Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Снегирь. Сочинение «Творчество Державина и его значение для русской литературы

(1743-1816)
Один из исследователей русской литературы, Д.Д. Благой, писал о главных чертах характера ПР. Державина: «...неукротимая энергия и активность («действовать, надобно действовать», — твердил он своим несколько вялым начальникам), пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подлаживаться и потворствовать слабостям и капризам высшего начальства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести». Эти личные качества Державина часто навлекали на него гнев сильных мира сего. Во время пугачевского бунта, несмотря на то что поэт принимал активное участие в его подавлении, выступая на стороне правительственных войск, главнокомандующий граф Петр Панин грозил повесить его вместе с Пугачевым. Было признано, что он «не достоин продолжать военную службу».
Новые служебные назначения (он был губернатором в Олонецке, в Тамбове, личным секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I) почти всегда заканчивались катастрофически. Державину приходилось подавать в отставку и покидать свой пост со скандалом. Все это происходило из-за честного, прямого, вспыльчивого характера поэта. Для Державина в соответствии с представлениями XVIII в. поэзия была лишь отдыхом от служебных дел. И именно на время опал приходятся наиболее плодотворные в поэтическом отношении периоды его творчества.
Первые стихотворные произведения Державина появились в середине 1770-х гг. (1776) и написаны были в манере песен Сумарокова. Однако как оригинальный поэт-новатор Державин проявил себя уже во второй половине 1779 г. и в 1780-х гг., когда были написаны стихотворения «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока», «Властителям и судиям» и др.
В стихотворениях Державина проявились черты нового стиля, они открыли новое художественное видение мира. Главное, в них определенно была высказана идея ценности личности, большое внимание уделено этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества.
Одним из важных произведений этой поры является ода «Фелица». Ода Г.Р. Державина была создана в 1782 г., и имела первоначальное название «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года». Опасаясь недовольства некоторых вельмож, Державин не предназначал оду для печати. Она стала известна благодаря О.П. Козодавлеву, который жил в одном доме с поэтом, выпросил оду на короткое время и прочитал на одном из обедов. Произведение вызвало всеобщее восхищение. Княгиня Е.Р. Дашкова, издававшая журнал «Собеседник любителей российского слова», в первой книжке этого журнала, не спрашивая Державина, поместила «Фелицу». Автор был вызван в Зимний дворец, представлен Екатерине II и пожалован золотой табакеркой с 500 червонцами. Императрица рассылала оду тем вельможам, на которых направлялась сатира оды, подчеркивая те строки, в которых заключался намек.
Название Екатерины Фелицей (лат. felicitas — счастье) навеяно одним из произведений императрицы, « Сказкой о царевиче Хлоре», сочиненной ею для маленького внука, будущего императора Александра I. В сказке рассказывалось о том, как царевна Фелица и ее сын Рассудок помогали Хлору найти розу без шипов — символ добродетели.
В оде Державина противопоставляются добродетельная и мудрая Фелица и непостоянный мурза, который, с одной стороны, представлен как собирательный образ екатерининского вельможи, с другой же — имеет конкретные черты многих вельмож эпохи. Мудрая Фелица изображалась не в торжественном, парадном виде, а в повседневной жизни, подчеркивались ее простота, трудолюбие, нелюбовь к развлечениям:
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем,
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра...

