Философские взгляды франциска скорины. Философско-этические и социально-политические взгляды

Франциск Скорина

Франци́ск Луки́ч Скори́на (1490, Полоцк - 1551, Прага) - белорусский учёный, философ, медик (доктор лекарских наук), первопечатник и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка.

Первоначальное образование получил в Полоцке. Предположительно, в 1504 году становится студентом Краковского университета - однако точная дата поступления в университет не установлена. В 1506 году Скорина заканчивает факультет «семи вольных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) со степенью бакалавра, позже получает звание лиценциата медицины и степень доктора «вольных искусств».

После этого ещё пять лет Скорина учился в Кракове на факультете медицины, а степень доктора медицины защитил 9 ноября 1512 года, успешно сдав экзамены в Падуанском университете в Италии, где было достаточно специалистов, чтобы эту защиту подтвердить.Вопреки распространенному мнению, Скорина в Падуанском университете не учился, а прибыл туда именно для сдачи экзамена на научную степень. 6 ноября 1512 года Скорина прошел пробные испытания, а 9 ноября блестяще сдал особый экзамен и получил знаки медицинского достоинства.

В 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу. Всего на протяжении 1517-1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.

В 1520 году переезжает в Вильню и основывает первую типографию на территории Великого княжества Литовского (ВкЛ). В ней Скорина издаёт «Малую подорожную книжку» (1522 год) и «Апостол» (1525 год).

Чем на самом деле Франциск Скорина занимался в Праге последние годы жизни - в точности неизвестно. Вероятнее всего, практиковал как врач.

Точная дата его смерти не установлена, большинство учёных предполагают, что Скорина скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон приезжал в Прагу за наследством.

Шрифты и гравированные заставки из виленской типографии Скорины использовались книгоиздателями ещё сто лет.

Франциск Скорина занимает особое место в белорусском Возрождении. Скорина не только совершил на белорусской земле революцию, подобную революции Гуттенберга, великий гуманист был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности.

Скорина делает также попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человеческого существования. Белорусский гуманист утверждает самоценность человеческой жизни. Скорина хотел помочь простым людям узнать мудрость науки. С этой целью каждую из книг Скорина сопровождал предисловием и послесловием, которые составляют основу его литературно-публицистичного наследия. В них первопечатник высказывал свои общественные и просветительские взгляды, призвал к усилению правопорядка, объяснял непонятные слова и обращения, включая религиозные легенды, а также разные сведения по истории, географии, этнографии, философии. В предисловии к "Притчам Соломоновым" он говорит о том, что главное предназначение человека заключено в совершенной земной жизни. В комментариях к "Екклезиасту" Скорина фиксирует множественность смысло-жизненных позиций реального человека, плюрализм его ценностных ориентации. Для Скорины высшее благо - благо земное, т.е. интеллектуально насыщенная, нравственно совершенная и общественно полезная жизнь на земле. Человека он рассматривает как бы в трех измерениях - как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этической концепции Скорины лежит идея о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы. Он твердо убежден, что именно это определяет совершенство общественной жизни. Согласно белорусскому гуманисту, понятие морали имеет двойственную основу - индивидуальный разум и божественное откровение. Естественный нравственный закон "написан в сердце каждого человека", он дан ему Богом вместе с разумом и свободной волей, благодаря чему человек имеет возможность сделать свой нравственный выбор. Истоки нравственности Скорина видел в самом человеке, его разуме, личном отношении к Богу. По мнению Скорины, счастье человека заключается в том, чтобы делать добрые дела для ближних, "познавать мудрость и истину", заниматься науками. Без мудрости и без добрых обычаев невозможно достойно жить на земле. Человек, по мнению Скорины, осуществляя прямой, интимный диалог с богом, не нуждается в посредничестве церкви и способен достичь нравственных вершин благодаря собственным усилиям, личной вере в бога, самостоятельному изучению Библии. «Каждый человек,- пишет мыслитель,- имея разум, познает, иже непослушание, убийство, прелюбыдеяние, ненависть, тяжба, несправедливость... и иная тым подобная злая быти-».

Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный и Василий Тяпинский.

Заключение

Мировоззрения Ф. Скорины носят светский, социально-этический характер, гуманистическую направленность. В центре - социальные и нравственные вопросы. Он решал их, опираясь прежде всего на Библию. В ней он выделял два вида законов - “прирожденный”: божественный, существующий в душе человека от рождения, благодаря ему он различает добро и зло, творит благо ближнему; и “написанный": возникает по необходимости и отражает изменение жизни людей в разные эпохи и в разных странах. Он уравнивал законы мирские и божественные, Священное писание утрачивало ореол неприкосновенной святости, делалось доступным каждому мыслящему человеку. Отпадала необходимость в посредничестве церкви, и человек сам оказывался творцом своей судьбы. Сущностная добродетель человека для Скорины - разум. Он призывал обращать его на пользу своего народа, государства. Он -патриот, для него служение отечеству важнее церковных жертвоприношений, важнее самой веры. Патриотизм, чувство долга перед родиною придают нравственно-национальный характер мировоззрению Скорины, делают его провозвестником ренессансных идеалов в восточнославянском обществе.

Кратко его идеи можно охарактеризовать следующим образом:

    патриотизм;

    призывает людей верно служить своей Родине;

    государство - организация населения, которое занимает определенную территорию и подчиняется одной и той же власти;

    цель государства - достижение всеобщей пользы, лучшего уровня жизни;

    взаимоотношения между богатыми и "убогими" должны строиться на основе "братолюбия";

    общество должно строиться по принципам мира и согласия;

    закон должен быть пригодным для использования, полезным для населения, соответствовать обычаям, времени и месту;

    был сторонником концепции естественного права;

    не признавал домогательств духовенства на руководство законотворчеством и судебной практикой;

    придерживался идеи верховенства народа в правотворчестве;

    был сторонником мира между народами ("вечного мира").

