Социально экономический статус включает. Понятие и виды социальных статусов

Конкурентный рынок представляет собой механизм эффективного использования ограниченных ресурсов, распределение которых между экономическими субъектами является экзогенным (внешним) для рынка параметром, изначально заданным по разным параметрам (уровню доходов, накоплениям и т.д.).

Иными словами, на рынке существует изначальное неравенство в распределении доходов, которое в процессе его функционирования может возрасти или сгладиться.

Наиболее полно неоклассическая концепция распределительной рыночной справедливости изложена в трудах американского неоклассика Д. Б. Кларка («Философия богатства», «Распределение богатства»), в которых он доказывает, что распределение общественного дохода регулируется «естественным законом». Представители каждой социальной группы имеют доход в соответствии с «принципом справедливости». Сущность данного закона состоит в том, что в условиях конкурентного рынка цена фактора производства (труда, капитала, организаторских способностей) соответствует его предельной производительности, поэтому недеформированная государственным вмешательством система рыночного ценообразования обеспечивает исключительно конкурентное распределение доходов, ориентированное только на рыночную справедливость (эффективность).

Такой подход был подвергнут сомнению учениями неокейсиан- ского направления, которые делали упор на неконкурентную природу рынков и роль социальных факторов (таких, как власть, поли тические решения, неравенство способностей и возможностей) в распределении доходов.

Таким образом, если категория рыночной справедливости базируется на критерии эффективности, то категория социальной справедливости основывается на этических критериях и принципах, принятых в обществе. Под социально справедливым распределением обычно понимается соответствие системы распределительных отношений, сложившимся в обществе на данном историческом этапе, интересам, потребностям, этическим нормам и правилам членов общества. Каждый из индивидов предпочитает свое положение (благосостояние) любому другому и не стремится изменить его за счет перераспределения доходов (перераспределение возможно только с взаимного согласия индивидов).

Мнение большинства о социальной справедливости трансформируется в ценностные суждения экономистов, законодательных органов, избирателей, на основании которых можно построить различные функции общественного благосостояния, отражающие благосостояние общества как благосостояние составляющих его индивидов. Оптимальным будет такое распределение ресурсов, которое будет признано обществом не только эффективным, но и социально справедливым. Чем меньше степень неравенства в обществе, тем выше общественное благосостояние, что служит одним из обоснований необходимости вмешательства государства в перераспределение доходов и достижение им определенного уровня распределительной справедливости.

В зависимости от выбранной модели развития государства (неолиберальной или социально-рыночной), достигнутого уровня экономического развития, развитости демократического института гражданского общества, принятых в обществе этических норм и правил, степени социальной напряженности и других социально-экономических факторов государство выбирает общественный оптимум, который не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он постоянно меняется под воздействием вышеприведенных факторов.

Такой процесс «нащупывания» равновесия между справедливостью и эффективностью особенно характерен для неустойчивых, нестабильных переходных экономических систем, которые за короткий исторический отрезок времени очень быстро проходят путь от эгалитарного (уравнительного) распределения к крайне неравномерным его формам.

В России этот переходный период ознаменовался резким расслоением населения по экономическому статусу.

Статус (от лат. status - состояние, положение) - это положение, позиция в любой иерархии, структуре, системе. Социоэкономический статус - это статус индивида, определяемый совокупностью различных социальных и экономических показателей: доходом, социальным происхождением, образованием, профессиональным престижем.

За прошедшие 10- 15 лет в российском обществе незначительно снизился долгие годы бывший высоким уровень образования взрослого населения. По данным микропереписи населения 1994 г. не имели начального образования лишь 24 из 1 ООО человек в возрасте от 15 до 50 лет, а 31,7 % людей старше 20 лет имели высшее или среднее специальное образование. Большинство из них занимались интеллектуальным, управленческим трудом и имели практически равный социальный статус: относительная позиция индивида или группы, определяемая социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.). Кроме того, практически все население, особенно в городах, живет в одинаковых многоквартирных домах, ходят в одни и те же магазины, пользуются общественным транспортом и не утратили чувства «равенства», доставшегося им от советского периода.

Однако определяющим фактором дифференциации все более становится уровень доходов и наличие собственности. Уровень экономического положения индивида, социальной или демографической группы населения, определяемый доходом и собственностью, составляет их экономический статус.

