Возрастные особенности органа зрения у детей. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей

Зрение каждого человека способно изменяться, зачастую это зависит от возраста. Коррекция зрения и возраст имеют прямую взаимосвязь, самые значительные изменения параметров зрения у человека происходят в младенчестве, подростковом возрасте и старости. Рассмотрим особенности каждого периода.

Зрение детей от рождения до шести лет

В период до трех месяцев младенец видит предметы исключительно на расстоянии от 40 до 50 сантиметров. Часто родителям кажется, что его глаза немного косят. На самом деле у ребенка происходит окончательное формирование глазного яблока, его зрение в этот период обладает дальнозоркостью. Только в 6 месяцев специалист может поставить диагноз того или иного нарушение зрения, если таковое имеется. По истечении 3,5-4 месяцев зрение малыша значительно улучшается, он может фокусировать взгляд на определенном предмете и брать его в руки. Развивать зрение ребенка можно с самого рождения, соблюдая простые правила:

  • Ставьте кроватку в хорошо освещенную комнату, где будет скомбинирован дневной и электрический свет, это поспособствует активному движению глаз.
  • Оформляйте комнату в мягких спокойных тонах, чтобы не раздражать глаза малыша.
  • Расстояние между игрушками и кроватью должно быть минимум 30 сантиметров. Вешайте разные по цвету и форме предметы.
  • Не стоит с младенчества приучать ребенка к просмотру подвижных картинок на телевизоре или планшете, это увеличивает нагрузку на его глаза.

От одного до двух лет у малыша формируется острота зрения, которая определяется способностью видеть две точки сразу, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Норма этого показателя у взрослого человека равна единице, у ребенка до двух лет она варьируется от 0.3 до 0.5.

Ребенок старше 2 лет уже способен воспринимать речь взрослых и реагировать на их мимику и жесты. Если зрение малыша развивается правильно, то и его речь будет улучшаться. В ином случае, при нарушении развития органов зрения, он будет плохо реагировать на артикуляцию речи родителя, в связи с чем у ребенка возникнут проблемы с навыками воспроизведения речи. В три года необходимо проверить остроту зрения малыша у специалиста. Как правило, для этого врачи используют таблицу Орловой, состоящую из десяти рядов различных изображений. Данный показатель определяется порядковым номером строки в таблице. К четырем годам норма параметра составляет 0.7-0.8. Часто в этом возрасте дети начинают щуриться, это может быть признаком миопии (близорукости), в данном случае офтальмолог может назначить ношение очков и процедуры гимнастики для глаз.

Зрение детей дошкольного возраста продолжает формироваться, поэтому родителям ребенка важно следить за его развитием и посещать плановые осмотры. В 5-6 лет органы зрения детей подвергаются большой нагрузке, так как дошкольники начинают посещать различные кружки и секции. В этот период важно давать глазам ребенка отдохнуть: после 30-минутного занятия необходимо делать перерыв не менее, чем 15 минут. Пользоваться телевизором или компьютером стоит не более полутора часов в день.

Зрение в подростковом возрасте

Самая большая нагрузка на глаза происходит в период, когда человек достигает полового созревания. Помимо чтения учебников, просмотра телевизора и использования компьютера на зрение влияет гормональная перестройка организма и его активный рост. Эти факторы часто приводят подростка к такому зрительному отклонению, как близорукость. В данный период родителям важно следить за изменениями параметров зрения своего ребенка, посещая кабинет офтальмолога хотя бы раз в полгода. В таком возрастном промежутке врачи рекомендуют использовать . Они помогут не только скорректировать зрение, но и избавят ребенка от комплексов. Ведь в отличие от очков они совершенно не видны на глазах. Еще одним преимуществом линз для глаз является высокое качество изображения и более эффективное улучшение зрения, чем при использовании очков. Однако перед тем, как позволить носить подростку такие оптические изделия, ознакомьте его с правилами их эксплуатации, ведь линзы требуют тщательного ухода и соблюдения норм гигиены.

Особенности зрения в пожилом возрасте

После того, как человеческий организм полностью сформировался, при отсутствии врожденных и приобретенных нарушений зрения офтальмологи рекомендуют обследоваться один раз в год.

Установлено, что с возрастом падает зрение. Когда человек минует сорокалетний рубеж, может возникнуть такое заболевание как пресбиопия. Это вполне естественное ухудшение, которое характеризуется ослаблением фокусировки зрения, человек с трудом видит предметы вблизи, ему сложно читать книги и пользоваться мобильным телефоном без средств, корректирующих зрение. Пожилой возраст часто является причиной и более серьезных заболеваний: катаракты, глаукомы, дегенерации желтого пятна и диабетической ретинопатии. Как правило, такие отклонения возникают уже в более зрелом периоде, после 60-65 лет.

