Образ русской женщины в поэме Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь – и в горе, и в “счастии”.
Одним из самых ярких в поэме является образ Мат­рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об­раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки – Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.
Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо­вым в произведениях, написанных до поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую (“ты вся – воплощенный испуг, ты вся – вековая истома”), покорную (“до гроба рабу покоряться”), то теперь он стремится показать за­рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.
Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она “сурова и смугла”, “осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми”. Некрасов с сер­дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: “…волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие…”
Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную­щую повесть своей жизни. Семья у нее “была хорошая”, непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя. Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю­била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал “весь гнев с души” матери. Успокоилась Матрена: “Что ни велят – работаю, как ни бранят – молчу”.
Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий – человек, духовно близкий Мат­рене, мужа чуть не забрали в армию.
Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.
После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу…”
Матрена Тимофеевна – достойная внучка деда Саве­лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы­ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи­ны – новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет­ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.
Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро­той, лаской, самоотверженностью.
Образ Матрены Тимофеевны – это во многом новый тип русской крестьянки.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает Read More ......
  2. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
  3. Свое итоговое произведение, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, Read More ......
  4. “Крестьянка” подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: “помещик за границею, а управитель при смерти”. Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и Read More ......
  5. Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А. Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о Read More ......
  6. В творчестве Н. А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения “В дороге” и кончая поэмой “Кому на Read More ......
  7. Н. А. Некрасов создал галерею прекрасных женских образов. Среди них образ русской крестьянки Матрены Тимофеевны из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, Read More ......
Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Редкое художественное произведение обходится без женских персонажей. Матери, сестры, дочери и любимые чаще не просто дополняют характеристику мужчин. Они являются показателем настоящих, истинных чувств людей.

Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» помогают понять, как жили русские крестьянки описываемой эпохи. Эпиграфом к описанию женщин можно взять слова одной из основных героинь поэмы Матрены: «…Не дело между бабами счастливого искать...».

Глава «Сельская ярмонка»

Странники ищут счастливых на ярмарке. Некрасов описывает женщин, пришедших на торговую площадь себя показать и купить то, что нужно в хозяйстве. Красные, яркие по цвету платья, косы с атласными лентами. Особая походка русских красавиц –

«лебедками плывут».

Умеют крестьянки одеться как в столицах. Они вставляют вниз тканей (подолы) обручи и расширяют свои юбки. Посмеивается над одеждами

Но в то же время радуется за них. Они выглядят красивее злющих старообрядок.

Глава «Пьяная ночь»

Ходоки идут прочь от сельской ярмарки. И здесь им встречаются женщины:
  • Оленушка . Наелась на возу пряников и, как блоха проворная, спрыгнула и исчезла, не дав мужику себя погладить.
  • Парашенька . Женщина мечтает попасть в Питер в услужение к чиновникам. Мужики предупреждают, что работать придется днем кухаркою, ночью – сударкою.
  • Дарьюшка . Старая баба мечтает о любви и ласке. Она становится худой от непосильного труда. Женщина вертится как веретено. Но что ждет ее – только пузо, хмель и слезы.
  • Безымянная баба . Она ссорится с подругой, которая отправляет ее домой. Тошно женщине просто от этой мысли. Что ее так тревожит? Дома у нее хуже, чем на каторге: старший зять бьет так, что сломал ребро, средний украл полтинник, спрятанный в клубок. Страшнее всех обещания младшего зятя. Он пугает ножом и смертью.
  • Жена Якима . Во время пожара спасает иконы.
  • Молодушка . Слушая веселую песню, женщина плачет. Она живет как день без солнца, ночь без месяца. Жизнь свою сравнивает с конем, привязанным к столбу, с ласточкой, потерявшей крылья. Ревнивый старый муж даже пьяный и сонный сторожит молодушку. Попыталась она спрыгнуть с телеги, да муж схватил ее за девичью косу.

Глава «Счастливые»

Странники решили искать счастливого, «кликнув клич», чтобы шли к ним люди и доказывали свою волю за чарку водки. Среди охотников отведать вина есть и женские персонажи. «Старая старуха» увидела счастье в урожае. У нее на маленькой грядке уродилась репа, как в сказке вкусная и крупная. Не дали странники водки за такое счастье.

Глава «Крестьянка»

Автор вводит рассказ о судьбе русской женщины отдельной главой. Он понимает, отдельные персонажи не дадут обобщенного понимания, не позволят читателю увидеть судьбу женщины. Матрена Корчагина – красивая русская крестьянка. Описание близко к сказкам: большие выразительные глаза, богатейшие ресницы, смуглая кожа и суровый характер. Кажется, что это «богатырша» или жена богатыря. На самом деле, читатель понимает, в поэме просто женщина, такая, каких множество на Руси. Автор представляет ее судьбу подробно. Но, если внимательно посмотреть сюжет, подробностей больше о начале жизни, затем однообразие убирает из памяти целые годы. Из чего состоит жизнь женщины: труд, рождение детей, снова труд. Матери страдают, терпят и молчат. Их обижают в семьях мужей, унижают богатые хозяева. Когда женщина бывает счастливой? По мнению Матрены, в доме добрых родителей, рядом с детьми. Судьба крестьянок настолько тяжела, что в ней нет места счастью. Обобщение судьбы пугает: голод, болезни, похороны детей, обиды и унижения. Но в чем же сила характера русской женщины? Она выдерживает все тяготы, не ропщет, не теряет стремления к воле. Вокруг все считают ее счастливой, потому что сами потеряли то, что сохранила Матрена. Они сломались, сдались и просто ждут очередных ударов. Корчагина сопротивляется, храбро борется за детей и мужа. Страдает за близких, не боится тяжелой работы.

