Ролевой конфликт и его преодоление. Ролевые конфликты личности

Любую социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного и устойчивого совпадения. Наши роли обусловлены в первую очередь ожиданиями людей по отношению к носителю данного статуса. Поэтому достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время и способности. И если кто-то плохо исполняет свою роль или исполняет ее не в соответствии с нашими ожиданиями, то этот человек вступает в ролевой конфликт. С другой стороны, ролевой конфликт может быть обусловлен тем, что каждый человек в современном обществе исполняет в течение одного дня несколько ролей, требования которых противоречат друг другу. Ролевой конфликт это рассогласование между не сочетающимися требованиями различных ролей у данного индивида . Ролевые конфликты бывают

1. внутриролевые,

2. межролевые и

3. личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтамотносятся те, при которых требования одной и той же роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого внутриролевого конфликта в семье является некоторое перераспределение функций, когда на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать - смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые конфликтывозникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли у данного индивида. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.


Личностно-ролевые конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: не по Сеньке шапка.

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления. Оптимальным представляется такое соотношение между личностью и ролью, при котором на работе к человеку предъявляются высокие, но посильные требования, предлагаются сложные, но разрешимые для него задачи.

Для снижения ролевой напряженности и регулирования ролевых конфликтов используют следующие основные стратегии:

¨ рационализация – целенаправленный (иногда бессознательный) поиск неприятных сторон, аспектов желаемой, но недостижимой роли;

¨ разделение ролей – временное изъятие из практики одной из ролей и выключение ее из сознания личности;

¨ регулирование ролей – осознанное и преднамеренное поведение, с помощью которого индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им какой-либо социальной роли;

¨ непрерывная социализация – постоянная подготовка к исполнению все новых и новых социальных ролей.

Главное, что следует помнить при анализе ролевого конфликта, связано с социальными механизмами взаимодействий в группах. Все взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения, складывающимися в группах. НОРМЫ – это правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами групп и их ролевыми функциями. Если данный ролевой конфликт вызван несформированностью ролевых требований, то основное внимание следует уделить уточнению роли, приведению отдельных ее элементов в соответствие друг с другом (рационализация роли). Это достигается лучше всего через уточнение или дополнение групповых норм. В других случаях следует решать проблему через уточнение иерархии ролей в группе или системы ценностей и целей группы.

Множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий - это реальность современного динамичного общества. Для успешного разрешения частных житейских проблем и серьезных конфликтов полезно разобраться в соотношении социальных ролей и личности. Ошибочными здесь являются две крайние позиции. Первая сводит личность к множеству исполняемых ею ролей, растворяет без остатка все проявления личности в ролевом поведении. Согласно другой позиции, личность - это нечто независимое от социальных ролей, то, что человек представляет сам по себе. В действительности имеет место взаимодействие роли и личности, в результате которого ролевое поведение несет более или менее значительный отпечаток личности, а исполняемые роли оказывают влияние на характер человека, на облик личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Деятельность человека в определенной роли оказывает обратное влияние на его личность. Например, работа врача требует от человека помимо других качеств стремления и умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения, работа инженера - заботы о надежности и безопасности техники. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью. Поэтому появление речевых и мыслительных штампов можно наблюдать не только в профессиональной деятельности увлеченного педагога, но и в быту, на досуге. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определенных качеств и некоторой деформации личности. Так, роль руководителя, предписывающая распоряжаться, приказывать, контролировать и наказывать, может привести к повышенному самомнению, высокомерию и другим негативным личностным свойствам.

Поэтому признаками зрелой личности являются не только самостоятельный, осознанный выбор социальных ролей, их добросовестное и творческое осуществление, но и определенная автономия, социальная дистанция между ролью и личностью. Она оставляет человеку возможность взглянуть на свое ролевое поведение со стороны, оценить его с точки зрения личных, групповых и общественных интересов и внести необходимые уточнения, а в крайних случаях отказаться от недостойной роли.

Ролевой конфликт.

Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:

· Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.

· Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья работа).

Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, составляют:

1. степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

2. жесткость, с которой эти требования предъявляются;

3. личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.

Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения Я-концепции личности, что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной защиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.

Таким образом, в отечественной и западной психологии мы видим кардинально отличные установки: если наши авторы стремятся рассматривать психический мир личности как целостность и определять конфликт как элемент трудных для психики ситуаций, то западные конфликтологи идут по пути структурирования конфликта на конкретные специфические виды и пытаются работать с каждой формой по-своему. У каждой из описанных парадигм есть свои сильные и слабые стороны, и, по-видимому, они бы только выиграли, если бы попытались найти общую методологическую платформу для взаимодействия.

Кроме проблемы формулируемой в терминах что такое конфликт, психологи отвечают на вопрос о характере отношений конфликтующих сторон. Он распадается на три подвопроса:

· Сравнительная интенсивность противостоящих в конфликте сил: этот подвопрос со времени постановки проблемы К. Левиным решается однозначно и предполагает приблизительное их равенство.

