Зпр что делать. Задержка психического и речевого развития у детей: причины зпр, зрр, зпрр
Работая с детьми с задержкой психического развития, я все время успокаиваю родителей: «ЗПР - это не самое страшное, при систематических занятиях ребенок «выравнивается» и даже доходит до нормы, смотря, какова причина этой патологии». В большинстве своем дети-зэпээрки - милые, очень ласковые, покладистые. Заниматься с ними - одно удовольствие. О причинах ЗПР у детей и формах решения проблемы поговорим в этой статье.
Что такое задержка психического развития?
Первыми проблему задержки психического развития выявили медики. ЗПР характеризуется замедленным темпом созревания психических и психомоторных функций и отражается на незрелости личности в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, а также познавательных способностей мозга: памяти, внимании, мышлении. Отставание детей с ЗПР от сверстников проявляется в недостаточной сформированности всех мыслительных операций: анализе, синтезе, обобщении, классификации, переноса, абстракции. Но нарушения эти негрубые, носят компенсаторный характер и имеют обратное развитие.
Отличительной чертой детей с ЗПР является их стремление получать удовольствие, их интересы неустойчивы, мотивы расплывчаты, в деятельности они очень любят перемены, но при этом имеют неадекватное представление о самом себе, часто считают себя исключительными. Дети с ЗПР имеют неустойчивую концентрацию внимания, его низкую переключаемость и распределяемость, поэтому быстро утомляются на уроках. С трудом решают словесно-логические задачи, затрудняются в определении причинно-следственных связей, часто смешивают понятия, например времена года с месяцами, не умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, что сказывается на освоении элементарных представлений о них. Игровая деятельность детей характеризуется неумением самостоятельно организовать развернутую игру без помощи взрослого. Дети данной категории часто импульсивны, гиперактивны, тревожны, агрессивны, имеют трудности в обучении в школе. В то же время задержка психического развития получила название «психического инфантилизма», который определяется как несоответствующий возрасту незрелый психический и физический статус.
ЗПР может выступать как первичный, так и вторичный дефект на фоне расстройства речи , например. В структуре дефекта ЗПР может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также церебрастенический и психоорганический синдром. Данные синдромы могут выступать как отдельно, так и в сочетании друг с другом.
Причины ЗПР
Динамика задержки психического развития различна и зависит от многих факторов. Причины возникновения задержки психического развития принято делить на две больших группы. Первая группа носит органический или наследственный характер, вторая - обусловлена социальными факторами, педагогической запущенностью и эмоциональной депривацией.
Первая группа, причины полигенного характера обусловлены локальными поражениями зон мозга во внутриутробном развитии. Связано это с инфекционными, соматическими и токсическими заболеваниями матери, а также могут быть следствием асфиксии плода или травмы в натальный или постнатальный период. Не исключается также генетическая предрасположенность, которая может стать причиной первичной задержки созревания систем мозга. 50-92 % таких детей имеют неврологическую симптоматику, встречаются случаи с признаками гидроцефалии, вегето-сосудистой дистонии, с нарушением черепно-мозговой иннервации. Эти признаки можно выявить на ЭЭГ, где хорошо прослеживается отсутствие альфа-ритма и вспышки дельта-волн. Кроме этого выявлен ряд энцефалопатических симптомов, обусловленных органическим поражением мозга и влекущих за собой минимальную мозговую дисфункцию (ММД).
Первичная задержка развития зон мозга может повлечь за собой вторичную, которая связана с недостаточностью отдельных познавательных функций, таких как память, речевая деятельность , целенаправленность действия, объем и концентрация внимания.
Вторая группа причин социального происхождения свидетельствует о том, что у ребенка было недостаточно стимулов для развития: эмоциональная и материнская депривация, нарушения питания и системы ухода за ребенком с раннего детства. В качестве важных социальных причин выступает педагогическая запущенность, то есть ребенку не уделяли должного внимания в овладении каким-либо навыком. Педагогическая запущенность тоже имеет свои причины: алкоголизация родителей, раннее сиротство, конфликтность, нестабильность в семье, авторитарный режим, дефицит общения с окружающими, легкие умственные нарушения у родителей, закрытое детское учреждение. В последнее время одним из факторов педагогической запущенности называют отрицательное воздействие школьной системы обучения и учителя. Любое педагогическое воздействие, которое не учитывает индивидуальных особенностей детей, может стать непосредственной причиной возникновения задержки психического развития.
Часто ЗПР формируется под воздействием и биологических, и социальных факторов. Ребенок, имеющий ММД, попадает в неблагоприятную среду, под влиянием неправильного воспитания в семье и школе начинает отставать в развитии, не может усвоить школьную программу. В результате страдают не только познавательные процессы, но и психика. Любой психотравмирующий социальный фактор приводит и без того больного ребенка к задержке развития. Сочетание двух групп причин делают невозможным ликвидацию ЗПР с возрастом ребенка, и как следствие возникает его социальная дезадаптация.
