Какие автомобили выдают инвалидам в. Льготы для авто со знаком «Инвалид

Изменения в правилах

На дорогах часто можно встретить машины с наклейками на стеклах. Встречаются стикеры, копирующие дорожный знак Инвалид. ПДД разрешали водителям с наклейкой «Колясочник» льготные условия парковки и проезда по участкам, отмеченных запрещенными знаками. Некоторые водители начали незаконно пользоваться льготными правами, предоставленными только для инвалидов. При проверке такого «умельца» сотрудники полиции обнаруживали, что он вполне здоров и заехал под запрещающий знак, надеясь на несовершенство правил движения.

До 2016 года автовладельцы могли не предъявлять инспектору ДПС медицинскую справку, подтверждающую инвалидность.

Теперь инспектор, останавливая машину, на которой есть таблички «За рулем инвалид», имеет право и даже обязан потребовать свидетельство об инвалидности. Если документ не предъявлен, определяется степень нарушения и назначаются штрафы.

Стикер на машине

Обязательность установки на автомобиле таблички «Инвалид» в 2016 году регламентируется постановлением правительства №1990 (Основные положения по допуску к эксплуатации ТС). Постановление определяет условия перевозки в автомобилях инвалидов групп 1 и 2, взрослых и детей. Документ распространяет свое действие и на водителей-инвалидов, которые самостоятельно управляют автомобилями.

ПДД предусматривает два вида табличек желтого цвета:

С 4 апреля 2017 за отсутствие опознавательного знака «Глухой водитель» предполагается штраф в размере 500 руб.

Специальных знаков для детей-инвалидов нет. Если перевозится ребенок-инвалид, рекомендуют дополнительно установить стикер «В машине ребенок».

Опознавательные знаки размещаются на переднем и заднем стекле машины. Устанавливаются они стационарно, пока за рулем находится сам инвалид. Временно, пока здоровый водитель перевозит инвалида. В нашей стране ГИБДД эти знаки не выдает. Стикер с изображением «колясочника» можно купить в магазинах. Стоит он совсем не дорого, не дороже 100 руб. Купив такую наклейку, можно самостоятельно изготовить съемный опознавательный знак «колясочник».

Свидетельства инвалидности

В ПДД нет точного определения для документа, который водитель должен представить инспектору ДПС. Есть в пункте 2.1.1 раздела «Общие обязанности водителя» запись:

  • инспектор имеет право требовать медицинское подтверждение инвалидности, если на автомобиле размещена наклейка «Инвалид»;
  • документ, подтверждающий наличие инвалидности, должен быть у водителя-инвалида;
  • документ, подтверждающий наличие инвалидности, должен быть у пассажира-инвалида, если его перевозит здоровый водитель.

Если возникли сомнения в подлинности предъявленных документов, тогда вступает в действие статья 13 Федерального закона №3 (права полиции):

  • пункт 2 разрешает проверять представленные документы, если имеются данные о совершении преступления (имеется в виду незаконное их использование);
  • пункт 4 дает право сотруднику полиции запрашивать необходимую информацию из медицинских учреждений.

В современных водительских удостоверениях нет специальной отметки, устанавливающий группу инвалидности. В некоторых регионах департаментам транспорта разрешено выдавать справку на специальном бланке, она позволяет бесплатно парковаться на платных парковках. Так сделали в Москве.

Пока главным подтверждением льгот является пенсионное удостоверение, в котором проставлена отметка, определяющая группу инвалидности, по которой назначена пенсия. Инспектора устроит также справка, выданная после проведения федеральной медико-социальной экспертизы. Условия и порядок проведения медицинского освидетельствования на право получения инвалидности по группам 1 и 2 определены в постановлении правительства РФ №95 (редакция 2015 года).

Действие запрещающих знаков

На автомобиле установлены таблички «За рулем инвалид», тогда ПДД разрешает не выполнять требования некоторых запрещающих знаков. К ним относятся видимые инвалидами знаки, установленные на городских магистралях:

  • 2 движение запрещено;
  • 3 движение ТС механических запрещено;
  • 28 стоянка запрещена;
  • 29/3.30 стоянка запрещена по нечетным/четным числам.

