Навязчивые действия у ребенка. Доктор комаровский о синдроме навязчивых движений у детей

– это обессивная форма заболевания, которая имеет психогенный характер. Патологический процесс развивается преимущественно у мнительных детей. При навязчивом состоянии у детей они не могут контролировать собственные мысли и движения.

Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.

Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.

Навязчивость возникает при серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни. Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.

Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.

Симптомы

Симптоматика патологии навязчивое состояние рекомендуется отличать от тика и навязчивого движения. Тик является непроизвольным мышечным сокращением, которое не поддается контролю. Навязчивые движения – это симптомы невроза, которые возникают в виде реакции на психологический дискомфорт. При возникновении желания такое движение останавливается силой воли.

Синдром навязчивого состояния характеризуется наличием определенной симптоматики, что позволяет родителям самостоятельно определить этот патологический процесс. При заболевании маленький пациент постоянно грызет ногти. Ребенок может периодически щелкать пальцами. Пациент периодически мотает головой.

При патологическом процессе ребенок покусывает губы. Еще один симптом болезни проявляется в виде пощипывания собственного тела. Некоторые дети ищут трещины на асфальте и переступают через них. По пути они обходят преграды принципиально только с одной стороны.

Невроз навязчивого состояния проявляется по-разному, поэтому все его признаки перечислить невозможно. Отличительной особенностью заболевания является то, что малыш периодически повторяет одно и то же действие.

У детей может диагностироваться истерия, которая появляется внезапно. При заболевании наблюдается возникновение бессонницы. У некоторых детей отсутствует аппетит, что приводит к снижению массы тела. Ребенок становится вялым и чрезмерно плаксивым.

Может иметь разнообразную клиническую картину, что усложняет процесс его диагностики. Именно поэтому при возникновении первых признаков у малыша рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Диагностические мероприятия

При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.

Если у доктора имеются подозрения на протекание в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.

Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.

Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.

Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.

Лечение болезни

Если патологический процесс протекает в легкой форме, то рекомендовано применение психокоррекции. С этой целью осуществляется использование общеукрепляющих упражнений и психотерапевтических методик:

  • Поведенческой терапии;
  • Игровой психотерапии;
  • Арттерапии;
  • Аутогенных тренировок.

Для того чтобы восстановить психические и поведенческие реакции малыша, степень нарушения которых зависит от особенностей протекания заболевания, рекомендовано применение комплексного лечения. В этом случае проводится прием медикаментозных препаратов и психотерапевтических техник. Методика требует использовать определенные приемы:

  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Малыш в ходе беседы должен прожить свой страх, что обеспечивает снятие тревожности.
  • В ходе бесед используется психогимнастика, с помощью которой корректируются эмоции, мысли, поведение.
  • Для того чтобы устранить навязчивые мысли и движения школьника обучают контролировать эмоции. Также он знакомиться при занятиях с психотерапевтом с методами подавления тревоги и агрессии.
  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Для устранения тревожности специалист создает ситуации, которые заставляют ребенка снова пережить свой страх.
  • В период лечения патологического процесса рекомендовано организовать полезное общение с людьми. Маленьким пациентам показывают примеры поведения в социуме.
  • При лечении болезни психотерапевт работает с родителями малыша, что позволяет устранить ее причину. Он обучает правильным взаимоотношениям в семье, а также корректирует методы воспитания.

Существуют разнообразные психокорректирующие методики, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для пациента. Выбор метода лечения осуществляется доктором в соответствии с особенностями протекания патологии.

При возникновении патологии у ребенка родителям рекомендовано откорректировать свое поведение. Родители должны откорректировать свое поведение. Категорически запрещается ссориться при ребенке или травмировать его психику другими ситуациями. При воспитании малыша родители не должны оказывать на него чрезмерное давление.

Если мама укладывает ребенка, то она должна петь ему колыбельные или читать сказки в соответствии с его возрастными особенностями. Высоким эффектом воздействия обладает танцевальная терапия. В период проигрывания музыки ребенок выплескивает негативную энергию, которая в нем скапливается. Полезными будут совместные занятия с ребенком.