Различается экономический статус отдельного человека, семьи или общности, страны в целом. Рассматривая изменения экономического статуса отдельных групп населения во времени, можно говорить о динамике экономического расслоения, или экономической стратификации, общества. Термин «стратификация», пришедший из словаря естественных наук, сохранил свой двойной смысл. С одной стороны, это процесс, непрерывно идущий в обществе. С другой стороны, это одновременно и результат процесса изменения экономического положения различных личностей, групп и слоев.

Процесс экономического расслоения общества не закончен, он продолжается. Анализ источников получения доходов и их соотношения свидетельствует, что в общей сумме возросла доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их в основном получает наиболее богатая прослойка населения и жители крупных городов. Одновременно при возрастании доли доходов от собственности уменьшается доля оплаты труда, а эти выплаты получает основная часть населения.

Причинами различий экономического статуса групп населения стали:

источник доходов и их уровень;

распределение работающих по отраслям экономики;

регион проживания;

занимаемая должность.

Главной «горячей точкой» общественного развития становится факт неравенства в распределении богатства, собственности, прав и контроля над капиталом. Как следствие этого неравенства - рас слоение населения по уровню материальной обеспеченности с поляризацией доходов.

Сорокин выделяет два типа флуктуации (отклонения от нормы, колебания) экономического статуса общества.

Первый тип - это флуктуация экономического статуса в целом:

а) возрастание экономического благосостояния;

б) уменьшение экономического благосостояния.

Второй тип - это флуктуация высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:

а) возвышение экономической пирамиды;

б) уплощение экономической пирамиды.

Рассмотрим первый тип флуктуации. Анализ благосостояния различных обществ и групп внутри них показывает, что:

благосостояние и доход различных обществ существенно меняется от одной страны, одной группы к другой. Это относится не только к территориям, но и к различным семьям, группам, социальным слоям;

средний уровень благосостояния и доходы в одном и том же обществе не постоянные, они меняются во времени.

Едва ли существует семья, доход и уровень материального благосостояния которой оставался бы неизменным в течение многих лет и при жизни нескольких поколений. Материальные «подъемы» и «падения» бывают иногда резкими, значительными, иногда - небольшими и постепенными.

Говоря о флуктуации экономического статуса второго типа, необходимо обратить внимание на то, являются ли постоянными или переменными во времени величины высоты и профиля экономической стратификации от группы к группе и внутри одной группы; если они изменяются, то насколько периодично и регулярно; существует ли постоянное направление этих изменений и каково оно, если есть.

Ученых давно занимали эти вопросы, и они предлагали различные гипотезы по этому поводу. Так, суть гипотезы В. Парето (1848 - 1923) заключалась в утверждении, что профиль экономической стратификации или частность распределения доходов в обществе есть нечто постоянное. Гипотеза К. Маркса (1818 - 1883) состояла в утверждении того, что в европейских странах происходит процесс углубляющейся экономической дифференциации.

Жизнь показала, что хотя и нет строгой тенденции ни к уменьшению, ни к увеличению экономического неравенства, гипотеза колебания высоты и профиля экономической стратификации правомерна, стратификация нарастает до какой-то степени насыщения, точки чрезмерного напряжения. Для различных обществ эта точка различна и зависит от их размеров, окружения, характера распределительных отношений, человеческого материала, высоты планки по требностей, национально-исторического развития, культуры и т.д. Как только общество приближается к своей точке перенапряжения, создается социальная напряженность, которая заканчивается революцией или своевременной реформой.

В начале 90-х гг. XX в. в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая переориентация в понимании справедливости и целесообразности в движении к социальному равенству, от социальной однородности на поощрение социальной дифференциации с ориентацией на ценности предпринимательства.

Произошла глубокая экономическая стратификация, массовое обеднение населения, разрушение социальной инфраструктуры. Ослабли реальные гарантии социальной защиты населения в связи с тем, что из системы выпало основное, низшее звено социальной защиты - предприятие. Социальная защита населения в условиях отсутствия достаточных экономических ресурсов сосредоточилась в руках государства.

Таким образом, можно констатировать, что причины глубины экономической стратификации в переходный период кроются в разрушении сложившегося ранее соотношения в оплате труда и перераспределении собственности.

