Задания по теме изменение глаголов временам. Временные формы самых основных модальных глаголов

Тема урока: «Изменение глаголов по временам».

Цель урока: формировать у учащихся понятие о глаголе как части речи, о морфологических признаках глагола.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам. Формировать умение определять время глагола.

2.Совершенствовать умение писать словарные слова.

3.Дать представление об учебно-научном тексте. Формировать умение работать с ним.

Структура урока.

I.Организационный момент (~1 мин.).

II. Сообщение задач урока (~1 мин.).

III. Словарная работа (~5 мин.).

IV. Повторение изученного (~3 мин.).

V. Постановка проблемы (~1 мин.).

VI. Поиск решения (~8 мин.).

VII. Физкультминутка (~3 мин.).

VIII. Работа с учебно-научным текстом определения (~6 мин.).

IX. Первичное закрепление (~3 мин.).

X. Самостоятельная работа (~4 мин.).

XI. Закрепление (~3 мин.).

XII. Итог урока (~2 мин.).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверьте свою посадку. Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы он принёс вам радость открытия новых знаний. У вас всё получится! Откройте тетради, проверьте наклон. Запишите число.

На доске записано:

Пятнадцатое марта.

Классная работа.

II. Сообщение задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что уже знаем глаголе, узнаем о нём новое, вспомним словарные слова, познакомимся с новым видом текста, будем учиться с ним работать.

III. Словарная работа.

Записываем в тетради под диктовку слова.

Сирень, свободный, сочинять, ягодный, мечта, длина, календарный, длинный, коричневый, стакан, помечтать.

Проверьте сами.

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Возьмите простой карандаш. Проверьте работу товарища. Если найдёте ошибки – исправьте их.

Поднимите руку, кто не нашёл ошибок.

Кто нашёл 1 – 2 ошибки?

3 – 4 ошибки?

А 5 и больше ошибок?

Сегодня я соберу ваши тетради и проверю, смогли ли вы найти все ошибки.

IV. Повторение изученного.

Расскажите, что вы уже знаете о глаголе.

Глагол – это самостоятельная часть речи.

Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать?, что сделать?

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Посмотрите на доску. Я вывесила ваши рисунки с портретом глагола. Расскажите, пожалуйста, почему именно так вы его нарисовали. (Выслушиваются ответы 3 детей.)

Молодцы! Я вижу, что вы все очень старались, и у вас получились замечательные работы.

V. Постановка проблемы.

А сейчас давайте вспомним, как изменяется имена существительные?

Имена существительные изменяются по числам.

Как изменяются имена прилагательные?

Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Как изменяются глаголы?

Мы ещё не знаем.

Сегодня мы с вами на уроке частично ответим на этот вопрос.

VI. Поиск решения.

Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Когда услышите вопрос, запишите его в тетрадь. У доски работает…

Однажды у Глагола спросили: «Что Вы делаете?» Вот что ответил Глагол: «Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя».

Прочитайте вопросы, которые вы выписали.

- Что делаете? Что делал? Что буду делать?

Попробуйте сами ответить на эти вопросы.

Сидим, пишем, читаем.

Играли, гуляли.

Буду учить, буду есть.

Сравните, как отвечали на разные вопросы. Что заметили?

Действие происходит в разное время.

Кто догадался, как изменяются глаголы?

Наверное, по временам.

Совершенно верно. Откройте учебники на странице 94. Найдите упражнение 348. Прочитайте текст сами.

Найдите и прочитайте предложения, в которых действие происходит сейчас.

Лена учится в третьем классе.

Сейчас она пишет диктант.

В каких предложениях действие происходило в прошлом? Прочитайте.

Вчера она писала сочинение и написала его хорошо.

В каких предложениях действие только будет происходить?

Завтра Лена будет писать изложение.

Дома она прочитает рассказ и подготовится к изложению.

Какая часть вам сейчас подсказывала правильный ответ?

Глагол.

Давайте запишем глаголы (они выделены) и поставим к ним вопросы. Идёт работать на доске… (По очереди работают два ученика.)

Учится (что делает?)

Писала (что делала?)

Написала (что сделала?)

Пишет (что делает?)

Будет писать (что будет делать?)

Прочитает (что сделает?)

Подготовится (что сделает?)

