Американская трагедия теодор драйзер сюжет. Американская трагедия (мини-сериал)

Роман американского писателя Теодора Драйзера, опубликованный 17 ноября 1925 года. Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун и схожем случае с Карлайлом Харрисом.

Т еодор Драйзер

Theodore Herman Albert Dreiser

Американский писатель и общественный деятель.

К оротко о Драйзере

Родители Драйзера - Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892-1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 году покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.

В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.

Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

“А мериканская трагедия”, краткое содержание романа

П ервая и вторая часть

Клайд Грифитс - сын уличных проповедников, которые строго воспитывают четверых детей в религиозной вере. Когда ему было около 15 лет, его старшая сестра Эста сбежала из дома с заезжим актёром, который её бросил и от которого она родила ребёнка. Клайд устраивается на работу рассыльным в отель, где он видит совершенно другой мир - мир денег и роскоши. Новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению проституток. Клайд постепенно всё больше влюбляется в кокетку Гортензию Бригс (хотя при первой встрече: «Клайд сразу увидел, что она довольно вульгарна и грубовата и совсем не похожа на девушку, о какой он мечтал.») и безуспешно пытается добиться её, тратя почти весь свой заработок.

Один раз Клайд отправился с друзьями в загородную поездку на выходные в машине, взятой без ведома богатого владельца. Они возвращались с прогулки вечером и очень спешили на работу («Час был уже поздний, Хегленд, Ретерер и Хигби подгоняли Спарсера…»), понукая Спарсера ехать быстрее, они неожиданно сбивают девочку, бегущую к перекрёстку. Испугавшись последствий, молодые люди принимают решение скрыться от погони, но врезаются в кучу кирпичей в одном из переулков. На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Почти всем удалось убежать, в том числе и Клайду, но от страха они вынуждены скрываться от полиции. Клайд в тот же день уезжает на товарном поезде из города. На этом заканчивается первая часть романа.

Через год в Чикаго Клайд встречается с дядей - владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Сэмюэл Грифитс предлагает племяннику небольшую должность на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк, где живёт дядя. Работая на фабрике, Клайд становится руководителем цеха, в котором работают молодые девушки. Там же он знакомится с Робертой Олден - работницей предприятия. Между ними завязывается любовная связь. Семья дяди Клайда относится к нему высокомерно, лишь изредка приглашая на обед.

Случай сводит Клайда с 17-летней Сондрой Финчли - дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Сначала Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи», желая досадить родственникам Клайда, в первую очередь его кузену Гилберту (который холоден к ней). Её увлечение перерастает в любовь, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности, Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врач, к которому она обращается, отказывает. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней. Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака. Она рассчитывает, что её отец предоставит Клайду место на предприятии. Таким образом, её будущий муж станет полноправным членом высшего общества.

На глаза Клайда попадает заметка в газете, в которой говорится о трагической гибели молодого мужчины и девушки, катавшихся на лодке. Клайду сразу приходит в голову замысел, который мог бы избавить его от надвигающихся неприятностей, связанных с беременностью Роберты, но он отгоняет от себя страшную идею. Он все больше думает о заметке и в состоянии безысходности решает убить Роберту. Он приглашает её покататься на лодке, но в самый последний момент не находит в себе сил свершить задуманное, впадая в ступор. Роберта хочет дотронуться до Клайда, тот рефлекторно отталкивает её и нечаянно ударяет фотоаппаратом. Лодка переворачивается, ударяя девушку по голове. Клайд слышит крики Роберты о помощи, но решает не помогать ей, внутренний голос убеждает его в случайности произошедшего.

Т ретья Часть

Эта часть посвящена описанию следствия, судебного процесса и последующих событий.

После смерти Роберты полиция уже через день выходит на след Клайда и обвиняет его в спланированном умышленном убийстве. Громкое дело в захолустном округе на руку местным властям, желающим переизбраться на грядущих выборах.

Американские газеты подробно описывают случившееся на озере Большой Выпи и публикуют отрывки из писем Роберты. Финчли и Крэкстоны сбегают из Ликурга. Сэмюэл Грифитс просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в деле племянника. Помощник Брукхарта – Кетчумен в качестве адвоката для Клайда нанимает политического противника Мейсона – Элвина Белнепа. Последний сразу же приходится по душе молодому человеку, и он рассказывает ему всё. Компаньон Белнепа – Рубен Джефсон не может точно понять, виновен Клайд или нет, но придумывает для него отличную оправдательную историю.

Прокурор Мейсон питает личную неприязнь к Клайду, так как считает того богатым прожигателем жизни. В конце концов, несмотря на защиту адвокатов (в ходе которой Клайд сам поверил в случайность гибели девушки), суд присяжных приговаривает его к высшей мере. Автором отмечается предубеждение всех обвинителей и жителей округа против Клайда, которые заранее убеждены в его виновности.

Оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме, наблюдая, как другие заключенные проходят свой последний путь по коридору «дома смерти». Он не может поверить, что ему предстоит тот же путь. В итоге он исповедуется, частично признаёт свою вину. Общество утрачивает к нему интерес, и только мать пытается помочь обреченному сыну. Его казнят на электрическом стуле.

В своё время многие из читателей не могли понять, в чём же заключается та самая Американская трагедия. Конечно же, как таковая, трагедия, присутствует, но зачем автору было присваивать ей столь масштабный статус Американской. Было предположение, что Драйзер, как всегда увлёкся идеей обличить моральные ценности Америки, продемонстрировать примитивность и фальш ‘’великой американской мечты’’. Сам же автор романа определил свой замысел так: ‘’Я долго вынашивал в себе эту историю, ибо мне казалось, что она включает в себя все стороны нашей национальной жизни — политические механизации, общество, бизнес, секс…’’. Что ж, у Драйзера это прекрасно получилось.