В образе жизни мурзы Державин представил все виды занятий знаменитых вельмож екатерининской эпохи: военные победы и франтовство, гурманство Потемкина:
Преображая праздник в будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельшаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают/.../
Там славный окорок вестфальский,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят;
Шампанским вафли запиваю
И все на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.
Любовь к охоте и роговой музыке
С.К. Нарышкина:
...о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов;
Или над Невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.
Любовь к простонародной литературе А.А. Вяземского:
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За Библией, зевая, сплю.
Свой собственный домашний быт:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью/.../.
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой...
Державин рассуждает о всеобщности описанного образа жизни мурзы, о трудности нахождения «пути добродетели прямого»:
Кто сколько мудростью ни знатен.
Но всякий человек есть ложь.
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.
Между лентяем и брюзгой.
Между тщеславья и пороком
Нашел кто разве ненароком
Путь добродетели прямой.
Только мудрой Фелице открыт «путь добродетели»:
Тебе единой лишь пристойно.
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласья
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Ода «Фелица» ломает рамки традиционных жанровых категорий классицизма, сливает в одно органическое целое оду и сатиру. Державин отказывается от всяческих правил и ограничений как классицизма, так и сентиментализма. В стихотворение органически входит образ автора, с его неповторимыми индивидуальными чертами, поэт создавал яркие индивидуальные характеристики героев, в его произведениях обилие конкретных намеков на явления жизни XVI11 в., он с большим вниманием относится к бытовым деталям.
Воспевание мудрой Фелицы составляет одну из важных тем творчества Державина, не случайно современники дали ему прозвание «Певец Фелицы». За одой «Фелица» последовали стихотворения «Благодарность Фелице», « Изображение Фелицы».
Высоким гражданским звучанием отличается сатирическое стихотворение Державина «Властителям и судиям» (1780, 1787), которое представляет собой переложение 81-го псалма. Поэт обращает псалом в гневное обличение «богов земных», которые забыли о своем долге:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Однако цари не исполняют своего долга: «Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса...» Державин углубляет (в сравнении с псалмом) тему несправедливости, делая неправду вселенской:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Высший, Божий суд над земными царями непременно должен свершиться, ибо правление их неправедное:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
В стихотворении «Властителям и судиям» обращение к Богу вызвано причинами социально-нравственного характера. В оде «Бог» поэт философски раздумывает о «начале всех начал», его величии, непостижимости:
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный.
Без лиц, в трех лицах божества!
Но к размышлениям Державина о Боге присоединяются раздумья о судьбе человека, его месте в мире. Кульминацией стихотворения является девятая строфа, в которой определяется глубокая суть человека:
Я царь — я раб, я червь — я — Бог!
Противоречия человека, совмещающего в себе и высокое, божественное, небесное, и низкое, ничтожное, земное, становятся одной из постоянных тем не только Державина, но и всей русской литературы. Не случайно эту строку державинского стихотворения можно услышать из уст героев романов Достоевского.
В 1804 г. Державин выпускает в свет сборник стихотворений «Анакреонтические песни». Над анакреонтическими стихами поэт работал преимущественно в 90-е гг. XVIII в. Источником поэтического вдохновения русского поэта был греческий лирик Анакреон, живший в VI в. до н.э. Его образ был одним из самых любимых в русской поэзии. Русских поэтов подкупали изящество, беззаботность, соединенная с житейской мудростью, — отличительные черты поэзии Анакреона. В александрийскую эпоху возникли стихотворения, подражающие Анакреону, — анакреонтика, написанные разными авторами в разное время. В анакреонтических стихах прославляются упоение жизнью, беззаботность, застольное веселье, чувственная любовь. Благодаря анакреонтике Анакреон стал одним из самых популярных поэтов Античного мира не только в русской, но и во всех европейских литературах. Часто позднейшие переводчики и подражатели Анакреона не отличали анакреонтику от творчества самого Анакреона.
Светлый мир поэзии Анакреона, образ самого жизнерадостного поэта и мудреца, презирающего шум света, был особенно привлекателен для Державина. В стихотворении «Венец бессмертия», посвященном Анакреону, он писал:
Цари его к себе просили
Поесть, попить и погостить;
Таланты злата подносили, —
Хотели с ним друзьями быть.
Но он покой, любовь, свободу Чинам, богатству предпочел...
Так же старался строить свою жизнь и Державин:
Что мне, что мне суетиться, Вьючить бремя должностей, Если мир за то бранится, Что иду прямой стязей.
В сборнике Державина представлены постоянные мотивы анакреонтики: радость любви, застольное веселье, красота природы, женская красота. «Этот новый и большой раздел поэзии Державина послужил для него выходом в радостный мир природы, позволил говорить о тысяче маленьких, но важных для человека вещей, которым не находилось места в системе жанров классицистической поэтики. Адресуясь к Анакреону, подражая ему, Державин писал свое, и национальные корни его поэзии проступают в анакреонтических песнях особенно ясно. Он не спорит с Анакреоном, как это делал Ломоносов, для гражданских мотивов творчества Державин оставляет другие жанры и в своих стихах создает небольшие поэтические картины, в которых запечатлевалась русская жизнь, выводились русские люди с подробностями их быта и поведения», — пишет исследователь А. В. Западов.
Среди произведений Державина встречаются не только те, которые внушены Анакреоном, но и стихотворения разнообразного характера, как правило веселого, легкого содержания. Однако некоторые стихотворения («Дар», «Тишина», «Свобода») имеют черты гражданской лирики, некоторые представляют собой глубокие размышления о назначении поэзии («Памятник»), о воинской славе русского народа и его полководцах («Снегирь»).