При проезде по дороге, оборудованной остальными дорожными знаками, их требования надо неукоснительно соблюдать, иначе последует нарушение ПДД, за которое можно заработать административное наказание и штраф.

Надо также иметь в виду, что информационный знак 6.4 (место для стоянки) с дополнительной табличкой 8.17 разрешает стоянку только инвалидам.

Дополнительная информация

ПДД определяет две специальные таблички, определяющие льготный проезд в зоне тех знаков, под которыми установлены. Они относятся к разряду знаков дополнительной информации для самих инвалидов и для остальных участников дорожного движения.

Табличка 8.17 «Инвалиды», устанавливается под знаком 6.4 (парковка разрешена). Их совместное использование обозначает: парковка только инвалидам. Поэтому парковаться на этом месте запрещено любым другим ТС.

Табличка 8.18 «Кроме инвалидов», разрешает изменять правила действия 5-ти запрещающих знаков 3.2, 3.3, 3.28, 3.29, 3.30. Например дорожный знак 3.3 запрещает движение механическим транспортным средствам. Но если под ним размещена табличка 8.18, тогда инвалид может проехать под запрещающий знак и это не будет считаться нарушением. Это правило распространяется и на условия стоянки 3.28-3.29.

Парковка

Практически во всех регионах страны на каждой автостоянке должно быть отведено не меньше десяти процентов мест для инвалидов. Льготные места должны быть отмечены специальными знаками или горизонтальной разметкой, нанесенной на дорогу в виде символа «Колясочник». Вокруг супермаркетов, больниц и других социально значимых учреждений они бесплатные.

Если на автомобиле табличка «Инвалид за рулем», тогда за платную парковку можно не платить, но только когда есть свободные места. Все места заняты, тогда платить надо или нужно ждать пока льготное место освободится. Но водители должны иметь ввиду, что возможно придется предъявить документы, подтверждающие статус инвалида.

Мошеннические уловки бесплатно парковаться теперь не проходят. На некоторых стоянках установлены автоматические устройства контролирующие правильность оплаты. Работник автостоянки может попросить назвать номер удостоверения, разрешающего бесплатную парковку. Просьба не выполнена - для проверки документов могут вызвать инспектора полиции.

Дорожные видео-камеры

ПДД разрешает льготный проезд под запрещающий дорожный знак. Но видео-камера наклейки и стикеры на автомобиле не увидит. Она автоматически зафиксирует нарушение, затем будет выслана квитанция на оплату.

Ситуация неприятная, но вполне поправимая. Надо поехать по адресу, указанному в квитанции, предъявить медицинскую справку или свидетельство, тогда штраф аннулируют. Все остальные нарушения ПДД, зафиксированные видео-камерой или сотрудником полиции, оплатить надо в обязательном порядке, как и обычному водителю, не имеющему право на льготы.

Знак забыли снять

Водитель перевозил инвалида 1 или 2 группы, а потом забыл снять знак - КоАП посчитает, что льготная табличка установлена на автомобиле незаконно, надо назначить денежное наказание в размере 5 тысяч рублей по статье 12.5. Если машина с не снятым знаком поставлена на парковочное место под знак 8.18, тогда тоже штраф 5 тысяч. Пункт 4.1 этой же статьи 12.5 предусматривает и возможность конфискации автомобиля (это точная формулировка закона). Скорее всего под этим наказанием подразумевается отправка на штраф-стоянку.

ПДД будут дорабатывать

Современный вариант ПДД не устраивает не только инвалидов, но и самих сотрудников полиции. Есть вполне оправданные замечания, которые, скорее всего, в ближайшем будущем будут устранены.

Водителей не устраивает знак «Кроме инвалидов». Символ «Колясочник» перечеркнут красной чертой разрешает проезд, хотя дорожный знак с красной чертой означает запрещающее действие. Многие сотрудники полиции считают - для инвалидов знаки, с изображением «Колясочник» должны выдаваться в ГИБДД, тогда нарушителей будет меньше. С ними полностью согласны и законопослушные водители. В некоторых зарубежных странах такие опознавательные знаки выдает министерство транспорта.

