Что евреям запрещено делать. Шаббат - субботние запреты в израиле

Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха , которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику - передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой . И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой . Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

Варка и выпечка, замешивание теста;

Молотьба, помол, просеивание;

Стирка (вручную или машиной);

Вязание, вышивание;

Шитье, склеивание;

Строительство, починка;

Рисование, черчение, писание, стирание написанного;

Стрижка, бритье, маникюр;

Зажигание и тушение огня любыми способами;

Раскрой ткани;

Ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

Уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

Перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы - тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» - так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут , когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

Купля и продажа;

Езда на животных;

Плаванье на лодке;

Игра на музыкальных инструментах;

Включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой ) (Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

Манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ , то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

Свадебные церемонии;

Прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, -этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

Перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

Приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

СУББОТНЯЯ ПЛИТА

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) - самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное - особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

В нынешнем 5775\2015 году день 9 ава выпадает на Шаббат. Такое явление встречается раз в несколько лет. Поскольку в Шаббат нельзя ни поститься, ни проявлять какие либо признаки траура, товсе законы и обычаи 9-го ава исполняются на следующий день в воскресенье 10 ава. Поэтому в подобной ситуации имеются свои особенности, о которых стоит вспомнить.

Прежде всего, ближайший шаббат 25 июля, называемый так же Шаббат Хазон по соответствующему отрывку из пророков, который читают в этот день, ничем не отличается от любого другого Шаббата. Можно есть мясо, и пить вино, петь шаббатние песни (все это включая третью трапезу) (Шульхан Арух 554, 19). Это отличается от обычных случаев, когда канун 9 ава выпадает на будний день.

В средние века в некоторых ашкеназских общинах Европы было принято не одевать в этот день шаббатнюю одежду, но под давлением большинства галахических авторитетов. Этот обычай исчез уже много сот лет тому назад.

Перед наступлением Шаббата можно так же мыться теплой водой с мылом, шампунями и всем остальным, как принято обычно. В этом отношении ашкеназам тоже нет причин волноваться. Во-первых они могут полагаться на обычаи своих сефардских братьев, которые больше подходят к нашему средиземноморскому климату, чем обычаи ашкеназов центральной Европы. Во-вторых, как известно, рабби Йосеф Каро и его труд Шульхан Арух, признан галахическим авторитетом для всех евреев проживающих в Земле Израиля. В-третьих это подпадает под определения связанные с проявлением уважения к Шаббату и получения удовольствия в Шаббат (кавод вэонэг шаббат), а эти заповеди никто не отменял.

Те, кто бреется перед шаббатом- есть как облегчающие, так и устрожающие мнения, и сегодня принято облегчать, по всем вышеуказанным причинам. Тот, кто устрожает, должен знать, что это устрожение, а не галаха, которая, разрешает.

В случае, если на этот Шаббат выпадает брит мила или бармицва, то они проводятся точно также, как если бы они проводились в любой другой Шаббат.

Относительно изучения Торы в этот Шаббат, есть разные мнения. Есть те, кто разрешает учить только те разделы Торы, что были разрешены для изучения 9 ава (Кицур Шульхан Арух 125, 4). По мнению Бен Иш Хай, Тору можно учить до полудня без каких либо ограничений. Но и после полудне он считает, что есть место доя облегчения в этом вопросе.

Переход от шаббата к соблюдению траурных обычаев. Третью трапезу необходимо закончить до захода солнца. В обычной ситуации между заходом солнца и выходом звезд существует период времени, о статусе которого есть галахический спор. В шаббат к этому времени добавляется еще некоторое время, которое определяется, как дополнительная святость. В обычные Шаббаты в течении всего этого времени запрещено выполнять работы, запрещенные в Шаббат. В этот Шаббат помимо этих работ, запрещено проявление каких либо траурных обычаев. Поэтому до обычного времени окончания Шаббата продолжают носить шаббатнюю одежду и кожаную обувь.

После окончания Шаббата необходимо произнести благословление БАРУХ АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ (Благословен разделяющий между святостью и буднями), после этого переодевают одежду и обувь (в случае если в шаббат носили кожаную). Так же перестают сидеть на стульях, в креслах и.т.п. и говорить друг другу шалом.