    Предисловия и послесловия Ф.Скорины к книг ам Библии, как источник изучения его политических и государственно-правовых взглядов.
Франциск Скорина – выдающийся деятель белорусской культуры 16в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфер белорусской культуры. Его книгоиздательская деятельность отвечала требованиями времени и широких слоев белорусского населения и, вместе с тем, выражала глубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая была неотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов .
Франциск Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490г. Предположение это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к. не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Ф. Скорина был студентом – переростком. Возможно, отсюда и берет начало исключительная серьезность, с которой он относился к учебе, а позднее и к культурной и научной деятельности.
Предполагают, что первоначальное образование Ф. Скорина получил в доме родителей, здесь научился читать по Псалтыри и писать кирилловскими буквами. От родителей он перенял любовь и уважение к родному Полоцку, название, которое позднее всегда подкреплял эпитетом «славный», привык гордиться людьми «посполитыми», народом «языка русского», а затем пришел к мысли дать соплеменникам свет знаний, приобщить их к культурной жизни Европы. Чтобы заняться наукой, Ф. Скорине потребовалось освоить латынь – тогдашний язык науки. Поэтому есть основание предполагать, что он должен был определенное время учиться в школе при одном из католических костелов в Полоцке или в Вильно. В 1504г. любознательный и предприимчивый полочанин отправляется в Краков, поступает в университет, где штудирует так называемые свободные науки, а через 2 года (в 1506) получает первую ученую степень бакалавра. Чтобы продолжать учебу, Ф. Скорине необходимо было получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в Краковском или в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степень магистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать на самые престижные факультеты университетов Европы, которыми считались медицинский и теологический. Это образование уже позволяло получить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, что около 1508 Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 он уже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не только медицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9.11.1512 единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культуры Белоруссии – купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призвание более ценны, чем аристократическое происхождение. Он хотя и бедный, но способный, настойчивый и деловитый, он тот, кто своим трудом, волей преодолел трудности и поднялся до вершин средневековой образованности.
После ученого триумфа сведения о Ф. Скорине снова теряются на целых 5 лет. Где-то между 1512 и 1517г.г. Ф. Скорина появляется в Праге, где со времен гуситского движения существовала традиция использования библейских книг в формировании общественного сознания, установлении более справедливого общества и воспитании людей в патриотическом духе. Высказывают гипотезу, что Ф. Скорина еще после завершения обучения в Краковском университете мог жить и продолжать учебу в Праге. Ведь для перевода и издания Библии ему необходимо было познакомиться не только с чешской библеистикой, но и основательно изучить чешский язык. Поэтому избрать Прагу местом для организации книгопечатания мог только тот, кто знал ее научно-издательскую среду. В Праге Ф. Скорина заказывает печатное оборудование, приступает к переводу и комментированию книг Библии. Образованный и деловитый полочанин положил начало белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию.
Предисловия и послесловия Ф.Скорины к книгам Библии, как источник учения его государственно-правовых взглядов. Библия в издании доктора Скорины - явление необычное в истории библеистики и книгопечатания. Это не церковное и не староакадемическое издание для научных целей, это - первое издание Священного Писания для домашнего чтения. Особенности перевода, структура издания, его художественное оформление - все подчинено целям просвещения. Как ученых популяризатор и издатель, Скорина во имя доступности и правильности понимания простым народом библейских книг вносит много нового в характер издания, сохраняя при этом верность перевода библейским текстам оригинала. Своим изданием он новаторски решает проблему правильного понимания народом Священного Писания, становившегося при переводе с латыни на национальные языки доступным для чтения малоподготовленными людьми. Известно, что обеспокоенность возможным своеволием, неверным, нецерковным толкованием библейских текстов, ведущим к ересям, служило в ряде случаев причиной запретов Католической Церковью издания переводов Библии. Проблему широкого приобщения народа к пониманию Священного Писания Скорина решает не только переводом самих текстов на родной язык, как это делали первые европейские издатели, но и путем составления предисловий-толкований к каждой книге Ветхого Завета и ко всей «Библии Руской».
Издания Скорины православны по содержанию и обращены, прежде всего, к духовным нуждам православного населения Беларуси .
Тексты предисловий – это, пожалуй, наиболее важная часть литературного наследия великого белорусского просветителя. Они представляют большой интерес и не имеют аналогов. Жанр предисловий, их богатую соединительную палитру, их структурно-синкретическое разнообразие можно по-настоящему понять лишь исходя из педагогических, философско-экзегетических замыслов. До нас, к великому сожалению, не дошли его письма или сочинения, не связанные с переводческой деятельностью. Изучая предисловия, нужно помнить о существенном ограничительном моменте: над ними довлеет библейская проблематика. И все же, не выходя за границы темы, Скорина сумел высказать здесь свои сокровенные мысли о мире, о смысле жизни, назначении человека, об общественном устройстве. Предисловия – единственный источник, позволяющий судить о мировоззрении белорусского просветителя. Работая над предисловиями, Скорина, конечно же, пользовался какими-то пособиями. К тому времени уже существовало множество толкований и комментариев к библейскому тексту. Между тем просветитель вышел за рамки примитивного отбора.
Книга Иова. Скорина считает, что в книге Иова Бог раскрывает человечеству «великие тайны». Первая из них сформулирована так: «… чего ради господь бог на добрих и на праведных допущаеть беды и немоци, а злым и несправедливым даеть щастье и здравие». Иначе говоря, речь идет о социальной несправедливости. Вопрос этот – сложный для каждого мыслящего человека всех времен и народов. Книга Иова во многом носит богоборческий характер. Создатель здесь подчас выглядит коварным и несправедливым. Подтекст книги - противопоставление тирании конечному торжеству справедливости.
Книга Иисуса Сирахова. Характеризуя книгу Иисуса Сирахова, Скорина воздействует на читателя, казалось бы, бесконечным перечнем материй, которые в ней толкуются («о мудрости, о страху господьнем, о слове божием, о справедливости, о вере, о любви, о надежи, о чистоте, о службе божией, о долготерпении, о смирении, о милостыни, о крепости, о трезвости, о мерности, о почтивости, о щедроте, о тихости, о друголюбии, о науце закона божия, о послушании родителей своих, о справовании самого себе, о товаристве добром и злом, о похвале мужей святых, о славе царей праведных, о достойности пророков божиих…». Многие из перечисленных тем имеют непосредственное отношение к государственно-правовым взглядам Ф. Скорины.
Книги Царств. Предисловие к книгам Царств сильно отличается от предыдущих «предмолв» прежде всего многогранностью. Круг вопросов, рассматриваемых здесь, исключительно широк.
Вначале идет речь об истории правового сознания. Скорина был сыном своего времени, поэтому истоки законодательства он возводит к божественному откровению, получившему отражение в Библии. «Многими и различными обычаи, - утверждает он, - господь бог писма и науку нам, людем своим, дал и дава от початку света даже и до сего дня». В этой связи прежде всего упоминается «Ветхый закон», который господь «дал ест евреом рукою Моисея, раба своего», а затем – «новое благовествование», данное христианам «господем нашим Исусом Христом».