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа с учебно-научным текстом определения.

Прочитайте текст в голубой рамке про себя.

О чём этот текст?

О временах глагола.

Мы с этим текстом будем работать. Но сначала давайте узнаем, как это сделать правильно. Прочитайте информацию в серой рамке около знака вопроса.

Как можно назвать текст о временах глагола.

Учебно-научный текст.

Что надо сделать сначала, чтобы лучше понять и запомнить его?

Определить, сколько в тексте частей (абзацев).

В тексте 4 абзаца.

Определить, на какой вопрос отвечает каждая часть.

Прочитайте ещё раз каждую часть и задайте к ней вопрос. (Учитель постепенно открывает на доске.)

1.Как изменяются глаголы?

2.Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

3.Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

4.Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

Что у нас получилось на доске?

План текста.

Сейчас вы поработаете в парах. Я закрываю план. Ваша задача: один вспоминает пункт плана и задаёт вопрос, другой отвечает. Потом меняетесь. Кому будет трудно, поднимите руку.

Достаточно. Поднимите руку те, кому было сложно вспомнить вопрос.

А кто испытывал затруднения с ответом?

Спасибо за честность. С каким текстом мы сейчас работали?

Мы работали с учебно-научным текстом.

В каком времени могут стоять глаголы?

В настоящем, прошедшем или будущем времени.

Посмотрите, как мы будем сокращать. (Учитель записывает на доске.)

прош. вр. наст. вр. буд. вр.

IX. Первичное закрепление.

Давайте вернёмся к упражнению 348 и, пользуясь правилом, определим время каждого глагола. Комментируем по цепочке. (На доске по очереди работают двое учащихся.)

Учится (что делает?) – наст. вр.

Писала (что делала?) – прош. вр.

Написала (что сделала?) – прош. вр.

Пишет (что делает?) – наст. вр.

Будет писать (что будет делать?) – буд. вр.

Прочитает (что сделает?) – буд. вр.

Подготовится (что сделает?) – буд. вр.

X. Самостоятельная работа.

Запишите слова в столбик.

Сказал

Пойдёт

Кричит

Будет играть

Смотрел

Слова какой части речи записали?

Глаголы.

Самостоятельно к каждому глаголу задайте вопрос и определите время. Пользуйтесь правилом. (Учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения.)

А сейчас давайте проверим. Расскажите, как вы определяли время глагола.

Сказал (что сделал?) – прош. вр.

Пойдёт (что сделает?) – буд. вр.

Кричит (что делает?) – наст. вр.

Будет играть (что будет делать?) – буд. вр.

Смотрел (что делал?) – прош. вр.

XI. Закрепление.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Глагольный футбол». Не заметил глагол – значит пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному бросаю мячик – он определяет время глагола.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.

XII. Итог урока.

Как изменяются глаголы?

Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

Если вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке, считаете, что не потратили время впустую, узнали новое или научились чему-то – похлопайте. А если у вас многое не получалось, время прошло зря – потопайте. (Дети топают или хлопают.)

Спасибо всем за урок.

Домашнее задание: выучить определение на странице 94, страница 95 упражнение 349.


Приветствую вас, друзья! Мы продолжаем изучение модальных глаголов и сегодня поговорим об их временных формах: прошедшей и будущей.

Все необходимые изменения во времени отражает модальный глагол, так как главный смысловой в предложении стоит в инфинитиве. Однако бывают редкие случаи, когда модальное слово не меняется, а смысловое, напротив, несет основную временную нагрузку. В предложении все необходимые изменения во времени, за редким исключением, отражает модальный глагол, а главный смысловой в предложении стоит в инфинитиве

Изменение модальных глаголов по временам

Настоящее время не является предметом нашего сегодняшнего исследования, так как оно предельно просто строится:

Модальный глагол (в его «стандартном виде») + инфинитив главного глагола

При этом, модальное слово не изменятся при спряжении с he, she, it, то есть окончание -s ни в коем случае не добавляется .

  • He plays football. — Он играет в футбол
  • He can play football. — Он может играть в футбол

А вот сейчас узнаем о том, как меняются модальные слова в прошедшем и будущем.

Модальный глагол-can

Прошедшее could
Будущее shall/will be able to

I cannot help him. — Я не могу помочь ему .