Родители должны концентрировать снимание на своем поведении, так как оно играет важную роль в формировании патологии. Большинство из людей не являются идеальными родителями. Но, если в доме растет ребенок с предрасположенностью к неврозу, то нужно стремиться к этому.

В период лечения патологического процесса категорически запрещается ругать малыша за навязчивые движения и мысли. Если родители замечают, что ребенок начинает грызть ногти или щипать себя, то с ним рекомендовано сразу же поговорить о проблеме.

В момент протекания патологического процесса рекомендовано стараться уделять ему как можно больше внимания и времени. Ребенку не рекомендуется во время терапии заболевания просматривать телевизор или играть за компьютером.

Если родители будут благосклонно и правильно относится к своему ребенку во время терапии болезни, то это положительно отобразится на этом процессе.

Народные средства

Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.

  • Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды . Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.

  • Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны . В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
  • Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.

  • Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
  • Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.

Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.

Медикаментозная терапия

Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:

Антидепрессанты

Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака. Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.

Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.

Транквилизаторы

Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.

Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.

Нейролептики

Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха, что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.

Ноотропные средства

Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса. Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.

При использовании лекарств наблюдается увеличение уровня интеллектуальной активности ребенка. пациентам рекомендован прием Церебролизина, Актовегина, Пантогана.

Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.

Заключение

Невроз навязчивого состояния у ребенка – это патология, которая может привести к нежелательным последствиям. Именно поэтому категорически запрещается ее игнорировать. При обнаружении первых симптомов болезни родители должны показать ребенка доктору.

Только специалист может поставить правильный диагноз после определенных исследований. Это предоставляет возможность назначения действенного лечения с применением медикаментов и психорректироующих методик.

В педиатрической психоневрологии – при наличии непроизвольных движений, которые периодически возникают у ребенка вне зависимости от его желания, а прекратить их приступы усилием воли невозможно – может диагностироваться синдром навязчивых движений у детей.

Такие повторяющиеся стереотипные движения является либо частью общего невротического навязчивого состояния, либо бывают проявлением пароксизмального психоневрологического расстройства, либо рассматриваются как признак экстрапирамидных моторных нарушений.

Эпидемиология

По данным зарубежных экспертов, более чем у 65% гиперактивных детей, родители которых обращались к невропатологам, были проблемы при рождении или в ранний младенческий период. Но в 12-15% случаев выяснить истинную причину синдрома навязчивых движений у ребенка не удается из-за отсутствия полной информации.

Недавние исследования School of Medicine Washington University и University of Rochester показывают, что распространенность тиков составляет приблизительно 20% населения, а частота хронических тиковых расстройств среди детей составляет около 3% (с соотношение мальчиков и девочек 3:1).

Императивная мышечная моторика в виде тиков редко проявляется ранее двух лет, и средний возраст их начала – около шести-семи лет. У 96% тики присутствуют до 11 лет. При этом при легкой степени выраженности синдрома у половины пациентов к 17-18-летнему возрасту он становится практически не заметным.

Среди педиатрических пациентов с тяжелой или глубокой задержкой интеллектуального развития статистика синдрома навязчивых движений составляет 60%, и в 15% случаев такими движениями дети наносят себе повреждения.

Причины синдрома навязчивых движений у детей

В преобладающем количестве клинических случаев специалисты связывают причины синдрома навязчивых движений у ребенка с неврозами стрессовой этиологии, нередко определяя данное нарушение как невроз навязчивых движений .

В препубертатный период навязчивые движения у подростков могут быть симптомом развивающегося обсессивно-компульсивного расстройства .

Двигательные нарушения – синдром навязчивых движений у взрослых – подробно рассматриваются в публикации Нервный тик и статье Синдром Туретта . Кроме того, с возрастом усиливается фактор нарушений микроциркуляции в церебральных сосудах и угрозы ишемии головного мозга – в связи с атеросклерозом.

В детстве появление императивных стереотипных движений – в качестве признака нейродеструктивных расстройств – возможно при нарушениях работы ЦНС вследствие перинатального поражения структур головного мозга из-за гипоксии и церебральной ишемии, а также травм во время родов, приводящих к различным энцефалопатиям.

