Топологическая точка зрения. Третья топика Вторая топика фрейда

Вторая топика

Изменения, вносимые Фрейдом в описание структуры психики, связано с пониманием им внутриличностных конфликтов.
Топическое и динамическое понимание человеческой психики было дополнено структурным ее осмыслением. Это имело место в работе «Я и Оно» (1923), Фрейд выделяет в структуре психики три компонента:

Оно (Ид) - бессознательное. Хаос или котел, доверху наполненный бурлящими возбуждениями, влечениями, страстями. Оно функционирует по программе получения наибольшего удовольствия. В нем нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установлений.
Я (Эго) сознание, принцип реальности. Я — та душевная инстанция, которая руководит цензурой сновидений и способствует вытеснению неприемлемых для сознания побуждений и влечений.
Я - олицетворение здравого смысла и благоразумия, сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне полагаемой необходимостью. По своему происхождению Я является дифференцированной частью Оно, представителем реального мира в душевной жизни человека, стремится к упорядоченности психических процессов и к замене господствующего в Оно принципа удовольствия принципом реальности, пытается осуществить власть над побуждениями. Я пытается управлять Оно, направлять его деятельность в социально приемлемое русло. Вместе с тем Оно исподволь, но властно стремится реализовать свою собственную программу, в результате чего нередко Я вынуждено идти у него на поводу. Я оказывается как бы под сильным нажимом со стороны наследственного бессознательного (Оно) и приобретенного бессознательного (Сверх-Я).
В случае мании Я и Я-идеал сливаются между собой.
В случае меланхолии происходит раскол между обеими инстанциями.
Внутрипсихические конфликты возникают не только в результате столкновений между Оно и Я, но и на основе конфликтных отношений между Я и Я-идеалом. В случае инфантильного Я давление оказывается со стороны, извне, в то время как Я взрослого человека испытывает давление со стороны своей собственной психики, изнутри. Если родители только взывают к совести ребенка, то Сверх-Я взрослого человека, или его совесть, сама наказывает Я, заставляя его мучиться и страдать. Наказание извне заменяется наказанием изнутри. Я угрожают: Оно, Сверх-Я и внешний мир. Я не хозяином в своем доме.
Психоаналитическая максима «Там, где было Оно, должно быть Я» общеизвестна. Данная максима, является, по сути дела, измененным по форме изречением немецкого философа Э. фон Гартмана, в труде «Философия бессознательного» Гартман писал: «Везде, где сознание в состоянии заменить Бессознательное, оно должно заменить его».
Сверх-Я (Суперэго) родительский авторитет, идеал, совесть, во многом бессознательно.
В самом Я имеется нечто бессознательное, и невроз может быть обусловлен не только противоречиями, возникающими между компонентами структуры, но и внутренними противоречиями в самом Я.
Сверх-Я выступает в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя. Сверх-Я отражают те противоречия, которые имеют место между внешним и внутренним миром, между физической и психической реальностью. Удовольствия Оно могут получать свое продолжение в виде конфликтов с его прямым наследником, то есть Сверх-Я. Муки совести приносят человеку такие страдания, попытка бегства от которых завершается уходом в болезнь. Сверх-Я вносит свою, не менее значительную лепту, чем Оно, в дело возникновения невротических заболеваний. Воспитывая ребенка, родители руководствуются, как правило, не своим Я, олицетворяющим разум и рассудок, а предписаниями собственного Сверх-Я, основанными на идентификации со своими родителями.
Ситуации, когда родители предпринимают всяческие попытки к тому, чтобы их дети пошли по тому пути, о котором они сами мечтали. Сверх-Я является носителем идеала - идеализированных представлений ребенка о своих родителях и называется Я-идеал, т.е. приписываемые ребенком совершенные качества родителей, связанные с его восхищением ими и подражанием им. Вытеснение производится самим Сверх-Я или Я, действующим по заданию Сверх-Я.

