CAAs - Шпицберген, животные, растения и другая природа. Полярный архипелаг шпицберген

Острова Шпицберген, мрачные каменные острова за полярным кругом. Само название данное голландцем Баренцем означает «Острые горы». Общая площадь составляет около 64 тысяч квадратных километров, но люди населяют их не слишком охотно – население островов около 3 тысяч человек. Большая часть – норвежцы и русские.

Сюда часто ходили бить кита и морского зверя. Но когда кита выбили, а оставшегося запретили, желания сюда плавать почти ни у кого не осталось. Зимовать на Шпицберген тоже никто не рвётся. Здесь из 50 видов птиц, что здесь гнездуются, зимует лишь одна несчастная полярная куропатка, что не может сбежать от зимы на своих коротких крылышках и вынуждена, словно зверь рыться в сугробах, в поисках пищи.

Шпицберген – демилитаризованная зона, что означает запрет содержания какого бы то ни было оружия. Здесь ведётся разработка каменного угля, запасы которого весьма значительны. Однако, уголь сейчас не слишком котируется в мире и поэтому практически весь уходит на обогрев местных посёлков. К тому же, самый легкодоступный, что был практически на поверхности, уже выработали. Впрочем, время от времени поднимается вопрос о «возрождении угольной промышленности», но голоса звучат не очень громко, ввиду малочисленности населения островов, противоположных слов всяческих зелёных и Гринписов. К тому же, доход у островитян на 20-30 % выше чем у жителей материковой Норвегии, потому особо не бедствуют.


Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань! Китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин. Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт повлиял прямым образом на образ жизни европейцев. Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, они стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения.

Интересно, что распространение ворвани в Европе было крайне невыгодно Московскому государству, которая была одним из главных экспортеров воска. Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии.

А началось все с Виллема Баренца, который летом 1596 года обнаружил в арктических водах скалистый берег, который назвал Шпицберген («острые горы»). Любопытно, что тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие». Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард! И вот почему...

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир, во второй половине XVI века, получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление. В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину (правда, без трагически погибшего Виллема Баренца), участники экспедиции находят инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направляется первая голландская китобойная экспедиция.

Англичане против голландцев

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, который тогда работал на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию. А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company - капитан Джон Пуль.

Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправляет первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля терпят катастрофу. Но английские «москвичи» не сдаются, и уже в следующем году снаряжается новая экспедиция к Шпицбергену. И здесь британских моряков ждет сюрприз: в акватории архипелага они встречают голландское и французское китобойные судна. В 1613 году Muscovy Company решает покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту. Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген. Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть даже письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах.

Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который говорил, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард. В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»).

Уже в XX веке исследователи поставят под сомнение этот факт. Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предлагают монарху датско-норвежского государство выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отвергает предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высаживаются 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправляют норвежцев восвояси.

К этому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек. Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию за промыслом. А после того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы.

Ну а потом киты кончились... Вместе с ними испарились и англичане с голландцами. Архипелаг пришел в запустение.

А что поморы?

А что же поморы, спросите вы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Отвечаем: мореходы Русского Севера были всегда рядом... Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда был русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане. Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков - китобойный промысел помором не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все. В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант - русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости».

Возрождение интереса

Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества. Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против. Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно: «архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение: «организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

С этой целью была организована экспедиция во главе с исследователем Арктики Владимиром Русановым. В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран - России, Норвегии и Швеции.

Пока в России бушевала сначала Первая мировая война, а затем Гражданская, Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном. Для этого Совет десяти Парижской мирной конференции образовал специальный комитет в составе представителей Великобритании, Франции, США и Италии. И в 1920 году они подписали Шпицбергенский трактат, согласно которому Норвегия официально «получила» архипелаг.

В договор внесли уточнение о равных правах между Советским государством и другими странами-участницами договора. Однако Россию не только не пригласили на Парижскую конференцию, но даже не известили о намерениях Норвегии относительно Шпицбергена. Интересно, что на тот момент никто из участников договора не вел какой-либо экономической активности на архипелаге.