Расслоению общества способствовала приватизация жилья, когда 20 % людей, стоящих в очереди на муниципальное жилье, потеряли всякую надежду на его получение. Образовалось имущественное неравенство. В 1992 г., когда были обесценены государственные накопления основной части населения, «дельцы» вышли из-под государственного контроля и стали получать непомерную прибыль. Богатство сформировывалось (и продолжает формироваться) на фоне тотального обнищания основной массы населения. Экономическому расслоению способствовало введение единой ставки налога с физических лиц - 13 %, тогда как ранее прогрессивная шкала налогообложения в какой-то степени перераспределяла доходы в сторону малооплачиваемого работника.

Слои населения, которым сейчас требуется социальная поддержка, в перспективе потребуют специальных программ социальной реабилитации, восстановления их жизненных сил, ибо около 10 лет жизни на прожиточном (физиологическом) минимуме не пройдут для страны без негативных последствий.

Причиной экономической стратификации является неравенство доходов. Основной показатель бедности есть среднедушевой доход, если он ниже бюджета прожиточного минимума и ниже среднего дохода по региону. Значение этого показателя для социальной работы чрезвычайно важно, ибо он является критерием для определения нормативов в системе адресной социально-экономической поддержки бедных слоев населения.

Эта система предполагает:

ведение систематического анализа семей и их распределение по среднедушевому доходу с учетом социально-экономического потенциала семьи;

определение нуждающихся в адресной помощи не по категориям населения (пенсионеры, инвалиды, дети и т.п.), а по основному критерию - среднедушевому доходу и его соразмерности с бюджетом прожиточного минимума в регионе;

создание в регионах условий для предупреждения бедности.

Понятие экономического статуса тесно связано с понятием социальной мобильности. Социальная мобильность - это совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса. Существуют два основных типа мобильности: вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная социальная мобильность связана с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включающая изменение социального статуса. Горизонтальная социальная мобильность - с перемещением индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса. Изменение экономического статуса, как правило, способствует вертикальной мобильности человека или группы.

Социально-экономический статус в социальной работе рассматривается как важнейший критерий адресного подхода в поддержке населения, повышении его благосостояния.

Правительством разработана стратегия социально-экономического развития России на период до 2010 г. Ее целью является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самоопределения каждого гражданина и снижения социального неравенства, однако ключевым фактором, препятствующим качественному обновлению страны и ее экономики, остается поляризация российского общества. Основные слои и группы населения различаются по ценностным ориентациям, образу жизни, стилю и нормам поведения. Часто причиной этого является поляризация доходов, различный уровень благосостояния. Обеспеченные социальные группы противопоставлены основной массе населения.

Малообеспеченность и нужда стали воспроизводимой устойчивой реальностью для миллионов людей, оказавшихся в экстремальных условиях: не только для безработных, беженцев, многодетных граждан, инвалидов, недееспособных пенсионеров и других, но и для тех, кто ранее обеспечивал себя и семью - для экономически активного населения. Их малообеспеченность и бедность сформировалась из- за того, что стоимость рабочей силы упала настолько, что для большинства работающих людей плата за их труд перестала покрывать даже минимальные средства для содержания семьи.

Определение тех, кто относится к категории бедных, неоднозначно и зависит от избранного метода оценки бедности, которых в мировой практике несколько:

статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10 - 20 %-ные группы населения с наименьшими совокупными душевыми доходами, или часть этих групп;

нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе - минимальной потребительской корзины;

метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших товаров и продуктов;

стратификационный, когда к бедным относятся люди, объективно ограниченные в возможностях самообеспечения: престарелые, инвалиды, дети без родителей, или социальные сироты;

эвристический, или субъективный, ориентирующийся на оценки общественного мнения или оценки самих респондентов в достаточности или недостаточности их уровня жизни;

экономический, определяющий категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными на поддержание их материальной обеспеченности.

