Мы не апельсины! Материалы данного параграфа рекомендуется проверить при помощи домашнего теста, вопросы которого охватывают все части параграфа и касаются не только. Артиллерия — бог войны

Материалы данного параграфа рекомендуется проверить при помощи домашнего теста, вопросы которого охватывают все части параграфа и касаются не только фактологии, но и понимания происходящих процессов в странах Азии, Африки и Латинской Америки:

1. Первая мировая война: а) не коснулась развития стран за пределами Европы и США; б) привела к распаду колониальной системы; в) во многом повлияла на развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки.

2. Найдите неверное утверждение: а) народы Азии и Африки принимали участие в военных действиях; б) народы Латинской Америки принимали активное участие в боевых действиях; в) жители зависимых стран обеспечивали нужды армий своих метрополий.

3. Во время Первой мировой войны колониальные режимы: а) остались неизменными; б) резко усилились; в) временно ослабли.

4. Мандатная система, созданная на Парижской конференции, реально провозгласила: а) уничтожение колониального гнета; б) равные права бывших колоний в решении вопросов мировой политики; в) сохранение зависимости стран Азии и Африки от развитых стран.

5. В 20-30-е гг. борьба за независимость стран Азии и Африки велась: а) вооруженным путем; б) мирным путем; в) в обеих формах.

6. Влиятельной силой, помогающей странам Азии и Африки в борьбе за независимость, являлась: а) США (цель - усиление влияния в мире); б) Лига Наций (цель - борьба за прочный мир); в) Советская Россия (цель - развязывание «мировой революции»).

7. Кризис 1929-1933 гг. и Великая депрессия: а) усилили борьбу за независимость в странах Азии и Африки; б) сделали страны Азии и Африки более покорными своим метрополиям; в) способствовали установлению политического союза между колониями и метрополиями.

9. Лозунг «Азия для азиатов», выдвинутый Японией, на деле означал: а) создание военного союза всех азиатских стран; б) прекращение всяких экономических и дипломатических контактов с европейскими странами; в) развитие азиатских народов под контролем Японии.

10. В 30-е гг. внешняя политика Японии была направлена: а) на территориальные захваты и усиление влияния в мире; б) на развитие дипломатических отношений с ведущими европейскими державами и США; в) на жесткую самоизоляцию от внешнего мира.

11. К концу 30-х гг. Япония планировала борьбу за господство в районе: а) Балканского полуострова; б) Тихого океана; в) Африки.

12. Коммунистическая партия Китая была создана: а) в 1921 г.; б) в 1925 г.; в) в 1929 г.

13. Лидером Коммунистической партии Китая стал: а) Сунь Ятсен; б) Мао Цзэдун; в) Чан Кайши.

14. Правительство Чан Кайши во внутренней политике проводило: а) жесткое государственное регулирование; б) европеизацию культуры и быта; в) широкое развитие демократии.

15. В 20-30-е гг. Индия: а) стала независимым государством; б) стала колонией США; в) осталась колонией Великобритании.

16. Основой учения гандизма в Индии было: а) включение Индии в состав Великобритании на основе равноправия; б) достижение независимости Индии путем ненасильственного сопротивления колониальной английской администрации; в) достижение независимости Индии путем вооруженного восстания против английской администрации.

17. Основной силой национально-освободительной борьбы в Индии был: а) Коммунистический союз Индии; б) Социал-демократическая партия; в) Индийский национальный конгресс.

18. Политика ненасильственного протеста не включала в себя: а) бойкот английских товаров; б) уклонение от уплаты налогов; в) эмиграцию в Европу.

19. В Турции была принята новая конституция: а) в 1920 г.; б) в 1924 г.; в) в 1928 г.

20. В 20-30-е гг. в Турции происходило: а) становление светского государства; б) развитие религиозной власти; в) укрепление монархии.

21. К основным идеологическим принципам Кемаля не относятся: а) национализм и народность; б) религиозный фанатизм и традиционность; в) республиканизм и революционность.

22. Одним из нерешенных вопросов внутренней политики в Турции оставался: а) вопрос о форме власти; б) вопрос об экологии; в) национальный вопрос.

23. Особенностью политического развития стран Латинской Америки в 20-30-е гг. являлось: а) развитие авторитарных и военных режимов; б) развитие демократических режимов; в) развитие всех типов режимов.

24. Население стран Африки в 20-30-е гг.: а) по-прежнему оставалось зависимым и бесправным; б) завоевало себе основные демократические права; в) завоевало право создавать профсоюзы.

