Квотирование рабочих мест для инвалидов как оформить. Квоты и специальные рабочие места для инвалидов

Государство регулирует способы обеспечения инвалидов подходящими рабочими местами. Однако, несмотря на наличие свободных должностей, не все работодатели готовы принять человека с ограниченными возможностями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Такому сотруднику полагаются дополнительные льготы, которые отпугивают работодателей. Чтобы оформление инвалида не вызывало проблем, было разработано квотирование.

Что это такое

Квотированием рабочих мест называется процесс, связанный с созданием должностей для определенной группы лиц. Квота для инвалидов – обязательство работодателей разработать специальные места и трудоустроить инвалидов. Число особенных мест рассчитывается на основе среднесписочного количества работников в компании.

Федеральным законом №181 установлены квоты для инвалидов:

Если работодатель отказывается следовать законодательству, ему вменят административный штраф. Вопросы возникают из-за отсутствия в законах четкого определения выделению рабочего места.

Если просмотреть Федеральное законодательство, то работодатель должен оформить в кадровых документах место для сотрудника с указанием в штатном расписании. То есть начальник физически обязан сформировать место для инвалида.

Административная ответственность предприятия не означает, что работодатели должны самостоятельно искать инвалидов и заполнять квоту. Лицами с ограниченными возможностями занимается Центр занятости, перед которым отчитываются организации.

Положение

Федеральным законом №181 установлена обязанность организаций выделять места инвалидам. При возникновении вопросов нужно обратиться к Закону города Москвы №90, согласно которому начальники обязаны создавать места для трудоустройства граждан с ограниченным возможностями.

В регионах

Чтобы лучше понять квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в регионах, требуется учесть законы субъекта.

Процент может отличаться от города к городу:

Особенности квотирования для инвалидов

Законодательством установлены особенности, которым обязаны следовать предприятия при определении мест для инвалидов.

Например, создавать квоты обязаны только некоторые организации:

  • если численность превышает 100 человек (граждане трудоустроены официально). Если в компании работает от 35 до 100 человек, то квота будет минимальной. Небольшие фирмы не должны создавать отдельные места;
  • если организация действует в одной из форма собственности, создавать места не требуется. Например, государственные предприятия принимают инвалидов наравне с остальными претендентами;
  • если деятельность фирмы направлена на поддержку инвалидов, отдельной квоты не существует;
  • не требуется создавать места предприятиям, в которых работники действуют в сложных или опасных условиях.

Местному правительству дано право устанавливать размер квоты в регионе. Показатели значительно разнятся от субъекта к субъекту. Если инвалид хочет поступить в МВД или соответствующие структуры, они подают заявку на общих основаниях.

Порядок действий

Перед определением квоты в регионе требуется дождаться актуальных данных от государства. Когда информация получена, можно восполнить обязательства по квоте 4 способами:

  • работодатель опубликовал объявление о принятии на работу сотрудника по квоте и получил заявление от инвалида;
  • инвалид подошел в Центр занятости за рабочим местом;
  • предприятие отправило уведомление в Центр занятости города, которая ищет подходящего профессионала;
  • предприятие и инвалид участвуют в ярмарке вакансий, человек проходит собеседование и получает рабочее место.

Независимо от выбранного варианта трудоустройства дальнейшее оформление инвалида проходит по стандартному алгоритму.

Как составить приказ и его образец

Независимо от выбранного бланка требуется указать следующую информацию:

  • название организации полностью, реквизиты документа, дата регистрации;
  • название приказа, на основании каких законов работодатель принимает решение о принятии инвалида на работу;
  • в теле приказа должны быть указание о подготовке места и соответствующих условий труда для нового сотрудника;
  • в конце документа вписываются полные данные о директоре или человеке, который издает приказ;
  • последними ставятся дата и подпись.

Образец заполнения:

Обязанности кадровика

Кадровик обязан трудоустроить гражданина по стандартной процедуре:

  • инвалид проходить собеседование;
  • для оформление в отдел кадров поступают документы, проверяются достоверность и наличие квалификации;
  • человек теряет статус безработного в Центре занятости;
  • гражданин получает от кадровика отчет о принятии на работу.

