Консультация для логопедов и воспитателей «Сравнительная характеристика дизартрии и алалии. Дизартрия у детей

Елена Амеличкина
Консультация для логопедов и воспитателей «Сравнительная характеристика дизартрии и алалии»

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности.. При А происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Многие дети с алалией не овладевают языком как знаковой системой и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Обобщая имеющиеся сведения об этиологии алалии , можно сделать следующие выводы.

1. Алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера .

2. Основное место в этом комплексе принадлежит вредностям, которые действуют в пренатальный и натальный периоды жизни детей и вызывают у них органические поражения центральной нервной системы. У большинства наиболее значимым вредоносным фактором является асфиксия во время родов, при которой поражаются многие отделы мозга, что затрудняет образование в нем межсистемных связей необходимых для формирования языка.

3. Наблюдающиеся у многих детей с алалией в ранний период жизни частые соматические заболевания и разного рода отрицательные социально-психологические влияния, видимо усугубляют действие предшествующих вредоносных факторов биологического характера и в совокупности с ними расстраивают процесс усвоения языка.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. В этом определении раскрывается прежде всего симптоматика этого нарушения и его механизм.

Дизартрия – симптом сложного мозгового поражения бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера . Этиология ДЦП и дизартрии как симптома ДЦП недостаточно изучена. Раньше считалось, что основная причина – это родовая травма. Но как показали исследования последних лет (Е. Н. Винарская, более 80% случаев этой патологии – врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения. На основании этих исследований можно сказать, что патология, возникающая в родах, является вторичной причиной, которая в свою очередь может усугубить действие первичной.

Конкретные причины, приводящие к поражению мозга при дизартрии могут действовать в различные периоды : пренатальный (основной, натальный и постнатальный.

В пренатальном периоде отмечается токсикоз, заболевания матери в первую половину беременности, хронические заболевания матери : сердечнососудистые заболевания, туберкулез легких, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы, алкоголизм.

Натальный период характеризуется патологией родов (сухие затяжные или стремительные роды, асфиксией новорожденного, группа- и резус – конфликтной ситуацией.

В раннем постнатальном развитии отличаются следующие особенности : двигательное беспокойство, ничем необъяснимое нарушение сна, трудность удержания соска, вялость акта сосания, сменяющегося быстрым утомлением, имеют место частые поперхивания, обильные срыгивания, возможен отказ от груди. Отмечается невозможность удержать головку в вертикальном положении до 5-7 месяцев, запаздывание процесса хождения (до 1 года 2 месяцев) .

Большое влияние оказывают и заболевания, перенесенные ребенком в тот период : вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, часто простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.

В завершении следует отметить, что дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития : дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием; дизартрия у детей с ДЦП ; дизартрия у детей с олигофренией; дизартрия у детей с гидроцефалией; дизартрия у детей с ЗПР ; дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция) .

Неречевые признаки.

Ребенка, имеющего дизартрию , выдает «диагноз на лице» , который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из - за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате – смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно – гигиеническими навыками : долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь. Их характеризует быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. У детей - алаликов выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др., особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти : сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера . Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, Негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

У значительной части детей с дизартрией выражены параличи , парезы и апраксии органов артикуляторного аппарата, у детей с алалией они проявляются преимущественно в слабой степени, а у некоторых отсутствуют. Многие дети с алалией успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений, сходных с элементами движений, которые входят в артикуляторные комплексы звуков. Дети с дизартрией не выполняют большинство из этих движений, или страдает качество их выполнения.

Речевые признаки.

При дизартрии характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно – мышечного аппарата органов артикуляции. Анализируя речевое и психоневрологическое состояния детей показал, что фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результата у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает все речь ребенка смягченной. при спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности – дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.

В нарушениях произношения доминируют замены звуков при дизартрии – искажения . У детей с алалией отмечается искажение небольшого количества преимущественно сложных по артикуляции звуков. Для сопоставляемой группы типично искажение большого количества как сложных, так и простых звуков. Замены и артикуляторно сложных и простых звуков характерны при алалии . Дети с дизартрией допускают замены преимущественно артикуляторно сложных звуков, при этом только замены звуков в их речи не отмечаются. Взаимозамены звуков сравнительно часты у детей с алалией и сравнительно редки при дизартрии . При алалии преобладают пропуски и артикуляторно сложных и простых звуков, дети с дизартрией преимущественно пропускают артикуляторно сложные звуки, наличие только пропусков звуков для них не типично. В речи с алалией достаточно часты повторения и перестановки звуков, при дизартрии – относительно редки.