Стихотворение «Снегирь» (1800) написано в связи со смертью А. В. Суворова. В произведении представлен живой, яркий образ Суворова — полководца и человека. Державин воссоздает неповторимые черты его характера, поведения:
Кто перед ратью будет, пылая.
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари.
Тысячи воинств, стен и затворов,
С горстью Россиян все побеждать?
Быть везде нерпым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать...
Стихотворения из «Анакреонтических песен» представляли не дословные переводы или подражания античному оригиналу, а их переработку, переделку на русский лад. Для этого поэт обращается к русским песням и сказкам, использует народную лексику. Имена античных богов часто заменяются славянскими: Лель — бог любви, Зимстрела — весна, Лада — богиня красоты, Услад — бог роскоши. Образы народной поэзии возникают в стихотворениях «Амур и Пси-шея», «Приношения красавицам», «Стрелок», «Русские девушки», «Птицелов» и др. В стихотворении «Птицелов» Державин описывает шалости Эрота и прибегает к простонародной лексике:
Эрот, чтоб слабым стариком
Казаться, гуню1 вздел худую.
Покрылся белым париком
И,бороду себе седую
Подвеся, посох в руки взял
Пошел в лесу ловить дичину.
В стихотворении «Русские девушки», воспевая женскую красоту, Державин обращается к поэту Античности:
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка;
Как, склоняясь главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят...
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь;
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка — души львины
И орлов сердца разят?
Державин с уверенностью говорит Анакреону:
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл,
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.
Создавая «Анакреонтические песни», Державин ставил задачу: «По любви к отечественному слову... показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся». Он, например, пишет десять стихотворений, в которых не употребляет букву «р». Это «Анакреон в собрании», «Соловей во сне», «Желание», «Песнь Баярда», «Тишина», «Шуточное желание», «Кузнечик», «Бабочка», «Свобода», «Весна». Писал поэт эти стихи «для любопытных» и в доказательство «изобилия и мягкости» русского языка:
Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон.
«Соловей во сне»
По словам Белинского, «Анакреонтические песни» Державина свидетельствовали об «артистическом сочувствии поэта к художественному миру Древней Греции». Некоторые из песен были положены на музыку и имели большую популярность в XVIII—XIX вв., например, «Кружка» («Краса пирующих друзей, забав и радостей подружка»), «Пчелка» («Пчелка златая, что ты жужжишь») и др.
Одним из самых известных стихотворений Державина является «Памятник», написанный в 1795 г. и первоначально озаглавленный «К Музе». Это произведение представляет собой вольное переложение оды Горация «К Мельпомене», которую до Державина переводил М.В. Ломоносов, а после — К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.А. Фет, В.Я. Брюсов и др.
Современники Державина издавна любили сравнивать его с Горацием. Так Пушкин поэтически представлял их вместе:
Питомцы юных граций
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоем.
В стихотворении «Памятник» Державин впервые представляет себя, в первую очередь, как поэта, пишет о своих поэтических заслугах, выказывает уверенность в своем поэтическом призвании:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.
Главной темой стихотворения становится тема поэтического бессмертия, так как бессмертно само слово. Памятник, воздвигнутый поэтом, тверд, высок, стихии и время не могут сокрушить его. Поэт не умирает, часть его будет жить, пока жива Россия:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь Славянов род вселена будет чтить.
Своими главными заслугами Державин считает то, что он создал «забавный русский слог» (т.е. новую стилистическую манеру), которым воспевал просвещенного монарха, рассуждал о важнейших вопросах бытия; что он обладал гражданской смелостью (высказывал царям истину, но резкость тона смягчена была улыбкой, шуткой) и сердечной простотой (т.е. отсутствием аффектации):
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
В стихотворении заметно стремление защитить положение поэта в обществе, отстоять свободу творчества. О себе как о поэте Державин рассуждает также во многих других произведениях, например в «Видении мурзы», «Храповицкому», «Мой истукан», «Лебедь», «Лирик» и др.
Стихотворение Державина явилось непосредственным литературным источником «Памятника» А.С. Пушкина. Державин и Пушкин, переводя Горация, говорили о себе, о том, что ими было сделано для литературы и своего народа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каким вы представляете себе характер Державина?
Как особенности личности поэта сказались на творческой судьбе поэта?
Каково значение оды «Фелица» для развития русской поэзии?
В каких стихотворениях поэта возникает образ Фелицы?
Каково идейное содержание стихотворения «Властителям и судиям»?
Какие стихотворения Державина философского характера вы знаете?
Что такое анакреонтические стихотворения? Каково содержание сборника Державина «Анакреонтические песни»? В чем заключаются художественные особенности стихотворений сборника?
Как нарисован образ Суворова в стихотворении «Снегирь»?
Каково идейное содержание стихотворения «Памятник»? Какие заслуги перед русским обществом и русской литературой Державин считал для себя основными?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
Державин и русские поэты XVIII в. (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков).
Образ Фелицы в поэзии Державина.
Философские взгляды Державина и их выражение в поэзии («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» и др.).
Тема поэта и поэзии в творчестве Державина («Видение мурзы», «Храповицкому», «Мой истукан», «Лебедь», «Памятник», «Признание» и др.).
Тема воинской славы России в стихотворениях Державина («На взятие Измаила», «Осень во время взятия Очакова», «Снегирь» и др.).
«Говорящая живопись» в поэзии Державина (Державин как поэт-живописец).
Античные мотивы в творчестве Державина.

