Давление на барабанную перепонку равное атмосферному. Образование в городе мурманске

Вариант 1

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

  1. нервным волокном, 3) нервом,

2) центральной нервной системой, 4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

  1. во внутреннем ухе, 3) на барабанной перепонке,
  2. в среднем ухе, 4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

  1. затылочную, 3) височную,
  2. теменную, 4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

  1. клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
  2. рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
  3. слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
  4. клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

  1. C, 3) B,
  2. D, 4) А

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

  1. затылочной, 3) лобной,
  2. височной, 4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

  1. сетчатка, 3) зрительный нерв,
  2. зрачок, 4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

  1. нарушению равновесия, 3) ослаблению слуха,
  2. воспалению среднего уха, 4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

  1. изменяющих кривизну хрусталика, 3) регулирующих размер зрачка,
  2. верхних и нижних век, 4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

  1. слуховой трубой,
  2. ушной раковиной,
  3. перепонкой овального окна,
  4. слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

  1. слуховыми нервами, 3) барабанной перепонкой,
  2. рецепторами улитки, 4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

  1. двигательным нейронам, 3) чувствительным нейронам,
  2. вставочным нейронам, 4) коротким отросткам двигательных нейронов.

Задание с выбором нескольких верных ответов .

В1. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,

Б) зрачок,

В) хрусталик,

Г) стекловидное тело,

Д) сетчатка,

Е) жёлтое пятно.

В2. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА

1. защита от механических и химических повреждений, А) белочная,

2. снабжение глазного яблока кровью, Б) сосудистая,

3. поглощение световых лучей, В) сетчатка.

4. участие в восприятии света,

5. преобразование раздражения в нервные импульсы.

В3. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,

Б) стекловидное тело,

В) сетчатка,

Г) хрусталик,

Д) роговица,

Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом .

С1. Объясните, почему справедлива поговорка: “В темноте все кошки серы”?

С2. Почему человек легко отличает вкус лимона от вкуса конфеты?

Вариант 2

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

  1. рецепторах, 3) корковом конце анализатора,
  2. нервах проводниковой части анализатора, 4)телах нейронов проводниковой части анализатора.

А2. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

  1. нервных волокнах, 3) рецепторах,
  2. телах нейронов ЦНС, 4) телах вставочных нейронов.

А3. Анализатор состоит из:

  1. рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
  2. проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
  3. участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
  4. воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А4. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

  1. чёрный пигмент поглощает световые лучи,
  2. происходит преломление световых лучей,
  3. энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
  4. расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А5. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

  1. сетчатки, 3) радужной оболочки,
  2. хрусталика, 4) стекловидного тела.

А6. Периферическая часть зрительного анализатора:

  1. зрительный нерв, 3) зрачок и хрусталик,
  2. зрительные рецепторы, 4) зрительная зона коры.

А7. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

  1. слуха, 3) речи,
  2. зрения, 4) обоняния.

А8. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

  1. внутреннее ухо, 3) вестибулярный аппарат,
  2. среднее ухо и слуховые косточки, 4) наружный слуховой проход.

А9. Радужная оболочка:

  1. определяет цвет глаз,
  2. обеспечивает питание глаза.

А10. Хрусталик:

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

А11. Во внутреннем ухе располагаются:

  1. барабанная перепонка, 3) слуховые косточки,
  2. органы равновесия, 4) все перечисленные органы.

А12. В состав внутреннего уха входит:

  1. костный лабиринт, 3) полукружные канальца,
  2. улитка, 4) все перечисленные структуры.

Задания с выбором нескольких верных ответов .

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,

Б) воспринимают информацию из внутренней среды,

В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,

Г) располагаются в исполнительном органе,

Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,

Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

Задания на установление соответствия .

В2. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА

1. зрительная зона коры больших полушарий А) проводниковый,

Головного мозга, Б) периферический,

2. фоторецепторы, В) центральный.

3. обонятельный нерв,

4. слуховая зона коры больших полушарий

Головного мозга,

5. лицевой нерв,

6. обонятельные рецепторы.

Задания на установление правильной последовательности.

В3. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,

Б) перепонка овального окна,

В) слуховые косточки,

Г) барабанная перепонка,

Д) жидкость в улитке,

Е) рецепторы органа слуха.

Задания со свободным ответом .

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

С2. Почему человек, чтобы лучше различить запах, делает несколько сильных коротких вдохов?

Тестирование по теме «АНАЛИЗАТОРЫ»

8 класс

Ответы к заданиям части А.

1 вар.

ответ

2 вар.

ответ

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких правильных ответов.

1вар:

В2 АБВВВ

В3 ДГБВАЕ

2 вар:

В1 АБД

В2 ВБАВАБ

В3 АГВБДЕ

1вар:

С1. В темноте рецепторы, воспринимающие цветовые ощущения – колбочки, не работают, поэтому все предметы кажутся серыми. С2. За разные вкусовые ощущения отвечают разные зоны языка: за кислый вкус – боковые зоны языка, за сладкий вкус – кончик языка.