В фонетической подсистеме для детей с легкой степенью дизартрии характерны не только нарушения произношения звуков, но и нарушения просодики, у детей же с алалией просодика , как правило, сохранна.

Литература

1. Ковшиков В. А Понятие экспрессивной алалии и ее дифференциальная диагностика // Детская речь : норма и патология. Самара, 1996.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. преодаление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.

3. Логопедия : Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

4. Поваляева М. А. справочник логопеда . – Ростов – на – Дону : «Феникс» , 2001.

«Поломка» полноценной речевой функции при моторной алалии

(дизартрии) происходит двумя путями.

Во-первых, движения губ, языка, диафрагмы, дыхательных мышц нарушаются вследствие их частичного паралича.

Во-вторых, нечёткость произношения возникает из-за расстройства ощущения движений. При любом движении рукой, ногой, головой мы отчетливо чувствуем направление движения, собственную активность и др. Точно так же воспринимаются движения языка, губ, гортани, щёк, участвующих в речевой функции.

Главный признак дизартрии – нечёткое произношение звуков, слов, фраз, что приводит к смазанной, неразборчивой, малопонятной окружающим речи.

Ребенок искаженно произносит определенные звуки, заменяет или пропускает их. Чаще всего неправильно произносятся звуки, которые ребенок освоил позже при своем речевом развитии: Р, Ш, Т, Ф, 3, Ч. Может изменяться произношение одного или нескольких звуков.

Следует иметь в виду, что при дизартрии не только нарушается произношение, но также страдают темп речи, ритм и интонации. При малоподвижности голосовых связок голос ребенка становится глухим и слабым. Если нарушены движения мягкого нёба, то все произносимые звуки приобретают гнусавый оттенок, так как воздух во время речи свободно устремляется в нос. В ряде случаев дети говорят тихо, хрипло, невыразительно и монотонно. Нередко дети с дизартрией говорят медленно, иногда с трудом «выталкивая» слова.

Нечеткое произношение звуков у отдельных ребят сопровождается тиками, насильственными движениями, которые, как правило, во время речи усиливаются. Иногда из-за тиков отчетливая речь ребенка может неожиданно прерываться, возникает спазм голосовых мышц и речь становится невнятной.

При типичной дизартрии умственное развитие ребенка существенно не страдает. Из-за того, что ребенок неловок, при речи строит гримасы, неуверен в себе, может создаться впечатление, что он интеллектуально неполноценен. Такого рода заключения часто бывают ошибочными. Если со страдающими дизартрией детьми упорно заниматься, они успешно учатся в школе и впоследствии приобретают профессию. Разумеется, таким ребятам лучше рекомендовать работу, не связанную с речевой нагрузкой: профессии актера, лектора, педагога не для них.

Дизартрия никогда не бывает изолированным расстройством – врач обычно находит и другие нарушения, не относящиеся к речи, к примеру, стойкие двигательные нарушения или судорожные припадки, характерные для детского церебрального паралича. В каких случаях родителям следует прибегнуть к помощи специалистов – врача и логопеда?

С выводом о болезненном нарушении речи торопиться не следует. Надо иметь в виду, что чёткое произношение звуков ребенок осваивает постепенно, лишь к 5-6 годам дети все согласные звуки произносят внятно и разборчиво.

ДИСЛАЛИЯ.

Первые слова, а позже короткие фразы ребенок произносит, как правило, неразборчиво, нечетко. Поначалу этот лепет вызывает умиление родителей, и лишь много позже, когда косноязычие ребенка затрудняет общение с ним, возникает мысль о болезненном нарушении речи.

Обычно к 4-5 годам у большинства детей формируется четкая, понятная речь. Однако у некоторых ребят несовершенное произношение сохраняется, хотя при обследовании у них не находят снижения слуха или каких-либо нарушений со стороны речевых мышц или нервов. Такого рода дефект звукопроизношения называется дислалией. Дислалия может наблюдаться как у детей с сохраненным интеллектом, так и у умственно отсталых, сочетаться с нарушением письма (дисграфия) и чтения (дислексия), грамматической стороны речи, то есть с другими видами недоразвития.

