Броненосный крейсер мэн. Взрыв, который вызвал войну

Нынешние события, связанные с Ираном, дают повод вспомнить провокацию, которая привела к американо-испанской войне 1898 года и последующей за ней оккупацией США Филиппин. Эта война стала ещё одной в череде грабительских походов американских вооруженных сил и первой пробой сил за пределами американского континента.

Предыстория войны


Золотой век Испанской империи был давно в прошлом. Уже к 1820-м годам испанцы, в основном под давлением британцев, потеряли большинство колоний. Так в Латинской Америке Лондон оказывал повстанцам разностороннюю поддержку, как информационную, так и военную, транспортную, финансовую. Симону Боливару (национальный герой Венесуэлы, наиболее влиятельный и известный из руководителей войны за независимость колоний Испании в Южной Америке), британцы помогли финансами и в самом начале его деятельности по освобождению Латинской Америки.

Правда, «освобождение» Латинской Америки привело не к созданию единого независимого государства, а к целой группе слабых государств. За их республиканским или монархическим фасадом скрывался диктат Великобритании (её затем вытеснили США), британских и американских монополий. Большая часть населения жила в полной нищете, группки богачей беспощадно эксплуатировали рабов, крестьян-пеонов, работников мануфактур. Экономика имела полностью колониальный характер. Единственная страна, которая попробовала выйти из этой «матрицы» - Парагвай, была безжалостно разрушена.

Но у Испании осталось несколько «жемчужин» - Куба, Филиппинские острова, Гуам и Пуэрто-Рико, эти острова обладали разнообразными ресурсами, к тому же располагались на важных морских коммуникациях.

Соединенные Штаты к концу XIX столетия уже успешно решили ряд внутренних проблем. Окончательно подавили сопротивление коренных американцев – индейских племён, в 1860-1890-е годы земли, ещё принадлежавшие индейцам на западе Северной Америки, были захвачены и перешли в собственность фермеров, различных компаний. А индейцы уничтожены, частично депортированы и загнаны в резервации. Решили вопрос и разделения страны на Юг и Север. Быстро развивалось крупное капиталистическое производство, защищенное высокими протекционистскими тарифами.

Теперь американский капитал нуждался в разнообразном дешевом природном сырье, рынках сбыта для своей продукции, морских путях прикрытых военно-морскими базами. Политическая надстройка США всегда выполняло заказ финансово-промышленной олигархии – ещё в первой половине 19 столетия была провозглашена «доктрина Монро». По ней Северная и Южная Америка провозглашались зоной, закрытой для европейской колонизации. Подразумевалось, что в ней будут господствовать Штаты. В конце XIX века американское правительство проводило политику расширения экономического влияния в странах Латинской Америки и Азии.

Администрация президента США Уильяма Маккинли (4 марта 1897 - 14 сентября 1901) считала, что США пора обзавестись своими первыми колониями, которые одновременно будут источниками сырья и рынками сбыта. К тому же Испания была слаба и не могла силой защитить свои колонии, нанести США большой урон, не имела могущественных союзников. Захват Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов решал задачу укрепления стратегических позиций США в Карибском море, Атлантическом и Тихом океанах.

США провели успешную предварительную работу по подготовке к войне: информационная кампания в прессе об «испанских жестокостях, а в 1895 году на территории Пуэрто-Рико и Кубы, и в 1896 году на территории Филиппинских островов «началась» национально-освободительная борьба против испанского режима. К примеру, Кубинская революция началась с того, что на Кубу высадился отряд Хосе Марти (ему в 1892 году в США помогли создать Кубинскую революционную партию). Кубинские повстанцы отличались безжалостностью, уничтожали поселения, плантации, промышленные предприятия. Испанский генерал-губернатор ответил на жестокость жестокостью. На Кубе восстание почти удалось подавить, крестьян согнали в концлагеря, этим лишив партизан поддержки.

Американская пресса устроила истерику по поводу «кровавого испанского режима». Сенат Американских Штатов признал повстанцев воюющей стороной и потребовал от испанской стороны разрешить конфликт миром. Испанцы в свою очередь заявили, что кубинские волнения - это внутреннее дело империи (читая подобное, понимаешь, что нынешние волнения в Ливии, Сирии, ситуация вокруг Ирана, повторяют сценарий более, чем столетней давности).


Уильям Маккинли, 25-й президент Соединённых Штатов Америки (1897-1901) от Республиканской партии.

Повод к войне

США хотели выглядеть в глазах мирового сообщества и американских обывателей «освободителями», поэтому нужен был повод к войне. Но проблема была в том, что Испания не хотела воевать.

В конце января 1898 в кубинскую Гавану прибыл американский броненосный крейсер «Мэн». Хотя американцы утверждали о дружественном характере визита, было понятно, что это вызов и демонстрация. Испанцы были вынуждены разрешить этот визит.

15 февраля 1898 года раздался страшный взрыв и корабль погиб. Взрыв произошёл вечером, когда команда была на корабле и матросы спали, поэтому жертв было много - погиб 261 человек (стандартный экипаж корабля – 355 человек). Интересен тот факт, что почти все офицеры были на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. США обвинило в этом взрыве испанцев, которые подвели мину под корабль. Хотя испанцам, которые не хотели воевать с США, эта акция была не нужна, мотива не было в отличие от американцев.

Но практически сразу возник ряд вопросов, которые опровергали американскую версию. По мнению специалистов, такой взрыв, который разломил корабль пополам, не мог произойти от мины (от неё образовалась бы пробоина в подводной части крейсера). Поэтому взрыв, судя по всему, произошёл внутри крейсера «Мэн». На это указывали и другие факты: отсутствие оглушенной рыбы, которая была бы при подводном взрыве, разбитые окна окрестных зданий.

В 1910 году, когда корабль попробовали поднять на поверхность, эта версия подтвердилась, люди узнали, что:

Взрыв произошёл внутри броненосного крейсера, а не от мины или торпеды;

Паровые котлы были целыми, поэтому версия их взрыва исключалась. К тому же американцы в 1911 году неожиданно свернули все работы по подъему корабля, все документы, связанные с расследованием гибели крейсера засекретили. Изуродованную взрывом носовую часть корабля разрезали и переплавили.

Американская комиссия вопреки фактам, которые указывали на внутренний взрыв, быстро завершила свои дела и отбыла на родину. Повод был создан – «Подлые испанцы взорвали миной наш крейсер». В общество вбросили лозунг: «Помни Мэн!» 19 апреля США потребовали от Испании отказаться от Кубы, одновременно началась мобилизация добровольцев и развёртывание флота. Уже 21 апреля, без объявления войны, американские корабли стали захватывать испанские транспорты, шедшие на Кубу. 22 апреля американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона открыла огонь по береговым укреплениям у Гаваны.

Война

Кампания была быстрой и с довольно небольшими жертвами. Вообще это была несколько странная война. Первые солдаты США погибли только через два месяца после начала войны. Они упали с борта лодки при десантировании и утонули. Испанские солдаты, напрочь лишенные мотивации к войне, боевого духа, видели в колониях тяжелое бремя и мечтали вернуть домой.

Основные боевые действия развернулись на море. Преимущество американского флота было подавляющим: испанцы располагали 1 броненосцем, 7 броненосными крейсерами, 5 тяжелыми крейсерами (водоизмещением более 3 тыс. тонн) и 8 легкими крейсерами (водоизмещением менее 3 тыс. тонн); у американцев было 4 броненосца, 3 броненосных крейсера, 11 тяжелых и 8 легких крейсеров. У США было преимущество и по общему водоизмещению флота - 116 тыс. тонн против 56 тыс. тонн. Американские корабли были современнее и превосходили испанские почти по всем показателям – артиллерия американских ВМС была в 2,5 раза мощнее и обладала большей скорострельностью, превосходили в броневой защите. Испанцы пренебрегали боевой подготовкой в довоенный период: не было ни карт, ни плана действий на случай войны с США, корабельные артиллеристы не практиковались в стрельбе, крайне низким был общий уровень подготовки экипажей. Корабли США, кроме броненосных крейсеров, обладали большей скоростью. К тому же корабли испанских ВМС нуждались в хорошем ремонте, а командование совершило все возможные ошибки, проявив чудеса недееспособности.

Не сопоставимы были и финансовые возможности Штатов и испанской короны. У Испании не хватало денег даже для закупки угля для нужд своих Военно-морских сил. Большую роль сыграл и тот факт, что основной театр войны в Вест-Индии находился в 6 раз ближе к атлантическому побережью Штатов, чем к испанским берегам. В день фактического начала войны, 21 апреля 1898 года, главная испанская эскадра под командованием адмирала Паскуале Серверы дислоцировалась на островах Зеленого Мыса. Испанский адмирал не имел даже карт Карибского бассейна и не знал об особенностях местных портов. Сервера сообщил в Мадрид, что ему приходится выйти в море, не имея какого-либо плана, о том, что Испания не должна «обманывать себя относительно силы нашего флота», «предаваться иллюзиям». Предложил приехать в Мадрид, чтобы выработать стратегию действий, но военный совет принял немедленно отправить эскадру Серверы в Вест-Индию, не дожидаясь, когда вернутся в строй находившиеся в ремонте броненосец и три тяжелых крейсера. В поход вышли 4 броненосных крейсера и 3 миноносца.