На исходе Шаббата принято задерживать вечернюю молитву на какое то время, чтобы дать возможность молящимся переодеться дома, и прийти в синагогу в одежде и обуви, соответствующим этому дню. Подробности Вы узнаете в Вашей синагоге.

Что делать с обрядом авдала? Ведь с исходом Шаббата начинается пост и, соответственно, нельзя пить вино. Поэтому мы это откладываем до окончания поста в воскресенье вечером. Тем не менее, мы отделяем Шаббат от будней как обычно в дополнении к четвертому благословению в молитве Амида. Поэтому рекомендуется, чтобы женщины, даже те, которые обычно не молятся вечернюю молитву, в этот раз её помолились, чтобы отделить Шаббат от будней (не говоря уж о том, что молиться вообще хорошо). Если по какой-то причине женщина все же не смогла помолиться, достаточно того, что она произнесет вышеуказанное благословение «Благословен разделяющий между святостью и буднями», после этого она может выполнять любые виды работы.

Совершают благословление на свечу, т.к оно не связанно с вином, а является нашей благодарностью за сотворение огня для Адама, на исходе первого Шаббата. Принято произносить это благословление после окончание вечерней молитвы, перед чтением свитка Эйха. Если по какой -то причине кто- то не успел это сделать сразу после молитвы, то может сделать это в течение всей ночи.

После окончания поста, перед началом еды, а главное питья, совершают обряд «авдала» на вино и произносят два соответствующих благословления: на вино и на разделение между святостью и буднями. Ни на исходе Шаббата, ни на исходе поста не произносят благословения на благовония.

Если человеку по медицинским показаниям запрещено поститься, включая пост 9 ава (и принимает об этом решение исключительно врач специалист, а не сам человек, с его субъективными ощущениями), то обряд авдалы делается как обычно на исходе Шаббата. По мнению комментария «Каф аХаим»(556-9) предпочтительнее делать авдалу не на вино или сок, а на другие напитки

Если человек все же делает авдалу на вино или сок, и при этом есть возможность дать выпить вино (а лучше сок) маленькому ребенку, то это предпочтительный вариант, но если такой возможности нет, то человек может сам выпить около 40 миллилитров. Нет необходимости проводить обряд авдалы, для маленьких детей, которые естественно едят в этот день.

Поскольку данный материал могут читать люди, находящиеся в разных часовых поясах, то я не указываю времен исхода шаббата и поста, и каждый должен проверить их соответственно с местом своего проживания. Это так же легко проверить с помощью соответствующих программ в интернете.

Дай Бог, чтобы все вышесказанное стало не актуальным и еще до конца недели пришел Машиах, но если это в силу наших греховне произойдет, то тогда, чтобысбылось сказанное, в ВТ трактат Таанит(30, 2), что каждый скорбящий об Иерусалиме, удостоится увидеть его в радости, а также исполнение пророчества Зехарии о том, что все дни общественных постов станут праздниками.

Суббота - день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Предисловие

Наши мудрецы учат, что субботний покой означает не только отказ от выполнения работ. Цель субботы состоит в том, чтобы добиться состояния полного отдыха и покоя, освобождая тем самым силы для духовной работы. Но такого состояния можно добиться только при абсолютном освобождении от всего, что связывает человека с его ежедневными делами, в частности с бизнесом. В субботу нельзя зарабатывать деньги, нельзя обсуждать деловые вопросы, больше того - нельзя даже побуждать нееврея сделать работу вместо еврея.

Разъясним некоторые субботние законы, актуальные для еврейского предпринимателя. Ввиду ограниченного объема книги рассмотрим только самые общие положения.

Деловой разговор

В субботу запрещено обсуждать деловые вопросы и разговаривать о купле-продаже. Нельзя также касаться темы работ, которые будут сделаны после окончания субботы: “В воскресенье я напишу письмо”, или: “Позвоню тебе завтра”, или: “Мне надо будет продать (купить) такую-то вещь” и т.д.