Отмечается целый ряд нейродегенеративных заболеваний, патогенез которых обусловлен мутациями генов и унаследованными неврологическими нарушениями, ассоциируемыми с появлением синдрома навязчивых движений у детей в достаточно раннем возрасте. Среди них отмечают:

  • генетические дефекты содержащихся в плазме клеток митохондрий (синтезирующих АТФ) – митохондриальные заболевания, нарушающие энергообмен в тканях;
  • врожденные поражения миелиновых оболочек нервных волокон при метахроматической лейкодистрофии;
  • мутацию гена PRRT2 (кодирующего один из трансмембранных белков тканей головного и спинного мозга), вызывающую пароксизмальные навязчивые движения в виде кинезогенного хореоатетоза;
  • патологическое накопление железа в базальных ядрах головного мозга (нейроферритинопатию), вызываемое мутацией в гене FTL.

Определенное место в патогенезе рассматриваемого пароксизмального моторного расстройства занимают патологии эндокринного характера, в частности, гипертиреоз и аутоиммунный тиреоидит у ребенка . А происхождение наследственной доброкачественной хореи , как показали исследования, заключается в мутациях гена тиреоидного транскрипционного маркера (TITF1).

Среди аутоиммунных заболеваний отношение к развитию непроизвольных движений также имеет системная красная волчанка, на определенной стадии развития приводящая к целому ряду патологий ЦНС.

Специалисты не исключают связи причины синдрома навязчивых движений у ребенка с состоянием кататонического возбуждения, индуцируемого некоторыми формами шизоаффектных состояний и шизофрении; черепно-мозговыми травмами; интракраниальными опухолевыми образованиями; церебральными поражениями органического характера с развитием глиозных изменений отдельных структур мозга; инфекциями – вирусным энцефалитом, Neisseria meningitidis или вызывающим ревматическую лихорадку Streptococcus pyogenes.

, , ,

Факторы риска

Ключевые факторы риска развития любой группы симптомов психоневрологического характера, в том числе, синдрома навязчивых движений у ребенка, подростка или взрослого – наличие патологий, приводящих к расстройствам движения.

Как показывает клиническая практика, данный синдром может затронуть любого в любом возрасте, однако мальчиков это касается в значительно большей мере, нежели девочек. Особенно часто навязчивые движения наблюдаются у детей, родившихся с умственной неполноценностью из-за генетических аномалий, при негативном воздействии на плод в период внутриутробного развития или вследствие развития постнатальных патологий.

Патогенез

Патогенез части гиперкинетических расстройств может заключаться в отсутствии баланса нейромедиаторов ЦНС: отвечающего за мышечные сокращения и расслабление ацетилхолина, управляющего движениями мышечных волокон дофамина, а также возбуждающих все биохимические процессы норадреналина и адреналина. Из-за дисбаланса указанных веществ передача нервных импульсов искажается. Кроме того, усиливает стимуляцию нейронов головного мозга высокий уровень натриевой соли глутаминовой кислоты – глутамата. При этом ингибирующая это возбуждение гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) может быть в дефиците, что также вносит помехи в работу моторных зон мозга.

, , , , , ,

Симптомы синдрома навязчивых движений у детей

Наиболее часто проявляющиеся симптомы этого нарушения могут включать такие нефункциональные (бесцельные) движения (повторяющиеся и часто ритмичные) с участием мышц языка, лица, шеи и туловища, дистальных отделов конечностей:

  • учащенное моргание;
  • покашливание (имитирующее «прочистку горла»);
  • встряхивание рук, размахивание или скручивание;
  • похлопывание по лицу;
  • битье головой (о что-либо);
  • нанесение себе ударов (кулаком или ладонями);
  • бруксизм (скрежетание зубами);
  • сосание пальцев (особенно часто – большого);
  • кусание пальцев (ногтей), языка, губ;
  • дерганье за волосы;
  • собрание кожи в складку;
  • гримасы (лицевые тики);
  • однообразное колебание всего тела, сгибание туловища;
  • подобные хорее подергивания конечностей и головы (отрывистое кивание головой вперед, в стороны);
  • изгибание пальцев (во многих случаях – перед лицом).