· Определение относительной направленности относительно друг друга этих сил:

противоположность, что приводит к внутренней невозможности решения (невроз в терминах К. Хорни);

различие, меньшее, нежели 180 о и потому может быть найдено поведение, в большей или меньшей степени удовлетворяющее обоим побуждениям;

· внутренне представляется противоречивым;

· является несовместимым только ситуативно, т.е. не принципиально, а только по условиям конкретного места и времени.

В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, - сложное явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два подхода к типологии такого рода конфликтов. 1 система использует язык переживания человеком трудной для него ситуации. Примером такого подхода называют классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию описания психики человека:

Мотивационный конфликт столкновение мотивов, бессознательных стремлений (см. выше: З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин). Между хочу и хочу.

Нравственный конфликт столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему (советская школа, В. Франкл). Между хочу и надо.

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как они - референтная группа и невозможностью осуществления) (А. Адлер; советская школа). Между хочу и могу.

Ролевой конфликт внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: Я и роль), межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком). Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям. Между надо и надо.

Адаптационный конфликт нарушение равновесия между человеком и окружающей средой (широкий смысл) или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. Между надо и могу.

Конфликт неадекватной самооценки расхождение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями (варианты: низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний). Между могу и могу.

Невротический конфликт длительно сохраняющийся любой из вышеописанных видов конфликтов или их совокупностей.

Вторая типология конфликтов оперирует иными, более общими единицами и предполагает описание исходя из общей феноменологии самосознания личности. Содержание работы самосознания по преодолению конфликта исследователи называют личностным решением задачи на конфликтный смысл.

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательными или сознательными:

1. бессознательные связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация и т.д.);



2. сознательные определяются следующими вариантами:

· переориентация изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему;

· компромисс осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация;

· коррекция изменение Я концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

Последствия внутриличностных конфликтов:

1. конструктивные максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, это один из механизмов гармонизации личностного развития (усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального чувства, осознание себя личностью в результате разрешения конфликта, закаляется характер, формируется решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности, способствует формированию адекватной самооценки);

2. деструктивные усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы, развитие невротических реакций (угроза эффективности деятельности, торможение развития личности, утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности, деструкция существующих межличностных отношений в виде повышенной агрессивности, тревожности и раздражительности; перерастание внутриличностного конфликта в невротическую форму (присущие конфликту переживания занимают центральное место в системе отношений человека, и он не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения).

Общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом конфликте может измениться самая структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.

Как отмечает К. Хорни, тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от цивилизации, в которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон отдельных потенциальных конфликтов узок. Но даже и в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны. Наша страна сегодня может быть отнесена к цивилизациям второго типа, проблемы развития которой находят выражение, в том числе, и в многообразных внутриличностных конфликтах.

10], роль рассматривается как динамический аспект статуса, т.е. его наиболее изменчивая сторона.

В принципе, через призму характеристики статусности можно рассмотреть значительную часть указанных выше теорий, что еще раз доказывает относительность деления конфликтующих внутри человека сторон по различным психологическим направлениям. Так, например, в психоаналитическом направлении ядро Super-Ego по Фрейду составляют запреты отца, статус которого для человека на разных возрастных этапах, хотя и меняется, однако играет существенную роль для становления личности субъекта и разрешения внутриличностных конфликтов последнего на протяжении всей жизни. Аналогичную позицию можно занять и по отношению к направлению трансактного анализа и гештальт теории. В последней различные стороны Ego вряд ли можно полностью отождествить с проигрыванием той или иной роли, и, тем не менее, отрицание сопричастности последней к рассмотрению целостного образа Я вряд ли будет верным.

В то время как предыдущие теории можно назвать собственно психологическими, ролевой подход является одним из вариантов социологического подхода к решению проблемы внутреннего конфликта. Однако было бы не верно считать, что социологический подход занимается только теми конфликтами, которые выходят за границы «тела» одного человека, поскольку апеллирует к понятию социального.

«Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социальным. Психодраматическая теория ролей, имеющая дело с психиатрической ориентацией, гораздо обширнее. Она распространяет концепцию ролей на все измерения жизни» [Цитата по 88, с. 101] ..

Классификация ролей

Согласно ролевому подходу Я.Морено в интерпретации Г.Лейтц , развитие человека связано с его ролевым развитием. При этом возможно выделение, как минимум, следующих групп ролей : соматические (психосоматические) роли, психические роли, социальные роли, трансцендентные (интегративные, трансперсональные) роли.

Соматические роли являются первыми ролями человека. С их исполнением связана вся его жизнь вплоть до самой смерти. Исполнение соматических ролей, например, принимающего пищу, является непременным условием не только сохранения жизнедеятельности организма, но и дальнейшего его развития и перехода к другим ролевым уровням.