Виды ЗПР
Основываясь на причинах возникновения задержки психического развития, выделяют несколько ее видов:
Задержка психического развития конституционального происхождения. Дети этой категории отличаются одновременной незрелостью физического, (маленький рост и вес), и психического развития, отличаются инфантильностью, обращают на себя внимание с первых дней в школе своим любопытством к происходящему. Они довольно быстро находят друзей, пользуются уважением и любовью из-за кроткого и уживчивого нрава. Настроение у такого ребенка в основном всегда положительное, он ласков, приветлив. На уроках обычно непоседлив, много разговаривает, не умеет концентрировать внимание, постоянно опаздывает, неорганизованн, поэтому страдает успеваемость. В силу несформированности мыслительных операций дети имеют малый запас знаний об окружающей среде. |
Задержка психического развития соматогенного происхождения . Дети данной группы рождаются здоровыми, без наследственных патологий. ЗПР возникает в результате перенесенных заболеваний и травм в раннем детстве, которые оказывают влияние на развитие функций мозга. Минимальная мозговая дисфункция ведет к состоянию психического инфантилизма и астении при достаточной сохранности интеллекта. Эти дети в школе имеют трудности с адаптацией, постоянно хнычут, скучают по родителям, отличаются беспомощностью, безынициативностью, бездеятельностью, пассивностью, у них отсутствует мотивация к обучению, быстро утомляются, отказываются отвечать на вопросы, неорганизованны. Их поступки часто нелепы, они часто болеют, пропускают занятия, отказываются работать, критичны к трудностям и неуспеху, вследствие чего очень глубоко переживают неудачи. |
Задержка психического развития психогенного происхождения . Дети здоровы и имеют нормальное физическое развитие. Структура их нарушения связана с социально-психологическим фактором, например, дети, воспитывающиеся в детском доме, или в неблагополучной семье в ситуации безнадзорности. В первую очередь у них страдает эмоциональная сфера, без материнского тепла и при однообразии социальных контактов возникает задержка психического развития и, как следствие, интеллектуального. Социальная обстановка является психотравмирующим фактором, ведущим к педагогической запущенности. Эти дети также инфантильны, повышено тревожны, пассивны, несамостоятельны, забиты. У них отмечается недоразвитость анализирующей деятельности, они не разграничивают плохое от хорошего, существующее от несуществующего. Нарушен интеллект, словарный запас скуден, отсутствуют обобщения. В поведении проявляется повышенная агрессивность, индивидуализм, необъективность суждений, в отдельных случаях, наоборот, приспособленчество, покорность. |
Задержка психического развития церебрально-органического генеза . В этом случае ЗПР связана локальными органическими пражениями мозга вследствие патологии во время беременности, родовой травмы или инфекционных заболеваний на первом году жизни. У таких детей присутствует церебральная недостаточность, астения, приводящие к снижению работоспособности, памяти, концентрации внимания, что влечет неуспеваемость в школе к концу первого года обучения. Дети характеризуются примитивностью мышления, сниженными эмоциональными реакциями, несамостоятельностью, повышенной внушаемостью, снижением мотивации и пресыщаемостью, не умеют строить взаимоотношения с окружающими, не соотносят понятия «хочу» и «надо». Такие дети или чрезмерно возбудимы, что вызывает частые конфликты, агрессию, раздражительность, рукоприкладство, или заторможены, в результате чего - пассивны, вялы, плаксивы, медлительны, тревожны и пугливы. |
Обучение детей с задержкой психического развития
Коррекция ЗПР связана, прежде всего, с возрастными этапами. Чем раньше выявлена форма задержки развития и начата работа по устранению психических отклонений, тем лучше. Возрастной фактор может изменить характер и динамику развития болезни, смягчая ее проявления. Также на этапе коррекционно-развивающей работы важно знать причину ЗПР. Если причина - педагогическая запущенность или другой социальный фактор, то при систематических занятиях с психологом и дефектологом можно полностью устранить ЗПР и довести ребенка до нормы.
Большое значении в коррекции ЗПР имеет знание вида задержки. Так для конституциональной ЗПР прогноз благоприятный. Если грамотно и целенаправленно оказано педагогическое воздействие, в доступной для ребенка игровой форме, поскольку у детей-ЗПР-ок наглядно-действенное мышление развито гораздо лучше, чем наглядно-образное, то от проблемы не останется и следа. Раннее обучение этих детей с акцентом на развитии познавательных функций: памяти, внимания, логического и абстрактного мышления, может полностью решить проблему отставания в развитии.
Понятие «задержка психического развития».
Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).