Работодатель имеет право принять на работу человека с ограниченными возможностями без квоты. В некоторых субъектах РФ действует повышенный процент по вакансиям для граждан, которые работают на государственной службе.

Процедура оформления повторяет стандартную. Единственным исключением является создание комфортных условий работы для инвалида и оформление дополнительных льгот.

Документы

Несмотря на стандартную процедуру оформления на работу, трудовые отношения с инвалидами несколько отличаются от общепринятых.

Например, трудовой договор, подписанный с инвалидом 3 группы, обязательно должен содержать следующие условия:

  • сотрудник не должен быть задействован в опасных или вредных условиях, или в работе, которую по состоянию здоровья невозможно выполнить;
  • инвалид не должен ездить в командировки;
  • люди с ограниченными возможностями работают меньше остальных. Оплата труда и расчет происходят с учетом сокращенных часов;
  • в праздники и выходные вызывать на работу инвалидов запрещено;
  • указывается количество больничных дней в году, которые оплачивает работодатель;
  • стандартный отпуск составляет 30 дней, также полагаются дополнительные дни отдыха.

Если предприятие подпадает под закон о квотах, требуется подготовить следующие документы:

  • положение о квотировании, в котором обязательно прописываются:
    • размер квот и для каких групп подходит;
    • процесс осуществления мероприятий по принятию инвалидов;
    • сотрудник, на которые возложены обязанности.
  • приказ об оформлении рабочего места, в котором вписываются:
    • должность, на которую поступает инвалид;
    • процесс изменения условий для осуществления обязанностей на предприятии;
    • гражданин, ответственный за исполнение.

Отчет

Квотирование рабочих мест проверяется исполнительными властями, поэтому работодатели должны сдавать отчет. Если общественная организация помогает инвалидам и ее уставной капитал состоит из вклада объединения, то дополнительных документов сдавать не требуется.

Органы службы занятости ежемесячно получают отчеты организаций о созданных или переоформленных местах для инвалидов. Центр занятости проверяет локальные документы, количество мест и сведения о новых должностях. Ежемесячно отчеты сравниваются с актуальными данными.

Законодательством регионов могут быть определены сроки предоставления отчетности. Если директор предприятия не уверен по поводу процесса подачи документов в его субъекте, требуется проверить правовой акт в сфере труда и занятости.

Заполненный образец:

Ответственность работодателя за нарушения

Если работодатель отказывает инвалидам в трудоустройстве без законных оснований или не создает места для граждан с ограниченными возможностями, ему впишут административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Однако оплатой штрафа предприниматель не отделается: в законодательстве прописана дополнительная ответственность за непредставление мест инвалидам, которая регулируется региональными властями. Второй штраф составляет от нескольких тысяч до 20 тысяч рублей.

Статьей 5.42 КоАП установлено, что к административной ответственности привлекаются лица, которые отказали принимать инвалида на работу.

То есть кадровик также привлекается к ответственности за неисполнение обязанностей. Однако отдельной статьи за то, что предприниматель не сдает вовремя отчеты, не установлено.

Работодатель обязан вовремя предоставлять места в размерах квоты. Он не имеет права отказывать инвалидам в работе по причинам, не связанным с их квалификацией, знаниями или умениями. Обязанность считается выполненной, когда претендентов нет или на предприятии работает достаточно инвалидов.

На данном этапе развития страны граждане с ограниченными возможностями могут найти хорошо оплачиваемое место работы, подстроенное под их уникальные нужды.

Большинство предприятий обязаны предоставлять небольшое количество место инвалидам, оценивая их по квалификации и умениям. Некоторые организации предлагают удаленную работу, связанную с обработкой и получением информации через Интернет.