Маленькому Клайду Грифитсу родители с самого детства пытались привить любовь к религии, всячески беря его с собой на улицы города для распевания псалмов. Клайду не совсем нравилось то, чем он занимался. Он чувствовал себя достаточно неловко, когда идущие по своим делам люди, постепенно окружали его странную семейку. Спасало Клайда отчасти то, что помимо него в этом процессе, посвящённом фанатичной вере, принимали участие его юный брат и две сестры. Всё же его не покидала мысль, что его семья выглядит достаточно смешно и ему просто напросто уже надоело заниматься этим глупым делом. И как ему кажется, в жизни есть куда более приятные вещи, да и перспективы пробиться в люди наверняка присутствуют. В общем, так начинается, описанная подробнейшим образом, история Клайда Грифитса, чья судьба, в силу проявления слабости по отношению к прекрасному полу, да и к красивой жизни, в итоге закончилась печально.

Стремясь поскорее избавиться от участи оставаться малоимущим, Клайд устраивается рассыльным в красивый и напичканный роскошью, какую доселе ему не представлялось возможным видеть, отель. Голова идёт кругом, а тут ещё и коллеги, ребята почти одного с ним возраста, рассказывают в подробностях, насколько же хороша работа в таком замечательном месте. Деньги накапливаются без особого труда, а просадить их можно в публичном доме, расположенном неподалёку, или же за стаканчиком крепкого алкогольного напитка. Казалось бы, вот оно, начало той самой жизни, когда имеешь хороший достаток и, лишь изредка приходится размышлять на тему мизерного количества цветных бумажек у тебя в кармане. Если и жил Клайд припеваючи какое-то время, работая в отеле, и, даже позволяя себе выглядеть респектабельно, то первые проблемы возникли при знакомстве с вульгарной и грубоватой, как сам и охарактеризовал её Клайд, Гортензией Бригс. Парню только и остаётся, что любоваться этой красавицей, тратя на неё при этом, чуть ли не все свои сбережения. Вот и наступает та самая ситуация, когда раскрывается одна из черт характера главного героя. Он, идя на поводу своих эмоций и чувств, теряет голову от любви к обольстительной хищнице, способной менять кавалеров, как перчатки, а та, в свою очередь, абсолютно не боясь потерять своего обожателя, открыто заявляет, что у неё имеется в запасе ещё несколько кандидатов на проведение яркого вечера с ней. И только лишь потом, после гулянок, танцев и игрищ, несчастный случай заставляет Клайда задуматься над многими серьёзными вещами в жизни, а также над своим поведением. Этот участок в книге позволяет возродить хотя бы не чувство уважения читателя к главному герою, после всего того, что произошло, но хотя бы увидеть в нём человека, способного противостоять чарам любви. Ещё повезло, что вложенные в Клайда ещё в детстве, его матерью, моральные устои и принципы, хоть как-то проявляли себя в его натуре. Ведь, чары сыграют с ним злую шутку и добавят, по истечении большого количества времени, тёмных оттенков, к только начавшим окрашиваться в яркие цвета, полосам жизни парня.

В дальнейшем, по ходу повествования, во всей красе блистает любовный треугольник, одна из вершин которого — девушка из очень бедной семьи, вторая вершина — другая девушка, принадлежит к богатому обществу в городе Ликург, в котором, по счастливой случайности оказывается наш герой, а третью вершину представляет он сам. По большому счёту лишь неразумное поведение чувственного Клайда и особенности его нрава, которые читатель без труда сам для себя отметит, сыграли ключевую роль в цепочке произошедших драматических событий. В книге прослеживаются моменты, позволяющие разглядеть частичку чего-то положительного в главном персонаже. В фильме же, они практически отсутствуют, давая зрителю право, без тени сомнения, видеть в нём юношу, идущего на поводу у похоти и своих принципов и не способного лицом к лицу встретиться с проблемами и попытаться их решить. И вроде бы нет ничего страшного в поступке Клайда, по отношению к Роберте Олден — девушке из бедной семьи, совершённом ещё до той самой, страшной трагедии. Заведи он нормально семью, отбросив все страхи, всё бы обошлось. Но нет, страстная любовь молодой Сондры Финчли из высшего общества, полюбившей его всеми фибрами души, её поцелуи и сладкие планы, которыми она делилась с ним, заставили его иначе посмотреть на складывающуюся обстановку. А кем в итоге предстанет Клайд Грифитс перед зрителем, решать уже, собственно, предстоит самому зрителю. После просмотра фильма и прочтения книги складываются немного разные ощущения.

Что касается экранизации, то стоит отметить, что Литовская киностудия конечно постаралась бережно отнестись к сюжету в книге, тем не менее, множество событий так и не были показаны в фильме. Если в книге и расписана каждая мелочь, при этом у читателя выстраивается примерная картинка, и вырисовываются образы, то в фильме эти все ситуации показаны в виде небольших фрагментов. И зачем надо было большую часть событий, представленных в книге в хронологическом порядке, в фильме перемешивать?