Чаще всего при расчетах уровня бедности за основу принимается более удобный и осязаемый показатель абсолютной черты бедности, который для более точных оценок включается в более сложные и детальные индексы бедности, учитывающие степень неравенства в обществе, распределение доходов среди бедных, их долю в общей численности населения, дефицит доходов бедных (сумму доходов, которую необходимо восполнить бедным, чтобы вывести их за черту абсолютной бедности). Наиболее известным и распространенным индексом бедности является индекс А. Сена:

Sen = DE G + DP(1 - G),

где Sen - индекс бедности; DE - доля бедных как отношение численности людей, находящихся за чертой бедности, ко всему населению; DP - дефицит расходов как сумма дефицитов расходов (% от ВВП - внутреннего валового продукта), которую надо предоставить бедным для достижения ими границы бедности; G - индекс Джини как измеритель степени неравенства в обществе.

Уровень бедности объединяет в себе несколько показателей и в некоторой степени является субъективным, зависящим от того, как государство определит черту бедности.

В зависимости от политических решений черта бедности может произвольно перемещаться вверх или вниз, тем самым изменяя представление о числе бедных.

Рассчитанный на основе стоимости минимальной, физиологической потребительской корзины прожиточный минимум, исходя из которого устанавливается абсолютная черта бедности, позволяет занизить число бедных и, соответственно, сократить государственные расходы на борьбу с бедностью. Такое определение черты бедности было осуществлено в Указе Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения РФ». На период преодоления кризисного состояния экономики Правительству РФ было указано определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг.

Особенность настоящего времени состоит в том, что большинство бедных в России - это имеющие детей семьи, как правило, с работающими родителями (при этом многие работают не на одном месте, но в то же время многие из них не получают заработанные деньги вовремя).

Бедность неоднородна. Есть наиболее тяжелые ее состояния. Есть группы, балансирующие на верхней границе бедности, с которой начинается отсчет бюджета минимума материальной обеспеченности (БММО). Последний, по принятой методике, примерно вдвое выше прожиточного минимума и свидетельствует уже не о крайней, физиологической, а социальной бедности, в пределах которой сейчас живут более 60 % россиян . По данным материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов, по состоянию на 1 января 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 18,5 млн человек.

Социальный контракт консолидирует общество, бизнес и государство на базе принципа «благосостояние для большинства». По отношению к обществу государство берет на себя реальную ответственность за создание условий для повышения уровня жизни, обеспечение необходимых социальных гарантий, прав, свобод и безопасности граждан, получая взамен легитимность и общественную поддержку. Успешность достижения цели состоит в обеспечении благосостояния для большинства населения и формировании массового среднего класса.

В числе предпринимаемых мер - сбалансированность низкой заработной платы и низких потребительских цен, особенно на продукты питания, товары для детей, лекарства, доступность социокультурных и других услуг. Поэтому в принятой в 2001 г. «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года» предлагается одним из условий «приведение социальных обязательств государства в соответствие с его материальными возможностями». Задаются предельно жесткие требования к экономическому росту в ближайшее десятилетие не ниже 5 - 6 % в среднем за год. Это даст возможность вывести находящееся за чертой бедности население на достойный уровень жизни, повысить социально-экономический потенциал семьи как основной экономической ячейки общества. В настоящее время осуществляется разработка стратегии социально- экономического развития РФ до 2020 г. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.

Что такое «материальное благосостояние» и чем оно характеризуется? 2.

Назовите количественные и качественные показатели благосостояния населения и раскройте их. 3.

Раскройте сущность социально-экономических последствий и показатели дифференциации доходов населения. 4.

Охарактеризуйте социально-экономический статус клиентов социальной работы. 5.

Чем обусловлено растущее значение экономической функции семьи в условиях рыночной экономики? 6.

Почему реальный доход является обобщающим показателем уровня жизни? 7.

Раскройте сущность и значение социально-экономического потенциала семьи. 8.

Укажите факторы, влияющие на динамику материального состояния населения. 9.

Что такое социально-экономический статус и почему он является критерием адресного подхода в социальной работе?

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Представления о социальном статусе

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status — положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе определяют как: о положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;

  • положение субъекта в системе межличностных отношений,
  • определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Лычный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Понятие и виды социального статуса

Содержательное различие между сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

  • предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  • достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  • личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  • групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

На основании социологических опросов установлено, что большинство россиян в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. Это очень значимая положительная тенденция последних лет, так как удовлетворенность своим положением в обществе — не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социально-психологического состояния в целом. Среди тех, кто оценивает свое место в обществе как «хорошее», почти 85 % считают, что жизнь у них складывается хорошо. Этот показатель мало зависит от возраста: даже в группе старше 55 лет около 70 % разделяют это мнение. Среди тех, кто недоволен своим социальным статусом, картина оказалась противоположной — почти половина из них (при 6,8 % по массиву в целом) считает, что жизнь у них складывается плохо.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным , которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным , которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

Социально-экономические различия- Это те психологические особенности человека, которые обусловлены его социально-экономическим статусом.