Формы

Виды повторяющихся движений варьируются в широких пределах, и каждый ребенок может иметь свое собственное – индивидуальное проявление. Оно может увеличиваться со скукой, стрессом, волнением и усталостью. Некоторые дети, когда на них направлено внимание или они отвлекаются, могут свои движения резко прекратить, в то время как другие на это неспособны.

В дополнение к названным, у детей с синдромом навязчивых движений возможны признаки дефицита внимания, нарушения сна, расстройства настроения. А наличие приступов ярости и взрывных вспышек свидетельствует о синдроме Аспергера или обсессивно-компульсивном расстройстве.

Осложнения и последствия

Некоторые бесцельные движения могут вызывать самоповреждение. Кроме того, синдром может вызывать дистресс у ребенка, что приводит к некоторому снижению качества жизни, затрудняет общение и социализацию в детском коллективе; определенным образом влияет на способность к самообслуживанию и ограничивает сферу совместной деятельности вне домашней обстановки.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей

В первую очередь, диагностика синдрома навязчивых движений у ребенка требует качественной оценки типа движения и обстоятельств его возникновения, которые зачастую трудно определить. Тем белее что моторные стереотипы часто диагностируются у пациентов с умственными недостатками и неврологическими состояниями, но также могут встречаться у психически здоровых детей. К примеру, навязчивые движения у подростков, вызывающие подозрение на дегенеративное расстройство (миоклонус), могут быть совершенно нормальными у младенцев.

Необходим полный анамнез и физический осмотр ребенка – с оценкой имеющихся симптомов (которые должны присутствовать в течение как минимум четырех недель или дольше). Это будет подтверждать диагноз данного синдрома.

Чтобы выяснить его причину могут назначаться анализы:

  • общий анализ крови (в том числе определение гематокрита, массы циркулирующих эритроцитов, СОЭ);
  • анализ крови на уровень аминокислот, тиреоидные гормоны, антитиреодные антитела, волчаночный антикоагулянт, антистрептолизин и др.;
  • анализ мочи на белковые компоненты;
  • анализ спинномозговой жидкости или генетический анализ родителей (при необходимости).

Может использоваться инструментальная диагностика: электроэнцефалография; КТ, МРТ и УЗ-ангиография головного мозга, электромиография.

Родители достаточно часто сталкиваются с тем, что их ребёнок постоянно грызёт ногти или ручку, дёргает головой, чешет нос или голову, наматывает волосы на палец.

Психологи и психиатры называют такой феномен «синдромом навязчивых движений у детей» .

Что же это такое? И как можно помочь ребёнку избавиться от навязчивости?

Обсессивно-компульсивное расстройство: понятие и характеристика

Как правило, навязчивые движения соседствуют с некоторыми другими невротическими проявлениями : навязчивыми мыслями (малышу постоянно кажется, что у него развязались шнурки или расстегнулась куртка, и он всё время проверяет, всё ли в порядке), ритуалами (ложась спать, ребёнок обязательно скатывает одеяло в трубочку и, засыпая, сжимает край скатанного одеяла в руке, или по дороге в садик обязательно обходит растущую у забора берёзу, хотя это удлиняет путь).

Комплекс таких болезненных проявлений называют «обсессивно-компульсивным расстройством» (ОКР) или «неврозом навязчивых состояний». Он включает в себя как свою составную часть и навязчивые движения.

Слово «навязчивые» означает, что человек не может контролировать свои собственные действия или состояния. Она ему навязываются, как будто насильно.

Навязчивыми могут быть идеи, мысли, образы, (если они постоянно повторяются), фантазии.

Типичные навязчивые движения

Наиболее характерные навязчивые движения у детей:

  • грызть ногти или ручку (если это школьник),
  • моргать (нервный тик),
  • что-то теребить (ту же ручку, пуговицу, свой палец, маленький мальчик может даже теребить свой половой член, но это в редких случаях),
  • чесаться,
  • дёргать головой,
  • кусать губы,
  • всё время что-то жевать или сосать,
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Встречаются и редкие навязчивые движения: скажем, ребёнок всё время дёргает левым плечом, или всегда носит в кармане шишки, гайки и какой-то мусор и всё время перебирает их, или через каждые пять минут моет руки.