Первая мировая война

1 августа 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Не касаясь всех событий хода войны, остановимся на том влиянии, которое она оказала на общее развитие ситуации. В традиционной трактовке советской историографии война рассматривалась как "могучий ускоритель" революции. Сегодня же, в связи с тем, что и революцию, и вызванные ею катаклизмы многие авторы склонны рассматривать как трагедию и катастрофу, наблюдается тенденция "обелять" эту войну, представлять ее в облагороженном романтико-трагическом ореоле. Если раньше писали о мировой империалистической бойне, то теперь чаще - о справедливом характере войны со стороны России, о подлой роли большевиков-пораженцев, о замечательных людях, которые ярко проявили себя на полях сражений и т. п. В одном подобные авторы правы: для советских историков Первая мировая война была "чужой", "империалистической" и в силу этого ее объективная история не была написана.Говоря о значении войны для судеб России, необходимо прежде всего признать несколько непреложных фактов. Война складывалась для нашей страны неудачно. Особенно тяжелым был 1915 год, когда русская армия вынуждена была оставить Польшу и Литву и была вытеснена из австрийской Галиции. Военные поражения оказали гнетущее воздействие на общественное мнение, усилили критическое отношение к правящему режиму, способствовали падению его авторитета. Война потребовала от России громадного напряжения ее материальных и людских ресурсов. Три четверти промышленных предприятий к 1917 г. работало на нужды войны; 16 млн. людей, преимущественно крестьян, за годы войны были мобилизованы в армию и были оторваны от своих основных занятий. Война заметно ухудшила жизнь различных слоев населения, особенно средних и низших, в связи с сокращением производства в гражданских отраслях и милитаризацией экономики. Война для России была сопряжена с большими жертвами и людскими потерями: около 2 млн. убитых, миллионы раненых, искалеченных, пленных. Для многих семей это означало потерю кормильца, обострение нужды и бедствий. Огромное количество людей, поставленных под ружье, не могло не привести к возрастанию роли армии в жизни общества, и от ее позиции многое зависело в развороте политических страстей. Что бы ни говорили сегодня об этой войне, во многом ее цели и задачи оставались не ясными, не дошедшими до сердца каждого солдата, чем искусно пользовалась большевистская пропаганда. Зачем, мол, мужику Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы, которые были обещаны России в случае победы. Длительное пребывание в окопах, кровь, грязь, лишения вызывали озлобление и озверение, падение морали, нравственных устоев, травмировали людей и оставляли глубокий след в обществе. Ценность отдельной человеческой жизни стремительно падала. Постоянно возрастала общественная нестабильность, усиливалось социальное противостояние. Множество людей были вырваны из привычных гнезд, находились как бы в подвешенном состоянии из-за непрерывных мобилизаций, передвижений, эвакуаций и т.д. Увеличивалось число люмпенизированных элементов. Население все более становилось подверженным влиянию различных слухов, панике, импульсивным непредсказуемым действиям. В первой мировой войне 1914 - 1918 гг. участвовало 38 государств. Война принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито 10 млн. человек, ранено 20 млн. Экономика многих стран была подорвана. Война показала неспособность правящей верхушки справляться с обрушившимися на страну напастями. Можно перечислять и другие явления, связанные с влиянием войны на ситуацию в стране. Но уже из сказанного очевидно, что война до предела обнажила и обострила свойственные России противоречия, и ее государственный механизм не выдержал.

Вряд ли найдется в документированной истории человечества другая война, так изменившая сознание людей, как Первая мировая - «великая». Но дело не только в тяжелейшей моральной травме, нанесенной всей западной цивилизации четырьмя годами массового бессмысленного самоубийства. Первая мировая бесповоротно изменила саму войну. Некоторые кардинальные новшества из 1914–1918 годов, после которых война никогда не стала прежней, - в нашей подборке.

Позиционный тупик

Первая мировая — это «окопная» война. Европа была в несколько рядов перекопана траншеями от и до, кровопролитные бои порой велись за участки позиций в сотни и даже десятки метров глубиной. Маневренная война сменилась выматывающими лобовыми атаками, многодневными артобстрелами позиций.

Результатом гибели десятков тысяч людей на колючей проволоке и под пулеметным огнем порой становилось смещение линии фронта на пару сотен метров в ту или иную сторону.

Стратегический прорыв фронта был невозможен — слишком уж медленно готовилось и развивалось наступление, его успевали остановить переброшенными с других участков резервами. Это был тупик, который пытались решить, то беря Германию «измором», то устраивая массовые бойни в рамках «стратегии сокрушения». С 1914 по самый 1918 год Западный фронт, воспетый Ремарком, топтался на месте, пока в ходе революций в Австрии и Германии не развалились государства, его создававшие.

