Редеет облаков летучая гряда метафоры. Конспект урока по литературе "А.С

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 18.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…».

Цель :

    закрепить знания учащихся об элегии как жанре лирики и двусложных размерах стиха; проанализировать содержание стихотворения А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»; выявить контрастные образы в стихотворении «Зимнее утро»;

    формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развивать речь учащихся;

    формировать чувство прекрасного, умение видеть красоту и радость в окружающем.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

1.Жанр элегии.

2.Двусложные размеры стиха.

3.Выполнение задания 2, стр.162.

III. Изучение нового материала.

1.Стихотворение А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»

1.1.Сообщение подготовленного ученика «Гурзуф и Каменка в жизни А.С.Пушкина» (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!», стр.153-155).

1.2.Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…».

Кому посвящена элегия?

Назовите имя композитора, написавшего романс на стихи А.С.Пушкина.

1.3. Прослушивание романса Н.А.Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда…» в исполнении С.Я.Лемешева.

1.4. Слово учителя.

Ранним образцом пушкинской пейзажной элегии может служить стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), в котором описание природы распадается на две половины с чётким обозначением рубежа в соответствии с темой-настроением.

В первой – картина сумерек написана в романтическом стиле:

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины…

Во второй части элегии пейзажу Каменки, расположенной на скалистых берегах реки Тясмина, противопоставляется морской пейзаж Гурзуфа.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

1.5.Работа с заданием 2, стр.153.

Может ли печаль быть светлой? Почему?

2.Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

2.1. Слово учителя.

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая недалеко от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А.С.Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой – студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем и дочерьми Анной Николаевной и Евпраксией Николаевной – подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг.

2.2. Выразительное чтение стихотворения.

2.3. Лексическая работа.

Определите значение слов «аврора», «нега».

Аврора (от лат. aura - «предрассветный ветерок», у греков Эос) - богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

Нега - состоянье полного довольства, услады по всем чувственным потребностям.

2.4. Анализ стихотворения.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Попробуйте представить солнечное морозное утро. Опишите ваши впечатления.

2.5. Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.С.Степанова, К.Ф.Юона и др. художников.

2.4. Анализ стихотворения.

Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?

Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:

Под голубыми небесами

Необозримыми коврами

Лежит, как саван, белый снег.

Каково лексическое значение слова «саван»?

Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Попробуйте устно нарисовать картину.

Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.

Как вы думаете, почему поэт изменил начало?

Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. В чём смысл противопоставлений?

Проследим смену эмоционального состояния лирического героя по строфам.

- Как меняется время изображения событий? - Выявим контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы в каждой строфе. Каков смысл этих противопоставлений?

Оформление контрастов эмоционального состояния во внутреннем строении строф в виде таблицы.

- Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления?

Чувство лирического героя диссонирует с неполнотой жизни, заметной и в сонной красавице, и в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.

2.5. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?..» (1829).

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

Возиться с старыми журналами соседа?

Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня;

Арапники в руках, собаки вслед за нами;

Глядим на бледный снег прилежными глазами;

Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,

Двух зайцев протравив, являемся домой.

Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;

Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;

По капле, медленно глотаю скуки яд.

А мысли далеко... Я книгу закрываю;

Беру перо, сижу; насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет... Теряю все права

Над рифмой, над моей прислужницею странной:

Стих вяло тянется, холодный и туманный.

Усталый, с лирою я прекращаю спор,

Иду в гостиную; там слышу разговор

О близких выборах, о сахарном заводе;

Хозяйка хмурится в подобие погоде,

Стальными спицами проворно шевеля,

Иль про червонного гадает короля.

Тоска! Так день за днем идет в уединенье!

Но если под вечер в печальное селенье,

Когда за шашками сижу я в уголке,

Приедет издали в кибитке иль возке

Нежданная семья: старушка, две девицы

(Две белокурые, две стройные сестрицы), -

Как оживляется глухая сторона!

Как жизнь, о боже мой, становится полна!

Сначала косвенно-внимательные взоры,

Потом слов несколько, потом и разговоры,

А там и дружный смех, и песни вечерком,

И вальсы резвые, и шёпот за столом,

И взоры томные, и ветреные речи,

На узкой лестнице замедленные встречи;

И дева в сумерки выходит на крыльцо:

Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!

Но бури севера не вредны русской розе.

Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Как дева русская свежа в пыли снегов!

Что возвращает поэту ощущение полноты жизни?

«Бледный снег» останавливает поток жизни. Жизнь лишается поэзии: «Стих вяло тянется, холодный и туманный». И только любовь возвращает ощущение полноты жизни: «Как жизнь, о Боже мой, становится полна!»