Однократно замеченные, если даже родителям они кажутся странными, подобные проявления ни о чём не говорят.

Причины тиков

Поскольку навязчивые движения являются невротическим симптомом, они могут провоцироваться всеми теми же причинами , какие вызывают любые неврозы.

Могут быть и другие причины.

Ни один отрицательный фактор автоматически не приводит к неврозу , и даже все они вместе не всегда влияют на ребёнка. Это очень индивидуально.

В конечном счёте, невроз человек вызывает у себя сам: это его личный ответ на тот или иной вызов жизни, в данном случае, — ответ ненормальный.

Ошибки в воспитании , приводящие к неврозу у детей:

Симптомы, признаки и смысл

Сами навязчивые движения являются симптомом .

Они не составляют содержания, сущности болезненного состояния.

Раз малыш так себя ведёт, он нервничает , у него какие-то внутренние проблемы, которые он неосознанно пытается решить вот таким странным способом.

Ритуалы и навязчивые действия, как это ни покажется странным, — это своего рода само (или авто) психотерапевтическая процедура.

Таким образом ребёнок пытается себя успокоить, нормализовать своё душевное состояние. Разумеется, это ему не всегда удаётся, потому что метод не самый эффективный.

Однако важно понимать, что сами по себе навязчивые движения никакого вреда не причиняют, если только не превращаются в членовредительство, что случается крайне редко.

Лечение

Обычно врач, к которому привели ребёнка с подобными симптомами, не стремится выяснить их происхождение . Это достаточно непросто, нужна психологическая или психоаналитическая квалификация.

Врач, как правило, просто назначает малышу седативные средства, от лёгких до достаточно сильных, а также витамины и массаж. Такой стандартный лечебный набор при этом неврозе объясняется не медицинскими, а, скорее, психологическими и даже коммерческими причинами .

Врачи, массажисты и фармацевты получают образование в тех же вузах и часто воспринимают себя как единую корпорацию, поэтому считают себя обязанными помогать друг другу.

На самом деле, если у ребёнка есть проблемы, их надо выявить . Снять симптомы, что достигается перечисленными выше методами, — это не значит вылечить болезнь.

Такой подход неэффективен. Невроз – это болезнь души, а не тела. А болезнь души таблетки и массаж вылечить не могут.

Разумеется, в народе также выработались некоторые способы избавления детей от навязчивых действий. Например, ребёнку, постоянно накручивающему волосы на палец, просто состригают эти волосы или заставляют носить шапочку даже в помещении. Иногда используются народные седативные средства (отвары трав) или баня.

Некоторые из этих средств вполне можно использовать . Однако без помощи врача проблему они не решат. Гораздо более эффективным способом решения проблемы являются психотерапевтические методы.

Скажем, мануальная терапия (дети лепят, рисуют, или делают мягкие игрушки под руководством преподавателя-психотерапевта), трудотерапия (например, работа на гончарном круге), канистерапия (специально организованная в терапевтических целях забота детей о собаках и общение с ними), игротерапия (организованные в терапевтических целях игры с другими детьми под наблюдением взрослых).

Однако и в этом случае корень проблемы не выявляется.

Родителям не следует демонстрировать ребёнку своё беспокойство в связи с его не вполне нормальными проявлениями, так как оно их усилит.

Не нужно малыша наказывать, ругать, запрещать ему делать то, что он делает (запретный плод сладок, кроме того, ребёнок не в состоянии отказаться от своих проявлений, он их не контролирует).

Самое лучшее – игнорировать подобные действия, как будто их нет. Но при этом внимательно и незаметно для малыша наблюдать за ним, пытаться его понять.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей — симптомы и лечение:

Мнение доктора Комаровского

Суть его мнения – в том, что не следует увлекаться устранением навязчивых движений самих по себе, бороться с ними.

Задача родителей – не внешняя «нормальность» ребёнка, не его видимое сходство с другими, здоровыми, детьми, а преодоление его внутренней проблемы.

Навязчивые действия являются не болезнью, а симптомом . Как сыпь или температура при некоторых соматических заболеваниях. Какой смысл бороться с сыпью или температурой? Они показывают нам, что в организме что-то не в порядке.