В данной статье мы расскажем Вам кратко о жизни и творчестве Гавриила Романовича Державина, просветителя и представителя русского классицизма.

Г.Р. Державин (1743-1816 гг.) – русский поэт и драматург, а также государственный деятель XVIII века при Екатерине Второй.

Жизнь

Родился Гавриил 3 (14) июля 1743 года в семье дворян, претерпевших бедность, в Казанской губернии. Начал обучение Державин на дому, в имении в селе Сокуру, а в 16 лет поступил в местную гимназию. В 1762 года Гавриил стал рядовым гвардейцем в Преображенском полке, а через 10 лет получил первый офицерский чин. Через год в составе Преображенского полка начал подавление восстания Пугачёва, которое продлилось до 1775 года.

В 34 года Гавриил Романович стал статским советником, а в 1784-1788 годах занимал пост наместничеств: сначала Олонецокого, затем – Тамбовского. Державин был активным чиновником – он занимался улучшением экономики края, способствовал формирования необходимых государственных учреждений.

В 1791 году, в 48 лет, Державин стал кабинет-секретарём Екатерины Второй, а через 2 года уже был назначен её тайным советником, а ещё через два года – президентом Коммерц-коллегии. Около года, уже в начале XIX века, отслужил министром юстиции.

Карьеру чиновника Державина можно назвать выдающейся, а если учитывать тот факт, что в это время он также занимался и литературой, то можно её назвать даже умопомрачительной.

В 1803 году Гавриил Романович окончил службу, уйдя в отставку, чтобы сосредоточиться полностью на литературной деятельности. При этом Державин много путешествовал в последние годы своей жизни. Умер Гавриил Романович Державин в своём имении 8 (20) июля 1816 года.

Творчество

Державин очень много временя посвящал работе и сделал впечатляющую карьеру. При этом он считается крупнейшим представителем русского классицизма.

Начал писать Гавриил Романович ещё во время своей военной службы. Дебют состоялся в 1773 году – тогда появился перевод отрывка из трудов Овидия. А уже через год были напечатаны «Ода на великость» и «Ода на знатность» самого Державина. Первый сборник стихов не заставил себя долго ждать – он появился в 1776 году.

Широкую литературную известность принесла поэту ода «Фелица», которую он посвятил императрице. Стоит отметить, что случилось это за 9 лет до назначения Державина кабинет-секретарём Екатерины II.

После этого появились и другие известные ныне произведения Державина: «Вельможа», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад» и другие.

Г. Р. ДЕРЖАВИН (1743 - 1816)

Державин начал печататься в 1773 году, однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт стал писать стихи еще на солдатской службе. Сохранились две тетради того раннего периода творчества, когда он “приобщался” к “воителям” нормативного стихосложения. В его ранних несамостоятельных опытах прослеживается влияние не только общепризнанных поэтов того времени, но и таких новаторов, как Чулков, Барков, к которым позднее мы сможем отнести и самого Державина.

Совершенствованию поэта предшествовало становление его как теоретика литературы.

В 1811 году он подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, одной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии или об оде”, где он существенно отходит от общепринятых норм литературно-критического очерка того времени не только по форме, но и по содержанию.

Критика русского классицизма имела направленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало делать заключения о жанрах и других особенностях разбираемых произведений. Критик должен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающему чистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского и Ломоносова.

Рационализм эстетики классицизма преломился в просветительско-педагогическом понимании цели, стоящей перед нормативно-жанровой критикой.