При дислалии могут неправильно произноситься любые согласные звуки. Внимательный анализ речи ребенка показывает, что он не пользуется определенными звуками, либо заменяет или искаженно произносит их. Чаще всего нарушается произношение трудных для выговаривания звуков – Р, Л, 3, С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. До 4-х лет у детей может отмечаться физиологическое косноязычие. После 4-х лет это явление расценивается как дислалия. Дислалия отмечается у четверти детей дошкольного возраста. К началу обучения в школе далеко не все дети говорят разборчиво – у 5-7% младшеклассников врачи и логопеды находят дислалию. Её причиной могут быть механические факторы – неправильный прикус, приводящий к плохому смыканию челюстей, узкое и высокое нёбо, толстые и малоподвижные губы. Иногда у ребенка обнаруживается укорочение подъязычной уздечки. При этом дефекте движения языка ограничены, особенно подъем его кверху. При укороченной уздечке языка нарушается произнесение согласных (р – л) и других, при дефектах строения зубов – шипящих и свистящих звуков. Размеры также имеют значение – при большом, еле помещающемся во рту языке трудно овладеть ораторским искусством. К механической дислалии относится особый ее вид – ринолалия, обусловленная нарушением строения верхнего неба и полости носа, частая причина – увеличенные аденоиды у детей. Проявляется ринолалия искажением гласных и согласных звуков с гнусавым оттенком голоса. Понятно, что эти причины не вина ребенка, а его беда, и он нуждается в помощи.

Дислалия - расстройство преходящее, с возрастом при помощи, врачей, логопеда, родителей и педагогов оно большей частью проходит бесследно.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ

Функциональная дислалия является следствием неправильного речевого воспитания (сюсюкающая речь родителей) или закрепившейся реакцией подражания неправильной речи окружающих детей. Функциональная дислалия может наблюдаться у психически полноценных детей, а также сочетаться с задержкой психического развития. Вместе с тем ребенок может говорить нечётко, имея вполне нормальное строение речевого аппарата. Если малыш постоянно слышит неясную, косноязычную речь взрослых, то и он, скорее всего, заговорит с заметным искажением звуков. Неправильно поступают родители, постоянно «сюсюкающие» с ребенком, – это задержит его речевое развитие. С детьми следует говорить внятно и неторопливо, как мы говорим со взрослыми, если заинтересованы, чтобы нас поняли.

В некоторых случаях дислалию можно объяснить существующим двуязычием в семье. Если взрослые дома говорят на разных языках, то ребенок путает особенности произношения.

ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Различают оптическую, связанную с нарушением дифференцировки графем (графема - графическое изображение звуков человеческой речи) и перевода их в звуки, и акустическую (фонематическую) дислексию, обусловленную нарушением слухового анализа их. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов, неверно расставляют ударения во время чтения.

Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б-П”, “Д-Т”, “К-Г”, “С-З”, “Ж-Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Зачастую при выраженных формах дислексии дети учатся под диктовку родителей, прочитывают текст с опорой на наглядность, заменяя при этом написанные слова сходными по смыслу.

ДИСГРАФИЯ

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них очень плохой почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они не могут обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако, врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Лечение. Проводятся повторные курсы восстановительной и стимулирующей терапии. Важной является ранняя логопедическая коррекция: детей дошкольного возраста целесообразно помещать в логопедический детский сад, а в последующем – при выраженных формах алалии – переводить в специальные речевые школы. Лечение при дизартрии следует начинать, если речевые трудности осложняют отношения со сверстниками и в речи преобладают замены и пропуски звуков (а не их искажение).

Так как основой дизартрии является, частичный, или выраженный паралич речевых мышц, то логопед регулярно проводит массаж и гимнастику органов артикуляции. Упражнения лучше проводить в игре, постараться увлечь ребенка занятиями.

Так как чаще всего патология речи лишь часть, более общего заболевания – детского церебрального паралича, последствий энцефалита, травмы мозга, то лечить надо, разумеется, болезнь в целом: принимать соответствующие лекарства, проводить лечебную физкультуру, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры. Полезны закаливание, «оздоровление» зубов и органов носоглотки. При настойчивом, последовательном и грамотном лечении результат не замедлит сказаться.

При задержке развития речи, связанной чаще всего с нарушение темпа созревания речевой функции, отмечаются запаздывание на 2-3-5 месяцев срок появления первых слов и фразовой речи, удлинение периода физиологической дислалии, ограничение словарного запаса. Эта форма речевой патологии не требует специальной длительной коррекции у логопеда, а после его консультации занятия по развитию речи могут проводить родители.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделения грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует, ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Задержка психического развития с дискалькулией.

