главенстве и разнице между одеяниями мужчины и женщины апостол имел в виду порядок в общине и в семье верующих. Павел хотел, чтобы христиане являлись образцом для окружающих язычников, пропагандируя в частности библейский идеал взаимоотношений в общине и семье. Также апостол пояснял, что обычаи, традиции и культурные особенности, не противоречащие заповедям Божьим, не должны отвергаться верующими, не затмевая, естественно собой, закон Господа.


Константин Чумаков, Валерий Татаркин


Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя…

Хождение в храм Божий с покрытой головой для женщины — древний христианский обычай, основанный на словах апостола Павла в его послании Коринфянам: «…жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов». Апостол Павел рассуждает в своем послании, что женщина, молящаяся с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это тоже, как если бы она была обритая. Мысль о том, что голову должна покрывать лишь замужняя женщина, апостол ясно выражает в словах: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1Кор. 7-9). Покров на голове замужней женщины, говорит апостол, есть знак для Ангелов, то есть что она замужем. Поэтому на всех древних иконах с непокрытой головой изображены только девы, что говорит об обычае Церкви покрывать голову женщины лишь после замужества.

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или…

Нет обязанности для женщины заходить в православный храм с покрытой головой.
Это не обязанность, а историческая традиция и рекомендации апостола Павла. При чем, традиция может быть и противоположной. Например, в Греции в православные храмы обязаны заходить женщины без головного убора (!) Такой подход к покрытой женской голове сложился у греков в ходе национально-освободительной борьбы с турками.
И более того, в Украине есть храм — в Ахтырке (Сумская область) — где по их традиции женщины входят в храм с непокрытой головой, так как в этом храме хранится образ Божьей матери с непокрытой головой.
— Обо всем этом поведал сегодня священник Георгий по радио «Эра».
— А на вопрос почему же женщин в отдельные храмы не пускают бабки, если у нее нет платочка — отец Георгий ответил с некоторым раздражением: мы знаем об этом проблеме, что некоторые служки пытаются навязывать свое видение веры в Бога, и пытаемся с этим бороться. И, вообще, лучше прийти к Богу с непокрытой…

Традиция покрывать голову в церкви, это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла. В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина - с покрытой. Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения. Верующий человек в храме должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем…

11.09.2014

Женщина издревле ходит в храм с покрытой головой – это древний обычай, который зародился на основе слов апостола Павла. Апостол говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Это необходимо, прежде всего, для Ангелов.

Отсюда зародилась традиция покрывать голову при входе в церковь. Согласно апостолу, если женщины молится и при этом ее голова открыта, это является постыдным. Непокрытая голова приравнивается к обритой. Этими словами апостол подчеркивал постыдность одежды современных женщин, которые показывают свое тело. Мужчина имеет право ходить в церковь с открытой головой.

Кстати, в античной культуре голова прикрывалось как знак скромности. Волосы в то время считались наиболее ярким атрибутом женской привлекательности и красоты. Семейные женщины не имели возможности ходить с распущенными волосами, и обязаны были носить такой головной убор, как платок. Платок являлся показателем того, что женщина занята и принадлежит…

Испокон веков женщины ходят в церковь в платках. Даже юбки сейчас считаются не столь важным атрибутом, как платок на голове – говорят, что лучше идти в храм в джинсах, но с головным убором, чем в юбке и без него. Почему же женщины в церкви покрывают голову, с чем связана традиция надевать платок в церкви?

Легенда о платках и юбках в церкви

Существует легенда о платках и длинных юбках в церкви. Рассказывают, что в древнем мире люди приходили в храм в чем придется. И Богу это было не слишком приятно.

Поэтому Бог послал видение одной из молодых девиц и сказал: «Если ты будешь ходить в храм с покрытой головой и в длинной юбке, твои молитвы будут услышаны, потому что к тебе будет приставлен Ангел для помощи. Но как иначе он узнает тебя, если ты не будешь отличаться от прочих девиц?»

Как того и следовало ожидать, на следующий день девица пришла в храм в длинной юбке и в платке, а на вопрос подружек, зачем она так странно вырядилась,…

Почему женщине нельзя заходить в храмы и монастыри в брюках и с непокрытой головой?

Для каждого дела имеется соответствующая одежда: в вечернем платье вы не пойдете на стадион, а в спортивном костюме - в театр. Так же существует традиция соответствующего наряда во время посещения храмов, а особенно монастырей.

Цель посещений церкви - молитва. А согласно Священному Писанию, женщина должна молиться с покрытой головой. Очень хорошо, что сейчас во многих храмах и монастырях платок можно получить при входе.

Что касается брюк, то Священное Писание требует, чтобы женщины одевались в женскую одежду, а мужчины - в мужскую. Поэтому женщине, которая специально собирается идти в храм, лучше надеть юбку соответствующей длины.

Во всех случаях нужно стараться уважать благочестивые традиции нашего народа и нашей Церкви, ибо со своим уставом, как говорят, в чужой монастырь не ходят.

Но если человек впервые пришел в храм или у него внезапно возникло…

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного…

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале “Может ли женщина молиться с непокрытой головой?”. Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей…

По разным опросам, в России от 60 до 80 процентов населения считают себя православными. Из них воцерковленных всего 6-7 процентов. Многие россияне, к сожалению, даже не знают, как нужно себя вести в православном храме.

1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.
Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши. Апостола Павла 1-е послание к коринфянам,
11:4-5: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело…

Фото из интернета

Как-то накануне вербного воскресенья, собираясь в церковь, моя супруга с подругой поспорили: можно ли надеть светлую куртку?