Задача была до предела проста и в то же время невероятно сложна: просвещение читателей и писателей, формирование правильного (и только!) слога, правильной мысли и чувства. Г. Н. Теплов в статье “О качествах стихотворца рассуждение” пишет: “... стихотворец, не знающий ниже грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании... авторов, ... которые от древних веков образцом стихотворству считались,... уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики.” Такой поэт “никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.” Итак, не полет вдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, но рассудительность творческого процесса - вот что в первую очередь ценит в писателе критик-классицист.

Державин же отходит от вышеобозначенных норм классицистической критики. В уже упомянутой статье “Рассуждение о лирической поэзии или об оде” поэт так, например, объясняет значение слова “ода” : “... в новейших временах... она то же, что Кантата, Оратория, Романс, Баллада, Станс или даже простая песня”. Здесь налицо нарушение не только жанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных еще родоначальниками классицизма. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет об оде: “... восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Державин рассказывает о “единстве страсти” и о “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание, правило о единстве места, времени, действия.

Далее Державин ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “... на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли, ... живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения, о коих было уже говорено”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения поэтики автора как стихотворца.

Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение “высокого” и “низкого”. Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия. Нередко это создавало лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики.

Метрические неточности часто трансформировались в новые размеры. Так, в стихотворении “Ласточка” Державин вводит впервые чередование трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия:

Уж не ласточка сладкогласая

Домовитая со застрехи

Ах! Моя милая, прекрасная

Прочь улетела, - с ней утехи.

Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получила так называемая “образная звукопись”, т.е. с помощью которой создается образ. “Глагол времен металла звон” - бой часов (“На смерть кн. Мещерского”), “Северны громы в гробе лежат” - образ полководца Суворова (“Снегирь”).

Державин широко пользуется неточными рифмами: “творенье” “перья”, “во тьме” “во сне” и т.д.

Изобразительность, пластичность находятся у Державина на высоком уровне. В его поэзии появляется конкретный лирический герой (“Приглашение к обеду”). Развитие идеи (не сюжета) связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста. Так, например, построена духовная ода “Бог” (заметим, что основной принцип построения - антитетичность). Идея в этой оде развивается следующим образом: 1) сравнение величия Бога с ничтожностью человека, 2) но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута, 3) человек - центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек - стремиться к Богу. Здесь выстраивается определенная оппозиция: БОГ - МИР - Я (ты) (мы).

Однако поэт не проповедует пессимизм: жизнь приобретает особую ценность: Жизнь есть небес мгновенный дар. Для Державина Бог - первоначало, не существующее отдельно от природы. Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом. О существовании Бога свидетельствуют: “природный чин”, т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу: “Тебя душа, быть может, чает...”. Образы здесь крайне эмблематичны и символичны. Стихотворение “Водопад” (1791) является образцом подобного стиля. Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы: “Алмазна сыплется гора”. Сам водопад (Кивач - водопад в Карелии) олицетворение бездны, вечности, в которой все тонет. Образ часов перекликается с подобным образом в стихотворении “На смерть кн. Мещерского”.

Особую роль в литературе XVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером для поколения. По мнению классицистов, история - замкнутый круг повторяющихся событий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящим временем. Для Державина Велисарий оклеветанный полководец, сравнивающийся с “неким мужем седым”, то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно отстраненным от службы.

Заслуженно обращает на себя внимание пейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет “Песни Оссиана”, сочиненные шотландским поэтом Макферсоном.

Главным их героем был царь Фенгал и его сын Оссиан. Основными темами стали война и любовь. На фоне повествования выделялся мрачный колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться “оссиановским”. Державин заимствует мрачность описаний и значительность аллегорий:

Под наклоненным кедром вниз,

При страшной сей красе природы,

На утлом пне, который свис

С утеса на яры воды,

Я вижу - некий муж седой

Склонился на руку главой.

Копье и меч и щит великой,

Стена отечества всего,

И шлем, обвитый повиликой,

Лежат во мху у ног его:....

Сидит и, взор вперя к водам.

В глубокой думе рассуждает:

“Не жизнь ли человеков нам

Сей водопад изображает?

Он так же благом струй своих

Поит надменных, кротких, злых. и т.д.

Итак, Бог для Державина - “источник жизни”, жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не раз обращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец “, а подобное сочетание для классицизма невозможно.

Как уже было сказано, ода XVIII века не терпит и стилевого смешения. Однако обратимся к сравнительному анализу лексики и стиля произведений классика жанра, М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина. В своей “Оде на восшествие...” Ломоносов использует преимущественно возвышенную лексику: “бисер”, “порфира”, “зефир”, “душа”, “зрак”, “рай” и патетический стиль:

Когда на трон она вступила

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

(“На день восшествия..., 1747 г.”)

