Министр народного просвещения Сергей Семёнович Уваров. Уваров сергей семенович

Министр народного просвещения и президент Академии наук; родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, У. познакомился и вошел в сношения со многими представителями литературы и науки, среди которых были братья Гумбольдты, Гете, Герман, Сталь и др. За границей же появились и первые литературные произведения У. - в 1810 г. "Essai d"une Académie Asiatique" и в 1812 г. об элевзинских таинствах. В 1810 г. У. оставил дипломатическую службу и в министерство Разумовского (см.) в 1811 г. был назначен попечителем С.-Петербургского учебного округа и оставался в этой должности до 1822 г., когда стал директором департамента мануфактур и внутренней торговли. В 1818 г. У. был назначен президентом Академии наук и оставался им до самой своей смерти. В 1832 г. назначен помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. - министром. Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность, У. писал: "общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия , самодержавия и народности" , но в этой знаменитой формуле под народностью разумелось одно лишь крепостное право (ср. Пыпин, "История русской этнографии", т. I, гл. X). Как президент Академии наук, У. много содействовал расширению деятельности академии. При нем была основана Пулковская обсерватория (см.), предпринят целый ряд научных экскурсий, преобразована старая академия (см.), увеличено количество академиков, средства академии и т. д. Шестнадцатилетнее управление (1833-49) министерством народного просвещения гр. У. занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве, возобновлен обычай посылать молодых ученых за границу, основан целый ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий (см.) и университетов (см.). У. первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем "Журнале Министерства народ. просв." (см.). 1 июля 1846 г. У. был возведен в графское достоинство, а 9 октября 1849 г. оставил пост министра народного просвещения, не вполне разделяя те крутые меры по отношению к народному просвещению, которые стали применяться в России под влиянием европейских событий 1848 г. Менее благоприятно было управление У. для положения печати. У. хотя и был в свое время членом Арзамаса (см.) и близок к литературным кругам, а в особенно близких отношениях находился к Жуковскому, но цензура при нем проявляла особенное усердие, пагубное для литературы. При нем частью возник, частью получил особое развитие ряд специальных цензур, при чем драматические произведения переданы были на цензуру Третьего отдел. Собственной Е. И. В. Канцелярии, крестьянский вопрос совсем закрыт был для литературы, значительно усилены стеснения периодической печати, преследованиям подвергались органы как славянофилов, так и западников, даже ввоз невинных в политическом отношении франц. романов воспрещался. Известно также враждебное отношение его к Пушкину. Умер У. 4 сентября 1855 г. Ср. П. А. Плетнев, "Памяти гр. С. С. У.", и И. И. Давыдов, "Воспоминание о гр. С. С. У." (обе статьи панегирического характера в "Ученых записках 2-го отд. Академии наук", кн. II); М. П. Погодин, "Для биографии гр. С. С. У." ("Русский архив", 1871). Список литературных трудов графа С. С. У. в "Русском архиве" (1871, стр. 2106-2107).

{Брокгауз}

Уваров, граф Сергей Семенович

Русский министр народного просвещения (1786-1855), сыгравший значительную роль в деле распространения общего образования среди евреев в России - см. Просвещение, Казенные еврейские училища, Лилиенталь. Кроме источников, указанных в этих статьях, см. также Ю. Гессен, "Петербург в 1839 г.", "Новый Восход", 1912, № 32 (первое знакомство Уварова с д-ром Лилиенталем).

{Евр. энц.}


. 2009 .

Смотреть что такое "Уваров, граф Сергей Семенович" в других словарях:

    Уваров (граф Сергей Семенович) министр народного просвещения и президент Академии Наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем… … Биографический словарь

    Граф Сергей Семёнович Уваров Портрет Сергея Уварова Работы Ореста Кипренского (1815) … Википедия

    Граф Сергей Семёнович Уваров Портрет Сергея Уварова Работы Ореста Кипренского (1815) … Википедия

    - (1786 1855), граф, президент АН (1818 55), министр просвещения (1833 49). В молодости состоял в петерб. лит. кружке «Арзамас», был близок с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым. Впоследствии создатель формулы «официальной… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1786 1855) граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818 55) Петербургской АН. В 1833 49 министр народного просвещения. Автор формулы православие, самодержавие, народность. Инициатор принятия… … Большой Энциклопедический словарь

    Граф (1 июля 1846 г.), д. т. с., член Госуд. совета, сенатор, министр народного просв., презид. Имп. академии наук, писатель филолог; р. 15 авг. 1786 г., † 4 сент. 1855 г. {Половцов} Уваров, Сергей Семенович гос … Большая биографическая энциклопедия

    Русский государственный деятель, граф (1846), почётный член (1811) и президент (1818‒55) Российской АН. Опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии. В 1811‒22 попечитель… … Большая советская энциклопедия

    - (1786 1855), граф (1846), государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818 55) Петербургской АН. В 1833 49 министр народного просвещения. Автор формулы «православие, самодержавие, народность». Инициатор принятия Университетского… … Энциклопедический словарь

    Граф министр народного просвещения и президент Академии наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Православие. Самодержавие. Народность , Уваров Сергей Семенович. Граф Сергей Семенович Уваров (1786-1855) - один из ведущих российских государственных деятелей первой половины XIX века, знаковая фигура для понимания общественных и политических процессов…

Русский ученый, государственный деятель, министр народного просвещения.