Интересно, что данное понятие топики, или топологии, имеет различные исторические корни. Это, во- первых, все работы по нейрофизиологии второй половины XIX века, касающиеся церебральной локализации. Заметим по этому поводу, что первая книга, опубликованная Фрейдом в 1891 году, носит название «Афазия», в ней он весьма активно критикует узость топологического подхода, пытаясь обогатить функциональные интерпретации.

С другой стороны, сосуществование у одного и того же индивида различных и более или менее независимых друг от друга психических областей, отчетливо демонстрируемое в таких феноменах, как раздвоение личности или постгипнотическое внушение.

Идя еще дальше, Брейер, изучавший вместе с Фрейдом истерические неврозы, высказал весьма важную мысль о том, что различные психические функции опираются на столь же различные психические аппараты. «Зеркало телескопа,- говорит он,- не может служить в это же время фотографической пластиной», т.е. функция восприятия и мнестическая функция нуждаются в двух различных системах. Наконец, в порядке идеи несколько другого плана сновидение представлялось очевидной демонстрацией того, что в нормальных условиях некоторая область психического может функционировать по своим собственным законам независимо от сознания, в смысле поля сознания. Это напоминает нам о том, что истоки проблемы топики были тесно связаны с существованием бессознательного.

Первая топика

Развитие топологической концепции психического аппарата происходило постепенно, начиная с первых работ Фрейда по истерии, работ, для которых он заимствовал (мы намекали на это) некоторые идеи у Брейера. Эти самые первоначальные идеи можно обнаружить главным образом в эссе «Проект научной психологии» (1895), при его жизни не опубликованном.

Эта первая теория, явно отмеченная стремлением достичь понимания соответствия психических феноменов гистологическим и нейрофизиологическим данным, практически не оставила следов в дальнейших построениях. Впоследствии Фрейд более не занимался проблемой нейрофизиологического или анатомического соответствия, и его теоретизирование, чисто психологическое, предполагало лишь внутреннюю связность и действенность в понимании клинических фактов. В этой перспективе первая топологическая схема психического аппарата (кратко называемая «первой топикой») описана им в 7-й главе «Науки о сновидениях» и в эссе 1915 года «Бессознательное».

Основная идея этой топики состоит в том, что различия в сознательном и бессознательном характере психических феноменов концептуально недостаточно. Чтобы продвинуться дальше в объяснении психического функционирования, он предлагает психический аппарат, состоящий из трех систем, называемых:

Бессознательное (сокращенно Без);

Предсознательное (сокращенно Псз);

Сознательное (сокращенно Сз).

Последняя система чаще называется Восприятие-Сознание (Вп-Сз).

■ Отрекшись от желания установить параллели с анатомической реальностью, Фрейд тем не менее расположил систему Вп-Сз на периферии психического аппарата между внешним миром и мнестическими системами (см. рис. 1). В результате она стала ответственной за регистрацию информации, приходящей извне, и восприятие внутренних ощущений диапазона удовольствие-неудовольствие.

Напомним, что эта функция восприятия противопоставляется функции запечатления: система Вп-Сз не сохраняет никаких прочных следов возбуждений, которые она регистрирует. Наряду с этим эта система функционирует в количественном регистре, в противоположность остальному психическому аппарату, функционирующему соответственно качественным признакам.

Система Сз не только воспринимает внешнюю сенсорную информацию и эндогенные ощущения, но и является местом локализации процессов мышления, причем как суждений, так и оживления воспоминаний. Мы вернемся к этому при обсуждении предсознательного. Следует также в качестве существенного момента отметить локомоторный контроль.

■ Предсознательное отделено как от бессознательного (Без), так и от системы восприятие-сознание. Во втором случае установить различие более затруднительно. К тому же Фрейд их часто объединял, чтобы противопоставлять бессознательному (Без). Тогда он называл их совокупность предсознательным, отодвигая, таким образом, на второй план тот факт, что часть этой совокупности может присутствовать в данный момент в ноле сознания. Это предсознательное есть то, что он называл нашим «Я- представительским», тем, что мы хотим принять на себя. Его можно соответствующим образом определить по особенностям содержания и функционирования.