Дети с ЗПР оказываются неуспевающими с самого начала обучения. Однако недостаточность их интеллекта правильнее определить не как отсталость, а как отставание. Под ЗПР в отечественной науке понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т.п.), ЗПР может иметь обратимый характер. В этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы.
Классификация ЗПР К.С. Лебединской.
Основные клинические типы ЗПР дифференцированы по этиопатогенетическому принципу: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения.
Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических.
Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.
При ЗПР конституционального происхождения речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость .
ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (явления гипоопеки, гиперопеки и т.д.). Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности (неустойчивость настроения с выраженными проявлениями часто сменяющихся эмоций), импульсивности, повышенной внушаемости, нерешительности у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.
ЗПР церебрально-органического происхождения встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.
Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два основных варианта: 1) органический инфантилизм; 2) задержка психического развития с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности.
Как правило, различные виды органического инфантилизма представляют собой более легкую форму ЗПР церебрально-органического генеза, при котором функциональные нарушения познавательной деятельности обусловлены эмоционально-волевой незрелостью и негрубыми церебрастеническими расстройствами.
При ЗПР с преобладанием функциональных нарушений отмечается неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживаются плохая ориентировка в «правом - левом», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных графем.
При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций. Очевидно, в связи с этим одни из этих детей испытывают преимущественные трудности в овладении чтением, другие - письмом, третьи - счетом, четвертые обнаруживают наибольшую недостаточность двигательной координации, пятые - памяти и т. д. X. Спионек (1972) подчеркивает, что такой ребенок не располагает достаточным количеством предпосылок, на которых строится логическое мышление.
Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформирована готовность к школьному обучению. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Свойственные этим детям снижения работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.
Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия . Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. Это важно иметь в виду, так как легко предположить, что дети, не имеющие дефектов слуха или зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия.
У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, как показано в исследованиях В. Л. Подобеда, у них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности . То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания объектов дети с задержкой психического развития выделяют значительно меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Наиболее типичными ошибками детей с задержкой психического развития являются подмена сравнения одного объекта со всеми остальными попарным сравнением (что не дает подлинного основания для обобщения) или обобщение по несущественным признакам. Ошибки, которые допускают при выполнении таких заданий нормально развивающиеся дети, обусловливаются только недостаточно четкой дифференциацией понятий.
То обстоятельство, что после получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, позволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Дети с задержкой психического развития располагают гораздо большими потенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.
Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.
Значительно отстает у детей развитие наглядно-образного мышления. Особенно трудно этим детям оперировать в уме частями образов (С. К. Сиволапов). Менее всего отстает в развитии их наглядно-действенное мышление. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием наглядно-образного и словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.
Отличается от нормы иречь детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что, естественно, приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас (особенно активный), у них плохо формируются эмпирические грамматические обобщения; поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.
Значительным своеобразием отличаются поведение и деятельность этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Было высказано предположение, что состояние их эмоционально-волевой сферы соответствует как бы предшествующей стадии развития.
Очень важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости, Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения («выходках»).
Под влиянием неудач у ребенка с задержкой психического развития быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребенку индивидуальный подход, основанный на глубоком знании особенностей развития его психических процессов и личности в целом. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющиеся у ребенка на первых порах положительное отношение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Иногда надо побуждать ребенка к выполнению предложенных заданий на основе игровой мотивации деятельности.
Если указанное отставание и не вполне адекватное поведение не удается преодолеть в условиях массовой школы, надо, подготовив подробную психолого-педагогическую характеристику с описанием всех особенностей поведения ребенка на занятиях и в свободное время, направить ребенка на медико-педагогическую комиссию, которая решит вопрос о целесообразности перевода его в специальную школу для детей с задержкой психического развития.
Особенности проявления ЗПР
Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.
Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).
^ Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.
В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению.
3. Физминутка для родителей.
Педагог: -Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.
Рада вас снова видеть, дорогие читательницы! Совсем недавно мы говорили с вами о у детишек и взрослых. Сегодняшняя тема будет отчасти перекликаться с ним. О чём вам говорит тревожная аббревиатура из трёх букв «ЗПР»? Уверена, больше половины из вас считают, что это диагноз детей с умственной отсталостью. Именно поэтому все мы так боимся психолого-педагогической комиссии, которая проверяет малышей перед поступлением в школу, и якобы многих детишек «списывает» с диагнозом ЗПР в классы коррекции.
Но стоит ли так бояться этого неоднозначного по сути диагноза? Ведь задержка психического развития - это не тяжёлая патология речи, органов чувств или физическая инвалидность. О том, что же такое ЗПР, как она проявляется у деток, чем грозит и как отличить её от умственной отсталости, сегодня и поговорим. Хочу развенчать мифы и заодно развеять все ваши страхи.