Происхождение и образование. Ранние годы жизни

Происходил из старинного дворянского рода Уваровых. Его отец Семен Федорович Уваров был флигель-адъютантом Екатерины II, командовал лейб-гренадерским полком. Сергей рано потерял родителей и воспитывался воспитывался в семье князей Куракиных, родственников своей матери, Дарьи Ивановны Головиной. В доме Куракиных Сергей получил начальное образование под руководством аббата Мангеня, французского эмигранта, благодаря которому он стал хорошо знать французский язык и культуру Франции.

С 1801 года по 1803 год С. Уваров учился в Геттингенском университете в Германии, где изучал немецкую литературу и труды немецких ученых. Тогда же, в 1801 году Уваров поступил на государственную службу в коллегию иностранных дел. В 1803 году Уваров стал переводчиком, а в 1805 году отправился в первую заграничную командировку в Италию. По возвращении из командировки Уваров получил придворное звание камер-юнкера. Его карьера шла по нарастающей. В 1806-1809 годах он работал в Вене в качестве сотрудника посольства России. В Вене он посещал аристократические салоны графа Кобенцля и князя де Линя, общался с известной в те годы французской писательницей Жерменой де Сталь и другими представителями высшего европейского общества. Уваров сумел добиться расположения русского посла в Вене А.К. Разумовского, который во многом способствовал дальнейшему карьерному росту молодого дипломата. В 1809 году Уваров был определен в секретари русского посольства в Париже, однако этим назначением он так и не воспользовался. В 1810 году он женился на Екатерине Алексеевне Разумовской, дочери только что назначенного министром народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского, брата русского посла в Вене. По протекции Разумовского Уваров в конце 1810 года получил новое высокое назначение на пост попечителя Петербургского учебного округа.

После возвращения в Россию. Научная деятельность Уварова

Став попечителем Петербургского учебного округа С. Уваров открыл себе дорогу к дальнейшему продвижению по карьерной лестнице. Он становится действительным статским советником, а в 1818 году его назначают президентом Академии наук. При этом Уваров сохраняет должность попечителя учебного округа, которую он оставляет только в 1821 году. В 1819 году он добился преобразования Главного педагогического института в Петербурге в университет и лично пишет для него устав.

В те же годы Уваров становится членом литературного общества «Беседа любителей русского слова», основанного русским литератором А.С. Шишковым. В 1813 году Уваров читает там свое первое сочинение о русском гекзаметре, в котором выдвигает мысль о близости греческой и русской просодических систем и о возможности переноса греческого гекзаметра на русскую литературную почву. Наставником Уварова в области литературы стал живший тогда в Петербурге и работавший там преподавателем греческого языка немецкий ученый Христиан-Фридрих Грефе. По свидетельству самого Уварова, он на протяжении пятнадцати лет занимался под руководством Грефе изучением грамматики и чтением древних авторов, в особенности работ поэта Нонна из Панополя (V в. н.э.). Дружба с Уваровым была выгодна и Грефе: при поддержке Уварова он стал профессором сначала Петербургского педагогического института, стал членом-корреспондентом, а чуть позже и действительным членом Академии наук.

С. Уваров тесно общался и с другими представителям научного и творческого сообщества России, к примеру, с исследователем классических древностей А.Н. Олениным, с поэтами К.Н. Батюшковым и Н.И. Гнедичем, которые внесли значительный вклад в перевод произведений древнегреческой литературы на русский язык. Более того, в разразившейся в русских литературных кругах в 1813-1815 годах дискуссии о том, как надо переводить Гомера(александрийскими рифмованными стихами или размером подлинника) принял участие и Уваров. Более того, именно он одним из первых решительно высказался за применение при переводе Гомера гекзаметра и поддержал опыт Гнедича в этом направлении. В 1815 году Уваров основывает литературное общество , в который входили Н.Я. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