Пересмотр Парижского договора российскому правительству казался маловероятным. Но у Советской России была более важная цель - дипломатическое признание и заключение торгового договора. Поэтому в том же 1920 году Россия заявила, что «ни одно международное соглашение, в котором она не участвовала, не обладает для нее обязательностью или силою политическою или юридическою»:

«С глубочайшим изумлением узнало Российское Советское Правительство из парижской радиограммы от 11 февраля о том, что Правительства Великобритании, Франции, Италии, Японии, Северо-Американских Соединенных Штатов, Дании, Нидерландов, Швеции и Норвегии заключили между собой договор, постановляющий присоединение Шпицбергенских островов к Норвегии».
Норвегия понимала, что если Россия не признает Парижский договор, документ не будет иметь юридическую силу. Поэтому заручиться согласием СССР Норвегии было необходимо, и в 1924 году она признала Советское государство. После этого Россия подписала Парижский договор.

Вечная мерзлота, бескрайние снежные ландшафты и регулярно встречающиеся белые медведи - вот портрет Шпицбергена в общих чертах. Однако в этом царстве льда туризм развит на твёрдую пятёрку с плюсом: гостиницы столицы архипелага в сезон буквально забиты желающими приобщиться к суровой зиме - и это несмотря на весьма высокую стоимость размещения. На Шпицбергене дорого абсолютно всё, но туристов это не смущает - большая их часть готовится к покорению Северного полюса, а меньшая - наслаждается экзотическим туризмом: плавает на каяках среди айсбергов, наблюдает за белыми медведями и посещает заброшенные угольные шахты.

Столица - Лонгйир.

Поселения - Баренцбург, Ню-Олесунн, Пирамида.

Шпицберген - краткий ликбез

Шпицберген - русское название архипелага. По-норвежски острова именуются Свальбард и входят в состав королевства с 1920 года. Хозяйственную деятельность на Шпицбергене благодаря особому статусу архипелага осуществляют сразу два государства: Норвегия и Россия . Нашей стране принадлежит здесь посёлок Баренцбург и ныне законсервированные шахтёрские поселения Пирамида и Грумант.

Архипелаг состоит из трёх крупных и семи мелких островов, а также большого количества мелких необитаемых островков. Крупнейший и наиболее освоенный остров - Западный Шпицберген, именно здесь располагается столица архипелага Лонгйир и прочие норвежские и русские поселения. Общее число жителей архипелага не превышает 3000 человек.

Норвежское название архипелага Свальбард дословно означает «холодный край» - весьма подходящее имя для царства снега и льда.

Как добраться до Шпицбергена

Прямой рейс на Шпицберген из России - практически недостижимая роскошь: чартеры организуются лишь несколько раз в сезон и предназначены прежде всего для исследователей и госслужащих, отправляющихся на архипелаг по государственным делам.

Регулярные рейсы в единственный на Шпицбергене аэропорт Лонгйира выполняют «Норвежские авиалинии» и SAS. Борта Norwegian Airlines связывают Осло и Лонгйир трижды в неделю на протяжении всего года, в сезон (с марта по август) количество рейсов увеличивается. Время в полёте - около 3 часов. Самолёты SAS летают между Осло, Тромсе и Лонгйиром также трижды в неделю в течение года и более часто в летний сезон.

Особе удовольствие - прибыть на Шпицберген к ходе арктического круиза на легендарном «Капитане Хлебникове» .

Поиск авиабилетов в город Осло (ближайший а/п к Шпицбергену)

Виза на Шпицберген

Несмотря на то, что Шпицберген является частью Норвегии, он не входит в шенгенскую зону. Как таковая виза на Шпицберген не нужна для граждан 41 страны, в число которых входит и Россия. Однако учитывая то, что въехать сюда можно только через территорию Норвегии, потребуется двукратная шенгенская виза - ведь на обратном пути с архипелага туристам опять придётся въезжать в Норвегию, а уже потом следовать в Россию.

6 вещей, которые нужно сделать на Шпицбергене

  1. Увидеть северное сияние с борта снегомобиля где-нибудь посреди бескрайних заснеженных долин острова.
  2. Посмотреть на белого медведя в его живую и непосредственную величину.
  3. Научиться обращаться с ружьём, пока белый медведь не посмотрел на вас более пристально.
  4. Поужинать со вкусом в одном из лучших ресторанов Скандинавии.
  5. Найти доисторическую окаменелость с папоротником и увезти в качестве сувенира в Россию.
  6. Сплавать на каяке вокруг изумительно голубых айсбергов.