Социально-экономический статус - некие интегративные критерии, разделяющие общество на страты.

Основные компоненты социально-экономического статуса:

  • 1. уровень образования
  • 2. род занятий (наличие и сложность работы)
  • 3. уровень дохода (район проживания, качество домашнего хозяйства, доходы)

В США выделяют 5 основных соц-эконом уровней:

  • 1. нижний, или неблагополучный, сос-т 18 % от всего населения
  • 2. ниже среднего (голубые воротнички), рабочий класс, 48%
  • 3. средний уровень (белые воротнички), офисные работники, 21%
  • 4. выше среднего - бизнесмены и независимые профессионалы, 10%
  • 5. высокий уровень - владельцы больших собственностей, компаний 3%.

Взаимосвязь социально-экономического статуса и уровня интеллекта.

В 1989 г. фр. уч-е Кэпрон и Дайм изучили группу из 38 детей, усыновленных в младенчестве. При этом, половина детей родились в более образованных высокостатусных семьях, а другая половина в семьях с более низким социально-экономическим статусом. При этом половина приемных родителей имело высокий статус, а половина - низкий.

В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида, которое определяется понятием "социальный статус личности".

Социальный статус (от лат. status -- положение, состояние) личности -- это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности. Статусы, определяемые положением индивида в группе:

  • -- социальный статус -- положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;
  • -- личный статус -- положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.

Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

  • -- основной статус определяет главное в жизни человека;
  • -- неосновной статус влияет на детали поведения человека.

Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

Предписанный статус -- социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;

  • -- смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;
  • -- достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором.

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты. Компоненты социального статуса:

1) Статусные права и обязанности - определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать.

2) Статусный диапазон - установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.

  • 3) Статусные символы - внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика).
  • 4) Статусный образ (имидж) - совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.
  • 5) Статусная идентификация - определение степени соответствия индивида своему статусу.

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях "престиж" и "авторитет".

Престиж -- оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет -- степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов. Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества.

Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности, -- это образование, квалификация и другие, личные и социально-значимые качества. Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений; выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре -- существенная характеристика общества, его социальной и политической организации

Анализ различных концепций стратификации показывает, что количество основополагающих признаков социальной группы (слоя) у разных авторов различаются. Тем не менее, почти все они разделяют мнение, что в число этих признаков обязательно должны быть включены такие параметры, как доход, власть, образование и престиж.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает располагать доход, власть, образование и престиж на оси координат вертикально и рядом друг с другом на том основании, что основным свойством стратификации, по его мнению, является неравенство расстояний между статусами.

Доход как экономический статус – это количество денежных поступлений инди­вида или семьи за определенный период времени (ме­сяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, гонора­ров и др. Как правило, доходы тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – это накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег. Овеществленные деньги существуют в виде движимого (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимого (дом, произведения искусства и т.п.) имущества. Обычно богатство передается по наследству. Его отличие от дохода состоит в том, что наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход – только работающие. Пенсионеры и безработные также имеют доход, но его нет у нищих. Богатые могут работать, а могут и не работать, так как являются собственниками, обладают богат­ством. Главное достояние высшего класса заключается не в доходе, так как доля зарплаты у него невелика, а в накопленном имуществе. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого богатство может быть, но оно незначительно, а у второго богатство нет вообще.

Богатства и доходы распределяются неравномер­но и означаютэкономическое неравенстве. Социоло­ги интерпретируют экономическое неравенство как показатель неравных возможностей раз­ных групп населения. Тот, кто имеет больше денег, лучше питается, живет в бо­лее комфортном доме, предпочитает личный автомо­биль общественному транспорту, может позволить себе дорогой отдых и т.д. Помимо явных экономических преимуществ богатые имеют скрытые при­вилегии. Они живут дольше, а бедные – меньше, даже если они пользу­ются всеми благами медицины, их дети менее образованы, даже если они ходят в те же самые общественные школы, что и дети из зажиточных семей и т. д.