О его содержании можно сказать прежде всего то, что, не присутствуя в поле сознания, оно тем не менее доступно осознанию. Оно принадлежит системе следов памяти и создано «словесными представлениями». Под представлениями (репрезентациями) подразумевается то, что представляется, содержание мышления, а также элемент, представляющий психический феномен, то, что находится на его месте. В теории психического функционирования представление отличается от аффекта, являющегося квантифицированной энергией, которая связана с каждым представлением и источник которой находится во влечении. В сущности, представление есть более или менее аффективно нагруженный мнес-тический след. Представление слов есть вербальное представление, имеющее, по Фрейду, скорее акустический характер. Оно противопоставляется представлению вещей, относящемуся, как и сновидения, к визуальному порядку. Заметим уже здесь, что представление вещей может до

стичь сознания (бодрствующего) лишь будучи ассоциированным с каким-нибудь вербальным следом. Мы обсудим это более детально, изучая первичные и вторичные процессы.

Именно вторичные процессы характеризуют функционирование систем сознательного и нредсознательного. Скажем уже здесь, что основное свойство вторичного процесса - это то, что энергия в нем не циркулирует свободно, что она с самого начала связана и, таким образом, контролируется. Вторичный процесс характеризуется преобладанием принципа реальности над принципом удовольствия, что мы также объясним далее.

■ Хотя мы вернемся более детально к проблеме бессознательного при обсуждении динамической и экономической точек зрения, рассмотрим его в рамках первой топики.

Это наиболее древняя часть психического аппарата, наиболее близкая к источнику влечения и преимущественно состоящая из репрезентантов" этих влечений. Почему репрезентанты, а не влечения? Потому, что для Фрейда влечение есть концепт «в пределах биологии и психологии», а на уровне психических процессов выступают именно репрезентанты. Последние на уровне Без суть «репрезентации вещей» (в противоположность репрезентации слов в Псз) и репрезентации вещей, подвергшихся первичному вытеснению.

Отметим, однако, что Фрейд всегда допускал существование врожденного филогенетического ядра. Но в основном бессознательное в перспективе этой первой топики есть всегда бессознательное, исторически сформированное в течение жизни индивида, а точнее в течение его детства.

Что же касается функционирования, бессознательное прежде всего характеризуется первичными процессами, т.е. на его уровне энергия свободна, а тенденция к разрядке проявляется без всяких преград. Таким образом эта энергия свободно перемещается от одной репрезентации к другой, что иллюстрируется феноменами сгущения и перемещения. Косвенно бессознательное управляется принципом удовольствия.

■ Осталось сделать важное замечание по поводу границ между этими различными системами. Реально энергия, репрезентации не циркулируют бесконтрольно от одной к другой. При каждом переходе работает цензура. Эта цензура особенно сурова между бессознательным и пред-сознательным. Мы увидим, что она осуществляется активным образом: это не инертный барьер, а неусыпная сила, запрещающая тем или иным представлениям допуск на определенную территорию.

1 Термин «репрезентант» означает совокупность представления (репрезентации) и связанной с ним аффективной нагрузки.

Равным образом цензура осуществляется между предсознательным и сознательным. Но все же она осуществляется здесь с меньшей строгостью: она больше отбирает, чем подавляет. Таким образом, в аналитической работе необходимо переломить сопротивление, чтобы одержать верх над цензурой между бессознательным и предсознательным, тогда как при переходе между Псз и Сз можно столкнуться только с недоговариванием.

Для обсуждения остается третья пограничная зона, та, что расположена между внешним миром и «поверхностью» психического аппарата, т.е. система Вп-Сз. Ее функция сходна с функцией фильтра: не дать прорваться внутрь психики слишком сильным стимулам, которыми невозможно овладеть; отсюда название этой системы: противовозбуждающая.