Скорина вспоминает и «писма и права или уставы», которые были созданы до возникновения христианства. Божественное откровение в их возникновении роли не играло. Законы эти «преизволением и людскими пилностями пописаны были». Тут же перечислены законодатели древности: «Яко греком царь, Фороней именем, наипервей права пописал, египтяном – Меркурий Тримеист, афинеаном – Солон Филозоф, лацедимоняном же – Лигург царь их, а римляном – Нума Помпеиус, он же был ест вторый по царю Ромуле». Мы опять-таки можем убедиться в незаурядной образованности Белорусского просветителя. Он знает о законодательной деятельности афинского архонта Солона (между 640 и 635 – ок. 559 до н. э.), об установлениях спартанского мыслителя Ликурга (9 – 8 в. до н. э.), о законах второго римского царя Нумы Помпилия (715 – 673 до н.э.).
Мы также сталкиваемся с дуализмом Скорины, который в этом случае вызван восторженным отношением гуманистов к античности.
Книга Судей. Предисловие и к этой книге начато исторической справкой. Скорина сообщает читателю о том, что после Иисуса Навина еврейским народом в течении трехсот лет управляли судьи, а затем к власти пришли цари. В предисловии перечислены имена 12 судей и дана краткая характеристика правления каждого из них.
В комментариях к книге Судей проявляется умеренный демократизм Скорины. Исследователи утверждали, что «политическим идеалом Скорины являлась просвещенная, гуманная и сильная монархическая власть». Этому утверждению как будто бы противоречит данная просветителем характеристика времени правления судей. Они, пишет Скорина, «сынов Израилевых не справовали суть их, яко цари или властели вышнии, силу имеющее над ними, но яко ровни и товариши, раду им даючи и справедливость межи ними чинячи». Это высказывание, откровенно прославляющее демократию, подкрепляются словами пророка Моисея: «…да судять людей судом справедливым, и да не уклонятся ни на жадную страну, и да не зрять на лица, и не приимають даров, понеже дарове ослепляють очи мудрых людей и заменяють слова справедливых». Мы различаем здесь актуальное во все времена осуждение мздоимства и призыв судить людей, не оглядываясь на их обеспеченность и социальное положение («да не зрять на лица»).
Скорина завуалировано высказывает мысль о том, что каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. Когда народ грешен, ог предает его «в руце вражие». Когда же люди каются, «то посылаеть… господь бог пастырей и докторов, они же научають нас противитися бесовским покусам, теже князей и воевод добрых, иже боронят нас от рук поганских…».
Общее предисловие к Библии. На титульных листах многих пражских изданий Франциск Скорина пояснял, что предпринятый им труд предназначен «людем посполитым к доброму научению». В общем, предисловии к Библии это положение конкретизируется: «Ту научение седми наук вызволенных достаточное». И далее делается беспрецедентная попытка соотнести библейские книги со светскими «свободными искусствами», которые изучали во всех университетах Европы. В первую очередь Скорина вспоминает «три науки словесные»: грамматику, логику и риторику. Изучающим грамматику предлагается читать Псалтырь. Тем, кто хочет «разумети логику», Скорина советует обратиться к книге Иова и к посланиям апостола Павла. Чтобы постичь законы логики, нужно читать притчи Соломона. Библия поможет и тем, кто изучает науки цикла «квадривиум»: музыку, арифметику, геометрию и астрономию. Далее Скорина выходит за пределы «седми наук вызволеных». Речь идет о тех, кто «кохание имаши ведати о военных а, о богатырских делах». Для теории и практики военного дела, утверждает просветитель, полезны книги Судей и Маккавеев. «…более и справедливее в них знайдеш, - пишет он, - нежели во Александрии или во Тройи». Скорина демонстрирует глубокое знакомство с древнерусской литературой. «Александрия» - роман об Александре Македонском, ставший известным на Руси в середине 13 века. Его обычно включали в состав Хронографов. Известна была у нас и история осады и взятия Трои, восходящая к гомеровскому эпосу. Послесловия как заключительный элемент в системе Скорины также выполняют богатую информативную роль. В них, несмотря на лапидарную форму, нередко продолжается трактовка библейского содержания, начатая в предисловии. Лаконичные послесловия завершают каждое из пражских ветхозаветных изданий. Набор сведений, содержащихся здесь, примерно одинаков: название книги, имя переводчика и издателя, место и время издания. По схеме послесловия могли и повторять друг друга, ибо менялись в них лишь названия книг и время выпуска в свет. Скорина, однако, старается избежать унылой повторяемости, все послесловия у него разные.
Белорусский просветитель упорно ищет стилистические варианты и обычно находит их. Это можно проследить хотя бы по начальным словам послесловий. «Скончалася книга сия…» - читаем мы в послесловии к книге Иова. В Притчах Соломона почти незаметное изменение: «Скончалася ест книга сия…». Иной зачин в книге Иисуса Сирахова: «Доконана ест сия книга…». В послесловии к Екклесиасту этому зачину предпосланы два слова: «Божию милостию доконана ест сия книга…». В книге Премудрости Божией для начала найдено новое слово: «Кончается книга…» Новая находка – в послесловиях к каждой из четырех книг Царств: « Доконавается первая часть книг…» А в общем послесловии к этим книгам Скорина пишет: «И тако доконаны суть…». Еще один вариант в книге Бытие: «То ест конецъ первых книг…».
Называя свое имя, Скорина обычно указывает – с законной гордостью – и полученное им ученое звание – «в лекарскых науках доктора». В послесловии к книге Иисуса Навина находим существенное дополнение, имеющее важное биографическое значение: «… в навуках вызволеных и в лекарстве доктора». Интересен вариант книги Есфирь, который позволяет догадаться о педагогической деятельности Скорины: «… в науках и в лекарстве учителя…». Та же формула использована и в книге Судей.
    Политические идеи и взгляды Ф. Скорины
Государственно-правовые и политические взгляды Ф. Скорины. Как известно из биографии знаменитого первопечатника, он окончил Краковский университет. Именно в Кракове молодой белорус получил те знания, которые позволили ему достичь уровня образованности эпохи. Это была основа, на которой впоследствии возросло мировоззрение Франциска Скорины, в том числе, и его правовые взгляды.
В годы пребывания Скорины в Краковском университете на факультете свободных искусств читали лекции по 17 книгам Аристотеля, среди которых «Политика», «Об обязанностях». Исследователь деятельности Ф. Скорины С. А. Подошкин нашел множество параллелей со взглядами Аристотеля в предисловиях к изданиям Скорины. Это позволило говорить о влиянии греческого ученого на этические воззрения белорусского просветителя, на требования, которые Скорина предъявлял к социально-правовой основе государства, на его эстетические суждения и оценки.
По мнению белорусского просветителя Ф. Скорины, в основе юридических норм, принятых человеческим обществом, лежат два вида законов: «прироженый» и написанный. «Прироженый» закон – это система моральных правил, изначально присущих человеку: « … закон прироженый написан ест в серци единого кажного человека…» (говорится в предисловии, написанном Ф. Скориной к последней из книг Пятикнижия – Второзаконие). Смысл закона состоит в том, чтобы «то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети».
Каждый человек, даже преступник, хорошо отличает добро от зла. Еще Адам и Ева, совершив грехопадение, а после Каин, «иже убил брата своего Авеля», «познали суть грех свой». Тем не менее Скорина считает необходимым перечислить в данном предисловии основные грехи, которым должен противиться человеческий разум. « Тым же обычаем и ныне единый кажный человек, имея розум, познаеть, иже непослушание, убийство, прелюбыдеание, ненависть, татба, несправедливость, злоимание, неволя, досаждение, гордость, злоречение, нелютость, клеветание, зависть и иная тым подобная злая бытии, понеже сам таковых речей от иных не хощеть терпети».
Писаные законы даны от Бога (Скорина в этой связи называет Пятикнижие
и т.д.................

