Имам Шамиль: самый грозный противник России в Кавказской войне. Последние минуты жизни имама шамиля

Имам Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость. Его пленение сыграло существенную роль в ходе этой борьбы. 7 сентября исполнилось 150 лет с того дня, как Шамиль был взят в плен.

Имам Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года (по другим сведениям около 1799 года). Имя, данное ему при рождении, - Али - было изменено его родителями на «Шамиль» еще в детском возрасте . Одаренный блестящими природными способностями, Шамиль слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата, - священной войны против русских - увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшие спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами.

Сопровождая своего учителя в его походах, Шамиль в 1832 году был осажден русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Шамиль успел, хотя и сильно израненный, пробиться и спастись, Кази-мулла погиб. После смерти Кази-муллы его преемником и имамом стал Гамзат-бек. Шамиль был его главным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама.

В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве , управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад . Накануне Крымской войны 1853 - 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие - генерал Николай Муравьев (1854 - 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля - аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

После того как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась еще почти пять лет. Шамиль с 400 мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга.

В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России . Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.

В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев.

В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку , где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине (ныне Саудовская Аравия).

В 1859 году перевернулась одна из кровавых страниц истории России и Кавказа. После многомесячной осады русские войска взяли аул Гуниб в Дагестане и захватили в плен знаменитого вождя горцев – имама Шамиля. Больше четверти века он был одним из самых упорных и неуловимых врагов Российской империи.

В начале 1830-х годов Шамиль создал многонациональное государство, в котором были объединены чеченцы, ингуши, аварцы (сам Шамиль был аварцем), лезгины и представители ряда малых дагестанских народностей. Шамиль сплотил их на основе мюридизма – воинствующего направления в исламе, главной идеей которого является священная война с «неверными» (газават) как долг каждого мусульманина. Шамиль стал самодержавным повелителем, сосредоточившим в своих руках духовную, светскую и военную власть, – имамом теократического государства.

Вначале Шамиль был одним из сподвижников первого имама – Кази-Муллы, поднявшего в 1829 году восстание против российского господства на Кавказе. Но во время взятия русскими войсками в 1832 году аула Гимры Кази-Мулла был убит. Его преемник Гамзат-бек тоже продержался недолго - пал жертвой межплеменных разборок. И тогда верховный авторитет среди мюридов (борцов за веру) перешёл к Шамилю. Он обосновался в ауле Ахульго и дал начало новому витку борьбы народов Кавказа за независимость.

Шамиль искусно пользовался дипломатическими методами. В первые годы правления ему удавалось путем переговоров удерживать российскую администрацию от военных действий. Когда же в 1837 году русские войска всё-таки взяли Ахульго, Шамиль согласился присягнуть на верность российскому императору. Однако полученную таким образом мирную передышку Шамиль использовал для укрепления своей власти и консолидации сил горцев с целью возобновления противостояния.

В 1839 году русские войска опять захватили Ахульго, но Шамиль сумел ускользнуть. Российские власти посчитали его дело проигранным и не стали его преследовать, и вновь просчитались. Обосновавшись на этот раз в чеченском селении Дарго, Шамиль в 1842 году отразил наступление русских. А в 1845 году, когда Дарго все-таки пало под натиском соединений императорской армии, наши войска при отходе попали в засаду и были уничтожены мюридами.

Последующие 12 лет были пиком политического могущества Шамиля. Власть имама простёрлась на весь Горный Дагестан, Ингушетию, Чечню и некоторые северо-западные районы нынешнего Азербайджана. В своём государстве Шамиль неуклонно устанавливал порядки в соответствии с шариатом. Он умно укреплял собственную власть. А чтобы предотвратить сепаратизм, разделил на местах военную и судебную власти.

Шамиль обладал широким политическим кругозором. Во время Восточной войны (1853-1856 гг.) он пытался найти союзников в лице Турции и Англии и просил у них помощи оружием и деньгами (но не получил её из-за трудностей сообщения). Завязал Шамиль отношения и с борцами за независимость на Западном Кавказе – черкесскими племенами.

Только после окончания Восточной войны Российская империя смогла вернуться к окончательному завоеванию Кавказа. К тому времени власть Шамиля переживала кризис. Многим горцам не нравились порядки, заводимые Шамилем, произвол его кади (судей) и наибов (военных губернаторов), вводимые имамом непривычные налоги «на борьбу с неверными». Некоторые племенные авторитеты испытывали всё больше желания замириться с российской администрацией на условиях сохранения своего традиционного положения. Шамилю становилось всё труднее контролировать своих соратников.

