Рассказ афганца о жизни после смерти. Жизнь после смерти, доказательства, научные факты, свидетельства очевидцев

Фильм "Послание с Небес"

Смерть тела вовсе не конец человеческой жизни, а лишь начало нового состояния человеческой личности, которая продолжает существовать отдельно от тела.
Смерть, которая не была создана Богом, а была привнесена грехом Адама в Раю - это самая удивительная форма, в которой человек встречается с падением своей природы.
Судьба личности в вечности во многом зависит от того, как человек относится к собственной смерти и готовится к ней.
Что происходит с душой, покинувшей тело, рассказывает Любовь, которая вернулась к жизни незадолго до своих похорон.

Фильм "Память смертная"

Помнить о смерти - это насущная необходимость для всякого человека. Неверующие люди смерти страшатся. Для них смерть - это исчезновение, поэтому они, имея привязанность к земной жизни, стараются, с одной стороны, всячески себя оберегать, а с другой - вообще не вспоминать о своей будущей кончине. Мы знаем о том, что должны постоянно помнить о своей кончине, но нам страшно иметь такую трезвость. Несмотря на совершенную очевидность того, что все мы умрем, мы, однако же, живем как бессмертные. Даже в глубокой старости люди отодвигают мгновение смерти все дальше и дальше. Они не думают о своем скором переходе в вечность, а лишь горячо желают продлить эту земную жизнь.
Верующий человек боится смерти не потому, что она является для него исчезновением, а потому, что она - дверь, за которой открывается совершенно новая область. Чем глубже в человеке вера, тем больше он начинает бояться смерти не как исчезновения, а как суда над своей душой.
В фильме люди, побывавшие на «том» свете делятся своими воспоминаниями. Вы увидите уникальные кадры, снятые очевидцами, как ангелы забирают душу праведного человека.

Фильм "Встреча с вечностью"

[Удивительный и подробный рассказ очевидца о мытарствах, о муках людей в аду и о Рае]

Простому русскому парню Андрею от Господа Бога было показано, что ждет каждого человека после смерти. Вспоминая о своем посмертном опыте он подробно рассказывает о мытарствах, о бесах, об ангелах, о том какие муки ждут людей в аду, и насколько удивителен Рай. В аду он встречал многих своих родственников и разговаривал с ними. О том, что узнал и увидел Андрей по воле Божией, он подробно рассказывает в этом фильме. Весьма поучительно! Смотреть всем!

Фильм "У черты вечности"

Фильм посвящен встрече с интересным человеком, жительницей Вологды рабой Божией Еленой. По болезни Елена несколько раз была в состоянии клинической смерти. В фильме представлен рассказ о том, что она видела, когда ее душа разлучалась с телом. Характер повествования и подробности виденного настолько совпадают с церковным Преданием (мытарства, состояние души, козни падших духов, помощь Ангелов и др.), что приводить доказательства правды виденного становится излишним. Истина свидетельствует о себе самой страхом Божьим, мерзостью греха и тем неизреченным милосердием Божьим, благодаря которому мир до сих пор и стоит. Раба Божия Елена рассказывает также и о тех откровениях, которые касаются не только личного спасения, но и спасения России: все Небо вопиет к Богу о помиловании Родины, и каждому из нас надо так молиться о ней, как мы молимся о своей душе. Без покаяния и единства о молитве за Россию все другое теряет смысл. Всемилостивый Господь посылает подобные откровения для того, чтобы никто никогда не забывал, что наша земная жизнь есть предверие вечности, за которой каждого из нас ожидает подлинная и единственная реальность: ад или ЦАРСТВО БОЖИЕ.

Фильм "По ту сторону земной жизни"
Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Но человек создан для безсмертия, и Христос своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Душа человека продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу. Потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни - склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. В фильме приведены рассказы людей, побывавших за порогом смерти. Этот внетелесный опыт будет интересен тем людям, кто дальше материи ничего не хочет видеть, кто потерял веру в безсмертие души, и тем страждущим, которые изнывают под бременем лишений и житейских невзгод.

ПО ТУ СТОРОНУ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ - 1 часть.

ПО ТУ СТОРОНУ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ - 2 часть.

Сколько существует человечество, столько оно и задается вопросом: есть ли жизнь после смерти? А если она есть, тогда что такое душа человека? В разное время ответы на этот вопрос различались. К примеру, греческий философ Демокрит полагал, что душа – это комочек горячего и мягкого на ощупь вещества, который возможно потрогать. Платон, наоборот, считал, что душа бестелесна и живет там, где ей захочется.

В ХХ столетии, в век тотального научного господства, душе и вовсе отказали в существовании. Считали, что душу придумали жрецы, чтоб завлекать людей в храмы, и никакой жизни после смерти нет. Так было принято считать до того времени, пока однажды врач-реаниматолог из Америки Реймонд Моуди, заинтересовавшись рассказами людей переживших клиническую смерть, захотел их как-то систематизировать. Тогда выяснились невероятные вещи.

Вместо того чтобы соответствовать требованиям науки и признаться, что жизнь после остановки сердца прекращается, все пациенты, будто сговорились, рассказывают об удивительных событиях. Причем, что любопытно, все рассказывают примерно одно и то же, словно в действительности побывали где-то в одном месте.

Так, значит, с душой после смерти происходит нечто такое, о чем понятия не имеет официальная наука? Именно после сенсационного доклада доктора Моуди научный мир озаботился проблемой души человека и пустился на ее поиски. К примеру, из достижений группы ученых из Санкт-Петербурга удалось даже изобрести специальный аппарат, способный сфотографировать душу, а точнее энергию, живущую в нас вместе с физическим телом…

Александр Шеин, врач-реаниматолог:

«Была такая пациентка, я ее очень хорошо помню. Она, к сожалению, умерла – у нее был сахарный диабет и много соответствующих осложнений. Эта женщина пережила несколько обширных инфарктов, она попросту погибала на моих глазах и умерла она буквально с улыбкой на лице. И всегда, когда она была еще в полной памяти, в сознании, она давала понять, что все, происходящее с ней, хоть это и печально и горько, но для нее это не окончательный уход из жизни. Это простой переход куда-то, в некое иное бытие, что происходило с ней при клинической смерти».

У буддистов есть специальная инструкция, Бардо Тодол, известная на Западе под названием «Тибетская книга мертвых». В ней в подробностях описывается все, что ждет человека после смерти физического тела. В древнем манускрипте, написанном несколько тысяч лет назад, имеются детальные описания того, что в наше время принято называть клинической смертью.

Один из ключевых моментов – яркий свет. «Тибетская книга мертвых» представляет собой свод рекомендаций, описывающих, что происходит с сознанием после физической смерти. Первое, что видит душа, – это тоннель белого света:

«Скоро выдохнешь ты последним дыханьем, и оно прекратится. Тут увидишь ты предвечный Чистый Свет. Невероятный перед тобой распахнется Простор, безбрежный, подобный Океану без волн, под безоблачным небом. Как пушинка будешь плыть ты, свободно, один.

Не отвлекайся, не ликуй! Не бойся! Это миг твоей смерти! Используй смерть, ибо это великая возможность. Сохраняй ясность мыслей, не замутняя их даже состраданием. Пусть любовь твоя станет бесстрастной. После того как выдох полностью прекратится, хорошо, если кто-нибудь прямо в ухо отчетливо прочитает такие слова: «Ты сейчас в Предвечном Свете, пробуй остаться в этом состоянии, какое испытываешь».

Современная наука может объяснить явления, описанные в древней книге. Клиническая смерть – это первый этап умирания биологического организма. Начало перехода от жизни к смерти. Во время клинической смерти останавливается сердце и дыхание, исчезают все признаки жизнедеятельности. В течение первых 10–15 мин. человека еще можно возвратить к жизни, но так происходит далеко не всегда. Только 5% людей, побывавших на грани смерти, возвращаются обратно.

Андрею Юрковскому повезло – он смог пережить клиническую смерть. В 12-ти летнем возрасте Андрей попал в реанимацию с анафилактическим шоком. На протяжении нескольких часов врачи боролись за жизнь подростка, но медицина оказалась бессильной. Медики констатировали смерть.

Андрей Юрковский, морской офицер:

«Первое, что я запомнил, – это врачи в белых халатах, суета вокруг, потом я стал словно куда-то удаляться… Я не могу сказать, о происходившем дальше, но помню, в мозгу началась прокрутка детских воспоминаний, я увидел родственников…»

Пока тело мальчика находилось в реанимационной палате, его душа путешествовала в Тонком мире. Андрей вспоминает, как он наблюдал за происходящим со стороны. Видел врачей и родных, не находивших себе места от волнения. Запомнил, как врачи произнесли роковые слова: «Остановка сердца» – и как начала плакать мать, когда ей сообщили, что ее сын умер. Андрей считался мертвым двое суток, но врачи ошиблись. Мальчик возвратился с того света. Очнулся он неожиданно, и возвращение было болезненное.