Массовая мобилизация

В Первую мировую война коснулась многих. Мужчины шли на фронт, женщины вставали к станкам в тылу.

Эта масса, побывавшая в условиях, прежде невиданных, значительно политизировалась.

Результатом стали революции в Европе и тяжелые политические кризисы во многих государствах, появление тоталитарных режимов и военно-фашистских диктатур. Вторая мировая рождалась в этой колыбели, уже отравленная массовой пропагандой.

Артиллерия — бог войны

В обе мировые войны до 80% всех поражений личному составу наносилось в результате артиллерийских обстрелов.

В Первую мировую многодневные, изматывающие бомбардировки позиций предшествовали каждому крупному наступлению.

Результат это давало редко, т. к. за несколько дней атакуемый успевал подтащить на участок резервы и купировать будущее наступление. А вот людей перемалывало исправно.

Пулемет — символ Первой мировой

Это оружие, появившееся в самом конце XIX века, называли то «варварством», то слишком дорогой игрушкой (мол, можно разориться на одних выбрасываемых в воздух боеприпасах). Первая мировая быстро расставила все по своим местам: пулемет стал чуть ли не ключевым оружием пехоты, его достоинства переоценить было невозможно.

Подниматься в атаку «против ветра» работающих пулеметов — это было занятие не для слабонервных.

Отравляющие вещества

Или просто «газы», как говорили в те временам. В 1915 году, когда фронт стал сплошным, а первые же попытки его прорвать лобовыми атаками привели к чудовищным потерям, немцы использовали под бельгийским городом Ипр облако хлора, выпущенное из баллонов по ветру в сторону окопов противника. Впоследствии начался выпуск и артиллерийских снарядов с отравляющими веществами, это оказалось, в частности, довольно эффективным средством для подавления вражеской артиллерии. Однако «газы» были не только негуманным оружием (страх Европы перед ними удержал от массового применения накопленной боевой химии во Вторую мировую), но и не позволяли решить проблемы развития прорыва фронта, то есть снять проклятие «позиционного тупика».

Мерзкое оружие умело все, кроме того, ради чего создавалось.

Танки

Прорыв оборудованных позиций становился все более трудным делом. Для сопровождения пехоты в 1917 году англичане применили техническую инновацию — танки. Огромные бронированные корпуса на гусеничном ходу (для преодоления разрушенной зоны прорыва и окопов), оснащенные сначала пулеметами, а затем и пушками, рассматривались изначально как средство для преодоления «позиционного тупика». Уже после войны появилась концепция подвижных танковых соединений, входящих в разрыв фронта и нарушающих коммуникации во вражеских тылах быстрее, чем противник успевает подвести резервы-то, что мы потом могли массово наблюдать на поле боя Второй мировой войны, в немецком, а потом и в советском исполнении.

Подвижные механизированные соединения позволили хотя бы частично уйти от тупой безысходности окопного сидения и лобовых атак на колючую проволоку без всякого результата, кроме штабелей трупов.

Впрочем, Вторая мировая снабдила человечество новыми ужасами.

И вообще механизация армии

Первое же применение автотранспорта в «великую войну» случилось как импровизация — парижские такси были использованы в 1914 году для быстрой переброски к месту сражения на Марне французской пехоты. Из войны же все армии мира вышли с четкой убежденностью в необходимости создания мощных и многочисленных автопарков.

Боевая авиация

Строго говоря, первое боевое применение авиации случилось хоть и незадолго, но еще до Первой мировой.

Однако именно в «великую войну» боевая авиация развивалась стремительно и постепенно заняла важнейшее место на поле боя.

Дошло до того, что в межвоенный период всерьез обсуждалась возможность «бесконтактной» войны с воздуха путем массированных стратегических бомбардировок промышленных центров и городов противника — так называемая «доктрина Дуэ». Частично эти идеи использовались и во Второй мировой, их результатами стало уничтожение целого ряда городов — Роттердама, Ковентри, Дрездена, Токио, а также Хиросимы и Нагасаки.

«По всей Европе гаснут фонари,
наше поколение не увидит,
как они загорятся вновь»

Эдвард Грей, министр иностранных
дел Великобритании (1905-1916 гг.)

Первая мировая война по своим последствиям имела колоссальное влияние на развитие Европы и всего мира. События 1914-1918 г.г. не только оставили неизгладимый след в сердцах и умах современников, но и перевернули представление человека о войне и мире, о жизни и смерти, о враге и союзнике. Крах четырех империй (Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской), образование девяти новых государств в Европе, огромное количество убитых и раненых солдат, офицеров, мирных жителей и еще большее число искалеченных и контуженных под непрерывными артобстрелами – вот неполный список того, что оставила будущим поколениям самоубийственная бойня начала ХХ века.