Posted On 19.06.2018

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

(в ред. Закона г. Москвы от 26.06.2002 N 32)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов, а также создания рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Правовую основу квотирования рабочих мест для инвалидов в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Законы Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, Законы города Москвы «О государственных целевых программах в городе Москве», «О социальном партнерстве», настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы, принятые в соответствии с настоящим Законом.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми государственной службой медико - социальной экспертизы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Работодатели независимо от организационно - правовых форм и форм собственности организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

3. Выполнением квоты считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее пятнадцати календарных дней.

4. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы.

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности.

2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. При расчете числа работников, трудоустроенных в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого значения.

3. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

4. Работодатели, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.

2. Работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение месяца со дня их введения создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов.

3. Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере труда и занятости и уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов.

4. Работодатели, не выполнившие условий квотирования, обязаны ежемесячно представлять уполномоченным органам информацию (сведения) о наличии вакантных мест для приема на работу инвалидов.

Статья 5. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

1. За неисполнение настоящего Закона работодатели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

2. Уплата работодателем административного штрафа не освобождает его от обязанностей по выполнению требований настоящего Закона.

Статья 6. Городские программы по созданию рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите

1. В целях трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и создания дополнительных специализированных рабочих мест для инвалидов разрабатываются и реализуются городские программы.

2. Категории граждан, для которых создаются рабочие места в рамках городских программ, определяются Правительством Москвы на основе анализа ситуации, складывающейся на рынке труда города, с учетом рекомендаций Координационного комитета содействия занятости населения Москвы.

3. Учет поступлений средств от работодателей и их целевое использование в соответствии с настоящим Законом осуществляются посредством формирования в составе городского бюджета Москвы целевого бюджетного фонда.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Закон
О квотировании рабочих мест для инвалидов в

Республике Бурятия

Народным Хуралом

Республики Бурятия

Статья 1. Законодательство Республики Бурятия о квотировании рабочих мест для инвалидов
Законодательство Республики Бурятия о квотировании рабочих мест для инвалидов основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Конституции Республики Бурятия и состоит из настоящего Закона, других законов Республики Бурятия и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия, регулирующих вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Статья 2.Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

  1. Квота для трудоустройства инвалидов (далее – квота) – минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников) для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории;
  2. Квотирование рабочих мест – выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Статья 3 Установление квот организациям

  1. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.
  2. Для каждой организации в пределах квоты уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти Республики Бурятия (далее – уполномоченный орган), осуществляющим контроль за квотированием рабочих мест, устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  3. В соответствии с федеральным законодательством общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Статья 4. Порядок заполнения квот

  1. Трудоустройство инвалидов в счет установленных квот производится работодателем как по направлению органов государственной службы занятости, так и самостоятельно обратившихся в поисках работы в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
  2. Выполнением квоты считается трудоустройство работодателем в счет квоты инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, с учетом уже работающих инвалидов, раннее принятых на работу в данной организации.

Статья 5. Отдельные полномочия органов исполнительной власти Республики Бурятия

  1. Правительство Республики Бурятия устанавливает порядок предоставления работодателем информации (сведений), необходимой для организации занятости инвалидов.
  2. Уполномоченный орган вправе:
    1. производить в организациях проверку соответствующих документов в целях получения полной и достоверной информации по вопросам трудоустройства инвалидов;

2. взаимодействовать при осуществлении своей деятельности с другими органами исполнительной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов.
Статья 6. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
За неисполнение настоящего закона работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Президент Республики Бурятия

Л.В. Потапов

г. Улан-Удэ

Правительство
Москвы

«Недостаточно отдать все, что имеешь, если не отдать частицу себя» Неизвестный автор

«Великие мысли исходят от сердца» Л. Вовенарг

«Человек отражается в своих поступках» Ф. Шиллер

«Разумное и нравственное всегда совпадают» Л.Н.

Закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 N 90 (ред. от 30.04.2014)

«Назначение человека именно то, чтоб делать добро» В.И. Даль

«Подать добрый пример так же хорошо, как и следовать ему» Ф. Бэкон

«Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим» А. Джами

«Благие намерения - ничто, если они не претворяются в добрые дела» Ж. Жубер

«Милостыня увековечивает бедность; помощь устраняет ее раз и навсегда» Эва Перон

«Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство» Цицерон

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи

Закон РМ от 12.07.1999 N 40-З (ред. от 12.07.2002) "О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ" (принят ГС РМ 03.07.1999)

Архив

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Государственным Собранием

Республики Мордовия

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Республики Мордовия, и регулирует отношения между работодателями, органами службы занятости населения и органами местного самоуправления районов (городов) по установлению квоты для обеспечения дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите (кроме лиц, квотирование рабочих мест которым осуществляется в соответствии с федеральным законодательством).

Статья 1. Понятие «квота рабочих мест»

Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организаций (далее - организаций) независимо от организационно-правовых форм, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. Квота включает количество рабочих мест, на которых уже работают граждане, особо нуждающиеся в социальной защите.

Статья 2. Установление квоты рабочих мест в организациях

1. Квота рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливается органами местного самоуправления районов (городов) Республики Мордовия с учетом предложений органов службы занятости населения, общественных организаций, представляющих интересы данных групп граждан, на основании договоров, заключаемых между органами местного самоуправления районов (городов), органами службы занятости населения и работодателями (далее - договоры).

2. Квота рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм, численность работников в которых составляет свыше 30 человек.

3. Размеры квоты рабочих мест устанавливаются органами местного самоуправления районов (городов) ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда в районе (городе), на срок не менее календарного года. Размер квоты не может превышать 3% от среднесписочной численности работников организации.

4. О введении квоты работодатели информируются органами местного самоуправления районов (городов) не менее чем за три месяца до ее установления. Работодатели исполняют решения органов местного самоуправления по созданию квотируемых рабочих мест в сроки, оговоренные в договорах.

5. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных объединений инвалидов, от обязательного квотирования рабочих мест освобождаются.

Статья 3. Граждане, для которых проводится квотирование рабочих мест

1. Квотирование рабочих мест проводится для следующих категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу;

выпускников общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;

граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание;

беженцев и вынужденных переселенцев.

2. С учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, органы местного самоуправления районов (городов) могут устанавливать квоту рабочих мест и для других слабозащищенных категорий граждан.

3. Квота рабочих мест устанавливается для трудоустройства граждан, постоянно проживающих в Республике Мордовия.

Статья 4. Источники финансирования

Расходы, связанные с квотированием рабочих мест, осуществляются за счет средств работодателей, местных бюджетов и иных источников.

Статья 5. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать от органов местного самоуправления, органов службы занятости населения районов (городов) Республики Мордовия информацию, необходимую при квотировании рабочих мест.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны в сроки, определенные договорами, выделить или создать рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями по направлениям органов службы занятости населения и самостоятельно с уведомлением службы занятости.

4. в случае невозможности выполнения работодателями условий договоров при приеме на работу граждан из слабозащищенных категорий населения работодатели вносят в соответствующий бюджет района, муниципального образования Ковылкино, Рузаевка и города Саранск обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в пределах установленной квоты. Размеры обязательной платы устанавливаются органами местного самоуправления районов (городов) и должны быть не ниже установленной законом минимальной оплаты труда и не выше средней заработной платы, сложившейся в республике в суммарном исчислении за год.

(в ред. Закона РМ от 12.07.2002 N 28-З)

5. Работодатели имеют право в счет установленной квоты арендовать рабочие места в других организациях.

Статья 6. Льготы, предоставляемые работодателям

1. Представительные органы местного самоуправления районов (городов) вправе предоставлять работодателям, выполняющим квоту, установленную для трудоустройства граждан, перечисленных в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона, налоговые льготы в пределах налоговых платежей, зачисляемых в соответствующий местный бюджет, на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

2. Органы местного самоуправления районов (городов) могут оказывать иные формы содействия работодателям, предусматривающие выделение бюджетных средств для финансирования деятельности по созданию специальных рабочих мест, выплаты работодателям компенсаций на эти цели из местных бюджетов, целевых фондов и иных источников, которые специально оговариваются в договорах.