IV. Подведение итогов урока.

Что объединяет эти стихотворения?

V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…» (по выбору).

Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением - романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?

Какой эпизод запомнился вам более всего?

Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?

3.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение о генерале Я.П. Кульневе;

Подготовить сообщения об усадьбах Архангельское, Михайловское, Петровское, Кистенево, Болдино.

Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

С. Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные и таинственные картины природы?

В8. Назовите средство художественной изобразительности, к которому прибегает поэт в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»).

В9. Каким размером написано пушкинское стихотворение?

В10. Укажите приём усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

В11. Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?

В12. Укажите название стилистического приёма, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков («влачил задумчивую лень»)

С1. Как переданы в стихотворении переживания лирического героя?

С2 . Какие произведения русской лирики тематически перекликаются с данным стихотворением? Свой ответ обоснуйте.

В8. метафора

В10. анафора, повтор

В11. символ

В12. аллитерация, звукопись.

В поле чистом серебрится
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.



Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

А.С.Пушкин

В8 . Как в литературном произведении называется разновидность описания, с помощью которого автор создаёт поэтическую картину русской зимы:

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

………………….

Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

В9. Вторя, третья и четвёртая (незавершённая) строфы стихотворения А.С.Пушкина начинаются со слова «пой». Как называется подобный художественный приём?

В10. Укажите термин, которым в литературоведении называют стилистический приём, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строфе.

В11 . Из текста стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…» выпишите два наречия, определяющие, как именно поэт вслушивается в пение ямщика.

В12. как называется средство художественной выразительности, встречающееся в стихотворении А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…»(«в поле чистом», «песня удалая», «месяц ясный» ), и позволяющее говорить о связи этого произведения с традициями русского фольклора.

С3. Назовите основные темы и мотивы стихотворения «В поле чистом серебрится…».

С4 . Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ дороги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?

Ответы:

В9. анафора, единоначатие

В10. аллитерация, звукопись

В11. молча, жадно

В12. постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания

«Осень»

Привычная русская природа здесь увидена двойным зрением. С одной стороны, она поэтизируется, описывается поэтически-высоким слогом; отсюда “пышные” эпитеты (“Люблю я пышное природы увяданье, // В багрец и золото одетые леса”), олицетворения (осень – нелюбимое дитя; см. характеристику Татьяны в “Евгении Онегине”), развёрнутые сравнения (осень – чахоточная дева, VI строфа). С другой стороны, стихотворение отличается предметной конкретностью в изображении меняющейся природы:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи –

в нём подчёркивается органическая связь природы с повседневным бытом:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой приходит голод.

В “Осени” “высокий” стиль гармонически сочетается с “низким” (“Я снова жизни полн” – здесь тон повышенный, поэтический; и тут же резкий ход “вниз”: “...таков мой организм // (Извольте мне простить ненужный прозаизм)”; повседневное и будничное прекрасно уживаются (в одной строке). Такова жизнь, таково и стихотворение. В поэзии того времени привычно аллегорическое понимание осени как горького итога жизни (см. “Осень” Е.А. Баратынского). В “Осени” Пушкина описание природы становится сложным и противоречивым (как сама жизнь), обогащённым тонкими и разнообразными смысловыми оттенками. Так, в осени отмечены, с одной стороны, болезненность и отчуждённость, с другой – нарядность и праздничность. Осень описывается то как пограничное состояние природы между жизнью и смертью, то как время задумчивости и меланхолии, то как пора бодрости и здоровья, молодости и счастья. И вот неожиданность: едва ли не впервые в мировой поэзии указано на физиологическую связь природы и творчества.

«Вновь я посетил…»

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Убогой невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни - там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре...

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я, и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Произведение завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. Творчество Пушкина развивалось в направлении к реализму. Этим объясняется точность и простота деталей пейзажа.

В основе стихотворения “Вновь я посетил” – раздумья о смысле бытия. Образ Времени как философской категории помогает поэту передать эти раздумья. Перед нами прошлое, настоящее и будущее. Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” трех времен, единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли. И лирический герой стихотворения “покорен общему закону”. Так выражается у поэта христианский взгляд на жизнь и смерть. Все в мире разумно, целостно. Вечен и человек, если попадает в ритм законов Бытия. Мысль о “вечной разумной жизни” воплощает художественный образ дерева, листьев. Мы, все люди, как листья на деревьях. Листья опадают, а дерево остается. Весной появляются новые листья, как новые поколения людей. Человек остается в мире и через семью, детей, через память. Мотив памяти звучит в 1 и 3 частях стихотворения, где возникают картины прошлого и будущего.