-Can является единственным модальным словом, который в отрицательной виде настоящего времени сливается с частицей -not

I could not help him. — Я не мог помочь ему .

В виду того, что can в будущем не применяется, при необходимости используется эквивалент —to be able to

I shall not be able to help him. — Я не смогу помочь ему .

Модальное слово-must


Модальные глаголы can, may, must изменяются в различных временных формах
  • He may send a letter, if he wants. — Он может послать письмо, если хочет
  • He might send a letter. — Ему было позволено послать письмо

Для построения будущего времени, используется эквивалент —to be allowed to .
He will be allowed to send a letter. - Ему будет дозволено послать письмо .

И модальные, и смысловые

-Need необычен тем, что употребляется и как смысловой глагол в значении «нужно », «необходимо », и как модальный

  1. В роли смыслового изменяется в каждом из времен, как обычный, то есть добавляются характерные окончания:
    • -s (в настоящем времени с he , she , it )
    • - ed (в прошедшем)
  2. В вопросительном и отрицательном типе предложении используется вспомогательное слово —to do .
    • He needs to be strong. — Ему нужно быть сильным
    • We needed more money to buy a car. — Нам нужно было больше денег, чтобы купить машину
    • Do you need to leave here? — Тебе нужно остаться здесь?
      No, I do not
  3. Как модальное слово — need теряет все эти характеристики, имея при этом всего одну форму — настоящего времени

dare

Прошедшее dared
Будущее -
  • How they dare talk about it? — Как они смеют говорить об этом?
  • We dared not answer them. — Мы не осмелились ответить им.

Как и —need , —dare может употребляться и как смысловой глагол

  • Имеет то же значение, что и «сметь », «осмелиться сделать что-либо «
  • Обладает всеми формами и характеристиками обычного глагола
  • Используется чаще всего в отрицательных предложениях и в прошедшем времени
  • В будущем практически не находит применения

She did not dare to ask me about my decision. — Она не осмелилась меня спросить о моем решении .

Неизменный -ought to

Является схожим по смыслу с -must , но более «мягким», заменяя «должен » на «следует »

  • Что касается его временных форм, он имеет всего одну из них — настоящее
  • Главный глагол, стоящий обычно в инфинитиве, в сочетании с —ought to может принимать некоторые из временных форм, таким образом влияя на хронологические особенности предложения

Это именно тот редкий случай, о котором мы говорили вначале.

Предлагаю сравнить следующие примеры.

  • You ought to help her. — Тебе следует помочь ей
  • You ought to have helped her. — Тебе следовало бы помочь ей

То есть Perfect Infinitive (перфектный инфинитив ), имеющий форму have + глагол+ed , стоящий после —ought to помогает отразить прошлое время:

  1. Действие, которое не было выполнено
    Frank ought to have said us about this news. - Френку следовало бы сказать об этой новости
  2. Действие, которое имело место в прошлом, но не было желательно
    John ought not to have phoned her. — Не следовало Джону звонить ей

Склонение -to be obliged (to)

to be obliged to

Прошедшее was/were obliged to
Будущее shall/will obliged to

To be obliged (to ) также является эквивалентом must , приобретя более формальный оттенок: «быть обязанным «

  • Students are obliged to attend classes. — Студенты обязаны приходить на занятия
  • Alice was obliged to say the truth in the courtroom. — Элис была обязана говорить правду в зале суда
  • Tom will be obliged to return this money. — Том будет обязан вернуть эти деньги

Многофункциональный —to be (to)

В предложении может быть:

  1. Смысловым глаголом в значении «быть» , «являться »
  2. Глаголом-связкой в значении «есть»: am
  3. Вспомогательным глаголом во всех временах группы Continuous и Perfect Continuous
    • Am, is, are, was, were, will be
    • Has/have been , had been , shall/will have been
  4. И наконец, модальным глаголом

    Являясь модальным словом, выражает долженствование и указывает, что какое-либо действие должно произойти в силу плана, расписания или договоренности

    .
    Склонение во временах to be (to):

    • В настоящем: —is
    • В прошедшем: —was/wer e (to)
    • В будущем: will/shall be (to)
  • The bus is to arrive at 7 o’clock. — Автобус должен отправляться в 7 часов
  • The bus was to arrive at 7 o’clock. — Автобус должен был оправиться в 7 часов
  • The bus will be to arrive at 7 o’clock. - Автобус должен будет отправиться в 7 часов

Не все модальные глаголы в английском языке имеют формы прошедшего и будущего времени, более того не все находят эквиваленты, которые могут заменять их в каком-либо времени. Это случается в силу их смысловых характеристик, так как некоторые из них не имеет смысла изменять по временам

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

Задачи:

  • образовательные : развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
  • воспитательные : воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.