Нелюдимость, тревога, агрессия
Простыми словами, ЗПР - это замедление темпа развития психики и связанные с этим проблемы с адаптацией в коллективе и обучением ребёнка в школе. В психологии этой проблеме уделено много трудов, и сейчас можно точно сказать, что факторов, влияющих на задержку множество, начиная от среды, в которой растёт малыш и заканчивая патологиями ЦНС.
Вернёмся к причинам чуть позже, а пока рассмотрим когда и как проявляется этот диагноз. Чаще всего мамочки слышат о замедленном психическом развитии, когда крохе исполняется 5-6 лет, то есть перед поступлением в школу. Строгая тётя-психолог приходит в садик, где каждого ребёнка тестируют на уровень психологической и интеллектуальной подготовки к школе.
Вот она вызывает Анечку из пятой группы и спрашивает: «А скажи-ка, как можно назвать предметы «платье», «носки», «кофточка», «свитер», «пальто»? Анечка долго вертится, теребит краешек сарафана от волнения и молчит…Потом всё-таки решается ответить: «Это то, что лежит на полке в шкафу». Психолог делает вывод, что у ребёнка проблемы с обобщением и анализом, да ещё и внимание рассеянно.
Многие мамы у дошкольников сейчас понимают, о чём речь, ведь современные дети через одного гиперактивны, неусидчивы и не готовы воспринимать и анализировать информацию. Куда уж там до того, чтобы вырастить юного гения? Тут бы по основной школьной программе всё успеть!
Задержка психического развития - это
Можно ли распознать ЗПР раньше, чем нагрянет комиссия и поставит это «клеймо» напротив фамилии вашего ребёнка? Доктора утверждают, что можно, и вот каковы основные симптомы начала задержки развития:
- В грудном возрасте такие малыши позже начинают держать головку, топать ножками, говорить;
- Ребёнок тревожен и иногда даже агрессивен, при этом во многих ситуациях нерешителен и боязлив;
- Кроха замкнут, не любит находиться в коллективе, играть со всеми, сторонится даже родственников. (это может быть и симптомом );
- Малыш не умеет делать элементарных вещей в своём возрасте: чистить зубки, мыть руки, обуваться, либо делает всё гораздо медленнее.
Другие признаки ЗПР выражаются в неразвитой эмоционально-волевой сфере. Такие детки долго «раскачиваются», не могут сосредоточиться и заставить себя делать что-либо, много двигаются и без умолку говорят, громко перебивают.
Таким образом, у малышей с ЗПР страдают как развитие речи, так и мышление и сфера эмоций. Могут встречаться как сочетание этих нарушений, так и только одно из них.
Виноваты ли гены в развитии
Специалисты говорят, что бывает и так, что замедленное психическое развитие почти себя не проявляет, и ребёнок не отличается от сверстников, но чаще диагностика определяет не только саму патологию, но и виды ЗПР:
- Психогенная (особенности этого вида: неблагоприятная среда жизни и воспитания ребёнка, обделённость вниманием и маминой любовью, безэмоционально общение близких родственников с малышом, либо его игнорирование).
- Конституциональная (генетический фактор; многие психологи утверждают, что ЗПР довольно часто передаётся по наследству);
- Соматогенная (многие перенесённые болезни негативно воздействуют на мозг и вызывают задержку развития: астения, инфекции, дизентерия, )
- Церебрально-органическая (связана с внутриутробными нарушениями и осложнениями: алкоголизм матери, токсикоз, родовые травмы и т.д.)
Как видим, на замедление психического развития могут повлиять как незначительные, так и более серьёзные факторы. Условно они подразделяются на биологические (недоношенность, гипоксия плода, травмы при родах, асфиксия в результате слабой родовой деятельности, поражения ЦНС) и социальные (неблагоприятная среда, педагогическое попустительство, травмы психики).
Чем внимательнее вы относитесь к своим малышам, чем больше времени им уделяете, играете, учитесь, тем быстрее вы распознаете ЗПР, тем легче вы с ним справитесь. Главное - не опускать руки и не причитать, что ваш ребёнок умственно отсталый! Это уже более серьёзная патология, которая отличается от ЗПР.
Если у школьников к 4-му классу сохраняются симптомы задержки развития, то врачей это очень настораживает. Однако если ребёнок проявляет интерес, откликается на вашу помощь, то доктор настаивает на том, что это не умственная отсталость, и коррекция может помочь выровнять темпы речи и мышления маленького пациента.
В школу, как на «каторгу»
Слово «школа» обычно страшит мам детишек с ЗПР, ведь занятия и уроки лягут непосильной ношей, педагоги будут стыдить и ругать малыша, а это ещё больше отвернёт его от учёбы. Сейчас в каждой общеобразовательной школе есть специальные классы коррекции для детей с отклонениями. Как правило, после начального звена ученики уже переходят в обычный класс.