Положен ли инвалиду автомобиль по льготам? И какова процедура его получения?

За последние годы законодательные меры социальной поддержки инвалидов, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, претерпели существенные изменения. В рамках обеспечения инвалидов льготными автомобилями государством было принято множество постановлений и законов, которые впоследствии нормативными актами были отменены.

КАК ЭТО БЫЛО И КОГДА ОТМЕНИЛИ:
Льготы в области транспортных средств инвалидам , имеющим соответствующие медицинские показания (заключение бюро МСЭ), предоставлялись до 2005 года в виде:

Обеспечения их специальными автомототранспортными средствами;
- возмещения расходов на капитальный ремонт специальных транспортных средств (кроме автомобилей);
- получения специальных кресел-велоколясок;
- компенсации на горючее;
- ремонт и техническое обслуживание специальных транспортных средств.

Эти гарантии были закреплены в следующих документах:
- Постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1983 года "Об обеспечении транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 февраля 1993 года № 156 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами";
- Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 года № 356 "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах (с изменениями на 26 июня 1995 года).

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" было принято решение о предоставлении инвалидам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, вместо автомобиля марки "Запорожец" (в связи с прекращением его выпуска) автомобилей марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет. Органы исполнительной власти регионов получили право осуществлять предоставление инвалидам автомобилей других марок исходя из своих финансовых возможностей, состояния дорожно-транспортных коммуникаций, наличия сети технического обслуживания автомобилей.

Автомобиль "Запорожец" или "Ока" выдавались на семь лет без права капитального ремонта. По истечении этого времени автомобиль должен был быть заменен. Капитальный ремонт мотоколяски производился один раз в пять лет по фактической стоимости, но не более 50% стоимости мотоколяски на момент ремонта инвалидам общего заболевания и других причин, а также инвалидам детства на условиях, определенных Постановлением Правительства РФ N 156 от 22.02.93 г. "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами".

Автомобили "Таврия" или "Ока" с ручным управлением и мотоколяски предоставлялись бесплатно лишь нуждающимся в них инвалидам ВОВ, инвалидам, приравненным к ним, а также другим инвалидам из числа военнослужащих при наличии медицинских показаний .

Автомобили (мотоколяски), ранее полученные инвалидами бесплатно, подлежали возврату органам социального обеспечения, а приобретенные за плату (в том числе со скидкой к их стоимости) возврату органам социальной защиты населения не подлежали. После смерти инвалида полученный им бесплатно автомобиль (мотоколяска) возвращался органам социальной защиты населения. Автомобиль (мотоколяска), приобретенная инвалидом за плату (в том числе со скидкой к ее стоимости), наследовалась в установленном законом порядке.

Инструкция о порядке выдачи, замены и продажи автомобилей с ручным управлением (утратила силу лишь в 2008 году) определяла, что инвалиду выдается автомобиль с ручным управлением.

Постановление Правительства РФ от 28.05.92 г. № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах», которое гарантировало обеспечение всех инвалидов специальными транспортными средствами при условии, что у них имеются медицинские показания на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствуют противопоказания, которые могли бы препятствовать допуску к управлению ими, с 03.02.2008 г. утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 19.01.2008 № 15 "О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами", равно как и другие основополагающие нормативные акты по порядку обеспечения инвалидов транспортными средствами.

С 1 января 2005 года в Российской Федерации осуществлен переход к новому правовому регулированию обеспечения социальной поддержки отдельных категорий населения, в том числе и по обеспечению транспортными средствами. Федеральный Закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2005 г., отменил:
- Бесплатное получение инвалидами транспортных средств в качестве средства реабилитации;
- Выплату вместо автомобиля денежной компенсации;
- Замену автомобилей для тех, кто получил их ранее;
- Денежную компенсацию за бензин, запчасти, ремонт, техобслуживание выданных бесплатно транспортных средств.
То есть все ранее действовавшие законы, касающиеся обеспечения инвалидов транспортными средствами, утратили силу.