Память – соединительная нить между ними. Носителем памяти о прошлом выступает сам лирический герой стихотворения; память его хранит дорогие сердцу образы: “опальный домик”, облик няни, “холм лесистый”, озеро, “иные берега, иные волны”. Обыденное становится для него символом вечности. В 3 части стихотворения носителем памяти становится внук. И это прекрасно, считает поэт. И он приветствует это “племя, младое, незнакомое”. Смысл жизни – в этой памяти потомков. Мы все – часть друг друга. Мы все едины: человек с человеком, человек с природой, поэтому не распадается связь времен, и жизнь человека имеет смысл, она неподвластна смерти. Христианский взгляд на мир – это любовь к жизни, спокойное и мудрое приятие смерти как общего закона бытия. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Быть “покорным общему закону” – значит принять разумность Бытия. Это путь к любви, гармонии, Богу. К такому восприятию жизни человек идет всю свою жизнь и сам учится этому, а “обучившись”, обретает вечность. “Любовному благоволению “ко всему живому, как творению и образу Божию”, с великой мудростью учит нас Пушкин.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

«Вновь я посетил...» лишено обилия тропов, сложных образов . В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал ), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак ), славянизмам (златых, брегам, главу, младая ). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом.

Работа по технологии «Творческие мастерские» может быть организована по-разному.

Данный урок содержит некую интригу (дети знают, что они будут писать сочинение, но о чем???), что очень стимулирует интерес к выполнению предварительных заданий.

Роль учителя сведена до минимума – он только комментирует этапы работ. Необычность работы и полная самостоятельность учащихся приносят порой неожиданные результаты: дети, не умеющие и не любящие писать сочинения по определенным «канонам», создают прекрасные работы, так как чувствуют себя свободными в мыслеизъявлении.

Выдержки из рефлексии учащихся:

«Сначала казалось, что не сумею написать сочинение по такой странной теме (его тема «Загадка» ), но потом посмотрел на опорные слова, и стали рождаться мысли. Каким-то образом они и выстроились в сочинение. Было ощущение, что меня кто-то направляет»

« Никогда не думала, что сумею выразить то, что хранила в глубине души. Ни с кем не делилась своим чувством и вдруг рассказала про свою любовь. Странно, как это и получилось…»

«От Пушкина – к… себе»

Ход урока.

1. Учитель читает стихотворение Александра Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

2. Ученикам предлагается определить «теплые» и «холодные» слова (желательно принадлежащие к разным частям речи) и записать их в две колонки

3. Из «теплых» и «холодных» слов необходимо выбрать по 2 слова и записать их в строчку

4. К этим четырем словам подбираются ассоциации (по 5-6 слов) и записываются в столбик

5. Из четырех колонок слов выбирается ОДНО слово, которое почему-либо нравится больше других

6. Объявляется, что именно оно и есть название сочинения

7. Для написания сочинения есть условие: в нем должны быть использованы все слова из четырех колонок.

8. Чтение и обсуждение сочинений

9 . Рефлексия

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополя в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень -

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Теплые

Редеет

Облаков гряда

Светило

Тополя

Тень

Звезда

Печальная

Дремлет

Залив

Ночь

Холодные

Думы

Лень

Слабый

Свет

Восход

Юная

Скалы

Мгла

Влачил

ЗВЕЗДА НОЧЬ ДУМЫ СЛАБЫЙ

Небо поезд спокойные бедный

Озеро костер мысли несчастье

Гора палатка грусть обида

Счастье спокойно радость грустит

Сияет прекрасная друзья один

5-6-7. НЕБО

Небо … Озеро … Друзья …То грусть , то радость …Здесь любимые люди. С ними хорошо, спокойно и прекрасно.

Сейчас ночь. Ах, как я люблю эту ночь ! Я лежу на самой вершине любимой горы под любимым небом и смотрю на любимые звезды , которые так ярко сияют , что я не могу заснуть…

А кто-то сейчас грустит . Он совсем один . Бедный, несчастный человек! Его обидели, потому что он слабый . Как же хочется, чтобы в такую чудесную минуту, когда мне так хорошо, знать, что хорошо всем людям на свете! Я мечтаю…Задумываюсь. Вот бы была хоть одна такая минута, когда всем, всем-всем людям было хорошо!! Ах, какое это было бы счастье !