Педагоги вместе с родителями и психологами работают с ребёнком, чтобы он смог догнать и перегнать сверстников. Специальная адаптированная программа позволяет вникать в школьный курс, лучше запоминать, привыкать выполнять задания самостоятельно. Постепенно малыш выздоравливает, и уже через год, а то и раньше, диагноз ЗПР полностью снимается неврологом или психологом.
Медикаментозное лечение применяется в тяжёлых случаях, и очень редко. Как правило, маленькие пациенты сами справляются с патологией, без таблеток и физиотерапевтических процедур.
Поэтому, дорогие мамы, никогда не отчаивайтесь. Задержка психического развития - это не самое страшное отклонение и легко преодолевается. Не забывайте ласкать своих крох, больше беседуйте, гуляйте вместе, играйте в развивающие игры дома и на улице, а уже потом в процесс воспитания «вмешается» школа. Известный психолог Лев Выготский говорил: «Обучение влечёт за собой развитие». Так подготовьте ребёнка к обучению, ведь вы - его главный и самый лучший педагог!
Надеюсь, я сумела развеять ваши страхи. Не так страшна ЗПР, как её малюют. И не с таким справлялись.
Прощаюсь с вами до следующей публикации, ну а вы оставляйте свои отзывы и комментарии и не забывайте делиться статьёй в соцсетях.
Как реагировать родителям, если в медицинской карточке крохи появилась запись «задержка психического развития». Конечно, им достаточно страшно, но не стоит опускать руки. В случае с ЗПР, главное - выяснить причину возникшей проблемы и понять, как с ней предстоит бороться. Подробнее - в нашем сегоняшнем материале.
Как распознать?
Задержка психического развития - нарушение установленных сроков созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка, замедление темпов развития психики.
Могут ли родители сами заподозрить проблему? Если у малыша в три месяца отсутствует « » , то есть он не начинает гулить и улыбаться в ответ на голос и улыбку родителей, - необходимо сходить на прием к детскому неврологу.
На что обратит внимание врач? Существуют определенные нормативные сроки, согласно которым в 1-2 месяца малыш должен следить глазами за погремушкой, в 6-7 - сидеть, в 7-8 - ползать, в 9-10 - стоять, а к годику сделать первые шаги. Если развитие ребенка не соответствует нормам - невролог может предположить проблемы. Еще один фактор беспокойства, если ребенок вдруг регрессирует, то есть вообще перестает делать то, что уже умел или делает это гораздо хуже, чем раньше.
Малыш подрос и родители заметили, что он ведет себя не так , как его сверстники, испытывает сложности с общением, проблемы с освоением речи, ему сложно сосредоточиться, он замкнут или раскоординирован? При всех подобных проявлениях доктор может констатировать задержку психического развития, а значит, пришло время разбираться, что к ней привело, и отыскать способ борьбы с недугом.
Работать придется в тесной команде: педиатр, невролог, родители, иногда в состав включается логопед и детский психиатр. Важно понять, что привело к задержке развития и найти способы, благодаря которым ребенок догонит своих сверстников.
Войновская Ирина Владимировна, детский невролог Детской клиники «Добробут» на Левом берегу рассказывает : «Причины задержки психологического развития могут быть как биологические - патологии беременности, недоношенность, травмы и асфиксия при родах, болезни матери на ранних этапах развития плода, генетическая обусловленность, так и социальные - длительное ограничение жизнедеятельности ребенка, неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. Если родители заметили у ребенка нестойкие эмоции, снижение познавательной активности, проблемы в формировании речевой деятельности с ребенком следует обратиться к детскому неврологу, логопеду, психологу или психиатру. Специалисты разработают индивидуальную схему педагогической и медицинской коррекции, которая, совместно с пристальным вниманием родителей к развитию малыша, поможет частично или даже полностью преодолеть задержку психического развития».
Как проявляется
Наиболее ярким признаком ЗПР врачи называют незрелость эмоционально-волевой сферы . Ребенку с таким заболеванием достаточно сложно заставить себя выполнить что-либо.
Как следствие - нарушение внимания и снижение концентрации . Малыш часто отвлекается, его трудно заинтересовать каким-либо процессом.
Из-за проблем с ограниченным количеством знаний об окружающем мире, у детей с диагнозом ЗРП могут возникать сложности с ориентацией в пространстве , им проблематично узнать даже знакомые предметы в новом ракурсе.
Особенностью детей с задержкой психического развития является то, что они лучше запоминают то, что видят, чем то, что слышат, а также у них нередки проблемы с развитием речи разного уровня.
Отставание наблюдается и в мышлении, например, у детей с ЗПР возникают серьезные трудности во время решения задач на основе синтеза, анализа, сравнения и обобщения.