Медики не верили своим глазам, они не могли объяснить произошедшее. Андрея долго обследовали, прежде чем выписали из больницы. Для мальчика путешествие в Тонкий мир стало настоящим откровением. Благодаря клинической смерти он понял, что кроме физического тела существует какая-то субстанция, продолжающая жить, когда тело умирает.

Рушель Блаво, д-р медицинских наук, психотерапевт: «Человек – это не только физическое состояние, это еще и присутствие ментального, астрального, эфирного и других тел и, безусловно, самой души».

Древние люди верили, что после смерти душа не погибает вместе с телом, а переходит в иной мир. Там она продолжает жить. Именно потому они старались обеспечить умерших всем необходимым. В древних захоронениях археологи находят оружие и бытовые предметы. Древние египтяне строили для фараонов величественные усыпальницы – пирамиды. Они верили, что эти гигантские сооружения станут надежным прибежищем в загробном мире.

Известный спортсмен Эдуард Серебряков, чемпион СССР и России по греко-римской борьбе, пережил клиническую смерть. Он до сих пор считает это самым важным событием в своей жизни.

Э.Серебряков, бывший спортсмен, чемпион СССР и РФ по греко-римской борьбе:

«Что мне дала клиническая смерть? Она изменяет жизнь. Я знаю, что это есть, а другие не знают. Когда люди попадают в какие-то экстремальные ситуации, с ними происходят какие-то катастрофы, в это время вмешиваются некие силы, изменяющие человека…»

Трагедия произошла 14 мая 1997 г. Эдуард, как обычно, отправился на работу в автомобиле. Подъезжая к железнодорожному переезду, он почувствовал, что машина потеряла управление. Он нажал на тормоз, и педаль провалилась, ушла в пол. Как в последствии выяснили, на спортсмена было совершено покушение, надрезали тормозные шланги, и он не смог сбросить скорость. В итоге он все-же затормозил, но остановился прямо посреди переезда.

И этот миг у него сработала сигнализация, двери заблокировались. Все произошло в считанные секунды. Автомобиль спортсмена стоял на железнодорожном переезде, и выбраться из нее он не мог. Через мгновение он увидал, что прямо на него мчится электричка. Мужчина понимал: столкновение неизбежно и шансов выжить практически нет. Время для него в это миг как бы остановилось.

Эдуард Серебряков:

«Сразу возникла мысль в голове: неужели это мой последний день? Как это так, должен же быть некий знак свыше?! Оказывается, никакого знака нет, все происходит неожиданно. Эти 2-3 сек. растянулись в часы или целые сутки. Потом появилась такая неприятная мысль: я же весь искалечен буду… Перепрыгнул на заднее сиденье для того, чтобы хоть лицо у меня осталось целым, закрыл голову, развернулся интуитивно спиной к окну в надежде, что от удара я вылечу.

Потом последовал удар… Я вижу, что лежу в гробу, вижу своих родных. Меня оплакивают. Некоторые говорят, что после наступления смерти поднимались кверху, видели врачей. У меня такого не было. Попросту я увидел свои похороны, ощущал себя лежащим в гробу, увидел, что люди прощались со мной… Не могу сказать, сколько это продолжалось».

Эдуард наблюдал за собственными похоронами, понимая при этом, что продолжает существовать. Он чувствовал такой покой и безмятежность, что по сей день не может подобрать слов, чтобы описать эти ощущения. Эдуард говорит, что понял, почему люди, которые в момент смерти имеют возможность вернуться, предпочитают оставаться там. Дело в том, что там наступает блаженство.

Возвращение было внезапное. Он услышал резкие, громкие, неприятные звуки, а потом он разобрал голос машиниста: «Мужик, ты жив?» Эдуард ответил: «Не знаю». Вначале он находился непонятно где, потом вдруг вновь резкий переход, и тут машинист со своим вопросом…

Серебряков смог выжить чудом. Во время столкновения поезд не смял автомобиль, а, поддев его на путеочиститель, как на вилы, протащил несколько десятков метров, до полной остановки состава. Парень получил тяжелейшие травмы. На его голове большой шрам. У него были сломаны ребра и нога, все тело бы в порезах и ушибах. Почти полгода спортсмен лежал в больнице. Там он и понял, что после путешествия на тот свет в нем что-то изменилось.

Эдуард Серебряков:

«Почему я сюда вернулся, я не знаю. Это знают высшие силы. Значит, нужно для чего-то. Я могу лишь догадываться, предполагать. Возможно, я возвратился для того, чтобы завтра перевести старушку через дорогу, чтобы она не погибла под автомобилем. Возможно, для того, чтобы с вами поговорить, чтобы мой рассказ кто-то услышал…»

После возвращения с того света Эдуард Серебряков абсолютно изменил свою жизнь. Он ушел из спорта и стал писать стихи. Но не просто стихи, а рифмованные пророчества.

Колокольчик девочка держала
Ветер ее волосы трепал
Только жизнь уныло умирала
И печалью был ее финал
На луне я вижу отраженья
В этом зеркале бездонной пустоты
Как безумец ищет наслажденье
В убиенье собственной души
Звук то режет, то задорно скачет
Липкий пот не подтверждает страх
Камень точит воду в этой сказке
Потому что мягче он сейчас

Эдуард Серебряков:

«Я написал эти строки за несколько часов до Беслана. Оно написалось как-то сами по себе. Я понимаю, что это высшие силы мной руководили. Первого сентября я вдруг в новостях узнаю о захвате школы. Помните, как там дети страдали? Понимаете, камень точит воду, а не наоборот, и липкий пот…»

Замечено, что, после клинической смерти, человек кардинально меняется. Он словно переосмысливает свою жизнь, и этому есть научное объяснение. Психологи, к примеру, сравнивают посмертный опыт с шоковой терапией. Они считают осознание неожиданной конечности бытия одним из самых сильных стимулов для раскрытия человеческого потенциала.

Все то, что нас не убивает, делает нас сильней. Опыт умирания как раз помогает человеку развиваться дальше. Другой вопрос: способен ли он этот отрицательный опыт принимать и использовать для какого-то движения вперед?

Люди, которые пережили клиническую смерть, порой приобретают способности к телепатии и ясновидению.

Известный нейрофизиолог Наталья Бехтерева считала, что эти феномены в действительности существуют. В течении долгого времени она работала в реанимации, наблюдая десятки возвращений с того света. Реанимированные описывали черный тоннель, в конце которого виден свет, рассказывали об ощущении полета и описывали яркий свет, который был в конце тоннеля. Наталья Бехтерева пыталась понять, что происходит в это время с мозгом человека, и ответить на вопрос о том, в действительности ли во время клинической смерти душа умирающего выходит из тела.

Итогом почти полувековой научной работы нейрофизиолога Н.Бехтеревой стал сенсационный вывод. Человеческий мозг – это своеобразный приемно-передающий механизм, в котором формируется сознание человека. Но сознание не связано с мозгом напрямую, оно только использует мозг для приема сигналов. Мозг получает информацию, обрабатывает ее и лишь потом принимает логические решения. Но кто диктует эти сигналы? Ведь порой люди получают готовую формулировку как бы из ниоткуда. По мнению Бехтеревой, этот «кто-то» и есть наша душа. Именно она при клинической смерти выходит из тела и получает информацию, которую после возвращения в тело и обрабатывает мозг.

Больше того, во время клинической смерти происходит своеобразная «перезагрузка» мозга. Наша мыслительная машина начинает работать в другом режиме. Активизируются самые древние участки, которые ранее не использовались. Именно они наделяют человека необычными способностями. В ходе эволюции эти возможности мозга человека оказались заблокированными.

Ленинградская обл., 2008 г. Горит дом. В огне второй этаж. Густые клубы дыма валят из окон. Странное тело мечется по крыше, а затем сливается со столбом дыма и устремляется вверх. В пожаре погибли люди, и камера смогла зафиксировать их души. Тонкие тела нередко попадают в объектив фотокамер. Это полупрозрачные шары, имеющие неоднородную структуру. Более часто они появляются в местах, где в избытке проявляются человеческие эмоции, к примеру на кладбищах.

1828 год, 18 мая, Крит. У замка Франко-Кастелло произошла битва между греками и турками. На протяжении 7-и дней под стенами крепости шли кровопролитные бои.