Наиболее болезненное влияние война оказала на людей, непосредственно участвовавших в сражениях. За долгое время сидения в окопах под непрекращающимися вражескими обстрелами, за те минуты, проведенные в смертельных атаках и контратаках, Европа лишилась целого поколения своих молодых людей, получившему в литературе название «потерянного». Такой диагноз в то время можно было поставить всей Европе. Люди, вернувшиеся с войны так и не смогли приспособиться к новой мирной жизни. Тому виной не только страх перед тем, что им удалось увидеть и пережить на фронте, но и социально-экономические и политические потрясения, прошедшие в европейских странах к концу 1918-началу 1919 гг. Немецкие солдаты, к примеру, уходили на войну, будучи подданными Германской империи, а возвращались в страну, охваченную революционными настроениями, погрязшую в массовой безработице и инфляции.

Огонь убивает людей. Война уничтожает целые империи

Первая мировая война унесла жизни более 10 млн. солдат и офицеров, около 12 млн. мирных жителей, около 55 млн. были ранены, разрушила четыре империи (Российскую, Германскую, Австро-Венгерскую и Османскую), перекроила до неузнаваемости политическую карту Европы. Она принесла миру новые виды оружия (танки, газ), новый характер войны (окопная, позиционная), новые сражения, поражающие свое жестокостью (Верден, Ипр, Галиция). Первая мировая война отняла у Европы огромное количество молодых людей, а вернула искалеченное и озлобленное «потерянное поколение».

Первая мировая война имела особенный характер ведения боевых действий, отличавший ее от других войн. В первую очередь, она была окопной войной. Солдаты вместе с техникой как можно зарывались в землю, показывая, что они отдают приоритет обороне над атакой. Во-вторых, оборонительный характер также имели танки, впервые использованные англичанами в битве на реке Сомма в 1916 г. В-третьих, однообразный способ ведения боевых действий. Классическая атака Первой мировой войны выглядела следующим образом: предварительная 2-х часовая артиллерийская подготовка, после которой начиналось наступление пехотой, сопровождающаяся большим количеством убитых и раненых солдат, столкнувшимися с яростной обороной противника. Потом за атакой следовала контратака. Часто бывало так, что в ходе многомесячного наступления атакующей стороне удавалось, напрягая огромное количество сил, прорвать оборону противника и продвинуться вперед всего лишь на несколько десятков километров. В-четвертых, задействование запрещенных видов оружия, прежде всего боевого отравляющего газа хлор, примененного немецкой армией возле местечка Ипр в 1915 году, навсегда останется одной из самых позорных страниц истории человечества.

В ходе Первой мировой войны мир стал свидетелем кровопролитных и жестоких сражений, которых он еще не видел. Верденская «мясорубка», Брусиловский прорыв, битва на р. Сомма, в которых гибели сотни тысяч солдат и офицеров, показали всем саму сущность самоубийственной войны.

Крах четырех империй, образование новых государств, международная изоляция России, унижение Германии, на которую возложили всю ответственность за развязывание войны, стали основами нового мирового уклада, образовавшегося на основе подписанного в Версале 28 июня 1919 года. Новая система международных отношений имела следующие характеристики:

1. Увеличился масштаб международной системы. Если раньше она ограничивалась в основном Европой, то теперь, с выходом на международную арену новых неевропейских акторов (США, Япония), приобрела глобальный характер.

2. Принцип коллективной безопасности должен был заменить принцип «баланса сил».

3. Образованная Лига Наций должна была стать инструментом поддержания мира, порядка и стабильности.

4. Новая система международных отношений не могла обеспечить решение возложенных на нее проблем, ввиду наличия в ней противоречий, выраженных в нежелании США, Франции и Великобритании предоставить России и Германии достойное место в новом мировом порядке. Вместо этого, первая оказалась в международной изоляции, а вторая – унижена и придавлена прессом репараций.

«Похабный мир»: как забыли Великую войну

Великая Октябрьская революция и приход к власти большевиков кардинально изменили внешнюю политику России, подчинив ее коммунистической идеологии. Придав Первой мировой войне статус империалистической, они все силы бросили на поиск скорейшего выхода из боевых действий.

Принимая во внимание усталость армии и общества от войны, случаи дезертирства и братания на фронте, а также, попросту нежелание солдат идти в атаку, привело большевистское правительство к решению заключить с Германией сепаратный мирный договор и вывести страну из войны.