На чем передвигаться

На Шпицбергене имеется единственная «цивилизованная» дорога - шоссе, ведущее от аэропорта Лонгйира в город и далее, до так называемой шахты № 7. Впрочем, и она не может похвастать асфальтовым покрытием. Улицы Лонгйира ничем не отличаются от улиц европейских городов, и практически каждый местный житель имеет машину. Зимой все разъезжают на снегоходах. Между островами летом курсируют паромы, а зимой - ещё и рейсы лёгкомоторных самолётов. Океан вокруг Шпицбергена не замерзает, поэтому суда здесь ходят круглый год.

Автобус-шаттл встречает каждый рейс в аэропорту и развозит туристов по отелям Лонгйира. Аналогичным образом он собирает отъезжающих.

Погода на Шпицбергене

Норвежское название архипелага Свальбард дословно означает «холодный край» - весьма подходящее имя для царства снега и льда. Тем не менее, климат на Шпицбергене вовсе не столь суров, как представляется, глядя на карту. Тёплое североатлантическое течение омывает архипелаг, не давая установиться вокруг постоянному ледяному покрову - если бы не его воды, берега Шпицбергена были бы круглогодично окружены льдом.

Средняя температура июля на Шпицбергене - около +4...+6 °С, января - порядка -11...-15 °С, что на невероятные 20 °C выше показателей градусника в аналогичных широтах Евразии и Северной Америки. Высокий туристический сезон длится здесь с июня по август, но период с марта по май также популярен - это время года идеально для разнообразных зимних забав: снега ещё очень много, а солнце уже сияет вовсю.

С конца апреля по конец августа на Шпицбергене длится полярный день, однако солнце часто бывает скрыто туманом.

Количество окаменелостей возрастом от 40 до 60 миллионов лет на Шпицбергене столь велико, что найденное разрешается свободно вывозить с архипелага.

Безопасность туристов

Белые медведи и обморожения - две главные опасности, подстерегающие туристов на Шпицбергене. Для защиты от первых каждый житель архипелага носит с собой ружьё - даже отправляясь в паб попить пивка с приятелями. А наиважнейшая вещь, с которой начинают обучение местные студенты в первый день учебного года, - как стрелять из ружья. Туристам предлагается арендовать ружьё в одном из специализированных магазинов Лонгйира - но эта мера потребуется далеко не всем: только если вы планируете совершать одиночные вылазки за пределы так называемой нулевой зоны - Лонгйира, Баренцбурга, Пирамиды и окрестностей. В этом случае также понадобится специальное разрешение губернатора и солидный залог - на случай экстренной эвакуации и (не ровен час) репатриации тела на родину.

Защититься от обморожения намного проще: в летний период оно не грозит, а в зимний потребуется специальная арктическая одежда, включая термобелье, и максимально закрывающий лицо головной убор. В офисе по туризму Шпицбергена туристам выдают подробную памятку о том, как нужно одеваться на архипелаге зимой.

Отели Шпицбергена

Отели на Шпицбергене располагаются исключительно в Лонгйире. Правда, по одной гостинице имеется в Баренцбурге и Ню-Олесунне, однако в первом случае речь идёт об очень старой советской постройке с соответствующим уровнем комфорта, а во втором - о базе для научных работников.

В Лонгйире к услугам путешественников около дюжины отелей - от простых гестхаусов до «Рэдиссона». Варианты размещения весьма экзотичны: бывшая радиостанция, переделанная в отель (спутниковая тарелка перед входом осталась как памятник), вмёрзшая (вернее, вмороженная) в лёд парусная шхуна с симпатичными каютами-номерами, лодж на берегу Арктического залива... Ну а комфорт высшего класса (по немаленьким ценам, разумеется) вы найдёте в великолепной Radisson Blu Polar Hotell.

Размещение в Лонгйире ощутимо кусается - за самый простой номер в обычном пансионе приготовьтесь отдать не менее 100-120 EUR «с носа».

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Кухня и рестораны Шпицбергена

Из-за удалённости Шпицбергена от «большой земли» и расположения практически у Северного полюса местная кухня полна удивительных особенностей. Фруктов и овощей здесь практически не найти (за исключением «долгоиграющих» картофеля, моркови и т. д.), а скоропортящиеся продукты крайне скудны и стоят очень дорого. Основа кухни Шпицбергена - консервированные, замороженные и сушёные ингредиенты, из которых местные повара умудряются делать действительно вкусные блюда.