Уваров являлся автором многих научных сочинений. Так, в его «Исследовании об Элевсинских таинствах» (1812 год) представлен общий обзор этих мистерий, а также высказан ряд соображений, в частности, о возможном происхождении этих обрядовых действ с Востока и об отражении в доктрине Элевсинских мистерий философии зрелого политеизма. В работе под названием «Нонн Панопольский, поэт» Уваров представил своеобразный промежуточный итог своих филологических занятий под руководством Грефе. Здесь дан подробный мифолого-филологический анализ поэмы Нонна «О Дионисе», где содержатся как общие рассуждения о развитии эпической поэзии у греков от Гомера до Нонна, так и атмосферы той эпохи, когда жил Нонн. В работе «О предгомеровской эпохе» Уваров откликается на сочинение Г. Германа и Ф. Крейцера «Письма о Гомере и Гесиоде». В работе «Критическое исследование сказания о Геракле, как оно истолковано у Дюпюи» Уваров дает оценку интерпретации античной мифологии с помощью астрально-солярной символики французского математика Шарля-Франсуа Дюпюи («Происхождение всех культов, или всеобщая религия», 1795).

Уваров - министр просвещения. Теория официальной народности

В 1822 году Уваров, заручившись поддержкой министра финансов Д.А. Гурьева, занимает должность директора Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. В 1824 году он получает чин советника, а в 1826 году, уже в период правления Николая I, становится сенатором. В Сенате Уваров работает с делами, касавшимися вопросов просвещения. В 1828 году он принимает участие в разработке нового цензурного устава, в 1832 году назначается товарищем (заместителем) министра народного просвещения, в 1833 году исполняющим обязанности министра, а в 1834 году - министром просвещения России.

При вступлении в должность Уваров сформулировал положения т.н. теории официальной народности, ставшей государственной идеологией Российской империи в период царствования . В своем докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» от 19 ноября 1833 года Уваров писал: «Углубляясь в рассмотрение предмета, и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных: 1) Православная Вера; 2) Самодержавие; 3) Народность». «Без любви к вере предков, - писал Уваров, - народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». Что касается самодержавия, то, по мнению Уварова, «русский Колосс» опирается на него как на краеугольный камень. «Народности» же Уваров не дал какого-то более развернутого и четкого определения.

В 1833 году Уваров предложил императору ряд радикальных мер против распространения неподконтрольных государству частных школ. В 1834 году, также по инициативе Уварова, домашние учителя и наставники также были включены в государственную систему образования, получив официальный статус служащих. В учебных округах усиливается власть попечителей, в распоряжении которых, помимо низших и средних учебных заведений, теперь находились и университеты. Попечители строго следили за тем, чтобы в низших и средних учебных заведениях изучался русский язык, внушалась преданность императору и царствующему дому. В 1835 году был принят новый университетский устав, который лишил высшие учебные заведения их прежней автономии. Министр просвещения в одном из своих циркуляров вполне ясно определял, что университетские преподаватели должны стать «достойными орудиями правительства».

Благодаря Уварову в стране была усилена и цензура (цензурное ведомство также входило в его подчинение). Согласно вышеупомянутому цензурному уставу 1828 года в печати запрещалось обсуждать политические вопросы, и даже в статьях на исторические темы касаться политики можно было только «с особенной осторожностью». Любая публикация, нарушавшая устав, могла стать поводом к закрытию того или иного издания. В 1834 году был закрыт журнал «Московский телеграф», в 1836 году журнал «Телескоп». Известно, что Уварову хотелось использовать в своих целях талант А.С. Пушкина, и он, еще до назначения на пост министра просвещения, попытался войти в доверие к поэту. Но Пушкин уклонился от покровительства Уварова, чем вызвал неприязнь к поэту со стороны министра.

Однако пребывание Уварова на посту министра просвещения было отмечено не только усилением контроля государства над учебными заведениями и усилением цензуры. При Уварове был основан Киевский университет и ряд других учебных заведений, возобновилась отправка молодых ученых за границу, положено начало реальному образованию. Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем «Журнале Министерства народного просвещения».

Высочайшим указом 1 марта 1846 года министр народного просвещения, действительный тайный советник С. Уваров был возведен в графское достоинство.

Во время европейских революций 1818-1849 годов с ведома Уварова была опубликована статья в защиту университетов, которой остался крайне недоволен император Николай I. После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра. В декабре 1850 года он был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В 1851 году в журнале «Современник» Уваров под псевдонимом «А.В.» опубликовал свои «Литературные воспоминания».

Герой этой статьи - Уваров Сергей Семенович. 5 сентября 1786 г. Русский государственный деятель и антиковед. Министр просвещения и тайный советник. Почетный член и наук. Разработал идеологию официальной народности.

Семья

Уваров Сергей Семенович (дата рождения по старому календарю 25 августа 1786 г.) родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Все родные по отцовской и материнской линиям являлись придворными. Отец, Семен Федорович, был подполковником конной гвардии. Отважный, жизнерадостный, любил танцы вприсядку и играть на бандуре.