Притча о женском счастье

Удивителен подход автора к женской теме. Если многие другие темы Некрасов вводит, как рассказы в поэме, лирические отступления, то здесь появляется притча. Религиозность темы поражает. Женское счастье не зависит даже от Бога. Сложно найти то, что потерял сам Всевышний. Много веков ищут ключи от женского счастья, но поиски не приводят к успеху. Автор перечисляет тех, кто ищет:

«...отцы-пустынножители, их жены непорочные, книжники-начетчики..., господни ратники...».

Счастье искали по всему божьему миру, в подземельях и горах, но нашлись другие ключи - от рабства. Сглотнула рыбина и ушла в неизвестное море, гуляет себе там и не думает делиться добычей.

Доля русской женщины самая тяжелая . Именно поэтому Некрасов так много строк посвятил ей. Автор верит, крестьянка сохранит свою внешнюю красоту и внутреннюю силу. Она найдет выход из сложных ситуаций, поможет своим детям и станет для России опорой и крепостью.

/ / / Образ русской женщины в поэме Некрасова «Русские женщины»

Эти женщины известны тем, что оставив все, что было дорого и привычно в родной стороне, они отправились в далекую и страшную Сибирь к своим супругам, готовые разделить с ними все тяготы и невзгоды.

Длинный путь дает возможность вспомнить счастливые минуты молодости, которые прошли в богатстве и благополучии. Дорога опасна и ставит препятствия, но женщин не свернуть с пути, по которому они твердо решились идти.

Ничего не изменит и тот факт, что им придется потерять все привилегии положения в обществе, наследство, все то, что всегда было привычным и понятны. Это тяжело, но не пугает женщин и не меняет их решения.

Интересна в этом отношении беседа княгини Трубецкой с губернатором Иркутска. Чиновник пытается всеми способами отговорить молодую женщину, рассказывая обо всех последствиях такого поступка. Но все уговоры тщетны. Молодая женщина готова жить среди каторжников, легко пройдет путь до того места, где находится ее муж, пешком. Ей гораздо невыносимее жизнь без него, избранника и спутника. Губернатор уже больше не уговаривает княгиню и отпускает ее. Он не может не восхищаться этой женщиной. И ее поступок на самом деле достоин восхищения. Эти женщины, которые от природы должны быть слабыми и беззащитными, показаны особыми существами с такой силой и мужеством, которые не всегда встретишь у мужчин.

Они проводят черту между собой и той жизнью, которая теперь далеко и возврата к ней нет. Туда уже не вернуться. Они также лишены прав, как и их мужья-декабристы. На такой подвиг способны только единицы.

В разговоре с губернатором княгиня Трубецкая высказывает мысль о том, что светское общество ей давно противно. Это тупые люди, стадо, из которого она с удовольствием сбежит к тому, кто теперь в ранге святого мученика. Декабристы – особые люди, выгодно отличающиеся от остальных. Их жены своими поступками пытаются доказать это всему свету.

Конечно, понять и оценить подвиг декабристов способен не каждый, как и не всякий готов последовать за своим мужем в далекую Сибирь, чужой и суровый край. Во имя чего эти женщины готовы принести такую большую жертву? Во имя любви. Жены декабристов решились на этот отчаянный шаг ради любимых людей. Они готовы пойти за ними хоть на край света и разделить все тяготы и мучения. Своим присутствием эти женщины готовы скрасить нелегкую жизнь «изменников».

Поэма Некрасова «Русские женщины» предлагает нашему вниманию образы двух женщин, которые похожи в главном: сила духа и мужество превыше хрупкой женской натуры и маленького жизненного опыта.

У этих двух барышень вся жизнь впереди, ведь они еще так молоды. Но выбор сделан, и назад дороги нет. Эти отважные и благородные женщины, совершившие подвиг ради своих мужей, восхищают уже много веков подряд.

Самой яркой представительницей женских образов вступает Матрена Тимофеевна Корчагина – крестьянка, которой посвящена третья часть поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Уже ее описание вызывает неподдельный интерес к образу, восхищение ее силой и стойкостью: «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-и. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди опрошенных крестьян ее называют счастливицей. Но жизнь ее далека от идеала. Мужикам-странникам Матрена обрисовывает свою жизнь. Некрасов изображает само повествование жизнеописания героини посредством плачей и песен. Так автор утверждает типичность образа для крестьянок того времени. Сама Матрена уверена, что среди женщин русских вообще не стоит пытаться найти счастливых.