На время Шамилю ещё удалось сплотить горцев перед лицом возобновившегося наступления русской армии. Но, когда весной 1859 года императорские войска под командованием генерала от инфантерии А.А. Барятинского обложили Гуниб, Шамилю оставалось либо погибнуть, либо выговорить себе почётные условия сдачи. Однако Шамиль затягивал переговоры. Тогда Барятинский 25 августа 1859 года двинул свои подразделения на штурм Гуниба. И Шамиль был захвачен в плен.

Российская империя милостиво относилась к своим побеждённым врагам. Кроме того, пример уважительного обращения с Шамилем должен был побудить других вождей горского сопротивления прекратить борьбу. Шамилю были оставлены государственная казна (превращённая им в личную) и его гарем. Он также получил обещание, что в дальнейшем ему будет предоставлена возможность совершить паломничество в Мекку. Шамиля поселили в Калуге, где царское правительство взяло для него в аренду роскошный дом местного помещика Сухотина. Знатному пленнику была определена пенсия из российской казны в размере 15 тысяч тогдашних рублей в год. Его принял и беседовал с ним сам император Александр II.

Шамилю было позволено ездить по России. Он с интересом наблюдал за новшествами технического прогресса, входившими тогда в жизнь – железные дороги, пароходы, телеграф; восхищался огромными каменными зданиями и храмами и т.д. Говорят, что под конец жизни он выразил сожаление, что так долго боролся с «белым царём». В 1866 году, в годовщину своего пленения, он торжественно принёс присягу на верность российской короне.

В 1870 году Шамиль совершил паломничество в Мекку, где, как и предсказывал, скончался на следующий год. Его похоронили в Медине. Шамиль явно не прогадал ни когда воевал, ни когда сдавался в плен. Он получил от жизни всё – богатство, власть, почитание и священную о нём память народов, которыми правил, а под конец жизни, утратив только власть, получил уважение от победившего его противника.

Имам Шамиль - известный предводитель кавказских горцев, который вел активную деятельность во второй четверти XIX века. В 1834 году его официально признали имамом Северо-Кавказского имамата, которое считалось теократическим государством. Располагалось оно на территории современных Чечни и западной части Дагестана. Считается национальным героем народов Северного Кавказа.

Происхождение Шамиля

Имам Шамиль по происхождению авариец. Его отец был кузнецом, а мать дочерью аварского бека. Он появился на свет в 1797 году в небольшом селении Гимры на территории современного западного Дагестана. Назвали его Али в честь деда.

В маленьком возрасте будущий имам Шамиль был очень болезненным ребенком. Поэтому родители, чтобы защитить его от напастей, решили дать ему еще одно имя - Шамиль, что в дословном переводе означает "Услышанный богом". Так звали брата его матери.

Детство героя

Случайно это произошло или нет, но, получив новое имя, Шамиль вскоре поправился, начал поражать всех окружающих своим здоровьем, силой и энергией.

В детстве он при этом был очень живым и резвым ребенком, часто попадался на шалостях, но редко какие-то из них были нацелены на вред кому-нибудь. Про Шамиля часто говорили, что внешне он отличался очень угрюмой наружностью, сильной волей, небывалой любознательностью, властолюбием и весьма гордым нравом.

Был очень спортивным ребенком, увлекался гимнастикой, например, мало кто мог его догнать на бегу. Многие отмечали его силу и отвагу. Поэтому понятны его увлечения фехтованием, пристрастие к холодному оружию, особенно к популярным на Кавказе шашкам и кинжалам. В подростковом возрасте он настолько закалил свой организм, что в любую погоду, даже зимой, появлялся с открытой грудью и босиком. Такая цитата имама Шамиля хорошо его характеризует:

Боишься - не говори, сказал - не бойся.

Его первым наставником считается друг детства Адиль-Мухаммад, который родился в городке Гимры. На протяжении многих лет они были неразлучны. К 20 годам Шамиль окончил курсы логики, грамматики, арабского языка, риторики, законоведения и даже высшей философии. Его образованию позавидовали многие его современники.

Увлечение "священной войной"

Проповеди, которые читал Гази-Мухаммад, в конце концов, увлекли и будущего имама Шамиля. Он оторвался от книг, из которых черпал знания, увлекся мюридизмом, который в то время начал быстро распространяться. Название этого учения происходило от слова "мюрид", которое в дословном переводе означает "ищущий путь к спасению". В обрядах и учениях мюридизм при этом мало чем отличался от классического ислама.