Когда мы обращаем основное внимание на симптомы, игнорируя саму болезнь , мы отказываемся помогать больному. Мы хотим только успокоить себя, убедить себя, что с ним уже всё в порядке. Но болезнь тем самым загоняется вглубь.

Поэтому доктор Комаровский советует не торопиться покупать седативные препараты, не пытаться снять симптомы, не зная их причины.

Его подход состоит в том, что сами по себе болезненные проявления даже полезны: тем, что сигнализируют нам о неблагополучии в душевной жизни больного.

Задача папа и мамы – выявить причину этого неблагополучия.

В этом случае им часто приходится задуматься не столько о самом по себе ребёнке, сколько о себе и своих отношениях с ним. Приходится что-то менять в себе .

Но современным взрослым, которых часто и правильно называют «потребителями», легче пойти другим путём: напичкать малыша лекарствами, устранить симптомы и успокоиться.

В чём было дело, так и остаётся неизвестным.

Зато родители могут избежать необходимости что-то пересматривать в своём собственном поведении и отношении к малышу , а, кроме того, им приятно, что они так хорошо о нём заботятся, не жалеют сил и денег на его лечение.

Этот путь доктор Комаровский считает, в большинстве случаев, неправильным. Его подход основан на том, что нужно найти корень неблагополучия и устранить его. Это труднее, но гораздо полезнее для ребёнка.

Детский доктор о тиках у детей:

Профилактика детского невроза

Профилактика невроза – это, прежде всего, гармоничные отношения в семье. Там, где царят дружба, взаимопонимание, сотрудничество, уважение и любовь, неврозу обычно делать нечего.

Весьма полезно с раннего возраста приучать малыша заботиться о других, в том числе, своих папе и маме.

Невротики – всегда эгоисты. Они зациклены на своих проблемах. Если же внимание отвлечено на другого человека, это оказывает психотерапевтическое воздействие.

Нужно выяснить, что малыш любит делать, и дать ему возможность заниматься любимым делом. Очень хороший метод профилактики – труд, продуктивная деятельность .

Это может быть выращивание ягод в парнике, уход за щенком, уборка в квартире.

Обязательно должен быть определённый результат усилий малыша , который он видит и который ценится взрослыми.

Хорошо, если малыш любит животных, особенно полезно – заботиться о них, и эта забота должна быть регулярной, ежедневной.

Очень важно, чтобы ребёнок вёл активный образ жизни , каждый день узнавал что-то новое, учился исследовать окружающий мир.

Общение с близкими также может рассматриваться как профилактика невроза.

Важно заботиться о здоровье малыша, так как ослабленность нервной системы может быть следствием слабости организма в целом .

В то же время занятия спортом с постоянным участием в соревнованиях могут, наоборот, спровоцировать невроз. Лучше заниматься не спортом, а физкультурой и физическим трудом.

Здоровый, любимый, правильно воспитанный, окружённый близкими людьми, ведущий активный образ жизни малыш не подвержен неврозам . Если же это случится, вылечить его можно будет без особого труда.

Что делать с «вредными привычками детей» – так называемыми навязчивыми движениями? Слово эксперту:

Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.

Понятие синдрома навязчивых движений у детей

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей. Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций. Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.

Какие бывают навязчивые движения

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание;
  • Взмахи или тряска конечностями;
  • Бруксизм;
  • Подергивание гениталий (мальчики);
  • Раскачивание головой;
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины;
  • Обкусывание ногтей;
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос;
  • Сосание пальцев;
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Синдром навязчивых движений у детей

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Основные причины возникновения

Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:

  • дефицит внимания;
  • тяжелые ситуации, травмирующие психику;
  • долгое нахождение в неблагополучной обстановке;
  • глобальные ошибки в воспитании - безразличие или чрезмерная требовательность;
  • сильный стресс;
  • перемены в привычной жизни - переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
  • резкий испуг.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток.
Врачи назначают:

  • психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
  • Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения;
  • фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий;
  • дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
  • седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
  • гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд;

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов. Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно. Естественная цель родителей — здоровый ребенок.

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия — отвлечь ребенка. Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг. Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее. Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит. Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку - это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.