Появление возрастной катаракты связывают с нарушением окислительных процессов в хрусталике, это происходит из-за недостатка в организме аскорбиновой кислоты либо витамина B2. В этом случае, специалисты назначают эти компоненты для приема во внутрь или капли для глаз с содержанием рибофлавина. При тяжелой степени катаракты может потребоваться хирургическое вмешательство.

Повышение внутриглазного давления, или глаукома поражает зрительный нерв. Это заболевание обычно сложно обнаружить самостоятельно, так как ему нехарактерны ярко выраженные симптомы. Его несвоевременное выявление может привести к слепоте. Для лечения глаукомы необходима нормализация давления с помощью глазных капель или трабекулопластики — лазерной терапии.

Дегенерация желтого пятна возникает, когда атрофируется самая чувствительная область сетчатки — макула, она отвечает за восприятие глазом мелких деталей и предметов. У человека с данным заболеванием резко снижается острота зрения, он лишается возможности водить машину, читать или совершать иные привычные повседневные действия. Иногда пациент не различает цвета. Для предотвращения дальнейшего развития болезни необходимо носить контактные линзы или очки и принимать нужные препараты, однако самым эффективным способом является лазерная терапия. Огромный риск приобрести дегенерацию желтого пятна несет курение.

Диабетическая ретинопатия — это последствие тяжелой стадии сахарного диабета, который способен вызвать аномальные изменения кровеносных сосудов сетчатки глаза. За счет их истончения происходят кровоизлияния в разные области зрительных органов, после чего сосуды отслаиваются и отмирают. Именно поэтому при данной болезни человек видит мутную картинку. Ретинопатии характерны болезненные ощущения в глазах, а порой и потеря зрения. Полного излечения этого отклонения не существует, но лазерная хирургия поможет пациенту остаться зрячим, операция должна быть сделана до повреждения сетчатки глаза.

Одна из особенностей всех вышеперечисленных заболеваний — наследственная предрасположенность к ним. Поэтому с детства необходимо уделять особое внимание зрению.

В любом возрасте важно следить за состоянием глаз, посещая плановые осмотры у врача и выполняя его рекомендации. Интернет-магазин контактных линз представляет Вашему вниманию все необходимые продукты для поддержания здоровья зрения. На сайте можно заказать линзы и средства по уходу за ними. Купить товар можно в любое удобное время по выгодной цене.

Развитие и возрастные особенности органа зрения

Орган зрения в филогенезе проделал путь от отдельных эктодермального происхождения светочувствительных клеток (у кишечнополостных) до сложно устроенных парных глаз у млекопитающих. У позвоночных животных глаза развиваются сложно: из боковых выростов мозга образуется светочувствительная оболочка - сетчатка. Сред­няя и наружная оболочки глазного яблока, стекловидное тело формируются из мезо­дермы (среднего зародышевого листка), хрусталик - из эктодермы.

Из тонкой наружной стенки бокала развивается пигментная часть (слой) сетчатки. Зри­тельные (фоторецепторные, светочувствительные) клетки находятся в более толстом внутреннем слое бокала. У рыб дифференцировка зрительных клеток на палочковидные (палочки) и колбочковидные (колбочки) выражена слабо, у рептилий имеются одни колбочки, у млекопитающих в сетчатке находятся преимущественно палочки; у водных и ночных животных колбочки в сетчатке отсутствуют. В составе средней (сосудистой) оболочки уже у рыб начинает формироваться ресничное тело, усложняющееся в своем развитии у птиц и млекопитающих.

Мышца в радужке и в ресничном телœе впервые появляются у амфибий. Наружная оболочка глазного яблока у низших позвоночных состоит преимущественно из хряще­вой ткани (у рыб, амфибий, большинства ящерообразных). У млекопитающих она построена только из волокнистой (фиброзной) ткани.

Хрусталик у рыб, амфибий округлый. Аккомодация достигается вследствие перемещения хрусталика и сокращения особой передвигающей хрусталик мышцы. У рептилий и птиц хрусталик способен не только перемешаться, но и изменять свою кривизну. У млекопитающих хрусталик за­нимает постоянное место, аккомодация осуществляется вследствие изменения кривиз­ны хрусталика. Стекловидное тело, имеющее вначале волокнистую структуру, посте­пенно становится прозрачным.