Психические роли являются следующей ступенью ролевого развития человека. К соматической роли «принимающего пищу» добавляется роль наслаждающего. В роли наслаждающегося ребенок чувствует себя ещё лучше, чем просто в роли физиологически удовлетворяющегося. Новая роль со своей стороны способствует дальнейшему духовному, умственному и физическому развитию ребёнка. Психическая роль расстроенного, наоборот, приводит к торможению потребностей, нарушению аппетита и трудностям в обучении. Психическими ролями человека определяется характер исполнения им социальных ролей. Психические роли, как правило, связанны с исполнением других ролей. Они имеют особое значение в возникновении ролей-кластеров и кластерного эффекта, который будет обсуждаться несколько ниже.

Социальные роли - это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями, например в качестве служащего, члена трудового коллектива, спортсмена, супруга, отца, сына и т.д. Всем социальным ролям соответствует ролевой статус, существующий независимо от носителя роли. В своих социальных ролях человек не только действует в соответствии с ожиданиями и требованиями общества, но и, принимая всё более дифференцированные роли, развивает самого себя. Сумма всех социальных ролей человека соответствует тому компоненту личности, который в психологии К.Г.Юнг называет «персона».

Как правило, человек располагает достаточной внутренней свободой, чтобы не только усвоить свои социальные роли или профессионально их деформировать, но и пользоваться ими для преобразования жизни. Однако, чем сильнее человек идентифицируется со своими социальными ролями, тем более слабой является или становится его личность, тем стереотипнее его поведение. Ослабленный в своём «Я», такой человек уже не способен спонтанно справляться с требованиями чрезвычайных ситуаций. При известных условиях в связи с появлением чувства страха гражданское мужество, самоутверждение и самоактуализация ему уже (или пока ещё) не доступны. Его жёсткая ролевая конформность служит скорее защите от страха, нежели исполнению ролей.

Трансцендентные роли , это такие роли, в которых человек переживает себя не просто в единении с другими людьми, но также и как существо возвышающееся над уровнем «человеческого, слишком человеческого». Он преодолевает какое бы то ни было отчуждение, вступая в новое, осознанно - эмпатическое взаимодействие с надындивидуальным бытием, космосом. Спектр ролей на трансцендентном ролевом уровне достаточно обширен - от сферы этического и креативного до сферы абсолютно религиозного. В последнем случае индивид полностью растворяется в надличностном, как, например, принц Гуатама в роли Будды и Иисус из Назарета в роли Христа.

Если взрослый человек актуализирует социальные, психические и соматические роли, то они для него достаточно очевидны. Он воспринимает их в повседневности как стереотипные и считает их менее важными, чем свою личность. Если актуализируются трансцендентные роли, то они кажутся человеку необыкновенными, сакральными, архетипными. Благодаря ним он ощущает себя ответственным за свою жизнь и нередко считает эту роль более важной, чем свою личность. Стереотипные роли воспринимаются здоровым человеком как подчиненные его личности, архетипные - как роли, которым он подчинён сам.

Если разместить по графам четыре трансцендирующие друг в друга ролевые категории, то получится следующая таблица.

Таблица 5. Ролевые категории

Ролевое развитие и его нарушения

Человеческое развитие - это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже к концу эмбриональной стадии - растущего, дрыгающего ногами, - к трансцендентальным ролям. В ходе нормального развития на каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные уже существующие роли теряют свое значение или же исчезают вовсе. Однако большая часть ролевого репертуара всё же сохраняется или же на более или менее длительное время переходит в скрытое состояние, например, роль школьника в отличие от роли учащегося. Исключение составляют чётко ограниченные во времени соматические роли, такие, как роль человека, у которого режутся зубы, роженицы, больного и т.д., равно как и ограниченные во времени ролевые кластеры, объединяющие различные роли в роли более высокого порядка, например в роли ребёнка. Важные соматические роли, такие, как роль дышащего, принимающего пищу и т.д., с рождения до самой смерти являются базальными жизненными ролями. Также и на психическом ролевом уровне ролевое поведение, освоенное в детстве, не сходит «на нет» при актуализации социальных и трансцедентно-интегративных ролей, а может только варьировать.

В социальных ролях особенно чётко проявляются фазы подъема, кульминации, спада и угасания. Их поворотные пункты, так же как и поворотные пункты соматических ролей, часто сопряжены с кризисами, которые могут вести к психическим расстройствам.

В качестве нарушений ролевого развития психопатологические синдромы проявляются тремя принципиально различными способами:

1. В перескакивании на другие ролевые уровни, минуя промежуточные.

2. В застое развития

3. В регрессии, то есть в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.

С точки зрения ролевого подхода здоровье человека представляет собой направленное, последовательное развитие в направлении будущего (прогрессия), болезнь же - застой или регрессию.