Но я отмахнула грустные мысли . Со мной любимые друзья, я лежу у костра , а рядом стоит палатка . Только добрые, счастливые мысли начали приходить мне в голову. Я радуюсь, что они пришли. Я вспоминаю самые лучшие моменты моей жизни. Как я не хочу садиться на поезд и уезжать отсюда! Но…Ничего… Всё хорошо… Я люблю такие мысли …Добрые и спокойные. Я всегда буду любить свои любимые звезды , любимую гору , своё любимое небо …


1. Основная тема стихотворения.
2. Переживания лирического героя и художественные приемы, их передающие.
3. Сравнение пейзажной лирики А. С. Пушкина и последующих поэтов.

Многие поэты и до А. С. Пушкина и после него охотно обращались в своем творчестве к описанию картин природы. Пейзажная лирика позволяет не только наглядно представить определенный ландшафт, время года, погодные изменения, но также помогает лучше понять переживания лирического героя, которые либо находятся в гармонии с окружающим миром, либо, наоборот, противопоставляются ему.

В стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» основной темой является спокойное, чуть задумчивое миросозерцание. Очевидно, что лирический герой находится в гармонии с природой. «Люблю твой слабый свет в небесной вышине», — восклицает он, обращаясь к вечерней звезде. Звезда воспринимается почти как живое существо: лирический герой обращается к ней, как к старому другу: «я помню твой восход, знакомое светило». Интересно отметить, что в этом стихотворении светилом называется именно вечерняя звезда, а не солнце или луна, хотя это слово обычно применяется по отношению к ним. С солнцем вечернюю звезду роднит и то, что ее свет разбудил «думы», хотя будить обычно полагается солнцу.

Но эти «думы» не нарушают гармонии и спокойствия, царящих в душе лирического героя. В свете вечерней звезды по-иному видится привычный пейзаж:

Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины...

При виде этой картины в памяти лирического героя рождаются воспоминания о другом пейзаже — о стране, где он бывал прежде. По описанию мы можем догадаться, что речь идет о южных областях России: поэт упоминает мирт и кипарис, которые растут в теплом климате, а также горы и море. Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...» написано в 1820 году, когда Пушкин находился в южной ссылке. Поэт побывал в Екатеринославе (Днепропетровск), в Крыму и Кишиневе, на Кавказе. Однако несмотря на то что это была ссылка, воспоминания поэта лишены негативной окраски. Напротив, он с удовольствием вспоминает о том, как встречал восход вечерней звезды «над мирною страной, где все для сердца мило». Описание этого края выдержано в возвышенных, романтических тонах:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мир и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.

Спокойное, умиротворяющее состояние природы подчеркивается: все вокруг словно погружено в сон — «дремлющий залив», «дремлет нежный мирт». И лирический герой стихотворения тоже пребывает в «задумчивой лени» — не сна, а своего рода мечтательного оцепенения. А теперь сравним стихотворение Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» с несколькими стихотворениями других поэтов, живших позже. Зарисовку вечернего пейзажа мы находим, например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

Несомненно, в лермонтовских строках есть общее с пейзажными зарисовка Пушкина в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда...». Вслед за Пушкиным Лермонтов олицетворяет звезды с людьми, они говорят друг с другом. В стихотворении Лермонтова природа то же объята мирной дремотой; однако настроение лирического героя совершенно иное. Если в стихотворении Пушкина лирический герой ощущает тесную связь с окружающим миром, для него звезда — старинный знакомый, приятель, то в стихотворении Лермонтова безмятежность вечернего пейзажа подчеркивает ощущение одиночества и тоски, владеющие лирическим героем. Поэтому окружающий мир для него — «пустыня», она «внемлет богу». Однако лирический герой стихотворения не принимает участия в этом общении. Мотив сна, в который желал бы погрузиться лирический герой Лермонтова, также сильно отличается от спокойной «задумчивой лени» лирического героя Пушкина, который ничуть не стремиться порвать с окружающим миром. Лермонтовский герой ищет «свободы и покоя», он хочет «забыться и заснуть». Его измученный бунтующий дух не находит успокоения в созерцании природы; однако и он ощущает родство с ней, поэтому хотел бы, чтобы над ним, когда он погрузится в бесконечный сон, «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».