Но первое крупное морское сражение произошло не на Карибах, а в Тихом океане. Здесь Азиатская крейсерская эскадра американского коммодора Джорджа Дьюи уже в апреле была сосредоточена в Гонконге. Американцы заранее запаслись углем, продовольствием, боеприпасами и были готовы к войне. В эскадре было 4 бронепалубных крейсера (водоизмещение от 3 до 6 тыс. т), 2 морские канонерские лодки крейсерского типа и 3 вспомогательных судна (единственный имевшийся у американских ВМС на Тихом океане броненосец «Орегон» перед войной был переброшен в Атлантику, т. к. Филиппинский фронт считался вспомогательным). Американские корабли имели лучшую артиллерию и скорость. 25 апреля американская эскадра вышла к Филиппинам.

Формально испанские ВМС располагали на Филиппинах 12 военными кораблями, но значительную часть была небоеспособна или частично боеготова. В реальности испанский контр-адмирал Патрисио Монтехо-и-Пасарон располагал лишь 6 крейсерами (2 испанских безбронных корабля с водоизмещением в 3 тыс. т считались «крейсерами 1-го ранга», 4 остальных в 1 – 1,1 тыс. т – «крейсерами 2-го ранга», только два из них имели броневую палубу) и 1 канонерской лодкой. Испанская эскадра имела 31 орудие среднего калибра (не более 160-мм) против 53 орудий крупного и среднего калибра (в том числе 11 орудий калибром 203-мм). Испанцы сняли вооружения с 5 канонерок, укрепляя береговую оборону, да и с оставшихся в строю кораблей, сняли часть орудий.

Испанский адмирал перешел с эскадрой из Манилы, чтобы не подвергать город опасности обстрела, к арсеналу Кавите. К тому же там было мелко, и экипажи имели больше возможностей для спасения, испанское командование с самого начала считало свою эскадру обреченной и думало только о мероприятиях по уменьшению потерь.

1 мая 1898 года состоялось сражение (вернее избиение) между эскадрами у мыса Кавите. Оно началось в 5 часов 12 минут утра, когда испанцы открыли огонь с кораблей и берега по американской колонне. Чуть позже открыли огонь американцы. К 8 часам утра почти все испанские корабли горели и американский командующий объявил перерыв на завтрак (поступило сообщение о том, что кончились боеприпасы, потом выяснилось, что это ошибка). Затем расстрел возобновился. К полудню американская эскадра уничтожила все испанские корабли. Испанские разгильдяйство привело к тому, что были потеряны все корабли, погибло 161 человек, 210 получили ранения. У американцев было 9 раненых, испанцы сделали всего 19 попаданий (только одно довольно серьёзное), против 145 попаданий в испанские корабли. Сражение оказало огромное психологическое значение на США и испанцев.

После этого на Филиппинах не было крупных сражений. Американская эскадра не могла самостоятельно овладеть Манилой, без высадки десантного корпуса. Испанцы удерживали её почти до конца войны.

В Вест-Индии американские корабли под командованием адмирала Уильяма Семпсона блокировали Гавану и все северное побережье Кубы. Южное побережье Кубы с портами Сьенфуэгос и Сантьяго флот США полностью заблокировать не мог из-за удаленности от баз американских ВМС. 19 мая в Сантьяго пришла после долгого перехода испанская эскадра адмирала П. Серверы. Испанцы собирались отдохнуть, загрузиться углём и идти дальше – в Гавану (это был главный узел сопротивления на острове). 27 августа испанцев заблокировала «Летучая эскадра» коммодора Винфельда Шлея, а 1 августа подошла эскадра вице-адмирала Уильяма Сэмпсона.

Сервера решил обороняться в Сантьяго, укрепил прибрежную оборону новыми береговыми батареями, установил в проходе в бухту мины. Американцы совершили неудачную попытку затопить брандер, чтобы перегородить фарватер. Не рискуя атаковать испанскую эскадру в бухте, где американские корабли встретил огонь не только испанских кораблей, но и береговых батарей, решили высадить десантный корпус и взять порт с суши. Высадка была плохо организована, растянута по времени, но так как испанцы не решились на контрдействия (а они могли привести к значительным потерям среди десанта), американцы смогли высадить 27-тыс. десантный корпус. 25 июня американские силы вместе с кубинскими повстанцами пробовали взять Сантьяго, но их атаку отбили.

В это же время из Кадиса выдвинулась новая испанская эскадра в составе 2 броненосцев, 2 пароходов и 3 миноносцев под руководством адмирала Камеры. В Соединенных Штатах опасались, что она пойдёт в Вест-Индию, но испанская эскадра двинулась к Порт-Саиду, собираясь далее следовать к Филиппинским островам. Но после того как она получила известие об уничтожении испанской эскадры в Манильской бухте, эскадра Камеры поблуждав по Средиземному морю возвратилась к родным берегам, так и не приняв участия в боевых действиях.

Понимая, что морской бой приведёт к поражению эскадры, Сервера планировал использовать ресурсы своей эскадры для сухопутной обороны Сантьяго. Но в итоге был вынужден идти на прорыв. В Сантьяго остро ощущался недостаток продовольствия, и комендант города просил адмирала покинуть порт. К тому же Сервера получил приказ главнокомандующего испанскими силами на Кубе маршала Бланко. 2 июля Бланко потребовал прорываться в Гавану. Адмирал выполнил этот приказ. Хотя и считал, что его выполнение повлечёт за собой гибель эскадры и экипажей кораблей.

У испанцев было 4 броненосных крейсера: три однотипных - «Инфанта Мария Тереза», «Адмирал Окендо» и «Бискайя» (7 тыс. тонн водоизмещения, ход до 20 узлов, имеющие по два 280-мм и десять 140-мм орудий), «Кристобаль Колон» (6,7 тыс. тонн, 20 узлов, десять 152-мм и шесть 120-мм орудий). У американцев броненосный крейсер «Бруклин» (более 9 тыс. тонн, 22 узла хода, восемь 203-мм и двенадцать 127-мм орудий), 3-и броненосца 1-го класса: «Айова» (11,4 тыс. тонн, скорость 16 узлов, четыре 305-мм, восемь 203-мм и шесть 102-мм орудий), «Индиана» и «Орегон» (по 10,3 тыс. тонн, 15 узлов скорости, четыре 330-мм, восемь 203 и четыре 152-мм орудий), броненосец 2-го класса «Техас» (6,1 тыс. тонн, 17 узлов скорости, два 305-мм и шесть 152-мм орудий). Единственным шансом испанцев был прорыв, причём частью эскадры пришлось бы пожертвовать. Но в реальности дело оказалось невыполнимым: испанские крейсера не могли развить полного хода из-за поломок машин, плохого угля, а артиллеристы оказать достойного сопротивления. К тому же боеприпасы были плохого качества, многие пушки неисправны.

Итог был печален: 3 июля 1898 года в битва при Сантьяго-де Куба испанская эскадра была полностью уничтожена. Испанцы потеряли все корабли, 323 человека убитыми, 151 ранеными, 1,6 тыс. человек во главе с адмиралом Серверой пленными. И это при том, что американцы показали довольно невысокую меткость - при более 7 тыс. выстрелов лишь 163 попадания в испанские корабли.

Лишившись своего основного флота, испанцы запросили мира, война была проиграна. США за всю войну потеряли всего около 500 человек убитыми (от болезней и ран погибло намного больше – около 6 тыс. человек), испанцы более 2,1 тыс. человек (информации о числе умерших от болезней в испанских силах нет, но видимо, не меньше, чем американцев).

Итоги войны

13 августа 1898 года был подписан Парижский мирный договор. Испанская сторона была вынуждена отказаться от всех своих колоний в Азии и Латинской Америке - Филиппинских островов, Гуама, Пуэрто-Рико и Кубы. Первые три территории стали американскими владениями, за это Соединенные Штаты выплатили испанской короне в качестве компенсации 20 млн. долларов. А Кубу провозгласили независимой республикой, но в реальности она стала «банановой республикой» и «борделем» США. Её внешняя политика, экономика, финансы оказались под полным американским контролем. В бухте Гуантанамо была создана американская военно-морская база.

США блестяще обкатали сценарий своих будущих войн: информационная война (противника смешивают с грязью ещё до начала «горячей войны», превращая в глазах мирового сообщества в «кровавое чудовище»), блестящее использование недовольства населения, организация «народно-освободительных» движений», провокация, «пиратская» война (контроль над коммуникациями, действия ВМС, десанты и т. д.).

Испания окончательно потеряла статус важной колониальной и морской державы.

Война дала США статус великой морской державы, американские ВМС после битвы при Сантьяго-де-Куба были признаны как одни из ведущих флотов планеты.

Испано-американская война продемонстрировала всему мировому сообществу силу молодого хищника, на карте мира появилась новая великая держава. Война открыла новую эпоху Соединенных Штатов.

На Филиппинах американцам пришлось повозиться. Филиппинцы решили стать свободными и начали войну против США. Филиппино-американская война продолжалась до 1902 года (активная фаза), а отдельные отряды сопротивлялись до 1913 года. США пришлось бросить против филиппинцев 125 тыс. армию. Американцы не стеснялись применять самые жестокие методы (что было характерно для европейских колонизаторов), поэтому если филиппинских воинов погибло примерно 20 тыс. человек, то мирных жителей 200 тыс. Американцы морили деревни голодом, совершали массовые убийства крестьян. К примеру, только в районе Балангига на острове Самар бравые американские вояки в 1901 году убили около 10 тыс. человек, причем убивали по древнему принципу кочевых войн - «убивать всех, кто выше тележной оси». Здесь были застрелены или заколоты штыками все люди старше 10-летнего возраста. Естественно, что пресса США и «мировая общественность» не особенно заинтересовалась этими актами террора и геноцида (своим можно).