Статья 7. Ответственность работодателей

Работодатели, не выполнившие условия договоров о выделении или создании рабочих мест в счет установленной квоты, а также не возместившие затраты по созданию таких мест в других организациях, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Мордовия

Н.И.МЕРКУШКИН

г. Саранск

Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание! Сданным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.

Закон города Москвы № 90 от 22 декабря 2004 года

О квотировании рабочихмест

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи указанных категорий, создания учебных мест для детей- инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов (далее - квота) считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. 2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. 3. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, указанные в части 1 статьи 2, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей 1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест. 2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. 3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений федерального органа государственной власти в области содействия занятости населения и уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов. 4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти города Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, составляются должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города Москвы и органа исполнительной власти города Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, рассматриваются административными комиссиями префектур административных округов города Москвы по делам об административных правонарушениях.

Закон г. Москвы от 22.12.2004 n 90 (ред. от 08.04.2009) «О квотировании рабочих мест»

4. Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет города Москвы и может являться источником формирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год. Статья 6. Мероприятия, финансируемые за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве Средства целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве используются на создание и сохранение (модернизацию) специальных рабочих мест, специализированных участков, цехов и производств для инвалидов, создание рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях их трудоустройства, создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 7. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. 3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу. 4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 , Закон города Москвы от 30 января 2002 года № 5 , Закон города Москвы от 26 июня 2002 года № 32 . П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 22 декабря 2004 года № 90

Связанные документы (1)

Смотрите также
Расширенный поиск документов
Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Квотирование рабочих мест для инвалидов является одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством.

Под квотой следует понимать минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить.

Обязанность работодателя в выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2018 году

Требования данной статьи определяют размер квоты для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в процентном соотношении в зависимости отчисленности работников организации.

Данные требования распространяются на все организации, численность которых составляет не менее 100 работников.

В случаях если численность работников составляет не менее чем 35 человек, но не более чем 100 человек размер квоты может дополнительно определяется законодательными актами субъектов РФ, если таковые имеются.

То есть требования действующего законодательства,однозначно устанавливают обязанность работодателя в квотировании рабочих мест для инвалидов.

Тем не менее, возникает вопрос, обязан ли работодатель принимать на работу инвалидов, если у него отсутствуют вакантные позиции? Как показывает практика, многие работодатели уверенно полагают, что отсутствие в организации вакантных рабочих мест или вид деятельности организации не позволяет использовать труд данной категории работников снимает с них обязанность в принятии на работу инвалидов. Увы, но это не так.

Дело в том, что обеспечение занятости инвалидов, а именно их трудоустройство является 100 процентной гарантией государства и требования действующего законодательства никоем образом не ставят в зависимость наличие у работодателя вакантных рабочих мест или специфику деятельности предприятия с приемом на работу инвалидов.

Работодатель имеет право отказать в приеме на работу инвалида только в двух случаях: в случае заполнения установленной квоты или в случае если численность работников организации не превышает 35 человек, то есть в ситуации, когда он не является субъектом данных правоотношений.

За неисполнение работодателем обязанности по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а так же за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты установлена административная ответственность в виде штрафных санкций в размере от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей.

Тем не менее, установление административной ответственности за отказ работодателя в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных и созданных рабочих мест не означает, что работодатели обязаны самостоятельно осуществлять поиск работников - инвалидов и тем самым заполнять установленную квоту. Данная позиция подтверждается и Верховным судом РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

В этой связи, положения пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливают работодателям обязанность в предоставлении в органы службы занятости сведений, касающихся:

Наличия вакантных рабочих мест (должностей);

Созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;

Информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;

Выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данная информация предоставляется работодателями ежемесячно.

За непредоставление вышеуказанной информации в органы службы занятости населения так же предусмотрена административная ответственность в виде штрафных санкций в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Иными словами государственная политика, проводимая в области занятости населения, в том числе и обеспечения инвалидов рабочими местами направлена на взаимодействие работодателей и органов занятости населения, которое основывается на обязанности работодателя предоставлять соответствующую информацию в органы занятости населения и принимать на работу направленных данными органами инвалидов в пределах установленной квоты.