Дамы, — вмешался я в разговор, — так вы на службу опоздаете!
У тебя, Марина, осенняя куртка — бежевая, не пойдёшь же ты в белой зимней… Что тут обсуждать?
А вообще-то в послании к Тимофею апостол Павел предписывал вам одеваться «со стыдливостью и целомудрием, не украшать себя плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждою» (1 Тим 2:9-10). О цвете куртки он не говорил. Главное «придти в храм с сердцем открытым Господу и молитве».

— Кто бы говорил? Безбожник! Опять поучать начал… тебя не спросили, что надеть! О Боге он, видите ли… без подсказок разберёмся!

— Вот и помогай им, верующим! Цитируешь Евангелие, а они… — бормотал я себе под нос, — как тут не вспомнить Теодора Бера: «Особенно крепок на ухо тот, кто и слушать ничего не…

Проживающие в Эстонии различные национальности придерживаются своей традиционной религии. Среди эстонцев наиболее популярным является лютеранство, которое признают 14% людей в возрасте 15 лет и старше. Лютеранами считают себя 27% проживающих в Эстонии финнов, 15% немцев и 14% латышей. 47% проживающих в Эстонии поляков и 33% литовцев считают себя католиками. Ислам наиболее распространен среди татар. Православие считают своей религией 51% белорусов, 50% украинцев, 47% русских и 41% армян. Таким образом самой распространенной религией в Эстонии является именно православие. Кстати, среди эстонцев в возрасте 15 лет и старше приверженцами какой бы то не было религии считают себя 19%, среди неэстонцев – 50%.

В городских поселениях Эстонии проживает в три раза больше верующих людей, чем в сельской местности. Это объясняется, в первую очередь, национальным составом населения. Больше всего приверженцев конкретной религии живет в Ида Вирумаа — 49%, меньше…

Традиция покрывать голову в церкви , это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла. В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина — с покрытой. Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения. должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем Литургии. Таким образом, христианской традицией является недопустимость находящихся в храме верующих мужчин в головном уборе, а верующих женщин - без платка.

Эта традиция основана на утверждении Апостола, что Христос является главой всякому мужу, жене же глава – муж, а Христу глава — Бог. Ибо мужчина, молящийся с покрытою головою, свою голову постыжает, а жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову, приравнивая ее к обритой голове. Мужчина является образом и славой Бога, а женщина- славой мужчины, поскольку «не муж от жены и для жены, но жена от мужа и для мужа». Платок — знак власти над ней, это для Ангелов.

Противное утверждение основано не неправильном понимании принципа равенства мужчин и женщин перед Богом. Иисус никогда не отгонял женщин во время своих проповедей, это же, кстати, относится и к язычникам, которых Иисус никогда не подвергал дискриминации. Практически, Мария Магдалина первая наблюдала Воскресшего, и здесь ее преимущество, например, перед апостолом Петром. Перед Христом в деле достижения спасения и освобождения, стяжании Святого Духа и вечной мужчины и женщины совершенно равны.

Однако ошибка некоторых самодеятельных теологов заключается в том, что равенство во Христе не тождественно равенству во плоти. Во Христе, на самом деле, отсутствуют гендерные и национальные признаки, однако, в естестве мы все будем различаться, до самого момента перехода в вечность. Как раз на эти определенные признаки и пытается обратить внимание коринфян апостол Павел, рассуждая о покрытии головы. У него речь не идет о покрытии или не покрытии голову «духовного человека», находящегося во Христе, здесь конкретно говорится о человеческой плоти, а она уж точно еще не во Христе.

Идея состоит в том, что у Бога в подчинении содержатся все элементы и материального, и духовного мира, и они (это главное) между собой упорядочены и находятся в стройной системе, с целым рядом уровней и соподчинений. Эта система и есть гармония, и претензии отдельных элементов этой системы на не свойственные им функции приводят к дисгармонии, возмущениям и дисбалансу, а в результате и к ее расстройству.

С Христом на землю пришла идея единства, а не идея равенства, именно она дает согласованность, единомыслие и отсутствие недовольства, и при сохранении индивидуальности каждого человека, должно существовать взаимное подчинение -субординация и определенная система иерархии.

Иллюстрацию этой взаимозависимости апостол Павел находит в человеческом теле, у которого каждый находится в состоянии подчинения у других членов, обладая равными правами, но и неравными возможностями. Тело действует успешно тогда, когда не уравниловка всех членов имеет место, но согласованное взаимодействие и единство каждого на своем месте и со своими функциями. Следовательно, равноправие в определенном отношении не исключает, но предполагает иерархию, то есть, неравенство. Павел пишет: не все тело — глаз или ухо. Замужняя сестра, покрыв голову, показывает окружающему миру свое подчинение установленному Богом положению. И это свидетельство не только для окружающих, но и знак для Ангелов. Наблюдая за людьми, сатана и павшие ангелы, обнаруживают, что Бог получил от людей повиновение, не полученное от них, и это их постыжает. Сатана постыжен не только Иисусом, покорившемся Отцу, но и обычными платками, то есть людьми, покорившимися Божьим установлениям добровольно. Это и повиновение жены мужу, а покрытие головы является знаком этого состояния. Сатана же пытается убедить не стойких духом женщин в необязательности покрывать голову.

Но при этом, Павел указывает, что покрытие головы является добровольным актом. В этом и проявляется постыжение ангелов, в добровольности, когда женщины, равные мужчинам в части благодати, во плоти подчиняются им, подавая знак о своей покорности Божьим установлениям. Следовательно, принудительного церковного закона о покрытии головы для сестер не должно быть.