Князь Потемкин сделал его своим адъютантом и женил на завидной невесте - Дарье Головиной. Крестной матерью Сергея Семеновича была сама императрица Екатерина Великая. Когда юному Уварову исполнилось 2 года, он остался без отца. Воспитанием сына занималась мать. Потом тетя - Наталья Ивановна (в замужестве княгиня Куракина).

Образование

Как и все дети из благородных семей, Сергей получил отличное домашнее начальное образование. Занимался в доме князя Куракина. Учитель Сергея - французский аббат Манген. Юный Уваров оказался очень одаренным юношей. И с легкостью осваивал европейскую культуру, иностранные языки, историю античности и т. д.

В результате с детских лет Уваров Сергей Семенович прекрасно знал французский и некоторые другие языки, прекрасно разбирался в словесности. Позднее выучил латинский, английский и древнегреческий. Сочинял стихи на разных языках и талантливо их декламировал. Благодаря восхищению взрослых привык к успеху и в последующие годы стремился сохранить это отношение к себе.

Служба

Службу Сергей начал в 1801 г. в В 1806 г. был отправлен в Вену, в русское посольство. В 1809 г. стал секретарем посольства в Париже. За эти годы у Сергея Семеновича сформировались политические убеждения. Он стал сторонником просвещенного абсолютизма. В 1810 г. ушел с дипломатической службы.

Творчество

В первые годы службы Уваров Сергей Семенович, фото портретов которого есть в данной статье, написал первые эссе. Познакомился со многими государственными деятелями, писателями, учеными. Это не только увеличило его кругозор, такие встречи помогли развить эстетический утонченный вкус, широту интересов.

У Сергея появилось стремление к постоянному самообразованию. Именно в эти годы у него проявился большой интерес к античным древностям, и он занялся их коллекционированием. В 1810 г. была напечатана его 1-я крупная работа - «Проект Азиатской академии». В ней выдвигалась идея формирования российского научного учреждения, которое должно изучать восточные страны.

Сергей Семенович считал, что распространение восточных языков приведет к пониманию отношения Азии к России. Это поприще Уваров называл ключом национальной политики.

Творческая и государственная деятельность

С 1811 по 1822 гг. Уваров Сергей Семенович, деятельностькотороготесно связана с образованием и творчеством, был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Потом - директором департамента внутренней торговли и мануфактур. В 1824 г. стал тайным советником, а в 1826 г. - сенатором.

Являлся членом и одним из организаторов литературного общества «Арзамас». В нем у него было прозвище «Старушка». Но через пару лет к этому обществу охладел.

В январе 1811 г. Сергей Семенович был избран в почетные члены Императорской Академии наук. В 1818 г. стал ее президентом, коим и оставался до конца своей жизни. В апреле 1828 г. избран в почетные члены Российской Академии, а в 1831 г. стал ее действительным членом. Помимо перечисленных организаций, он участвовал в деятельности:

  • Парижской академии надписей и словесности;
  • Королевского Копенгагенского общества наук;
  • Мадридского Королевского общества;
  • Геттингенского общества наук;
  • Королевского Неапольского общества.

Уваров Сергей Семенович, биография которого связана с творчеством и образованием, входил в круг Алексея Оленина - выдающегося археолога, художника, литератора и директора Публичной библиотеки. У него постоянно собирались мастера разных поколений. Для Уварова общество, которое окружало Оленина, стало своеобразной уникальной школой.

Тем более что сам Алексей Николаевич был одним из основателей русской археологии. Уваров писал про него, что Оленин - любитель древностей и занимался всеми предметами, которые относятся к этому понятию. Его интересы простирались от древних камней до керченских драгоценностей и московских памятников. В 1816 г. получил почетное членство в Институте Франции за франкоязычный труд.

Натура Уварова Сергея Семеновича

Одна дама из высшего света охарактеризовала Уварова как аристократического баловня красавиц и собраний. Это был остроумный, веселый и ловкий человек с присущим ему оттенком самолюбия. Но во многих больших партиях, в которых он состоял, он все равно оставался чужим.

Уваров был очень любопытным и с широкими интересами. Только службой не ограничивался и активно участвовал в общественной жизни Петербурга.

Уваров Сергей Семенович: реформы и развитие образования

В 1826 г. - год празднования юбилея Академии наук Уваров воспользовался случаем построить новые здания и отремонтировать старые. Император с братьями были избраны в почетные академики, что обеспечило уважение к АН дворянства. Уваров провел выборы, в результате которых в членах академии оказались многие русские и заграничные умы.

В апреле 1832 г. получил назначение замминистра просвещения и с 1833 г. по 1849 г. был уже полноправным министром. В 1833 г., когда вступал в эту должность, написал во все учебные округа, что образование должно быть дано в духе соединения православия, народности и самодержавия. Эта триада впоследствии стала воплощением русской доктрины монархов.