до 1490 - ок. 1541) - белорус, просветитель, с именем к-рого связано начало книгопечатания в Белоруссии и Литве, становление белорус, лит. языка и письменности. Обществ.-политич. и филос. взгляды С. имели гуманистич. направленность. Он выступал сторонником широкого просвещения народа, соц. равенства, веротерпимости.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СКОРИНА Франциск (Франтишак)

белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Родился в Полоцке, учился здесь же, затем в Краковском и Падуанском ун-тах. Бакалавр философии, доктор медицины, имел также степень доктора вольных наук. В Праге создал первую белорусскую типографию. Перевел, прокомментировал, а в 1517-1519 издал 23 книги Библии. Около 1521 создал новую типографию в Вильне, где издал "Малую подорожную книжицу" (ок. 1522), а в 1525 опубликовал "Апостол". Около 1535 уехал в Прагу. Рассматривал Библию как итог многовекового опыта человечества и средство приобщения людей к знаниям. Анализ взглядов С. позволяет предполагать, что он исходил из возможности прямого и интимного диалога человека с Богом посредством Библии. Мировоззрение С. представляет собой синтез христианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. В центре его внимания - проблемы человека (смысл жизни, духовность, добро и т.д.). Этика С. ориентирует на общественно значимую земную жизнь, морально-интеллектуальное усовершенствование, служение добру. Служение Богу проявляется через служение людям. Одной из основных добродетелей человека считал стремление к интеллектуально-творческому самовыявлению, что возможно при синтезе библейской и философской мудрости. Гуманистически переосмыслил евангельское понятие "любви к ближнему". Понимал любовь как принцип взаимоотношений между людьми, универсальный закон частного и общественного бытия. Любовь же, по С, обосновывается верой. С. стремился найти универсальный (независимый от конфессиональной и социальной принадлежности) рациональный моральный принцип, позволяющий регулировать общественную жизнь. Одна из его лейтмотивных тем - соотношение индивидуального и общего добра ("посполитое доброе"), отдавал приоритет последнему, так как от человека требуется научиться "вкупе жити" и бескорыстно служить "пожитку посполитому". В этом же ключе рассматривал свою собственную деятельность. Вторая лейтмотивная тема - патриотизм. С. - основоположник национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры и общественно-философской мысли. Политический идеал С. - светская, гуманная и мощная монархическая власть. По его мнению, правитель должен быть набожным, мудрым, образованным, добродеятельным, внимательным и справедливым по отношению к своим подданным. Принцип его правления - следование законам. Общество основывается на мире и соглашении людей, что предполагает следование принципам справедливости. Последняя достигается при следовании людей категорическому императиву, данному от Бога: "то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь".

Социально-этические воззрения Ф. Скорины Краткая биография

Франциск Скорина - выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфер белорусской культуры. Его книгоиздательская деятельность отвечала требованиями времени и широких слоев белорусского населения и, вместе с тем, выражала глубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая была неотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов.

Франциск Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490г. Однако, по мнению представителя Института философии и права Национальной Академии наук Беларуси Вл. Вл. Агневича датой рождения Ф. Скорины является 23 апреля 1476 года. В других научных источниках эта дата его рождения своего подтверждения не нашла. Напротив, большинство из литераторов указывают, что Ф. Скорина действительно родился в 1490 году. Предположение это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 - 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Ф. Скорина был студентом - переростком. Возможно, отсюда и берет начало исключительная серьезность, с которой он относился к учебе, а позднее и к культурной и научной деятельности.

Предполагают, что первоначальное образование Ф. Скорина получил в доме родителей, здесь научился читать по Псалтыри и писать кирилловскими буквами. От родителей он перенял любовь и уважение к родному Полоцку, название, которое позднее всегда подкреплял эпитетом "славный", привык гордиться людьми "посполитыми", народом "языка русского", а затем пришел к мысли дать соплеменникам свет знаний, приобщить их к культурной жизни Европы. Чтобы заняться наукой, Ф. Скорине потребовалось освоить латынь - тогдашний язык науки. Поэтому есть основание предполагать, что он должен был определенное время учиться в школе при одном из католических костелов в Полоцке или в Вильно. В 1504г. любознательный и предприимчивый полочанин отправляется в Краков, поступает в университет, где штудирует так называемые свободные науки, а через 2 года (в 1506) получает первую ученую степень бакалавра. Чтобы продолжать учебу, Ф. Скорине необходимо было получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в Краковском или в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степень магистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать на самые престижные факультеты университетов Европы, которыми считались медицинский и теологический.