    Оценил книгу

    Пока koshka_u_okna продолжает фыркать и страдать дочитывает этот роман, я все-таки напишу пару строк, пока мысли еще не собрались в кучку и не устроили митинг.
    Как-то так складывается, что в книжном клубе нам на чтение почти постоянно попадают произведения о выборе, о внутренней борьбе и противоречивости человеческой натуры. Вот и в этот раз первое прочитанное мною у Драйзера произведение дало пищу для размышлений, сравнений и пары непростых вопросов. Не хочу и не буду спойлерить привет вам, Федор Михайлович Достоевский - лишь мысли вслух.

    Можно долго рассуждать о том, что же такое американская трагедия, об обществе, которое само по себе словно яд, о пустом и пропащем поколении молодежи и его ценностях. Но для меня трагедия - это прежде всего безликость и бесчувственность, "тихое зло", жестокость и безразличие, а порой и беспомощность. За весь роман я не встретила ни одного персонажа, который бы понравился, которому бы ты сопереживал и мысленно помогал и советовал. Каждый из представленных нам лиц или могут похвастаться такими "скелетами в шкафу", что мама дорогая, или сражают наповал своей неприветливостью, жестокостью или глупостью. Это трагедия, трагедия человека в обществе - ты можешь нуждаться в помощи, истово ее желать - но она так и не придет. Потому что окружающие слепы.

    Вот перед нами Клайд Грифитс - молодой человек, который ради своей мечты готов был пойти на все. Его можно осуждать, трудно ему сопереживать, но можно попробовать понять, что же именно сыграло роковую роль в жизни этого наивного и пропащего паренька.

    Во-первых, это несомненно его семья и детство, проведенное в атмосфере нищеты, набожности и борьбы со всем мирским. Это та атмосфера, которая сразу заставила Клайда запомнить одну простую истину, которая впиталась в его кровь - "я сделаю что угодно, но только никогда более не буду так жить". Набожная мать, отец-неудачник, сестра, не оправдавшая надежд - все это основа будушего падения.

    Во-вторых, Клайд более чем хочет оказаться среди "золотой молодежи" - модно одеваться, танцевать дни напролет и говорить ни о чем. Роковую власть имеют над ним девушки - пустые, но красивые и богатые, а если есть и умная, но бедная, так это можно совместить. Ему хочется добиться той или иной девушки, носить ее благосклонность словно орден или сапфировые запонки, между тем убивая и ее, и себя, своей страстью и небрежностью в отношениях. При этом Клайдом внезапно так легко играть, так легко купить его "любовь до гроба" за красоту и положение девушки в обществе, что в определенные моменты я начинала яростно скрипеть зубами, тихо ругаться и кричать "Клайд, ты тряпка!".

    И вот в простом и вроде бы по-своему милом пареньке легко уживаются жестокость, самоуверенность, бездна эгоизма и - как ни странно - слабость, трусость и наивность. Появились ли все эти качества в результате отравления обществом "золотой" молодежи или же жили в его душе изначально? Да и есть ли у такого человека душа? Очень сложно судить и очень сложно понять - времена уже совсем не те, равно как и идеалы. Но у каждого из нас есть свои ангелы и демоны, и очень сложно самому себе ответить на вопрос: "Сумеешь ли ты противостоять соблазну пойти самым легким путем?" Я много думала и рассуждала, так и эдак вертела ситуации и эпизоды, но так и не смогла до конца понять, где та самая точка кульминации развития личность, после которой уже не было спасения. Так ли она очевидна?..

    Это роман о трагедии. Трагедии человека и общества, где ценят не личность, а достаток. Где материальные ценности выше ценностей духовных. Это болото, о котором постоянно необходимо помнить и не забывать. Иначе тебя уже не спасет ни религия, ни семья, которая готова отдать за тебя все, ни случай.

    grigorenko19121980

    Оценил книгу

    "Американская трагедия" - мой любимый роман у гениального Драйзера. Читала книгу несколько раз и каждый раз открывала для себя что-то новое. Роман правдивый, откровенный, до боли реалистичный. Несмотря на внушительный объем, книга читается легко и быстро.
    Как же ярко и до боли правдиво в книге показан путь от Американской мечты до Американской трагедии. И путь этот показан через жизнь обыкновенного, можно даже сказать заурядного среднестатистического молодого человека Клайда Грифитса. Клайд, юноша из бедной многодетной семьи уличных проповедников, не чуждый тщеславия, гордости, но лишенный образования, попадает в Ликург, где получает должность на фабрике богатых родственников. Здесь он знакомится и сближается с работницей Робертой Олден, милой скромной девушкой. Однако дочь одного из богачей Ликурга, Сондра Финчли, более чем расположена к Клайду. Еще с детства Клайд стремился к лучшей жизни, мечтал выбиться в люди, подняться по социальной лестнице. И поэтому, естественно, Клайд, не задумываясь, отдает предпочтение Сондре, так как прекрасно понимает, что женитьба на ней - вот он путь к мечте. Но судьба не дремлет - Роберта оказывается беременной от Клайда и всеми правдами и неправдами хочет выйти за него замуж.
    Клайд не собирался жениться на Роберте с начала их знакомства. Встреча же с богатой Сондрой внушила Клайду мысль о возможности вступить в другой, более лучший мир и заставила искать пути отделаться от мешавшей ему Роберты. Их отношения заканчиваются трагически для обоих.