А вот как рисует картину вечернего пейзажа Ф. И. Тютчев в стихотворении «Тени сизые смесились...»:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Мы снова видим природу погруженной в дремоту. А каковы же чувства и переживания лирического героя Тютчева? Он гораздо ближе к невозмутимому миросозерцанию Пушкина, чем лирический герой стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». У Тютчева он ощущает себя в единстве с окружающей природой: «все во мне и я во всем». Однако в стихотворении Тютчева ярко выражен философский настрой, которого мы не находим в творчестве Пушкина. В пушкинском стихотворении пейзаж пробуждает в душе лирического героя воспоминания. Тютчева сумерки настраивают на философские раздумья о гармонии в душе человека, которую можно восстановить благодаря общению с природой:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши.

В тютчевском стихотворении звучит мотив слияния «с миром дремлющим»; но едва ли это «задумчивая лень» пушкинского лирического героя, скорее это глубокое чувство единения со вселенной, в котором поэт черпает вдохновение. Однако обратим внимание: как и в стихотворении Пушкина, в стихотворениях Лермонтова и Тютчева картины природы служат для лучшего понимания переживаний лирического героя. Кроме того, многие образы пушкинской лирики использовались последующими поэтами, которые заново их переосмысливали и добавляли что-то свое.

Напоследок нужно отметить, что пушкинские традиции описания пейзажа оказали значительное влияние на творчество многих русских поэтов.

«Редеет облаков летучая гряда…» Александр Пушкин

Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

Анализ стихотворения Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин отправился из-за нескольких произведений, по мнению властей, не соответствовавших статусу государственного служащего. Изначально вольнолюбивому поэту грозило куда более суровое наказание – ссылка в Сибирь или поселение в Соловецком монастыре. Спасло Александра Сергеевича заступничество влиятельных друзей. В раннем беловом автографе стихотворение имело название – «Таврическая звезда». Произведение создавалось под впечатлением от пребывания в Гурзуфе. Там Пушкин находился вместе с семьей Раевских в период с августа по сентябрь 1820-го. До сих пор точно неизвестно, кого поэт имел в виду, говоря в последних строках о «деве юной». Литературоведы называют несколько претенденток. Среди них – Екатерина Николаевна Раевская, Екатерина Андреевна Карамзина, Мария Аркадьевна Голицына.

В рассматриваемом тексте мотивы античного искусства соединяются с чертами романтической элегии. Крымский полуостров воспринимается сквозь призму его богатой древней истории. Для лирического героя эти земли – античная Таврида, место, фигурировавшее в мифах. Например, в мифе об Ифигении – дочери микенского царя Агамемнона и его супруги Клитемнестры. В первых строках герой обращается к звезде, скорей всего, речь идет о Венере, названной в честь древнеримской богини любви. Она появляется на небе, пробуждая уснувшие думы. Благодаря повтору – «звезда печальная, вечерняя звезда» — возникает ощущение, будто читаешь заклинание. Есть версия, что ключевой мотив стихотворения Александр Сергеевич позаимствовал из VII идиллии Биона «К Гесперу», переведенной Кошанским. В ней изображена античная гармония, позволяющая человеку соединиться с природой, небесами.

В произведении «Редеет облаков летучая гряда…» явно присутствуют черты романтической элегии. Первые четыре строки – описание пейзажа, провоцирующего лирического героя на воспоминания. Как утверждают исследователи пушкинской лирики, имеется в виду гористый берег реки Тясмина, что в Каменке (сейчас – поселок в Черкасской области Украины). Именно там сочинялся анализируемый текст. Далее идет развитие сюжета. Воображение героя рисует прекрасные картины южной природы. Создается атмосфера спокойствия. Перед читателями предстает «мирная страна», «где дремлет нежный мирт и темный кипарис», где над землей возвышаются вековые горы, где слышен шум морских волн. Полного слияния с природой лирическому герою достичь не удается. Мешает тоска по утраченному идеалу, характерная для романтической литературы. Она начинает проявляться ближе к финалу стихотворения. Как уже говорилось выше, в последних строках упоминается «юная дева», искавшая звезду Венеру во тьме и называвшая ее своим именем. Так женский образ становится олицетворением самой любви.

По мнению поэта Вячеслава Иванова, одновременно романтическое и античное содержательное наполнение звезды обусловлено христианской символикой. В средневековых католических гимнах дева Мария фигурировала под именем stella maris, то есть звезда морей. Это же название носила Венера. Александр Сергеевич про stella maris знал. Подтверждение тому – строки из черновика «Акафиста К. Н. Карамзиной»:
Святой Владычице,
Звезде морей, Небесной Деве…

Как и многие другие стихотворения Пушкина, произведение «Редеет облаков летучая гряда…» было положено на музыку. Одноименный романс сочинил выдающийся русский композитор девятнадцатого века Николай Андреевич Римский-Корсаков.