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

USS Maine (ACR-1), стал первым кораблем военно-морского флота США, которому было присвоено имя штата Мэн. Это был броненосец второго класса водоизмещением 6682 тонны, изначально конструировавшийся, как броненосный крейсер 1-го ранга.

Конгресс утвердил строительство корабля 3 августа 1886 года, киль был заложен 17 октября 1888 года на военно-морских верфях в Нью-Йорке. 18 ноября 1889 года броненосец спустили на воду, крестной матерью стала мисс Алиса Трейси Уилмердинг, внучка госсекретаря Бенджамина Трейси. 17 сентября 1895 года на корабле подняли флаг ВМФ США, и он вступил в строй действующих под командованием капитана Крауниншилда.

История

Строительство утверждено: 3 августа 1886
Киль заложен: 17 октября 1888
Спущен на воду: 18 ноября 1889
Вступил в строй: 17 сентября 1895
История: погиб в результате взрыва 15 февраля 1898
Основные характеристики:
Водоизмещение: 6682 тонн
Длина: 97 метров
Ширина: 17.4 метров
Осадка: 6.7 метров
Скорость: 17 узлов
Экипаж: 374 офицеров и рядовых
Вооружение: 4х250мм орудия главного калибра; 6х150мм орудий; мортиры; 4х350мм надводных торпедных аппарата.

Вступив в состав флота, броненосец нес свою службу в водах Восточного побережья США и Карибского моря. В январе 1898 года корабль направили в Гавану, Куба, для защиты американских интересов в связи с гражданскими волнениями и восстанием против испанского владычества. 15 февраля 1898 года в 21.40 вечера на борту броненосца раздался сильный взрыв, треть корабля, носовая его часть, практически была уничтожена. Позже следствие установило, что взорвалось более пяти тонн пороховых зарядов для орудий главного и вспомогательного калибров. Останки корабля погрузились на дно бухты. Большая часть экипажа в это время находилась в жилых отсеках, расположенных, за исключением кают комсостава, в носовой части. 260 человек погибли практически сразу, еще 6 скончались позже от полученных ранений. Командир корабля Сигсби и большинство офицеров уцелели, поскольку находились в корме. 28 марта военно-морской трибунал постановил, что причиной взрыва стала мина, которую подорвали под днищем корабля. От ее взрыва сдетонировал боекомплект в пороховых погребах броненосца.

Гибель Мэйна стала формальным поводом для начала испано-американской войны в апреле того же года, и девизом ее для американцев стало «Помни Мэйн!» Решение о войне было, впрочем, давно уже принято, и броненосец стал лишь поводом. Весьма удачным и весьма кстати, что и послужило началом истории. Гибель броненосца была и остается неразгаданной. 5 августа 1910 года Конгресс одобрил проведение аварийно-спасательных работ по подьему останков Мэйн, представляющих угрозу судоходству в гавани. 2 февраля 1912 года останки Мэйн подняли, работы велись военно-инженерными частями армии США. Затем корабль отбуксировали в открытое море, где и затопили на большой глубине – это произошло 16 марта 1912 года, со всеми подобающими почестями.

В 1914 году один из 6-ти якорей Мэйн бал доставлен в Ридинг, Пенсильвания, и установлен в городском парке. На церемонии открытия памятника присутствовал Франклин Рузвельт, в то время помощник военно-морского министра.

В 1976 году адмирал Хаймэн Риковер, ВМС США, опубликовал результаты своего расследования обстоятельств гибели броненосца, в ходе которого он пришел к выводу, что причиной взрыва стало не внешнее воздействие – взрыв мины, а внутренее – пожар в угольных бункерах. Некоторые историки не согласились с его выводами, утверждая, что невозможно самовозгорание угля без того, чтобы его не заметили. Другие остались верны двум наиболее распространенным версиям – действительно имевшей место диверсии испанцев, либо козням политиков США, искавших повод начать войну и возбудить при том гнев против Испании.

Национальное географическое общество США организовало в 1998 году экспедицию, исследовавшую останки корабля, и направило результаты в компанию Advanced Marine Enterprises для проведения структурного анализа. Компьютерный анализ показал, что взрыв вполне мог быть вызван внутренними причинами, тем самым возгоранием угля, о котором первым заговорил адмирал Риковер. Уголь мог начать тлеть, а затем от высокой температуры произошел взрыв угольной пыли, сдетонировавший заряды в пороховых погребах. Однако Advanced Marine Enterprises добавили в своем заключении, что повреждения днища броненосца и морского дна в месте взрыва вполне могут свидетельствовать о внешнем взрыве. Не получилось ни да, ни нет, в попытке найти ответ на главынй вопрос – что именно погубило броненосец, чья-то злая воля или происшествие на борту, приведшее к взрыву.

Причины гибели – факты

Немедленно после гибели корабля президент США Макинли потребовал проведения расследования. Следовали прокуратуры флота прибыли в Гавану и начали следствие. Выжившие и свидетели, а также водолазы ВМФ, подтвердили однозначный и бесспорный вывод – корабль погиб из-за взрыва в пороховых погребах. Однако не нашлось ответа – и до сих пор его нет – на главный вопрос: что именно вызвало этот страшный взрыв. С 1898 года и по настоящее время проводилось четыре тщательных расследования, считающихся основными в этом деле. Из них сделано два вывода. Первый – заряды сдетонировали в результате внешнего взрыва, то есть диверсии, и второй – причина внутренняя, самовозгорание угля в угольной яме А16, находившейся рядом с пороховыми погребами.

Версия внешнего взрыва

Согласно этой версии, мина, установленная злыми испанцами в целях предотвращения вмешательства США в испано-кубинский конфликт, стала причиной гибели Мэйн. Ей поверило большинство американцев в то время, и эта версия более, чем устраивала политиков, давно уже искавших повода наброситься на издыхающую колониальную империю Испании, вернее, на ее останки. Однако позже и в настоящее время, версия признана неубедительной, так как правительство Испании в то время должно было быть безумным, совершив такую диверсию. Испания не имела никаких шансов в войне с США, все это знали и понимали, и тогда, и сейчас. Как раз наоборот, Испания делала все возможное, чтобы избежать конфликта с США и сохранить за собой свое последнее владение в Новом Свете, Кубу.

Если взрыв мины действительно имел место и не был актом диверсии, то это могла быть сорванная с якоря мина, установленная в ряду прочих для защиты подходов в гавани. Мина начала дрейфовать, и в конце-концов ткнулась в злополучный броненосец. Есть некоторые весьма веские свидетельства в пользу минной версии – ряд очевидцев утверждал, что было два взрыва, разделенных несколькими секундами времени. Другое важное свидетельство – положение листов обшивки в месте огромной пробоины в подводной части корпуса – листы загнуты внутрь корпуса, что очевидно свидетельствует о внешнем взрыве. Кроме того, в месте гибели броненосца, на дне гавани, имеется большая воронка, скорее всего, взрывного происхождения. Против минной теории выступают два факта – отсутствие в водах гавани мертвой рыбы и отсутствие столба воды в момент первого взрыва. То есть столба воды не заметил никто, а ведь это неизбежное сопутствие взрыву мины у борта или под днищем корабля. Мертвая рыба также является неизбежным спутником взрывов в воде, хотя воды гавани уже и в то время были настолько загрязнены, что отсутствию мертвой рыбы не стоит удивляться, потому что ее не было ни живой, ни мертвой.

Версия самовозгорания угля

Многие изначально, еще в 1898 году, предположили, что причиной взрыва стало самовозгорание угля в соседней с погребом угольной яме А16. Самовозгорание угля было частым явлением на судах и кораблях послевоенной (Гражданская война в США) постройки. На свежих иломах угля начинается процесс оксидирования, сопровождающийся выделением тепла, и когда температура достигает точки возгорания, уголь начинает тлеть. Жар от тлеющего угля, утверждают сторонники угольной версии, вызвал взрыв пороховых зарядов. Последний осмотр угольной ямы А16 был произведен в 8 утра того дня – времени до момента взрыва было достаточно для самовозгорания и последующего тления. Однако против этой версии имеется ряд серьезных фактов. На броненосце никогда не было происшествий, связанных с самовозгоранием угля или его нагреванием, да и вообще на большинстве кораблей к тому времени эта проблема перестала быть проблемой. Сорт угля, находившегося в яме, не считался опасным в этом плане. Уголь не был подвержен прямому действию солнечного света, а яма не была расположена вблизи источников тепла, которые способствовали бы быстрому нагреванию. Не было никаких показаний аномально высокой температуры где-либо на борту корабля. Дисциплина на Мэйне была высокой, экипаж славился выучкой, и следовательно, нет причин считать, что возгорание угля стало следствием небрежности.

Расследования

Первые два официальных следствия проводились трибуналом ВМС США в 1898 и 1911 годах, неофициальные следствия проводились адмиралом Риковером в 1976 году, и Нэшнл Джиогрэфик в 1999 году, и все эти следствия пришли к противоречивым выводам.