    Уже позже, после того, как я прочитала книгу, я узнала, все, что описано в книге, не плод богатого воображения гениального автора. Драйзер описал преступление, которое действительно произошло в Америке в 1906 году. В процессе работы над книгой Драйзер тщательно изучил все материалы судебного процесса, посетил места, фигурирующие в деле. Он даже побывал в тюрьме для смертников, где общался с осужденными. Наверно, именно поэтому, роман кажется таким чудовищно реалистичным, страшным в своей правдивости и откровенности. Драйзер настолько подробно и тщательно описал в книге обстоятельства трагедии на озере и последующий за этим процесс, что ты сам словно становишься непосредственным наблюдателем и просто не можешь остаться равнодушным.
    Позже Драйзер написал:

    «Я долго раздумывал над этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает все стороны нашей национальной жизни - политику, общество, религию, бизнес, секс,- это была история, столь обычная для любого парня, выросшего в небольшом городе Америки. Это была исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность перед ней».

    Признаюсь, мне было жалко Клайда. Еще в самом начале книги я очень хотела, чтобы у него получилось выбиться в люди, чего-то добиться в жизни. Особенно остро я почувствовала к Клайду жалость после описания показушного судебного процесса над ним. Суд присяжных, признавший Клайда виновным, даже не задумался над тем, что именно сделало его убийцей (пусть в мыслях, но он им был). Судье перед выборами был нужен громкий процесс, где можно блеснуть перед избирателями. Вот почему судья Мейсон придал ему сенсационность, играл на эмоциях толпы, зачитывал интимные письма погибшей, забыв о ее добром имени.

    А ведь этот роман был написан в тот период американской истории, когда все американские журналы и газеты прославляли американский образ жизни, частное предпринимательство, писали, что "Америка - страна равных возможностей для всех", наилучший в мире американский государственных строй.
    Может поэтому "американская трагедия" Драйзера вызвала множество откликов в сердцах рядовых американцев. Как потом писал Драйзер, после выхода романа в свет, он получил множество писем, авторы которых писали "Я мог бы оказаться на месте Клайда Грифитса".

    Если вы еще не читали эту книгу, обязательно прочитайте. Ведь почти век, прошедший после написания книги, ничего не изменил ни в Америке, ни в других странах.

    Америка. Начало двадцатого века. Капитализм. Социальное неравенство. Трагедия... Вам не кажется, что если Америку заменить на Россию, а век двадцатый на двадцать первый, это отразит нынешнюю действительность?
    Наверно, именно поэтому, классика вечна.

    Оценил книгу

    "Пацан к успеху шёл, не получилось, не фартануло или крах американской мечты"

    Одновременно очень простая и очень сложная книга. Вроде бы сюжет - вот он, как на ладони, да и особых стилистических вывертов не наблюдается, но пищи для размышлений предостаточно. Глубина здесь идёт от морально-этической проблематики, нам предлагается оценить героя и его поступки, и здесь всё совсем не очевидно. Попробую вкратце рассказать, как мне видится образ Клайда, его короткая, но яркая жизнь и как он вообще до жизни такой дошёл.

    Во-первых, Клайд, конечно, трус, в этом адвокаты правы. Он просто физически не способен действовать в по-настоящему трудной ситуации из разряда "дерись или беги". Это такой человек, с которым вещи не происходят, а случаются вне зависимости от его на то желания. Клайд плывёт по течению, даже смерть Роберты случилась спонтанно, на его долю оставалось лишь недеяние. Как раз то, что и является пределом для такого слабого и трусливого человека. Это, однако, вовсе не освобождает его от ответственности. Но вот что интересно: будь Клайд более сильной личностью, как бы сложилась история? Тут нужно ещё задуматься об этике, потому как именно соображения этического толка определили бы, куда этот гипотетический "сильный" Клайд приложил бы свои старания. Спланировал бы убийство по-настоящему тщательно? Нашёл бы сговорчивого доктора для аборта? Порвал бы с Робертой сразу же после первого аванса Сондры? А может и вовсе не обратил бы на неё внимания, руководствуясь правилами фирмы?

    В моей системе координат идеальный вариант - попытка стать человеком, который сделал себя сам, подлинная реализация американской мечты. Увлечённый красивой жизнью, Клайд завидует богатым наследникам и как-то забывает, что в начале каждой династии миллионеров стоит простой парень из народа, который сколотил состояние с нуля. В конце концов, это же Америка, страна возможностей, где нет потомственной аристократии, а есть только люди, не упустившие свой шанс. Герой презирает родителей, которые из-за бедности не могли дать ему образования. Но почему бы не начать учиться самому, это же никогда не поздно. Клайд даже мог бы попросить дядю устроить его на какие-нибудь курсы по инженерному делу или бухучёту. Но мечта героя не богатство упорным трудом, а состояние, свалившееся с неба по мановению ока. Делать для этого он ничего не хочет. И ему даже в голову не приходит мысль, что нужно ещё быть достойным образованной и богатой девушки из общества. Честное слово, Джей Гэтсби, которого я раньше считал жалким, в тысячу раз больше мужик, чем Клайд Грифитс.

    И уж тем более этому сопляку не приходит в голову, что существует такая штука, как любовь. В отношениях с женщинами герой руководствовался сначала чисто плотским влечением, что в принципе простительно в его-то возрасте, а потом и вовсе перешёл на вожделение к деньгам, что и вовсе ни в какие ворота не лезет. Я, может быть, старомоден, но считаю, что в отношениях каждый участник должен что-то отдавать другому. Тот же Дик Дайвер, герой ещё одного романа Фицджеральда, с творчеством которого мне всё хочется сравнить этот роман Драйзера, был тоже беден, но зато вытащил жену из мрака безумия. А вот Клайд по сути ничтожество, просто красавчик с хорошими манерами, умеющий держать себя в свете. Но в нём нет внутреннего стержня, силы, которая иногда заставляет уважать даже самых отпетых негодяев. Вот правда, даже если бы он был беспринципным негодяем, по головам идущим к вожделенному богатству, и то выглядел бы достойнее.