(специфическое отставание в арифметике)

При дискалькулии наблюдается нарушение формирования навыка счета, которое может возникать как изолированное расстройство или сочетаться с недостаточностью пространственной ориентировки. Проявляется дискалькулия непониманием структуры числа. Особенное затруднение вызывают цифровые операции с переходом через десяток. Дети пишут цифры, не усвоив их в числовом ряду: вместо 537-375 или 753. пишут раздельно сотни и единицы, например, 107 как 100 и 7, с трудом усваивают понятие разрядности числа.

При нарушении пространственной ориентировки дети часто затрудняются в анализе схемы тела, путая правую и левую стороны, не могут отыскать геометрические фигуры, сложить их по образцу, соотнести предметы в пространстве, в связи с чем путают предлоги, что является предметом обращения родителей к логопеду. В дошкольном возрасте дети плохо рисуют, не усваивают подвижных игр связанных с пространственной ориентировкой, испытывают трудности в установлении последовательности отдельных фрагментов событий. Содержание рассказа дети передают непоследовательно, фрагментарно. При изолированной дискалькулии другие стороны интеллекта могут быть не нарушены (абстрактное мышление, словарный запас память и.д.р.) Задачи они решают и хорошо объясняют, однако без подстановки цифр. В старших классах они испытывают также затруднения в овладении другими точными дисциплинами (химия, физика). В некоторых случаях пространственные и дискалькулические расстройства выражены частично, что проявляется в трудности усвоения такого предмета, как черчение, особенно раздел - стереометрии и др.

Задержка психического развития с диспраксией

(задержка двигательного развития)

При данном нарушении у ребенка оказываются недоразвиты нервные клетки двигательных центров расположенных в передней центральной извилине головного мозга. У детей отстает формирование моторных навыков; они позже начинают сидеть (7-9 мес.), ходить (к 1-1,5 годам), при этом часто падают, пугаются и перестают ходить. Начинают бегать после 3 лет, с трудом прыгают. Только к 5-6 годам формируется навык самостоятельного пользования лестницей, стулом. С трудом удаются совместные подвижные игры, особенно при необходимости проявить свою ловкость (игра в мяч, «кошки мышки»). Плохо лепят, при начале письма не придерживаются строки, пишут буквы разного размера, в последующем – неразборчивый почерк. Такие дети неповоротливы, неловки, наблюдается замедленная реакция на необходимые движения и действия. Позднее привитие навыков самообслуживания связано с неумением, иногда даже в школьном возрасте, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Лечение. Корректирующая гимнастика и упражнения, направленные на выработку дифференцированных и соразмерных движений, а также восстановительная терапия, лекарственное лечение.

Общие принципы лечения задержки психического развития.

Лечение и реабилитацию детей с недостаточностью психического развития нужно проводить в комплексном виде медикаментозных и коррекционно-воспитательных мероприятий, которые следует начинать как можно раньше, при первых проявлениях задержки или нарушения психического развития. Терапия должна быть направлена на устранение основного патологического процесса: стимуляцию компенсаторных механизмов: ликвидацию сопутствующих симптомов или синдромов. В зависимости от структуры и тяжести интеллектуальной, речевой или другой частичной недостаточности следует составлять, прорабатывать с родителями индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий с учетом реальных возможностей и перспектив. Коррекционно-воспитательную работу нужно проводить с раннего возраста в семье, в специальных садах для детей умственно-отсталых, с нарушением речи, слуха, вспомогательных школах и домах-интернатах. Работа должна быть направлена на коррекцию ведущего дефектного звена, сенсомоторное воспитание, обучение навыкам двигательным и самообслуживания, что повышает активность ребенка, способствует развитию мозговых отделов двигательных анализаторов. Воспитание стереотипа поведения, определенного последовательного режима значительно облегчающего организацию обучения. Развитие и коррекцию речи, развитие индивидуальных способностей, использование лучших черт личности и подавление, исправление отрицательных сторон поведения, мешающих обучению умственно отсталого ребенка. Развитие способности к целенаправленной деятельности соответственно возможностям ребенка, с соблюдением у умственно отсталых детей принципов от простого к сложному, от образного к понятийному. Развитие заинтересованности в конечной цели деятельности с использованием преимущественно положительных стимулов и поощрений. Лекарственное лечение заключается в назначении препаратов 1)улучшающих обмен веществ в нервных клетках, 2)нормализующих кровообращение головного мозга, а также 3) лекарств повышающих функциональные возможности центральной нервной системы.

