Кпд машины формула. Какой КПД электродвигателя? Как повысить эффективность электродвигателя? Значения КПД двигателей

Технологическая карта урока географии

ФИО учителя (полностью)

Емельянова Надежда Анатольевна

Место работы

МБОУ СОШ №11 г. Бологое

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

Тема и номер урока в теме

«Составление плана местности по описанию». 18 урок

Тип урока

Практическая работа. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Базовый учебник

Цели урока: Способствовать формированию умения ориентироваться на местности, формировать представление о съемке местности, умения создавать простейшие планы местности по описанию

Методы обучения : наглядный, фактический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальные, групповые

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организация начала занятия

Проверяет подготовку к уроку, настраивает учащихся на работу

Проверяют наличие линеек и карандашей, слушают учителя, включаются в работу

Слушают, пытаются определить тему урока

Актуализация знаний

Организует деятельность учащихся по повторению изученного материала.

Учитель:

Ребята к нам в гости пришел Незнайка и ему необходима наша помощь (слайд №1)

Давайте поможем Незнайке. Что мы можем сделать, чтобы он не заблудился?

Правильно! Мы можем рассказать Незнайке все, что знаем о плане местности.

1.Что такое план местности?

2.Что такое масштаб?

3.Какие виды масштаба вы знаете?

4.Что такое условные знаки?

Молодцы ребята, теперь и Незнайка знает, что такое план местности и как с ним работать. (слайд №2)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Оценивают правильность ответов, сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Практикум

Закрепление знаний и способов действий

Слайд № 3

Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы Незнайка не заблудился и вовремя пришел к своим друзьям?

Конечно! Мы можем составить для него план местности, но вот ведь незадача, Незнайка хочет попасть к друзьям, которые живут в разных городах. Вот, послушайте – чтение отрывка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

(Приложение 1)

Что же нам делать?

Верно! Сейчас мы поделимся на группы и составим для Незнайки три плана местности

Учитель раздает задание, листы ватмана, организует проектную деятельность учащихся

(Слайд №4)

Приложение №2

Высказывают свое предположение, делятся на группы, получают задание и организуют свою деятельность

Принимают правильные решения, развивают умение работать в группе, слушать друг друга, принимать верное решение

Физкульт минутка

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)

Что это за шар? (Солнце)

Выполняют движения

Ответственное отношение к своему здоровью

Контроль и самопроверка знаний

Защита проектов

Ребята, давайте проверим, что у нас получилось?

Учащиеся показывают свои проекты, объясняют маршрут движения Незнайки, отвечают на вопросы одноклассников, исправляют ошибки, если таковые имеются

Оценивают свою деятельность, проявляют интерес к своей работе

Подведение итогов занятий

Учитель подводит итоги работы, анализирует деятельность учащихся, выставляет оценки

(Слайд №5)

Учащиеся принимают к сведению, какие были недочеты, чтобы не допустить их в дальнейшем

Адекватно реагируют на неуспешность своей деятельности

Информация о домашнем задании

Учитель задает домашнее задание, конкретизирует его

Учащиеся записывают задание на дом, при необходимости задают вопросы

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Приложение 1

Отрывок из произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Дорога пошла под гору, и машина покатилась быстрей. Вскоре начался новый подъем, и путешественникам опять стало казаться, что они очутились на краю земли, но как только подъем кончился, перед ними раскинулась новая ширь. Так повторялось несколько раз.

Беседуя, Незнайка и его спутники мчались все дальше и не заметили, как домчались до перекрестка дорог. На стрелке, которая показывала прямо, было написано: «Каменный город». На стрелке, которая показывала налево, было написано: «Земляной город». И, наконец, на стрелке, которая показывала направо, - «Солнечный город».

Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей» изд. Терра-Москва 1991

Приложение 2

Солнечный город

восток , проезжая по грунтовой дороге, которая проходила по лугу, они увидели на севере смешанный лес. Проехав до колодца 4 км ., они свернули на северо-восток . Все 7 км дорога шла через заросли кустарника до родника, где Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на юго-восток. До мельницы им оставалось проехать 8 км , на северо-востоке от дороги стояла одинокая ель. Повернув рядом с мельницей на юг , они увидели вдалеке Солнечный город, до него им оставалось проехать 3 км . Вид из окна машины был замечательный: на западе дорогу окружал фруктовый сад, а на востоке виднелась изумрудная гладь реки.

Земляной город

Незнайка с друзьями отправился от перекрестка на север , до мельницы нужно было проехать 7 км по грунтовой дороге, с востока от которой находился луг. У мельницы друзья повернули на северо-восток к колодцу. 8 км дорога проходила через заросли кустарника, вдалеке на севере виднелся смешанный лес. У колодца Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на восток , до отдельно стоящего лиственного дерева их отделяло 4 км . Здесь дорога резко поворачивала на юг и все 8 км до города проходила через редколесье. Подъехав к городу друзья увидели на юго-западе протекающую реку.