Это образование уже позволяло получить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, что около 1508 Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 он уже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не только медицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9.11.1512 единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Сохранились записи протокола экзамена, где, в частности, говорится: "Он проявил себя столь похвально и превосходно во время строгого испытания, излагая ответы на заданные ему вопросы и отвергая выдвинутые против него доказательства, что получил единодушно одобрение всех присутствующих ученых без исключений и был признан обладающим достаточными знаниями в области медицины". Позднее он сам себя всегда будет именовать: " в науках и лекарстве учитель", "в лекарских науках Доктор", "ученый" или "избранный муж". Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культуры Белоруссии - купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призвание более ценны, чем аристократическое происхождение. Он хотя и бедный, но способный, настойчивый и деловитый, он тот, кто своим трудом, волей преодолел трудности и поднялся до вершин средневековой образованности.

После ученого триумфа сведения о Ф. Скорине снова теряются на целых 5 лет. Где-то между 1512 и 1517 Ф. Скорина появляется в Праге, где с времен гуситского движения существовала традиция использования библейских книг в формировании общественного сознания, установлении более справедливого общества и воспитании людей в патриотическом духе. Высказывают гипотезу, что Ф. Скорина еще после завершения обучения в Краковском университете мог жить и продолжать учебу в Праге. Ведь для перевода и издания Библии ему необходимо было познакомиться не только с чешской библеистикой, но и основательно изучить чешский язык. Поэтому избрать Прагу местом для организации книгопечатания мог только тот, кто знал ее научно-издательскую среду. В Праге Ф. Скорина заказывает печатное оборудование, приступает к переводу и комментированию книг Библии. Образованный и деловитый полочанин положил начало белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию.

6 августа 1517 года выходит Псалтырь, затем почти каждый месяц издается новая книжка Библии. За два года он издал 23 иллюстрированные книги. На заре книгопечатания (Гуттенберг изобрел наборную печать лишь в середине ХV века) такой темп был невозможен без предварительной подготовки. Вероятно, Скорина уже имел рукопись всех книг Библии в своем переводе на родной язык, чем и занимался несколько лет после учебы в Италии.

Изданная Ф. Скориной Библия в его переводе на старобелорусский язык - уникальное явление. Написанные им предисловия и послесловия запечатлели необычное для той эпохи развитое чувство авторского самосознания, патриотизма, дополненное несвойственным для древнего мира, но характерным для христианина чувством историзма, осознанием неповторимости каждого события жизни.

Восхищает и оформление книг Скорины. В первую белорусскую Библию издатель включил почти полсотни иллюстраций. Многочисленные заставки, иные декоративные элементы, гармонирующие с версткой страниц, шрифтом и титульными листами. В его пражских изданиях - множество орнаментальных украшений и около тысячи графических инициалов. Позже, в изданиях, выпускаемых на родине, он использовал таких инициалов более тысячи. Уникальность первой белорусской Библии также в том, что издатель и комментатор поместил в книгах сложный по композиции и символическому смыслу свой портрет. По мнению некоторых исследователей в символических гравюрах зашифрована догадка о гелиоцентрической системе… Если вдуматься, это не вызывает большого удивления. У Франциска Скорины много общего с Николаем Коперником. Примерно в одно и то же время они учились не только в Польше, но и Италии. Оба изучали медицину. Возможно, и встречались. Но главное в ином. Ф. Скорина и Н. Коперник являются основоположниками нового времени, они оба были порождением одной и той же духовно-исторической среды.

Книги Ф. Скорины - уникальное явление мировой культуры: полного собрания его оригинальных изданий нет ни в одной библиотеке мира. Чешские издания (23 книги) стали общедоступными после их факсимильного воспроизведения издательством "Белорусская энциклопедия" в начале 1990-х. В прошлом году по инициативе немецкого слависта Ганса Ротэ осуществлено факсимильное переиздание с теоретическими и текстологическими комментариями еще более редкого издания Ф. Скорины "Апостола".

Около 1521 года Скорина возвратился на родину, основал в Вильне первую восточнославянскую типографию. Уже в следующем году издает "Малую подорожную книжку", где объединил Псалтырь, тексты церковных служб и гимнов, а также астрономический церковный календарь. В марте 1525 г. там же выпустил "Апостол" (Деяния и послания апостолов). С этой книги спустя 40 лет начали в Москве российское книгопечатание Иван Федоров и Петр Мстиславец, оба уроженца Беларуси.

Почти десять лет Скорина совмещает две должности - секретаря и врача - у виленского епископа - внебрачного королевского сына. Одновременно не покидает издательские дела, с братом занимается торговлей. Не прекращает Ф. Скорина путешествовать. Он наведывается в Виттенберг к основателю немецкого протестантизма Мартину Лютеру. Как раз в это время (1522-1542 г. г) основатель лютеранства переводил на немецкий язык и издавал протестантскую Библию. К тому же, он был доктором теологии, а Скорина глубоко интересовался социально-правовыми, философскими и этическими проблемами в контексте библейского учения. Однако сближения между ними не состоялось. Более того, Лютер заподозрил в белорусском первопечатнике католического миссионера, а также вспомнил пророчество, что ему грозят чары, и покинул город.

Вообще много схожего в этих судьбах. Мартин Лютер, издав протестантскую "Библию" на немецком языке, фактически канонизировал его. То же самое можно сказать о роли Франциска Скорины в формировании белорусского языка. Более того - бесспорно влияние его книг и на русский язык.

Примерно в то же время, когда Ф. Скорина посещал М. Лютера, он побывал в Москве с просветительской миссией. Вероятно, он предложил свои книги и услуги как издателя и переводчика. Однако по приказу московского князя был изгнан из города, а привезенные им книги публично сожжены как "еретические", поскольку были изданы в католической стране. Не вызывает сомнения, что часть из них все же сохранилась. Но влияние белоруса Ф. Скорины на формирование русского языка в большей мере произошло позже - посредством издания книг в Московии И. Федоровым и П. Мстиславцем, которые использовали в своей работе труды соотечественника.