Татьяна Сырченко, редактор газеты «Аномалия»:

«История человеческих жизней оставляет свой след. И то, что люди называют призраками, – это по сути и есть следы. Это можно называть фантомами или проявлениями неких неведомых нам пока субстанций».

С того времени каждый год 18 мая сражение повторяется снова и снова. С первыми лучами солнца над горизонтом появляются воины-призраки. Они направляются в сторону побережья. Случайные свидетели рассказывают, что при этом слышен конский топот, крики воинов и даже стоны раненых. Исследователи называют эти редкие феномены хрономиражами. Они воспроизводят реальные исторические события. Зачастую можно наблюдать такого рода явления в местах, где происходили трагические события. Души погибших людей, призраки прошлого, могут на неопределенное время оставаться на месте своей гибели.

Принято считать, что у человека существует 7 тел: физическое, эфирное, астральное, кармическое и так далее. Ученые их называют проекциями человека в многомерной Вселенной. Ведь научно доказано, что до большого взрыва Вселенная существовала в 10-ти измерениях. Таким образом, физическое тело человека живет в трехмерном мире, эфирное – в четырехмерном, астральное тело – в пятом измерении. И вот после смерти человека эти его сущности начинают стремительно распадаться. Вначале умирает физическое тело, на 9-й день – эфирное, на 40-й – астральное. И лишь потом уходит на свободу то, что религии всего мира называют душой.

Призрак – это не что иное, как эфирное тело. Эфирное тело – это то же самое, что и наше физическое, но только имеющее четырехмерную природу; оно как бы немного заторможено во времени. Такой призрак может находиться прямо здесь, но мы его не увидим, потому что он не преломляет солнечный свет.

Часто при насильственной или неожиданной гибели человеческое сознание не может признать факт собственной смерти и пытается продолжать привычное для себя существование. А порой оно попросту не понимает, что с ним произошло.

По мнению людей, именуемых себя медиумами, большинство людей попросту не осознали что умерли. Они не знают, что уже мертвы, подобно тому как многие не знают, что они живы, при жизни. Люди в течении всей жизни машинально что-то делают, и когда наступает смерть, они просто продолжают делать то же самое и после смерти. Таким образом, человек может и после смерти ходить на работу, с кем-то там встречаться, мечтать о чем-то. В особенности если он умер неожиданно. Покончившие жизнь самоубийством и люди, погибшие внезапно, становятся призраками. Их эфирные тела обречены на вечные скитания.

Эдуард Гуляев, д-р энергоинформационных наук, профессор: «Привидения и призраки – это реально существующие сгустки энергии. Чаще всего это эфирные тела, сброшенные в момент сильного потрясения».

Призрак императора Павла I, убитого в Инженерном замке, по сей день пугает туристов. Свидетели описывают призрачную фигуру, прогуливающуюся по замку, а порой даже играющую на флейте.

По мнению исследователей, Тонкий мир существует параллельно с физическим миром. Это мир энергии и информации. То, что называют «тонким миром», «иными планами», «параллельными мирами» – это попросту, могут быть, те аспекты, которые наше сознание не воспринимает до определенного момента. А потом, в какой-то момент переключаясь, начинает воспринимать.

Считается, что Тонкий мир населяют души людей и животных, там обитают духи стихий и разного рода бесплотные существа. Именно там продолжается жизнь человека после смерти. Именно оттуда приходят призраки и привидения. По утверждению экстрасенсов, мы можем черпать информацию из нематериальных источников. Эта внечувственная информация может нам рассказать о будущем или о прошлом.

Многочисленные свидетельства о встречах с призраками и привидениями не позволяют пренебречь этим явлением. Считается, что это души умерших, которые хотят передать живым некие сообщения или просьбы. К примеру, призрак поэта Данте Алигьери являлся его сыну, чтобы указать место, где спрятаны последние песни «Божественной комедии»…

Частный суд Божий над душами, по учению церкви, предваряется истязанием или испытанием их в так называемых мытарствах, чрез кои они, в сопровождении ангелов, проходят в области воздушной, и где злые духи, находясь в своей области, задерживают их и обличают все грехи, содеянные ими в жизни. Ученику преподобного Василия Нового (жившего в первой половине X века), Григорию, были открыты в видении обстоятельства смертного часа и хождения по мытарствам блаженной Феодоры. Вот что блаженная Феодора говорила ему:

Когда я приблизилась к концу своей жизни и настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество эфиопов, стоявших около моей постели; лица их были черны, как сажа и смола, очи – как раскаленные угли, а взгляд страшный до того, что и сказать нельзя. Они, яростно, смотря на меня, скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Тут же они приготовляли бумаги, как бы ожидая какого судию, и развертывали свитки, в которых были записаны все мои злые дела. Бедная душа моя была в несказанном страхе и трепете. Страшен вид эфиопов, и не слышно голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и они препоясаны были крестообразно на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собою, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их эфиопы содрогнулись и отступили. Тогда один из светоносных юношей строго сказал им: «О бесстыдные, проклятые и злобные враги рода человеческого! Зачем всегда спешите приходить к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучающуюся с телом? Не радуйтесь; тут вы ничего для себя не найдете: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего общего с нею!» Эфиопы неистово закричали и начали показывать записки о злых делах, от юности мною соделанных, говоря: «Мы не имеем дела до неё? А это чьи грехи? Не она ли творила их?» Крича таким образом, они выжидали смерти моей. И вот пришла смерть, и из уст моих излетел последний вздох, а светоносные ангелы взяли мою душу на руки свои. Я оглянулась назад и увидела, что мое тело лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на свое тело, будто на одежду, и очень удивлялась этому. Между тем как святые ангелы держали меня, бесы в виде эфиопов окружили нас и кричали: «Эта душа имеет много грехов, пусть отвечает за них!» И начали показывать мои грехи, а святые ангелы начали искать добрых моих дел и обретали благодатью Божию все, что при помощи её сделано мною. Они собирали все, что я сделала когда-либо доброе: дала ли милостыню убогим, или накормила алчущего, или напоила жаждущего, или одела наготующего, или странного ввела в дом и упокоила, или послужила рабам Божиим, или посетила больного и в темнице сидевшего и утешила его; приходила ли с усердием в храм Божий и молилась с умилением и слезами, или внимательно слушала чтение и пение церковное, или приносила в храм ладан и свечи, или наполняла маслом церковные лампады на освещение святых икон и лобызала иконы с благоговением; или постилась и воздерживалась в среды, пятки и во все святые посты, или клала поклоны и ночь проводила в бдении, или воздыхала к Богу и плакала о грехах своих, или исповедовала грехи свои пред отцом духовным с сердечным сожалением о них и старалась делать за них удовлетворение; или оказывала что-нибудь доброе ближним, не гневалась на врагов, не памятозлобствовала и кротко переносила досаждения и укоризны, за зло воздавала добром, смирялась, жалела о чужой беде и сострадала страждущим, утешала плачущего и подавала ему руку помощи, споспешествовала кому в добром деле, а от худого отвращала; или сама отвращала очи мои от суеты и удерживала язык от клятвы, лжи, клеветы и суесловия, – и все иные, самые малейшие добрые мои дела, одно за другим, святые ангелы собирали и готовили положить на весы против злых моих дел. Эфиопы, смотря на это, скрежетали на меня зубами своими, потому что хотели тотчас вырвать меня из рук ангельских и низвести на дно ада. В это самое время нечаянно явился там преподобный отец Василий и сказал святым ангелам: «Святые ангелы! Эта душа много послужила к упокоению старости моей, а потому я молился об ней к Богу, и Бог даровал её мне». Сказавши это, он вынул из-за пазухи как бы мешочек с золотом и отдал его ангелам со словами: «Вот сокровище пред Господом об этой душе! Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать ее, то вы искупляйте её этим от долгов ее». После сего ушел, лукавые же духи, увидев дар преподобного Василия, сперва стояли в недоумении, потом подняли плачевные крики и сделались невидимы. Тогда снова явился угодник Божий Василий, неся с собою много сосудов чистого елея и драгоценного мира, которые все, один за другим, вылил на меня, отчего я исполнилась благоухания духовного и почувствовала, что я переменилась и сделалась очень светлою. И опять сказал ангелам преподобный: «Когда вы, святые ангелы, сделаете все, необходимое для этой души, тогда введите её в приготовленную мне от Господа обитель, пусть там и остается». После сего стал невидим; а святые ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток.