Каменный город

Незнайка с друзьями отправился от перекрестка на северо-восток , 5 км дорога проходила через заросли кустарника. Доехав до отдельно стоящего хвойного дерева, они повернули на север , на западе от дороги виднелся луг, а на востоке – редколесье. Проехав 7 км до мельницы, друзья свернули на восток к роднику, от которого их отделяло еще 7 км. У родника Незнайка с друзьями сделали привал, попили ключевой воды и поехали дальше на юго-восток , вдоль восточной стороны дороги протекала река, а на западе от дороги находился смешанный лес. Проехав 8 км ,они увидели город, на юге от которого находился фруктовый сад.

Литература :

География. Начальный курс. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М., Дрофа, 2013 год

О.А.Бахчиева. Начальный курс географии. Методическое пособие. Изд. «ДРОФА» Москва, 2007.

ПО Microsoft PowerPoint

Графический редактор Paint

Как составить план местности . Предположим, вам требуется составить план местности, изображённой на рисунке.

1-2. Составление плана местности. 3. Планшет для съёмки местности.

Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север - юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по сторонам горизонта.

    Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками.

    Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр условного знака - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.

  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки. Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.
  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку. Она течёт от дерева к мосту и далее к кустарнику. После этого линии визирования можно стереть.
  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая - к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес.

Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности . Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите азимуты на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.

4. Визирование на объект. 5. Изображение линий визирования на различные объекты с указанием расстояний до них.

Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.

Вопросы и задания

  1. Объясните, как проводится полярная съёмка.
  2. Составьте план небольшого участка местности способом полярной съёмки.
  3. Что значит ориентировать план?
  4. Вычертите план части пути от дома до школы. Пользуясь составленным планом, ответьте на следующие вопросы:
    1. какое расстояние вы прошли;
    2. какими условными топографическими знаками вы воспользовались?
  5. Перечертите в тетрадь условные знаки вашего плана и дайте пояснение к ним.

Для любознательных

  • На обширных равнинных территориях в качестве ориентиров нередко сооружаются деревянные вышки, вершины которых находятся в прямой видимости друг от друга. Поэтому, поднявшись на такую вышку, можно увидеть следующую и т. д.
  • Если вы нашли в лесу спиленное дерево, определить стороны горизонта можно по годовым кольцам на спиле пня. С северной стороны расстояния между кольцами меньше, чем с южной.
  • Оглянитесь вокруг: не виднеется ли вдали возле какой-нибудь деревушки купол церкви. По расположению креста на куполе вы без труда соориентируетесь по сторонам горизонта (см. рис. 2).
  • Горные тропы нередко отмечаются каменными пирамидами. Они ставятся на расстоянии прямой видимости друг от друга так, чтобы люди могли ориентироваться по ним и не сбились с пути.
  • В незнакомой местности ориентирами служат линии электропередач, лесные просеки, дороги и другие линейно расположенные объекты.

Проверь себя

  1. Вспомните, чем отличается план местности от географической карты.
  2. Как определить направление вашего движения по плану?
  3. Можно ли использовать план местности для определения географических координат?
  4. Каким образом можно измерить расстояние на плане местности?
  5. Чем отличается азимутальная съёмка от полярной?
  6. Какие приборы и инструменты необходимы для составления плана местности?
  7. Опишите алгоритм нивелирования холма.

1. Маршрутная съёмка участка местности начинается с первой точки стояния (1 Т. С.). Далее на планшет наносятся объекты, видимые со второй, третьей и четвёртой точек стояния. В результате получается план участка местности.

Понятие о плане местности.

1.Изучите особенности плана местности и аэрофотосним-ка, помещенных на форзаце 1 учебника. Обозначьте в таблице знаком «+» признаки, характерные для каждо-го из этих видов изображений местности. Сделайте вывод.

Признаки План местности Аэрофото-снимок
1. Объекты более похожи на их реальный вид на местности - +
2. Можно узнать название села, реки + -
3. Можно определить породы де-ревьев в лесу + -
4. Изображены все объекты, ви-димые сверху - +
5. Изображены только важные объекты + -
6. Объекты изображены условны-ми знаками + -

Вывод: План схематически изображает основные объекты местности, его удобно использовать для ориентирования на местности, проведения работ.

2. На форзаце 1 учебника и в атласе рассмотрите условные знаки, используемые для изображения объектов на пла-не местности. Какие условные знаки показаны на ри-сунке 1?

3. Пользуясь планом местности на форзаце 1 учебника, на-пишите, какие объекты может увидеть путник, идущий от реки Нара до Елагино по грунтовой дороге.

Мост, овраг, кустарник, луг, болото, линию электропередачи.

Масштаб.

1. Найдите масштаб плана местности на форзаце 1 учебни-ка и запишите его. Назовите масштаб, записанный в та-ком виде

1:10 000 (числовой).

2. Определите, во сколько раз уменьшено расстояние на планах с масштабом:

а) 1:75 в 75 раз.

б) 1:250 в 250 раз.

в) 1:10 000 в 10 000 раз.

Какой из этих масштабов самый мелкий?

3. Определите численный масштаб плана местности, на котором изображён мост, если его длина на местности в 1000 раз больше, чем на плане.