Вскоре Ф. Скорина по приглашению последнего магистра Тевтонского ордена прусского герцога Альбрехта посещает Кенигсберг. Однако в это время в Вильне во время пожара, уничтожившего две трети города, сгорела типография Скорины. Пришлось, несмотря на гнев герцога, возвращаться. Драматические события на этом не закончились. Во время пожара погибла его жена. Годом раньше умер старший брат, наследник коммерческого дела отца. Его кредиторы, польские "банкиры", предъявили долговые претензии Франциску, и он оказался в тюрьме. Правда, через несколько недель королевским указом был освобожден, взят под королевскую опеку, юридически приравнен к шляхетскому (дворянскому) сословью. Монарх выдал ему специальную привилегию: "Пусть никто кроме нас и наследников наших, не имеет права привлекать его к суду и судить, какой бы не была значительной или незначительной причина его вызова в суд…" (Заметьте: опять королевская милость).

Издательская и просветительская деятельность не принесли Ф. Скорине дивидендов, скорее истощили его первоначальный капитал. Умирает и покровитель - виленский епископ. Франциск отправляется в Прагу, где становится садовником у короля Фердинанда 1 Габсбурга, который позже станет императором Священной Римской империи. Можно задаться вопросом: что за необычное превращение врача и издателя в садовника? Объяснение простое: скорее всего Ф. Скорина был ботаником-садоводом. В те времена медицинское образование включало в себя и познания в области ботаники. По некоторым архивным данным Скорина в Праге специализировался на разведении цитрусовых и трав для врачевания.

Сохранилась переписка чешского короля со своим секретарем, из которой выясняется, что "итальянский садовник Франциск" (так называли там Ф. Скорину) служил не до конца своих дней, а только до июля 1539 года. Именно тогда король удостоил его прощальной аудиенции.

Спустя 13 лет Фердинанд издал грамоту, в которой сообщалось, что "доктор Франтишек Рус Скорина из Полоцка, который некогда жил, наш садовник, в этом королевстве Чешском был чужестранцем, - сошел на вечный покой и оставил после себя сына Симеона Руса и определенное имущество, бумаги, деньги и прочее, ему принадлежащее". Король приказал всем служащим государства помогать сыну Скорины при получении наследства. Архивы свидетельствуют, что Симеон унаследовал и искусство отца: был практикующим врачом и садовником.

Чем занимался перед смертью "Франциск из славного места Полоцка", возвратился ли он к издательскому делу, история умалчивает.

Все тот же Вл. Вл. Агневич устанавливает точную дату и место смерти Ф. Скорины - 21 июня 1551г. в г. Падуя.

Социально-этические воззрения Ф. Скорины

Специфическое общественное бытие белорусских горожан в системе феодального строя обусловливает возникновение в их сознании новых социально-нравственных ориентиров и ценностей. В городской среде наряду с богатством, сословными привилегиями все большее значение начинает придаваться индивидуальным достоинствам человека, его энергии, уму, моральным добродетелям. В связи с этим растет престиж профессионального мастерства, образованности, знания. Некоторые богатые горожане начинают выступать в роли меценатов, проявлять определенную заботу об отечественном образовании, книгопечатании, науке. Не удивительно поэтому, что именно городская среда выдвинула одного из наиболее выдающихся деятелей белорусской культуры и общественной мысли XVI в. - Франциска Скорину. Появление такой личности в истории белорусской культуры в философско-общественной мысли было возможно только в условиях развитого города. Весьма симптоматично также, что издательская деятельность Скорины в Праге и Вильно осуществлялась при финансовом содействии богатых виленских горожан-белорусов.

В течение XIV-XVI вв. формируется белорусская народность. Образование белорусской народности совершалось на базе западной ветви древнерусской народности, которая в период распада Киевской Руси сохранила многие свои племенные, хозяйственно-экономические, бытовые, языковые и другие отличия. На основе целого комплекса источников современные советские исследователи пришли к выводу, что "белорусская народность, так же как народности русская и украинская, ведет свое происхождение от единого корня - древнерусской народности, ее западной части. Древнерусская народность явилась общим этапом в истории всех трех братских народностей, и в этом состоит особенность этногенеза восточных славян в отличие от других народностей, образовавшихся непосредственно от консолидации первичных племен". Формирование белорусской народности осуществлялось в основном в составе нового государственного образования - Великого княжества Литовского, причем решающее значение в этом процессе имело социально-экономическое и политическое развитие белорусских земель. Этнической основой генезиса белорусов являлись потомки дреговичей, днепро-двинских кривичей и радимичей. Вместе с ними в состав белорусской народности вошла часть бывших северян, древлян и волынян. В этногенезе белорусов участвовал и определенный балтийский субстрат, однако он не играл существенной роли. В рассматриваемый период формировалась культура белорусской народности, складывались особенные черты национального языка, что находило отражение в письменности, в том числе и в произведениях Скорины. В то же время процесс формирования белорусской народности и его культуры осуществлялся в тесной связи с экономической, социально-политической и культурной жизнью русского, украинского, литовского и польского народов.

Великое княжество Литовское было не только многонациональным, но и разнорелигиозным государством. Основная масса населения-белорусы и украинцы являлись православными. Литовцы же, по крайней мере до 1386 г., были язычниками. После Кревской унии начинается католизация Литвы. Католицизм, которому покровительствует великокняжеская власть, проникает в белорусско-украинские земли и постепенно завоевывает там одну позицию за другой, с самого начала выступая в качестве средства укрепления власти феодалов над белорусскими, украинскими и литовскими крестьянами и горожанами, средства реализации социально-политических притязаний польских магнатов и экспансионистских замыслов Ватикана. С середины XVI в., в связи с реформационным движением, в Белоруссии и на Украине утверждается протестантизм в форме кальвинизма, частично лютеранства и антитринитаризма. Временно усиливается его влияние на белорусских, литовских и украинских феодалов, горожан, незначительное число крестьян. Однако в конце XVI-начале XVII в., напуганное усилившимся антифеодальным и национально-религиозным движением, радикализмом Реформации, большинство феодалов порывает с протестантизмом и переходит в католицизм. Здесь же следует отметить, что в силу сложившихся исторических обстоятельств некоторая часть белорусских и украинских горожан и крестьян также принадлежала к католическому вероисповеданию. Помимо существовавших в Белоруссии, Литве и на Украине православия, католицизма и протестантизма в конце XVI в. вводится униатство. И наконец, живущие в пределах Великого княжества Литовского евреи и татары исповедовали соответственно иудаизм и ислам.