Приведем выдержки из произведения Державина “Фелица”: “богоподобная”, “курю табак”, “кофе пью”, “забавлюсь лаем псов”, “играю в дурака с женой”.

Оба поэта дают правительнице наставления. Ломоносов описывает идеальную царицу: “Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас”.

Державин же, сравнивая и описывая автора и мурзу, использует вновь антитезу, показывая, каким не должен быть монарх, одновременно прося Фелицу о наставлении: “Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить”. Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией:

Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет...

В безмолвии взирай вселенна....

Ломоносов - поэт государства, подчиненного “Фелице”, лишь воспевающий ее достоинства. Он заставляет замолчать даже “пламенные звуки поэзии”.

Державин же, обращаясь к Екатерине (Фелица - лат. felix - счастливая), по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим..., что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине.”Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическими намеками на высокопоставленных чиновников.

Читаешь, пишешь пред налоем

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра....

Не слишком любишь маскарады,

А в клоб не ступишь и ногой;

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой;

Коня парнасска на седлаешь,

К духам в собранье не въезжаешь

Не ходишь с трона на Восток; ....

Монолог формально произносит один человек, мурза, но так ли это по сути? Образ мурзы меняется. Когда Фелица противопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек на множество реальных фактов “зашифрованных” в этом стихотворении. Однако в патетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому:

Едина ты лишь не обидишь

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного.

В сатирических местах образ мурзы является собирательным образом порочных слуг:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или, о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов

Или над невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов....

Очевидно, “Я” Ломоносова предельно обобщено в любом жанре, а у Державина значение лирического “Я” варьируется на основе тематики.

Тематика классицизма почти всегда предполагала обращение к великой личности в отдельности и к обществу в целом, но даже в этом Державина нельзя считать прямым последователем корифеев классицизма; будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда во многом схожих поэтов этой эпохи.

Слово в его произведениях теряет ту плоскостность, которая была свойственна поэзии XVIII века, оно приобретает новые осязаемые формы, становится весомым.

Список литературы

  • 1) Тексты Державина цитировались по книге: Г. Р. Державинъ Избранныя стихотворенiя; С. -Петербург. ; под редакцией П. Бьлодьда; 1913
  • 2) Русская литературная критика XVIII века. Сборник текстовМ., Сов. Россия, 1978
  • 3) В. А. Недзвецкий. Русская литературная критика XVIII-XIX веков Курс лекций. М., Изд-во МГУ, 1994
  • 4) Западов А. В., Державин, М., 1958
  • 5) Краткая литературная энциклопедия, М., Сов. Энциклопедия, 1964

Гавриил Романович Державин родился в Казани в бедной дворянской семье в 1743 году. Получить образование, домашнее или гимназическое, ему не удалось. В 1762 году он переехал в Петербург и поступил на службу в гвардию, где остался на десять лет. После этого некоторое время служил губернатором, однако карьера не складывалась.

В 1791 году императрица Екатерина назначила его своим личным секретарем и придворным поэтом. Однако на этой должности Державина подвел характере: он считал, что все беды государства происходят от незнания о них государыни. Такая позиция не могла понравиться Екатерине, и в 1793 году Державина уволили, но позволили служить на высоких государственных должностях. В 1803 году Александр I отправил Державина в отставку.

В 1815 году Державин знакомится с юным Пушкиным в Царскосельском лицее, где отмечает его способности: Господа, перед вами новый Державин!. Эта похвала чрезвычайно впечатлила юношу, позже он написал Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил . Через год после этой встречи Державин умер.

Дерзость поэтической мысли Державина

Путь Державина в литературу был трудным. Писать он начал только в конце 1770-х годов, а до этого не подозревал о своих способностях. Тогда же он познакомился со Львовым, который разглядел талант. Считается, что полноценный поэтический дебют Державина состоялся в 1779 году, когда в журнале Санкт-Петербурский вестник опубликовали стихотворения Ключ, На смерть князя Мещерского и На рождение природного отрока. Тогда же становятся видны основные черты поэзии Державина.

Во-первых, в творчестве Державина стираются границы жанров. Он нарушает теорию трех штилей, поскольку никогда о ней не знал. Поэтому и говорят о некой дерзости поэтическй мысли Державина. Пишет он исключительно так, как сам считает правильным: таким образом, в его поэзии часто смешивается высокий и низкий стиль, пафосное и комическое. Это очень сильно отличает его от прочих авторов того времени.

