Клуб "жить как все". Родительский клуб, эффективна форма сопровождения семьи ребенка с овз Мероприятия клуба для родителей детей инвалидов

Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Роль семьи неизмеримо возрастает, если в ней растет ребенок-инвалид. В соответствие с терминологией, законодательно закрепленной в Российской Федерации, инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» .

Актуальность рассмотрения клубной деятельности как формы поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида обусловлена следующим:

Во-первых, ежегодным увеличением в стране уровня инвалидизации детского населения. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, всего детей-инвалидов в возрасте до 18 лет было зарегистрировано на 1 января 2014 г. 582 тыс. детей. Через год на 1 января 2015 г. отмечено 590 тыс. детей-инвалидов, а на 1 января 2016 г. - 613 тыс. детей, имеющих те или иные нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма . То есть, за два года в России выросли показатели детской инвалидизации на 5,32%. Безусловно, таким детям гораздо сложнее воплотить себя в жизнь в качестве равноправных граждан страны - получить образование и сделать профессиональный выбор, быть независимыми. С одной стороны дети-инвалиды пребывают в непосредственной зависимости от определенных мер государственной социальной политики, а с другой - от помощи родных, не только осуществляющих уход, но и удовлетворяющих их потребности.

Во-вторых, семьи, воспитывающие детей-инвалидов (таких в стране на 2016 г. около 400 тыс.), сталкиваются со множеством трудностей разнообразного плана (медицинскими, правовыми, экономическими, психологическими, педагогическими и др.) и относятся к наиболее социально незащищенной социальной группе. Их доход не высок, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше обычной среднестатистической семьи воспитывающей здорового малыша. Так на 2016 г. средний размер пенсии по стране ребенку-инвалиду, состоящему на учете в системе Пенсионного фонда РФ составил 12339 рублей, а средний размер ежемесячных денежных выплат для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета РФ - 1765 рублей .

В-третьих, в целях адаптации и реабилитации семей с ребенком-инвалидом сегодня создаются разнообразные формы поддержки и социальной помощи. Одной из таких форм является организация клубных объединений.

Клубная деятельность с ребенком-инвалидом и его семьей, представляет собой одну из форм социокультурной деятельности, организованную в рамках добровольного объединения детей и родителей, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, которые решаются в свободное время, как в процессе неформального общения, так и специально организованного группового и индивидуального взаимодействия со специалистами, реализующими обучающие программы и программы коррекционно-реабилитационной помощи .

Клубы получили широкое распространение с середины 20 века. Они, как правило, организовывались с участием специалистов разного профиля (социальный работник, психолог, социальный педагог). Специалист передает свои функции группе, а участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, и таким образом в процессе групповой работы проблема клиента снималась. По мере развития клубного движения расширялись практика деятельности и методов работы .

Сегодня клуб, как объединение семей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, чаще ставит перед собой следующие задачи:

Осуществление взаимной поддержки;

Обмен жизненным опытом;

Обмен информацией;

Обмен индивидуальными способами выхода из затруднительных жизненных ситуаций;

Совместное получение информации и помощи от специалистов по типичным вопросам, волнующим членов группы;

Осознание и защита участниками своих прав и интересов;

Привлечение внимания общества и государственных структур к своим проблемам;

Формированию позитивной мотивации родителей на реабилитацию детей-инвалидов .

Любая деятельность для ее реализации должна быть привлекательна. Клубная деятельность привлекательна для родителей с детьми-инвалидами в силу следующих своих особенностей: 1) возможно свободное участие в мероприятиях клуба, т.е. родитель сам может выбрать мероприятие, форму участия (присутствовать вместе с ребенком или без него); 2) разнообразие мероприятий; 3) сходство проблем семей, что обуславливает открытое и безоценочное обсуждение и общение; 4) психологическая поддержка как от специалистов, так и участников Клуба; 5) получение новой информации по конкретному запросу; 6) развитие детей (коммуникативные навыки, творческие способности и т.д.) .

В настоящий момент в Российской Федерации существует более 300 клубов для семей, воспитывающих ребенка-инвалида. В крупных городах России работает по несколько клубов, готовых помочь семьям, воспитывающих ребенка-инвалида. Каждый клуб может приблизительно охватить около 50 семей, которые нуждаются в поддержке.