Из «подножного» и свежего в меню ресторанов можно найти блюда из моржа, тюленя и северного оленя. А вот медвежатины отведать не удастся: в год отстреливают лишь несколько белых косолапых по особому указанию губернатора.

Несмотря на кажущуюся отрешённость Шпицбергена от современного мира, рестораны здесь способны «уделать» помпезные парижские заведения. Ресторан Huset, к примеру, может похвастать лучшим во всей Скандинавии винным погребом - здесь более 22 тысяч ценных бутылок! А паб Karls-Berger занимает шестое место в рейтинге питейных заведений мира.

У Северного полюса есть сосед - Шпицберген

Шопинг и магазины

Шопинг на Шпицбергене приятен и во многом выгоден: вся территория архипелага является зоной беспошлинной торговли. В первую очередь это относится к алкоголю, табачной продукции, косметике, парфюмерии и спортивному снаряжению. Здесь можно с большой выгодой для кошелька обзавестись фирменной арктической спецодеждой и обувью. Алкоголь продаётся в винном маркете Nordpolet. Большинство магазинов работают с 10 утра до 6 вечера в будни и с 10 утра до 3 дня по субботам, в воскресенье закрыты.

Типичные сувениры Шпицбергена - всевозможные изображения белых медведей, от фотооткрыток до тарелок и игрушек разнообразной величины. Также здесь популярны «общенорвежские» товары - свитеры и прочий трикотаж с оленями и снежинками, тёплая зимняя обувь.

Лучший выбор сувениров - в «дьюти-фришном» 78 Grader и в бутике при музее Шпицбергена в Лонгйире.

Развлечения и достопримечательности Шпицбергена

Экскурсии и развлечения на Шпицбергены имеют снег и лёд своими первоочередными составляющими. К услугам туристов - походы на беговых лыжах продолжительностью от часа до полного дня, поездки на собачьих упряжках и катания на снегоходах. Для физически подготовленных туристов предлагаются экспедиции вглубь острова продолжительностью от 5 до 14 дней - также на лыжах, собачьих упряжках и снегоходах. В ходе ночной экскурсии на снегомобилях можно полюбоваться северным сиянием и безлюдной заснеженной местностью вдали от Лонгйира. Ещё стоит отправиться в поход по ледяным пещерам, расположенным прямо в толще ледников, или покорить одну из вершин Шпицбергена, например, 850-метровый «камень троллей» Трольштайн.

Летом к этому списку добавляются круизы вокруг архипелага, каякинг, верховая езда, сафари на квадах и пешие походы. Предлагаются также экскурсии для любителей палеонтологии: на склонах ледников Ларс и Лонгйир можно найти множество окаменелостей с отпечатанными силуэтами растений и животных, возраст которых составляет от 40 до 60 миллионов лет. Их количество столь велико, что найденное разрешается свободно вывозить со Шпицбергена.

Ещё непременно стоит посетить Музей Шпицбергена, где интересно рассказывается о геологии и истории региона, его уникальной флоре и фауне, человеческой деятельности. В Лонгйире также располагается самая северная в мире церковь. В Музее воздухоплавания Шпицбергена можно узнать о героических попытках пионеров авиации достичь Северного полюса. А в галерее Сторе можно увидеть работы местного художника.

Что несомненно является плюсом с точки зрения дешевых путешествий по Европе. Несколько лет назад мы задались целью объездить всю Европу и сейчас у нас в копилке 42 страны. Но одно из самых запоминающихся путешествий в моей жизни случилось, когда в феврале мы отправились на поиски северного сияния на остров Шпицберген в Северном Ледовитом океане, который, кстати, относится к числу самых больших европейских территорий с нетронутой дикой природой.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до Шпицбергена дешевле и проще всего самолетом из Норвегии. Регулярные рейсы в международный аэропорт Лонгйира выполняют SAS и бюджетная Norwegian Airlines . Цены на билеты зависят от сезона и твоих финансовых возможностей, в среднем прямой перелет из Осло стоит от € 179 (Norwegian Airlines) и от € 384 (SAS). Из , крупнейшего города на севере Норвегии – от € 240. Такая поездка подразумевает, что у тебя есть шенгенская виза, и ты можешь пройти таможенный контроль норвежских властей. Мы летели в Лонгйир Norwegian Airlines из Берлина с пересадкой в и билеты на двоих обошлись нам в € 316.