Одновременно с усложнением строения глазного яблока развиваются вспомога­тельные органы глаза. Первыми появляются шесть глазодвигательных мьшц, преобра­зующихся из миотомов трех пар головных сомитов. Веки начинают формироваться у рыб в виде одной кольцевидной кожной складки. У наземных позвоночных животных образуются верхние и нижние веки, а у большинства из них у медиального угла гла­за имеется также мигательная перепонка (третье веко). У обезьян и человека остатки этой перепонки сохраняются в виде полулунной складки конъюнктивы. У наземных позвоночных животных развивается слезная желœеза, формируется слезный аппарат.

Глазное яблоко у человека также развивается из нескольких источников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг); главная линза глаза - хрусталик – непосредственно из эктодермы; сосудистая и фиброзная оболочки – из мезенхимы. На ранней стадии развития зародыша (конец 1-го, начало 2-го месяца внутриутробной жизни) на боковых стенках первичного мозгового пузыря (prosencephalon ) появляется небольшое парное выпячивание – глазные пузыри. Концевые отделы их расширяются, растут в сторону эктодермы, а соединяющие с мозгом ножки суживаются и в дальнейшем превращаются в зрительные нервы. В процессе развития стенка глазного пузыря впячивается внутрь его и пузырь превращается в двухслойный глазной бокал. Наружная стенка бокала в дальнейшем истончается и трансформируется в наружную пигментную часть (слой), а из внутренней стенки образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) часть сетчатки (фотосœенсорный слой). На стадии формирования глазного бокала и дифференцировки его стенок, на 2-м месяце внутриутробного развития, прилежащая к глазному бокалу спереди эктодерма вначале утолщается, а затем образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрусталиковый пузырек. Отделившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость и из него в дальнейшем формируется хрусталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал через образовавшуюся на нижней его стороне щель проникают мезенхимные клетки. Эти клетки образуют внутри бокала кровеносную сосудистую сеть в формирующемся здесь стекловидном телœе и вокруг растущего хрусталика. Из прилежащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосудистая оболочка, а из наружных слоев - фиброзная оболочка. Передняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и превращается в роговицу. У плода 6-8 мес кровеносные сосуды, находящиеся в капсуле хрусталика и в стекловидном телœе, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачковая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе и покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная желœеза развива­ется из выростов конъюнктивального эпителия, появляющихся на 3-м месяце внутриутробной жизни в латеральной части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его переднезадний размер 17,5 мм, масса - 2,3 ᴦ. Зрительная ось глазного яблока проходит латеранее, чем у взрослого человека. Растет глазное яблоко на первом году жизни ребен­ка быстрее, чем в последующие годы. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70%, а к 20-25 годам - в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется; хрусталик почти круглый, радиусы его передней и задней кри­визны примерно равны. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жиз­ни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка равен 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка тол­щина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается.

Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы реализуются довольно быстро. Зрительный нерв у новорожденного тонкий (0,8 мм), короткий. К 20 годам жизни диаметр его возрастает почти вдвое.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. По этой причине движение глаза возможно сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со 2-го месяца жизни ребенка.

Слезная желœеза у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы желœезы тонкие. Функция слезоотделœения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Влагалище глазного яблока у новорожденного и детей грудного возраста тонкое, жи­ровое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жиро­вое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, в связи с этим глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

Орган зрения в своем становлении проделал путь от отдельных эктодермального происхождения светочувствительных клеток (у кишечнополостных) до сложно устроенных парных глаз у млекопитающих. У позвоночных глаза развиваются сложно. Из боковых выростов мозга образуется светочувствительная оболочка - сетчатка. Средняя и наружная оболочки глазного яблока, стекловидное тело формируются из мезодермы (среднего зародышевого листка), хрусталик - из эктодермы.

Внутренняя оболочка (сетчатка) по форме напоминает двухстенный бокал. Из тонкой наружной стенки бокала развивается пигментная часть (слой) сетчатки. Зрительные (фоторецепторные, светочувствительные) клетки находятся в более толстом внутреннем слое бокала. У рыб дифференцировка зрительных клеток на палочковидные (палочки) и колбочковидные (колбочки) выражена слабо, у рептилий имеются одни колбочки, у млекопитающих в сетчатке - преимущественно палочки. У водных и ночных животных колбочки в сетчатке отсутствуют. В составе средней (сосудистой) оболочки уже у рыб формируется ресничное тело, усложняющееся в своем развитии у птиц и млекопитающих.