Подводя итог в данном вопросе можно однозначно говорить о том,что работодатели должны содействовать проведению государственной политики занятости населения включая соблюдение установленной квотыдля трудоустройства инвалидов принимая на работу данную категорию работников в пределах установленной квоты как направленных органами службы занятости населения, так и обратившихся напрямую. Отсутствие у того или иного работодателя вакансий или наличие деятельности не позволяющее использовать труд данной категории работников не снимает с них обязанность в принятии на работу инвалидов.

Институт профессионального кадровика

Квотирование рабочих мест . Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест — это определение минимального количества рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) для лиц, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Ст. 21 ФЗ гласит:

— организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов);

— общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена ст. 11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - Закон № 181-ФЗ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие например, Законом края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами края от 11.03.2004 № 14-кз и области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для области можно найти на Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, и областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест . Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание - п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории области (утв. постановлением Правительства от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места . Это подразумевает, что работодатель вкладывает в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение на предприятиях общественных объединений инвалидов . Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели - обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Что чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность . Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность . К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность . Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность . Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов ,
старший практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Одной из гарантий государства по трудоустройству отдельных наиболее социально незащищенных категорий граждан является квотирование рабочих мест. По сути, квотирование рабочих мест - это обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства данных категорий граждан в определённом количестве, в зависимости от численности работников организации. В большинстве случаев законом определятся обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, однако в ряде регионов РФ устанавливается квота и для трудоустройства иных категорий граждан (например, молодежи, бывших заключенных, которые отбывали наказания за совершенные преступления, и прочее). Разберем, какие же основные обязанности работодателя предусмотрены законом в части квотирования рабочих мест.

Порядок установления квоты в первую очередь определяет федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181). Согласно статье 21 ФЗ №181, для определения размера квоты для трудоустройства инвалидов необходимо рассчитать численность и среднесписочную численность работников. Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Соответственно, необходимо определиться с численностью работников организации. Если она менее 35 человек, обязанность по квотированию рабочих мест отсутствует. Если численность работников составит от 35 и более человек, необходимо обратиться к законодательству субъекта РФ, где располагается организация-работодатель, для исчисления размера квоты в зависимости от среднесписочной численности работников. Если численность работников составляет более 100 человек, в любом случае законодательством субъекта должна быть предусмотрена обязанность по квотированию с размером квоты от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено. То есть, если численность работников составляет до 100 человек, законодательством субъекта обязанность по квотированию может быть и не установлена. Так обычно происходит в крупных субъектах, таких как, например, Москва или Санкт-Петербург. В этих городах обязанность по квотированию возникает при численности работников от 100 человек. Соответственно, конкретный размер квоты, а также иные категории граждан, для которых нужно выделять или создавать рабочие места в пределах установленной квоты, устанавливается также законодательством субъекта РФ.

Далее необходимо определиться со среднесписочной численностью работников, ведь именно из этого показателя и будет рассчитываться квота. Для расчета данного показателя рекомендуется руководствоваться приказом Росстата от 26.10.2015 N498. Обратите внимание, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Следующей обязанностью работодателя, связанной с квотированием, является утверждение и разработка локального нормативного акта, регулирующего вопросы квотирования (ст. 24 ФЗ №181). Таким образом, если работодатель «попадает» под обязанность квотирования по критериям, описанным выше, он должен разработать и утвердить отдельный локальный нормативный акт. То есть этот локальный акт является обязательным к наличию, наряду, к примеру, с правилами внутреннего трудового распорядка.

Еще одной обязанностью работодателя, о которой многие, к сожалению, забывают, является извещение органов службы занятости об исполнении обязанности по квотированию. Согласно части 3 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Формы данных документов также утверждаются законодательством субъекта РФ.

Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения. Этот вывод подтверждается инспекционной практикой. Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.

Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г. Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В данный орган работодатели должны подавать сведения ежеквартально (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве»).

Южалин Александр,

старший юрист департамента трудового права,

группа компаний Валентины Митрофановой