«Отели больше похожи на временные вагончики для строителей, даже 4* Radisson Blue. Суровые погодные условия просто не позволяют строить ничего другого»

ДЕНЬ 1

Общей картины того, чем занимаются люди на архипелаге, у меня не было, потому поездка вышла по-настоящему интересной и впечатляющей. Приключения начались еще до того, как мы приземлились на острове. Где-то на середине пути пилот по громкой связи объявил, что все желающие через несколько минут смогут понаблюдать за северным сиянием в иллюминаторы с правой стороны. Это было невероятное и захватывающее дух зрелище, которое хотя бы один раз стоит увидеть каждому.

Прилетев в Лонгйир вечерним рейсом, мы обнаружили занесенную снегом и покрытую льдом взлетно-посадочную полосу, что неудивительно, так как местный аэропорт принимает только 3-7 рейсов в неделю. На выходе из аэропорта нас уже ждали рейсовые автобусы, которые развезли всех пассажиров в отели, больше похожие на временные вагончики для строителей, даже 4* Radisson Blue. Суровые погодные условия просто не позволяют строить ничего другого.

Мы поселились в бывшем шахтерском общежитии, переоборудованном в отель, – Coal Miners Cabins (Nybyen, 9171, Longyearbyen) в 20 минутах ходьбы от центра города. Номера гостиницы расположены в отдельно стоящих зданиях, в каждом из которых есть общая ванная комната и гостиная. Из нашего номера открывался прекрасный вид на горы. В главном здании у стойки регистрации можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi, купить закуски и сувениры в магазине. При отеле есть свой ресторан Coal Miners Bar & Grill (13 S Centre St. Lansford, PA 18232) с бесплатным завтраком для постояльцев.

После ужина мы пошли набираться сил для следующего дня. Тем более, что в вечернее время в здешних широтах передвигаться в одиночку крайне опасно – есть вероятность встретить белого медведя. Вот почему каждый житель архипелага носит с собой ружье, даже отправляясь в паб выпить пива с друзьями.

ДЕНЬ 2

Шпицберген, или Свальбард, как его называют норвежцы, означает «холодные берега» – это обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном ледовитом океане. Архипелаг находится в совместном владении 41 страны, которые подписали договор в 1920 году. В теории это означает, что жители всех этих стран могут приезжать на Шпицберген без визы и работать там. По факту, кроме Норвегии, которая считает эти земли фактическим своими, значительную (по арктическим меркам) хозяйственную деятельность на архипелаге осуществляет только Россия, у которой на острове есть свой населенный пункт – поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант.

Административный центр Свальбарда – самый большой поселок Лонгйир, который в 1906 году построила компания «Арктик Коул Ко». Поселок назвали в честь учредителя этой компании – американца Джона Лонгйира.

Полярный день на Шпицбергене продолжается с марта по август, именно в это время сюда прибывают основные потоки туристов. Зимой световой день длится всего 4 часа (с 10.00 до 14.00), поэтому чтобы увидеть нетронутую дикую природу, нужно вставать пораньше. Нам очень повезло с прогнозом, было не так уж холодно, в среднем -15. Но надо понимать, что погодные условия могут поменяться в любой момент, так что необходимо запастись теплой одеждой, термобельем, удобной обовью и по возможности максимально закрывать лицо. Слишком забивать чемоданы не стоит, потому что в Лонгийре можно приобрести все необходимое.

Первым делом мы отправились посмотреть город, и по дороге нам встретились настоящие местные жители – северные олени, которые гуляли в непосредственной близости к частным домам и никого не боялись. Второе, что бросилось в глаза – это огромное количество снегоходов, которые являются основным средством передвижения зимой. По официальным данным их количество превышает даже численность населения.

Надо сказать, что я не любительница музеев, но Svalbard Museum (Postboks 521 9171 Longyearbyen) , где интересно рассказывается о геологии и истории региона, его уникальной флоре и фауне, человеческой деятельности, точно не должен остаться без твоего внимания. Там же на память я приобрела сережки в виде белых медведей, так как настоящих, к счастью, мне встретить не удалось.