В целях реализации норм Федерального закона № 122-ФЗ в части обеспечения отдельных категорий граждан транспортными средствами Правительством Российской Федерации принято постановление от 6 сентября 2007 года № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».

6 мая 2009 года, в преддверии празднования Дня победы, а также в целях выполнения длящихся обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации инвалидами, которые на 1 января 2005 года состояли на учете (очереди) в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, вышел Указ Президента Российской Федерации N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов". В соответствии с данным Указом Правительством РФ было принято Постановление от 12 сентября 2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".
По словам министра здравоохранения и социального развития РФ, коим на тот момент являлась Татьяна Голикова, на эти цели из федерального бюджета планировалось дополнительно выделить более 4 млрд. рублей.
По информации Минздравсоцразвития России, большинство инвалидов Великой Отечественной Войны, которым, к слову сказать, почти всем на тот момент уже было за 80 лет, предпочитали получить денежную компенсацию вместо машины. Данный документ предусматривал следующий порядок обеспечения легковыми автомобилями и выплаты компенсации: Легковые автомобили предоставлялись:
- в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидам из числа реабилитированных лиц. Компенсация выплачивалась:
- в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля;
- в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам. Для получения автомобиля инвалид (лицо, представляющее его интересы) должен был подать в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту своего жительства соответствующее заявление и документ, удостоверяющий личность; для получения компенсации инвалид (лицо, представляющее его интересы) должен был подать в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту своего жительства соответствующее заявление (с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность. Принятие решения о предоставлении автомобиля либо о назначении данной компенсации и ее выплате инвалидам осуществлялись органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. В своей деятельности органы социальной защиты населения руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированными в установленном порядке, а также решениями судебных органов, вынесенными в их адрес. На основании Постановления Правительства РФ от 12 июля 2010 г. N 508 "О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей" легковые автомобили предоставляются инвалидам в собственность. Действовавший ранее закон о замене транспорта на новый после истечения 7 лет его эксплуатации отменен.
Согласно данному постановлению № 508 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 13 декабря 2010 года №
1101н/849 утвержден порядок оформления в собственность автомобилей, ранее выданных инвалидам за счет средств федерального бюджета. Размер компенсации составил 100 тысяч рублей.
Инвалиды, получившие компенсацию, снимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами. Постановление Правительства № 670 от 12 сентября 2008 г. содержит положение о признании утратившим силу ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами". Нормы законов, предусматривавшие обеспечение инвалидов транспортными средствами при наличии у них соответствующих медицинских показаний, а также бесплатную замену транспортного средства также утратили силу, в
связи с чем правовые основания для бесплатной замены транспортного средства по истечении срока его эксплуатации, к сожалению, отсутствуют. Данный закон действует в отношении инвалидов всех групп и категорий. Те, кто не стоял в очереди на получение автомашины до 1 января 2005 года, получить её не смогут. Инвалидам по общему заболеванию, трудовому увечью, инвалидам с детства и детям-инвалидам положена лишь денежная компенсация - 100 тысяч рублей. На сегодняшний день считается, что существовавшая на 1 января 2005 года очередь инвалидов на получение бесплатного автотранспорта исчерпана. Из отчёта Счётной палаты Российской Федерации № 11 (155) от 2010 г. "О результатах контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных для предоставления инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах":
Общая численность отдельных категорий граждан (с учетом судебных решений), которым должны были предоставить транспортные средства или выплатить единовременную денежную компенсацию, составила в проверяемом периоде 91 491 человек, из них 62 215 человек (68,0 %) - получатели единовременной денежной компенсации.
Общий объем средств, выделенных из федерального бюджета на выполнение расходных обязательств государства перед льготными категориями граждан по обеспечению их транспортными средствами и выплате единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах, составил 11 149 993,4 тыс. рублей:
- на приобретение транспортных средств - 4 834 326,7 тыс. рублей;
- на выплату единовременной компенсации - 6 315 666,7 тыс. рублей, в том числе:
- в 2008 году - 6 302 393,4 тыс. рублей (на приобретение транспортных средств - 4 734 850,0 тыс. рублей, на выплату единовременной компенсации - 1 567 543,4 тыс. рублей);
- в 2009 году - 4 847 600,0 тыс. рублей (на приобретение транспортных средств - 99 476,7 тыс. рублей, на выплату единовременной компенсации - 4 748 123,3 тыс. рублей). В проверяемом периоде расходы федерального бюджета на предоставление инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации составили 11 046 659,2 тыс. рублей, или 99,1% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 4 825 751,7 тыс. рублей, или 99,8 % от утвержденных бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 6 220 907,5 тыс. рублей, или 98,5 % от утвержденных бюджетных назначений. Этот же отчёт содержит следующий вывод:
Обеспечение автомобильным транспортом инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, завершено в 2008 году. Обеспечение автотранспортом других категорий инвалидов осуществлено в 2009 году. В 2008-2009 годах Минздравсоцразвития России перечислено органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации 6 220 907,5 тыс. рублей (с учетом оплаты банковских услуг и услуг почтовой связи, а также возвратов неиспользованных остатков средств федерального бюджета субъектами Российской Федерации по 923 получателям компенсации) на выплату единовременной денежной компенсации 61 292 инвалидам, в том числе: в 2008 году - 15 443 гражданам на 1 567 464,5 тыс. рублей; в 2009 году - 45 849 гражданам на 4 653 443,0 тыс. рублей. В 2008-2009 годах инвалидам предоставлено 29 276 автомобилей на общую сумму 4 825 751,7 тыс. рублей. В 2008 году расходы федерального бюджета на предоставление инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации составили 6 297 101,4 тыс. рублей, или 99,9% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 4 729 636,9 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденных бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 1 567 464,5 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденных бюджетных назначений.
В 2009 году указанные расходы составили 4 749 557,8 тыс. рублей, или 97,9 % от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 96 114,8 тыс. рублей, или 96,6% от утвержденных
бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 4 653 443,0 тыс. рублей, или 98,0 % от утвержденных бюджетных назначений. Из отчёта следует, что обязательства по выдаче легкового автомобиля или единовременной денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей взамен автомобиля в соответствии с Указом государством в 2008-2009 годах выполнены. В настоящее время обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 11.1. главы 3 данного закона определяет перечень технических средств реабилитации инвалидов. Спецавтотранспорт в этот перечень не входит. Вывод: на сегодняшний день обеспечение инвалидов транспортными средствами законодательно не предусмотрено.