2 вар:

C1. Элементы ответа:

  1. при взлёте или посадке самолёта быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
  2. глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

С2. При быстрых коротких вдохах воздух вихревыми движениями достигает орган обоняния. При этом запах ощущается очень сильно.

Для нормального функционирования системы звукопроведения необходимо, чтобы по обе стороны барабанной перепонки было одинаковое давление. При несоответствии давления в полостях среднего уха и в наружном слуховом проходе натяжение барабанной перепонки меняется, акустическое (звуковое) сопротивление возрастает и слух понижается. Выравнивание давления обеспечивается вентиляционной функцией слуховой трубы. При глотании или зевании слуховая труба открывается и становится проходимой для воздуха. Учитывая, что слизистая оболочка среднего уха постепенно поглощает воздух, нарушение вентиляционной функции слуховой трубы ведет к повышению наружного давления над давлением в среднем ухе, что вызывает втяжение барабанной перепонки внутрь. Это приводит к нарушению звукопроведения и вызывает патологические изменения в среднем ухе.

Помимо вентиляционной, слуховая труба выполняет также защитную и дренажную функции. Защитная функция слуховой трубы обеспечивается слизистой оболочкой, которая в хрящевом отделе особенно богата слизистыми железами. Секрет этих желез содержит лизоцим, лактоферин, иммуноглобулины - все эти факторы препятствуют проникновению возбудителей в барабанную полость. Дренажную функцию слуховая труба выполняет благодаря наличию мерцательного эпителия, движения ресничек которого направлены в сторону глоточного устья трубы.

Барабанная перепонка и слуховые косточки. По законам физики, передача звуковых волн из воздуха в жидкие среды внутреннего уха сопровождается потерей до 99,9% звуковой энергии. Это связано с различным акустическим сопротивлением указанных сред. Структуры среднего уха - барабанная перепонка и рычажная система слуховых косточек - являются тем механизмом, который компенсирует потерю акустической (звуковой) энергии при переходе из воздушной среды в жидкую. Благодаря тому, что площадь основания стремени (3,2 мм 2) в окне преддверия значительно меньше рабочей

Рис. 5.23. Влияние соотношения площадей барабанной перепонки и основания стремени на увеличение силы звука

площади барабанной перепонки (55 мм 2), увеличивается сила звуковых колебаний за счет уменьшения амплитуды волн (рис. 5.23). Увеличение силы звука происходит также в результате рычажного способа сочленения слуховых косточек. В целом давление на поверхности окна преддверия оказывается примерно в 19 раз больше, чем на барабанной перепонке. Благодаря барабанной перепонке и слуховым косточкам воздушные колебания большой амплитуды и малой силы трансформируются в колебания перилимфы с относительно малой амплитудой, но большим давлением.

Слуховые мышцы. В барабанной полости расположены две самые миниатюрные мышцы человеческого тела: напрягающая барабанную перепонку и стременная. Первая из них иннервируется тройничным нервом, вторая - лицевым, и это определяет различие в раздражителях, вызывающих сокращение той и другой мышцы, и их неодинаковую роль. Обеспечивая оптимальное натяжение отдельных элементов звукопроводящего аппарата, эти мышцы регулируют передачу звуков разной частоты и интенсивности, и тем самым выполняют аккомодационную функцию. Защитная функция внутриушных мышц обеспечивается тем, что при воздействии звуков большой мощности мышцы рефлекторно резко сокращаются. Это в конечном счете приводит к уменьшению звукового давления, передаваемого перилимфе.

Слуховой паспорт.

Слуховой паспорт - таблица, куда заносятся данные речевых икамертональных исследований нарушений слухового анализатора пациента и здорового человека.

При формировании таблицы проводится пошаговое обследование слуха пациента:

  1. Выясняется наличие субъективного шума у пациента в процессе его физикального осмотра.
  2. Степень нарушения слуховой функции исследуется шепотом и разговорной речью.
  3. Если имеется подозрение на одностороннюю полную глухоту, применяются пробы с трещотками Барани.
  4. Определяется воздушная и костная проводимость обоих слуховых анализаторов с помощью набора камертонов.
  5. В заключении при составлении слухового паспорта проводятся опыты Вебера, Ринне и Швабаха.

Полученные данные сравниваются со слуховым паспортом здорового человека. На основе выявленных отклонений ставится предварительный диагноз и разрабатывается рациональный план лечения или коррекции имеющейся патологии. Более подробно расскажет о слуховом паспорте видео с лор-врачом, исследующим глухого пациента.

Анализаторы

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

1) нервным волокном,
2) центральной нервной системой,
3) нервом,
4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

1) во внутреннем ухе,
2) в среднем ухе,
3) на барабанной перепонке,
4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

1) затылочную,
2) теменную,
3) височную,
4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

1) C,
2) D,
3) B,
4) A.