Рис. 13. Варианты ролевого развития и его патологии

При определённых нарушениях развития может оказаться пропущенным тот или иной ролевой уровень: развитие идёт не последовательно с одного ролевого уровня на другой, а протекает скачкообразно. Это, как правило, приводит к патологии, выражающейся в «пробелах» личности. И хотя эти скачки в развитии имеют прогредиентное направление, при каждом из них существует две возможности проявления расстройства, в соответствии с которыми оно приобретает либо черты (сверх-) смелости, либо черты относительной боязливости или осторожности в рамках общей прогрессии.

Если в развитии происходит скачок с соматического ролевого уровня (1) на социальный (3), то есть прежде, чем в достаточной степени было освоено психическое ролевое поведение, то возникают следующие нарушения:


Рис. 14 . Психопатическое развитие

Если в развитии происходит скачок с психического ролевого уровня (2) на трансцендентный (4), то есть без достаточного овладения социальным ролевым уровнем, то возникают нарушения, которые в совокупности относят к нарушениям шизоидного круга:

Рис. 15 . Шизоидное развитие

Скачкообразная прогрессия образует «пробелы» в личности. И всё же это прогрессия, почему данные люди не страдают по-настоящему.

В отличие от данного развития событий регрессия является причиной чувства неудовлетворённости человека. В рамках регрессии смелость столь же относительна, как страх при прогрессии. Поэтому, если, говоря о прогрессии страх можно назвать осмотрительностью, то в рамках регрессии смелость понимается как защита от страха.

Рис. 16 Невротическая регрессия или застой

На Рис. 16 регрессия 4-3 не означает, что данный человек освоился с жизнью в четвёртой ролевой категории. Возникающие здесь невротические симптомы гораздо чаще оказываются остановкой или задержкой на третьем ролевом уровне: хотя человек созрел для трансценденции к четвертому ролевому уровню, вместо этого он судорожно цепляется за третий ролевой уровень.

После достигнутого прочного закрепления личности на третьем социальном ролевом уровне может возникнуть маниакально-депрессивное помешательство:


Рис. 17 . Психотическая регрессия

При недостаточном закреплении личности на третьем ролевом уровне при регрессии может иметь место шизофренная картина болезни:


Рис. 18 . Шизофренная регрессия

До сих пор мы имели дело с последовательной постепенной регрессией. Однако регрессия также как и прогрессия может происходить скачкообразно. В этом случае могут встречаться более серьезные и острые расстройства психики


Рис. 19 . Другие формы скачкообразной шизофренной регрессии

Из сказанного становится понятным, что корни последующих внутренних ролевых конфликтов могут лежать в сфере описанной выше ролевой динамики.

Классификация внутренних ролевых конфликтов

Если говорить о рассмотрении собственно ролевых конфликтов, то в качестве противоборствующих сторон внутри личности также выступают её различные аспекты. Среди них можно выделить:

а) Интраролевой конфликт (конфликты внутри одной роли) - различные ролевые представления, т.е. имеющиеся у субъекта различные правила о том, как должна проигрываться собственная роль или же различные ожидания к субъекту как исполнителю единственной роли. В основе конфликта данного типа лежит"кластерный эффект"

Кластерный эффект возникает из-за того, что не существует практически ни одной роли, которая не подразделялась бы на несколько ролей или которая не представляла бы собой ролевой кластер или ролевой конгломерат, состоящий из нескольких ролей. К примеру, роль матери состоит не только из роли роженицы, она складывается из нескольких различных ролей, таких, как роль кормилицы, любящей, опекунши, попечительницы, воспитательницы детей. Как правило, отдельные роли такого ролевого кластера не актуализируются одновременно, В то время, как одни из них проявляются, другие остаются латентными, Тем не менее, латентные роли кластера, оказывают влияние на роли актуализированные. Этот феномен Морено и называет кластерным эффектом.

В виде интраролевого конфликта кластерный эффект проявляется, однако, только в том случае, если отдельные роли принадлежащие к одному и тому же ролевому кластеру, например роли матери, принимаются ею в разной степени или частично даже отвергаются. Женщина, исполняющая роль матери, может, например, принять роли роженицы и любящей своих детей, но зато отвергнуть роли кормилицы и воспитательницы. Этот интраролевой конфликт становится конкретной проблемой, если другой человек не берет на себя парциальные роли ролевого кластера "мать", отвергнутые данной женщиной. Если мать, основываясь на своих ценностных представлениях, с осуждением относится к своему отвержению определённых парциальных ролей, составляющих роль матери, то её интраролевой конфликт превращается в интрапсихический, который может отрицательно сказаться на её самочувствии. Возможно, она всё же попытается исполнить эти роли, но будет делать это столь незаинтересованно, что вряд ли достигнет в них успеха, а неудачи ещё более усилят её антипатию к ним и её страдания. Говоря об интраролевом конфликте, следует иметь в виду не только болезненные переживания индивида, но и социальные последствия конфликта, например пренебрежение детьми. Последнее имеет место также тогда, когда из-за отсутствия соответствующих ценностных представлений интраролевой конфликт не становится интрапсихическим [ 88, 301-302].