( Мытарство 1) . Когда мы шли от земли к высоте небесной, то вначале встретили нас воздушные духи первого мытарства, на котором истязуются грехи празднословия, то есть бесед безрассудных, скверных, бесчинных. Мы остановились, и пред нами вынесены были многие свитки, где записаны были все слова, произнесенные мною от юности моей непотребно и безрассудно, а особенно если они выражали что-нибудь срамное или кощунственное, как нередко бывает на языке людей молодых. Я видела записанными там все свои суесловия, сквернословия, все мирские бесстыдные песни, бесчинные крики, смех и хохот. Всем этим злые духи обличали меня, указывая на время и место, когда, где и с кем занималась я суетною беседою и прогневала Бога своими непристойными словами, не считая этого грехом, а потому не исповедывалась в них духовному отцу и не раскаивалась. Я молчала как безгласная, не будучи в состоянии отвечать, потому что лукавые духи правильно обличали меня. Когда я молчала, стыдилась и от страха трепетала, святые ангелы положили нечто из моих добрых дел, а недостающее восполнили из сокровища, подаренного преподобным отцом Василием, и этим выкупили меня.

(Мытарство 2) . Оттуда пошли мы выше и приблизились к мытарству лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, то есть клятвопреступление, напрасное призывание имени Божия, лжесвидетельство, неисполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное. Духи этого мытарства злы и свирепы; они остановили нас и начали подробно испытывать. Но я обличена была только в двух: первое, что случалось мне иногда солгать в неважных вещах, и я даже не считала того за грех; второе, что из ложного стыда я, бывало, неискренно исповедовалась пред отцом моим духовным. А клятвопреступления, лжесвидетельства и тому подобных беззаконий не нашли во мне, по милости Христовой. Святые ангелы на этом мытарстве против моих грехов положили нечто из моих добрых дел, а более молитвы духовного отца моего выкупали меня, – и мы пошли выше.

(Мытарство 3) . Достигли мы мытарства, истязующего осуждение и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек осуждения ближнего и как велико зло клеветать на кого-либо, осуждать, бесславить, хулить, браниться и смеяться над чужими недостатками. Таких грешников лютые истязатели истязуют как антихристов, предвосхитивших себе право суда над другими. Но во мне, по благодати Христа, немного нашли этих грехов, потому что я во все дни жизни моей прилежно старалась никого не осуждать, ни на кого не клеветать, ни над кем не смеяться и не бранить никого. Только иногда, слушая иных, как они осуждают, клевещут или смеются над кем-нибудь, случалось и мне немного соглашаться с ними мыслию или по неосторожности прибавлять свое слово, и тотчас зазрила себя и останавливалась; но и самое поползновение истязатели вменяли мне в осуждение и клевету. И тут ангелы, выкупивши меня дарованием молитв преподобного Василия, пошли со мною выше.

( Мытарство 4) . Дошли мы до мытарства чревоугодия, и тотчас выбежали навстречу злые духи в надежде найти добычу себе. Лица их были скаредные, похожие на лица сластолюбивых обжор и мерзких пьяниц. Обойдя нас, как псы, они тотчас показали счет всех случаев обжорства, когда я тайно ела или сверх нужды, или с утра, не помолившись и не оградивши себя крестным знамением, принималась за пищу, или во святые посты ела до совершения церковного богослужения. Представили и все случаи моего пьянства, даже показывали те самые чаши, рюмки и прочие сосуды, из коих я упивалась в такое-то время, на таком-то пиру, с такими-то собеседниками. И всякое мое чревоугодие до подробности поставили на вид и радовались, как бы уже получив меня в свои руки. Я трепетала, видя такое обличение, и не знала, что отвечать вопреки. Но святые ангелы, вынув довольно из дарования преподобного Василия, положили то против моих грехов и выкупили меня. Увидевши выкуп, злые духи вскричали: «Горе нам! Пропали наши труды и надежды!» И бросили на воздух свои записи о моем чревоугодии, а я радовалась, – и мы пошли далее.

Когда мы шли, святые ангелы беседовали между собою так: «Истинно, великую помощь эта душа имеет от угодника Божия Василия, и если бы не его молитвы, то много нужды претерпела бы она в воздушных мытарствах». А я, принявши смелость, сказала им: «Мне кажется, святые ангелы, что никто из живущих на земле не знает, что здесь происходит и что ожидает душу по смерти». Но ангелы отвечали мне: «А разве не свидетельствует обо всем этом Божественное писание, читаемое в храмах и проповедуемое священнослужителями? Только люди, пристрастившиеся к земной суете, небрегут о том, и, считая величайшим удовольствием ежедневное объедение и пьянство, всегда едят без меры и упиваются, забывши страх Божий. Имея чрево свое вместо Бога, они не помышляют о будущей жизни и не припоминают себе сказанного в писании: горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете, и упивающиеся, потому что возжаждете. Впрочем, кто из них милостив и милосерд к нищим и убогим и помогает требующим помощи, тот легко получает от Бога прощение грехов своих и ради милосердия своего к ближним проходит мытарства без остановки. Сказано в писании: милостыня, от смерти избавляет и так очищает всяк грех; творящий милостыни и правды исполнятся жизни. А кто не старается милостынями очищать грехи свои, тому невозможно избегнуть темных мытарей, которые низводят их в ад и держат в узах до страшного суда Христова. И тебе не избежать бы здесь лютой участи, если бы не получила ты сокровища молитв преподобного Василия».

( Мытарство 5) . В такой беседе мы достигли мытарства лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не хотевшие трудиться, и наемники, бравшие плату, но не исполнявшие своих обязанностей, принятых на себя. Там же истязуются и те, кои нерадят о прославлении Бога, ленятся в праздничные и воскресные дни ходить в храм на утреннее богослужение, на Божественную литургию и другие священные службы. Там же испытывается вообще уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей, и разбирается нерадение каждого о душе своей, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы святые ангелы не восполнили моих недостатков дарами преподобного Василия.

( Мытарство 6) . Оттуда пришли мы к мытарству воровства, где хоть и были остановлены на некоторое время, но, давши немного выкупа, пошли далее: потому что не обрелось на мне воровства, кроме весьма маловажных случаев в моем детстве, происшедших от неразумия.

( Мытарство 7). Мытарство сребролюбия и скупости прошли мы без задержания, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что давал, и не была скупою, но, что имела, усердно раздавала нуждающимся.

( Мытарство 8) . Поднявшись выше, мы встретили мытарство лихоимства, где истязуют дающих деньги за противозаконные проценты, и всех других, наживающихся на счет своих ближних, взяточников и присвоителей чужого. Истязатели, не сыскавши на мне лихоимства, скрежетали зубами от досады, а мы, благодаря Бога, пошли выше.

( Мытарство 9) . Пред нами открылось мытарство неправды, где истязуются несправедливые судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных, – также люди, не дающие наемникам условленной платы или в торговле употребляющие неправильный вес или меру, и вообще все, делающие какую-нибудь несправедливость. Но мы, по милости Божией, прошли это мытарство безбедно и очень мало дали для искупления моих грехов.

( Мытарство 10) . Мытарство зависти мы прошли, ничего не заплативши, потому что я никогда не завидовала. Тут же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть; но, по милосердию Христа Бога нашего, я оказалась невинною в этих грехах, и хотя видела ярость скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась их, и мы, радуясь, пошли выше.

( Мытарство 11) . Прошли мы и мытарство гордости, где надменные духи истязуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание; тут истязуются души людей и за невоздавание должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и неповиновение им. Мы тут очень мало положили для моего искупления, и я была свободна.

( Мытарство 12) . Потом достигли мытарства гнева и ярости, и хотя там воздушные истязатели очень свирепы, но мало что от нас получили, и мы пошли далее, радуясь о Господе, под покровом молитв преподобного отца моего Василия.

( Мытарство 13) . Засим открылось пред нами мытарство злопомнения, где без милосердия испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло. Милосердие Господне и здесь спасло меня, потому что ни против кого не злобствовала и не помнила нанесенных мне обид, а, напротив, всегда, по силе, оказывала любовь и незлобие к обижавшим меня, побеждая зло добром. Мы здесь ничего не заплатили и, радуясь о Господе, пошли далее.