Согласно правилам дорожного движения (Приложение 1, раздел 3), действие некоторых запрещающих знаков не распространяется на автомобиль, если им управляет инвалид I или II группы, или если оно перевозит такого инвалида или детей-инвалидов.

Речь идет о знаках «Движение запрещено», «Движение механических транспортных средств запрещено», «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и «Стоянка запрещена по четным числам месяца».

С 6 февраля 2016 года действие этих знаков не имеет отношения только к тем транспортным средствам, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Соответствующее дополнение внесено в ПДД (Приложение 1, раздел 3). Кроме того, в числе документов, которые водитель обязан предъявлять по требованию сотрудника ГИБДД, теперь входит удостоверение инвалида (пункт 2.1.1. ПДД).

Ранее (до 6 февраля 2016 года) о необходимости использования знака «Инвалид» в разделе о запрещающих знаках не говорилось. Он требовался только в случае стоянки на парковке для инвалидов. При этом водитель не обязан был иметь при себе документ, подтверждающий его инвалидность или инвалидность пассажира.

За незаконное использование опознавательного знака «Инвалид» с 19 июня 2015 года предусмотрен штраф 5000 руб. Незаконно установленный знак подлежит конфискации.

«Принятые решения позволят повысить социальную защищенность лиц с ограниченными физическими возможностями и исключить случаи неправомерного использования опознавательных знаков “Инвалид”, а также исключить возможность нарушения соответствующих запрещающих дорожных знаков лицами, не имеющими на это права», – говорится на сайте МВД .