б) Интерролевой конфликт - конфликты, происходящие из двух и более ролей, которые играет один и тот же человек:

Интерролевые конфликты возникают в том случае, если различаются, а иногда исключают друг друга две или несколько ролей. Возможна такая ситуация, что молодой человек обладает двумя талантами и интересами, например к музыке и естествознанию, занятия которыми взаимно исключаются. При благоприятных условиях (хорошее здоровье, нормальные межличностные отношения, благоприятные внешние условия и внутренняя безопасность) положение дел у молодого человека может быть таково, что на протяжении длительного времени он сможет добиваться хороших результатов в обеих сферах. Но если на освоение программы по музыке и по естествознанию не хватает времени суток, то возникает интерролевой конфликт, который нарушает психическое равновесие вовлеченного в него человека .

Или же, например, военный капеллан: роль священника требует от него соблюдения тайны исповеди, но, являясь одновременно офицером, он должен докладывать о некоторых случаях вышестоящим инстанциям.

в) Интраперсональный конфликт - конфликт, который имеет свою причину не в нынешнем положении клиента, а в прошлой ситуации: В качестве примера можно привести следующий случай.

Благожелательно настроенному по отношению к своим детям мужчине никак не удаётся последовательно и искренне актуализировать роль отца. От этого начинают страдать дети. Однако такое положение дел оказывается невозможным понять исходя из семейной ситуации в настоящее время. При этом создаётся впечатление, что простой интра- или интерролевой конфликт, тоже не является за это ответственным. Только психодраматическое воспроизведение детства клиента и его собственного отношения к отцу делают понятными его проблемы. Во всех изображенных сценах доминирует дед клиента, живущий с ним в одной семье и чрезвычайно строго воспитывающий своего внука. Ни в одной ситуации отец клиента не произносит ни слова, более того, в одной из сцен в страхе перед дедом он отступает даже от собственного сына. Зато в другой сцене он проявляет к нему - робко и неумело - неподдельную нежность. В целом же в обращении со своими детьми он производит впечатление стереотипного, бесцветного человека. При этом клиент отмечает, что, находясь и в роли отца, и в роли деда испытывал примерно то же самое, что и в определённых ситуациях со своими детьми. Он признаёт, что причины проблем, не следует тут же усматривать в них. Скорее они основываются на раздираемом противоречиями опыте отца, то есть на интернализации двух совершенно различных отцовских типов поведения, если говорить с позиций теории воспитания, или в интроекции двух различных образов отца - в соответствии с психоаналитическими представлениями .

Проблема изучения внутреннего ролевого конфликта не является прерогативой исследования только психологии личности. Довольно продуктивное его изучение ведётся в рамках социальной работы , социологии , и социальной психологии в связи с проблемой маргинальности.

В качестве предыстории возникновения указанного понятия можно считать термин «промежуточный элемент» («interstitial element»), употреблённый одним из представителей чикагской школы в 1927 году при изучении иммигранских групп в городской социальной организации. Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный». Однако в социологический обиход его ввёл в 1928 году Роберт Эзра Парк, в концепции которого данное понятие обозначало положение индивидов, находящихся на границе двух, конфликтующих между собой культур.

В его теории маргинальный человек предстаёт как иммигрант; полукровка, живущий одновременно «в двух мирах». Главное, что определяет природу маргинального человека - чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые ещё не сформированы. Это состояние связано с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. «Без сомнения, - отмечает Парк, - периоды перехода и кризиса в жизни большинства из нас сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать фортуну в чужой стране. Но в случае маргинального человека период кризиса относительно непрерывный. В результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности» . В описании «маргинального человека» Парк часто прибегает к психологическим аспектам. Т.Шибутани в специально посвященном разделе «Маргинальный статус и внутренние конфликты» в изданном в 1969 году в нашей стране учебнике «Социальная психология» обращает внимание на комплекс черт личности маргинального человека, описанный Парком. Он включает следующие признаки: серьёзные сомнения в своей личной ценности, неопределённость связи с друзьями и постоянная боязнь быть отвергнутым, тенденция охотнее избегать неопределённых ситуаций, чтобы не рисковать уважением, болезненная застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного предприятия, неспособность наслаждаться и уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются .

К сожалению, освещение этой чрезвычайно интересной проблематики выходит за рамки задач, которые мы поставили перед собой в предисловии к данной работе. Поэтому здесь мы ограничимся лишь таким весьма схематичным её описанием для того, чтобы уделить большее внимание рассмотрению проблемы внутреннего конфликта с точки зрения подходов отечественной психологической науки. Реализации указанной цели, как нам представляется, потребует от слушателей получающих образование по специальности «Психология» значительных интеллектуальных усилий, поскольку в отличие от значительной части зарубежных источников, работы российских учёных характеризуются ярко выраженной методологической направленностью. Однако усвоение этого материала выступает в качестве необходимого условия профессиональной подготовки психолога и является характеристикой высокого уровня его квалификации.