Тогда я осмелилась спросить ведших меня ангелов: скажите мне, откуда эти страшные властители воздушные знают так подробно все злые дела людей, и не только явные, но и тайные? Ангелы отвечали мне так: «Всякий христианин после святого крещения получает от Бога приставленного к нему ангела-хранителя, который, невидимо храня человека, наставляет его днем и ночью на всякое доброе дело и записывает все добрые дела его, за которые человек мог бы получить от Господа милость и вечное воздаяние в царстве небесном. И князь тьмы, желающий привлечь к своей погибели весь род человеческий, также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, замечал все злые дела его и, поощряя его своими кознями к таким делам, записывал все худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны воздушным князьям. Когда же душа разлучится и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют это, показывая ей содеянные ею грехи, и если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать ее; а грехов если найдется больше сравнительно с делами добрыми, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют её в темнице невидения Бога и мучат, сколько сила Божия позволит им мучить ее, пока та душа, посредством молитв церкви и милостыни ближних, не получит прощения. Если же какая душа окажется так грешною и нечистою пред Богом, что не будет для нее никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят её в бездну, где и для них самих уготовано место вечного мучения. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня, и потом, по соединении с своими телами, будут с дьяволами мучиться в геенне огненной. И то еще заметь, – сказали ангелы, – что этим путем восходят и подвергаются испытанию в мытарствах только те, которые просвещены верою и святым крещением, а неверующие сюда не приходят, потому что еще до разлучения от тела душами своими принадлежат аду и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души, как свою надлежащую добычу, и низводят в пропасть».

(Мытарство 14) . Беседуя так, мы достигли мытарства убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар, нанесенный ближнему, за пхание со гневом и толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее.

(Мытарство 15) . Прошли мимо мытарства чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. Здешние духи видом похожи на гадин, змей и жаб, страшны и отвратительны. По милости Божией, во мне не нашли они ничего, и мы пошли далее, провожаемые криком демонов: «Вот придешь в мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!»

Когда мы поднимались выше, я осмелилась спросить святых ангелов: «Все ли христиане проходят чрез эти мытарства, и нет ли возможности пройти тут без истязания и испытания на мытарствах?» Ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этою дорогою, но не все бывают так истязуемы, как ты, а только подобные тебе грешники, которые творили не полное исповедание грехов своих, из ложного стыда утаивая пред отцом духовным срамные дела свои. Ибо кто чистосердечно рассказывает на исповеди все свои худые дела, и жалеет, и кается о сделанном, того грехи невидимо заглаждаются Божиим милосердием. И когда такая покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, разогнувши свои книги, не находят в них разрешение, стараясь потом сделать возможное за них удовлетворение добрыми делами, то не подверглась бы этим грозным истязаниям в мытарствах. Впрочем, тебе много помогло то, что ты давно уже перестала грешить смертно и прочие лета жизни своей проводила добродетельно, а особенно помогли тебе молитвы преподобного Василия, которому ты много и усердно послужила».

(Мытарство 16) . Беседуя таким образом, мы подошли к мытарству блуда, на котором истязуется не только всякое любодеяние, но и блудные мечты, мысленное услаждение в том, блудные воззрения, порочные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства был облачен в нечистую и смрадную одежду, запачканную кровавой пеной, и множество бесов стояло около него. Увидевши меня, они удивились, что я успела уже пройти столько мытарств, и, вынесши записки о всех моих блудных делах, обличали меня, указывая на лица, на место, на время -. кем, когда и где я грешила в юности моей. Я молчала и трепетала от стыда и страха; но святые ангелы сказали бесам: «Она давно уже оставила блудные дела и последнее время жизни своей провела в чистоте, воздержании и посте». А бесы отвечали: «И мы знаем, что она давно же перестала грешить, но неискренно исповедовалась пред своим духовным отцом и не получила от него надлежащей заповеди об удовлетворении за грехи, потому она наша! Или оставьте её нам, или выкупите добрыми делами». Ангелы положили много из моих добрых дел, а еще больше от дарования Василия преподобного, и едва я избавилась от лютой беды.

( Мытарство 17) . Дошли мы до мытарства прелюбодеяния, где истязуются грехи людей, живущих в супружестве, но не хранящих супружеской верности друг другу и не соблюдающих ложа своего нескверным, также блудные похищения и насилия. Здесь же строго истязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя Богу и обещавших жить для Христа, но не соблюдших чистоты. И я много должна была на этом мытарстве; лукавые духи уже обличили меня и хотели вырвать из рук ангелов, но ангелы долго спорили с ними, представляя все мои последующие труды и подвиги, и едва искупили меня – не столько моими добрыми делами, которые положили тут все до последнего, сколько сокровищем отца моего Василия, сокровищем, которого также очень много положили на весы против моих беззаконий, – и, взявши меня, пошли далее.

( Мытарство 18) . Приблизились мы к мытарству содомских грехов, на котором истязуются всякие противоестественные грехи, кровосмешения и другие скверные дела, совершаемые тайно, о коих даже и вспоминать стыдно и страшно. Князь этого мытарства был мерзостнее всех бесов, опачкан гноем и смрадом, таковы же и слуги его, смрад от них был нестерпим, злообразие невообразимо, ярость и лютость невыразимы. Они окружили нас, но, по милости Божией, ничего не найдя во мне, побежали от нас со стыдом, а мы прошли дальше.

И сказали мне святые ангелы: «Ты видела, Феодора, страшные и мерзкие мытарства блудные! Знай же, что мало какая душа проходит их без остановки и выкупа, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все люди сластолюбивы. Мало кто бережет себя от нечистот блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Потому и мало кто проходит тут свободно; весьма многие, достигши блудных мытарств, здесь погибают. Начальники блудных мытарств хвалятся, что они более всех здешних истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада. А ты, Феодора, благодари Бога, что вот уже прошла блудные истязания, по молитвам преподобного Василия, отца твоего, и более не увидишь страха».

( Мытарство 19) . После сего мы подошли к мытарству ересей, где истязуются неправые мудрования о вере, отступничество от православного исповедания веры, неверие, сомнения о вере, порицание святыни и прочее тому подобное. Я прошла это мытарство без испытания, и вот мы уже были недалеко от врат небесных.

( Мытарство 20) . Но нас встретили злобные духи последнего мытарства – немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Тут без милости истязуются души немилосердных. Если бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя постами, непрестанно молился и сохранял чистоту телесную, но был немилостив, – таковый из этого мытарства низвергается в адскую бездну и не получает милости вовеки. Но мы, благодатию Христовою, прошли безбедно чрез это место при помощи молитв преподобного Василия.

Таким образом, избавившись от страшных мытарств, мы с радостью приблизились, наконец, к самым вратам небесным. Небесные врата были как будто из светлого кристалла и дивно сияли. В них стояли светлые, как солнце, юноши, которые, увидев меня с ангелами, радовались, что я милосердием Божиим избавилась от воздушных мытарств, и, приветливо встретивши нас, ввели меня внутрь. Но что я там видела и что слышала, чадо Григорий, того нельзя и высказать. Я видела то, чего никогда не видело око человеческое, и слышала, чего ухо никогда не слышало и что никому из живущих на земле не представляло желание или воображение.

И приведена я была к престолу Божию славы неприступной, окруженному херувимами, серафимами и множеством воинов небесных, всегда славящих Бога неизреченными песнями. Падши, я поклонилась невидимому и непостижимому Богу, а небесные силы воспели сладкую песнь, прославляя Божие милосердие, не побеждаемое грехами человеческими. И пришел глас от вселенной славы, повелевавший приведшим меня ангелам показать мне все обители святых и потом все муки грешников, после чего водворили бы меня в обители преподобного Василия. Итак, водили меня всюду, и я видела прекрасные обители апостольские, пророческие, мученические, святительские и проч. Все они были красоты неизреченной и пространны, и везде я слышала глас духовной радости и веселия, везде видела торжество святых. Все они, увидевши меня, радовались о моем спасении и прославляли Бога, избавившего меня от сетей вражиих.

По обхождении светлых обителей низведена я была в преисподнюю и видела там страшные и нестерпимые муки грешников. Показывая их мне, ангелы сказали: «Смотри, Феодора, от каких мук избавил тебя Господь по молитвам угодника своего Василия!» Я слышала там вопли, плач и рыдания мучившихся. Иные из них страшно кричали и проклинали день рождения своего, но никто не оказывал им милосердия. Оттуда провели меня ангелы в эту видимую тобою обитель и водворили меня тут, сказав: «Сегодня преподобный Василий творит о тебе память». И поняла я, что тогда был сороковой день по разлучении моем от тела, и в этот день я пришла в это место успокоения» («Чет. – Мин.», 26 марта, в житии преподобного Василия Нового).