В 1832 году Шамиль принимал участие в Кавказской войне, что стало вполне ожидаемым в связи с его увлечениями. Вместе с Гази-Мухаммадом он оказался в осажденном русскими войсками селении Гимры. Операцией руководил генерал Вельяминов. Герой нашей статьи был тяжело ранен, но все же сумел пробиться сквозь осаждающих. При этом Гази-Мухаммад, который первым бросился в атаку, поведя за собой войска, был убит. Цитаты имама Шамиля воспроизводятся до сих пор многими его фанатами и последователями. Например, это, одно из первых сражений в своей карьере, он описал так:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют, и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвертый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

Тело убитого имама было перевезено в Тарки, чтобы избежать новых возмущений (это места в районе современной Махачкалы). Территория контролировалась русскими войсками. Шамиль сумел встретиться со своей сестрой, предположительно из-за этого он так взволновался, что вскрылась свежая рана. Некоторые из окружающих посчитали его при смерти, поэтому новым имамом его выбирать не стали. На это место был назначен его сподвижник по имени Гамзат-бек Гоцатлинский.

Через два года в ходе Кавказской войны горцам удалось одержать несколько знаковых побед. Например, был взят Хунзах. Но уже в 1839 году их постигло тяжелое разгромное поражение при Ахульго. Шамиль после этого покинул Дагестан, он был вынужден срочно перебираться в Чечню, где некоторое время жил в селении Гуш-Корт.

Съезд чеченского народа

В 1840 году Шамиль принимает участие в съезде чеченского народа. Для этого он прибывает в Урус-Марта, куда его приглашает Иса Гендаргеноевский. Там предварительно проходит съезд чеченских военачальников.

А уже на следующий день на съезде чеченского народа его выбирают имамом Чечни и Дагестана. В краткой биографии имама Шамиля этот факт обязательно упоминается, являясь одним из ключевых. Будущий герой кавказского народа становится третьим имамом. Своей главной задачей он ставит объединение горцев, при этом продолжает вести борьбу против российских войск, которые, как правило, превосходят дагестанцев и чеченцев количественно, да и вооружение с обмундированием у них более качественное.

От предыдущего имама Дагестана Шамиль отличается военным талантом, неторопливостью и расчетливостью, у него проявляются организаторские способности, а также настойчивость, выдержка, умение выбирать момент для удара.

Своей харизмой ему удавалось поднимать и воодушевлять горцев на борьбу, в то же время принуждая подчиняться своей власти, которая распространялась на внутренние дела практически всех подвластных общин. Последний момент был особенно непривычен для дагестанцев и чеченцев, воспринимался он не просто, но Шамиль с ним справлялся.

Власть Шамиля

Одно из главных достижений в биографии имама Шамиля заключается в том, что ему удалось объединить под своей властью практически все общества западного Дагестана и Чечни. Он опирался на учение ислама, повествующее о "священной войне" против неверных, которых называли газавате. Сюда же он включал требования бороться за независимость, объединяя разрозненные по всем районам общины горцев.

В биографии имама Шамиля не раз отмечалось, что для достижения своей конечной цели он стремился упразднить учреждения и обычаи, многие из которых были основаны на вековых обычаях, называемых в тех местах адатом.

Еще одна заслуга имама Шамиля, в краткой биографии, которая есть в этой статье, это подчеркивается особо, это подчинение и общественной, и частной жизни горцев шариату. То есть в их обиход вошли исламские предписания, основанные на священных текстах Корана, а также исламских предписаниях, применяемых в мусульманском судопроизводстве. Имя Шамиля напрямую ассоциировалось у горцев со "временем шариата", а когда его не стало, стали говорить, что произошло "падение шариата".

Система управления горцами

Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными "священной войне" и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Артиллерия Шамиля

Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

Финансовое состояние войск

Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

Плен

В истории имама Шамиля переломным стал момент, когда он оказался в плену у русских войск. В 1840-х годах он одержал несколько крупных побед, но в следующее десятилетие его движение пошло на спад.

К тому времени Россия вступила в Крымскую войну. Турция и западная антирусская коалиция призывали его выступить его совместно против России, рассчитывая, что он сможет ударить в тыл русской армии. Однако Шамиль не желал присоединения имамата к Османской империи. В итоге во время Крымской войны он занял выжидательную позицию.

После заключения мирного договора в Париже русская армия сконцентрировала свои силы на Кавказской войне. Войска возглавили Барятинский и Муравьев, которые начали активно наступать на имамат. В 1859 году была взята резиденция Шамиля, располагавшаяся в Ведено. А уже к лету практически полностью задавлены последние очаги сопротивления. Сам Шамиль скрывался в Гунибе, но в конце августа его настигли и там, предводитель горцев был вынужден сдаться в плен. Правда, на этом Кавказская война не закончилась, продолжаясь еще около пяти лет.

Шамиля привезли в Москву, где он встретился с императрицей Марией Александровной и Александром II. После этого его определили для жизни в Калуге, куда и переехала его семья. В 1861 году он снова встречается с императором, просит отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но получает категорический отказ, так как живет под надзором.