Подводные камни

Несмотря на то, что изменения в ПДД должны защитить права инвалидов, некоторые автомобилисты опасаются сложностей с их применением на практике. Например, водители, которым приходится часто перевозить родственников с ограниченными физическими возможностями, имеют на своей машине опознавательный знак «Инвалид». Не будет ли нарушением использование этого знака в случае, если инвалида в данный момент в автомобиле нет?

Как поясняет «Российская газета», знак «Инвалид» не дает никаких преимуществ на обычной дороге. Поэтому, если водитель не пользуется льготами, предназначенными только для инвалидов, то и нарушения он никакого не допускает.

Но сомнения все же остаются. Ведь ГИБДД заявляет , что штраф 5000 руб. предусмотрен за «управление транспортным средством, на котором незаконно установлен данный опознавательный знак».

Вполне возможна и такая ситуация: вы отвезли инвалида, допустим, на вокзал или в поликлинику, оставили машину под запрещающим знаком и вышли проводить его. Возвращаетесь без инвалида, а у машины вас ждет инспектор ГИБДД. Если знак «Инвалид» на машине установлен, то вы уже не можете доказать, что инвалид в ней ранее находился. Если знак снят после поездки, то автомобиль припаркован в неположенном месте. Похоже, простых рецептов для данной ситуации пока не существует.

«Наличие активного обсуждения говорит о том, что закон оставил много вопросов», – прокомментировал ситуацию для “Милосердия.ru” юрист Коллегии правовой защиты Равиль Ахметжанов.

В Москве, в отличие от других регионов, действуют особые правила парковки для инвалидов . Автовладельцы с ограниченными физическими возможностями и законные представители ребенка-инвалида могут оформить специальные разрешения, которые дают право на круглосуточную бесплатную парковку в местах, предназначенных для инвалидов. Разрешение выдается в МФЦ.

Удобство этой льготы заключается в том, что документ оформляется на автомобиль. То есть, если в данный момент инвалида в машине нет (допустим, он проходит обследование в медицинском учреждении, а водитель его ждет), она все равно может находиться на стоянке для инвалидов, так как номер машины внесен в специальный реестр.

Однако различия между региональным законодательством и правилами дорожного движения могут стать причиной неожиданных коллизий. По словам Равиля Ахметжанова, водитель-инвалид из другого региона России, приехав в столицу, легко может получить постановление о штрафе или не обнаружить в месте парковки оставленную там машину – ее увезут на спецстоянку.

Ведь его транспортное средство не внесено в московский реестр автомобилей, принадлежащих инвалидам. Точно выполняя ПДД, он может оказаться виновником сразу трех административных правонарушений – двух по федеральному (парковка в неположенном месте и незаконное использование опознавательного знака «Инвалид») и одного по региональному закону (неоплаченная парковка), подчеркнул эксперт.

1. 21 декабря состоялось вручение ключей от новых автомобилей саратовцам, пострадавшим на производстве. Практика поддержки земляков, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, продолжается, невзирая ни на какие экономические сложности. Церемония вручения ключей прошла в Саратовском региональном отделении Фонда социального страхования РФ. Машины получили 8 жителей области из Балакова, Энгельса, Ершова, Саратовского, Новоузенского, Лысогорского, Марксовского районов. Каждый из присутствующих на церемонии получил автомобиль повторно - более удобную, комфортную и улучшенную с технической точки зрения модель.

Автомобили гражданам, пострадавшим на производствах, выдаются с 2000 года. За 15 лет выдано 346 автомобилей. До 2008 года такие категории граждан получали автомобили «Ока». Затем эта марка была заменена пятой и седьмой моделями «жигулей». С 2013 года выдается более удобная и комфортная марка автомобилей «LADA GRANTA».

Всего по итогам 2016 года вручено 22 автомобиля гражданам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.


2. 20 жителей Волгоградской области, пострадавших на производстве, получили ключи от новых автомобилей. Впервые людям с ограниченными возможностями здоровья предоставлены машины ручного управления с автоматической коробкой передач, кондиционером и электрическими стеклоподъемниками. Всего с начала действия программы Фонда социального страхования (ФСС) спецавтомобили получили порядка 450 жителей региона.