Профилактика детского невроза

Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза. Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию. Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.

Наиболее важные и нужные качества — настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны. Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка. Вы его калечите таким образом.

Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.

Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие. Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их. А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.

Навязчивые движения у ребёнка являются довольно распространённым явлением. Их сложно так как они представляют собой постоянное повторение однообразных движений на протяжении длительного периода времени. К примеру, родителей может начать волновать вопрос, почему раскачивается, мотает головой и так далее.

Попытаемся более подробно разобраться с таким понятием, как "синдром навязчивых движений". Кроме этого, рассмотрим симптоматику, причины возникновения, способы лечения и профилактики расстройства.

Почему появляется синдром навязчивых движений

Кто наиболее подвержен этому виду расстройства? В чём заключается причина навязчивых движений?

Чаще всего ими страдают дети, которые очень часто находятся в стрессовых ситуациях, воспитываются в неблагополучных семьях, либо малыши после перенесённых черепно-мозговых травм. Но бывают и случаи, когда навязчивые движения у ребёнка появляются без видимых (для родителей и окружающих) причин. В любом из случаев важно выявить фактор, который способствует развитию расстройства, и вовремя его устранить, чтобы не усугубить ситуацию ещё больше.

Симптоматика навязчивых движений

Существует множество вариантов проявления этого вида расстройства. Заботливых родителей должны насторожить ситуации, когда их ребёнок очень часто:

  • щёлкает пальцами либо сосёт их;
  • грызёт ногти;
  • качает головой либо раскачивается всем телом;
  • часто шмыгает носом (не включая наличие насморка);
  • делает взмахи руками либо раскачивает ногой;
  • щипает кожу на руках или других частях тела;
  • часто моргает;
  • часто поворачивает шею или наклоняет её на один бок;
  • закручивает на палец волосы.

При этом важно повториться, что о наличии проблемы можно говорить не при однократном выполнении вышеописанных действий, а при их регулярном повторении.

С чем могут сочетаться навязчивые движения

У маленьких детей симптомы расстройства в большинстве случаев проявляются самостоятельно. Может наблюдаться постоянное повторение какого-либо одного либо сразу нескольких признаков.

Что касается детей школьного возраста, то у них навязчивые движения могут сопровождаться энурезом, заиканием или невротической бессонницей. В особенности это касается невроза ожидания, который проявляется в результате страха совершить ошибку (например, при ответе возле доски и так далее). При этом навязчивые движения у ребёнка могут сопровождаться тиком в виде покашливаний, шмыганья носом, миганий, хмыканья. Их усиление обычно наблюдается во время волнения, страха, переживаний, тревоги.

Являются ли навязчивые движения у ребёнка нормой?

Что говорят по этому поводу врачи, в том числе и всем известный доктор Комаровский? Навязчивые движения не всегда свидетельствуют о наличии проблем с психикой. В случаях несильной выраженности они могут в скором времени исчезнуть самостоятельно. Важно помнить, что часто подобные действия являются очередным этапом познания мира и взросления.

Но если ребёнок уже долгое время щёлкает пальцами, мотает головой либо наблюдаются другие симптомы проблемы, стоит обратиться к участковому педиатру для проведения специальной диагностики и, возможно, назначения необходимого вида лечения.

Диагностика расстройства

Нельзя забывать, что навязчивые движения у детей не являются отдельным заболеванием, но могут свидетельствовать о наличии более серьёзных проблем. И только с помощью специальной диагностики можно исключить либо выявить наличие патологий. К примеру, причиной постоянно повторяющихся движений может быть наличие таких заболеваний:

  1. Обсессивно-компульсивное расстройство.
  2. Трихотилломания.

При этом проявляться они могут абсолютно в любом возрасте, как у полностью здоровых детей, так и у тех, которые отличаются замедленными темпами развития интеллекта.

Терапия при неврозе навязчивых движений

Как избавиться от такой проблемы, как навязчивые движения у детей? Лечение предусматривает разные виды терапии, в зависимости от степени проявления и тяжести симптомов расстройства.