Примечания

Данный раздел написан с использованием текстов работ , , .

Для того чтобы убедиться в этом? достаточно посмотреть великолепную подборку работ , , , , , , , , , объединенную под названием «Психодрама: вдохновение и техника , а также работу Дэвида Киппера ..

Роли могут быть также классифицированы исходя из других оснований :

  1. Роли сознательные и бессознательные. Иначе говоря, сознательно принимаемые человеком на себя по собственной инициативе и вынужденные или как бы навязанные обстоятельствами (старшая сестра может сама взять на себя роль воспитательницы младшей сестры или же эта роль выпадает ей лишь потому, что дома младшую сестру некому воспитывать).
  2. Роли более или менее устойчивые и эпизодические.
  3. Роли неразрывно между собой связанные (учитель-ученик) и не связанные (учитель - член спортивной организации).
  4. Роли открытые, внешне выраженные, и, наоборот, в той или иной степени скрытые (отец и человек, недовольный своими детьми или разочарованный в детях).
  5. Роли центральные и второстепенные для личности (учитель и член жилищного кооператива).
  6. Роли стереотипные и оригинальные (учитель как преподаватель и учитель - новатор).
  7. Роли, приписываемые себе человеком, и роли, приписываемые человеку другими (человек может считать себя хорошим семьянином, а другие люди его таким не считают).
  8. Роли реальные и воображаемые (человек может мечтать о роли, которую ему в жизни не удалось играть).
  9. Роли индивидуальные (персональные) и коллективные (групповые). Это разделение относительно, так как всякая индивидуальная роль отражает воздействие группы, и нет таких групп, в которых выполнение роли не имело бы индивидуальных вариантов.
  10. Роли активные и пассивные (в каждом коллективе имеются более активные и более пассивные члены).

Эти классификации, взятые из разных работ авторов (Кеттелла, Дреджера и др.) не исчерпывают всего многообразия ролей, но имеют значение для некоторой ориентировки в этом многообразии.

Обозначение данного класса ролей в качестве трансцендентных принадлежит Г.Лейтц .

Сплошная линия - нормальное развитие; штрих пунктирные линии - частично патологическое развитие; штриховая линия - патологическое развитие.


Ролевой конфликт - ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
го
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского роциального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей.
Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.
Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям
си"ческим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.
Ролевые конфликты являются частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.
Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций - теория ролевой напряженности У. Гуда. .
Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.
Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.
Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.
К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.
Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.
Многие социальные роли усваиваются легко, некоторые требуют особых усилий и способностей. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя.
Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль.
С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении.
Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т. д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.
Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность: за ролью личность уже не будет видна.
Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.
12)набор норм, определяющих, как должен вести себя
человек данного социального положения.
Социальная роль трактуется*как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция.
Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Дж. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях.
Т.Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.
Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. Обязанность - это СМ то, что человек вынужден делать исходя из социаль- СМ ной роли вне зависимости от того, нравится ему это или нет.
Выполняя СВОИ обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому. Обязанности всегда сопровождаются правами.
Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена. Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Можно объяснить внутренние переживания людей, их душевную неустойчивость, столь возросшие в последнее время, преимущественно индивидуально-психологическими причинами (особенностями темперамента, высокой тревожностью восприятия). Наверное, немало случаев, когда именно они являлись основанием душевного разлада. Но социология стремится находить причины личных потрясений, переживаний в конфликтах, несогласованностях тех требований, ожиданий, предуказаний, которые предъявляет к человеку социальная среда. Едва ли не большинство многих внутренних конфликтов личности, ее раздвоенность, непоследовательность объясняются ролевыми конфликтами, которые существуют независимо от данной личности. Устанавливая причины душевного разлада, надо помнить, что чаще всего именно несогласованность ролевых требований, которые человек должен выполнять, - одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас и трагизм жизни нашего современника, живущего в мире, который ставит его перед трудноразрешимыми дилеммами, предъявляя ему взаимоисключающие требования и т.д.

Ролевые конфликты возникают в силу ряда конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Одну из таких причин мы уже упоминали - это внутренняя сложность самой роли, сочетающей в себе функционально-целесообразные и культурно-вариативные компоненты, между которыми может возникнуть несоответствие, что прождает «внутриролевой» конфликт.

Другая причина ролевых несоответствий - различия, несовпадения интерпретации, трактовки того, как должна выполняться одна и та же роль (конфликт экспектаций). На нашей схеме ролевого поведения (рис. 1) «социальная роль» (II 1а) выглядела очень абстрактно. Но при глубоком анализе обнаруживается, что в рамках одного общества при безусловном сохранении единства главных требований личность может столкнуться с достаточно различными экспектациями.