Уваров Сергей Семеновичстарался усилитьконтроль правительства над гимназиями и университетами. При нем было положено начало российскому реальному образованию и заграничной практике. Он смог вывести на новый уровень просвещение. На европейский уровень вышли гимназии и университеты. А Московский университет стал одним из ведущих.

В 1934 г. Уваров создал «Журнал народного просвещения», который выходил до 1917 г. Сергей Семенович сам выработал план, составил рубрики, назначил суммы гонораров и пригласил лучших из «пишущей братии». Журнал рассылался не только в России, но и за границу.

В марте 1846 г. Уваров, будучи не только министром просвещения, но и действительным тайным советником, получит титул графа.

Отставка

В 1849 г., во время революции, проводил инспекции публикаций статей по защите университетов. Эта деятельность пришлась не по нутру Николаю I, который написал, что все должны лишь повиноваться, а свои рассуждения не высказывать. После таких слов Сергей Семенович по собственной инициативе ушел в отставку.

Наследие

В собственном имении, находившемся под Москвой, Уваров Сергей Семенович создал ботанический сад. Впоследствии он стал народным достоянием. А. Бунге назвал в честь Сергея Семеновича одно растение из семейства Вербеновых уваровией. Так же назван и один из минералов. В 1857 г. сыном Сергея Семеновича была учреждена Уваровская премия.

Село Поречье

В имении графа, которое находилось в селе Поречье, в те времена постоянно проводились литературные вечера. Это селение расположено в 20 километрах от пос. Уваровка и в 40 км от г. Можайска.

Сейчас главная достопримечательность здесь - дворец графа. Это здание имеет два корпуса. Крыша сделана из стекла. Сейчас под ним находятся растения, которые выращивал граф в своем зимнем саду. Лес возле дворца графа также имеет огромную ценность. Во время своих путешествий Сергей Семенович всегда привозил редкие растения или диковинки. И высаживал их в прилегающей к дворцу лесопарковой зоне.

С тех пор там так и остался расти каштан, которому уже исполнилось 300 лет. Есть ель - "трезубец Зевса" и т. д. Зимний сад расположен рядом с центральным зданием, а павильон его сделан из металла и стекла. При жизни графа он отапливался при помощи котельной. Оттуда шла горячая вода в трубы, прикрепленные к стенам.

Личная жизнь

Уваров Сергей Семенович женился в 1811 г. на графине Разумовской. Она была дочерью графа. В их браке родилось четверо детей - сын и три дочери. Елизавета умерла, так и не выйдя замуж. Александра сочеталась браком с Урусовым Павлом Александровичем. Наталья вышла замуж за Балабина Ивана Петровича. А сын Алексей стал известным русским археологом и ученым, любителем старины. Женился на Щербатовой П. С.

Все Петербургское высшее общество обсуждало гомосексуальные пристрастия Уварова. В одном из произведений Пушкина он был высмеян в связи с назначением своего возлюбленного Дондукова-Корсакова на должность вице-президента Академии.

Сергий Семенович Уваров

Уваров Сергей Семенович (25.08.1786-4.09. 1855), граф, государственный деятель.

Уваров был потомком старинного русского дворянского рода, известного в России с XV в. Его отец был адъютантом Г. А. Потемкина; имп. Екатерина II восприняла его от купели и стала крестной матерью младенца, нареченного Сергием в память величайшего русского подвижника Сергия Радонежского. Отец умер, когда мальчику исполнилось 2 года. Мать не сумела сохранить небольшое наследство и, не имея средств, отдала на воспитание обоих сыновей сестре, бывшей замужем за кн. Куракиным. Положение «нахлебника» болезненно отразилось на характере Уварова.

Он рано понял, что успеха на жизненном поприще может достичь только собственными усилиями, осознанно стремился к образованию; страсть к наукам сохранил до конца жизни. Получил домашнее образование, слушал лекции (не более года в 1801-1803) в Геттингенском университете в Германии. Благодаря настойчивому самообразованию, обладал глубокими познаниями (особенно в греческой истории), знал 7 языков (новые и древние, греческий изучал 15 лет), на 4-х языках писал и публиковал.

Опубликовал свыше 20 сочинений по истории, литературе, филологии и изящным искусствам Древней Греции, Рима и Востока (преимущественно на французском языке). После выхода в отставку в 1853 публично защитил магистерскую диссертацию в Дерптском университете о происхождении болгар; до последних дней трудился над докторской диссертацией.

Считался одним из образованнейших людей своего времени. Избран почетным членом Императорской академии наук (1811), Российской Академии (1828), многих ученых обществ России (Московского Императорского общества сельского хозяйства , Общества любителей российской словесности при Московском Императорском университете , Общества истории и древностей российских , Одесского общества истории и древностей , Императорского университета св. Владимира , Императорского Русского географического общества ); состоял почетным членом ученых обществ практически всех европейских стран (в т. ч. Национального института Франции, Королевского общества наук в Геттингене и Копенгагене, Королевского исторического общества в Мадриде, Французской Академии надписей и словесности), также был избран членом Историко-географического общества Бразилии.