Причины и не только
В чем же причина нарушения нормального развития у ребенка?
Это и генетические факторы, и легкое органическое поражение мозга вследствие перенесенной болезни (например, тяжелая форма гриппа или ), ряд факторов, связанных с развитием ребенка в младенчестве (нерациональное применение больших доз антибиотиков), неблагоприятное течение беременности и родов (болезни, интоксикации, асфиксия при родах).
Также спровоцировать ЗПР может вакцинация малыша с неврологическими проблемами или . Например, задержку психического развития констатируют практически у всех детдомовских детей, а у тех, кто попал туда не прямо из роддома, а был какое-то время рядом с мамой, наблюдается регресс ранее приобретенных навыков.
Многие специалисты считают что причиной ЗПР являются социально-педагогические факторы: неблагополучная обстановка в семье, недостаток развития, тяжелые условия жизни.
Наша мама- Anutik рассказывает : « У нас в 3 года была ОНР, ЗРР, псевдобульбарная дизартрия. ЭЭГ показывало органические поражение мозга, без нарушений интеллекта... Немного нарушена у него координация и постановка ножек при ходьбе. Говорил слов 5 на то время, без глаголов. Где то 3,5 лет интенсивных занятий, у ребенка появились другие слова, затем простые предложения, затем рассказ. В 5,5 лет мы начали потихоньку осваивать чтение, и к 6 годам мой ребенок начал основательную подготовку для вступления в 1-й класс... Сейчас мы первоклассники, в самой обычной школе-садике, около дома, учеба дается хорошо, даже украинский осваиваем, хотя до школы рос в русскоговорящей семье... Английский - плохо пока, но я и не очень хочу его грузить 3-им, по сути, для него языком. Память хорошая, стихи учим хорошо... Ребенку коллектив нравится, нравится когда их гулять выводят всех вместе, во всякие игры на улице играть толпой, нравится на продленке оставаться и всем дружно за столом пить чай и кушать бутерброды, нравится уроки организованно на продленке делать. Осталась смазанность речи конечно, легкая дизартрия, некоторые неврологические моменты. Но пока они маленькие, 1ый класс, одноклассники не сильно понимают в чем дело, никак его по этому признаку не выделяют, к тому же все равно много обычных деток в классе, которые еще "р" не говорят, шипящих. Но за 2 года (с 3,5 до 5,5), я вам скажу, ребенок совершил ОГРОМНЫЙ прорыв в развитии речи... Мы проходили курсы лечения в речевом центе в Киеве. А там, каждый курс занятий с логопедом, массажистом и другими специалистами подкрепляется всегда медикаментозно. Как дальше все будет развиваться, сама в неведении....Посмотрим...»
Что делать?
Итак, что необходимо делать родителям, если врачи обнаружили и подтвердили у малыша диагноз «задержка психического развития»?
Если диагноз поставлен, то специалисты должны определить причину , из-за которой возникла задержка развития. Также важно понять, нет ли у ребенка каких-то смежных проблем, например, если у ребенка сложности с развитием речи, важно понимать, что у него нет проблем со слухом.
Если врач прописывает ребенку лекарства , которые будут оказывать непосредственное влияние на его психику, постарайтесь обязательно попасть на прием к другому специалисты, чтобы выслушать не одно, а два-три-пять мнений. Чаще всего специалисты придерживаются мнения, что при ЗПР достаточно правильной реабилитации компетентных специалистов.
Найдите в своем городе по работы с детьми с диагнозом ЗПР. Работая в адаптационных группах, мини-садиках или самостоятельно ребенок сможет быстрее справиться с заболеванием, а родители получат квалифицированные консультации, смогут поучаствовать в тренингах.
Специалисты центра помощи детям с задержкой психического развития разработают индивидуальную программу реабилитации малыша, которая будет направлена непосредственно на стимуляцию пострадавших психических процессов.
Занимайтесь с ребенком по разработанной программе реабилитации под контролем специалистов центра, а главное - не теряйте контакт с ребенком, верьте в его развитие.