4. Определите численный масштаб плана местности, если расстояние в 2 км показано на нём отрезком линии дли-ной 4 см.

5. При масштабе плана 1: 2500 расстояние в 50 м надо вы-разить отрезком в см.

6. По известному численному масштабу запишите имено-ванный:

а) 1: 1000 в 1 см 10 м.

б) 1: 25 000 в 1 см 250 м.

в) 1: 50 000 в 1 см 500 м.

7. Именованный масштаб плана — в 1 см — 250 м. Рассчи-тайте, сколько сантиметров надо отложить на этом пла-не при изображении расстояния в:

а) 500 м = 2 .

б) 1 км = 4 .

в) 1250 м = 5 .

8. Рассчитайте, во сколько раз расстояния на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе в 1 см — 90 м.

9. Используя приём работы с линейным масштабом в учебнике, определите по плану местности на форзаце 1:

а) длину центральной улицы в деревне Елагино: 420 м.

б) ширину реки Нара у отметки уреза воды: 45 м.

10. Определите с помощью циркуля-измерителя длину ручья, впадающего в реку Нара.

Стороны горизонта. Ориентирование.

1. На рисунке 2 обозначьте основные и промежуточные стороны горизон-та.

2. Пользуясь компасом, определите:

а) в какую сторону горизонта обра-щены окна вашего класса

б) направление, в котором находится дверь класса

в) в каком направлении от окна расположен стол учите-

г) направление, в котором находится ваш дом

3. Определите стороны горизонта по азимуту и азимуты сторон горизонта. Заполните таблицу.

4. По плану местности на форзаце 1 учебника опреде-лите, в каком направлении от деревни Елагино нахо-дится:

а) лиственный лес - севео-восток.

б) болото - юго-восток .

В каком направлении от сарая находится отдельно стоящее дерево?

Северо-запад.

5. От точки А до лагеря туристы должны пройти 400 м по азимуту 180°, затем 600 м по азимуту 45° и 800 м по ази-муту 90°. Начертите их путь на рисунке 3. Используйте масштаб 1: 20 000.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1. По рисунку 10 учебника определите:

а) абсолютную высоту холма - 150 м.

б) относительную высоту холма со стороны океана - 0.

в) относительную выосту холма со стороны суши - 50, 100 м.

2. На рисунке 4 с помощью горизонталей изобразите холм высотой 16 м. Горизонтали проведите через 4 м. Север-ный склон холма круче южного. Самый пологий склон — западный, самый крутой — восточный.

3. Используя план местности, помещённый на форзаце 1 учебника, определите:

а) через сколько метров проведены горизонтали - 2.

б) где расположены самые низкие места территории - Юг, юго-запад.

в) где расположена самая высокая точка территории - запад.

Составление простейших планов местности.

1. Расскажите, что называют:

а) глазомерной съёмкой местности

съемка местности с планшетом.

б) полярной съёмкой местности

глазомерная съемка, проводящая из одной точки.

в) маршрутной съёмкой местности

глазомерная съемка в движении по какому-либо маршруту.

2. По заданию учителя проведите полярную и маршрут-ную съёмку местности. Оформите планы и вклейте их в тетрадь.

Географический диктант.

Чертёж, который изображает небольшую часть зем-ной поверхности сверху в уменьшенном виде, — это план местности.

Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображе-нии их на чертеже, — это масштаб .

Угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности — это азимут .

Все неровности земной поверхности — это рельеф .

Превышение по отвесу одной точки земной поверхно-сти над другой — это относительная высота .

Превышение точки земной поверхности по отвесу
над уровнем моря — это абсолютная высота .

Условная линия на плане, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой, — это горизонтали .

Глазомерная съёмка местности с одной точки — это полярная съемка .

Съёмка местности, применяемая при составлении плана участка, вытянутого в длину, или при изображе-нии пути, пройденного в походе, — это маршрутная съемка .

Обобщение знаний по теме "План местности".

Пользуясь рисунком 5, заполните пропуски.

Вариант 1.

Смешанный лес находится на северо-западе от посёлка Речное. Расстояние от Речного до Берёзкино по грунто-вой дороге равно 990 м . Железная дорога пересекает реку Каменка . Если двигаться по дороге от Березкино к домику лесника, то справа будет холм , а слева лес .

Электровоз у железнодорожной станции дал сигнал. Школьники, находящиеся на пароме, услышат его че-рез 3 с. (Скорость распространения звука в воз-духе 330 м/с.)

Фруктовый сад, расположенный северо-восточнее по-сёлка Речное, занимает 6400 м2.

Вариант 2.

Ширина реки Тихая равна 10 м. Длина моста че-рез реку Каменку у посёлка Речное 5 м. Рас-стояние по прямой от железнодорожной станции до хол-ма с отметкой высоты 154,4 м равно 440 м. Длина участка реки Тихая, изображённого на плане, равна 640 м.

Азимут от колодца в Берёзкино на силосную башню ра-вен 90 °, на домик лесника — 0 °, на электростанцию — 135 °.

Площадь машинно-тракторной мастерской (МТМ) у Берёзкино равна 4096 м2.