Однако, несмотря на наличие определенного опыта и наработок практического плана в этой области, у специалистов социальной сферы остается много вопросов связанных с механизмом организации такого вида деятельности.

С точки зрения авторов статьи, наиболее целесообразно организовать Клуб на базе отдела социальной защиты каждого района города. В этом случае возможна адресная помощь каждой семье. Специалист по социальной работе может взять на себя организующую функцию.

Целью Клуба может быть оказание информационной, психологической, консультативной помощи родителям, воспитывающим в семье детей-инвалидов, разрешение, как личностных проблем, так и проблем взаимоотношений внутри семьи.

Работу по организации Клуба разумно разбить на несколько этапов:

Подготовительный этап необходим для подбора специалистов, заинтересованных в работе; привлечения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; разработки плана мероприятий;

Образовательный этап направлен на формирование у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений. Он может включать в себя такие формы работы как лекции, семинары, индивидуальные консультации с привлечением педагогов, дефектологов и логопедов;

Психологический этап необходим для оптимизации и гармонизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, развитию творческих способностей членов семьи. В его содержание могут быть включены социально-психологические тренинги, консультации, совместная творческая деятельность родителей и детей, игровая деятельность, игры-драматизации, праздничные мероприятия и пр. с привлечением психолога, музыкального работника, социального педагога и социального работника;

Социальный этап будет способствовать получению родителями правовой грамотности и социальной защиты, как детей-инвалидов, так и семей их воспитывающих. На данном этапе возможно использование таких форм работы, как круглые столы, родительские вечера и пр. с привлечением юриста и специалиста по социальной работе.

При реализации клубной деятельности необходимо организовать информационное сопровождение. Это позволит привлечь неохваченные семьи с детьми-инвалидами, а также развивать толерантное отношение общества к данной социальной группе. На протяжении всей деятельности в средствах массовой информации и на сайте Клуба возможно размещение статей, рекомендаций и прочей информации связанной с тематикой Клуба.

Таким образом, клубная деятельность с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, предоставляет возможность получить помощь семьям, оказавшимся в трудном положении. Ведь насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребенка с ограниченными возможностями, так и просто более полная и счастливая жизнь его семьи.

Марина Скопинцева
Родительский клуб, эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

В своей работе активно использую нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

В 2016 году на базе дошкольного учреждения начал свою работу ресурсный Центр , где из одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является организация работы клуба «Поможем друг другу». Родительский клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Цель работы клуба : повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи клуба:

оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;

формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;

формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;

повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;

просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;

пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят специалисты дошкольного учреждения (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, врач-педиатр). Благодаря сетевому взаимодействию, привлекаем сотрудников центра социального обслуживания населения «Родник».

Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.

Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках семейного клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для взрослых.

В рамках родительского клуба организую встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.

Использую различные формы проведения родительского клуба «Поможем друг другу» такие как:

Круглый стол «Здоровье ребенка», «Здравствуй малыш»;

Консультации;

Психологические гостиные «Доверие»;

Дискуссии и мини-тренинги, «Каким я представляла его до рождения и, какой он сейчас»;

Семинары-практикумы со специалистами»;

Совместные праздничные мероприятия с чаепитием;

Игровые сеансы Лекотеки;

Участие в конкурсах;

Использование информационных технологий: выпуск брошюр, буклетов, памяток.

На этих встречах я рассказываю о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорили о своих проблемах, задавали вопросы, принимали совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Во время встреч в клубе «Поможем друг другу» родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, и это дает родителям ощущение того, что «они не одиноки».

Результатом работы клуба является:

Включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;

Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;

Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

В заключении необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.

Образовательный проект «Мы и наши дети»

Несомненна роль семьи в воспитании и развитии ребенка. Отмечено, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только овладели педагогическими приемами и тактиками, но и сумели понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Согласно современным исследованиям (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова) качественные изменения, имеющие место в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильнейшее деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада (стиля внутрисемейных взаимоотношений, системы отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей ребенка). Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми-инвалидами огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и мало функциональной.

Все это обуславливает острую необходимость оказания социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в процессе социализации детей-инвалидов. В этой ситуации важно оказать помощь через создание доброжелательной среды, психологическую поддержку родителей, индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, специально организованные занятия. Такую работу возможно организовать, объединив семьи в клуб.