Можно отметить, что в первой топике каждая система проявляется главным образом как некое вместилище и работа происходит в определенном смысле на границах. Вскоре мы увидим, что следующая концептуализация центрирует психическую работу в самих системах, называемых также «инстанциями». Вторая топика

Первые наметки второй топики появляются в работе «По ту сторону принципа удовольствия». Они будут существенно развиты в 1923 году в работе «Я и Оно».

Этот переход - следствие довольно общего пересмотра психоаналитической теории, и причины, его вызвавшие, не являются независимыми от процессов, которые произошли, например, при переработке теории влечений.

Хотя эти мотивы образуют единое целое, все-таки можно индивидуализировать некоторые аспекты с целью иллюстрации. Так, практика лечения привела к необходимости учитывать бессознательные защиты (а не только предсознательные). Но тогда конфликт между бессознательными влечениями и такими же защитами с точки зрения первой топики мало понятен.

С другой стороны, концепция нарциссизма приводит, например, к новому способу рассмотрения связей между инстанциями - с учетом ли-бидинальной загрузки друг друга.

Можно, впрочем, сразу заметить, что дух этих двух тоник совершенно неодинаков, и это отражается в терминологии. Так, системам первой топики наследуют инстанции второй, т.е. акцент в меньшей степени делается на топографическом, чем на квазиюридическом и в общем-то антропоморфном аспекте: аппарат или психическое поле в определенной степени задумано по модели межличностных отношений. Эта теория,

таким образом, ближе к фантастическому модусу, в соответствии с которым каждый воспринимает свой внутренний мир.

В сочинениях этого периода акцент ставится не на понятиях репрезентаций, мнестических следов, а преимущественно на понятии конфликтов между инстанциями, заботе о внутреннем мире инстанции (в данном случае Я).

■ Так же как и первая, вторая топика состоит из трех частей и включает в себя: Оно, Я и Сверх-Я. Из этих трех инстанций только Оно имеет почти точное соответствие с бессознательным первой топики, за этим важным исключением «почти»: определенная часть старого Без не обнаруживается в Оно. Более ясно, чем в первой топике, Оно определяется как полюс влечений психического аппарата. Фрейд говорит, что оно есть «темная, непроницаемая часть нашей личности; мы себе представляем его прорывающимся со стороны соматики, воспринимающим оттуда по-требностные влечения, находящие в нем свое физическое выражение» {«Новые лекции по психоанализу»). По этому поводу следует отметить, что в первой топике двойственность влечений, инстинкты Я были связаны с системой предсознание-сознание. Во второй двойственность влечений, инстинкты жизни и смерти равным образом принадлежат Оно. Очевидно, что управляющие им законы те же, что уже приписывались бессознательному, а именно первичные процессы, принцип удовольствия. Уточняется также, что процессы, которые в нем разворачиваются, не подчиняются логическим законам мышления. «Принципа непротиворечивости не существует. В Оно не обнаруживается ничего, что можно было бы сравнить с отрицанием. Постулат, следуя которому пространство и время суть обязательные формы наших психических актов, обнаруживает в нем свою несостоятельность. Более того, Оно игнорирует ценностные суждения, добро, зло, мораль» {ibid).

Но то, что особенно интересно во второй топике,- это генетический аспект1. Последовательная проработка психического аппарата в ней значительно подробнее, чем в первой. В «Кратком курсе психоанализа»

Фрейд ясно говорит: «Вначале все было Оно. Я развивается из Оно под настоятельным воздействием внешнего мира».

■ Так же как Оно есть полюс влечений индивида, Я есть его оборонительный полюс. Между требованиями влечений Оно, принуждениями внешней реальности и требованиями Сверх-Я, которые мы вскоре обсудим, Я представляет собой медиатор, в определенном смысле ответственный за интересы целостного субъекта. По поводу генеза инстанций см. также гл. 1, там, где идет речь об Эдиповом комплексе.