На рубеже XV-XVI вв., как свидетельствуют источники и имеющаяся по этому вопросу литература, западное православие находилось в состоянии, близком к кризисному. Православное духовенство (в особенности его высшие слои) всю энергию направляло на расширение своих земельных владений, увеличение привилегий. Оно мало заботилось не только о просвещении, культуре, но и о самой религии. Источники конца XV - начала XVI в. свидетельствуют о "великом грубиянстве и недбалости" православных священников.

Скорина начинал свою деятельность в то время, когда противоречия между православием и католицизмом и стоящими за этими двумя религиями социальными силами в достаточной степени еще не обострились. Между тем со второй половины ХVI в. усиливается процесс феодально-католической реакции. Активизируется деятельность католической церкви и ее авангарда-ордена иезуитов, возглавляемых и направляемых Ватиканом. В течение второй половины XVI-XVII в. католическая церковь в Великом княжестве Литовском при поддержке королей и феодалов стала не только крупным земельным собственником, но и предпринимала довольно успешные попытки взять в свои руки все средства идеологического воздействия, приобрести монополию на образование, сконцентрировать в своих руках типографии, установить строгую цензуру печати и т.д.

Тесно связанный со своей классовой средой, ее идейными устремлениями, Скорина не является случайной фигурой в истории культуры, общественной и философской мысли восточнославянских народов, он выступает как идеолог прогрессивных слоев общества, сумевший заглянуть в историческую перспективу, наметить некоторые существенные моменты последующего развития общества.

Именно Скорина первым начертал для отечественного просвещения образовательную программу "семи свободных наук", которая затем была взята на вооружение братскими школами, развита и усовершенствована профессорами Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии и сыграл значительную роль в развитии восточнославянской системы образования, философской мысли, сближении отечественной культуры с культурой Запада.

Ф. Скорина стоял у истоков духовного секуляризма и европеизации.

Издатель знаменитой “Библии русской", просветитель-книжник. Для Скорины Библия - свод богооткровенных знаний и источник “седми наук вызволеных” - грамматики, логики, риторики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии. Для овладения грамотой рекомендовалось чтение Псалтыри, логикой - Книги Иова и Посланий апостола Павла, риторикой - Притчей Соломоновых и т.д.

Социологические и философские взгляды Скорины содержатся в предисловиях и послесловиях, которые он помещал во все переведенные им библейские книги.

Предисловия и Сказания Ф. Скорины к книгам Священного Писания представляют большой интерес и не имеют аналогов (общее предисловие-толкование ко всем библейским книгам появилось в Елисаветинской Библии в 1751году).

В предисловии к кн. Иова, Иов у Скорины предстает не затерянной среди вселенских мириад песчинкой, как в космогонии Дж. Бруно, а находится в непосредственном диалоге с Творцом, которым ему обетовано спасение и усыновление.

Скоринина экзегеза, наследующая лучшие раннехристианские традиции, вскрывает в тексте обычно не внешний событийный, буквальный, а глубинно прообразный, символический смысл.

Жанр предисловий, их богатую соединительную палитру, их структурно-синкретическое разнообразие можно по-настоящему понять лишь исходя из педагогических, философско-экзегетических замыслов. Скорина, наконец, из того, какое значение он придавал каждой из книг Священного Писания в деле духовного просвещения и исправления нравов "люда посполитого".

Приступая к переводу на "народный язык" и тиражированию посредством печатного станка книг Священного Писания, белорусский просветитель предвидел наступление нового этапа ознакомления с Библией - уже не из проповеди опытных богословов, а из самостоятельного чтения, таящего в себе опасность упрощенного понимания книг Священного Писания. По замыслу белорусского богослова, для предотвращения упрощенного толкования перевод и издания библейского текста должны были быть сопровождены соответственным комментарийно-аналитическим аппаратом. И, по существу, мы видим, что Скоринины предисловия из служебного жанра перерастает в жанр синкретический, где наряду с информационными сведениями богословского, исторического, лексикографического характера, важное место занимает толкование прообразно-аллегорическое содержание библейских книг.

Послесловия как заключительный элемент в системе Скорины также выполняют богатую информативную роль. В них, несмотря на лапидарную форму, нередко продолжается трактовка библейского содержания, начатая в предисловии.

Лаконичные послесловия завершают каждое из пражских ветхозаветных изданий. Набор сведений, содержащихся здесь, примерно одинаков: название книги, имя переводчика и издателя, место и время издания. По схеме послесловия могли и повторять друг руга, ибо менялись в них лишь названия книг и время выпуска в свет. Скорина, однако, старается избежать унылой повторяемости, все послесловия у него разные.


Заключение

Мировоззрения Ф. Скорины носят светский, социально-этический характер, гуманистическую направленность. В центре - социальные и нравственные вопросы. Он решал их, опираясь прежде всего на Библию. В ней он выделял два вида законов - “прирожденный”: божественный, существующий в душе человека от рождения, благодаря ему он различает добро и зло, творит благо ближнему; и “написанный": возникает по необходимости и отражает изменение жизни людей в разные эпохи и в разных странах. Он уравнивал законы мирские и божественные, Священное писание утрачивало ореол неприкосновенной святости, делалось доступным каждому мыслящему человеку. Отпадала необходимость в посредничестве церкви, и человек сам оказывался творцом своей судьбы. Сущностная добродетель человека для Скорины - разум. Он призывал обращать его на пользу своего народа, государства. Он -патриот, для него служение отечеству важнее церковных жертвоприношений, важнее самой веры. Патриотизм, чувство долга перед родиною придают нравственно-национальный характер мировоззрению Скорины, делают его провозвестником ренессансных идеалов в восточнославянском обществе.

Кратко его идеи можно охарактеризовать следующим образом:

патриотизм;

призывает людей верно служить своей Родине;

государство - организация населения, которое занимает определенную территорию и подчиняется одной и той же власти;

цель государства - достижение всеобщей пользы, лучшего уровня жизни;

взаимоотношения между богатыми и "убогими" должны строиться на основе "братолюбия";

общество должно строиться по принципам мира и согласия;

закон должен быть пригодным для использования, полезным для населения, соответствовать обычаям, времени и месту;

был сторонником концепции естественного права;

не признавал домогательств духовенства на руководство законотворчеством и судебной практикой;

придерживался идеи верховенства народа в правотворчестве;

был сторонником мира между народами ("вечного мира").