На Шпицбергене самым тесным образом переплетены культура и традиции людей разных национальностей и профессий. Викинги-норвежцы, русские поморы, голландцы, шведы; китобои и охотники, путешественники, арктические авантюристы, участники научных экспедиций, шахтеры. Так, например, на острове существует традиция снимать обувь в помещениях (даже в гостиницах и некоторых ресторанах), ее заложили шахтеры, чтобы не носить угольную пыль в дом.

«Первым делом мы отправились посмотреть город, и по дороге нам встретились настоящие местные жители – северные олени»

Своеобразной достопримечательностью города являются абсолютно все его дома и постройки, окрашенные в красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета и подсвеченные в темное время суток сотнями огней, которые очень живописно отражаются от снежной белизны. В Лонгйире также располагается самая маленькая северная церковь в мире.

На Шпицбергене не рождаются и не умирают. Женщин на последних сроках беременности и тяжелобольных пациентов вывозят на ближайший материк. Все потому, что по закону на архипелаге запрещено умирать и нет кладбищ. Штраф для родственников, нарушивших это табу, сопоставим со стоимостью транспортировки усопшего на материк. Любопытно, что в стремлении защищать природу в Лонгйире запретили также разводить кошек, чтобы те не истребляли популяции местных птиц.

Несмотря на удаленное месторасположение, в городе достаточно развитая инфраструктура. Везде принимают к оплате карты, что является огромным плюсом. Есть большой супермаркет Svalbardbutikken (Coop Svalbard 9170 Longyearbyen) , где можно запастись всем необходимым, в том числе алкоголем, который продают иностранцам только при наличии посадочного талона. Переживать не стоит, в баре или ресторане талон у тебя не потребуют.

На обед мы решили заглянуть в колоритное место под названием Kroa (Steakers Svalbard AS Postboks 150 9171 Longyearbyen) , где при входе тебя встречает надпись на русском «на самом краю света», а барную стойку украшает внущительный бюст вождя мирового пролетариата Ленина. Говорят, что раньше он стоял в ныне законсервированном поселке Пирамида, потом перекочевал в Баренцбург, а после был подарен ресторану. Интерьер дополняют охотничьи ружья, коряги, шкуры, картины и старые фотографии. Кухня скандинавская и европейская, есть блюда, многие из которых ты не найдешь почти нигде, например мясо тюленя или кита. И обязательно попробуй пиво из местной пивоварни – когда еще тебе предоставится такая возможность! Это место весьма популярно, поэтому советую заранее забронировать столик.

Но самым запоминающимся моментом второго дня, да и всего путешествия в целом, стала вечерняя экскурсия на собачьих упряжках. Из всего разнообразия предложений, изучив кучу отзывов, мы остановились на Svalbard Villmarkssenter (Svalbard Villmarksenter AS Pb 396 9171 Longyearbyen) . В тур был включен трансфер из отеля и обратно, экипировка, а также горячий чай с закусками после прогулки.

Нашей проводницей оказалась француженка, которая переехала сюда несколько лет назад, бросив наскучившую работу, в поисках приключений. После прибытия в Svalbard Villmarksenter мы получили инструкции о том, как обращаться с собачьей упряжкой, утеплились и отправились парами (одна пара на санях) в наше мини-путешествие. Удивительно, насколько на вид хрупкие собаки оказались выносливыми и быстрыми, вот кто уж точно получает удовольствие от своей работы! За несколько часов мы подружились с нашеми четвероногими друзьями, бороздили безлюдные арктические ландшафты, созерцали кристально чистое небо, полное звезд, и несколько раз наблюдали за изумительным природным явлением – северным сиянием.

«Алкоголь продают иностранцам только при наличии посадочного талона»

ДЕНЬ 3

В заключительный день у нас была запланирована экскурсия на угольную шахту Gruve-3 Svalbard (Gruve 3 AS Pb 613 9171 Longyearbyen) . Низкоходная шахта № 3, добывающая уголь до 1996 года, сейчас переоборудована в музей. Все оборудование и машины оставили в нетронутом состоянии, что дает реальное представление работы угольной шахты в те дни. Там же есть макет шахты, где, надев специальные наколенники, можно примерить на себя нелегкую работу шахтера.

Самая большая угольная компания Norske Spitsbergen Coal Company была основана в 1916 году и управляла семью угольными шахтами в Лонгйире. Раньше основой экономики Шпицбергена была именно добыча угля, но сейчас этот процесс перестал быть рентабельным и поддерживается скорее по традиции, а деньги приносит туризм. Теперь только в шахте № 7 работают люди и 30% добытого угля используется для обеспечения тепла и электричества жителям Лонгйира.