Заключенный в марте 1918 года в Бресте договор, лишавший Россию территории в общей сложности в 780 тыс. кв. км, с населением в 56 млн. человек, самим В.И. Лениным был охарактеризован, как «похабный». Он писал: «Мир похабный, но если начнётся война, то наше правительство будет сметено и мир будет заключён другим правительством» . Безусловно, сепаратный договор имел для большевиков тактическое значение, им нужно было сохранить силы для решающего удара. Но, тем не менее, «похабный мир» оказал колоссальное влияние на бывших союзников по Антанте, которые сочли это предательством. Из-за этого, вместо Константинополя и победы, Россия получила поражение, гражданскую войну и международную изоляцию. Черчилль писал: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России… Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями» .

Благодаря советской власти была вычеркнута сама память о Первой мировой, о ее солдатах, бесстрашно сражавшихся за свою родину, уничтожены все воинские захоронения российских солдат и офицеров. Великая война на долгое время осталась «забытой», но самое страшное, что была уничтожена память об участниках этой войны и об их подвигах. Такое решение «забыть» было одним из самых позорных страниц нашей истории.

Трудные годы Европы

После окончания Первой мировой войны и подписания Версальского мирного договора многие политики и журналисты считали, что теперь мир на планете установлен на вечные времена. Это было заблуждением. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, изначально несправедливой, оказалась неспособной избавить человечество от ужасов войны. После самоубийственной бойни, длившейся 4 года, страдания Европы не закончились.

В 1918-1919 гг. на весь мир обрушилась эпидемия испанского гриппа, или «испанки», унесшей жизни 90 млн. человек. Тех, кого не смог убить огонь жестокой войны, добивала смертоносная болезнь, которую по праву можно назвать чумой ХХ века.

Раздавленная и униженная Германия, потерявшая по решению США, Великобритании и Франции свое место в ранге великих держав и оказавшаяся единственной страной, которая несла на себе моральную ответственность за развязывание войны, еще даст о себе знать. Национальные чувства немцев были настолько задеты, что рано или поздно нашлись бы силы, которые задели бы болевые точки германского общества и придали бы стране такую политику, направленную на ревизию «пут Версаля».

Изолированная Россия, теперь уже выступающая под названием СССР, долгое время считавшаяся чужаком в Европе, над которой висел «призрак» коммунизма, потеряла по Брестскому договору огромную территорию и так же считала свое место в новом мировом порядке несправедливым. Более того, западные политики видели в советской власти опасность в виде «красного потопа», который мог залить Старый Свет. Как потом станет ясно, в Лондоне и в Париже сделают чудовищную ошибку, решив, что фашизм и нацизм менее опасен для Европы, чем коммунизм.

В Италии, которая не получила по итогам Версальского договора обещанных ей областей Истрии, Далмации и г. Риека, породили в этой стране миф об «урезанной победе» , которая болезненно воспринималась в итальянском обществе. Это также было воспринято в качестве национального унижения и подготовило приход к власти фашистских сил во главе с Б. Муссолини в 1922 г.

Проблемы коснулись и социально-политической атмосферы в Германии. Рост нестабильности, безработицы, преступности в стране, охваченной революцией, усугублял формирования общественного неравенства в этой стране. Таким образом, создавалась питательная среда для формирования радикально настроенных партий, которые, играя на чувствах немцев, рвались к власти.

Кульминация наступила в 1929 году с началом экономического кризиса и наступившей Великой депрессией. Это привело к массовой безработицы, росту инфляции и спаду темпов экономического роста. На волне этих событий к власти в Германии пришли силы во главе с А. Гитлером, открыто призывающих к пересмотру статей Версальского договора и стремящихся проводить политику, основанную на пресловутой теории расового превосходства. Умело играя на национальных чувствах немецкого народа и запугивая Францию и Великобританию «красной угрозой», от которой Европу способна защитить только Германия, Гитлеру удалось в короткие сроки, в одностороннем порядке, сбросить «путы Версаля», воссоздать армию и авиацию и начать осуществлять территориальные захваты. Все это ввергнет Старый Свет и весь мир в новую, еще более разрушительную и жестокую, Вторую мировую войну.

Потерянное поколение

Что стало с людьми, которые испытали на себе все тяготы и муки Первой мировой войны? Как четырехлетнее сидение в окопах и хождение в атаки изменили их представление о жизни и смерти? С чем столкнулись на фронте солдаты? Как война повлияла на их психику и какое влияние она оказала на формирование их послевоенного мировоззрения?

После Первой мировой войны большей части Европы и всему миру был поставлен диагноз «потерянного поколения», или, как говорили в Великобритании, поколения «озлобленных молодых людей». Считается, что сам термин уже в послевоенное время ввела американская писательница Гертруда Стайн. Но наиболее полно он развит и представлен в работах Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя.