Был дружен с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, состоял в переписке с европейскими знаменитостями (И. Гете, Г. Штейном, К. Поццо ди Борго, А. Гумбольдтом и его братом В. Гумбольдтом, Ж. Сталь).

Пожалован в 1803 в камер-юнкеры. Начал службу в 15 лет юнкером в Коллегии иностранных дел (1801), затем назначен к посольству в Вене (1806), секретарем посольства в Париже (1809), попечителем Петербургского учебного округа и членом Главного правления училищ (1810-21), президентом Императорской АН (1818-55), директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и членом Совета министров финансов (1822-24), сенатором (1826: участвовал в разработке Цензурного устава 1828), товарищем министра народного просвещения (1832), и. д. министра народного просвещения (1833), утвержден министром народного просвещения (1834-49).

Особенно значительна его роль как президента Академии наук, которую он возглавлял 37 лет и коренным образом преобразовал (разработанная им структура сохраняется и поныне). Он стоял во главе Министерства народного просвещения 15 лет, создав фундамент образования, в т. ч. высшего университетского.

Воспитанный аббатом-французом Мангеном на европейской (преимущественно французской) культуре, 20-летним юношей оказавшись в Западной Европе на дипломатической службе, прожив за границей несколько лет, достаточно глубоко познав западный мир, он возвращается в Россию страстным патриотом своего Отечества. Критически восприняв западноевропейскую цивилизацию, он считал, что в странах Западной Европы «порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный дух», и следствием этого явились революционные потрясения; пришел к убеждению, что Россия под руководством монарха может развиваться без революций, сохраняя свои национальные и духовные традиции.

Уваров был предан интересам России, достойно трудился для ее блага. Дважды добровольно уходил в отставку (в 1821 и 1849) в знак протеста против политики, направленной на ослабление России. Сочетание глубоких познаний с системностью мышления и обостренным чувством современности позволили выработать ему оригинальное мировоззрение и провести фундаментальные преобразования, особенно в народном просвещении.

Основу мировоззрения Уварова составляли 2 коренных принципа. 1-й заключался в том, что Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, что необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убежденный сторонник самобытного эволюционного пути развития России в общем русле мировой цивилизации. «Пора отказаться от попыток сделать Россию английскую, Россию французскую, Россию немецкую. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать».

2-й принцип заключался в том, что основа продвижения вперед в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Уваров принадлежал к числу первых не только российских, но даже и европейских государственных деятелей, осознавших, что прогресс страны, ее благосостояние зависят от уровня образования. Поэтому Уваров просвещение сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии. Одна из главнейших задач просвещения состояла в укреплении чувства национальной гордости.

Самобытная программа Уварова в области народного образования была построена на «исторических принципах русской государственности и культуры»; она ставила задачу просветить все слои общества: «Министерство желает просвещения для всех, в мере способности каждого для вящего утверждения народного духа в верности к религии предков и преданности трону и царю».

Основные ее положения впервые были высказаны в 1832 в отчете о состоянии Московского университета: «Православие, Самодержавие и Народность составляют последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества»; окончательно сформулированы в 1833 в докладе Николаю I: «По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления следующие выражения: “Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности”» (опубликованы в 1834 в «Журнале Министерства народного просвещения»).

Широко известная уваровская формула была взята им и преобразована из старинного военного девиза «За Веру, Царя и Отечество»; стала девизом графского рода Уваровых (возведен в графское достоинство в 1846). Знаменитая уваровская триада легла в основу не только народного образования, но и всей государственной деятельности Уварова. Она заключает в себе глубокую «державносозидающую философию».

По глубокому убеждению Уварова, эта краткая и внешне простая формула могла и должна была стать национальной идеей, вокруг которой сумели бы сплотиться все слои общества на пути эволюционного (а не западного, революционного) преобразования России. Уваров считал, что в национальной идее особенно нуждался образованный слой русского общества, который в силу особенностей развития отошел от русской культуры, от Православия и которому вследствие этого недоставало национального самосознания.

Уваров связывал прогресс человеческого общества прежде всего с прогрессом человеческого духа (материальный прогресс низводит человека до уровня вещей), поэтому Православие занимало первую позицию в его формуле. Вера ограждает человека и общество в целом от крайнего цинизма, скептицизма, материализма, безнравственности («Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть; ослабить в них веру, то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце»); обеспечивает единство русского народа, утверждает начала внутренней общности (определяет нормы поведения и убеждения и отдельного человека, и народа, и державного правителя). Православие сумело сохранить чистоту и крепость своих основ (в отличие от христианских религий Запада) и способно объединять русское общество. Вера незыблема. Творческая духовная сила лежит в основании русской государственности и русской культуры.