    С другой стороны, трусость не преступление. И даже бегство от ответственности за свои поступки не преступление. Так виноват ли Клайд? По справедливости, безусловно, виноват. Я даже склонен вовсе снять с Роберты всякую ответственность за случившееся. Клайд - моральный урод, который даже не может решить, что именно ему нужно, а что только помешает достижению цели. Чёрт его знает, что он сделал бы, когда заполучил наконец деньги. Да и по закону он кругом виноват: по нынешним законам его поступок можно классифицировать минимум как оставление в опасности, а то даже и как убийство по неосторожности. Словом, на электрический стул Клайду прямая дорога и мне его ни капельки не жаль.

    Интересно ещё и отношение автора к религии. С одной стороны, Драйзер не устаёт ссылаться на косность, догматичность религиозных людей. Складывается ощущение, что бедность и религиозность идут рука об руку и характеризуют ограниченных, тупых людей, ведущих совершенно скотское существование. Дилемма тут вот в чём: по уровню мышления и развитию личности Клайд несомненно выше своих родителей, родителей Роберты, присяжных, что судили его. С другой стороны, комплекс моральных императивов, диктуемых религией, мог бы уберечь героя, а то и придать ему сил, как это случилось с его матерью. С этими догматами веры воообще странная штука: то ли ограниченность влечёт за собой повышенную религиозность, то ли наоборот. Получается, что интеллектуальность означает отказ от фундаментализма - Клайд вот ненавидит религию всеми фибрами души. С другой стороны, независимость мышления ещё не гарантирует то, что человек сможет сам сформировать систему ценностей, которая будет этически корректна. В конце вера не помогает Клайду очиститься и стать лучше, она всего-то даёт ему возможность умереть без страха. Был безвольной тряпкой, стал обречённым на убой скотом. В любом случае, религия гарантирует своему адепту всё в некой посмертной реальности и ничего сейчас. Вот, скажем, Роберта, не отступи она от канона веры, осталась бы жива и с незапятнанной репутацией. Но и из нищеты бы так и не выбралась. По-моему, всё упирается в какое-то неуловимое чувство истинности, которое позволит человеку направить свои усилия на достойную цель. Мечта Клайда обернулась трагедией не потому, что он пошёл против господа в сердце своём, а потому, что он и сам не представлял себе, о чём она, его мечта. Даже не так, представлять-то он представлял и даже мечтать умел, но так и не смог понять, что до всякой мечты нужно дорасти. Клайд перепутал мечту с целью, и цель себе выбрал не по росту. И вот сейчас мне кажется, что я сумел наконец сформулировать, как я вижу тот самый критерий, что отделяет личность от скота. Не религия, не законопослушность и даже не таланты и черты характера. Мечты. Не мечтайте о достижимом, и всё будет хорошо.

Мир испокон веку живет по законам джунглей: кто смел, тот и съел, победитель получает все, а побежденного и слабого доедают волки – санитары леса. Хорошо живется тем, кого с рождения греет солнце финансового благополучия, кому не нужно думать о пути наверх – он уже пройден и утоптан, остается лишь расширить и слегка удлинить колею. А каково обыкновенному человеку, не гению и не супермену, если хочется жить не хуже некоторых, а впереди только вечное безденежье, скучная и непрестижная работа и сознание собственной малости? Бальзак в такой ситуации предложил двум своим молодым героям – Бьяншону и Растиньяку – нравственную задачку из Руссо: где-то в Китае живет старый мандарин, которого ты можешь умертвить, не пошевелив и пальцем, а взамен получишь вожделенное богатство. Бьяншон мандарина пожалел, а вот Растиньяк своего таки додавил…

Этой темой – вполне заурядный человек перед лицом нравственного соблазна, толкающего его на преступление, – американский писатель и журналист Теодор Драйзер интересовался давно. Еще с начала 1890-х годов он стал собирать газетные вырезки, посвященные историям убийств, совершенных бывшими любовниками, когда прежнее увлечение становилось помехой на пути к выгодному браку.

В 1892 году в Сент-Луисе молодой человек, работавший на парфюмерной фабрике, отправил на тот свет девушку-работницу, подарив ей отравленные конфеты. Оказалось, что он встречался с ней, хотя и не торопился с предложением о свадьбе – девушка происходила из бедной семьи. Когда к нему стала проявлять вовсе не праздный интерес богатая аристократка, юноша решил избавиться от своей «прежней» и вполне преуспел в этом – бедняжку спасти не удалось.

Спустя год по приговору суда был казнен другой переборчивый жених, нью-йоркский врач К. Харрис. Он тоже отравил бедную возлюбленную, подыскав ей молодую, привлекательную и состоятельную замену. Еще через шесть лет газеты облетела история богатого яхтсмена Роланда Молинэ. В конце концов Молинэ был оправдан, но угодил на несколько лет за крепкие решетки психиатрической клиники. Драйзер внимательно ознакомился с полной стенограммой суда по этому делу, состоявшегося в 1899 году, и сделал многочисленные подробные выписки из протокола судебного заседания.