В результате в 1866 году предводитель горцев вместе с сыновьями присягнул на верность России, вскоре его даже пригласили на свадьбу к цесаревичу Александру. На этом торжестве он увиделся с императором в третий раз в своей жизни. В 1869 году его даже сделали особым указом потомственным дворянином, жизнь Шамиля в России окончательно устроилась.

В 1868 году, когда ему исполнился уже 71 год, император, зная о неважном состоянии здоровья горца, разрешил ему вместо Калуги жить в Киеве, куда тот незамедлительно и переехал.

На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей. Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 - 1871.

Похоронили его на кладбище под названием аль-Баки, расположенном в самой Медине.

Личная жизнь

Всего было пять жен у имама Шамиля. Самая первая носила имя Патимат. Она была матерью сразу трех его сыновей. Это Гази-Мухаммад, Джамалудин и Мухаммад-Шапи. В 1845 году ее не стало. Еще раньше погибла вторая жена Шамиля по имени Джавгарат. Это случилось в 1839 году, когда русские войска пытались штурмом взять Ахульго.

Третья жена военачальника родилась в 1829 году и была на 32 года младше своего мужа. Она была дочерью шейха Джамалуддина, который был близким соратником имама и его фактическим наставником. Она родила от героя нашей статьи сына Мухаммада-Камиля и двух дочерей по имени Баху-Месед и Наджабат. Несмотря на такую разницу в возрасте, она умерла в один год со своим мужем.

На 5 лет его пережила четвертая жена Шуайнат, которая была армянкой, от рождения носившей имя Анны Ивановны Улухановой. Ее взял в плен в Моздоке один из наибов Шамиля. Через шесть лет после пленения она вышла замуж за предводителя горцев, родила ему 5 дочерей и 2 сыновей. Правда, практически все они умерли в младенчестве, только девочка Сапият дожила до 16 лет.

Наконец, пятой женой была Аминам. Их брак был непродолжительным, а детей в нем не было.

Имам Шамиль – великая личность в истории человечества. О нем невозможно говорить без употребления эпитетов превосходной степени. Имам Шамиль человек с большой буквы, великий предводитель, полководец, тарикатский шейх, ученый-богослов, политик, идеал для подражания и национальный герой Кавказских народов. Его особенностями были глубокая богобоязненность, справедливость, искренность, любовь к своему народу.

Удивительные события связанные с последними минутами жизни имама Шамиля открывает нам один исторический документ. Это отрывок из письма Абдурахмана ат-Телетль, который, будучи в Аравии, стал свидетелем смерти имама Ша­миля. Письмо было отправлено из Медины в Дагестан неизвестному адресату. В наше время оно попало в руки известному арабисту Нурмагомедову Мухаммад-Хаджи, который и перевел его.

«... В Мекку к нему [Шамилю] пришли большие алимы, мударисы, имамы, проповедники, шейхи. Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. Однажды, когда имам возвращался с вечернего намаза, у ворот, именуемых Бабу-Али, встретился с ним пророк Хизри (мир ему). Иногда, чтобы люди не узнавали его [имама], когда шел на намаз, он переодевался. О его встрече с пророком Хизри (мир ему) ведомо Мухаммад-Амину из Гонода (бывший наиб Шамиля).

Когда увидел купол мечети Пророка (мир ему и благословение) (имеется ввиду мазар на могиле в форме купола), имам помолился: «Всевышний Аллах, Ты меня соседом этого Твоего Пророка [Мухаммада] умертви».

Много раз ходил имам на могилу Пророка (мир ему и благословение). К нему он обращался: «Пророк Аллаха, если Ты доволен мною, сделай так, чтобы я увидел Твое лицо».

В один прекрасный день, когда он так сидел возле могилы Пророка (мир ему и благословение), ему явился Пророк (мир ему и благословение). Оттуда имам возвратился домой дрожащим. После этого его тело стало слабеть. Он умер влюбленным в Аллаха. В это время в Медине жил шейх по имени Сайгид Хусейн. Имам умер, положив голову на его колени.

Имам Шамиль был человеком достигшим больших уровней в познании Всевышнего. В тот день, когда он умер, проявилось его чудотворство. В момент, когда его тело опускали в могилу на кладбище Бакия, он заговорил: «Ты будь садом, оберегающим меня, не дающим мне скучать».

На похороны имама Шамиля пришли большие алимы и другие известные люди города Медины. И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети Пророка (мир ему и благословение). Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем, как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха. И я есть Абдурахман из Телетля. 1871 год».

Это письмо было зачитано на вечере памяти, посвященном 137-й годовщине смерти имама, которое состоялось в 2007 году в Махачкале.