К примеру, можно выделить следующие образцы ожидаемого поведения студента:

принятый в обществе образец (студент должен систематически посещать занятия и готовиться к ним, посещать библиотеку, расширять свой научный и культурный кругозор и т.д.); на этот, может быть, не совсем реальный образец нас ориентируют законы, инструкции, правила, регламентирующие поведение студента в вузе; экспектации тех, с кем непосредственно взаимодействует конкретная личность (речь идет об образцах учебной деятельности, принятых в вузе, в котором обучается студент);

экспектации референтной (для личности) группы, с которой она себя идентифицирует; здесь могут быть совершенно иные представления о поведении студента (появляться на занятиях лишь к концу семестра, начинать серьезно заниматься только в период сессии и т.д.).

Как видим, даже в рамках одного общества личность сталкивается с различными экспектациями ролевого поведения, что становится одной из главных причин ролевых конфликтов.

Существует еще одна группа несоответствий , порождающих «межролевой конфликт».

Следует иметь в виду, что каждый статус «обслуживается» множеством ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли - перед своими коллегами, в третьей роли - перед подчиненными, в четвертой - перед родственниками. Главный его статус - директор завода, но во всех перечисленных ролях он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал совокупность ролей, обусловленную данным статусом, ролевым набором. Процесс дифференциации социальных институтов (одна из ведущих тенденций социального развития) все время умножает число статусов, которыми обладает человек, и закрепленных за ними ролевых наборов. При этом каждый образец ролевого поведения, обслуживая конкретную функцию, приобретает в чем-то свой специфический набор норм, образцов действий, ценностных приоритетов. Происходит дальнейшая фрагментаризация социальной жизни; личности все сложнее сохранить свою целостность. Все чаще возникают ситуации, при которых на личность оказывают давление различные по содержанию ролевые предуказания.

На основе перечисленных причин выделим основные типы ролевых конфликтов.

1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными особенностями ролевых стандартов.

Яркий пример внутриролевого конфликта - атмосфера, в которой работали поколения обществоведов советских лет. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы ученые занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось (и это стало нормативным образцом, выполнение которого контролировалось) оправдание существующего положения вещей, одобрения и пропаганды результатов деятельности политической элиты, что накладывало на весь облик обществоведа определенный отпечаток.

Конфликт между функциональной целесообразностью и социокультурными образцами социальной роли может быть решен по- разному. В нашем примере социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей мощью государственной машины, одержали безусловную победу, в результате чего за малым исключением общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни фактически в былые годы по сути была сведена на нет.

Сегодня аналогичный внутриролевой конфликт нередко проявляется у работников средств массовой информации (конфликт между необходимостью предоставлять обществу объективную информацию и обычаем выполнять чей-то заказ).

  • 2. Конфликт экспектаций, т.е. конфликт, вызванный различиями интерпретаций одной и той же роли, может проявляться в различных вариациях.
  • Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли.

Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а ее муж и дети - низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы она могла больше сил и времени уделять семье. Вспомним пример о конфликте экспектаций по поводу поведения студента: его друзья могут предъявлять ему совершенно иные требования, чем его родители и преподаватели.

Пример с женщиной-работницей свидетельствует и о том, что различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли (еще один вид ролевого конфликта): в семье считают, что главное - это роль матери, а ее начальник убежден, что главное - это роль работницы.

Еще один вариант конфликта экспектаций - между ролевыми стандартами, выработанными в различных социальных общностях, социальных средах, который особенно ярко проявляется при смене личностью социокультурной среды.

Даже смена кафедры, вуза преподавателем в границах одного и того же города может породить определенную напряженность, ощущение «чужака» и т.д. На одной кафедре ролевая матрица «руководитель - подчиненный» основана на демократических принципах: руководитель научно-педагогического коллектива - это не начальник воинского подразделения, он не столько диктует, навязывает коллегам свои решения, сколько координирует их деятельность, создавая простор для творчества. На другой кафедре эта матрица может строиться на авторитарных принципах. Человек, усвоивший ролевые экспектаций демократического руководства, будет формировать линию поведения в духе соответствующих ожиданий, столкнувшись с авторитарностью, произволом, что как правило, создает основу для конфликта.

3. Традиционным для социологии является анализ межролевого конфликта : очень часто возникает несоответствие между ролью «заботливого отца, хорошего семьянина» и «влюбленного в свое дело ученого, самоотверженного исследователя». Укажем, что и та, и другая роль «выпестованы» обществом, столкновение произошло по причине противоречий между самими стандартами, которые не возникали до тех пор, пока не пересеклись в конкретной личности.

Ориентация на две при синхронизации противоречащие друг другу социальные роли приводит к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и т.д.