Следствие 1898 года

21 февраля началось следствие под руководством капитана ВМС Уильяма Сампсона. Комиссия Сампсона пришла к выводу, что причиной взрыва пороховых погребов стал наружный взрыв мины, однако в официальном докладе Комиссии было заявлено, что «следствию не удалось выяснить конкретного виновника или виновников взрыва мины». Что не помешало правительству США обвинить в трагедии Испанию, и начать войну.

Следствие 1911 года

К 1908 году топор войны был давно уже зарыт, и выяснилось, что останки броненосца отнюдь не стали украшением в Гаване, мешая судоходству и нормальной работе порта. Правительство США, равно как и общественность, хотели извлечь останки погибших и предать их подобающему захоронению. Попутно можно было выяснить, или удостовериться, в прчине гибели корабля. Броненосец надо было поднять, что и сделали в декабре 1910 года, и комиссия под руководством адмирала Врилэнда приступила к следствию номер два.

Различные секции корпуса пронумеровали и тщательно сфотографировали, были построены модели Мэйн, а также того, что от него после взрыва осталось. Комиссия пришла к выводу, что детонация зарядов была вызвана внешним взрывом – как и первая комиссия, однако первоначальный взрыв произошел дальше к корме, чем считалось ранее, и первый взрыв был менее мощным, чем предполагалось первой комиссией.

Останки погибших, извлеченные из корпуса Мэйн, были торжественно захоронены на Арлингтонском кладбище, а сам броненосец затопили на глубине, в открытом море.

Следствие 1976 года

В 1976 году адмирал Риковер заинтересовался загадкой гибели броненосца, и в компании с несколькими чинами ВМС США организовал еще одно расследование, попытавшись проанализировать имеющиеся факты на основе опыта расследования гибели кораблей, полученного в ходе 2-й Мировой войны и позже. Вот на основе этого опыта он и пришел к выводу, что причиной стало самовозгорание угля, опубликовав материалы своего расследования в виде книжки на 23-х страницах. В заключении его расследования говорится, что нет никаких свидетельств в пользу версии наружного взрыва, вызванного миной. Общественность приняла его версию, и она стала предпочтительной. Так было в течении более четверти века, пока за дело не взялся журнал Нэшнл Джиогрэфик.

Следствие 1999 года

В 1999 году, в столетнюю годовщину гибели броненосца, журнал Нэшнл Джиогрэфик передал все имеющиеся по делу материалы в лаборатории Advanced Marine Enterprises для проведения компьютерного моделирования и анализа катастрофы. Результатом стало заключение о предпочтительности минной версии, в ее пользу больше данных. С выводами компьютеров не согласились сторонники угля, и само собой, адмирал Риковер. На 124-й ежегодной сессии Института военно-морских исследований США произошел бурный диспут, затянувшийся на два часа, но окончательного ответа так и не давший.

Заключение

Гибель броненосца осталась загадкой. Не выяснено главное, что стало причиной детонации пороховых зарядов. Внешняя причина или внутренняя? А не выяснив этого, нельзя разбираться далее – кто его утопил. Если взрыв был внешним, то это означает мину. И какой-то чей-то злой умысел практически полностью исключается. Испания этого сделать не могла, что признано всеми сторонами. Американские сторонники войны с Испанией также вряд-ли могли организовать такую диверсию, в ту эпоху. Боевых пловцов еще не было, мини-подлодок тоже, а представить себе команду водолазов в громоздких костюмах, волокущих к борту Мэйн мину, не берется никто, ни даже самый отчаянный борец с американским империализмом. Если это была мина, то мина, сорванная с якоря, и отнесенная судьбой к борту Мэйна, а уж удачность взрыва с точки зрения интересов правящей верхушки США, это только удачность, и ничего более.

Если взрыв произошел по внутренним причинам, если первый взрыв, сдетонировавший второй, произошел внутри корпуса, то тут, как говорится, возможны варианты. Тут можно порассуждать о готовых на все политиках, даже на гибель своих сограждан. Хотя если привлечь в помощь здравый смысл, то версия политического злодействия кажется весьма сомнительной. Войну все равно бы развязали, с Мэйном или без него. И можно было устроить куда более дешевую провокацию, чем потопление нового броненосца, вошедшее в историю ВМС страны, как одно из самых кровавых. Кроме того, устройство взрыва на борту корабля могло сразу же возбудить нездоровый интерес к очевидному факту – каким таким таинственным образом испанцы ухитрились организовать все это. Следующий вопрос – если взрыв был организован ястребами американской внешней политики – они что, нашли камикадзе в рядах экипажа? Как вообще можно было найти готового на такое страшное дело среди моряков броненосца, не вызвав слухи? То есть, и тут следует признать, что злой умысел скорее всего отсутствует.

При очевидно хорошо поставленной внутрикорабельной службе на борту броненосца, лично мне кажется наиболее предпочтительной версия дрейфующей мины.

USS Maine

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2×2) × 254-мм орудий 10"/30 Mark 2 .

Артиллерия среднего калибра

  • 6 × 152-мм орудий 6"/30 Mark 3 .

Противоминная артиллерия

  • 7 × 57-мм орудий Driggs-Schroeder .

Дополнительное вооружение

  • 8 × 37-мм орудий;
  • 4 картечницы Гатлинга.

Торпедное вооружение

  • 4 х 457-мм надводных ТА .

USS Maine (рус. «Мэн» или «Мэйн» ) - броненосец ВМС США (изначально считался броненосным крейсером). Корабль строился в течение 7 лет и к моменту ввода в строй успел устареть. В боевых действиях участия не принимал, зато получил широкую известность после взрыва в порту Гаваны 15 февраля 1898 года - события, послужившего поводом для начала Испано-американской войны .

История создания

Предпосылки к созданию

Сравнение южноамериканских броненосцев и кораблей ВМС США, построенных в качестве ответа на их постройку


Корабль Страна Ввод в строй Водоизм.
т
Скорость
уз
Артиллерия
(калибр более 57 мм)
Торпедное
вооружение
Бронирование
мм
Riachuelo
Aquibadan
1883
1886
5750 15,5 4x234 мм
4x140 мм
5x356 мм Пояс - 178-280
Палуба - 50-76
Башни - 254
Рубка - 254
Capitan Pratt
1891 4200 18,3 4x240 мм
8x120 мм
4x450 мм Пояс - 100-300
Палуба - 14-50
Башни - 50
Рубка - 260
USS Maine США
1895 6789 16,5 4x256 мм
6x152 мм
4x457 мм Пояс - 178-305
Палуба - 51-102
Башни - 203
Рубка - 254
USS Texas США
1895 6417 17,8 2x305 мм
6x152 мм
4x356 мм Пояс - 152-305
Палуба - 51
Башни - 305
Рубка - 305

Финальный вариант проекта USS Maine

Проектирование

Для выбора проекта броненосного крейсера USS Maine Военно-морское министерство США решило организовало конкурс, победителем которого стал проект Бюро строительства и ремонта (Bureau Construction and Repair ) - структуры флота, ответственной за разработку, расчеты и оценку проектов кораблей. Чертежи корабля, получившего обозначение ACR-1 , были разработаны в 1886 году и утверждены 1 ноября 1887 года. В соответствии с первоначальным проектом, крейсер должен был иметь водоизмещение 6744 тонны, длину-94,5 м, ширину - 17,7 м, осадку - 6,7 м. Орудия главного калибра предполагалось установить в барбетах , прикрыв только щитами.

Постройка

Заказ на постройку корабля получила казенная верфь New York Navy Yard в Бруклине. Стоимость корабля первоначально оценивалась в 2,5 миллиона долларов США без учета стоимости вооружения. Подготовка к строительству началась в июне 1888 года, официально корабль был заложен 17 октября 1888 года. На этот момент USS Maine был крупнейшим кораблем, заложенным на американских верфях.

USS Maine сразу после спуска на воду

Строительство корабля затянулось на семь лет. В числе причин задержек был пожар в помещении верфи, уничтоживший рабочий комплект чертежей корабля. Поставка броневых плит задержалась на целых три года - американская промышленность в тот момент не была готова к строительству крупных кораблей. Спуск крейсера на воду состоялся 18 ноября 1890 года. В церемонии спуска на воду принял участие министр ВМФ США Бенджамин Трэйси, крестной матерью корабля выступила его внучка.

Планировалось, что USS Maine будет введен в строй в середине 1892 года, однако достройка затянулась до 1895 года. Корабль был принят заказчиком лишь 17 сентября 1895 года.

Описание конструкции

Корпус

USS Maine имел длину 98,9 м, ширину 17,4 м и осадку 6,9 м. Корпус был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно протяженностью около 60 м. Корпус корабля был достаточно длинным и узким, характерным скорее для быстрых крейсеров, однако не самое удачное распределение веса замедляло его.

Бронирование

Основной бронепояс корабля, изготовленный из никелированной стали, имел максимальную толщину в 305 мм в верхней части, постепенно утончаясь книзу до 178 мм. Длина бронепояса составляла всего лишь 54,9 метров - он прикрывал машинные отделения и погреба главного калибра, высота - 2,1 м (из них - 0,9 м выше ватерлинии). Дальше к оконечностям бронепояс шел с наклоном вглубь корабля, имея толщину 203 мм и соединяясь с бронированными 152-мм траверзами .