О состоянии праведных душ до всеобщего суда так говорит Священное Писание : во-первых, они вслед за исходом из сей жизни награждаются за подвиги жизни земной блаженством; так, праведный Лазарь тотчас по смерти «отнесен... был на лоно Авраама» (), и на кресте покаявшемуся разбойнику сказал Господь: «днесь со Мною будешь в раю» (). Во-вторых, они будут наслаждаться покоем (; ), или свободою от скорбей и страданий, находиться в общении с праведниками и ангелами (; ), и служить Богу хвалебным славословием и молитвенным ходатайством о живущих на земле. Но это состояние еще не есть состояние окончательное. Полная слава и блаженство каждого, по его заслугам (), последуют только после всеобщего воскресения и всеобщего суда, когда придет Господь в назначенный день () и объявит суд решительный, которого приговоры никогда не переменятся ().

О состоянии душ грешных открыто, что они удалены от лица Божия (; ), заключены в темницу падших духов (), или в ад – место темное и мучительное (), сознают и чувствуют потерю блаженства (), чувствуют упреки совести и напрасно стараются сами улучшить свое бедственное положение (). Но неодинаково будет состояние их, а соответственное нравственному состоянию каждой отдельной души (). И опять, это состояние их не есть решенное навсегда и окончательное, а переходное – для одних в ожесточение и вечную нераскаянность во зле, а других – в упование на помилование от Бога и жизнь вечную (; ). Последние – это те грешники, которые на земле не принесли плодов, достойных покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия, потому они и не терпят страданий, какие терпят грешники нераскаянные, и остаются с возможностью получить помощь от церкви. Ибо так учит апостол: если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, пусть молится, и даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. «Есть к смерти; не о том говорю, чтобы он молился» ().

Значит, кто не отторгся окончательно от церкви, тела Христова (), тот, как член тела, может надеяться на помощь со стороны других членов и сам способен принять эту помощь. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (). По такой тесной связи христиан между собою, они имеют возможность помогать своим ближним, отдаленным от них огромными пространствами, находящимся в плену или темнице, удручаемым болезнями, молитвами о них к Богу (; ; ). Молитва, по учению писания, может оказывать влияние и на мир отшедших от нас душ, простирает свою силу и на область ада. Мы привели выше слова апостольские о грехе смертном. И Спаситель сказал, что есть грех, который не прощается «ни в сем веке, ни в будущем» (). Следовательно, как есть грех смертный, о котором бесполезно и молиться, который не простится ни в настоящей, ни в будущей жизни, так есть грехи не смертные, о которых молитва может быть вполне благоплодна, не тщетна. «Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить оную в хлеб, поелику, несмотря на свое желание, не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или потому, что отлагал это со дня надень, но сверх чаяния постигнуть и пожать смертию – не будет забыт праведным Судиею и Владыкою. Господь, по смерти его, возбудит его родных, ближних и друзей, направит их мысли, привлечет сердца и преклонит души к оказанию пособия и помощи ему. И когда Бог подвигнет их, и Владыка коснется сердца их, они поспешат вознаградить опущение умершего» (Св. Иоанна Дамаскина слово «об усопших. в православной вере»). Таким образом, в жизни загробной узники ада получают помилование не за собственное покаяние, а за благотворения людей, находящихся в живых, за молитвы, воссылаемые о них церковью во имя Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи мира и давшего нам неложное обещание «если о чем попросите во имя Мое, Я то сделаю» () (см. «Афонск. лист.» № 32).

2. Рассказы о частном суде вслед за смертью человека.

В житиях святых содержатся подробные сведения о мытарствах. И хотя сведения эти представляются часто в очень ярких вещественных и человекообразных картинах, но они не могут отвергать той главной мысли, что злые духи принимают свое злое участие в судьбе души человека, тотчас по разлучении её с телом.

а) Св. Иосиф Песнописец, приготовляясь к исходу из сей жизни, молился: Господи Боже мой! соблюди до конца дух мои и даруй мне невредно избегнуть князя тьмы и воздушных страшилищ.

б) Человек, воскрешенный св. ап. Филиппом, припал к ногам его и сказал: благодарю тебя слуга Божий, что ты от многих зол избавил меня в час сей: два черные эфиопа влекли меня, и если бы ты не предварил, то ввергли бы меня в тартар лютый.

в) Св. Андрей Юродивый видел душу одного мертвеца, окруженную бесами, которые плясали и смеялись, провожая ее.

г) Воин Таксиот совершил в жизни своей прелюбодеяния и в нем умер. Оживший чрез несколько дней, он рассказал тут бывшим, что на этом мытарстве у него не оказалось соответственных греху добрых дел, и лукавые духи повели душу его в темницы адовы, где души грешных находились в вечной тьме, где плач неутешный, где плачут они – и никто их не жалеет и не утешает, где взывают о помощи, и никто их не слушает.

д) Преподобный Агафон целых три дня перед пробыл с открытыми глазами. Братья решились тронуть его и спросили: «Где ты?» Он ответил: «Стою пред судилищем Божиим».

Сколько известно в «Четиях-Минеях» откровений, которыми ясно доказывается сопребывание душам на суде св. ангелов! Так, в жизни того же Антония Великого говорится, что, когда бесы клеветали на его душу вслед за смертью, ангелы останавливали клеветников. Св. Нифонт поставляет на вид прение ангелов с духами злыми из-за душ судимых. Именно: злые духи, обвиняя одного мертвеца, говорили, что этот мертвец тяжко грешил на земле дай умер без покаяния. Ангелы же ответили: «Не поверим ни вам, ни отцу вашему – сатане, доколе не спросим ангела-хранителя этой души». Ангел-хранитель сказал: «Точно, много согрешил этот человек, но только что сделался болен, начал плакать и исповедывать свои грехи .

«Долго ли продолжается над душою послесмертный суд?» Сорок дней , как верует православная церковь. Особо этот суд начинается для каждой души, особо же и следует до самого конца, потому что каждый человек умирает в свое определенное время. Некрещеные же люди прямо (без суда) поступают во власть дьявола .

Наконец, «чем оканчивается этот суд?» Ту душу, которая устоит на нем, встречает множество св. ангелов. Так, св. Нифонт видел, что ангелы выходили из врат небесных навстречу к одной праведной душе и, приветствуя эту душу, прославляли Бога, который не предал её в руки врагов. Богоносные отцы открывают нам: «Если душа окажется по благочестивой жизни достойною… то принимают её ангелы Божий, и уже без печали совершает она свое шествие, имея спутниками святые силы ; если победят её дела, ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут её с веселием пред лице Божие: в тот час она забывает все, принадлежащее к земной жизни, и все понесенные ею труды»: и еще: «когда это совершилось (то есть, когда душа достигла до неба), руководившие нас ангелы возрадовались: они начали лобызать нас» . Что же до душ грешных, то и эти души вначале сопровождаются ангелами. Но в последующем пути своем они решительно задерживаются и затем по насилию от бесов бывают низводимы в ад. Так, тот же преподобный Нифонт видел низведенным в ад человека, который был и блудником, и волшебником, и грабителем, наконец, – и умер без покаяния. «Если какая душа окажется жившей в небрежении и распутстве (говорит егв. Кирилл александрийский), св. ангелы оставляют ее, и она подвергается власти мрачных демонов».

Когда же обе стороны для судимой души будут в равновесии, т. е. когда и ангелы представят добрые дела её к оправданию, и злые духи припомнят столько же грехов её к осуждению, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется недостаток добрых дел против преобладающего количества злых (см. брош. прот. Е. Попова: «Суд Божий над человеком вслед за смертию его»).

На планете не родился такой человек, который может спокойно относиться к смерти. Такие мысли у большей половины человечества вызывают страх. В чем причина боязни? Болезнь, бедность, стрессы, трудности нас не пугают, но почему смерть заставляет бояться, а человеческие рассказы переживших доводят до дрожи? Может быть, причина в том, что даже о тяжелой болезни есть пара строк, а про жизнь в загробном мире вообще не знаем, кого спросить.

Прошлое воспитание лишний раз доказывает: ведь практически все жители планеты уверены в том, что жизни после смерти не существует. Не будет больше ни рассветов, ни закатов, а также встреч с близкими и теплых объятий. Пропадут все важные чувства: слух, зрение, осязание, обоняние и т. д. Что бывает после смерти и правдивы ли рассказы людей, переживших клиническую смерть, поможет разобраться эта статья.

Из чего состоит наше тело

Каждый имеет физическое тело и бестелесную душу. Ученые и эзотерики открыли такой фактор, что у человека имеется несколько тел. Помимо физического, есть и тонкие тела, которые, в свою очередь, делятся на:

  • Эфирное.
  • Астральное.
  • Ментальное.

