Рефлекторный характер. Условно-рефлекторный характер высшей нервной деятельности

Ученые, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушений его деятельности. Существенным основанием этих взглядов были наблюдения за больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ранения или заболевания. У таких больных наблюдаются различные нарушения психической деятельности: страдают зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и тому подобное. Однако установление связи психической деятельности с деятельностью мозга стало лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Но эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности.

Обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее крупных представителей - И.М.Сеченова и И.П.Павлова.

В своей работе "Рефлексы головного мозга" (1863) И. М. Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым - на всю психическую деятельность человека. Он показал, что "все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы ". Это была первая попытка рефлекторного понимания психики. Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, И.М. Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено - внешний раздражитель и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозге и возникновения на этой почве психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено ^ - внешнее движение. И.М. Сеченов отмечал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть отделена от двух других звеньев (внешнего раздражителя и действия-ответы), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления - это неотъемлемая часть всего рефлекторного процесса. Положение И.М. Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важное значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием: если бы это было так, то психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения.

Последовательно анализируя психические явления, И. М. Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостную ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируется головным мозгом человека. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил И.М.Сеченова сделать важный в научном плане вывод о детерминированности, причинную обусловленность всех действий и поступков человека внешними воздействиями. При этом он предупреждал против упрощенного понимания действий внешними условиями, отмечая, что здесь имеют значение не только внешние воздействия, но и вся система предыдущих воздействий на человека, все ее предыдущий опыт.

Психические процессы при этом выполняют функцию сигнала или регулятора, которая делает действие соответствующей изменяющимся. Психическое является регулятором деятельности не само по себе, а как свойство, функция соответствующих участков мозга, куда направляется, где хранится и обрабатывается информация о внешнем мире. Психическое явление - это ответ мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Иными словами, психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающие как ответ на раздражение, действующих в настоящее время (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщают эти влияния предусматривают результаты, к которым они приведут (мышление и воображение). Таким образом, И.М. Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.

Развитие и экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности получил в трудах И.П.Павлова и его коллег. И. П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания И.М. Сеченова психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее главные физиологические законы, создал новую отрасль науки - физиологии высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

По мнению И.П.Павлова, между влиянием раздражителя на организм, и реакцией организма образуются временные связи, их образования является важной функцией коры головного мозга. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временный нервный связь является главным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без воздействия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любого временного связи является внешнее проявление действия как ответ на внешнее воздействие. Психическая деятельность является деятельностью отображения, рефлекторной деятельностью мозга, является следствием воздействия предметов и явлений действительности. Все эти положения раскрывают механизм отображения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественно-научным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Признание важное значение временных нервных связей как физиологического механизма любой психической деятельности не означает отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, то есть тем, что именно отображается мозгом в реальности. Вся совокупность взглядов И.П.Павлова на закономерности регуляции мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой получило название учения о двух сигнальных системах. Образ предмета является для животного сигналом определенного безусловного раздражителя, ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Условный рефлекс вызывается тем, что какой-нибудь условный раздражитель (например, звонок) сочетается с действием безусловного раздражителя (пища), в результате чего в головном мозге возникает временный нервный связь между двумя центрами (слуховой и пищевой), и две деятельности животные (слуховая и пищевая) оказываются объединенными. Мелодия становится сигналом кормления, который вызывает выделение слюны. В своем поведении животные руководствуются сигналами, Павлов называл сигналами первой сигнальной системы. Вся психическая деятельность животных осуществляется наравне первой сигнальной системы.

У человека сигналы первой сигнальной системы играют важную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой у человека есть вторая сигнальная система. Сигналами второй сигнальной системы являются слова, которые могут замещать сигналы первой сигнальной системы. Слово может вызвать те же действия, что и сигналы первой сигнальной системы, то есть слово - это "сигнал сигналов".

Таким образом, психическое является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание выше продуктом особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется с помощью большого количества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - превращают их в сигналы, строят планы поведения и контролируют их, третьи - вводится в действие мышцы. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию человека в среде.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения нервный процесс, который возникает при воздействии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Ощущение имеет рефлекторный характер; физиологически его обеспечивает аналізаторна система. Анализатор - нервный аппарат, который осуществляет функцию анализа и синтеза раздражителей, которые пришли с внешней и внутренней среды организма.