С 2008 года в учреждении работает Клуб для семей, воспитывающих детей-инвалидов ВЕРА. Такое название Клуба выбрано не случайно. В сложных жизненных ситуациях ВЕРА необходима:

ВЕРА в своих детей, их возможности и способности;

ВЕРА в себя, свое терпение, свою любовь к нашим детям;

ВЕРА в людей, в их понимание и желание помочь.

Эти принципы стали основой деятельности Клуба. Целью работы Клуба определено: укрепление и развитие семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

Данная цель может быть достигнута при условии решения следующих задач:

    содействие формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях;

    раскрытие имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;

    создание позитивного образа семьи, развитие толерантного отношения в обществе.

Отправной точкой для организации деятельности Клуба стала встреча с группой родителей, чьи дети-инвалиды посещали коррекционно-развивающие занятия и получали консультативную, лечебно-профилактическую помощь в учреждении. Были обсуждены потребности и запросы родителей, их пожелания и интересы, формы взаимодействия и составлен план работы Клуба на год. Эта группа родителей стала Советом клуба. Затем появилась визитка Клуба, Положение о Клубе для родителей детей-инвалидов, Программа сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Почему именно Клуб?

Анализ ситуации показал, что такая форма взаимодействия привлекательна для родителей:

    свободное участие в мероприятиях Клуба (родитель может выбрать мероприятие, форму участия, присутствовать вместе с ребенком или без него и т.д.);

    разнообразие мероприятий (клубная форма не ограничивает выбор тематики, способа и места проведения, количества участников и т.д.);

    сходство проблем семей, возможность открытого и безоценочного обсуждения и общения;

    психологическая поддержка друг от друга и от специалистов, развитие организаторских и коммуникативных способностей родителей;

    получение новой информации по конкретным запросам (совестное планирование работы);

    развитие детей (коммуникативные навыки, творческие способности, мелкая моторика и т.д.);

    созданные условия (возможность посещения досуговых и культурных мероприятий, участия в экскурсиях, поездках).

для учреждения:

    привлечение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в учреждение;

    привлечение внимания социальных партнеров и общественности к деятельности центра;

    нет дополнительной нагрузки на специалистов;

    незначительные финансовые затраты.

Исходя из проблем и задач, деятельность Клуба развивается в трех направлениях. Первое направление «Мы и наши дети» .

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – способствовать гармонизации детско-родительских отношений, формированию благоприятного микроклимата в семье. Одной из ведущих форм работы является организация специальных психологических занятий с родителями. Примером осуществления такой работы может служить реализация психопрофилактической программы «Семь-Я» для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве основных задач работы по программе определено оказание помощи родителям:

В распознании собственных неконструктивных поведенческих реакций, выработке способности к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка;

В усвоении основных функций семьи и ее членов;

В улучшении межличностного взаимодействия и позитивной коммуникации в семейной системе и пространстве, окружающем семью.

Программа состоит из 8 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю с продолжительностью 40-60 минут.

Работа с группой родителей осуществляется в несколько этапов.

В ходе первого этапа педагог-психолог выясняет представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребенка, адекватность и динамичность родительской позиции). Далее работа направлена на повышение эмоционального принятия ребенка, рост эффективности родительского контроля и требований, понимание поведения ребенка. На последнем этапе проводится обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, адекватному выражению своих чувств, рефлексия работы по программе.

В качестве основных методов и приемов работы используются практико-ориентированные технологии: дискуссия, ролевая игра, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.

В качестве критериев эффективности работы группы рассматриваются: сформированность у родителей адекватного понимания характера, личности и поступков ребенка (определяется по тесту-опроснику родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина); позитивный характер динамики семьи (изучается с помощью проективного теста «Социограмма «Моя семья»» В.В. Ткачевой).

Опыт реализации программы показал, что после участия в занятиях родители отмечают возросший интерес к чувствам, планам и потребностям ребенка, стремление доверять и сотрудничать с ним, понимание причин и последствий поступков ребенка.

Следующей формой работы является участие родителей в коррекционной работе. Основным показателем включенности родителей в коррекционно-развивающую работу является возрастание активности, понимания проблем и побед ребенка. Внешне это выражается в том, что семья начинает регулярно заниматься, выполнять рекомендации специалиста, делать свои пособия, приносить их на занятия.