Хотя речь идет об очень важной проблеме, не так уж просто понять, в особенности однозначным образом, генез Я. С одной стороны, как мы только что видели, его можно рассматривать как последовательную дифференциацию Оно; эта дифференциация осуществляется вокруг некоторого исходного ядра, представленного системой восприятие-сознание. Начиная с этого ядра Я поступательно расширяет свой контроль над остальным психическим аппаратом, т.е. над Оно. Но с другой точки зрения представляется, что Я формирует себя, моделирует с помощью последовательных идентификаций с внешними объектами, которые таким образом становятся интериоризированными, инкорпорированными Я".

Эти две точки зрения на генез Я нелегко согласовать и примирить. Вероятно, Я определенным образом присваивает все большие и большие порции либидинальной энергии, содержащейся в Оно, и эти порции энергии передаются и моделируются с помощью процесса идентификации. Можно заметить, что в любом случае Я не является инстанцией, которая существует изначально, она образуется постепенно. С другой стороны, в противоположность Оно, раздираемому независимыми друг от друга тенденциями, Я появляется как некая единая инстанция, обеспечивающая стабильность и идентичность личности.

Кроме того, Я второй топики перегруппировывает некоторое количество функций, которые были менее прочно связаны в первой. Естественно, в первую очередь оно обеспечивает функцию сознания. Огрубленно ему приписываются все функции, ранее возлагавшиеся на предсозна-тельное. Я обеспечивает также самосохранение в той мере, в какой оно лучше совмещает различные требования Оно и внешнего мира, используя свои возможности воздействия на одно и другое, усиленные от приобретенных знаний: «Оно без Я, слепо стремящееся к удовлетворению инстинктов, будет неосмотрительно разрушено более могущественными внешними силами» («Новые лекции»).

Но следует подчеркнуть факт, имеющий первостепенное значение, что в этой топике Я в своей значительной части является бессознательным. Это более отчетливо, как мы уже говорили, проявляется в некоторых механизмах защиты. Например, при обсессивном поведении субъект, как правило, на самом деле игнорирует мотив и механизмы своего поведения. К тому же эти механизмы в их компульсивном, повторяющемся аспекте, в их игнорировании реальности должны рассматриваться как подчиненные первичному процессу. Сходное происхождение имеют и некоторые особенности остроумия.

После всего сказанного может создасться впечатление, что эти две инстанции - Я и Оно - реально покрывают поле, ранее распределение этому поводу см. гл. 3, статьи об идентификации и интроекции.

ное между тремя системами первой топики. Фактически, начиная с 19171 года («Введение в психоанализ») или даже с 1914 («Представление о нарциссизме») и до 1923 года, Фрейд стремился уточнить генез и функции Я в противопоставлении Без (поскольку термин Оно появился лишь в 1923 году), и это привело его к рассмотрению внутренних частей этого Я. Таким образом обнаружилась изолированная субструктура, выполнявшая в некотором смысле функцию идеала, и отсюда название, которое ей было дано вначале: Идеал-Я или Я-Идеал.

■ Термин Сверх-Я был также введен лишь в 1923 году. Генез этой инстанции и ее отличительные свойства резюмируются в знаменитой фразе: Сверх-Я - это наследник Эдипова комплекса. По происхождению Сверх-Я близко к Я. Сверх-Я также берет свое начало в Оно. Как и Оно, Сверх-Я структурировано с помощью процессов идентификации как с одним, так и с другим из обоих родителей. Схематизируя, возьмем случай ребенка мужского пола: он должен отказаться от своей матери как объекта любви, чтобы выйти из Эдипова конфликта. В это время могут реализоваться две возможности: или идентификация с матерью, или усиление и интериоризация отцовского запрета, т.е. идентификация с отцом. В реальности все несколько сложнее из-за факта двойного Эдипова комплекса, который сам связан с бисексуальными тенденциями нашей натуры1.