Власть – это возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания; она измеряется количеством человек, на кото­рых распространяется принимаемое вами решение. Решения Президента Республики Беларусь распространяются на 9,8 млн. человек, а решения индивидуального предпринимателя – не более чем на трех наемных сотрудников.

В сложном обще­стве власть охраня­ется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы выгодные, как правило, высшему классу. Люди, обладающие властью (политической, экономической или религиозной), составляют элиту общества, которая определяет внутреннюю и вне­шнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе и т.д. Если, например, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования (полная средняя школа – 11 лет, университет – 5 лет, аспирантура – 3 года, докторантура – 3 года), то низкоквалифицированный рабочий может иметь не более одиннадцати. Слабое место критерия «образование» в том, что, обозначая количество лет в учебных заведениях, данный критерий не учитывает качество образования людей. Например, в Германии существуют различные виды университетов: классические и новые, прикладного характера, дающие профессиональное образование, т.е. бывшие высшие школы Hochschule. Можно предположить, что качество образования выпускника университета им. Гете, ведущего учебного заведения Германии, выше качества образования выпускника периферийного университета прикладного характера. Различие проявляется в характере полученного образования, имеющего теоретический или прикладной характер.

Если первые три шкалы стратификации – доход, власть и образование – имеют вполне объективные единицы изме­рения: доллары, люди, годы, то престиж является субъективным показателем.

Престиж – это уважение, каким в общественном мне­нии пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.

Не подлежит сомнению, что профессия банкира престижнее профессии сантехника или дворника, а должность президента ком­мерческой фирмы – должности продавца. Все профессии, занятия и должности, существующие в обществе, располагаются сверху вниз в соответствии с их рейтингом. Хотя нередко профессиональный престиж определяется интуитивно, приблизительно, в некоторых странах, в частности в США, социологи проводят его измерение, используя специальные методы. С 1947 г. Национальный центр изучения обще­ственного мнения США проводит оп­рос рядовых американцев для того, чтобы определить общественный престиж различных профессий. Оценка профессий осуществляется по пятибалльной шкале: превосходная, хорошая, средняя, чуть хуже среднего, самая плохая. Рассчитав среднее по каждой профессии, социо­логи получили общественную оценку престижности каждого вида труда в баллах. Выстроив их в иерархическом порядке от самой уважаемой до самой не­престижной, они получили рейтинг, или шкалу про­фессионального престижа. В табл. 1 приводится сокращенный вариант этой шкалы.

Изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, положение в обществе или социально-экономический статус семьи. Однако именно в семье осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов.  

Некоторые исследователи предпочитают использовать показатель социально-экономического статуса семьи, который обычно содержит такие переменные, как уровень образования одного или обоих родителей и профессионально-должностной статус (чаще всего, отца).  

Социально-экономический статус семьи как критерий развития общества. Понятие домохозяйства. Соотношение семьи и домохозяйства. Типы домохозяйств по территориально-региональному, демографическому, доходному, имущественному и др. признакам. Экономические роли семьи в рыночной экономике ведение домашнего хозяйства , семейный бизнес , формирование человеческого капитала , обеспечение необходимого уровня потребительского спроса , укрепление инвестиционных возможностей семьи.  

Бедность в республике проявляется в зависимости от состава, пола, возраста, социально-экономического статуса членов семьи, места проживания. Уровень бедности , основанный на общих ресурсах (денежных и натуральных), ниже в сельских, чем в городских районах (соответственно 30% и 39%). Женщины более уязвимы в плане бедности, чем мужчины.  

Предлагаемая статья строится следующим образом. Мы начнем с краткого обзора работ, посвященных разделению труда между супругами. Далее приведем систематизацию теоретических подходов к данной проблеме, экономических и социологических. А затем обратимся к анализу количественных эмпирических данных. Мы рассмотрим принципы распределения трудовой нагрузки между супругами в современной городской семье, выявим ключевые факторы, определяющие различия в распределении этой нагрузки. Среди таких факторов рассмотрим социально-демографический тип семей, их материальное положение, а также возраст, образование и профессиональный статус супругов. Это позволит судить о том, насколько сильны элементы трудовой дискриминации женщин в семейных отношениях.  