Наша мама- ЮлияЛ рассказывает : «По-моему, самое главное - не потерять контакт с ребёнком, не дать ЕМУ отдалиться...Понимаете, у меня ещё двое обычных деток, и я долго не могла понять, что не так в отношениях с сыном... Уже думала, может, и правда какая-то холодность у меня, что ли... А потом поняла, это он всё пытался отстраниться, уйти в себя, а отпускать нельзя. Нам такой контакт очень помогает сохранить семья вообще, сестрички, домашние зверушки - хотя проблем и нестыковок очень много. Огромным счастьем было, когда после 3-х лет он впервые стал пристраиваться рядышком со мной, потом сказал «мамичка», в 5 вдруг начал обнимать... Сейчас порой приступы нежности у него просто, и рассказывает, как он рад, что именно с нами живёт и т.д. ИМХО - врачи-специалисты-педагоги советуют то, что знают, но применять всё надо с оглядкой на то, как мама чувствует. Очень важно, чтобы нам с нашими детками и им с нами было хорошо, не нарушить этого. Честное слово - у нас поездки, какие-то хорошие, тёплые события всегда давали какой-то прогресс. А при «построении» сын прогресса не даёт вообще…Вот это для меня самое простое и самое сложное, простите за излишние эмоции…»
Мы уверены, если вы своевременно начнете работу со своим малышом, у вас получится решить многие проблемы, а со временем ребенок восстановится, и ничем не будет отличаться от своих сверстников!
Каждая мама мечтает, чтобы ее кроха был самым лучшим и успешным. Но иногда родители замечают, что их малыш развивается медленнее сверстников. Минимальные отклонения от нормы вполне допустимы и могут зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Но если проблема начинает проявляться более четко, рекомендуется посетить с малышом врача и психолога, и, если нарушения обнаружатся, как можно скорее предпринять действия по их устранению. ЗПР у детей дошкольного возраста — что делать?
Задержка психического развития у малышей – дошкольников характеризуется:
- личностной незрелостью;
- медленной скоростью психического развития;
- умственной недостаточностью в легкой, но стойкой форме;
- патологией познавательной деятельности в негрубом виде.
В школе ребенка с ЗПР можно выделить по следующим характерным проблемам:
- Ребенку тяжело слушаться взрослых.
- Нелегко досидеть до конца занятия.
- Ему трудно дается обучение, так как он стремится только к развлечению и играм.
- Малышу сложно удерживать внимание на умственной деятельности.
Важно! Симптомы нарушений можно выявить у детей задолго до того, как ребенок сядет за школьную парту. А значит, можно своевременно исправить положение и помочь крохе.
ЗПР это…
ЗПР - это нарушение правильного темпа психического развития ребенка. Патология проявляется в замедлении процесса эмоционального и психологического восприятия мира вокруг, слабой памяти и внимании, задержке формирования мыслительных процессов.
Физически такие дети могут быть полностью здоровы, при этом испытывая трудности социальной адаптации. Среди всех детей с ЗПР встречается около 15-16% малышей.
При задержке психического развития может страдать либо умственная деятельность, либо эмоциональная. В первом случае малыши спокойны и робки, послушны, но испытывают трудности в обучении. Во втором случае, при сохранении нормальных умственных способностей, эмоциональный фон детей не соответствует возрасту, они имеют проблемы с дисциплиной, концентрацией внимания на учебе.
Что такое задержка психического развития (видео)
Причины ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.
К основным группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:
- недостаток общения, приводящий к отсутствию общественного опыта;
- биологические факторы, препятствующие нормальному созреванию мозговых структур;
- наличие различных соматических заболеваний;
- негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
- отсутствие соответствующей возрасту, полноценной деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.
Также к причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери или различные осложнения при родах:
- заболевания матери хронического характера (сахарный диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы);
- заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит, краснуха);
- токсоплазмоз;
- токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
- несовместимость крови по резус-фактору у матери и малыша;
- употребление во время беременности матерью гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ;
- асфиксия малыша при родах или ее угроза;
- травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов для родовспоможения;
- соматические и инфекционные заболевания детей в раннем возрасте;
- поражение нервной системы крохи, возникающие после травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.
Помните! Причиной ЗПР может стать генетическая предрасположенность в семье малыша к патологиям в психической и умственной сфере.
Также задержка психического развития вторичного вида может возникнуть по причине дефектов зрительной системы и нарушений слуховой деятельности, недостатков речи, что приводит к ограничению общения и дефициту сенсорной информации.
Читайте также статьи:
- « «
Классификация ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Для систематизации нарушений обычно применяют классификацию К.С. Лебединской, известного детского дефектолога и психиатра.
Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:
- Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой малышей родителями, когда близкие все делают за кроху, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.
- Конституционная . Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников крохи. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких малышей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.
- Церебрально-органическая . Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания крох, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД - минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие малыши не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.
- Психогенная . Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.
Малыши с задержкой психического развития обучаемы. Навыки и умения, которые здоровые дети могут освоить самостоятельно, детям с ЗПР помогают привить педагоги.
Симптомы ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Чем раньше удастся выявить наличие задержки психического развития, тем успешнее лечение и благоприятнее прогноз. Обычно признаки нарушений заметны с раннего возраста.