Как бы там ни было, эта идентификация имеет целью привести Оно к отказу от своего объекта любви: этот объект, будучи интроецирован-ным в Сверх-Я, восстанавливает благодаря этому энергию, которую Оно ранее инвестировало в данную репрезентацию.

Особые условия его генеза формируют у Сверх-Я особые свойства. Фактически речь идет не об идентификации Я с родителями. Хорошо известно, что строгое Сверх-Я может быть сформировано при наличии снисходительного отца. Идентификация происходит скорее с родительским Сверх-Я, проявляющимся в воспитательной установке родителей; и так от поколения к поколению. Это заставило Фрейда заметить, «что, несмотря на их глубочайшее различие, Оно и Сверх-Я имеют один общий момент: оба, в сущности, исполняют роль прошлого, Оно - по праву наследования, Сверх-Я - поскольку в нем запечатлены другие, тогда как Я детерминировано прежде всего тем, что оно поживает само, т.е. случайностью, актуальностью» («Краткий курс психоанализа»).

В формулировке, которую можно рассматривать в качестве последней2, Сверх-Я выполняет три функции. С одной стороны, функцию самонаблюдения. С другой стороны, функцию морального сознания, цен-

По поводу динамики отношений в Эдиповом комплексе см. гл. I. Представленной в «Новых лекциях по психоанализу» (1932).

зуры. Именно ее обычно имеют в виду, употребляя термин Сверх-Я в смысле ограничения. И, наконец, функцию идеала, к которой сейчас применяется термин «Идеал-Я». Различие между последними функциями проявляется в различии между чувствами вины и несостоятельности: чувство вины связано с моральным сознанием, а чувство несостоятельности - с функцией идеала.

Если в терминологическом плане Идеал-Я и Сверх-Я связаны с одной и той же инстанцией, то в плане применения, как кажется, Я-Идеал приобретает несколько иной смысл. Он означает очень архаическое образование, соответствующее идеалу всемогущества первичного нарциссизма или в любом случае инфантильного нарциссизма. Некоторые авторы (Лагаш) считают, что он включает в себя определенную часть идентификации с существом, которое ранее представляло собой всемогущество,- с матерью. Здесь можно в некотором смысле усмотреть предвестника Сверх-Я.

Топика – модель психического аппарата. В 1899 году в 7 главе «Толкования сновидений» Зигмунд Фрейд описывает свою первую топику, которая включает три системы

– бессознательное, предсознательное, сознательное. В 1923 году в книге «Я и оно» он конструирует вторую топику, дополняющую первую: я, оно, сверх-я. 8 июля 1953 года Жак Лакан говорит о трех порядках психического

– символическом, воображаемом и реальном. Так он вводит в психоанализ третью топику. Эта модель психического аппарата человека дополняет топики Фрейда. Как обычно, Лакан утверждает, что свою модель он находит у Фрейда.

Было бы неправильно говорить о хронологической последовательности развития трех инстанций у субъекта. Появление одной инстанции возможно только вместе с появлением другой и за ее счет. И все же, обсуждение топики обычно начинается с воображаемого, поскольку оно связано со стадией зеркала. Воображаемое как производное этой стадии оказывается местом собственного я, заблуждения, очарования, соблазнения, иллюзии. Однако воображаемое не сводится к иллюзорному. Если воображаемое необходимо, то иллюзорное воспринимается как нечто излишнее. В то же время воображаемое создает фундаментальные иллюзии целостности, синтеза, автономии.

Парадокс состоит в том, что воображаемое не возникает вне символического. Стадия зеркала предполагает приписывание воображаемого собственного образа символическому порядку дискурса. Этот процесс происходит, например, следующим образом: мать с ребенком говорит перед зеркалом: «Какой ты красавец, Федя! Глазки у тебя дедушкины, ушки – папины, а носик – мамин». Ребенок привязывается к собственному образу именем собственным, а части тела заимствуются в языке у других.