- АНАЛИЗАТОРЫ это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и выделяют в ней те или иные разновидности психоэнергии.

Ведя речь о анализаторы, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название не вполне точна, потому что анализатор обеспечивает не только анализ, но и синтез раздражителей в ощущения и образы. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Большинство раздражителей она чувствует, перерабатывает, но не осознает.

Понятие анализатора ввел И.П. Павлов. Анализатор состоит из трех частей:

  • периферийное отдел - рецептор, что превращает определенный вид энергии на нервный процесс;
  • афферентные (центростремительные) пути, что передают возбуждение, которое возникло в рецепторе в расположенных выше центрах нервной системы, и эфферентные (центробежные), по которым импульсы с расположенных выше центров передаются в низших уровней;
  • подкорковые и корковые проективные зоны, где происходит переработка нервных импульсов из периферийных отделов.

Исторически так сложилось, что те анализаторные системы, рецепторная часть которых (представлена с точки зрения анатомического) существует в виде отдельных внешних органов (нос, ухо, и т.д.), называют органами чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус выделил еще Аристотель. На самом деле разновидностей ощущений значительно больше. Значительная часть физических воздействий приобретает прямого жизненного значения для живых существ или же последние их просто не воспринимают. Для некоторых воздействий, которые случаются на Земле в чистом виде и в количестве, угрожающей для жизни человека, у нее просто нет соответствующих органов чувств. Таким раздражителем является, например, радиация. Человеку не дано также сознательно воспринимать, отражать в форме ощущений ультразвуки, световые лучи, длина волн которых выходит за пределы допустимого диапазона.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга = анализатор + эффектор.

Ефектором есть моторная орган (определенный мышца), к которому поступает нервный импульс с центральной нервной системы (мозга). Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентирование сложного организма в окружающей среде, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Для возникновения чувства недостаточно, чтобы организм испытывал соответствующего влияния материального раздражителя, необходима еще и определенная работа самого организма.

В корковом отделе каждого анализатора является ядро, то есть центральная часть, где сконцентрировано основную массу рецепторных клеток, и периферия, состоящий из рассеянных клеточных элементов, которые в той или иной количестве расположены на разных участках коры. Ядро анализатора, как отмечал И.П. Павлов, осуществляет тонкий анализ и синтез возбуждений, поступающих от рецептора. По его помощью раздражители дифференцируют по их особенностями, качеством и интенсивностью.

Рецепторные клетки ядерной части анализатора содержатся в той участке коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы определенного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущение значительной доли коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа, например, различие музыкальных звуков и шумов, нечеткое различение цветов, запахов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Пространственно различными точками в коре представлено, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлено в коре и орган слуха. То же касается и других органов чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, позволяют в настоящее время достаточно четко установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. В частности, зрительная чувствительность локализуются главным образом в затылочных участках коры головного мозга, слуховая чувствительность - в средней части верхней височной извилины, дотиково-двигательная - в задней центральной извилине.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор предопределяет появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в преобразовании внешней энергии на нервный процесс, который проводит рецептор. От рецептора этот процесс за доцентровим нервом достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или иные качества раздражителей.

Анализатор составляет начальную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентирование сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Отбор полезной информации в ощущениях. Процесс зрительного восприятия не только начинается в глазу, но и завершается в нем. То же самое характерно и для других анализаторов. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (роскошный), но и обратный (центробежный) связь. Принцип обратной связи, который открыл И.М. Сеченов, требует признания того, что орган чувств является поочередно рецептором и ефектором. Ощущение - это не результат доцентрового процесса, в его основе лежит полный и притом сложный рефлекторный акт, который подчиняется в своем формировании и течения общим законам рефлекторной деятельности.

Динамика процессов, происходящих в такой рефлекторной дуге, является своеобразным уподібненням свойствам внешней действия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором движения рук повторяют контуры данного объекта, будто подражая его форме. Глаз действует по такому принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптического «прибора» с окоруховими реакциями. Движения голосовых связок также отражают объективную звуковысотную природу. Если в экспериментах было исключено вокально-моторную звено, неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты.

Благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов сенсорный (анализатор) аппарат воспроизводит объективные свойства, которые влияют на рецептор раздражителей, и уподобляется их природе.

Органами чувств есть, собственно, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулировано несколько таких гипотез.

Согласно первой гипотезы, существуют механизмы для выявления и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, которые не соответствуют этим классам, отбрасываются. Это можно уподобить к обычной редакторской практики: одно периодическое издание публикует, например, только информацию о спорте и спортсменах, тогда как другое отвергает все, кроме оригинальной научной статьи. Задача такой селекции выполняют механизмы сверки. Например, у насекомых эти механизмы были включены в решение нелегкой задачи - отыскать партнера своего вида. Перемигування светлячков, «ритуальные танцы» бабочек и т.д. - все это генетически закрепленные цепи рефлексов, закрепленные один за одним. Каждый этап такого цепи насекомые последовательно решают в двойной системе: «да» - «нет». Не то движение самки, и не цветное пятно, не тот узор на крыльях, не так она ответила в танце - итак, самка чужая, другого вида. Этапы образуют иерархическую последовательность: начало нового этапа возможен только после того, как на предыдущий вопрос получен ответ «да».

Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщений может регулироваться на основе специальных критериев, которые, в частности, является потребностями живого существа. Все животные обычно был окружен морем стимулов, к которым они чувствительны. Однако большинство живых организмов реагирует только на те стимулы, которые непосредственно связаны с потребностями организма. Голод, жажда, готовность к спариванию или некий другой внутренний поезд могут быть теми регуляторами, критериями, по которым осуществляется селекция стимулирующей энергии.

Согласно третьей гипотезы, отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентирование на смену раздражителей. Когда действует постоянный раздражитель, чувствительность будто притупляется и сигналы от рецепторов прекращают поступать в центральный нервный аппарат. Ощущение прикосновения имеет тенденцию к затуханию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестает двигаться по коже.

Чувствительные нервные окончания сигнал мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжителен.

Так же со слухом. Было доказано, что певцу для управления собственным голосом и для поддержания его на нужной высоте абсолютно необходимое вибрато - небольшое колебание высоты тона. Без стимулирования этих вариаций мозг певца не замечает постепенных изменений высоты звука.

Для зрительного анализатора также характерно угасания ориентировочной реакции на постоянный раздражитель. Если в поле зрения лягушки нет предмета, что движется, глаза ее не посылают мозгу существенной информации. Видимо, зрительный мир лягушки обычно так же пуст, как чистая классная доска. Однако любое насекомое, что движется, обязательно выделяется на фоне этой пустоты.

Факты, которые свидетельствуют о затухании ориентировочной реакции на постоянный раздражитель, были получены в опытах Е.М. Соколова. Нервная система тонко модели свойства внешних объектов, которые действуют на органы чувств, создавая их нервные модели. Эти модели выполняют функцию выборочно действующего фильтра. Если воздействие раздражителя на рецептор в определенный момент не совпадает с нервной моделью, которая сложилась ранее, появляются импульсы несогласования, что вызывают ориентировочную реакцию. И наоборот, ориентировочная реакция угасает на тот раздражитель, который ранее применяли в опытах.

Следовательно, процесс ощущение осуществляется как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразования специфической энергии внешнего воздействия, которая обеспечивает адекватное отражение окружающего мира.

Ощущения и перцептивная деятельность. Ощущение являются субъективными образами окружающего мира. Однако для возникновения чувства недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующей действия раздражителя, необходима и определенная работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах, или также во внешних движениях, но она всегда должна быть. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, который влияет на данный момент на рецептор, на энергию нервных процессов.