Молодые люди и девушки в возрасте 18-ти лет прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, не зная, что их там ждет. Первоначально казалось, что война продлится недолго, и они в качестве победителей, овеянные славой, вернуться в свои родные города, деревни, сёла, к своим семьям. Поход в военкоматы в качестве добровольцев последующая за этим отправка на войну принимались в европейских странах в качестве короткого и увлекательного приключения. Никто тогда не знал, что большая часть из них примет участия в самых кровопролитных и жестоких сражений в истории, которых мир еще не видел, часть будет испытывать ужасные мучения от газовых атак, часть погибнет под обстрелами в окопах, а часть навсегда останется инвалидами. Многие поймут, что все, чему их учили в школе, рассказывая истории о великих битвах, о доблестных героях, о любви к своей Родине, никак не отражается в действительности. Представление о войне, как о рыцарском турнире в самых ярких красках Средневековья, уже после первого боя сменит грязная солдатская шинель и вечный страх, что каждый день может оказаться последним. В романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», один из героев, вспоминая свои школьные дни, довольно интересно отмечает: «…никто не учил нас в школе, как закуривать под дождем и на ветру или как разжигать костер из сырых дров, никто не объяснял, что удар штыком лучше всего наносить в живот, а не в ребра, потому что в животе штык не застревает». Это фраза прекрасно показывает, как людей меняет война, как отнимает у них чувства прекрасного, заставляя их обращать внимание только на то, что непосредственного необходимо им для того, чтобы выжить, забывая все лишнее, что может этому помешать. Может, те, кто пришел на войну, и не осознавал, что такое семья, любовь, но зато четко знал, что «удар штыком, надо направлять в живот, а не в сердце».

В романах, посвященных Первой мировой войне, уделяется особое внимание тому, как сами простые солдаты размышляют о причинах военных конфликтов. Более того, поиск ответа на этот вопрос сопровождается непониманием, того, как один народ, испытывающий неимоверные страдания от боли и страха, от потери друзей и родственников, толкает на тот же путь другой народ. Это четко отслеживается еже в другом романе Ремарка, «Возвращение», где можно встретить следующее: «Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой».

Другое объяснение возникновению войн можно встретить в романе известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Э. Хемингуэя, «Прощай, оружие!», один из героев которого говорит: «Страной правит класс, который глуп и ничего не понимает и не поймет никогда. Вот почему мы воюем». Это показывает стремление возложить ответственность за войну на правящие классы, исповедующие свои корыстные интересы и ради них втягивающие народы в самоубийственную бойню. В таком случае, весьма показательно отсутствие ненависти к солдатам вражеских армий. Прекрасно понимая, что французы и русские, точно также как и немцы, воюют за свою родину, участники Первой мировой видят друг в друге не непримиримых врагов, а одинаково измученных войной людей.

В то же время, читая литературу писателей потерянного поколения, сталкиваешься со страницами, на которых описаны все тяготы и мучения, испытанные солдатами. Страх за свою жизнь порой превосходит страх за гибель своего Отечества. Порой никто даже не понимал, за что идет война. За какие-то проливы или территории на Ближнем Востоке. В бою солдаты, прежде всего, думали, о том, как не погибнуть самим и помочь избежать этой участи своим товарищам. Речь на войне уже шла не о славных завоеваниях, а о собственном выживании.

Страх перед воной не покидал солдат и после их возвращения домой. Те, кому удалось выжить под смертельным огнем, излечиться от ран, не могли забыть те чувства, которые им пришлось пережить. Многие и после войны не чувствовали себя живыми, прекрасно осознавая, что даже мирная жизнь, к которой им так тяжело было приспособиться, не сможет вернуть их нормальному состоянию. Э. Хемингуэй в романе «Прощай, Оружие!» писал: «Что за радость не быть раненным, если при этом умираешь от страха».

В российском обществе также была ярко выраженная усталость от войны. Особенно четко это отслеживалось в военной среде. Российские солдаты, прямо говоря, устали от сидения в окопах и бесконечных атак, в которых они рисковали жизнью. Много искалеченных, убитых и раненных – вот что оставила война обществу, которому, также как и на Западе, пришлось пережить синдром потерянного поколения. В солдатских песнях отражается отчаяние и обида на свою судьбу. Например, строчки из песни «Галицийские поля»:

Брала русская бригада
Галицийские поля,
И достались мне в награду
Два кленовых костыля.