Жизнеописание Матрены Тимофеевны

До замужества Матрена жила спокойно и счастливо: в ее семье было непринято пить и ругаться. Переехав в дом мужа Филиппа Корчагина, она оказалась в аду. Ей приходилось работать за всех, она подвергалась несправедливым нападкам свекрови, в то время как муж был далеко на заработках и не мог защитить ее.

Тягости жизни Матрены Корчагиной

Только дед Савелий был добр с ней – помогал, чем мог – то словом, то действием. Много горя повидала на своем веку Матрена Тимофеевна: приставания управляющего, гибель двухлетнего первенца Демушки, которого из-за невнимательности Савелия, сгрызли свиньи. У нее не получилось даже похоронить сына по христианским традициям – прямо на глазах женщины местный врач провел вскрытие маленького тельца, чтобы освидетельствовать причину смерти мальчика.

Спустя годы, Матрена Тимофеевна понесла наказание розгами вместо своего восьмилетнего сына Федота. В голодное время вне очереди забирают на службу мужа Матрены – главного кормильца их семьи.

Отчаявшись, Матрена отправляется в город и бросается в ноги губернаторше. Она помогает Матрене, став крестной матерью для ее новорожденного сына Лиодора. Несчастья продолжали преследовать женщину – забирают в солдаты одного из сыновей, изба из горела дважды, три раза гостьей в доме была сибирская язва.

Заключение

Заканчивается повесть утверждением, что ключи от женского счастья потеряны Богом. Тема женской доли характерна для творчества Н.А. Некрасова. Он искренне сочувствует судьбе русской крестьянки и надеется на ее скорейшее улучшение. Думаю, Матрена Тимофеевна – идеал женщины-крестьянки для Некрасова.



ЖЕНСКИЙ
ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ
ЖИТЬ ХОРОШО”



Тот сердца
в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.



Н.А.
Некрасов



Н.А.
Некрасов справедливо считается первым
певцом русской крестьянки, изобразившим
трагизм ее положения и воспевавшим борьбу
за ее освобождение. Громко и ясно говорил он
о том, что решение “женского вопроса”
должно связываться “не с частными
реформами, не с сознательностью сильных
мира сего, а с преобразованием во всем
экономическом и общественном устройстве!”.
И не случайно “певцом печальной женской
доли, высоких подвигов и жен, и дочерей”
именовали русские женщины своего поэта в
многочисленных письмах, посылавшихся ему в
период тяжелой болезни.


В поэме “Кому
на Руси жить хорошо” женская тема
представлена обзором жизни Матрены
Тимофеевны - простой русской крестьянки,
которую семь странников просят рассказать
о себе. Ее жизнь - типичная жизнь
крестьянки той поры. Сначала похоронила
радость детских лет, потом быстро
промелькнуло девичество, затем замужество,
а далее - горькая участь невестки, рабыни в
мужниной семье. Некрасов показывает
читателю, как жила Матрена Тимофеевна в
семье мужа, показывает отношение его родных
к молодой жене:


А роденька-то


Как
набросится!


Деверек ее
-


Расточихою,


А золовушка
-


Щеголихою,


Свекор-батюшка
-


Тот
медведицей,


А
свекровушка -


Людоедицей.


Кто неряхою,


Кто
непряхою...


Трудности
семейной жизни, выпавшей на долю Матрены,
определялись не только тем, что
родственники мужа были сварливы, но и более
существенными обстоятельствами: “семья
была большущая”, в женщине постоянно жил
страх голода, пожара, немилости
управляющего.


Что год,
то дети: некогда


Ни думать,
ни печалиться.


Дай Бог с
работой справиться


Да лоб
перекрестить, -


так
рассказывает о своей жизни Матрена
Тимофеевна. Действительно, трудно
приходилось крестьянке. Кроме адской
работы на нее обрушились другие бедствия:
ужасная смерть первенца сына, голодный год,
гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все
это не сломило русскую женщину, она
продолжала мужественно переносить все
горести и лишения, растила детей.


Любовь к
детям стала для крестьянки основным
жизненным стимулом: “За них горой стояла я...”
И далее вспоминается случай, когда
материнская любовь проявилась в действии:


Я вырвала
Федотушку.


Да с ног
Силантья-старосту


И сбила
невзначай.


Это была
первая форма несогласия с намерением
старосты высечь подростка. Нарастание
сомнения в ее душе и даже элементов
безверия Некрасов показывает в финальных
сценах главы, где героиня в тот трудный
период своей жизни тоскует о своих умерших
родителях.


Я
потупленную голову,


Сердце
гневное ношу!.. -


говорит
многострадальная крестьянка. И все же мы
понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну
лишь собственная душевная сила. Да,
беспросветным казалось будущее женщины на
Руси. С каждым годом все трудней было жить и
содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о
потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,


От нашей
вольной волюшки


Заброшены,
потеряны


У Бога
самого!


Едва ли предвидели женщины времен
Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в
ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще
более яркий контраст между женским образом
Некрасова и образом женщины наших лет.

Задачи и тесты по теме "ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Склонение имён прилагательных женского рода - Имя прилагательное как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1