Итак, ощущение - это не только чувственный образ, или, точнее, его компонент, но и деятельность или ее компонент. Многочисленные и разносторонние исследования об участии эффекторных процессов в возникновении чувства позволили прийти к выводу, что чувство как психическое явление в ответ не возникает при отсутствии реакции организма или при условии ее неадекватности. В этом смысле недвижимое глаз так же слепа, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособлены, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации. В частности, налицо связь прикосновения и движения. Обе функции слиты в одном органе - руке. В то же время очевидное различие между исполнительными и обмацувальними движениями руки. И.П. Павлов назвал последние ориентировочно-исследовательскими реакциями, что принадлежат к особому типу поведения - поведения перцептивного, а не исполнительного. Такое перцептивное регулирование направлено на то, чтобы усилить ввода информации, оптимизировать процесс ощущения.

Следовательно, учение о высшей нервной деятельности раскрывает научно-естественные основы ощущений. И.М. Сеченов и И.П. Павлов своими исследованиями показали, что ощущения - это своеобразные рефлекторные действия, физиологическим основой которых являются нервные процессы, возникающие в результате воздействия раздражителей на органы чувств, или анализаторы.

Зрительный анализатор выделяет световую энергию, или колебания электромагнитных волн; слуховой - звуки, то есть колебания воздуха; вкусовой, обонятельный - химические свойства веществ; кожные анализаторы - тепловые, механические свойства предметов и явлений, вызывающих те или иные ощущения.

Проще чувство и чувствительность на первых этапах жизни человека своим физиологическим основой имеют врожденную безусловно-рефлекторную деятельность нервной системы. Более сложные ощущения обусловлено условно-рефлекторной аналітико-синтетической деятельностью, в которой подкреплены жизненными условиями свойства выделяются, а не подкрепленные - тормозятся.

Рефлекс - Reflexus - Reflex! Рефлекс – это реакция живого организма, обеспечивающая в целях выживания важнейшие принципы саморегулирования живого организма!

Рефлекс - R eflexus - R eflex!

Рефлекс. Термин и понятие рефлекс.

Рефлекс, по латыни «reflexus», означает отражение, отраженный.

Рефлекс это реакция живого организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение нервных рецепторов организма.

Рефлекс - это четкий стабильный ответ (реакция живого организма) на какой-то внешний раздражитель.

Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, и осуществляются посредством рефлекторной дуги. Рефлексы и рефлекторные взаимодействия являются основой в сложно-составной деятельности нервной системы.

Рефлекс является базовой элементарной единицей нервного действия. В естественных условиях рефлексы осуществляются не изолированно, а объединяются (интегрируются) в сложные рефлекторные акты, имеющие определенную биологическую направленность. Биологическое значение рефлекторных механизмов заключается в регуляции работы органов и координации их функционального взаимодействия с целью обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), сохранение его целостности и возможности приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Рефлекс, как явление и свойство, проявляется в том, что в ответ на привычные обстоятельства животное отвечает привычной реакцией, врожденной или приобретенной.

Рефлекс - R eflexus - R eflex!

Рефлекс. История и предистория изучения рефлексов.

Другие статьи этого раздела:

  • Психическое здоровье! Полноценное психическое здоровье!
  • Инстинкт – Instinctus – Instinct! Инстинкты! Что такое инстинкт? Инстинкт это?
  • Характер человека и способы его изучения, тестирование личности
  • Интеллект - intellectus – intellect! Что мы знаем об интеллекте? Интеллект как категория и понятие действия разумного! Свойства интеллектуальных систем!
  • Воображение. Парадоксы воображения. Функции воображения.
  • Антиципация. Антиципация одно из уникальных свойств психики человека.
  • Мышление. Мышление уникальное эволюционное явление живой природы. Мышление человека. Человек мыслящий - человек разумный!
  • Критичность мышления. Что такое критичность мышления? Критичность мышления это?
  • Некритичность мышления. В этих вопросах нужна профессиональная помощь!
  • Иллюзия! Иллюзии и заблуждения! Мир иллюзий! Иллюзорный мир!
  • Скорбь. Утрата близкого человека. Смерть близкого человека. Скорбь по близким людям. Психологическая помощь при утрате близкого человека.
  • Нейропсихология. Исследования мозга и психики. Способы исследований в современной нейропсихологии.
  • Патопсихология и психология. Практическое применение патопсихологии. Взаимодействие патопсихологии и психологии.