К ним относятся:
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- неспособность крохи самостоятельно питаться из-за неспособности пользования столовыми приборами, более позднее появление речи и умений ходить, ползать и держать голову;
- невысокая заинтересованность к познанию окружающего мира, вялость и слабая активность, такие малыши задают мало вопросов, погружены в себя и не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками;
- либо наоборот, повышенная тревожность и агрессия, капризность и плохой, неспокойный сон.
- патологическая двигательная активность или, наоборот, сниженная;
- отставание в освоении различных навыков самообслуживания, например, затруднения при завязывании шнурков, одевании в целом.
Помните! Окончательный диагноз могут поставить только специалисты после всестороннего обследования крохи.
Задачей родителей является своевременное выявление данных тревожных признаков и обращение к врачу. Даже если специалист не выявит отклонений, лучше перестраховаться и проверить кроху для исключения усугубления проблем в будущем.
Характеристика детей с задержкой психического развития
Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды симптомы нарушений проявляются по-разному.
В 2 года
В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.
Что должен уметь ребенок в 2 года
Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет положительные эмоции при их появлении.
Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты. Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться самостоятельно.
В 3-4 года
В этом возрасте у малыша начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.
Узкий словарный запас и отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.
В 5-6 лет
В данный период ребенок должен уметь справляться со следующими задачами:
- считать до 10;
- уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
- имеет понятия «один» и «много»;
- знает основные цвета;
- называет геометрические фигуры, умеет их различать.
Важно! Обратите особое внимание на игровую деятельность малыша. В возрасте 5-7 лет ребенок должен активно заниматься конструированием, лепкой или рисованием.
При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей более раннего возраста.
При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у малыша родители должны обязательно посетить врача.
Диагностика ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Диагноз задержка психического развития чаще ставится детям 4-5 лет. Выявление отклонений в более раннем возрасте крайне проблематично.
Чтобы выявить у детей задержку психического развития и найти причины отклонений, необходимо комплексное обследование специалистами:
- дефектологом;
- психотерапевтом;
- педиатром;
- логопедом;
- детским неврологом;
- психологом.
Перед постановкой диагноза применяют следующие виды обследований:
- Сбор и изучение анамнеза.
- Рассмотрение интеллектуальной деятельности.
- Анализ медицинской документации ребенка.
- Изучение условий жизни крохи.
- Диагностическое исследование речевых навыков.
- Изучение эмоционально-волевых характеристик.
- Нейропсихологическое тестирование.
В обязательном порядке специалистами проводится беседа с детьми.
Из инструментальных обследований используется КТ, ЭЭГ и МРТ головного мозга крох.
На основании исследований выносится диагноз ЗПР, родителям даются рекомендации по воспитанию ребенка и обучению в специализированном дошкольном учреждении для малышей с нарушениями развития.
Коррекция
Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов, педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров, а также родителей и близких ребенка.
Малыши с ЗПР посещают специализированные детские образовательные учреждения, школы 7 вида или коррекционные классы.
Основными принципами обучения в таких учреждениях, в отличие от обычных общеобразовательных школ и классов является:
- применение метода наглядности;
- дозированность выдачи учебного материала;
- многократные повторения;
- применение технологий, направленных на сбережение и охрану здоровья;
- частая смена деятельности.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития заключается в назначении:
- Медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями.
- Массажа.
- Лечения водой.
- Физиотерапии.
- Лечебной физической культуры.
Особую роль при воспитании детей с ЗПР имеет совершенствование познавательных процессов:
- внимания;
- восприятия;
- мышления;
- памяти.
Внимание при коррекционной работе также уделяется сенсорной, эмоциональной и моторной области. Для развития данных сфер активно применяется арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия и многое другое.
Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка: доктор Комаровский
Для устранения речевых нарушений с малышом с ЗПР проводятся групповые и индивидуальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.
В коррекционную работу с детьми также включены социальные педагоги и непосредственно воспитатели.
Для работы с детьми с ЗПР и создания адекватной программы поддержки таких крох необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Профилактика
Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно выделить следующие:
- Планирование беременности. Соблюдение всех рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских учреждений и прохождение всех анализов и обследований.
- Исключение негативного воздействия на плод при беременности, полный отказ от вредных привычек.
- Обеспечение положительных условий для жизни и развития ребенка.
- Предотвращение возникновения заболеваний соматического и инфекционного характера у малышей раннего возраста.
Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.
Лечение
Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:
- Комплексную реабилитацию.
- Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к обучению).
- Лекарственное воздействие.
- Занятия с психологом.
Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей и логического мышления, а также на формирование основных понятий:
- о размере и форме;
- о различии «большой» и «маленький»;
- объединение предметов в группы по определенному признаку.
Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций. Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.
Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.
Помните! На начальном этапе обучения проблемы возникают даже у детей, здоровых психически с рождения. Эти трудности временные и преодолеваются при поддержке и помощи воспитателей и родителей.
Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.
Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.