Использованные источники:

  • Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012.
  • Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012.
  • В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013.
  • В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012.
  • http://pedsovet.su/load/238-1-0-25151 , http://festival.1september.ru/articles/551270/

Ход урока

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Добрый день, добрый час
Как я рада видеть вас
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.

2. Орфографическая минутка

– Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

А) непроизносимый согласный в корне слова:

Над полями и лесами светит яркое солнце.

Б) согласный в середине слова:

От теплых лучей ожила первая травка.

В) парный согласный в конце слова:

Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

Г) ь – показатель мягкости согласных:

Как хороша весенняя капель!

Д) удвоенная согласная в корне слова:

Группа ребят отправилась в лес.

Е) правописание гласных после шипящих:

С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

3. Определение темы урока и постановка цели урока

– Отгадайте загадку:

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– О чем я говорю?

Это время.

– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

– Кто может сформулировать тему нашего урока?

Изменение глаголов по временам.

– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?

Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.

4. Актуализация знаний

– Сколько мы знаем времен у глагола?

– Назовите времена глаголов?

– Как можно определить время глагола?

По вопросу.

– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?

Вчера, сегодня, завтра.

– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

5. Игра «Почтальон»

– Будем играть в игру «Почтальон». На доске конверты.На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.

Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.

6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами

На доске записаны фразеологические обороты:

Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?

Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.

Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.

Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.

Надуть губы – обижаться.

Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.

Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.

У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

что делать?

будет клевать

будет бить

что сделать?

потерять

потеряет

7. Физкульпауза

– Сейчас немного отдохнем.

Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.

Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.

8. Работа с текстом. Творческая работа

На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.

– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.

Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.

– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?

Дифференцированный подход:

Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.

– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.

– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.

9. Окончание урока. Итоги урока

– Что мы делали на уроке?

– Как изменяются глаголы?

По числам и по временам

Анкета каждому ребенку.

1) Мне было на уроке

А) интересно
Б) неинтересно

2) Своей работой на уроке

А) я доволен (льна)
Б) не совсем доволен (льна)
В) не доволен (льна)

Глагол является ведущей, вместе с именем существительным, частью речи русского языка. Он образует ядро предложения, заключает процесс. О том, как глагол изменяется по временам, наклонениям, лицам, числам и родам, пойдет речь в статье.

Глагол: постоянные признаки

Всем частям речи присущи те или иные признаки. Неизменяемыми у глагола считаются спряжение и вид, возвратность и переходность.

Глаголы изменяются по лицам. Характер этих изменений отражает тип спряжения - 1 или 2. Семантической разницы между глаголами разных спряжений нет. Отличие в у 1 лица -ем, -ет, -ешь, -ете, -ут(-ют) , у 2 -им, -ит, -ишь, -ите, -ат(-ят) . Вид призван отразить отношение действий к моменту речи. Совершенный вид (вопрос что сделать? ) есть результат, несовершенный (что делать? ) есть процесс. Например, ходить - сходить, думать - придумать . Часто разница заключается в том, что глаголы несовершенного вида отражают периодически повторяющееся действие, а совершенного вида - однократные действия. К примеру, ездить - съездить, готовить - приготовить. Такой постоянный глагольный признак, как возвратность, указывает направленность действий на кого-либо. Показателем возвратности является постфикс -ся (сь): купаться, укололся, простилась. Переходность указывает на возможность глагола управлять объектом - именем существительным в То есть глагол писать - переходный, так как способен сочетаться со словами, отвечающими на вопрос что? кого?: писать картину, писать диктант. Глагол смотреть - непереходный, потому что не может управлять существительным в винительном падеже.