Многообразие поэтических тем

В центре поэзии Державина почти всегда находятся взаимоотношения человека и государства. Как и Ломоносов, он придерживается мнения, что человек - это в первую очередь слуга государства. Однако Державин не отрицает того, что существует и частная жизнь. Это отличие выражается также в том, что в одах Ломоносова и Державина по-разному выглядит образ автора.

Если Ломоносов писал от лица некоего абстрактного поэта, то лирический герой Державина всегда автобиографичен, его обращения в одах - это обращения от себя лично. Также император у Ломоносова - это просто некий общий символ России, а Державин всегда говорит о своем отношении к конкретному человеку (в случае императора - к Екатерине).

«Властителям и судиям»

В частности, свое отношение к власти Державин выражает в стихотворении Властителям и судиям (1780 год), где говорит о том, что неправедная власть не может считаться божественной. Он возмущается произволом правителей, говорит, что все равно над всеми царями есть высшая власть - Бог, поэтому все равно они не бесгрешны, их тоже ждет наказание. В России той эпохи это стихотворение сочли едва ли не революционным, т.к. увидели в нем критику монархии в лице императрицы Екатерины.

«Снегирь»

Не менее важно и то, что в одах Державина всегда конкретно указываются герои, время и место действия. В этом плане показательна ода Снегирь (1802 год), написанная на смерть генералиссимуса Суворова, в честь побед которого Державин научил снегиря свистеть военный марш. Эта деталь подчеркивает внимание к частной жизни. Вообще тема человека - самая важная в творчестве Державина. Он первым начинает уделять внимание мелочам - быту, поведению, привычкам людей. В его стихах можно увидеть много злободневного и сатирического, направленного на конкретных людей, а не на общество в целом.

Лучшие произведения Державина во многом предопределили путь развития русской литературы. Раньше поэты представляли себя в первую очередь теоретиками литературы, стихи писали лишь для иллюстрации своих рассуждений о правилах стихотворства. Для Державина такой вариант был невозможен, поскольку теории он не знал, а творчество рассматривал лишь как плод вдохновения, не мог писать по приказу.

«Памятник»

Свое место в поэзии он определяет, выполнив переложение на русский язык знаменитого Памятника Горация. Он создает собственное стихотворение, где делает вывод, что его главная заслуга в литературе - тот факт, что он первым из русских авторов позволил себе написать об императорской особе с достаточной иронией и объективностью, не ограничиваясь торжественными словами. В этом его заслуга - в отступлении от канонов классицизма, уже существовавших в русской литературе.

Позднее это же стихотворение переработает для себя Пушкин, который, кстати, отзывался о старике Державине не слишком лестно:

Кумир Державина на одну четверть золотой, на три четверти свинцовый.

Державин не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии, ни даже о правилах стихотворства, вот почему он должен бесить всякое разборчивое ухо.

Вот вам и отзывы нового Державина.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Роль Ломоносова в формировании литературного языка: теория трех стилей
Следующая тема:   Фонвизин - «Недоросль»: идеи просветительства, идеалы Фонвизина

Сочинение


Гавриил Романович Державин - крупнейший русский поэт XVIII в. Родился в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Образование будущий поэт получил слабое, поскольку обучался у церковников, немецкого каторжника в частной школе, после поступил в Казанскую гимназию, которую не окончил. С 1762 г. Державин поступает на службу и служит в течение 10 лет солдатом в гвардейском Преображенском полку. Первое время он жил в казарме со «сдаточными» солдатами из крестьян и наравне с ними выполнял самую черную работу. Вместе с полком участвовал в перевороте, возведшем на престол Екатерину II.

Служба была самым трудным периодом в жизни Державина. Находясь после смерти отца в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, сделался отъявленным шулером, повел распутную жизнь, совершил ряд уголовных проступков. Позднее, будучи офицером, Державин по собственному почину принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта в качестве члена секретной следственной комиссии. Деятельность Державина во время пугачевщины во многом загадочна. Сам он ставил себе в особую заслугу, что, имея возможность добиться «всего», чего бы ни захотел, не изменил Екатерине. Несмотря на это, он восстановил против себя высшее начальство: главнокомандующий хотел «повесить Державина вместе с Пугачевым». В дальнейшем будущий поэт поступил на гражданскую службу, достиг высоких чинов: губернатора, секретаря Екатерины II, сенатора, государственного казначея, наконец, министра юстиции. В 1803 г., ввиду резкой оппозиции либеральным тенденциям Александра I, был «уволен от всех дел» и последние годы жизни прожил в полном покое в Петербурге.