В течение многих лет, с начала 1950-х до середины 1960-х годов Лакан описывает на своих семинарах взаимоотношения символического и воображаемого. Он показывает: воображаемое всегда уже структурировано символическим; поэтому Лакан иногда говорит о «воображаемой матрице». Если воображаемое характеризуется дуальными отношениями, основанными на связях собственного я с образом, отражением, другим, то символическое описывается тройственными отношениями: я – другой – Другой. Кроме того, если воображаемое в этих отношениях отмечено зримым отчуждением, символическое вводит отчуждение от себя в означающем.

Говоря о символическом, следует подчеркнуть противоположность «символа» у Юнга и Лакана. Символ Лакана – означающее, не связанное постоянными узами с означаемым, в то время как в традиции Юнга символ – трансцендентный устойчивый знак. Символическое Лакана не совпадает с языком вообще. Символическое соотносится с пространством означающих, в то время как область означаемых и означения принадлежит, по крайней мере отчасти, порядку воображаемого. Лакан приходит к символическому, исходя из «символической функции», структурирующей отношения родства, Клода Леви-Строса и теории обмена даров Марселя Мосса. Поскольку основная форма обмена в человеческом сообществе – обмен словами, использование дара речи, поскольку закон и структура немыслимы вне языка, то символическое обладает лингвистическим измерением.

Символическое предшествует появлению на свет субъекта. Субъект рождается в символическое. Несмотря на то, что символическое как порядок языка предшествует появлению воображаемого, несмотря на то, что оно появляется на стадии зеркала вместе с воображаемым, в строгом смысле слова субъект входит в символическое в эдипову стадию. Вхождение в собственно человеческий регистр связано с Эдипом, Законом, Другим, Кастрацией, Отцом, Именем Отца. Открытие символического порядка, по Лакану, как раз и составляет главное открытие Фрейда.

Функция отца, как показал Фрейд в книге «Человек Моисей и монотеистическая религия», заключается в том, чтобы разорвать симбиотические, биологические, аффективные узы и ввести ребенка в область социального, законного, в царство представлений, суждений, памяти. Чтобы подчеркнуть абстрактный характер происходящего, чтобы исключить путаницу между функцией отца и биологическим отцом, Лакан говорит об Имени-Отца. Имя не реально.

В 1930-е годы Жорж Батай открывает Лакану новые перспективы прочтения Ницше и де Сада. По сути дела.

Лакан выводит понятие «реальное» из гетерологии Батая, в которой речь идет неассимилируемом, отбросах, остатках, о том, что всегда оказывается за пределом человеческого знания. Лакан осмысляет реальное как остаток, а потом и как невозможное. Реальное – своего рода несимволизируемый остаток, то, что остается невысказываемым. Реальное невозможно. Его невозможно вообразить. Его невозможно символизировать. Реальное травматично.

Реальное отнюдь не предшествует символическому, а появляется вместе с ним. Процесс символизации предполагает и появление, и исчезновение реального. Символ создает объект и затмевает его. Символическое это царство отсутствия, нехватки, смерти. Лакан говорит: влечение смерти – лишь маска символического порядка. Реальное не описывается каким-либо оппозициями. В реальном нет отсутствия, – говорит Лакан. Реальное всегда на своем месте. Реальное – по ту сторону символического. Реальное упорно возвращается на то-же-самое место, то место, в которое субъекта ведут его мысли, но при этом встречи с чем-то не происходит.