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

1) затылочной,
2) височной,
3) лобной,
4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

1) сетчатка,
2) зрачок,
3) зрительный нерв,
4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

1) нарушению равновесия,
2) воспалению среднего уха,
3) ослаблению слуха,
4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

1) изменяющих кривизну хрусталика,
2) верхних и нижних век,
3) регулирующих размер зрачка,
4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

1) слуховой трубой,
2) ушной раковиной,
3) перепонкой овального окна,
4) слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

1) слуховыми нервами,
2) рецепторами улитки,
3) барабанной перепонкой,
4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,
2) вставочным нейронам,
3) чувствительным нейронам,
4) коротким отросткам двигательных нейронов.

А13. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

1) рецепторах,
2) нервах проводниковой части анализатора,
3) корковом конце анализатора,
4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

А14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

1) нервных волокнах,
2) телах нейронов ЦНС,
3) рецепторах,
4) телах вставочных нейронов.

А15. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А16. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

1) чёрный пигмент поглощает световые лучи,
2) происходит преломление световых лучей,
3) энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
4) расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А17. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

1) сетчатки,
2) хрусталика,
3) радужной оболочки,
4) стекловидного тела.

А18. Периферическая часть зрительного анализатора:

1) зрительный нерв,
2) зрительные рецепторы,
3) зрачок и хрусталик,
4) зрительная зона коры.

А19. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

1) слуха,
2) зрения,
3) речи,
4) обоняния.

А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

1) внутреннее ухо,
2) среднее ухо и слуховые косточки,
3) вестибулярный аппарат,
4) наружный слуховой проход.

А21. Радужная оболочка:


2) определяет цвет глаз,

А22. Хрусталик:

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

А23. Во внутреннем ухе располагаются:

1) барабанная перепонка,
2) органы равновесия,
3) слуховые косточки,
4) все перечисленные органы.

А24. В состав внутреннего уха входит:

1) костный лабиринт,
2) улитка,
3) полукружные канальца,
4) все перечисленные структуры.

А25. Причиной врождённой дальнозоркости является:

1) увеличение кривизны хрусталика,
2) уплощённая форма глазного яблока,
3) уменьшение кривизны хрусталика,
4) удлинённая форма глазного яблока.

Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,
Б) воспринимают информацию из внутренней среды,
В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,
Г) располагаются в исполнительном органе,
Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,
Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

В2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,
Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,
В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,
Г) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,
Д) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,
Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

В3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,
Б) зрачок,
В) хрусталик,
Г) стекловидное тело,
Д) сетчатка,
Е) жёлтое пятно.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

В5. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

В6. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

Задания на установление правильной последовательности.

В6. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,
Б) перепонка овального окна,
В) слуховые косточки,
Г) барабанная перепонка,
Д) жидкость в улитке,
Е) рецепторы органа слуха.

В7. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,
Б) стекловидное тело,
В) сетчатка,
Г) хрусталик,
Д) роговица,
Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом.

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

Ответы к заданиям части А.

ответ
ответ

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких правильных ответов.

Ответы к заданиям части В на определение последовательности

ответ

C1. Элементы ответа:

  1. при взлёте или посадке самолёта быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
  2. глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с давлением в окружающей среде.

Ухо - один из самых интересных инструментов нашего тела. Оно может воспринимать как тихое тиканье часов, так и оглушительные взрывы.

Однако не одно ухо дает нам такую замечательную возможность. Процесс «слышания» начинается со звука. Колебания воздуха, которые называются звуковыми волнами, ударяют по барабанной перепонке нашего уха. Мы не можем увидеть или почувствовать эти волны, но ухо настолько чувствительно, что малейшая вибрация улавливается и передается в мозг. Только после этого мы по-настоящему слышим звук.

Из чего состоит ухо

Ухо состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Некоторые животные могут выдвигать свое наружное ухо, чтобы лучше слышать. Но люди прекрасно обходятся и без этого.

Когда звуковые волны попадают в наружное ухо, они продолжают свой путь по наружному слуховому проходу. В его конце находится тонкая кожа, плотно натянутая поперек. Она отделяет наружное ухо от среднего и называется барабанной перепонкой. С внутренней стороны находится короткая трубка, которая называется «евстахиева труба», она ведет в гортань. Это обеспечивает одинаковое с атмосферным давление на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха. В противном случае перепонка могла бы порваться из-за громкого звука.

За барабанной перепонкой в среднем ухе есть три маленькие слуховые косточки, которые называются «молоточек», «наковальня» и «стремечко». Они связывают барабанную перепонку с эластичной мембраной, затягивающей овальное окно внутреннего уха. Звуковые волны, достигая наружного уха, продвигаются по слуховому проходу и вызывают колебания барабанной перепонки. Слуховые косточки по очереди усиливают и передают колебания в овальное окно внутреннего уха. Это вызывает вибрацию жидкости, наполняющей раковину внутреннего уха, или, как еще ее называют, ушную улитку. Ее крошечные клетки воспринимают звук специальными нервами. Они передают полученный сигнал в мозг, где он обрабатывается, и только после этого мы «слышим».

Во внутреннем ухе также находятся три полукружных канала, не имеющих отношения к слуху. Они тоже заполнены жидкостью и отвечают за чувство равновесия. Если они не в порядке, мы чувствуем головокружение и не можем нормально передвигаться.