Любое из этих тел обладает энергетическим полем, которое при объединении с тонкими телами образуют ауру или, как ее еще называют, биополе. Что касается физического тела, то его можно потрогать и увидеть. Это тело наше основное, которое дается нам при рождении на определенный временной промежуток.

Эфирное, астральное и ментальное тело

Так называемый двойник физического тела не имеет цвета (невидимый) и называется эфирным. В точности повторяет всю форму основного тела, к тому же имеет одинаковое энергетическое поле. После смерти человека окончательно разрушается по истечении 3 дней. По этой причине погребальный процесс не начинают раньше 3 суток после гибели тела.

«Тело эмоций», оно же астральное. Переживания и эмоциональное состояние человека способно изменять личное излучение. Во время сна способно отсоединяться, именно поэтому, просыпаясь, мы можем вспомнить сновидение, которое является лишь путешествием души в тот момент, пока физическое тело покоится в ложе.

Ментальное тело отвечает за мысли. Абстрактное мышление и контакт с космосом отличает это тело. Душа выходит из основного тела и отделяется во время смерти, стремительно направляясь к высшему миру.

Возвращение с того мира

Практически у каждого рассказы переживших клиническую смерть людей вызывают шок.

Кто-то верит в такую удачу, а другие скептически относятся в принципе к такому роду смерти. И все же, что может случиться за 5 минут в момент спасения реаниматорами? Неужели на самом деле после жизни существует загробный мир, или же это просто фантазия головного мозга?

В 70-х годах прошлого века ученые тщательно начали исследовать этот фактор, на основе чего и вышла книга «Жизнь после жизни» Реймонда Муди. Это американский психолог, который за десятилетия совершил много открытий. Психолог считал, что для ощущения внетелесного бытия присущи такие стадии, как:

  • Отключение физиологических процессов организма (установлен тот факт, что умирающий слышит слова врача, который констатирует смерть).
  • Неприятные шумные звуки с нарастанием.
  • Умирающий покидает тело и с невероятной быстротой движется по длинному тоннелю, где в конце виден свет.
  • Пролетает перед ним вся жизнь.
  • Происходит встреча с родными и знакомыми, которые уже покинули живой мир.

Рассказы людей, переживших клиническую смерть, подмечают необычное раздвоение сознания: вроде как все понимаешь и осознаешь, что происходит вокруг во время «смерти», но почему-то не получается контактировать с живыми людьми, которые находятся неподалеку. Удивительным является еще и тот фактор, что даже слепой с рождения видит яркий свет в смертельном состоянии.

Наш мозг помнит все

Наш головной мозг запоминает весь процесс в тот момент, когда наступает клиническая смерть. Рассказы людей и исследования ученых нашли объяснения необычным видениям.

Фантастическое объяснение

Пайэлл Уотсон - это психолог, который считает, что в последние минуты жизни умирающему видится его рождение. Знакомство со смертью, как говорил Уотсон, начинается со страшного пути, который необходимо преодолеть каждому. Это родовой путь в 10 см.

«Не в наших силах в точности узнать, что творится в создании малыша в момент рождения, но, возможно, эти все ощущения схожи с разными фазами умирания. Ведь может быть, что предсмертные картины, всплывающие перед умирающим, как раз-таки и являются переживаниями в процессе рождения», — так считает психолог Пайэлл Уотсон.

Утилитарное объяснение

Николай Губин, врач-реаниматолог из России, придерживается мнения, что появление тоннеля - это токсический психоз.

Это сон, который похож на галлюцинации (к примеру, когда человек видит себя со стороны). В процессе умирания зрительные доли большого полушария уже подверглись кислородному голоданию. Зрение быстро сужается, отчего остается тонкая полоса, которая обеспечивает центральное видение.

По какой причине пред глазами проносится вся жизнь, когда наступает клиническая смерть? Рассказы переживших не могут дать четкого ответа, но вот у Губина есть свой вариант толкования. Начинается стадия умирания с новых частичек мозга, а оканчивается старыми. Восстановление важных функций мозга происходит наоборот: оживают сначала старые участки, а после - новые. Именно поэтому в воспоминаниях людей, вернувшихся из загробного мира, отражаются более запечатлевшиеся фрагменты.

Тайна темного и светлого мира

«Иной мир существует!» — ошеломленно говорят медицинские специалисты. Откровения людей, переживших клиническую смерть, имеют даже детальные совпадения.

Священники и врачи, которые имели возможность пообщаться с пациентами, вернувшимися из другого мира, зафиксировали тот факт, что все эти люди имеют общее свойство душ. По приходе с небес одни вернулись более просветленными и спокойными, а другие, возвратившись из ада, на протяжении длительного времени не могли успокоиться от увиденного кошмара.

Прослушав рассказы переживших клиническую смерть, можно сделать вывод, что рай - наверху, ад - внизу. Именно так и прописано в Библии про загробный мир. Пациенты описывают свои ощущения так: спускавшиеся вниз - встречали ад, а взлетавшие вверх - попадали в рай.

Из уст в уста

Немало людей смогли пережить и понять, из чего состоит клиническая смерть. Рассказы переживших принадлежат жителям всей планеты. К примеру, Томас Уэлч смог выжить после катастрофы на лесопилке. Впоследствии он рассказывал, что на берегу горящей бездны ему были видны некоторые люди, которые погибли ранее. Он начал жалеть, что так мало переживал о спасении. Зная заранее все ужасы ада, он жил бы по-другому. В это мгновение мужчина увидел человека, шедшего вдалеке. Незнакомый облик был светлым и ярким, излучал доброту и могучую силу. Уэлчу стало понятно: это Господь. Только в его власти спасение людей, лишь он может забрать к себе обреченную душу на муки. Внезапно он повернулся и посмотрел на нашего героя. Этого было достаточно, чтобы Томас очутился снова в теле и его разум ожил.

Когда сердце останавливается

В апреле 1933 года, пастора Кеннета Хейгина из поглотила клиническая смерть. Рассказы переживших клиническую смерть очень похожи, именно по этой причине ученые и медики считают это реальными событиями. Сердце Хейгина остановилось. Он рассказывал, что, когда душа покинула тело и достигла пропасти, он ощутил присутствие духа, который куда-то вел его. Внезапно во тьме зазвучал могущественный голос. Понять, что было сказано, мужчина не смог, но это был голос Бога, в последнем он был уверен. В этот миг дух отпустил пастора, и сильный вихрь начал поднимать его обратно наверх. Свет потихоньку начал проявляться, и Кеннет Хейгин оказался в своей комнате, запрыгнув в тело так, как обычно залезают в брюки.

На небесах

Описывается рай, как противоположность ада. Рассказы переживших клиническую смерть никогда не остаются без внимания.

Один из ученых в возрасте 5 лет упал в бассейн, наполненный водой. Ребенка отыскали в бездыханном состоянии. Родители отвезли малыша в больницу, но врачу пришлось сказать, что мальчик больше не откроет глаза. Но большей неожиданностью было то, что ребенок очнулся и ожил.

Ученый рассказывал, что когда он оказался в воде, то почувствовал полет по длинному тоннелю, в конце которого виднелся свет. Это сияние было невероятно ярким. Там на троне был Господь, а внизу находились люди (возможно, это были ангелы). Подобравшись ближе к Господу Богу, мальчик услышал, что еще время не пришло. Ребенку захотелось на какой-то миг остаться там, но каким-то непонятным образом он оказался в своем теле.

О Свете

Шестилетняя Света Молоткова тоже повидала обратную сторону жизни. После того как врачи вывели ее из комы, поступила просьба, заключавшаяся в карандаше и бумаге. Светлана нарисовала все, что смогла увидеть в момент перемещения души. Девочке находилась в коматозном состоянии на протяжении 3 дней. Доктора боролись за ее жизнь, но головной мозг не подавал признаков жизни. Ее мать не могла смотреть на безжизненное и неподвижное тело своего чада. По окончании третьего дня девочка будто пыталась ухватиться за что-то, ее кулачки сильно сжимались. Мать почувствовала, что ее девочка, наконец уцепилась за волосок жизни. Немного придя в себя, Света попросила медиков принести ей бумагу с карандашом, чтобы нарисовать все то, что смогла увидеть в другом мире…

История солдата

Один военный доктор лечил пациента от лихорадки различными способами. Солдат некоторое время находился без сознания, а очнувшись, оповестил своего врача, что видел очень яркое свечение. На какой-то момент ему казалось, что он попал в «Царство Блаженных». Военный запомнил ощущения и отметил, что это был лучший момент его жизни.

Благодаря медицине, которая идет в ногу со всеми технологиями, появилась возможность выжить, несмотря на такие обстоятельства, как клиническая смерть. Рассказы очевидцев о жизни после смерти одних пугают, а других заинтересовывают.