Для достижения поставленной цели организованы занятия в системе «Ребенок-Родитель-Специалист», направленные на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы и речи детей. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития. Все занятия проводятся в сенсорной комнате с использованием специального оборудования: фиброоптических волокон, воздушнопузырьковых трубок, песочного стола, ротаторов, сухого бассейна, матов, дорожек и т.д.

Длительность занятий 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных, возрастных и типологических особенностей участников и целей упражнений).

Задачи работы:

Помочь родителям осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих детям-инвалидам;

Обучить родителей приемам и формам работы по развитию психических процессов, коррекции недостатков речевого развития детей-инвалидов;

Формировать у ребенка представления об окружающем мире; развить зрительные, слуховые и тактильные ощущения; развить сенсомоторные навыки; осуществить стимуляцию воображения ребенка, коррекцию внимания, эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, родители учатся на занятиях:

Слушать ребенка;

Быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по своему желанию;

Быть готовым принять чувства ребенка, не оценивая и не осуждая их;

Верить в ребенка, его возможности самому разрешать свои проблемы;

Воспринимать ребенка как самостоятельную личность.

Работа в системе «Ребенок-Родитель-Специалист» предполагает два этапа: организация индивидуальных занятий; переход к подгрупповой работе.

На индивидуальных занятиях специалистом осуществляется личностно- ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с ребенком. В зависимости от особенностей семьи, педагог выбирает одну из тактик поведения:

От родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия педагога и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т. д.;

Родителям предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого педагогом, при этом активно участвуют все трое (специалист вместе с ребенком, как одно целое; родитель - как партнер по игре);

Специалист активно вовлекает родителей в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение; далее, объясняя его цель, он предлагает самостоятельно выполнить задание.

На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их родители. Специалист организует подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество родителя со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Родители, воспитывающие проблемных детей, часто отмечают, что испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми. Бывает, что родители нормально развивающихся детей недовольны тем, что такой малыш будет играть рядом с их ребенком (недостаток информации о проблемных детях порождает у них страх). Родители малыша с нарушениями психофизического развития боятся, чтоб не было конфликтной ситуации между их ребенком и другими детьми, не знают, как выйти из нее или как ее предупредить.

Учитывая все это, специалист ставит своей целью обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой. Для более эффективного достижения поставленной цели в проведении подгрупповых занятий активно привлекается педагог-психолог (возможно использование игротерапии и др.).

Оценка эффективности занятий в системе «Ребенок-Родитель-Специалист» отслеживается в ходе общей диагностики ребенка, наблюдения за его поведением в различных ситуациях, отслеживания его учебной деятельности; диагностики удовлетворенности родителей содержанием занятий.

Предполагаемый результат: повышение уровня сформированности внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка; овладение родителями доступными приемами и формами коррекции психических процессов ребенка.

Второе направление клубной работы - «Наши таланты» .

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – общественная самореализация родителей и их детей, изменение отношения к ним в обществе.

Формами работы являются различные социокультурные мероприятия, которые позволяют детям-инвалидам адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

Все социокультурные мероприятия можно условно разделить на две группы. В первую группу входят мероприятия по организации досуга семей:

Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой предоставляет множество положительных эмоций родителям и детям, дает возможность им общаться, налаживать эмоциональное взаимопонимание, формирует общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, воспитывает эстетические чувства, любовь к родному краю;

Игра-спектакль, театрализованная игра помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Участие детей-инвалидов в игровой деятельности формирует правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям, знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, развивая эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди). В процессе планирования праздника важны разумный подход и учет особенностей детей. Недопустима перегрузка праздника спецэффектами, костюмами, яркими атрибутами – все это будет отвлекать детей от самого праздника. Музыка, песни, 2-3 небольшие совместные игры – все это может быть реализовано в рамках небольшого однопланового сюжета. Все элементы объединены общим ритмом; виды деятельности сменяют друг друга. Главное требование – чтобы уровень сложности не был чрезмерно высоким. В конце праздника очень важен сюрпризный момент – подарок, небольшой сувенир.