Если в одних случаях медикаментозное лечение не требуется, то в других применяются лекарственные средства. Наиболее эффективно сочетание психотерапевтических сеансов у детского психолога и медикаментозной терапии. Вместе с тем родители должны понимать, что для успешного выздоровления ребёнка им тоже придётся приложить некоторые усилия.

В первую очередь стоит пересмотреть свои методы воспитания. Недопустимо применения криков и рукоприкладства по отношению к ребёнку. Взгляд и голос всегда должны быть спокойными и доброжелательными.

Кроме этого малыша нужно приучать к самостоятельности, аккуратности и чистоплотности, причём с самого раннего возраста. Нелишним будет проведение закаливаний, общение со сверстниками, совместное чтение и так далее. При этом важно не переусердствовать и не допустить как физического, так и умственного переутомления.

Желательно каждый день хотя бы по несколько минут танцевать вместе с ребёнком. Нужно подобрать веселые и ритмичные песни, которые будут нравиться в первую очередь самому малышу.

Медикаментозное лечение

После того как была выявлена истинная причина, почему ребёнок грызёт ногти или совершает другие навязчивые движения, педиатром может быть принято решение о необходимости медикаментозного лечения.

Чаще всего назначают такие препараты:

  • "Аспаркам".
  • "Глицин".
  • "Циннаризин".
  • "Пантогам".
  • "Персен".
  • "Мильгамма".

Нельзя забывать, что подобные средства можно применять только по назначению врача, так как они оказывают влияние на центральную нервную систему. Используются они только в крайних случаях, когда наблюдаются серьёзные отклонения либо заболевание находится в очень запущенной стадии.

Лечение с помощью народной медицины

Народные средства избавления от расстройства можно использовать в сочетании с основной терапией. Одни из них помогают развлекать ребёнка и отвлекать от проблемы, а другие - успокоить его нервную систему.

Рассмотрим несколько возможных вариантов:

  1. Успокаивающие ванны. Во время ежедневных водных процедур можно использовать такие травы, как череда, ромашка, лаванда, мята. Они успокаивают нервную систему и снимают напряжение.
  2. Казалось бы, такое простое средство, но оказывает оно отличный эффект. Для его приготовления нужно разбавить чайную ложечку мёда в стакане тёплой (ни в коем случае не горячей!) воды и дать выпить ребёнку непосредственно перед самим сном.
  3. Отвар из овсяных зёрен. Для его приготовления необходимо промыть овсяные зёрна и варить их до полуготовности на медленном огне в литре воды. После этого процедить полученный отвар и добавить в него одну ложку мёда. Давать его ребёнку нужно по стакану один раз в день.

Профилактика появления расстройства

В силах каждого из родителей - не допустить или хотя бы уменьшить вероятность появления у ребёнка навязчивых движений или каких-либо других психических отклонений и неврозов.

В первую очередь способы профилактики заключаются в достаточном количестве общения с малышом. Важно каждый день выделять хотя бы некоторое время на то, чтобы поговорить с ребёнком (независимо от его возраста, даже с младенцем), почитать ему сказки, найти совместные развлечения (рисование, лепка, танцы, активные игры и так далее). Это поможет установить доверительный контакт и сделает ребёнка более спокойным.

Следующий этап - это ограждение от стрессовых ситуаций. Конечно же, всё предусмотреть невозможно, но в силах родителей - сделать всё возможное, чтобы ребёнок был максимально подготовлен к ним. Для этого можно, например, разыграть сценки с разными непредвиденными ситуациями, чтобы в случае их возникновения малыш не растерялся и не испугался, а знал, как правильно действовать.

Необходимо установить распорядок дня и чётко его придерживаться. Кроме этого важно приучать ребёнка к самостоятельности и ответственности.

Ещё один важный момент, о котором уже вспоминалось выше: ни в коем случае нельзя допускать умственных и физических переутомлений, так как они не лучшим образом сказываются на психическом равновесии. Для можно также использовать способы, которые были описаны в разделе "Лечение с помощью народной медицины", - успокаивающие ванны с травами и морской солью, вода с мёдом на ночь и так далее.

Главное, что необходимо запомнить абсолютно всем родителям: здоровье ребёнка (в том числе и психологическое) находится полностью в их руках.