В самодержавии и самодержавном правлении Уваров видел главное условие политического существования России. Самодержавие как определяющая форма державного бытия русского народа была выстрадана и принята народом. Уваров считал, что обширная и разнообразная империя требует сильной центральной власти, что только сильная власть способна успешно претворять реформы, что самодержавное правление позволит России избежать экономических проблем, сопровождавших индустриализацию в Европе, и что промышленность может и должна развиваться не стихийно, а на основе государственного руководства, и тогда разумный экономический рост способен принести благо народу, привести к безболезненной ликвидации крепостного права.

Любая попытка ослабить самодержавие неминуемо приведет к гибели России: «Русский колосс упирается на самодержавии как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении и в образе мыслей, и в отношениях к правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».

Самодержавие соответствует православным и народным традициям, но со временем, очень отдаленным, характер формы государственного правления может быть изменен («когда Россия будет покрыта процветающими городами, хорошо обработанными полями, промышленными предприятиями, когда рынки сбыта будут открыты»).

Народность - это прежде всего историческая самобытность: идея народности в понятии Уварова подразумевала бережное отношение к отечественной истории, литературе, родному языку, обычаям. Уваров считал, что «народность состоит не в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия меняться не должна». Иноземные веяния следовало воспринимать осмысленно, чтобы не «удушить» национальную культуру и национальное самосознание, и тем самым не изменить насильно «физиономию» народа. Уваров всегда выступал против слепого подражания западной культуре.

Из 3 компонентов уваровской формулы понятие народности было наиболее подвижным элементом, т. к. оценка самобытности находится в прямой зависимости от глубины познания собственной истории. Познать самобытность можно только путем изучения отечественной истории и культуры: зная во всей полноте «драгоценное наследие», Россия сможет сбросить оковы «интеллектуальной» колонии: «Внимайте гласу истории! Она вам ответствовать будет, она объяснит все ваши сомнения, решит все ваши вопросы».

В глубоком историческом образовании Уваров видел залог от революционных потрясений, от разлагающих общество атеистических идей, поэтому особое место отводил преподаванию истории на всех уровнях образования для полноценной подготовки российского гражданина; история, по определению Уварова, является главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма: «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых царей».

Уваров считал, что «преподавание истории есть дело государственное». Основные принципы преподавания: «общей - кратко, современных народов - обширнее, отечественной - со всею нужною подробностью» (впервые опубликованы еще в 1813 в статье «О преподавании истории относительно к народному воспитанию»); при этом в отечественной истории надо выделять наиболее яркие ее этапы, где особенно проявлялась «нравственная сила русского народа».

Рассматривал историю как поступательный процесс, как закономерное движение человечества от «самовластия» деспотий и «безвластия» республик, рабства, крепостничества к просвещенной монархии, гарантирующей права человека и гражданина.

Также важным элементом сохранения и развития национальной культуры Уваров считал заботу о сохранении и развитии русского языка. По уваровской реформе образования в гимназический курс на протяжении всех 7 лет образования было введено преподавание русской грамматики, истории и литературы. («Внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив больше внимания на узнавание нашей народности во всех ее различных видах»).

Исходя из концепции «Православие, Самодержавие, Народность» сумел за годы своего правления в Министерстве создать фундамент системы народного образования в России действительно на русских национальных началах и в интересах общественного развития Отечества. Реформировал учебные программы на основе классического образования; положил начало реальному образованию; создал 2 университета: С.-Петербургский (преобразовал в 1819 из Главного педагогического института), св. Владимира в Киеве (1833). Воспитанник Петербургского университета (окончил в 1849) писал: «Университет графа Уварова был университетом не немецким, не французским, не английским, но свой оригинальный русский, такой, каким его создали потребности общества».

Во всех университетах (в соответствии с разработанным Уваровым университетским уставом 1835) открыты специальные кафедры по русской истории, всемирной истории, истории и литературе славянских наречий; укреплены кафедры по истории и словесности древней Греции и древнего Рима. Введены заграничные стажировки для молодых кадров преподавателей высших учебных заведений.

«Ученые записки», которые стали издавать университеты по инициативе Уварова, не печатали политических новостей и «литературных ругательств», они выступали «как чистейший источник познаний и сведений». Одна из главнейших задач «Записок» заключалась в том, чтобы «внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив большее внимание на узнавание нашей народности». Приоритетное значение в изучении отечественной истории в российских университетах должно было юношеству «показать место русского народа в системе народов».

Первым из министров стал публично отчитываться о своей работе: отчеты по управлению министерством ежегодно публиковались в основанном при нем в 1834 «Журнале Министерства народного просвещения».