В 1907 году всеамериканский резонанс получило еще одно преступление подобного рода. Бедный чиновник Честер Джиллет, работавший на фабрике своего богатого дяди, встречался с работницей этой же фабрики Грейс Браун. В результате Грейс забеременела, а Честер, как на грех, познакомился через своих родственников с богатой симпатичной девушкой, которой он к тому же еще и понравился. Если исходить из современных прогрессивных взглядов на эту проблему, то ничего фатального в сложившейся ситуации не было, но в набожной Америке начала ХХ века на добрачные связи смотрели несколько по-иному. Честер очутился перед нелегким выбором. В конце концов он дал обещание Грейс жениться на ней и пригласил суженую прогуляться в лодке по озеру. Добравшись до глубокого места, Честер оглушил Грейс теннисной ракеткой, перевернул лодку с девушкой и вплавь добрался до берега.

Всего архив Драйзера содержал материалы пятнадцати подобных дел. Особняком в его коллекции была история бедного священника К. Ричесена, выходца из простой семьи. У него была любовница, молоденькая прихожанка Эвис Линнел, которую он отравил, когда увидел, что девушка начала посматривать в другую сторону.

В 1915 году Драйзер несколько раз начинал писать роман на эту тему, взяв за основу историю Молинэ. Затем он написал шесть глав на материале дела священника Ричесена, однако в конце концов остановился на истории Честера Длиллета и Грейс Браун. Особенно это сходство проявилось в третьей книге романа. Многие из речей на судебном процессе Клайда восходят к реальным выступлениям на суде над Джиллетом.

Название произведения тоже неоднократно менялось: «Повеса», «Мираж» и лишь затем – «Американская трагедия».

Хорэс Ливрайт, постоянный издатель Драйзера, объявил, что новый роман писателя увидит свет осенью 1924 года. Однако Драйзер, как всегда, на сроки не ориентировался. Он снова и снова ездил в те места, где должно было разворачиваться действие романа, многократно переписывал целые главы. В итоге окончание романа было передано в издательство только в середине июля 1925 года, но и это было еще далеко не все. Получив типографские гранки, Драйзер продолжил работу над романом, приводя издателя в отчаяние масштабами правки.

В конце октября 1925 года Драйзер объявил, что последние главы книги никуда не годятся и их нужно переписать. Он добился разрешения побеседовать с Антони Понтано, ожидавшим исполнения вынесенного ему смертного приговора за убийство. Это помогло писателю ощутить специфическую атмосферу камеры смертников, куда в итоге попал Клайд Грифитс. Последним препятствием стали споры по поводу названия романа: Ливрайт упрашивал Драйзера заменить труднопроизносимую фамилию героя – Грифитс – на что-нибудь вроде Эвин или Вернер, да так и назвать книгу. Драйзер остался непоколебим, и в середине декабря 1925 года роман «Американская трагедия» появился на полках книжных магазинов.

Книга сразу же попала в разряд литературных сенсаций, а ее автор стал знаменитостью. Не в пример другим романам Драйзера, «Американскую трагедию» критика поначалу встретила очень благожелательно. Читающая публика Америки и Европы проголосовала деньгами, сразу зачислив роман в разряд мировых шедевров. Апофеозом триумфального шествия «Американской трагедии» по стране стало включение романа в состав курса литературы в ряде университетов США.

Кружкой дегтя стало запрещение продажи книги в Бостоне. В ответ сотрудник издательства Доналд Фрид отправился в Бостон с адвокатом и демонстративно продал один экземпляр романа лейтенанту полиции. Он был тут же задержан. Состоявшийся вскоре суд признал Фрида виновным в продаже литературы «с явной целью развратить молодежь» и приговорил его к штрафу в 100 долларов. Приговор был обжалован, новое заседание состоялось три с половиной года спустя. На этот раз присяжные вообще в глаза не видели спорной книги, но их вердикт был столь же неутешителен. Драйзер всегда раздражал ханжески настроенную Америку, и она не упускала случая хотя бы плюнуть ему в спину.

«Американская трагедия» тем временем осваивала новые рубежи. Велись переговоры о постановке фильма по роману со студией «Парамаунт», об инсценировке на Бродвее и в Европе. Интерес к роману пробудил новую волну читательского интереса к предыдущим романам писателя – «Гению», «Дженни Герхардт», «Сестре Керри». Английская книгоиздательская фирма «Констейбл энд компани» заключила с Драйзером контракт на издание всех его произведений. В результате Драйзер под руководством жены приобрел двухэтажную квартиру в центре Манхэттэна, где вскоре стали собираться по четвергам разные интересные люди – писатели, поэты, критики, артисты, бизнесмены, ученые, врачи. Человек, который в 1920 году страдал всеми комплексами «бедного, но гордого» писателя, вдруг ощутил себя обладателем целого состояния.

…И все-таки вопрос о том, в чем «трагедия» и насколько она «американская», еще долго будоражил умы читателей и критиков. Сам Драйзер, хотя и отметал упреки в морализаторстве, ни за что не соглашался отступить от общей социально-критической направленности романа: «Это правдивая история того, как наша действительность обходится с человеком и насколько бессилен оказывается человек против подобных сил». Как всегда, Драйзер увлекся идеей разоблачить моральные ценности Америки, продемонстрировать фальшь и примитивность «великой американской мечты». В центр романа он поставил «очень чувствительного и в то же время не слишком развитого молодого человека, который в самом начале своего жизненного пути обнаруживает, что его жизнь зажата тисками бедности и низкого социального положения, из которых он стремится вырваться, подталкиваемый своими врожденными и приобретенными страстями».