Обеспечение адаптированными автомобилями граждан, получивших инвалидность на производстве, позволяет им сохранить активный образ жизни. Нуждаемость пострадавшего в спецсредстве определяют органы медико-социальной экспертизы: если он признается годным к управлению транспортным средством, то может рассчитывать на получение автомобиля. На сегодняшний день в региональном отделении ФСС нет очереди на получение спецавтотранспорта - от момента сбора и подачи документов до получения машины проходит всего несколько месяцев.

Наряду с предоставлением автотранспортных средств в обязанности фонда входит обеспечение пострадавших на производстве техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.

По информации комитета труда и занятости Волгоградской области, в регионе сложилась позитивная тенденция снижения количества несчастных случаев на производстве. С начала 2016 года их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось более чем на 50%.


3. Ключи от новых автомобилей Lada Granta получили жители Орловской области, пострадавшие на производстве. Мероприятие прошло 7 декабря.

Отметим, что нуждаемость в специальном автомобиле определяется учреждением медико-социальной экспертизы, которое проводит освидетельствование пострадавших на производстве, устанавливает степень утраты профессиональной трудоспособности и разрабатывает программу реабилитации пострадавшего.

Обладателями новых Lada Granta, оснащенными автоматической коробкой передач, в этот раз стали 7 человек. Это жители Орловского, Мценского, Новосильского, Залегощенского районов Орловской области.

Автомобили приобретены за счет средств Фонда социального страхования. Общая сумма составила порядка 3,5 млн рублей.

Всего с 2001 года в рамках социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве граждан Орловское региональное отделение Фонда социального страхования выдало 177 машин.



4. Инвалидам Омской области вручены ключи от 35 новых автомобилей. На приобретение автотранспортных средств из Фонда социального страхования направлено было 17 миллионов рублей. Личные транспортные средства, специально оборудованные под физиологические потребности, передаются инвалидам ежегодно.

Государственная программа обеспечения пострадавших на производстве и получивших инвалидность действует на территории Омской области с 2001 года. По закону такой транспорт выдается каждые 7 лет, при этом предыдущий автомобиль также остается в личном пользовании, и владелец вправе его продать или подарить. Кроме того, государство выделяет фиксированную сумму на бензин и оплачивает капитальный ремонт автомобиля.

Сегодня в Омской области 40 процентов людей с инвалидностью гарантированно трудоустроены. В следующем году эта цифра будет доведена до 50 процентов, причем сюда не входят пострадавшие на производстве.

Сейчас Министерство труда и социального развития региона совместно с Фондом социального страхования и службой занятости готовят программу переобучения, повышения квалификации и трудоустройства омичей, получивших инвалидность на производстве. Омская область начнет реализацию этого пилотного проекта в 2017 году.


5. Ключи от спецавтомобилей 29 декабря вручили 29 жителям Новосибирской области, пострадавшим на производстве. Средства на приобретение 29 автомобилей Лада Гранта были выделены из бюджета Фонда социального страхования РФ новосибирцам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и имеющим ограниченные физические возможности.

Для справки:

Автомобили были приобретены в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 286. Обеспечение пострадавших автомобилями за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется с 2000 года.

Помимо этого:

1. Лучшие аграрии Оренбуржья получили ключи от легковых автомобилей. 21 ноября в областном центре чествовали передовиков сельскохозяйственного производства. На праздник, посвященный Дню работника сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбуржья, приехали сельхозтоваропроизводители со всего региона.

На празднике состоялось награждение передовиков агропромышленного комплекса Оренбуржья - 38 аграриев получили ключи от легковых автомобилей. Определены районы, организации и хозяйства, достигшие лучших производственно-экономических показателей по отраслевым направлениям.

2. Во вторник, 20 декабря, состоялось вручение муниципальным образованиям региона специализированных микроавтобусов.

Транспортные средства полностью приспособлены для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.

В этом году три микроавтобуса получили комплексные центры социального обслуживания населения в Светловском городском округе, Балтийском и Светлогорском районах. На данные цели из областного бюджета направлено 7,3 миллионов рублей.