Список используемой литературы

1. Апримене А.Ю. Язык Апостола Франциска Скорины 1525г.: Автореф. канд. дисс. - Минск., 1977.

2. Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. - М., 1979.

3. Булыко А.Н. Западнославянская лексика в изданиях Франциска Скорины. // Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. - М., 1979.

4. Голенченко Г.Я. Время рождения и смерти Ф. Скорины // Франциск Скорина и его время: Энцикл. справочник. - М., 1990.

5. Гринблат М.Я. Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории. - Минск, 1968.

6. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. - Минск, 1962.

7. Мыльников А.С. Франциск Скорина и Прага // Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. - М., 1979.

8. Немировский Е.Л. Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белорусского просветителя. - Минск, 1990.

9. Франциск Скорина и его время: Энцикл. справочник. - М., 1990.

10. Яскевич Е.А. Произведения Франциска Скорины: Структура, экзегеза, образность: Автореф. канд. дисс. - Минск, 1994

Однако это относится лишь к справедливой, т.е. оборонительной войне. Соответственно, Гроций оправдывал «частные войны» внутри государства, если преследуют защиту законных интересов. 28. Политическое и правовое учение Б. Спинозы Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) – видный голландский философ. Политико-правовая проблематика нашла отражение в его трудах «Богословско-политический трактат», «Этика...

В воспитательном процессе, организационных форм управленческой деятельности, мониторинга образования и воспитания, сравнительной педагогики и др. 5. Развитие педагогической мысли в Беларуси 5.1 Первые письменные педагогические источники на Беларуси (ХП-ХШ вв.) и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв. История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой...

Мировоззренческая мысль эпохи Возрождения. Ф. Скорина Поворотным этапом в развитии белорусской национальной духовности и культуры явилось развертывание в XVI-начале XVII в. на белорусских землях общеевропейских процессов Возрождения. Непосредственными выразителями ренессансной культуры были ученые, философы, писатели, художники, книгоиздатели, учителя, врачи. Именно в их среде утверждается и развивается новое, гуманистическое мировоззрение, основу которого составляют «учения о свободе, или о великих возможностях человека в отношении к миру, самому себе, познанию, творчеству, представление о самоценности человеческой жизни, или возрожденческий антропоцентризм, где главной является не проблема загробного вознаграждения, а земного предназначения человека; натурализм как преимущественный способ интерпретации природно-социальной действительности и человека»1. Франциск Скорина (ок. 1490-1541) - наиболее выдающийся деятель белорусского Возрождения. Ему принадлежит важная мировоззренческая идея о неразрывном единстве общечеловеческих ценностей, принявших в эту эпоху форму христианско-гуманистических ценностей, с ценностями национальной жизни беларусов. 1Падокшын, С.А. Беларуская думка у кантэксце псторьп i культуры / С.А. Падокшын. Мшск, 2003. С. 70. Заново осмысливая такие философские и религиозно-нравственные понятия, как вера, любовь, справедливость, общее благо, индивидуальный и общественный долг, моральный и юридический закон, теория и практика, Скорина, по утверждению известного белорусского философа С.А. Подокшина, не только гуманизирует их, но и обеспечивает их национальную конкретизацию, истолкование сообразно с особыми условиями жизни беларусов. Именно Скорина утвердил в сознании наших соотечественников гуманистический смысл национально-патриотических ценностей, выражаемых любовью человека к своей родине, своему языку, к культурным традициям своего народа. Глубоко проанализировав творчество Скорины, С.А. По-докшин отмечает, что этот выдающийся сын белорусского народа значительно развил и обогатил византийско-право-славную идею соборности, по-новому обосновал персона-листйческую концепцию человека.

Расширяя границы юг-дивидуальной духовной свободы, он утвердил право человека на познание и творчество, сопряженное с личной моральной ответственностью за совершаемые действия. Эта персоналистическая установка и раньше была присуща верхним слоям белорусского общества, права которых закреплялись великокняжескими и королевскими грамотами, а затем и Статутом ВКЛ. Православные братства на белорусских землях оказывали значительное влияние на религиозную жизнь, самостоятельно интерпретируя Священное писание. Персоналистическая тенденция отчасти связана с влиянием Реформации, но главным образом обусловлена тем, что в Беларуси в течение длительного времени нормой жизни была веротерпимость. В текстах Скорины, как отмечают, исследователи, отсутствуют термины «православие» и «католицизм»; речь в них идет о христианстве вообще, т.е. о том общем, что объединяет и примиряет представителей различных ветвей христианства. Идея веротерпимости затем была законодательно закреплена в Статуте ВКЛ и доминировала до тех пор, пока не начались окатоличивание белорусов и принудительный перевод их в униатство. Скорине принадлежат важные выводы о верховенстве закона и необходимости упрочения правовых основ государственной жизни. Утверждая естественное происхождение права, он прежде всего сверяет его с моралью. Мировоззрение Скорины в целом характеризуется четко выраженной этической доминантой, которая сказывается и на решении им вопроса об отношении белорусов к культурным ценностям православного Востока и католического Запада. Решение значимого для судеб белорусского народа вопроса Скорина видит на путях осуществления культурного синтеза, исключающего какое бы то ни было принуждение. Усвоение достижений западной науки и системы образования, полагает он, должно быть соединено с христианской системой ценностей.

Переводя Библию на родной ему язык, сопровождая этот перевод многочисленными предисловиями и комментариями, Скорина подчеркивает просветительскую и патриотическую направленность всей своей деятельности, диктуемую стремлением приобщить всех белорусов к духовно-нравственному богатству текстов Священного писания. Комментируя эти тексты и попутно излагая свои собственные социально-философские воззрения, Скорина как бы возрождает аристотелевскую концепцию общего блага, связанную с признанием необходимости достижения общественного согласия в отношении базовых ценностей социальной жизни. Скорининский персонализм не тождественен индивидуализму; призвание личности он видит в осознанном служении «посполитому доброму», т.е. общему благу народа.