Ну и напоследок мы заглянули в самый северный магазинчик, торгующий шоколадом, – Fruene (Fruene AS, Pb 620, 9171 Longyearbyen) . У них есть большой выбор сладостей для дегустации, в том числе маленькие белые медведи, и горячий шоколад, перед которым так сложно устоять, когда за окном мороз.

Что еще можно посмотреть на острове? Заброшенное шахтерское поселение Пирамида , социалистический заповедник с прекрасно сохранившимися зданиями. Хранилище семян , которое получило название второй «Ноев ковчег» и представляет собой огромное сооружение в виде подземного 120 метрового тоннеля. В нем хранятся все виды зерна. Каждая страна мира имеет свой отсек. Необычный банк был создан для сохранения в безопасности запаса семян на случай глобальной катастрофы.

Для того чтобы понять, что такое Шпицберген, определенно нужно на нем побывать и увидеть все своими глазами. Мне захотелось вернуться сюда летом. Заняться трекингом и отправиться в поход на поиски китов, тюленей, моржей и птичьи базары. Так что если ты любишь необычные путешествия и дикую природу, то смело отправляйся в край, где царствуют белые медведи, голубые айсберги и острые горы.

Лайфхаки

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Площадь архипелага - 61022 км².

    Состоит из трех крупных островов - Западный Шпицберген , Северо-Восточная Земля и остров Эдж ; семи более мелких островов - остров Баренца , Белый , Земля Принца Карла , Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий , Свенскёйа , остров Вильгельма ; а также групп островов, маленьких островков и шхер , общей площадью 621 км².

    Наиболее крупные острова:

    Остров Площадь (км²)
    Западный Шпицберген 37 673
    Северо-Восточная Земля 14 443
    Эдж 5074
    Баренца 1288
    Белый 682
    Земля Принца Карла 615
    Конгсёйа 191
    Медвежий 178
    Свенскёйа 137
    Вильгельма 120
    Другие (общая площадь) 621
    Всего 61 022

    Природные условия

    Горный рельеф. Самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² - больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами . Многолетнемёрзлые породы - мощность слоя до 200 м. Естественное оттаивание грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,6 м.

    Крупные залежи высококалорийного каменного угля - оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге останки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei . Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.

    Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4-5 баллов по шкале Рихтера , предполагается возможность землетрясений до 6-7 баллов.

    Природа

    Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли , придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.

    В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды . Но они больше похожи на каледониды Гренландии , чем Скандинавии . Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус , который раскрылся примерно в начале кембрия около 550 млн лет назад . Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы (байкальской складчатости). По-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско- раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус около 500 млн лет назад в раннем ордовике и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре . К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии, (450-440 млн лет назад) Британские острова , остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура. Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов, Гренландии, Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9-11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи . 400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов . Нынешние месторождения меди , хрома , никеля , титана , железа , цинка , урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском полуострове , в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху .

    Правовой статус Шпицбергена

    В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным законом о Шпицбергене .

    История

    Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке . С 1194 года Свальбард упоминается в норвежских летописях. [ ] Свальбард переводится как «холодные берега».

    С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации - например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта . 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс , но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена-Эллсворта-Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле . Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин ».

    В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей .

    Также с 1949 года возобновились советские промысловые плавания к Шпицбергену за рыбой. Первая крупная экспедиция 1949 года выловила 462 тонны сельди .

    Современное состояние

    Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

    На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза .

    Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske , а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом .

    В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет , ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

    В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище , так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT , а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

    Население

    Население архипелага - около 2600 человек (на 1 января 2009 года ). Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % - русские и украинцы, 0,4 % - поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма. После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

    Самое большое поселение - Лонгйир , около 2000 человек, большинство - норвежцы . Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

    • российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (470 человек), Пирамида (3-4 человека зимой, около 15 - летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован);
    • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100);
    • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300);
    • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

    Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

    Религия

    В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге - православная часовня. По согласованию с Русской православной церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

    Экономика

    С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.

    По мере истощения угольных запасов власти Норвегии старались диверсифицировать экономику острова путём развития