Новые машины пополнили автопарк социальной службы перевозок, которая создана и действует в каждом районе области. Ежегодно данными транспортными услугами в регионе пользуется более пяти тысяч человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В настоящее время 38 специализированных автомобилей осуществляют выезды по территории Калининградской области для обеспечения доставки граждан в социально значимые учреждения.

Информация о работе социальной службы перевозок:

В 2001 году в Калининградской области стал реализовываться пилотный проект «Социальное такси», направленный на оказание услуг гражданам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Финансирование деятельности социальной службы перевозок осуществляется за счет средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций местным бюджетам.

В целом за последние три года на приобретение специализированных автомобилей выделено более 33 млн рублей.

Проезд осуществляется на основании талонов, выдаваемых комплексными центрами социального обслуживания населения по месту жительства инвалида.

В 2014 году за счет средств областного бюджета (11,9 млн рублей) приобретено 6 микроавтобусов , оборудованных механизмом подъёма пассажира вместе с его креслом в салон. Внутри салона предусмотрены крепления для фиксации двух кресло-колясок. Конструкция разработана с учётом всех правил безопасности. Указанные транспортные средства распределены в следующие муниципалитеты: Калининград, Гурьевский, Гусевский и Черняховский городские округа, а также Полесский муниципальный район.

В 2015 году приобретено еще восемь специализированных микроавтобусов для Багратионовского, Неманского районов, Гвардейского, Славского, Гурьевского, Озерского, Зеленоградского и Советского городских округов. На данные цели из областного бюджета направлено 14,5 миллиона рублей.


Вносятся изменения, обязывающие водителей-инвалидов иметь при себе документ, подтверждающий факт установления инвалидности. Новый абзац добавлен в пункт 2.1.1 Правил.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;
  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
  • В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;

Таким образом расширен список документов, которые должен иметь при себе водитель.

Чтобы инвалидам воспользоваться дополнительными «льготами» при постановке автомобиля на стоянку и проезд под знаки 3.2 «Движение запрещено» и 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено», на автомобиле с 29 января 2016 года должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид»/

Действие знаков не распространяется:

  • 3.2, 3.3, 3.28 — 3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид» .

Какой штраф за отсутствие документа, подтверждающего инвалидность?


Штраф был введен 19 июня 2015 года, но не за отсутствие документов, а за незаконную установку знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с таким знаком и составляет для граждан 5000 рублей . Однако, без данных изменений в ПДД требовать документы для подтверждения инвалидности у инспекторов ГИБДД не было законных оснований и этим могли воспользоваться недобросовестные водители.

Как воспользоваться «льготами ПДД» при перевозке инвалидов?

Тем не менее остались некоторые вопросы. Простая ситуация, водитель привез инвалида на вокзал, встал на стоянку для инвалидов и пошел провожать на поезд, а по возвращении его встречает инспектор, но инвалид уже уехал на поезде. Если знак «Инвалид» установлен, то у водителя нет документов, подтверждающих инвалидность, если после поездки знак снят, то автомобиль эвакуируют. Или инвалида привезли в больницу и водитель ожидает в машине, когда подойдет инвалид после процедур. Оставлять знак на время ожидания или снимать?


На самом деле с пассажиром-инвалидом все просто. Водитель вешает знаки «инвалид» и пользуется «льготами ПДД» только в случае, если инвалид находится рядом и согласен передать водителю документ, подтверждающий инвалидность.

В случае с вокзалом необходимо либо позаботиться о втором сопровождающем, либо после высадки инвалида немедленно снять опознавательные знаки и переставить автомобиль на общую парковку. В случае с поликлиникой можно оставить знак и автомобиль на парковке для инвалидов, но при этом вместе покинуть стоянку и вместе на нее вернуться. Аналогично не будет претензий к водителю, если он вместе с инвалидом приедет за покупками в магазин

Конечно же, если автомобиль будет использоваться не только инвалидами, нужно приобрести быстросъемный опознавательный знак, например на присосках. Также не забывайте, что «льготы ПДД» распространяются только на инвалидов I и II групп, и для любой группы при перевозке детей-инвалидов»