Ко второй группе можно отнести мероприятия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала семей: участие в городских, районных, региональных и федеральных конкурсах детских и семейных работ. Такие мероприятия повышают интерес и творческую активность детей и их родителей, помогают увидеть необычное в обычном, продемонстрировать свои таланты, способности. При этом важным является создание ситуации успеха, стимулирование, поощрение за творческий опыт, чтобы дети и их родители хотели и стремились быть инициативными, активными и творческими. Основной формой работы является арттерапия - любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Каждый ребенок и родитель может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Эти мероприятия способствуют расширению творческого потенциала ребенка-инвалида и его родителей и направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения.

Третье направление работы – «Вот мы какие» (приложение 4).

Важным аспектом для существования Клуба является представление опыта его работы в средствах массовой информации. Дети и их родители, педагоги публикуют статьи по итогам проведенных занятий и мероприятий в районных, региональных и федеральных изданиях. Диалог со средствами массовой информации позволяет родителям выразить свою позицию в воспитании детей-инвалидов, рассказать о полученном позитивном опыте, пропагандировать семейные ценности. Публикации в печати – способ отразить впечатления об участии в праздниках, выставках, экскурсиях, высказать размышления и предложения по разным вопросам.

Активное представление в печати достижений участников Клуба эффективно решает задачи привлечения в учреждение новых семей детей-инвалидов, нуждающихся в социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи. Родители, получая информацию о работе Клуба, знакомясь с достижениями других, убеждаются в необходимости взаимодействия как со специалистами учреждения, так и семьями, членами Клуба, имеющими положительный опыт воспитания ребенка-инвалида.

Значимой стороной пропаганды опыта работы Клуба становится привлечение внимания общественности, предприятий и организации, служб и ведомств к проблемам семейного воспитания детей-инвалидов. Благодаря отражению мероприятий Клуба в газетах и журналах, у учреждения появились постоянные социальные партнеры, предоставляющие возможность организовать праздничные мероприятия, тематические встречи, акции без финансовых вложений со стороны учреждения.

Всего за годы работы Клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов «ВЕРА» опубликовано 9 статей в районных изданиях, 2 статьи в региональных и федеральных изданиях.

Действенной практической формой работы по привлечению внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию толерантного отношения в обществе, решению индивидуальных проблем семей является организация различных акций.

По мере необходимости организуется акция «Помоги другу». В случае, когда на лечение ребёнка-инвалида требуются дорогостоящие лекарства, специальное оборудование, инициативная группа членов Клуба обращается за помощью через средства массовой информации, проводит встречи с руководителями и коллективами предприятий, организаций, индивидуальными предпринимателями. Собранные таким образом средства передаются нуждающейся семье.

Интересна ежегодная акция «Ребенок и дорога». Ее организаторы – воспитанники детских домов города и инспекторы ДПС ГИБДД. В ходе ее проведения с детьми-инвалидами и их родителями организуются тематические игры, конкурсы, практические занятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Традиционно каждый ребенок-инвалид получает в подарок светоотражатель и изготовленного руками воспитанников ангела-хранителя.

Специалисты учреждения обращают особое внимание на распространение опыта клубной работы среди педагогов образовательных учреждений. С этой целью подготовлены публикации во всероссийских научно-методических журналах «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» (1/2011), «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (8/2012). В публикуемых материалах подробно раскрыты основные формы и направления сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы клуба, раскрыта роль родителей в процессе закрепления полученных знаний на коррекционно-развивающих занятиях у специалистов в домашних условиях, представлен опыт организации досуговых мероприятий.

Регулярно педагоги учреждения участвуют в научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей» (г. Красноярск, 2010 год); I Всероссийская научно-практическая конференция «Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» (г. Москва, 2011 год); III Международная научно-практическая конференция «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований» (г. Пенза, 2012 год).

В ходе выступлений и докладов представлен и обобщен опыт организации Клуба: обозначена проблематика семей, возникающая в процессе воспитания; подробно описаны этапы работы по психопрофилактике нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию сотрудничества с родителями и повышение их родительской компетенции; представлены формы и направления клубной деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день в учреждении созданы особые условия, способствующие решению проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов. В качестве основных задач и перспектив работы клуба планируется закрепление позитивных форм семейного общения и взаимодействия с ребенком и окружающими, создание условий для раскрытия их личностного, творческого и социального потенциала, организацию неформального взаимодействия между родителями для преодоления их изолированности и получения нового опыта общения. От того, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребенка, так и просто более полная и счастливая жизнь его семьи.