Деятельность Державина, который буквально из низов поднялся до министра юстиции, на самом деле представляла собой ряд побед и поражений, взлетов и падений.

Во время пугачевского бунта Державина признали «недостойным продолжать военную службу», а его пребывание в кресле губернатора закончилось отставкой и преданием суду. Следующей ступенью в карьере Державина стала должность царского секретаря, но в этой должности он долго не продержался. Императрица жаловалась на него, что он «не только грубил при докладах, но и бранился».

Правители, пришедшие после Екатерины (Павел, а потом Александр), подверти его опале «за непристойный ответ» и за то, что «он слишком ревностно служит».

Современники приписывали злоключения Державина его резкому, неуживчивому характеру («бранится с царями и не может ни с кем ужиться»). Сам Державин считал, что он страдает за свою неуклонную приверженность к «правде» всегда и во всем («я тем стал бесполезен, что горяч и в правде чорт»). На самом деле в истории служебной деятельности Державина резко сказались особенности того социального слоя бедного служилого дворянства, который в эпоху дворцовых переворотов, пугачевщины, временщиков с исключительной энергией выдвинулся в первые ряды класса, оттесняя родовитую знать, сделавшись главной «подпорой» незаконного екатерининского трона. Вся служебная деятельность Державина направлена по линии борьбы с родовитой знатью, «мишурными царями» (стародворянскими крупнопоместными феодалами) - борьбы, в которой он опирается на временщиков, «случайных» людей (Г. Потемкина, А. Зубова) и саму императрицу. Однако временщики для Державина были всего лишь более удачливыми представителями того социального слоя, к которому он сам принадлежал. Императрица всем своим самодержавным могуществом опять-таки была обязана поддержке социально подобного Державину дворянского «множества». Отсюда тот «якобинский» пафос независимости, личного достоинства, который наряду с необходимостью «толкаться в передней» у временщиков, готовностью ревностно служить своим пером императрице и ее «орлам» так свойственен Державину- царедворцу и Державину-поэту.

На свою литературную деятельность сам Державин склонен был смотреть преимущественно как на орудие в той борьбе, которую он вел, из бедности и низов пробиваясь к «почетным чинам», подымаясь к самому подножию трона. Если верить его собственным неоднократным заявлениям, все его стихи за самыми малыми исключениями носят неуклонно-попитический характер, все написаны «на случай», проникнуты острой злободневностью. Боясь, что они станут непонятными новому читателю, Державин впоследствии составил особый «ключ», подробный автокомментарий, в котором детально объяснил, что именно послужило целью или толчком к написанию той или иной вещи. По поводу одной из наиболее удаленных, казалось бы, от всякой злободневности од Державина, знаменитой религиозной оды «Бог», один из осведомленных современников замечал: «Нет строки, нет выражения в шуточных и важных стихотворениях Державина, которые бы были им написаны без намерения, без отношения к лицам или обстоятельствам того времени.

Екатерина и другие особы, для которых он преимущественно писал, понимали все это и умели ценить». Это замечание приобретает особый вес, если мы обратимся к датам биографии: 15 февраля 1784 г. Державин уволен князем Вяземским от службы. «Бог» напечатан 23 апреля того же года. 22 мая Державин получает важное назначение - олонецким губернатором. По-видимому, «Бог» был воспринят Екатериной как пламенный гимн самодержавию, и она, как всегда в таких случаях, поспешила щедро наградить своего «собственного автора» (поэт так и подписывал некоторые свои письма - «ее величества собственный автор»). И в трудных обстоятельствах Державин постоянно «прибегает к своему таланту». Служебная карьера Державина начинается знаменитой одой «Фелица», посвященной прославлению Екатерины, впервые после нее обратившей внимание на Державина и пожаловавшей ему табакерку, осыпанную бриллиантами, и 500 червонцев. Свое положение после отставки от губернаторства он поправляет новой одой ей же, называемой «Изображение Фелицы», и «возвращает себе благоволение» Павла I одой на восшествие его на престол и т. д.

Свои оды Державин определял как «пустяки», которые не представляют собой никакой ценности: «...все это так, около себя и важного значения для потомства не имеет: все это скоро забудут». Однако именно оды занимают важное место в его творчестве и выходят далеко за те служебные рамки, в которые он их поставил. Поэзия Державина является памятником русской литературы и екатерининской России.