Психоанализ и Психодиагностика

Историки психоанализа, будь то психоаналитики или иные психологи, указывают, что в течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели психологии личности, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд, как психолог и психотерапевт, использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли, сны, фантазии и раскрыть суть таких феноменов, как невроз, депрессия, страх - результатов стресса или отклонений в развитии, требующих психологической помощи - профессиональной консультации психолога и психотерапии. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы сознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд, как психолог-практик (психотерапевт),настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание сознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, что необходимо учитывать в психологической консультации и практике оказания помощи психотерапевта.Область предсознательного, иногда называемая "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства (хронический стресс, сильный иррациональный страх, невроз, депрессия), скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которых вы не сознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и, иногда, провоцирует психопатологию, требующую консультации психолога или помощь психотерапевта в формате психологического консультирования или психотерапии. Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира недоступно для осознания. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не сознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд, как психоаналитик, использовал в своей работе с пациентами, пытаясь оказать им психологическую помощь.

Система психологической защиты, по Фрейду, имеет топику, то есть соответствующие инстанции сохранения и функционирования интрапси-хических образований и содержаний, и специфические «барьеры», разделяющие реальность, бессознательное и сознание.

Первая из разработанных Фрейдом топик включала три инстанции: Бессознательное, Пред-сознательное и Сознание. При этом Предсозна-тельному отводилась роль своеобразного «посредника» между Бессознательным и Сбзнанием. Фрейд особо подчеркивал, что Предсознание - это еще не Сознание, но уже и не Бессознательное, так как между ними находится «цензура» (или - «барьер вытеснения»), предназначение которой не допустить в сознание бессознательных мыслей и желаний.

Вторая топика, в которой Фрейд также выделял три инстанции, более известна - это Я, Сверх-Я и Оно. Под Оно подразумевается вся сфера влечений человека, включающая (в норме) уравновешивающие друг друга влечения к жизни и смерти, сексуальное влечение и т. д. как наиболее примитивные компоненты психики. В Оно все хаотически перемешано, крайне неустойчиво и подчинено преимущественно «принципу удовольствия», являющемуся одним из ведущих регуляторов всей психической жизни, и проявляющееся в стремлении, с одной стороны, избегать неудовольствия, а с другой - неограниченно получать наслаждения.

Но это стремление никто и никогда не может реализовать полностью, так как принципу удовольствия (Оно) противостоит принцип реальности (Сверх-Я - система моральных норм и запретов, формирующаяся на основе интроекции родительских образов). Оно - это еще, некоторым образом, не психическое, а только психический эквивалент «соматических переживаний», близкий к инстинктам и естественным «позывам», общих у нас с животными (это не совсем по Фрейду, но, как мне представляется, достаточно понятно).

Я - с одной стороны - это главная психическая инстанция, контактирующая с реальностью и тестирующая последнюю, а с другой - своеобразный «фильтр» между внешними условиями и моральными установками и внутренними побуждениями, то есть - между Сверх-Я и Оно. При этом Я находится в зависимости и от первого, и от второго. Но в отличие от Оно, Я старается следовать принципу реальности - требованиям и запросам социума и внешнего мира.

Сверх-Я - это социально опосредованное Я, высшая «судебная» инстанция в структуре индивидуальной душевной жизни, носитель моральных норм и стандартов, то есть та психическая структура, которая в первой топике обозначалась Фрейдом как «цензура». Фрейд считал, что Сверх-Я формируется одновременно с разрешением Эдипова комплекса, а его деятельность, так же как и деятельность Оно, является бессознательной. Иногда в качестве синонима Сверх-Я употребляется термин Я-идеал, хотя здесь есть и разночтения. В более поздних толкованиях Сверх-Я обычно определяется как структура, формирующаяся на основе идентификации с родительскими запретами и наставлениями, а Я-идеал - как формирующаяся в зрелом возрасте идентификация с широким кругом лиц или референтной группой, на моральные нормы и ценности которой личность ориентируется в своем поведении, жизни и деятельности. В силу этих причин Я-идеал является более мобильной структурой и может неоднократно изменяться в течение жизни.

Таким образом, если очень упростить концепцию Фрейда: у каждого из нас существует властно побуждающее личность на удовлетворение ее желаний Оно, которому противодействует Сверх-Я, и принимающее конкретное решение (кому же отдать предпочтение?) Я.