В качестве фактических результатов реализации проекта представим следующие данные:

- 35 семей, участников Клуба, используют рациональные модели семейного воспитания;

- происходит ежегодное привлечение в работу Клуба новых семей;

- 20 детей-инвалидов ежегодно проходят коррекционно-развивающее обучение;

20 родителей детей-инвалидов обучены эффективным приемам развития и коррекции познавательной сферы и поведения ребенка;

- 15 семей, воспитывающих детей-инвалидов, представляют творческие работы на региональных, районных и городских выставках и конкурсах детских работ;

- ежегодно в периодической печати публикуется 5 материалов из опыта воспитания детей-инвалидов в семье.

Проект "Мы и наши дети"

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

п/п Тема мероприятия Кол-во часов Организационная форма Задачи мероприятия
1. Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. 3 Семинар Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ 2 Лекция Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
3. Взрослые и дети Приложение 1 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.
4. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления 2 Лекция Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
5. Общение с ребенком Приложение 2 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
6. Покажи мне любовь Приложение 3 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
7. Методы педагогического воздействия на ребенка в семье 1 Индивидуальная консультация
8. Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов 2 Круглый стол Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах
9. Тренинг «Родительская эффективность» 9 Групповой тренинг
(3 занятия )
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
«Я – родитель» Приложение 4
Приложение 5
«Счастливая семья» Приложение 6
10. Тематический практикум«Класс родительского мастерства» 10 Практическо езанятие
(5 занятий )
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)

  1. «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
  2. «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
  3. «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
  4. «Формирование игровой деятельности у детей».
  5. «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  9. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Пояснительная записка .

Цель

Задачи клуба : . оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей; . формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; . формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй; . повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей; . просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции; . пропаганда положительного опыта семейного воспитания. Формы работы :

  • круглый стол
  • психологическая гостиная
  • консультации
  • дискуссия
  • деловая игра
  • тематическая лекция
  • групповые занятия

Привлечение специалистов: . педагог-психолoг. медработники. соцпедагог

Форма проведения

Особый ребенок

психологическая гостиная

Встреча нового года

совместное праздничное мероприятие

Умелые руки

выставки увлечений и достижений детей

Воплотим мечты в реальность…

деловая игра

Мы родители…

Мы дети…

семинар, групповые занятия

Планируемые результаты: Дети: . положительная адаптация к условиям ОУ; . положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения; . приобретение социального опыта вне дома. Родители: . достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ; . получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; . адекватные установки в отношении перспектив ребенка; . гармоничные отношения родителей и детей;

Просмотр содержимого документа
«Проект разработки родительского клуба "Мы вместе".(Для родителей имеющих детей с ОВЗ).»

Родительский клуб «Мы вместе»

Пояснительная записка .

Всем известно, что индивидуальность ребенка формируется в семье и воспитательная работа в школе должна быть организована только с учетом этого фактора. Создание единой благоприятной воспитательной среды необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности и личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в помощи педагогов и специалистов. Различные факторы, такие как нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях необходимых в воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.

Заседания клуба проводятся 2 раза в учебную четверть по субботам.

Цель : повышение педагогической компетенции родителей и оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощь в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи клуба :
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы :

    круглый стол

    психологическая гостиная

    консультации

    дискуссия

    деловая игра

    тематическая лекция

    групповые занятия

    выставки увлечений и достижений детей

    совместное праздничное мероприятие

Привлечение специалистов:
педагог-психолoг
медработники
соцпедагог

План работы родительского клуба «Мы вместе» на 2016-2017 г.г

Форма проведения

Знакомство

круглый стол встреча со специалистами центра «Цветик-Семицветик»

сентябрь

Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Особый ребенок

психологическая гостиная

Встреча нового года

совместное праздничное мероприятие

Это актуально (проблема в семье)

дискуссия

Умелые руки

выставки увлечений и достижений детей

Воплотим мечты в реальность…

деловая игра

Мы родители…

Мы дети…

семинар, групповые занятия

Планируемые результаты:
Дети:
положительная адаптация к условиям ОУ;
положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения;
приобретение социального опыта вне дома.
Родители:
достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
адекватные установки в отношении перспектив ребенка;
гармоничные отношения родителей и детей;