Броневая палуба имела толщину 51 мм в горизонтальной части и 76 мм на скосах и закрывала пространство от носа до кормы, ближе к корме уходя под ватерлинию для того чтобы прикрыть гребные валы и рулевое управление.

Круглые башни имели 203-мм бронирование, барбеты имели толщину 305 мм, боевая рубка была защищена 254-мм броней.

Считается, что у бронирования USS Maine было два основных недостатка - отсутствие какого-либо бронирования против малокалиберной артиллерии в верхней части корабля, и использование никелированной брони, имевшей менее высокую эффективность по сравнению с гарвеевской и крупповской броней, которые к тому времени уже начали появляться на боевых кораблях, в том числе американских.

Котлы USS Maine

Энергетическая установка и ходовые качества

На USS Maine была установлены две вертикальные паровые машины тройного расширения производства компании N.F.Palmer Jr. & Company’s Quintard Iron Works of New York , разделенные между собой водонепроницаемой переборкой. Пар для них поставляли восемь односторонних огнетрубных «шотландских» котлов. Запас угля для котлов составлял 910 тонн, что было слишком мало для такого крупного корабля и ограничивало дальность хода.

На испытаниях корабль смог показать скорость в 16,45 узлов, так и не достигнув проектной скорости в 17 узлов.

Вооружение

Сводная таблица основных характеристик артиллерии USS Maine

10″/30
Mark 2
6″/30
Mark 3
57-мм
Driggs-Schroeder
37-мм
орудие
Калибр, мм 254 152 57 37
Количество стволов, шт 4 6 7 8
Длина ствола, калибров 30 30 45 40
Масса снаряда, кг 236 48 2,7 0,45
Начальная скорость снаряда, м/с 610 594 570 550
Дальность стрельбы, м 18200 9000 8000 3200
Практическая скорострельность, выстрелов/мин 0,6 1,5 20 25
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 5000 м., мм 175 н.д. н.д -
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 8000 м., мм 147 - - -

Главный калибр

Главный калибр броненосца USS Maine был представлен четырьмя 254-мм орудиями Mark 2 с длиной ствола 30 калибров. Они стреляли снарядами весом 236 кг на расстояние до 18 км. Диапазон вертикальной наводки менялся от −3° до 15°.

Первоначально планировалось установить эти орудия в открытых барбетах, прикрыв их щитами, но в ходе строительства стало понятным, что расчеты артиллерии главного калибра должны быть надежно защищены от огня малокалиберной артиллерии, и проект был изменен для размещения орудий в башнях. Из-за связанного с ними дополнительного веса башни пришлось разместить на одну палубу ниже по сравнению с изначальным проектом, и это затрудняло их использование при сильном волнении.

Башни имели диагональное размещение, и на практике оказалось, что это вызывает целый ряд проблем. Во-первых, они не были сбалансированы, и поворот башен вызывал крен корабля, что затрудняло наводку и ограничивало углы стрельбы. Во-вторых, стрельба на «чужой» борт приводила к повреждению надстроек дульными газами. USS Maine и USS Texas стали последними кораблями ВМС США, на которых использовалось диагональное размещение башен артиллерии главного калибра.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Вспомогательная артиллерия USS Maine включала шесть 152-мм орудий, смонтированных в казематах и ориентированных по два в нос и корму и по одному - в сторону бортов. Они стреляли 48-кг снарядами на расстояние до 9 км.

Торпедный аппарат USS Maine

Малокалиберное вооружение состояло из семи 57-мм пушек Driggs-Schroeder , установленных на надстройках, и восьми 37-мм пушек - на надстройках, в корме и на боевых марсах.

Минно-торпедное вооружение

На USS Maine были установлены четыре 457-мм надводных торпедных аппарата, расположенных по бортам. Предполагалось также, что корабль будет нести две 15-тонных миноноски, вооруженных 356-мм торпедным аппаратом и 37-мм орудием, но лишь один такой катер реально был построен. На испытаниях выяснилось, что его максимальная скорость не превышает 12 узлов, и в дальнейшем он использовался только как учебный корабль.

USS Maine в 1895 году

История службы

Служба

USS Maine вошел в строй 17 сентября 1895 года, первым капитаном стал кэптен Арент Крауниншилд. После загрузки на корабль боекомплекта в начале ноября 1895 года он был включен в состав Североатлантической эскадры. Большую часть своей недолгой карьеры USS Maine провел в составе этой эскадры, участвуя в походах и учениях у восточного побережья США и в Карибском бассейне. В 1896 году USS Maine был переклассифицирован в броненосец второго класса (2-nd class battleship ). 10 апреля 1897 года кэптен Чарльз Дуайт Сиксби сменил Крауниншилда на посту командира корабля.

USS Maine входит в гавань Гаваны за три недели до гибели

Гибель

В 1895 году на Кубе началась активная вооруженная борьба против испанского колониального владычества. С самого начала США поддерживали революционеров, некоторые американские СМИ вели агитацию за интервенцию США на Кубу. Под давлением внутренних и внешних факторов в конце 1897 года Испания, идя навстречу бунтовщикам, сменила Кубинскую администрацию.

Затопленный броненосец USS Maine в Гаване

В январе 1898 года в Гаване возник мятеж, поднятый кубинцами, поддерживавшими Испанию. Посол США запросил у Вашингтона помощи для защиты американских граждан, находившихся в городе, и 25 января в порту Гаваны бросил якорь броненосец USS Maine , вызванный из Флориды. Присутствие в гавани крупного американского корабля успокоило обстановку, и три недели город жил относительно спокойной жизнью. Однако вечером 15 февраля около 21:40 на броненосце в районе носовых артиллерийских погребов произошел мощнейший взрыв, разрушивший носовую часть корабля. Броненосец быстро затонул. Большая часть команды в это время находилась на корабле в своих каютах, и 260 человек погибли, не успев выбраться с тонущего броненосца. Спаслись 89 человек, в том числе капитан и значительная часть офицерского состава.

Расследование

Сразу же после взрыва были организованы две комиссии для расследования причин и обстоятельств взрыва - американская и испанская. Изучив имеющиеся факты и свидетельства, комиссии, как часто бывает в подобных сложных с политической точки зрения ситуациях, пришли к противоречащим друг другу выводам.

Испанская комиссия настаивала на том, что источник взрыва находился внутри корабля. Основным предположением было самовозгорание угля в одной из угольных ям, расположенных недалеко от носовых артиллерийских погребов. Свидетельствами, подтверждающими эту версию, по мнению испанцев были:

  • отсутствие водяного столба, характерного для взрывов в воде, например при взрывах мин
  • вечером 15 февраля ветер отсутствовал и волнения не было, что не подтверждало версию о дрейфовавшей к кораблю испанской мине
  • отсутствие в воде проводов, наличие которых могло говорить о дистанционном взрыве мины при помощи электричестве
  • отсутствие в гавани мертвой рыбы - обычного следствия мощного взрыва в воде

Американская комиссия пришла к выводу, что гипотеза о самовозгорании угля и последовавшем за этим взрывом погребов не выглядит убедительной. Основой версии американцев стали заявления свидетелей взрыва о том, что они слышали два последовательных взрыва и то, что по мнению обследовавших останки корабля водолазов части киля были завернуты внутрь корабля. Итоговый вывод комиссии содержал утверждение о том, что причиной взрыва USS Maine стал взрыв подводной мины, который вызвал детонацию двух или большего количества носовых артиллерийских погребов.

Последствия взрыва

Как только известие о гибели броненосца достигло США, многие американские СМИ развернули активную кампанию по раскручиванию скандала. Так, «New York Journal» в течение недели после взрыва посвящал погибшему броненосцу материалы средним объемом около восьми страниц. Очень быстро общественное мнение, и без того поддерживавшее борцов за независимость Кубы, было настроено на резкое обострение отношений с Испанией.

Гибель USS Maine непосредственно не привела к началу войны, но создало атмосферу, в которой силам, желавшим конфликта, оказалось достаточно просто довести ситуацию до нужной им точки. В апреле 1898 года США и Испания объявили друг другу войну, известную как Испано-американская , и один из популярных в США лозунгов звучал так: «Remember the Maine! To Hell with Spain» («Помните „Мэн“! К черту Испанию!»)

Разборка и затопление останков корабля

Корпус корабля, лежавший в гавани кубинской столицы, создавал помехи в использовании порта, и правительство Кубы неоднократно обращалось к США с просьбами о расчистке гавани. Кроме того, американцы хотели поднять и захоронить останки 70 матросов, остававшихся погребенными в помещениях затонувшего броненосца. В 1910 году Конгресс США санкционировал выделение средств на подъем и затопление в другом месте останков корабля, и вскоре работы начались.

USS Maine - 11 июня 1911 года

Армейские инженеры соорудили вокруг останков броненосца кессон из соединенных между собой стальных цилиндров шириной около 15 метров, засыпанных землей, и откачали из него воду. К 30 июня из воды показалась палуба корабля. Надстройки и палубы демонтировали, корабль разделили на две части, а относительно целую корму в месте разреза закрыли специально сооруженной водонепроницаемой переборкой. Из помещений корабля извлекли останки моряков для последующего захоронения.

13 февраля 1912 года в кессон вновь запустили воду, и кормовая часть всплыла. 16 марта 1912 года кормовая часть броненосца была отбуксирована в открытое море в четырех милях от побережья Кубы, где ее торжественно затопили под салют с двух боевых кораблей ВМС США. Останки моряков были захоронены на Арлингтонском мемориальном кладбище.

Дальнейшие расследования

Причины гибели броненосца продолжали вызывать интерес и после окончания войны, и за прошедшие годы было проведено несколько расследований, так до конца и не прояснивших причины гибели корабля.

В 1911 году, в рамках мероприятий по удалению останков USS Maine из гавани Гаваны освобожденный от воды корпус корабля был тщательно обследован. Новая американская комиссия сделала те же выводы, что и предыдущая - причиной взрыва погребов стал взрыв мины, хотя по ее мнению внешний взрыв произошел в другом месте.

В 1974 году адмирал США Хайман Риковер организовал частное расследование гибели броненосца. В качестве материалов использовались материалы предыдущих расследований и документы из архивов ВМС США. Адмирал пришел к выводу, что причиной взрыва стало самовозгорание угля, а не взрыв мины.

В 1998 году журнал «National Geographic» провел свое расследование, используя архивные материалы и компьютерное моделирование. Определенных выводов сделано не было: обе версии - и про самовозгорание угля, и про взрыв мины были признаны имеющими право на существование.

В 2002 году телеканал «The History Channel» снял документальный фильм про взрыв на USS Maine , в котором авторы фильма пришли к выводу, что причиной взрыва стали самовозгорание угля и дефекты водонепроницаемой переборки между угольной ямой и погребами.

Помимо результатов расследований, существует теория о том, что взрыв был организован самими американцами для того, чтобы создать основания для развязывания войны с Испанией. Этой версии, в частности, придерживаются официальные историки Кубы. Так, на монумент в Гаване, посвященный гибели броненосца, в 1961 году была нанесена надпись «Посвящается погибшим на „Мэне“, которые были принесены в жертву алчности империалистов и их желанию взять под контроль остров Куба».

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Norman Friedman U.S.Battleships. An Illustrated Design History . - Annapolis: Naval Institute Press, 1985. - 479 с. - ISBN 0-87021-715-1
  • Robert Gardiner Conway"s All The World"s Fighting Ships 1860-1905 . - London: Conway Maritime Press, 1979. - 448 с. - ISBN 0-85177-133-5
  • Ненахов Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910 . - Минск: Харвест, 2006. - 464 с. - ISBN 985-13-4080-4
  • Lawrence Burr US Cruisers 1883-1904: The birth of steel navy . - New Vanguard.143. - Oxford: Osprey Publishing, Ltd., 2008. - 52 с. -

Путанши , Гардемарины и броненосец Мейн. Ранним утром, 12 февраля 1898 года, на как всегда оживленный Гаванском рейде, нарисовался очередной "заморский гость" - Броненосный крейсер Императорского флота "Россия". Он сразу затмил броненосец флота Североамериканских Соединенных Штатов, Мейн. Белый Российский крейсер, выглядел намного солиднее своего американского коллеги. И размерами крупнее и пушек побольше, да и на семь лет по моложе. Глаза всех русских моряков были прикованы к белоснежным строениям Гаваны. После долгого океанского перехода, все предвкушали долгожданное увольнение на берег. Правда двое гардемаринов Морского Кадетского корпуса, уделили внимание американскому броненосцу и были весьма удивлены большому количеству негров среди команды, но как и вся остальная команда очень скоро перевели свои мысли и бинокли на Гавану. Гардемарины Сергей Пятигоров и Анатолий Маштаков, во всем белом великолепии летних мундиров, шли по Гаванскому порту. Лес мачт у причала, какофония звуков, цветов и запахов, все это обрушилось на молодых моряков некоей экзотической симфонией. Вынырнувшие из портовой суеты, несколько очаровательных сеньорит всех оттенков кожи, под аккомпанемент двух уличных музыкантов, стали грациозно и одновременно зажигательно, отплясывать вокруг оторопевших юношей, то ли румбу, то ли сальсу. Из ступора, гардемаринов вывел только знакомый ироничный голос, на чистом русском языке провозгласивший - - " Вот отпускай гардемаринов в увольнение, и сразу вокруг сеньориты гурьбой, все про вас кузине Леночке расскажу " - Перед ними стояли одетые по последней моде, юнкера Константиновского Артиллерийского училища - Владимир Глебовский, Александр Балакин и Николя Голицин. Сергей и Владимир были в дальнем родстве, а Анатолий ухаживал за кузиной Владимира, заканчивающей Смольный институт благородных девиц. Дачи у них были рядом и там сложилась общая и не смотря на некоторый разрыв в обществе между воспитанниками морских и сухопутных корпусов, дружная компания. Юнкера, по их словам путешествовали находясь в отпуске по болезни, но Сергей слышал от Леночки, что не смотря на молодость "три мушкетера" (как их звали все друзья, были как то завязаны с Военно-ученым комитетом Главного штаба, где служил Леночкин батюшка. Вобщем веселая кампания напрвилась в уже освоенный юнкерами кабачок Флоридита, сеньориты числом аж шесть штук, радостно их сопровождали. Прекрасные маркитантки, были естественно заслугой юнкера Балакина, который смог бы мобилизовать нужное для отдыха количество смазливых и покладистых представительниц прекрасного пола, даже на Северном полюсе. А в местных сеньорит он был просто влюблен. Когда один французский коммивояжер, спросил у молодых месье, где мол они нашли таких очаровательных путан, Сашка набил ему морду и сказал что путаны это во Франции, а тут сеньориты. Нет, конечно этих девиц можно было отнести к работницам древнейшей профессии, но они были настолько веселы, компанейски и очаровательны, а после второй встречи уже просто смотрели на ребят не как на клиентов, а как на друзей по веселому времяпровождению и желали обойтись просто угощением и юнкера и гардемарины, придумывали какие то мелкие услуги, что бы был предлог заплатить этим милым девицам. А в кабачке веселье началось, уже до их прихода. Молоденький энсин с Мейна, пытался объясниться с хозяином, двумя полицейскими и компанией солидных торговых моряков. Преамбула конфликта была следующая... Энсин завалился в кабак с двумя сеньоритами, сделал шикарный заказ и приступил к празднику жизни, но тут прибежал усатый мачо и представившийся братом невинных девиц, принялся качать права резко переходя к шантажу, за что получил по носу и свернув свеженакрытый соседний столик, удалился в месте с лишенными дивчиности дивчинами и как позднее выяснилось с кошельком энсина. Хозяин естественно хотел получить деньги за заказ, а добрые шкипера за погибшие напитки (закуски к счастью еще не принесли). Гардемарин Глебовский погасил конфликт в зародыше, бросив хозяину империал, Николя Голицын наделил альгвазилов малой толикой песо и все стороны, будучи абсолютно довольными, вернулись кто к занятиям связанным с работой, а кто и к усладам души. Счастливый хозяин, заставил стол молодых русских угощениями. Креольское ахико, отварной лангуст, тортуга по гавански, тасахо, свинина с черной фасолью, цыплята с рисом... Но начать обед предложил с Канелазос-рома и квезильо, ну и естественно не обошлось без крепчайшего кофе и полного диапазона любимого напитка пиратов, от золотого Carta Oro, до старого доброго Anejo. Пирушка шла по нарастающей, но чувствовалось что Энсина что то гнетет. О то впадал в неестественное веселье, то вдруг предавался кратковременному унынию. А когда Глебовский спросил у Джоржа, а почему в команде броненосца столько черных, Энсин весь перекосился и на несколько минут настолько ушел в себя, что даже не реагировал на смелые действия соседки слева, по имени Кончита. Новые друзья старались привести его в норму, старым дедовским способом, без конца наполняя рюмки и фужеры ромом. На коленях у американца постоянно пребывали две сеньориты и постепенно он впал в абсолютную расслабленность, а потом вдруг вроде бы протрезвел и потребовал удалить из руум женщин, ибо собирается сообщить нечто весьма важное. История что он поведал русским морякам, была слишком фантастическая что бы быть неправдой, а началось все вот с чего... Старший офицер повадился дергать энсина, во время отдыха после вахты. А учитывая что это были не приказы, а просьбы сделать что либо или кому-нибудь помочь, то отказать было невозможно. И Джорж, так звали энсина, придумал гениальный ход. В кают-компании было капитанское кресло, которое ставили к столу только тогда, когда капитан бывал приглашен в общество офицеров, а без приглашения, по старой флотской традиции, капитан не мог здесь присутствовать. Короче, капитанское кресло в часы простоя, пребывало в нише за портьерой. И энсин, повадился тайком туда пробираться и сладко там подремывать. Так случилось и в этот день. Отстояв собаку, поспав несколько часов в кубрике и позавтракав, Джорж решил придавить еще пару часиков в любимом кресле, тем более что после завтрака кают-кампания была пуста как поверхность луны. Разбудили энсина голоса и в одном из них он содрогнувшись опознал голос своего мучителя - Комэндера Зульда. Он разговаривал с кем то и разговаривали они о вещах ужасающих. Оказывается броненосец должны были взорвать и не кто-нибудь, а сам несчастный энсин. Комэндер и второй собеседник, обсуждали операцию по взрыву корабля во всех деталях. На американском пакетботе прибудет человек в белом чесучевом костюме, желтой шляпе и с багажом в чемоданах и сумках обшитых шотландской тканью. Зульд пошлет к этому человеку энсина, взять и принести на броненосец два морских рундучка, в которых будет специальная бомба, в виде нескольких кусков угля, эту бомбу надо будет расположить в угольной яме А16, не позднее 19-00, 15 февраля. К этому времени все офицеры корабля будут на берегу и единственным вахтенным начальником, останется энсин Джорж Маккензи, а нигеров напихали в команду вместо белых что бы не сильно страдать по их безвременной кончине. Гардемарины и юнкера призадумались... Только Сашка Балакин, со свойственной ему прямотой, хлопнул своего американского приятеля по плечу и задушевно сказал: - "Это еще у тебя, не самое хреновое положение парень, бывает и хуже"- , -" Хуже это как? "- заинтересованно спросил Энсин -" А это когда взорвешь на хрен, свой броненосец " - сделав невинное лицо ответил Сашка, чем естественно не прибавил энсину настроения, а у остального общества вызвал даже легкий смешок.. - " А ну тихо! " - скомандовал Глебовский. -" Нашли тут тему для юмора. Команда будет такая... Гардемарины выясняют в порту когда прибывает ближайший американский почтовый пароход и где он обычно причаливает, там же покупаете мешок отборного крупного угля и привозите его сюда во Флориду. Сашка и Николя, вы снимаете здесь для нашего друга Джоржа комнату, в которой безвылазно ждете нас, изображая гулянку. Девиц для антуража тоже задействуйте и пусть Сашка подготовит из своих запасов пол дюжины хватких и смазливых сеньорит, который смогли бы нейтрализовать чесучового американца с почтовика. Ну а я отъеду в консульство, переговорить с полковником Жилинским. Всем ждать меня здесь, Джоржа никому не отдавать. Гарри Зубочистка, потом много лет вспоминал свою первую и последнюю поездку в Гавану и приятели завидовали ему белой и черной завистью одновременно. Сонмы прекрасных сеньорит уже в порту окружили Гарри своим вниманием. Они улыбались ему, пели, танцевали, игриво прижимались, все то время, пока услужливые носильщики, всего за пять центов волокли багаж к двум пролеткам, которые за такие же смешные деньги отвезли его в уютный кабачок с номерами на втором этаже. Ему отвели двухкомнатные апартаменты и хозяин беспрестанно кланяясь, сообщил что двух дневное пребывание в его заведении на всем готовом, включая сеньорит, будет стоить джентльмену из Америки, всего три доллара. Сквозь фейерверк рома и удовольствий Гарри успел еще подумать, каким же он был дураком, что разозлился когда Большой Босс вызвал его и велел доставить в Гавану посылку из двух кофров. Пока Бахус и Амур занимали все помыслы, время и силы Гарри, юнкера и гардемарины занимались его багажом. В двух рундуках находилось добрый пуд динамита и химические взрыватели. Грамотные Константиновские артиллеристы, быстро раскассировали адскую машину, но немного динамита в рундучках все-таки оставили, а Владимир и Сашка сделали из фосфорных спичек хитрющий, но очень простой запал, срабатывающий при открывании крышки. Корабль таким количеством не взорвешь, но без рук, а то и без головы любопытствующего, оставить было можно. Накануне Сашкины сеньориты, для которых секретов в порту не было, вызнали что один гринго с американского броненосца нанял двух мальчишек, которые должны были сообщить о том куда направится сеньор прибывший на пакетботе, одетый в белый костюм, желтую шляпу и с багажом в чемоданах и сумках обшитых шотландской тканью. Остальное было делом техники и количества песо, розданных местным Гаврошам и Коломбинам. Сеньориты четко сделали свое дело, а мальчишки следили за пирсом, пока катер с броненосца, не высадил взбешенного комэндера Зульда, не дождавшегося челнока с гонцом. Тут то гонцы и проявились и доложили что клиент только что отбыл в гостиницу, с компанией портовых проституток и за ним следят и как только он расположится где либо, то сразу доложит сеньору Американо. Вобщем время было достаточно для всего. В виду вновь открывшихся обстоятельств комэндер Зульд и баталер Джекобс, оказавшийся вторым собеседником из кают-компании, лично поехали в кабачок Флорида, за посылкой. На набережной Гаваны, стояли два Гардемарина и смотрели в бинокли на броненосец Мейн, куда двадцать минут назад причалил катер с комэндером и баталером. Их сухопутные друзья - юнкера, пробивались взятыми на прокат подзорными трубами, помнившими видимо еще Генри Моргана и Френсиса Дрейка. - " Та-а-а-ак " - сказал Сергей Пятигоров - " Забегали и похоже объявили пожарную тревогу, значит все в порядке " - Вечером этого же дня, примчавшийся во Флориду Джорж Маккензи, рассказал что в каюте баталера произошел небольшой взрыв и пожар. Баталеру Джекобсу оторвало кисть руки, а комэндеру Зульду повезло гораздо меньше, щепка от рундука, воткнулась ему прямо в глаз и сразила на повал. По кораблю ходят слухи, что баталер возил контрабандой оружие и взрывчатку для солдат Эльпидио Вальдеса и Зульд хотел его разоблачить, но неудачно вскрыл ящик с динамитом. Так что в штаты с баталер отправится под охраной в корабельном лазарете, а комэндером на леднике. Энсин дал своим русским друзьям отвальную и отбыл на свой корабль. А 15 февраля 1898 года в 21 час 40 минут по полудни, от броненосец Мейн отвалил корабль обеспечения и убыл в порт приписки, неся на себе одного арестованного и одно бездыханное тело. Через два дня, крейсер "Россия" тоже продолжил свой поход.Еще через сутки, "Три мушкетера" из Константиновского училища, на французском пароходе "Марсель" отбыли в Европу. А 23 февраля, в день который через двадцать лет будет точкой отсчета, еще одного исторического события, все Северо-американские газеты взорвались воплями ненависти. Испанские полицейские убили в Гаванском порту, двух американских моряков с броненосца Мейн. И робкие заявления Испанцев о том, что матросы ограбили ювелирную лавку, убив при этом хозяина и американские экипажи баркасов на причале, сами первые открыли огонь и убили трех полицейских, да и грабители были в штатском и вроде бы даже дезертировали с броненосца, никого не в чем не убедили. Лозунг - "Помни Мейн" и повсеместно нагнетаемый патриотический подъем, сделали Испано-американскую войну неизбежной. А Мейн всеравно подорвался на мине, возле порта Сантьяго-де-Куба. Потом. ПРИЛОЖЕНИЕ. Испано-американская война 1898года. Правительство У. Мак-Кинли после взрыва американского броненосца "Мэн" в Гаване 15 февраля 1898 (причины трагедии до сих пор не выяснены) и под предлогом поддержки национального восстания на Кубе (шедшая с 1895 года война за независимость Кубы) объявило войну Испании. В ходе боевых действий США захватили принадлежавшие Испании с XVI века Кубу, Пуэрто-Рико, Филиппины. Согласно Парижскому миру, завершившему войну, Испания отказалась от прав на все эти колонии, которые были объявлены "свободными государствами", однако под тем или иным контролем США. Гуам -- южный остров в составе Марианских островов, подчинявшихся генерал-губернатору Филиппин, был передан по Парижскому договору Штатам, а в феврале 1899 Испания продала остальные Марианские острова Германской империи. Впоследствии Куба и Филиппины получили юридическую независимость. Пуэрто-Рико и Гуам по-прежнему подчинены США, а после Второй мировой войны к их владениям прибавились и Северные Марианские острова (отнятые в 1914 у Германии и переданные тогда Японии, которая в свою очередь была "наказана" после следующей войны). В 1994 провозглашена независимость части Марианских островов -- Палау . В Испании поражение в войне стало болезненным ударом по национальному самолюбию, свидетельствующим об отсталости страны; поколение выросших в атмосфере поражения называется "поколением 98 года". К этому поколению принадлежал и 12-летний (в то время) король Альфонс XIII. Результаты войны сыграли роль в судьбах испанского языка в мире. С одной стороны, из-за перехода Филиппин под власть США испанский язык в XX веке почти полностью лишился позиций на Филиппинах (см. испанский язык на Филиппинах). С другой стороны, пуэрториканцы, получившие в 1917 американское гражданство, стали активно переселяться на континент и теперь составляют значительную часть испаноговорящего (Hispanic) меньшинства в крупных городах. Статистика Испано-американской войны

Страны

Население 1898 г.

Умерло от болезней

США
Испания
Всего
    -- Из них в бою было убито только 385 человек.
БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР "РОССИЯ"
Броненосный крейсер "Россия" строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером Н. Титовым. Заложен 20 мая 1895 года, спущен на воду в 1896 году, вступил в строй в 1897 году.
Водоизмещение крейсера 12195 т, мощность 18426 л. с., скорость хода 19.84 узла. Длина между перпендикулярами 144 м. ширина 20,9. среднее углубление 7,9 м. Дальность плавания 3800 миль, при максимальном запасе топлива 5700 миль.
Бронирование: борт - 127-203 мм, палуба - 51- 76. каземат - 127, рубка - 305 мм. Вооружение: 4-203-мм пушки, 16 - 152мм, 13-75-мм, 18-47-мм, 16-37мм пушек, 2 десантные пушки, 5 минных аппаратов.
В историю отечественного кораблестроения крейсер "Россия" вошел как первый боевой корабль с водотрубными котлами Бельвиля, с броней из цементированной стали и с одной из трех машин, предназначенной специально для экономического хода.
"Россия" отличилась во время русско-японской войны: действуя в составе отряда владивостокских крейсеров, она нанесла намалый урон японскому торговому флоту. В годы первой мировой войны крейсер успешно действовал на Балтике. На заграждении, поставленном "Россией" в январе 1915 года, подорвался германский крейсер "Газелле". Броненосец второго класса Мейн. USS Maine (ACR-1), стал первым кораблем военно-морского флота США, которому было присвоено имя штата Мэн.
Это был броненосец второго класса водоизмещением 6682 тонны, изначально конструировавшийся, как броненосный крейсер 1-го ранга.

Конгресс утвердил строительство корабля 3 августа 1886 года, киль был заложен 17 октября 1888 года на военно-морских верфях в Нью-Йорке. 18 ноября 1889 года броненосец спустили на воду, крестной матерью стала мисс Алиса Трейси Уилмердинг, внучка госсекретаря Бенджамина Трейси. 17 сентября 1895 года на корабле подняли флаг ВМФ США, и он вступил в строй действующих под командованием капитана Крауниншилда. История Строительство утверждено: 3 августа 1886
Киль заложен: 17 октября 1888
Спущен на воду: 18 ноября 1889
Вступил в строй: 17 сентября 1895
История: погиб в результате взрыва 15 февраля 1898
Основные характеристики:
Водоизмещение: 6682 тонн
Длина: 97 метров
Ширина: 17.4 метров
Осадка: 6.7 метров
Скорость: 17 узлов
Экипаж: 374 офицеров и рядовых
Вооружение: 4х250мм орудия главного калибра; 6х150мм орудий; мортиры; 4х350мм надводных торпедных аппарата.

Вступив в состав флота, броненосец нес свою службу в водах Восточного побережья США и Карибского моря. В январе 1898 года корабль направили в Гавану, Куба, для защиты американских интересов в связи с гражданскими волнениями и восстанием против испанского владычества. 15 февраля 1898 года в 21.40 вечера на борту броненосца раздался сильный взрыв, треть корабля, носовая его часть, практически была уничтожена. Позже следствие установило, что взорвалось более пяти тонн пороховых зарядов для орудий главного и вспомогательного калибров. Останки корабля погрузились на дно бухты. Большая часть экипажа в это время находилась в жилых отсеках, расположенных, за исключением кают комсостава, в носовой части. 260 человек погибли практически сразу, еще 6 скончались позже от полученных ранений. Командир корабля Сигсби и большинство офицеров уцелели, поскольку находились в корме. 28 марта военно-морской трибунал постановил, что причиной взрыва стала мина, которую подорвали под днищем корабля. От ее взрыва сдетонировал боекомплект в пороховых погребах броненосца. Яков Григорьевич Жили нский (15 марта 1853, Михайлов -- 1918) -- русский генерал от кавалерии. Со 2 мая 1898 состоял в распоряжении начальника Главного штаба, был военным агентом при испанской армии на Кубе во время испано-американской войны (1898). О своих наблюдениях представил интересный и подробный отчёт, в котором представил полную картину войны с выяснением причин поражений и неудач испанской армии. В 1899 был делегатом от военного министерствава на Гаагской мирной конференции. С 18 августа 1899 -- командир 52-го драгунского Нежинского полка. С 3 августа 1900 генерал-квартирмейстер, с 1 мая 1903 2-й генерал-квартирмейстер Главного штаба. С 4 марта 1914 назначен командующим войсками Варшавского военного округа и Варшавским генерал-губернатором. 19 июля 1914 назаначен Главнокомандующим армиями Северо-Западного Фронта. В 1915--1916 представлял русское командование в Союзном совете во Франции. Осенью 1916 отозван в Россию. После Октябрьского переворота, пытался выехать за границу, но был арестован и расстрелян.

Знаете ли вы, в каком количестве войн, вторжений, военных конфликтов, переворотов, актов открытой и прикрытой агрессии замешан Мировой-Светоч-Демократии под названием США? За 20-й век и начало 21-го, зафиксировано более 150-ти фактов развязывания войн, а также нападений, бомбёжек, атак и диверсий, военной помощи и финансирования боевых действий.

Символом агрессивной внешней политики США могут служить знаменитые кадры с госсекретарём Колином Пауэллом, который тряс в ООН пробиркой со стиральным порошком. После чего Штаты вторглись в Ирак. Пробирка с якобы химоружием - это, конечно, страшно и жутко. Это щекочет нервы: смотришь и думаешь - откроется ли пробка в руках у темнокожего вруна, или нет?

Но, прошу заметить, та пробирка была совершенно бескровным поводом для начала войны - никто от неё в ТОТ день не погиб. А ведь американцы могли устроить настоящую провокацию с применением реального химоружия. В своей истории США не брезговали куда более грязными средствами и способами. Об одном таком грязном поводе для развязывания войны и будет моя заметка.

Знаете ли вы, что в самом конце 19-го века Соединённые Штаты Америки воевали с Испанией? Тот, кто не знает, наверняка удивится - где же они могли соприкоснуться, ведь у них нет общих границ? Атлантика между ними! А воевали они на обширной территории, на островах двух мировых океанов. Счет погибших с обеих сторон перевалил за 20 тысяч человек...

Та война была развязана за обладание последними осколками Испанской колониальной империи. К концу 19-го века от былого величия испанской Короны не осталось ничего. Кроме трёх «жемчужин»: Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов. Вот на эти лакомые куски и положило глаз правительство США.

Соединённым Штатам Америки нужен был очень веский предлог для объявления войны Испании. Но он никак не находился. Осторожные испанцы понимали, что им никогда не победить исполина, и делали всё возможное, чтобы избежать конфликта.

Американцы устали ждать, и тогда решили сами устроить провокацию, которая должна была стать тем самым Casus belli - так древние латиняне называли повод для войны. В январе 1898 в столицу Кубы город Гавану, якобы с дружественным визитом прибыл американский броненосный крейсер «Мэн» . Почему якобы? Да потому что все уже понимали, что это неприкрытый вызов и демонстрация военной силы. Броненосец - это вам не пробирка со стиральным порошком.

Должно было произойти что-то страшное. И оно произошло.

15 февраля 1898 года в бухте Гаваны на борту крейсера «Мэн» раздался взрыв чудовищной силы. И корабль затонул. Взрыв произошел поздно вечером, как раз в то время, когда экипаж готовился ко сну. Поэтому жертв было много. Погибли 266 человек. Чудесным образом выжили командир крейсера Сигсби и несколько офицеров. Они остались в живых, потому что их каюты были на корме. А взрыв раздался в носовой части крейсера - в передних крюйт-камерах, рядом с жилыми отсеками нижних чинов.

Спустя годы, во время подъема искорёженного корабля подтвердилась версия специалистов о том, что крейсер был взорван ИЗНУТРИ . Как только это выяснилось, так тут же американцы неожиданно свернули все работы по дальнейшему подъему корабля, а документы, связанные с гибелью крейсера, засекретили. А изуродованную взрывом носовую часть броненосца разрезали на металлолом.


Также интересен тот факт, что в момент диверсии почти все офицеры крейсера были в увольнении на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. А их в тогдашних Штатах и за людей-то не считали.

Сразу же после взрыва США обвинили во всём произошедшем Испанию, в американской прессе началась истерика, газеты пестрели патриотическими заголовками, общественность негодовала, и проклинала подлых испанцев, взорвавших красавец-броненосец «Мэн».

Долгожданный «казус белли» был найден.

22-го апреля 1898 года флот США начал блокаду Кубы. А вечером того же дня американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона вышла на внешний рейд Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. В ответ на это Испании ничего не оставалось делать, кроме как на следующий день - 23 апреля - объявить войну США. И это была её большая ошибка. Погорячились темпераментные испанцы.

Война велась на двух океанах: на Карибах американцы высадили десант на Кубу и Пуэрто-Рико , а в Тихом Океане отвоевали себе Филиппины и остров Гуам . Во время морского боя у филиппинской провинции Кавите американская эскадра отправила на дно испанскую, состоящую из 10-ти вымпелов. Причем, пять из них испанцы затопили сами. Примечательно, что американские корабли даже не получили ни одного серьезного повреждения.


За всё время конфликта обе стороны потеряли погибшими и умершими от болезней больше 20 тысяч человек. Спустя четыре месяца война закончилась полным поражением Испании. Согласно Парижскому мирному договору Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам становились владениями США. А Куба, хоть и провозглашалась формально независимым государством, но фактически превращалась в американскую колонию.

У меня в Испании живут родственники. Так вот, они говорят, что у них есть поговорка, которую применяют в том случае, когда теряют что-то очень ценное. К примеру, если некий человек потеряет золотой браслет или дорогие часы, или разобьет новый автомобиль, то его успокаивают так:

«Не переживай, Испания на Кубе потеряла больше!»...

Главные итоги американо-испанской войны заключаются в двух важных моментах.

Первый: Америка приросла новыми обширными территориями.

И второй: На примере униженной Испании она показала всему миру, кто является хозяином в Западном полушарии. С дальнейшей перспективой влияния и в Восточном полушарии тоже. Та война показала мощь нового американского государства и превратила его в ключевого игрока на мировой политической арене. Та война открыла новую эпоху истории США - эпоху её мировой гегемонии.