Наклонение

Глаголы изменяются по временам, лицам и т. д., то есть им свойственны и непостоянные морфологические черты. Глаголы, способные к изменению своей формы, называются спрягаемыми. Ведущим признаком является возможность глаголов изменять наклонение, которое отражает отношение процесса к действительности. Так, выделяют изъявительное и условное. Все остальные зависят от наклонения. Глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении. Сослагательное (условное) наклонение имеет традиционную структуру: глагол в прошедшем времени + частица бы (принес бы, рассказала бы ). Повелительное наклонение отличается наличием суффикса или -те: пиши, скажите.

Время

Время - это особенная категория, свойственная глаголу изъявительного наклонения. Оно может быть будущим, прошедшим и настоящим, то есть отражает отношение действия в моменту речи. Глагол изменяется по временам с учетом вида. Время и правильность его употребления во многом определяется видом глагола. Так, у не может быть настоящего времени, так как оно указывает на определенный процесс. Суффикс -л- главный показатель глагола прошедшего времени: говорил, изучала, стояло. Важно отметить, что глаголы изменяются по родам только в прошедшем времени. Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола быть и инфинитива, если несовершенного вида: строить - будет строить, учить - будут учить. Если в будущее время необходимо поставить глагол совершенного вида, то вспомогательного слова не требуется: пригнать - пригонят, взглянуть - взглянет .

Лицо

Категория времени является определяющей для другого непостоянного глагольного признака - лица. Глаголы изменяются по лицам только в будущем и настоящем временах изъявительного наклонения, в повелительном наклонении. Лицо глагола призвано указать на участника речевого процесса (1 или 2 лицо: говорю, слушаешь ) или на того, о ком упоминается в речи (3 лицо: знает, рассказывают ). Личной формой глагола называют такую форму, рядом с которой можно восстановить личное местоимение: изучаю - я изучаю, читаем - мы читаем, запиши - ты запиши, садитесь - вы садитесь, ищет - он/она/оно ищет, вяжут - они вяжут.

Число

Категория числа присуща всем изменяемым частям речи русского языка. Так, у глаголов число нельзя определить только в начальной форме, то есть у инфинитива. Глаголы изменяются по числам во всех наклонениях (сидят - сидели бы - сидите ) и во всех временах (рисовали - рисуют - будут рисовать ).

Неизменяемые формы

Только постоянные признаки можно обозначить у неизменяемых форм глагола. Таковыми являются инфинитив и деепричастие. Инфинитив - это начало любой глагольной формы. Все постоянные глагольные признаки определяются по нему. Он вмещает семантику действия, однако не показывает его отнесенность к реальности, к моменту речи, к участникам речевого процесса. Глагол изменяется по наклонениям и временам, но не инфинитив.

Деепричастие - это одна из атрибутивных, то есть не спрягаемых, форм глагола. Оно совмещает в себе значения глагола и наречия и обозначает добавочное, второстепенное действие. Деепричастие, подобно инфинитиву, имеет только постоянные признаки. Однако, инфинитив может являться главным членом предложения или частью главного члена, а деепричастие - нет. Встречаются случаи, когда деепричастие зависит в предложении от инфинитива: Жить, радуясь. Любить, заботясь. Купить, отыскав. В подобных предложениях предикативность заключена в неизменяемых формах глагола.

Склоняемая форма глагола

Удивительно, но глагол изменяется по падежам, точнее, его особая форма - причастие. Оно совмещает в себе постоянные признаки глагола и непостоянные черты имени прилагательного. Причастие, образуясь от основы глагола, отражает вид, а особенные суффиксы выражают время, которое у причастий является постоянным признаком. Неизменяемой характеристикой причастий является залог. Так, данная форма глагола может быть страдательной или действительной. Это выражение признака как активного или как пассивного. Например, прочитавший (сам) - активный залог, то есть действительное причастие, прочитанный (кем-то) - пассивный залог, причастие страдательное. Причастие изменяется по падежам по парадигме имен прилагательных. Данная форма глагола может изменяться по числам и родам: поющие - поющий - поющая - поющее, иметь полную и краткую форму (только страдательные): построенный - построен. Падеж определяется только у полных причастий. К примеру, в насиженном гнезде - предложный, около бущующего моря - родительный, рисующему художник у - дательный, звучавшей песней - творительный.