Конкретно это раздвоение может проявляться по-разному: ученый стремится больше заниматься детьми, но реально не уделяет им должного внимания из-за занятости научными исследованиями. В этом случае конфликт ролей проявляется как противоречие между намерениями (а может быть, и заявлениями, словами) и реальным поведением. Межролевой конфликт может проявиться и в непоследовательности поведения личности. Когда наш герой не занят наукой, он заботливый отец; когда же он занят своими исследованиями, он может проявить удивительное безразличие и бессердечие по отношению к своему ребенку.

РОЛЕВЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения. «Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли» .

Ролевые напряжения довольно многообразны. Они могут иметь преимущественно внутриличностный (внутреннее напряжение в ходе выполнения ролей, ролевых конфликтов) или внешний характер. К числу последних можно отнести виды напряжений, возникающие между исполнителем данной роли и его партнерами, которые ожидают от него совершенно иного поведения.

Мы уже приводили пример конфликта экспектаций, связанный с переходом преподавателя с одной кафедры на другую в пределах того же города. Примером внешних ролевых напряжений могут быть и случаи, когда исполнитель одной роли использует ее нормы поведения при исполнении другой роли (офицер использует нормы армейской жизни в семье, что вызывает возражение близких, создает напряжение).

Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты, о которых речь шла выше. Широко распространенной причиной ролевых напряжений является и неадекватная ролевая подготовка ввиду моральной и профессиональной неадаптированное™ исполнителя к требованиям той или иной роли.

Речь идет о трудностях, переживаниях в связи с необходимостью исполнения данной личностью нового статуса и, соответственно, незнакомой ему роли: овладение ролью студента, солдата, отца, матери, деда, начальника и т.д. Это требует как приобретения новых знаний, навыков, так и формирования новых моральных качеств, свойств. Дед должен не только научиться укладывать внука спать, но и выработать в себе способность заботиться о нем, стать добрее, мягче. Ролевое напряжение, вызванное овладением новым статусом, особенно ярко происходит в период так называемой адаптации к новой роли.

Не меньшая ролевая напряженность возникает и при существенном изменении ролевого стандарта поведения. Так, руководителю государственного предприятия, собирающемуся стать руководителем акционерного предприятия, требуется новая ролевая подготовка, которая проходит довольно сложно, поскольку необходимо преодолеть уже сложившиеся, привычные для него и окружающих стандарты поведения руководителя государственного предприятия.

В некоторых случаях речь идет о физическом, интеллектуальном и другом несоответствии человека данному статусу и роли, что приводит к систематическому психологическому напряжению, формированию комплекса неполноценности, депрессии.

Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так многообразны и пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения - речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.

Очевидно, что напряжения, связанные с неадекватностью ролевой подготовки, преодолеваются по мере преодоления этого несоответствия в ходе получения необходимых знаний, жизненного опыта, наблюдений и т.д.

Если же напряжение вызвано физическим, интеллектуальным несоответствием личности статусу и роли, на которые она претендует, то здесь могут быть предложены иные меры, смысл которых - защитить психику личности от депрессии, вызванной неудачами. Для этого может быть применен метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.

Молодому человеку, который по состоянию здоровья не был принят в отряд космонавтов, внушается мысль, оправдывающая его неудачу: лучше заняться научно-исследовательской работой, где гораздо шире возможности самореализации; молодому певцу, которому его природные задатки не дают надежд на блестящую карьеру на этом поприще, внушается мысль, что горздо интереснее карьера композитора, дирижера и т.д.

Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).

Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, - осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.

Известно, как часто мать-учительница продолжает свою «педагогическую» деятельность дома, подчас проявляя жесткость и лишая семью ласки. Зачастую офицер продолжает муштру и дома, в кругу знакомых, на отдыхе. Разделение ролевых ожиданий ни в коем случае не предполагает ущемления, забвения одной из ролей во имя другой. В нем реализован известный принцип: «Богу - богово, Кесарю - кесарево».

Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний.

«Что для меня важнее - дети, семья, или наука?» «Кто я прежде всего - мать или работница?» Каждый человек, столкнувшись с подобной дилеммой, оказывается в психологическом тупике, выход из которого - выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.

Регулирование ролей - это сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых - преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.

Например, конфликт между воинской присягой, которая повелевает выполнять приказы, в том числе связанные с уничтожением других людей и принципами человеколюбия, гуманизма. В результате воин, как правило, испытывает глубокое морально-психологическое переживание, вводящее его в длительное депрессивное состояние (вьетнамский синдром в американской армии, афганский и чеченский синдромы - в российской). В этом случае напряжение может быть преодолено, в том числе благодаря и тому, что общество, нация, семья берут на себя регулирование этого конфликта, рационально обосновывают поведение воина, оправдывают его действия: «выполнение интернационального долга», «наведение конституционного порядка во имя сохранения целостности государства».

Другая форма регулирования ролей связана с утверждением (пропагандой) властными органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения. (Подобное регулирование ролей могло бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа.)

  • Фролов С.С. Социология, с. 74.