Теодор Драйзер - американский писатель, книги которого были весьма популярны в советское время. Сегодня имя этого прозаика несколько забыто. Впрочем, краткое содержание «Американской трагедии» - одного из знаменитейших произведений Драйзера - поклонники отечественного кинематографа помнят благодаря киноленте 1981 года.

Об авторе

Теодор Драйзер родился в 1871 году. Детство его прошло в бедности. В возрасте 18 лет будущий писатель поступил в университет, но окончить его не смог в силу финансовых проблем. Всё же в 1892 году он был принят репортером в одну из чикагских газет.

Творческий путь писателя начался с романа «Сестра Керри», вышедшего в свет в 1900 году. Спустя 30 лет Драйзера выдвинули на получение Нобелевской премии. Однако награду отдали Синклеру Льюису.

Интересный факт из биографии Теодора Драйзера. В 1912 году он отправился в свое первое турне по Европе. Вернуться планировал на печально известном «Титанике». Однако издатель в последний момент уговорил писателя сесть на пароход подешевле.

В конце своего жизненного пути Драйзер стал атеистом. За несколько месяцев до смерти вступил в коммунистическую партию, чем и снискал широкую популярность в СССР. Теодор Драйзер ушёл из жизни в 1945 году. Он является автором таких книг, как «Финансист», «Гений», «Титан», «Оплот», «Стоик», «Дженни Герхардт» и др.

«Американская трагедия» (Т. Драйзер): краткое содержание

Книга состоит из трёх частей. В первой части автор показывает читателю взросление главного героя. Затем изображен мир капиталистов, к которому, как известно, автор испытывал антипатию. Молодой человек попадает в совершенно иную среду, что его и губит. Трагедия разворачивается в заключительной части.

Это глубокое произведение, наполненное психологизмом. Краткое содержание «Американской трагедии» Теодора Драйзера в статье изложено по следующему плану:

  • Жизнь в нищете.
  • Гортензия.
  • Происшествие на дороге.
  • Бегство.
  • Жизнь под чужим именем.
  • Бедный родственник.
  • Роберта Олден.
  • Сондра Финчли.
  • Трагедия на озере.
  • Дом смерти.

Жизнь в нищете

Главный герой - Клайд Гриффитс. Мальчик растёт в бедной семье. Отец его - человек довольно непрактичный. Мать часто посещает церковь, с жаром отдается «спасению заблудших душ». Этим людям едва удается свести концы с концами. Но они не замечают своей нищеты, чего нельзя сказать о маленьком Клайде, мечтающем выбраться из этого жалкого мирка. С ранних лет он работает. Трудится в отеле рассыльным.

Стоит сделать некоторое отступление, прежде чем продолжить изложение краткого содержания. Американской трагедией Драйзер назвал историю, изложенную в этой книге, отнюдь не потому, что сам проживал в Штатах и именно там поселил своих героев. В начале ХХ века общество с вероятностью финансового и социального успеха для всех и полным отсутствием патриархальных пережитков можно было найти не всюду.

«Американская трагедия», краткое содержание которой представлено ниже, - очень печальная история. Нечто подобное могло произойти лишь там, где царит несправедливость, неравенство.

Гортензия

С тех пор как Клайд устроился работать в отеле, жизнь его изменилась к лучшему. У него появились новые друзья. Теперь он способен приобрести себе одежду, денег хватает даже на развлечения. Клайд знакомится с продавщицей по имени Гортензия. Но вскоре разочаровывается в девушке. Это довольно расчетливая, корыстная особа.

Юноша не удовлетворён своей семьёй, её материальным положением. У него появляются мечты о высшем свете, богатстве, и он думает о том, как бы это воплотить в реальность. Краткое содержание «Американской трагедии» не передаст глубины переживаний главного героя. После прочтения сжатого изложения создается впечатление, что это довольно неприятный персонаж. Тогда как Клайд - герой неоднозначный, противоречивый.

Происшествие на дороге

Однажды Клайд с друзьями отправляется в увеселительного прогулку на роскошном автомобиле. Машина принадлежит одному из молодых людей. На обратном пути погода вдруг портится. Ехать приходится медленно, но молодые люди просят Спарсера, который ведёт автомобиль, прибавить скорость. Зазевавшись, водитель сбивает девочку.

Бегство

Главный герой, вместо того чтобы оказать помощь, бежит с места преступления. На следующий день из газет узнаёт о том, что Спарсер назвал следователям имена прочих участников увеселительной прогулки. Клайд покидает родной город. Так же поступают и другие молодые люди, до которых не добралось следствие.

Часто встает непростой выбор на жизненном пути героя «Американской трагедии». Краткое содержание повествует о его ошибках, но вызывает только отрицательное отношение к персонажу Драйзера. Прочтение оригинала наводит на долгие размышления. «Как бы я поступил на его месте?» - вопрос, который задают себе многие читатели. Правда, вопрос этот не возникает после прочтения страшной концовки «Американской трагедии» Т. Драйзера. Краткое содержание поведает о финале этого социально-психологического романа.

Жизнь под чужим именем

Клайд уезжает в город Ликург. Здесь он живет под чужим именем. Молодой человек устраивается на тяжелую низкооплачиваемую работу. Однажды встречает одного из прежних друзей, который устраивает его в крупную компанию рассыльным. Клайд вполне доволен жизнью. Но впереди очередные перемены.