Рядового из Америки Джорджа Ритчи в 43-м году прошлого века признали мертвым. Врач, дежуривший в этот день, офицер госпиталя, установил смерть, которая наступила из-за Солдата уже приготовили, чтобы отправить в морг. Но внезапно военный санитар сказал доктору, как видел движение мертвеца. Тогда врач снова посмотрел Ритчи, но не мог подтвердить слова санитара. В ответ тот упирался и настаивал на своем.

Врач понял, что спорить бесполезно и принял решение ввести адреналин напрямую в сердце. Неожиданно для всех мертвец начал проявлять признаки жизни, тут и улетучились сомнения. Стало понятно - он выживет.

Рассказ солдата, который пережил клиническую смерть, облетела весь свет. Рядовой Ритчи не просто смог обмануть саму смерть, но и стал медиком, рассказывая коллегам о своем незабываемом путешествии.

Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных госпиталях. Раньше она почти не применялась.

В этой статье мы не будем приводить реальные случаи из практики врачей реаниматологов и рассказы тех, кто сам перенес клиническую смерть, поскольку массу таких описаний можно найти в таких книгах как:

  • «Ближе к свету» (
  • Жизнь после жизни (
  • «Воспоминания о смерти» (
  • «Жизнь при смерти» (
  • «За порогом смерти» (

Целью данного материала является классификация того что видели люди побывавшие в загробном мире и изложение рассказанного ими в понятной форме в качестве доказательства существования жизни после смерти.

Что происходит после смерти человека

«Он умирает» – это зачастую первое, что слышит человек в момент клинической смерти . Что же происходит после смерти человека? Сначала пациент чувствует, что он выходит из тела и секунду спустя он смотрит на себя сверху вниз паря под потолком.

В этот момент человек впервые видит себя со стороны и испытывает огромный шок. В панике старается привлечь к себе внимание, закричать, дотронуться до врача, передвинуть предметы, но как правила все его попытки тщетны. Его никто не видит и не слышит.

Спустя некоторое время человек осознает, что все его чувства остались функциональными, не смотря на то, что его физическое тело мертвое. Более того пациент испытывает неописуемую легкость которую ранее он никогда не испытывал. Это ощущение настолько прекрасно, что умирающему уже не хочется возвращаться обратно в тело.

Некоторые после вышеописанного возвращаются в тело, и на этом их экскурс в загробную жизнь заканчивается, кому-то напротив удается попасть в некий тоннель, в конце которого виден свет. Пройдя своего рода врата, они видят мир большой красоты.

Кого-то встречают родные и друзья, некоторые встречаются со светлым существом, от которого веет великой любовью и пониманием. Кто-то уверен, что это Иисус Христос, кто-то утверждает, что это ангел хранитель. Но все согласны с тем, что он полон добра и сострадания.

Конечно, далеко не всем удается полюбоваться красотой и насладиться блаженством загробной жизни . Отдельные люди рассказывают, что они попадали в мрачные места и, вернувшись, описывают увиденных ими отвратительных и жестоких существ.

Мытарства

Вернувшиеся с «того света» часто рассказывают, что в какой-то момент они увидели всю свою жизнь как на ладони. Каждый их поступок, казалось бы, случайно брошенная фраза и даже мысли проносились перед ними как наяву. В этот момент человек пересматривал всю свою жизнь.

В этот момент не было таких понятий как социальный статус, лицемерие, самолюбие. Все маски бренного мира были сброшены и человек представал на суд словно голым. Он не мог скрыть нечего. Каждый его плохой поступок отображался в мельчайших подробностях и было показано, как он подействовал на окружающих и тех, кому таким поведением была причинена боль и страдания.



В это время все достигнутые в жизни преимущества - социальное и экономическое положение, дипломы, титулы и т.д. - теряют свое значение. Единственно, что подлежит оценке, это моральная сторона поступков. В этот момент человек осознает, что ничего не стирается и не проходит бесследно, но все, даже каждая мысль, имеет последствия.

Для злых и жестоких людей – это поистине будет началом невыносимых внутренних мучений, так наз, от которых никуда невозможно деться. Сознание сделанного зла, искалеченной своей и чужой души, становиться для таких людей подобно «огню неугасимому» из которого нет выхода. Именно такой суд над поступками именуется в христианской религии как мытарства.

Загробный мир

Перейдя за черту человек, несмотря на то, что все органы чувств остаются прежними, совершенно по-новому начинает ощущать все окружающее. Его ощущения будто начинают работать на все сто процентов. Гамма чувств и переживаний настолько велика, что вернувшиеся просто не могут словами объяснить всего того, что довилось им там почувствовать.

Из более земного и привычного нам по восприятию это время и расстояние, которое, по словам побывавших в загробном мире течет там абсолютно иначе.

Люди, пережившие клиническую смерть, часто затрудняются ответить, сколько длилось их посмертное состояние. Несколько минут, или несколько тысяч лет, для них это не составляло никакой разницы.

Что же касалось расстояния, так оно и вовсе отсутствовало. Человек мог перенестись в любую точку, на любое расстояние лишь только подумав об этом, то есть силой мысли!



Удивительным моментом является и то, что не все из реанимированных описывают места похожие на рай и ад. Описания мест отдельных индивидов просто потрясают воображения. Они уверены, что были на других планетах или в других измерениях и это похоже на правду.

Посудите сами словоформы вроде холмистые луга; яркая зелень такого цвета, какого на земле не бывает; поля, залитые чудесным золотым светом; города неописуемые словами; животные каких больше нигде не встретишь – все это не относиться к описаниям ада и рая. Люди побывавшие там не находили нужных слов, чтобы вразумительно передать свои впечатления.

Как выглядит душа

В каком облике предстают умершие перед другими и как они выглядят в своих глазах? Такой вопрос интересует многих и к счастью те, кто побывал за гранью дали нам ответ.

Те, кто осознавал свой выход из тела, рассказывают, что поначалу им было нелегко себя узнать. В первую очередь пропадает отпечаток возраста: дети видят себя взрослыми, а старики – молодыми.



Тело тоже преображается. Если человек при жизни имел какие-либо повреждения или увечья, то после смерти они исчезают. Появляются ампутированные конечности, возвращается слух и зрение, если оно отсутствовало ранее у физического тела.

Встречи после смерти

Те, кто побывал по ту сторону «завесы» часто рассказывают, что встречались там со своими умершими родственниками, друзьями и знакомыми. Чаще всего люди видят тех, с кем были близки при жизни или состояли в родстве.

Такие видения нельзя считать правилом, скорее это исключения которые происходят не очень часто. Обычно такие встречи выступают в качестве назидания тем, кому еще рано умирать, и кто должен вернуться на землю и изменить свою жизнь.



Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Деву Марию, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, а иногда ничего не видят, но чувствуют «присутствие».

Общение душ

Многие реанимированные люди утверждают, что там с ними общалось нечто или некто. Когда же их просят рассказать, о чем шел разговор, они затрудняются ответить. Происходит это по причине неизвестного им языка, а точнее нечленораздельной речи.

Долгое время врачи не могли объяснить, почему люди не помнят или не могут передать услышанное и считали это всего лишь галлюцинациями, но со временем некоторые вернувшиеся все же смогли пояснить механизм общения.

Выяснилось, что там люди общаются мысленно! Следовательно, если в том мире все мысли «слышны», то нам нужно научиться здесь контролировать свои мысли, чтобы там не стыдиться того, что мы невольно подумали.

Перейти рубеж

Практически каждый, кто испытал загробную жизнь и помнит о ней, рассказывает о некоем барьере, который разделяет мир живых и мертвых. Перейдя на другую сторону, человек никогда не сможет вернуться к жизни и каждая душа это знает хоть ей об этом и никто не сообщал.

Эта граница для каждого своя. Одни видят забор или решетку на границе поля, другие берег озера или моря, а третьи как ворота, поток или облако. Разница в описаниях вытекает, опять же, из субъективного восприятия каждого.



Прочитав все вышеописанное, только закоренелый скептик и материалист может сказать, что загробная жизнь это вымысел. Многие врачи и ученые долгое время отрицали не только существования ада и рая, но и вовсе исключали возможность существования загробной жизни.

Показания очевидцев испытавших это состояния на себе загнали в тупик все научные теории отрицавшие жизнь после смерти . Конечно сегодня есть ряд ученых которые до сих пор считают все показания реанимированных галлюцинациями, но такому человеку не помогут никакие доказательства пока он сам не начнет путешествие в вечность.