НЕВРОЗЫ.

Невроз – психогенное заболевание, проявляющееся в форме обратимых нарушений нервной деятельности с преобладанием эмоциональных и соматовегетативных расстройств, которые осознаются личностью и переживаются ею как чуждые, болезненные.

Невроз возникает у детей преимущественно после 6-7 лет, когда они проявляют осознанное отношение к себе и окружающим, понимают общественные мотивы поведения, нравственные оценки, значимость конфликтных ситуаций. У детей более младшего возраста возникают реакции невротического типа.

Невроз – это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения.

Сущностью невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или ошибки основных нервных процессов (конкурирующих очагов возбуждения).

Факторы, способствующие возникновению невроза:

¨ Особенности личности (инфантилизм, невропатия, психопатические черты характера, акцентуации характера).

¨ Психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений,

интоксикаций и др.

¨ Отклонения в воспитании ребёнка.

Дизартрия у детей является одним из разновидностей речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы.

Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи , а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.

Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать.

Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.

Как лечить дизартрию у ребенка

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы , содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние больного.

Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия:

  • логопедическая коррекция;
  • лечение медикаментозное;
  • массаж;
  • дыхательная гимнастика;

Опасное и тяжелое заболевание практически всегда заканчивается летальным исходом. Есть ли способы этого избежать?

Не менее тяжелое расстройство речи у ребенка — сенсомоторная алалия. Лечение этого заболевания должно идти по . Только тогда оно будет достаточно успешным.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует.

Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:

  • Пантогам и снимающие спазм сосудов лекарства;
  • Магне В6.

Из серьезных препаратов могут назначить:

  1. Сосудистые: , Циннаризин, Стугерон, Глиатилин и Инстенон.
  2. Ноотропы: Пантокальцин, Энцефабол, Пикамилон.
  3. Метаболитические: Церебролизин, Актовегин, Церебролизат.
  4. Седативные: Персен, Ново-пассит, Тенотен.

Неплохие результаты показали следующие лекарства: Пирацетам, Финлепсин и Цереброкурин.

Легче происходит лечение стёртой дизартрии у детей.

В таких случаях часто применяется иглоукалывание (рефлексотерапия), физиопрецедуры и даже гирудотерапия (лечебные пиявки). Эти способы лечения являются вспомогательными.

Логопедическая практика у ребенка основывается на общем развитии всех сторон речи: грамматический строй, словарь, фонематический слых.

Упражнения и гимнастика направлены на развитие слухового восприятия, системы дыхания, внимания и памяти, а также стимуляцию артикуляции и общей моторики. Это важно, так как такие дети испытывают часто трудности в обучении письменной речи.

Отзывы родителей указывают на то, что среди прочих методик лечения дизартрии у детей очень полезным является также обучение детей в логопедических группах детского сада .

Популярной методикой лечения является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой , которая позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи.

Суть гимнастики — резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребенка.

Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде.

В зависимости от степени и формы дизартрии, дыхательные упражнения подбираются индивидуально.

Обычно лечение проводят в стационаре, затем амбулаторно. Основная цель лечения дизартрию — устранить первопричину ее появления, то есть основного заболевания. Полный курс терапии составляет 4-5 месяцев.

Немаловажное значение несет лечебная физкультура. Все виды упражнений — развитие общей моторики. Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви.

Проводят и курсы массажа. Каждая техника массажа выполняется осторожно, без усилий, с легким разминанием, чтобы не вызвать спазм.

Осложнения и последствия

Дизартрия может привести к следующим осложнениям:

  • проблемы с социальной связью, способностью нормально общаться;
  • социальные проблемы, влияющие на отношения в семье и друзьями;
  • депрессии и социальной изоляции.

– грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии , при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода , внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности , токсикозы , падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия , сер­дечная или легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных , недоношенности , внутричерепной родовой травмы при преждевременных , скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты , менингиты , ЧМТ , соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ , пневмонии , эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность , синдром госпитализма , дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию
  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией . Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Прогноз и профилактика алалии

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.