Бедный родственник

Однажды в клубе Клайд встречает своего дядю, владеющего фабрикой. Эта встреча полностью меняет жизнь молодого человека из небогатой семьи. Коммерсант предлагает племяннику место на своем предприятии. Он не сулит Клайду огромных денег. Однако главный герой понимает, что общение с состоятельными родственниками открывает неплохие перспективы. И он не ошибается.

Роберта Олден

Клайд снимает комнату в недорогом пансионе. Он снова начинает жизнь с нуля. Двоюродный брат предлагает ему должность. Клайду предстоит выполнять тяжёлую работу за гроши. Но он и этому рад. Клайд верит, что вскоре разбогатеет. Возможно, это ему действительно удалось бы. Но однажды он знакомится с девушкой из небогатой семьи. Зовут ее Роберта. Она работает на фабрике. Клайд влюбляется в неё. Между ними начинаются отношения, которые приводят к интимной близости, что для пуританского общества тех лет было недопустимо.

Сондра Финчли

Влюбленность молодого человека вскоре угасает. К тому же он знакомится с Сондрой - девушкой из высшего общества. Богатая наследница, как ни странно, проявляет интерес к нему. Она знакомит его со своими друзьями - представители «золотой молодёжи». Новая обстановка оказывает сильное впечатление на Клайда. Сондра влюблена в него. Девушка не против выйти замуж за скромного молодого человека. А это сулит последнему карьеру, богатство, роскошную жизнь.

Трагедия на озере

Однако Клайду приходится расстаться со своими мечтами о блестящем будущем. Роберта сообщает ему новость: она беременна. Однажды молодому человеку на глаза попадается заметка в газете, рассказывающая о трагедии на озере. Мужчина и женщина отправились кататься на лодке, но обратно не вернулись. Лодку нашли перевернутой, а спустя несколько дней обнаружили и тело девушки. Эта заметка побуждает героя на создание преступного плана. Клайд уверен, что только так он сможет избавиться вот надоевшей возлюбленной.

«Американская трагедия» Драйзера - это не просто роман о любви и предательстве. Это книга о человеке, стоящем перед выбором. Молодой Гриффитс очень хочет попасть в элиту, ведь у него звучная фамилия, кровное родство с сильными мира сего, «королями» американского городка Ликурга. Однако успеху мешает любовь простой девушки. Что делать? Жениться? Но тогда родственники узнают и отвергнут Клайда. Он не сможет пробиться в высший свет. Не жениться? Но как, если дал слово?

Клайд Гриффитс совершил страшное преступление отнюдь хладнокровно. После того как прочитал заметку в газете, он пытался отогнать от себя мрачные мысли. Но с каждым днём ему все больше казалось, что другого выхода из сложившейся ситуации нет. Во время прогулки на лодке Роберта привстала, вдруг потеряла равновесие, и в этот момент он нанес удар фотоаппаратом. Позже, на следствии, Клайд так и не смог объяснить: сделал он это намеренно или неосознанно.

Дом смерти

Клайда арестовывают. Его приговаривают к смертной казни и отправляют в так называемый Дом смерти. Отныне он никому не нужен. Состоятельные родственники отказываются помогать ему. Благополучно забывает о нём и богатая невеста. Только мать предпринимает несколько тщетных попыток спасти сына.

Образ Клайда Гриффитса

В качестве главного героя «Американской трагедии» Теодор Драйзер изобразил человека душевно слабого. Материнские проповеди не дошли до ума и сердца. Он хотел определённого статуса, и он его получил.

Казалось бы, Клайд особо и не продвинулся в обществе. Но для его внутрисемейной системы координат даже знакомство с представителями богатых семейств стало сродни прыжку с парашютом. Новая жизнь, карьера и прочие блага жизни без тотального родительского контроля - все это вскружило голову молодому человеку.

Благодаря родителям-сектантам Клайд усваивает, что высшей ценностью может стать что угодно, кроме человеческой жизни. Своей целью он делает финансовое благополучие. Он предприимчив, деятелен, уверен в себе. На пути к мечте не раздумывая убивает человека.

Автор придерживается реалистичного стиля изложения, не нагнетает краски и не романтизирует. Он описывает ряд типичных жителей небольших городков. Подает их характеры через бытовавшие в начале века нравы и идеалы.

Роман "Американская трагедия" можно назвать одним из наиболее объективных произведений на социальную тематику. Теодор Драйзер не перекладывает всю вину за преступление на общество, не изображает убийцу воплощением дьявола. Он осуждает нравы и законы, которые идеально подходят для формирования негодяев.

Карлайл Харрис

Именно так звали человека, который является прототипом героя романа Драйзера. Он был студентом-медиком, в 1893 году признан виновным в убийстве жены. Харрис в 1890 году женился втайне от своих родителей. Однако мать девушки настояла на том, чтобы он сообщил об этом родственникам.

Спустя три года студент медицинского университета отравил свою жену. Харрис использовал морфий. Следствие изначально склонялось к версии об инсульте. Факт убийства был установлен не сразу. Убийцу в суде представлял известный в те времена адвокат. Тем не менее он был признан виновным.

Жизнь Карлайла Харриса завершилась 8 мая 1893 года. Ему было 25 лет. Прототип Клайда Гриффитса был казнён на электрическом стуле. Стоит сказать, что этот случай был не единственным, который вдохновил писателя на создание романа «Американская трагедия». Подобных историй прозаику было известно более десяти.

Довольно объемную книгу представляет собой произведение Драйзера «Американская трагедия». Кратким содержанием ограничиваться все же не следует. Стоит найти время на прочтение романа одного из лучших американских писателей.