При нем была создана централизованная система управления учебными округами. Учебные заведения всех ступеней (приходские, уездные, гимназии, университеты) были включены в единую государственную систему. Частное воспитание и иноземные воспитатели искоренялись как не соответствующие общественному характеру и национальному направлению в обучении и воспитании юношества: «положить конец превратному домашнему воспитанию их иностранцами и водворить как между молодыми людьми высшего сословия, так и вообще в университетском юношестве стремление к образованию народному, самостоятельному». Защищая российское просвещение от европейских революционных и атеистических идей, Уваров считал необходимым «сохранить все выгоды европейского просвещения, подвинуть умственную жизнь России вровень с прочими нациями» и быть на высоте новейших научных достижений Западной Европы.

Уваров фактически поднял из руин Академию наук. Коренным образом преобразовал ее: при нем увеличилось количество академиков, он способствовал избранию в нее крупнейших русских и европейских ученых; при нем основана Пулковская обсерватория, осуществлена масштабная исследовательская программа в области русской истории и языкознания, в т. ч. создана в 1829 и существующая поныне Археографическая экспедиция, которая целенаправленно собирала по всей России источники по истории допетровской Руси, обследовав с этой целью ок. 200 библиотек, архивов, монастырей; укрепил связь Академии с университетами.

Внес крупный вклад в востоковедение, считая Восток «колыбелью человечества». Выступил с проектом создания Азиатской академии (1810): хотя проект не получил поддержки, политика Уварова на посту президента АН и министра народного просвещения способствовала превращению России в один из крупнейших мировых центров изучения Востока: в Главном Педагогическом институте создается кафедра персидской и арабской словесности; в АН учреждается отделение востоковедения (при отделении создан «Азиатский музеум»), в С.-Петербургском университете создается отделение (в 1854 преобразовано в факультет) восточных языков (11 кафедр, где наряду с языками изучали историю, археологию, географию, религию); крупным центром востоковедения становится Казанский университет. Уваров придавал большое значение обучению в российских университетах уроженцев Кавказа, татар, калмыков, бурят и др., чтобы «юноши разных концов единого великого Отечества могли видеть друг в друге ближайших сограждан».

Уваров основал литературное общество «Арзамас» (1815-18), которое объединило в основном столичных литераторов (ок. 20 чел., наиболее активные члены: К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, Д. В. Дашков, В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин), последователей и защитников литературно-эстетических взглядов Н. М. Карамзина, ставивших целью слить воедино русские традиции с западными нововведениями, особенно в языке, т. к., по мнению лидера общества Уварова, национальная культура зависит от совершенства языка.

По инициативе Уварова на русский язык размером подлинника были переведены выдающиеся древнегреческие эпические поэмы Гомера «Илиада» (Гнедич Н. И.) и «Одиссея» (Жуковский В. А.).

Несмотря на личный конфликт с А. С. Пушкиным в 1835, Уваров высоко ценил его талант и считал его истинно национальным поэтом: в 1831 перевел на французский язык пушкинское стихотворение «Клеветникам России», в 1832 пригласил Пушкина на открытый диспут в Московский университет. Нелестная характеристика на Уварова в дневнике поэта за 1835 и его знаменитый памфлет «На выздоровление Лукулла» активно использовались яростными противниками реформаторской, национально-русской по существу, деятельности Уварова.

Имел награды: ордена св. Владимира, св. Анны, Белого Орла, св. Александра Невского, св. Андрея Первозванного.

Собиратель документов по истории России, памятников античного и западноевропейского искусства; библиофил (ок. 12 тыс. томов, преимущественно классиков, исторических сочинений, редких изданий). Библиотека и коллекция (известная в России как частный Порецкий музеум, помещалась в специально обустроенных залах) располагались в усадьбе Поречье Можайского у. Московской губ. (современники называли усадьбу «Русские Афины»); перешли по наследству сыну Алексею, а по завещанию последнего - в Российский Исторический музей. После 1917 собрание расформировано: большая часть книг поступила в Государственную публичную историческую библиотеку (где сохраняется доныне отдельным фондом), памятники античного и западноевропейского искусства - в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, русские древности остались в Государственном Историческом музее.

В память отца Алексей Уваров учредил в 1858 при Академии наук 5 ежегодных Уваровских премий, которые предназначались за лучшие сочинения отечественных писателей и драматургов, пишущих на русском языке об истории России и славян.

Имел сына и 3-х дочерей. В лице Алексея Сергеевича (1824-84) русская наука и культура нашли выдающегося археолога и организатора археологической науки: один из основателей Русского Археологического общества (1846), основатель Московского Археологического общества (1864), один из основателей Российского Исторического музея (1872), инициатор созыва Археологических съездов, колоссально продвинувших изучение российской истории.

Погребен С. С. Уваров в родовой усыпальнице в с. Холм Гжатского у. Смоленской губ.

Полунина Н.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru