Запоминание во сне возможно ли. Во сне мозг может запоминать большие объемы информации

Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение) ) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.

Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы - затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.

На чем же авторы строят свои гипотезы

Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.

Результаты эксперимента от Mosalingua

Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.

Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:

Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.

Что обычно предлагается изучать

Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.

Типичные алгоритмы запоминания во сне

Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:

  1. Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
  2. Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна - это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
  3. Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
  4. Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.

Методика Близниченко

А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:

  1. Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  2. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
  3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Как наш мозг работает в течение суток

Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.

Послеполуденное время - это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.

Вечер - это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.

Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие - это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать. Что полезного можно почитать на эту тему:

  • «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» - Геннадий Кибардин.
  • «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - Павлов И. П.
  • «Как работает мозг» - Пинкер Стивен.

Так возможно ли вообще обучение во сне

И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.

Известно, что школьники и студенты накануне экзаменов кладут под подушку конспекты, чтобы лучше усвоить материал. И это вовсе не суеверие. Израильские нейрофизиологи выяснили, что наш мозг способен запоминать новую информацию, не только бодрствуя, но и во время сна — допустим, устанавливать ассоциации между определенными запахами и звуками.

Группа исследователей во главе с Анат Арзи из Института наук Вайцмана в городе Реховот провела серию опытов с командой из 28 добровольцев, отличавшихся крепким сном. Когда испытуемые засыпали, им проигрывали один из нескольких звуковых сигналов, после чего подносили к носу палочки с образцами тех или иных запахов. Среди запахов были как приятные — скажем, аромат шампуня или дезодоранта, так и неприятные — экстракт тухлой рыбы и гнилого мяса.

Ученые следили за работой мозга своих подопечных при помощи энцефалографа. В тех случаях, когда раздражители будили людей, их "дисквалифицировали" — выводили из команды, так как здесь уже не шла речь о чистоте эксперимента.

Оказалось, что при воздействии раздражителей на мониторах появлялись характерные линии, свидетельствующие о том, что мозг обрабатывает полученную информацию. Кроме того, если испытуемые ощущали неприятные запахи, у них снижалась глубина дыхания, а если приятные — они начинали "принюхиваться".

На следующий день исследователи только "проигрывали" добровольцам звуки, ранее предшествовавшие запахам. Реакция была такая же, как и в случае с запахами: мозг запомнил, чему предшествовал тот или иной звуковой сигнал, наподобие тому как пресловутые собаки Павлова связывали начало кормления с зажиганием лампочки.

По словам Арзи и ее коллег, подобное запоминание возможно лишь в фазе так называемого медленного сна. Если эксперименты проводились, когда люди пребывали в фазе быстрого сна, никаких ассоциаций между звуками и запахами у них не возникало. Как утверждают ученые, это связано с так называемой "сонной амнезией": мы теряем память о сновидениях, которые посещают нас в данный период. Запомнить то, что нам снилось во время быстрого сна, можно, если нас в этот момент резко разбудить.

"Теперь, понимая, что обучение и усвоение новой информации во время сна возможно, мы желаем понять, как далеко простираются пределы этой способности, а именно — что можно запомнить во время сна, а что нельзя", — говорит Арзи.

Кстати, в свое время практиковался метод обучению иностранным языкам во время сна — людям просто включали запись с голосом преподавателя. Считалось, что обучение эффективно благодаря работе нашего подсознания. Однако большинство специалистов отнеслись к ноу-хау весьма скептически.

Очевидно, что информацию во время сна можно запомнить, но для этого необходимо не просто класть учебник под подушку и засыпать на нем. Просто, если мы читаем какой-то материал перед экзаменом, то за ночь он лучше укладывается в голове…

Наверняка все люди хотели бы тратить меньше времени на обучение и переносить этот трудоемкий процесс на время сна. Но можно ли получать новые знания во сне без затрат времени и энергии, или это лишь научная легенда? Как учиться во сне? Эти вопросы волнуют ученых не одно столетие.

Процесс обучения во сне называется гипнопедией. В переводе с греческого «hypnos» означает «сон», а «paideia» - «обучение». Данный метод усвоения новой информации применялся еще в Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали спящим ученикам тексты старинных манускриптов. В Эфиопии сыщикам таким образом подробно описывали внешность преступников. Одобренные государством сеансы гипнопедии впервые стартовали в США, где офицерам военно-морской базы надевали на ночь наушники и начитывали телеграфный код.

Тайная сила подсознания

Мозг человека таит в себе множество неподвластных науке тайн. Его основная функция - запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

Слова, которые мы проговариваем, и мысли, возникающие в нашей голове, воздействуют на наше подсознание, способное впитывать все сведения из внешнего мира. Мы могли забыть увиденное, но подсознание еще долго будет хранить эти образы в глубинах разума.

Во время сна у человека расслабляются только мышцы, а мозг не отдыхает никогда. Он всегда функционирует, контролируя жизненно важные процессы. Таким образом, абсолютный покой человека во сне - всего лишь иллюзия, которая скрывает реакцию человека на факторы окружающей среды. Ночью мозг человека работает в более спокойном режиме и воспроизводит сновидения - образы того, что волнует, пугает человека или вызывает любую сильную эмоциональную реакцию.

Сон погружает людей в очень восприимчивое состояние. Сознание спит, а подсознание просыпается. И вполне реально заставить подсознание работать на нас. Об этом феномене было известно еще древнегреческим учителям. Несмышленых учеников отправляли поспать, начитывая им во время сна тот учебный материал, который не был усвоен за время занятий. За несколько минут выучить получалось немного, но за пару часов ученикам удавалось наверстать упущенный материал.

О подобных случаях становилось известно в разное время на разных континентах. Данный факт связывали именно с тайной силой подсознания - способностями, предоставленными каждому человеку самой природой.

Ночная активность мозга и альфа-ритм

Учеными выделяются три главные стадии мозговой активности во время отдыха человека:

  • стадия засыпания;
  • «быстрый сон», характеризующийся постепенным угасанием всех реакций, во время которого человек видит сны;
  • «дельта-сон» - стадия глубокого сна, отличающаяся пребыванием мозга человека в покое и перевариванием информации, полученной за день.

Запоминание данных возможно только в состоянии дремоты, после погружения человека в стадию глубокого сна восприятие информации прекращается. Поэтому и существует обучение во сне за 5 минут, ведь «сонное» усвоение материала в принципе не может быть длительным процессом.

Альфа-ритм (стадия поверхностного сна) - нейронный интеллект, природный и самый действенный способ работы мозга человека. Он отвечает за связь между правым и левым полушариями, симбиоз сознания и подсознания, творчество, иммунитет, гормональную систему, психоэмоциональный баланс. Альфа-волны возникают во время спокойного расслабленного бодрствования, когда человек закрывает глаза, погружается в состояние полной релаксации без посторонних мыслей в голове. В такой ситуации все становится возможным.

Наукой подтверждено, что у людей с четко выраженным альфа-ритмом развито абстрактное мышление. Усиленные альфа-ритмы в состоянии транса приводят к релаксации, улучшают восприимчивость и расширяют сознание.

Гениальный ученый А. Эйнштейн неизменно пребывал в подобном состоянии. Стимулирование мозга во время поверхностного сна идеально для закрепления подлежащего изучению материала.

Сеансы гипнопедии

Перечень наук, которые изучают во сне, широк и разнообразен. Усвояемость материала зависит от индивидуальных способностей человека. Если предмет вам легко дается в дневное время, заниматься им во сне нет необходимости. Гипнопедию чаще всего используют в тех областях знаний, которые трудно поддаются изучению и требуют быстрого усвоения. Иностранные языки, IT-технологии, базовые знания игры на музыкальных инструментах, зазубривание информации - наиболее востребованные сферы для применения гипнопедии.

Учение во сне, как и гипноз, является самовнушением. Однако, обучение во время засыпания слабее по силе воздействия на человеческий мозг. Новая информация, которую обучаемый слышит во сне, вызывает реакции на уровне рефлексов. Чтобы свежие данные запоминались лучше, для мозга необходимо полное отсутствие внешних отвлекающих импульсов. Эмоциональный фон человека также должен быть стабильно спокойным. В такой атмосфере мозг способен максимально сконцентрироваться на информации, получаемой во сне.

Эффективность ночных аудиотренингов повышается, когда:

  • студент заинтересован в тех сведениях, которые слышит, и подсознательно хочет их запомнить;
  • информация не вызывает раздражения;
  • обучаемый находится в состоянии полного покоя;
  • мышцы человека расслаблены и не подают отвлекающие сигналы мозгу;
  • посторонние звуки и другие воздействия внешней среды сведены к минимуму.

Крайне важным фактором действенности обучения является вера человека в то, что гипнопедия принесет желаемые результаты. Для качественной практики необходимо владеть техникой абсолютного расслабления. Напрягая одну конечность до дрожи, а затем резко расслабляя ее, вы научитесь различать момент наивысшей релаксации мышц. То же необходимо проделать с остальными частями тела. Когда вы овладеете этой практикой, можно смело приступать к занятиям.

Перед «обучающим сном» необходимо лечь на комфортный, но не прогибающийся диван лицом вверх. Конечности могут находиться в согнутом, но обязательно расслабленном состоянии. Закройте глаза и засыпайте. Через 30 минут автоматически включится аудиозапись с информацией для изучения. Если обучение проводит педагог, он будет повторять материал несколько раз тихим голосом.

Учеба во сне: за и против

Несмотря на долгосрочные исследования, эффективность гипнопедии остается спорной. Запоминание обычно происходит в полудреме, а не во время полноценного сна. В 2000 году ученый и практик А.Потапов рассказал об изучении им английского языка с помощью данного метода в течение полугода. Исследователь отметил облегчение чтения текстов, но на протяжении всего эксперимента он видел цветные кошмарные сны. Ученые опасаются, что увлечение данной формой образования может нанести урон психическому здоровью человека.

Однако ошеломляющие результаты некоторых студентов тоже нельзя оставить без внимания. Так, первокурсники инженерного факультета одного из вузов, использовавшие гипнопедию для изучения иностранных языков наряду с традиционной формой обучения, знали в два раза больше слов и выражений, нежели рядовые студенты.

Исследования многих ученых противоречат друг другу. Можно сделать вывод, что запоминание данных во сне является вспомогательным инструментом интеллектуального развития, но не его основой. Чтобы «сонное образование» принесло свои плоды, необходимо длительное обучение, а новый материал должен быть повторен спящему несколько раз.

Многочисленные эксперименты показали, что во сне лучше происходит закрепление уже полученных, но не в корне новых знаний.

Невозможно лишь во время сна выучить китайский язык или научиться профессионально разбираться в технике, не получая этих знаний днем в привычной форме. Сон действительно способствует обучению, помогает тренировать память и улучшает запоминание. Однако надежда на то, что человек сможет получить полноценное образование во время сна, в ближайшее время не оправдается.

Сну издревле приписывали самые разные свойства: от вполне обычной функции отдыха до магических и даже описания того, что во время сна душа покидает тело. Но одним из самых распространённых современных убеждений является, пожалуй, то, что во сне можно выучить огромные объемы информации. И вот, как пишет журнал Nature Communications, группе французских ученых удалось получить доказательство правдивости этой теории.

Физиологи выделяют две фазы сна: быстрый сон и медленный. Практически сразу после засыпания наступает фаза медленного сна, в ходе которой организм постепенно «отключается» и восстанавливает силы. Затем наступает фаза быстрого сна, когда мозг активизируется, а мышечная система, напротив, становится не активной. В этот момент происходит хаотичное движение глаз и активная работа мозга.

Многие нейрофизиологи считают, что восприятие сигналов из внешнего мира будет мешать консолидации памяти, поэтому мозг будет активно подавлять их, делая «внутренние» воспоминания (то есть сны) более яркими и игнорировать информацию из внешних источников.

Группа ученых из Франции решила проверить, воспринимает ли мозг информацию во время сна. В рамках эксперимента несколько добровольцев провели ночь в лаборатории. Участникам опыта во время сна включали особую аудиозапись, представляющую собой белый шум со «спрятанной» последовательностью звуков. должны были запомнить эти звуки и назвать их после пробуждения. В состоянии бодрствования с этой задачей справляется практически любой человек, однако большинству для успешного решения требуется несколько прослушиваний звуков.

Исследователи решили проверить, сможет ли человек распознать эту комбинацию звуков быстрее, если она проигрывается во сне. Добровольцы были разделены на несколько групп, и их подключили к электроэнцефалографам.

В итоге люди, слушавшие эти звуки во время медленного сна, в несколько раз быстрее определяли последовательность звуков, чем им это удавалось сделать тем, кто ничего не слушал во сне. А вот проигрывание аудиозаписей во время фазы быстрого сна ухудшало процесс запоминания. Такие результаты говорят о том, что человек не полностью «отключается» от внешнего мира во время сна и продолжает воспринимать и запоминать информацию. Как говорит один из авторов исследования, Томас Андриллон из университета Пьера и Марии Кюри,

«Вопрос того, может ли спящий человек запоминать новую информацию, будоражит умы ученых уже несколько десятилетий. Нам удалось показать, что неосознанные, скрытые воспоминания все же могут формироваться во время сна, но только во время быстрого сна и переходного периода между быстрым и медленным сном. Аналогичная стимуляция в фазе медленного сна, наоборот, приводит к противоположным эффектам».

Основано на материалах РИА «Новости»

За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования.Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.

В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…

Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!

Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…

В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.

В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.

Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…

Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.


Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.

  • Чем лучше качество сна, тем лучше способность к обучению. У людей, сон которых имеет достаточную продолжительность и которые спят по постоянному режиму, усвоение материала происходит гораздо лучше.

Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!

  • В очень небольшой степени мозг во сне способен к активному запоминанию , так как спящий (особенно в поверхностные стадии сна на границе циклов) частично способен получать сигналы из окружающей среды, а мозг – обрабатывать информацию без участия сознания.

Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.

  • При помощи некоторых воздействий можно добиться улучшения активного запоминания во сне.

По
дтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!

Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.

Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.