Наконец, техноструктура никогда не была гомогенной, как полагали некоторые исследователи. Ее верхушка представляла "власть в себе". Высшие слои управляющих использовали техноструктуру и экономический рост компании для удовлетворения в первую очередь собственных амбиций по укреплению власти и социального статуса . Эти цели практически совпадали с тем, чего хотели добиться владельцы фамильного капитала за счет увеличения прибылей . Управленческая аристократия сформировала в Европе и Японии прослойку, гораздо более закрытую для внешнего мира по сравнению с американской, а влияние богатых семей сохранилось и после второй мировой войны. Семейный капитал выдвинул своих представителей, которые, закончив престижные учебные заведения, занимали руководящие должности на крупных предприятиях.  

Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обществах господствовала сословная социальная структура , при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом , закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности. Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, административной или экономической иерархии. В таком обществе вполне разумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находится на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально. "Американская мечта" как важнейший миф Америки гласит, что каждый американец может стать президентом или миллионером. Примеров, говорящих о реальности этой мечты, в американской мифологии полно. В советской мифологии также масса примеров героев, поднявшихся из "простых рабочих и крестьян" до высших постов в государстве. В постсоветском обществе основная масса богатейших людей страны еще вчера находились на том же этаже, что и большинство из нас.  

Наконец, Шефер (S haefer), суммируя результаты предыдущих исследований, подчеркнул, что "интерес и вовлеченность в образование детей оказались значительно более важными, нежели качество школ, даже после статистического контроля социально-экономического статуса семьи" .  

ПЛица, проживающие на территориях с льготным социально-экономическим статусом ПУчастники ВОВ, инвалиды ВОВ и члены их семей  

С другой стороны, Матею и Пешар в исследовании влияния семьи на образование показали, что для Нидерландов "образовательные успехи детей в значительной мере определяются социально-экономическим статусом их родителей, хотя прямой и независимый эффект их финансовых ресурсов минимален" .  

Схема 1 отражает многомерность человека, выполняющего функции работника и в этом качестве выступающего предметом управления персоналом. Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект и экономический - производитель и потребитель благ и биологический- носитель определенной телесной конструкции и физического здоровья и социальный - член определенной группы семейно-род-ственной (член многодетной или бездетной семьи, обладатель определенного круга родственников и т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой работник и т.п.), стратификационной (носитель определенного социального, в том числе профессионального, статуса и ранга), классовой (работник по найму или собственник), этнической (представитель определенной нации или этноса) и др. и политический - гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других групп интересов и правовой - обладатель определенных прав и обязанностей и культурный- носитель определенного менталитета, системы ценностей , социальных норм и традиций и нрав-  

Насколько эта гипотеза подтверждается данными эмпирических исследований Действительно, статус женщины в социально-профессиональной иерархии существенно влияет на степень и форму ее вовлечения в домашний труд. Чем выше профессиональный статус женщины, тем менее она включена в домашнюю экономику в форме непосредственного трудового участия, что компенсируется ростом опосредованного участия через денежный вклад в бюджет семьи . Однако участие мужа в домашнем труде обнаруживает явно выраженную инерционность в виде слабой зависимости от трудовой нагрузки жены в общественном производстве, а также от ее профессионального статуса . Стабильность степени участия мужа в домашней работе обусловлена комплексом причин, выходящих за рамки экономических факторов . Следствием такой стабильности является неизменность абсолютной величины трудовой нагрузки мужа в домашнем хозяйстве , что, однако, не противоречит росту его долевого участия в силу сокращения временных затрат на ведение домашнего хозяйства со стороны работающей жены. Верен ли этот вывод и для России В какой степени реализуются статусные преимущества супругов в распределении совокупного семейного труда Правда ли, что относительно высокий статус мужа ведет к усилению неравенства в домашнем труде в его пользу, тогда как аналогичная ситуация с женой в лучшем случае приводит к выравниванию домашней нагрузки, но не вызывает обратной дискриминации Последующий эмпирический анализ поможет нам ответить и на этот вопрос.  

Отдельные экономисты, объясняющие место работника в социальной иерархии доходов его социальным происхождением, в качестве измерителей последнего используют показатели семейного дохода, уровень образования ]