Не стоит забывать о роли женщин в годы Первой мировой войны. Безусловно, что основные тяготы приняли на себя мужчины в военной форме. Это они попадали под газовые атаки, их разрывало на куски под артиллерийскими обстрелами, они ходи в атаки на р. Сомма и под Верденом. Но женщины, также, заплатили высокую цену в этой войне. Многие потеряли мужей, братьев, отцов, сыновей на полях сражений. Большое количество женщин работали в госпиталях, где порой под шквальным огнем приходилось делать сложные операции раненным солдатам. Но самое главное, это тот вклад, которые внесли женщины, работая в тылу. В первую очередь, на заводах химической промышленности, ставя под угрозу свою жизнь и здоровье, порой забывая про сон и отдых. Многие из женщин навсегда получили ожоги рук и лица, изготовляя химические веществами, а большинство навсегда потеряло возможность иметь детей.
Как мы видим, Великая война коснулась всех. Тяжким бременем легла на плечи, как мужчин, так и женщин. Большинство так и не смогло приспособиться к мирной жизни. Многие остались искалеченными. Часть покончили с собой или сошли с ума. Наблюдались даже случаи, когда вернувшийся с войны человек впадал в истерику от одного только вида военной формой. Первая мировая война оказалась, к сожалению, сильнее людей. Как писал уже не раз упоминавшийся нами Э.М. Ремарк: «Тысячи и тысячи вернувшихся еще пожалеют, что не легли вместе с убитыми».

Сергей Игнатьев, магистрант факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Первая мировая война, которую в Европе именуют Великой, определила судьбу человечества больше чем на столетие. В своей новой книге, опираясь на многочисленные свидетельства участников тех драматических событий и лишь недавно преданные гласности архивные документы, Л. Млечин в увлекательной и захватывающей манере описывает не только причины, породившие кровопролитную войну, но и, главное, ее последствия.

Если бы не Первая мировая, Российская империя бы не рухнула, не было бы революции. В Германии не пришел бы к власти Гитлер и не развязал бы Вторую мировую. Первая мировая отодвинула на периферию старые европейские страны. На авансцену вышли большевистская Россия, которая считала враждебным весь окружающий мир, и Соединенные Штаты, превратившиеся в мировую супердержаву. Франция и Англия, боясь новой войны, предпочли политику нейтралитета. Балканы по-прежнему раздирает ненависть братских народов. Условно проведенные на Ближнем Востоке границы и по сей день порождают бесконечные конфликты. Последствия Первой мировой во многом определили судьбу даже далеких от Европы азиатских и африканских государств…

Леонид Млечин
Великая война не окончена. Итоги Первой мировой

Разная память
Вместо предисловия

После смерти последних участников Первой мировой войны она из людской памяти окончательно перешла в историю. Но не канула в Лету. Ее последствия – не только шрамы на политической карте мира. Война не решила ни одного из противоречий, раздиравших Европу того времени, хуже того – лишь усугубила их, да еще и посеяла семена новых конфликтов, пылающих и по сей день.

Европа уже не смогла вернуться в то благополучное состояние, в каком пребывала в начале века. Когда вспыхнула Первая мировая, началось сползание континента с высот политического, военного, экономического и культурного лидерства. Самая низкая, поистине трагическая отметка – приход к власти нацистов.

Тридцать стран участвовали в Первой мировой войне, которая продолжалась с лета 1914 по осень 1918 года. 65 миллионов человек надели военную форму. Каждый шестой погиб. Миллионы вернулись домой израненными или инвалидами. И миллионы скончались в тылу от голода и болезней.

Первая мировая была кровавой бойней, хотя за полвека до этого в Китае во время Тайпинского восстания убили от 20 до 30 миллионов человек! Но Китай – далеко. Западные европейцы понесли в Первой мировой самые большие потери за всю свою историю и потому именно эту войну именуют "великой". В Первую мировую погибло вдвое больше британцев, втрое больше бельгийцев и вчетверо больше французов, чем во Вторую мировую.

– Когда я вижу список потерь, – печально сказал тогдашний британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж, – то думаю: зачем нам было одерживать все эти победы?

Характерно, что у Европы и сегодня нет единой памяти о великой войне.

Франция не забыла погибших. Воспоминания о Первой мировой – жизненно важный элемент современного национального самосознания. Тогда под ружье призвали восемь миллионов человек. Погибли почти полтора миллиона. Это почитаемые в стране герои.

Для французов победа в Первой мировой – такая же славная страница, как и великая революция 1789 года. Для политиков каждая годовщина войны – желанная возможность призвать соотечественников к национальному единству, мужеству и готовности идти на жертвы во имя родины. Франция боится отстать в конкурентной борьбе, идущей в глобализованной экономике, и ищет внутренней опоры в памяти о великой войне. Образ героического солдата помогает Франции, испытывающей кризис национальной идентичности. Эта память объединяет левых и правых, пацифистов и ястребов, европейских идеалистов и националистов.