Мышцы в радужке и ресничном теле впервые появляются у амфибий. Наружная оболочка глазного яблока у низших позвоночных состоит преимущественно из хрящевой ткани (у рыб, частично у амфибий, у большинства ящерообразных и однопроходных). У млекопитающих наружная оболочка построена только из волокнистой (фиброзной) ткани. Передняя часть фиброзной оболочки (роговица) прозрачная. Хрусталик у рыб и амфибий округлый. Аккомодация достигается вследствие перемещения хрусталика и сокращения особой передвигающей хрусталик мышцы. У рептилий и птиц хрусталик способен не только перемещаться, но и изменять свою кривизну. У млекопитающих хрусталик занимает постоянное место. Аккомодация осуществляется вследствие изменения кривизны хрусталика. Стекловидное тело, имеющее вначале волокнистую структуру, постепенно становится прозрачным.

Одновременно с усложнением строения глазного яблока развиваются вспомогательные органы глаза. Первыми появляются шесть глазодвигательных мышц, преобразующихся из миотомов трех пар головных сомитов. Веки начинают формироваться у рыб в виде одной кольцевидной кожной складки. У наземных позвоночных животных образуются верхние и нижние веки. У большинства животных у медиального угла глаза имеется также мигательная перепонка (третье веко). Остатки этой перепонки сохраняются у обезьян и человека в виде полулунной складки конъюнктивы. У наземных позвоночных животных развивается слезная железа, формируется слезный аппарат.

Глазное яблоко у человека также развивается из нескольких источников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг); главная линза глаза - хрусталик - непосредственно из эктодермы, сосудистая и фиброзная оболочки - из мезенхимы. На ранней стадии развития зародыша (конец 1-го - начало 2-го месяца внутриутробной жизни) на боковых стенках первичного мозгового пузыря появляется небольшое парное выпячивание - глазные пузыри. Концевые отделы их расширяются, растут в сторону эктодермы, а соединяющие с мозгом ножки суживаются и в дальнейшем превращаются в зрительные нервы. В процессе развития стенка глазного пузыря впячивается внутрь его и пузырь превращается в двуслойный глазной бокал. Наружная стенка бокала в дальнейшем истончается и трансформируется в наружную пигментную часть (слой), а из внутренней стенки образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) часть сетчатки (фотосенсорный слой). На стадии формирования глазного бокала и дифференцировки его стенок, на 2-м месяце внутриутробного развития, прилежащая к глазному бокалу спереди эктодерма вначале утолщается, а затем образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрусталиковыи пузырек. Отделившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость, и из него в дальнейшем формируется хрусталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал через образовавшуюся на нижней его стороне щель проникают мезен-химные клетки. Эти клетки образуют внутри бокала кровеносную сосудистую сеть в формирующемся здесь стекловидном теле и вокруг растущего хрусталика. Из прилежащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосудистая оболочка, а из наружных слоев - фиброзная оболочка. Передняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и превращается в роговицу. У плода 6-8 мес кровеносные сосуды, находящиеся в капсуле хрусталика и стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачковая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развивается из выростов конъюнктивального эпителия, появляющихся на 3-м месяце внутриутробной жизни в латеральной части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его переднезадний размер составляет 17,5 мм, масса - 2,3 г. Зрительная ось глазного яблока проходит латеральнее, чем у взрослого человека. Растет глазное яблоко на первом году жизни ребенка быстрее, чем в последующие годы. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20-25 годам - в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется; хрусталик почти круглый, радиусы его передней и задней кривизны примерно равны. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, а в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка равен 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается.

Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляется довольно быстро. Зрительный нерв у новорожденного тонкий (0,8 мм), короткий. К 20 годам жизни диаметр его возрастает почти вдвое.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движения глаза возможны сразу после рождения, однако координация этих движений - только со 2-го месяца жизни.

Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Влагалище глазного яблока у новорожденного и детей грудного возраста тонкое, жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы.

После рождения органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные изменения. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса - 3,0 г, к 20 годам эти цифры увеличиваются до 23 мм и 8,0 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется только к 10-12 годам.

Развитие зрительной сенсорной системы также идет от периферии к центру. Миелинизация зрительных нервных путей заканчивается к 3-4 месяцам жизни. Причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно. В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга, и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка, по другим - несколько позже.

Оптическая система глаза в процессе онтогенетического развития также изменяется. Ребенок в первые месяцы после рождения путает вверх и низ предмета. То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде объясняется жизненным опытом и взаимодействием сенсорных систем.

Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация. Вследствие этого у детей встречаются некоторые нарушения аккомодации. Так, у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость - у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%. Важным фактором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, увеличение напряжения на глаза и многое др.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть, но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года. Однако и на этой возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Большое значение для формирования цветоощущения имеет тренировка. Интересно то, что быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее - синий. Узнавание формы предмета появляется раньше, чем узнавание цвета. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет.

С возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопия. Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 17-22 годам своего оптимального уровня. С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.

Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого. В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. В 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек, в 7-8 лет наблюдается обратное соотношение. В последующие годы размеры поля зрения одинаковы, а с 13-14 лет его размеры у девочек больше. Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации индивидуального обучения детей, т. к. поле зрения (пропускная способность зрительного анализатора и, следовательно, учебные возможности) определяет объем информации, воспринимаемой ребенком.

В процессе онтогенеза пропускная способность зрительной сенсорной системы также изменяется. До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12-13 лет у девочек пропускная способность зрительного анализатора становится выше, и это различие сохраняется в последующие годы. Интересно, что уже к 10-11 годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека, который в норме составляет 2-4 бит/с.

Основные зрительные функции, особенности их развития у детей. Центральное зрение: характеристика и методы исследования.Периферическое зрение:
характеристика и методы
исследования.
Выполнила: Суздалева А.И.

Зрение

Зрение - ощущение (сенсорное чувство),
способность воспринимать свет, цвет и
пространственное расположение объектов в
виде изображения (образа).

Основные зрительные функции

центральное;
периферическое зрение(поле зрения);
светоощущение;
стереоскопическое (бинокулярное) зрение;
цветоощущение.

Особенности развития зрительных функций у детей

Зрение только родившегося ребенка
сформировано не полностью, поэтому он
видит мир несколько иначе, чем его взрослые
родители.
Ребенок рождается с морфологически
сформировавшимся глазным яблоком,
которое в процессе роста совершенствуется.
В то же время зрительные функции получают
развитие после рождения ребенка.

Особенности развития центрального зрения у детей

Центральное зрение появляется у
ребенка только на 2–З-ем месяце
жизни. В дальнейшем происходит
его постепенное
совершенствование - от
способности обнаруживать
предмет до способности его
различать и распознавать.

Особенности развития периферического зрения у детей

Границы поля зрения у детей
дошкольного возраста
примерно на 10% уже, чем у
взрослых. К школьному
возрасту они достигают
нормальных величин.
Размеры слепого пятна по
вертикали и горизонтали,
определенные при
исследовании с расстояния 1
м у детей в среднем на 2–3
см больше, чем у взрослых.

Особенности развития светоощущения у детей

Световая чувствительность
появляется сразу после
рождения. С самых первых дней
жизни ребенка свет оказывает
стимулирующее действие на
развитие зрительной системы в
целом и служит основой
формирования всех ее функций.
Однако, под действием света у
новорожденного не возникает
зрительный образ, а вызываются,
в основном, защитные реакции.

Особенности развития стереоскопическое (бинокулярное) зрения у детей

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает
осваивать ближнее пространство.
На 4-ом месяце у детей развивается
хватательный рефлекс
Со второго полугодия жизни начинается
освоение дальнего пространства.
Значительные качественные изменения в
пространственном восприятии происходят в
возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью
и у него развивается абстрактное мышление.

Центральное зрение

Центральное зрение - это способность
человека различать не только форму и цвет
рассматриваемых предметов, но и их
мелкие детали, что обеспечивается
центральной ямкой желтого пятна сетчатки.
Основная характеристика центрального
зрения – это острота зрения.

Методы исследования центрального зрения

Исследование центрального
зрения преимущественно
осуществляется с помощью
таблиц Сивцева-Головина.
Объективный способ
определения остроты зрения,
основанный на
оптокинетическом нистагме

Периферическое зрение

Возможность зрительной работы
определяется не только состоянием остроты
зрения вдаль и на близком расстоянии от
глаз. Большую роль в жизни человека
играет периферическое зрение. Оно
обеспечивается периферическими отделами
сетчатки и определяется величиной и
конфигурацией поля зрения -
пространства, которое воспринимается
глазом при неподвижном взоре.

Методы исследования периферического зрения

а) контрольный метод
б) кампиметрия
в) периметрия

Вывод

Все перечисленные функции и особенности
развития органа зрения очень важны для
полноценного существования человека, поскольку
визуальное восприятие человеком окружающего
пространства требует повышенного внимания.
ЗРЕНИЕ ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ МИРА