В отличие от США, Канады, Британии и Франции, где пышно хоронили последних ветеранов Первой мировой, в Германии их не замечали. Первая мировая ушла из немецкой коллективной памяти, вытесненная Второй мировой и холокостом.

Что касается нашей страны… Погибло на поле боя, умерло от ран и пропало без вести более двух миллионов солдат русской армии. Но большевики когда-то назвали войну "империалистической" и вычеркнули ее из истории.

Вообще говоря, во всей Европе в большинстве семей кто-то участвовал в Первой мировой. Они писали письма с фронта – ныне бесценный исторический источник. В какой-то степени это была самая "литературная" война. После Первой мировой произошли серьезные перемены в культурной жизни, в философии, социологии, начиная с понимания психологии войны.

Но российский образованный класс погиб или покинул страну. Русская философия, литература и искусство даже не успели осмыслить эту войну, как это произошло в Западной Европе и Северной Америке.

Антивоенный роман Анри Барбюса "Огонь" вышел еще в разгар военных действий. Эрнест Хемингуэй, который служил водителем на итальянском фронте и был ранен, Джон Дос Пассос, Скотт Фицджеральд, Томас Элиот – это те, кого Гертруда Стайн назвала "потерянным поколением". Они были жертвами Первой мировой – вне зависимости от того, участвовали ли в ней сами. Они же и запечатлели ее уникальный духовный опыт. Йозеф Рот в Австрии написал роман "Марш Радецкого". Ярослав Гашек в Чехословакии – "Похождения бравого солдата Швейка". Эта литература потом станет открытием для русского читателя. Собственной почти не оказалось: Первую мировую вытеснили революция и Гражданская война. Для нас Первой мировой словно и не существовало.

Историки за сто лет не пришли к единому выводу относительно того, кто виновен в начале войны. Одни клеймят кайзеровскую Германию. Другие говорят о роковой системе соперничества, союзов и альянсов, когда одни империи клонились к упадку, как Австро-Венгрия и Оттоманская, другие стремительно набирали силу – Россия и Германия, что само по себе вело к противостоянию. В 1914 году властители переоценивали значение военной силы и невероятно недооценивали экономическую мощь.

Война продолжалась четыре с половиной года. Распространилась по всей Европе, захватила Ближний Восток, Азию и даже Африку. И фундаментально изменила современный мир. Низвергла кайзеров, королей, царей и султанов, уничтожила целые империи. Появились химическое оружие, танки и военная авиация.

Независимость получили центральноевропейские государства, образовавшиеся на развалинах империй, не переживших войну. Возникли новые страны на Ближнем Востоке – с границами, не признанными соседями.

Великая война стала катастрофой для России. Если бы не Первая мировая, не случилась революция и Гражданская война, наша страна развивалась бы эволюционно и миллионы людей не погибли бы во имя строительства коммунизма. Вообще история человечества пошла бы иным путем.

Конечно, Фридрих Ницше предсказывал, что XX век станет веком великих войн, которые будут вестись во имя философских доктрин. Но не будь Первой мировой, тотальные идеологии не играли бы такой роли, не возникали бы диктатуры.

Первая мировая война стала ненужной и бессмысленной бойней. Это было саморазрушение Европы, приведшее к гибели немалой части европейской молодежи. Война положила конец уверенности Европы в собственных силах. Первая мировая породила массовое разочарование, которое десятилетиями определяло настроения западного общества. Великая война перечеркнула саму идею прогресса.

По мнению некоторых историков, последствия Первой мировой оказались столь катастрофическими оттого, что Германия потерпела поражение. Если бы не Антанта, а кайзер Вильгельм II выиграл войну, Адольф Гитлер не стал бы канцлером, не началась бы Вторая мировая… А что стало бы с Францией и Англией, если бы они проиграли? Лишились бы своих колоний. Не такая уж беда.

Война определила судьбу человечества больше чем на столетие. Отодвинулись на второй план старые европейские державы. Выдвинулись две страны: большевистская Россия, которая считала враждебным весь окружающий мир, и Соединенные Штаты, превратившиеся в мировую супердержаву. Франция и Англия, боясь новой войны, приняли политику умиротворения агрессоров: пусть делают что хотят, лишь бы нас не трогали. Балканы по-прежнему раздирает ненависть братских народов. Условно проведенные на Ближнем Востоке границы и по сей день порождают бесконечные конфликты.

Демоны, породившие Первую мировую войну, никуда не исчезли.