Чтение деловых материалов

Нет специального положения, запрещающего думать о работе (в частности, о бизнесе). Но следует воздерживаться от любой деятельности, совершаемой ради бизнеса, даже если она не является частью запрещенной работы. Например, нельзя производить осмотр имущества фирмы или своего рабочего места, чтобы определить, нет ли необходимости в будущем сделать ремонт или ввести какие-либо усовершенствования. Не следует рассматривать предлагаемое на продажу имущество, чтобы решить, покупать его или нет. Не стоит даже разглядывать (с деловым интересом) товары, выставленные на витрине.

Заработок в субботу

Еврей, совершающий разрешенную работу в субботу, должен уклониться от того, чтобы принять за нее плату (даже в другой день недели). Это касается, в первую очередь, приходящей по субботам няни или официанта, работающего только по субботам. Впрочем, если оплата производится целиком за неделю, включая субботу, то она разрешена: например, человек, получающий зарплату раз в неделю или месяц, может взять более крупную сумму, включающую в себя оплату его работы в субботу.Но если расчет зарплаты производится каждый раз на основе фактически отработанных часов или дней, то в таком случае нельзя учитывать работу, выполненную в субботу.
Купля, продажа и прием оплаты

Купля, продажа и другие формы деловых операций не разрешены в субботу, даже если они производятся исключительно в устной форме. Например, запрещено платить за товары и услуги, принимать плату, сдавать в аренду жилье, наниматься самому или нанимать работника.

Практические примеры

Квартирант-нееврей, снимающий квартиру у еврея, приносит плату в субботу. Хозяину не стоит даже намеком показывать, что он готов получить от него деньги. Но если тот оставляет деньги в доме еврея или, например, опускает их в его почтовый ящик, то вины хозяина здесь нет, поскольку квартирант проявляет собственную инициативу.

Нееврей пришел к еврею, чтобы получить причитающиеся ему деньги (скажем, за работу). Еврею запрещено не только заплатить ему своими руками, но даже показать, где лежат деньги, предлагая тем самым, чтобы нееврей взял их сам. В случае, когда заранее известно, что нееврей придет за деньгами в субботу и невозможно избежать этого визита, следует проконсультироваться с раввином.

Еврей ведет торговлю у себя дома. Если в субботу к нему приходит нееврей, чтобы купить или получить купленные до субботы товары либо заплатить за уже полученные товары, то нельзя его обслуживать. Надо вежливо объяснить пришедшему, что религиозные евреи не занимаются делами в субботу.
Часовая или дневная такса при аренде

Выше уже говорилось, что еврей не может зарабатывать деньги, если оплате подлежит только то, что он сделал в субботу. Но там, где платят не по часовому или ежедневному тарифу, а за более продолжительный период времени, например понедельно, за каждые десять дней или месяц, разрешается принимать во внимание также услуги, оказанные в субботу. Правило распространяется на все виды работ и оплат.

Для примера покажем, как это правило действует при аренде.

Разрешенный способ

Человек, сдающий в аренду свою собственность на несколько дней, включая субботу, даже если этих дней всего два, может сказать арендатору (тому, кто берет вещь напрокат): “За два дня тебе надо заплатить такую-то сумму”.

Неразрешенный способ

Нельзя сказать при сдаче в наем: “Дневная аренда стоит такую-то сумму денег; поэтому за два дня, пятницу и субботу, ты должен заплатить вдвое больше”. При такой формулировке становится очевидно, что арендатор взимает плату за пользование арендованной вещью в субботу.
Аренда накануне субботы

Любой предмет, который используется для выполнения запрещенной в субботу работы: автомобиль, рабочие инструменты, станок и пр., – запрещено сдавать в аренду нееврею накануне субботы (т.е. в пятницу). В остальные дни недели этот запрет не действует. Например, все подобные предметы можно сдавать в аренду в любой день, начиная с воскресенья и до четверга включительно, даже если известно, что нееврей будет пользоваться арендованной собственностью в субботу. Что касается сдачи в аренду нерелигиозному еврею, то она разрешена, только когда у нас есть сомнение относительно того, будет ли он их использовать для работы в субботу или праздник.
Суббота и партнерство с неевреем

Если еврей вступает в партнерские отношения с неевреем, он еще до заключения делового соглашения должен поставить условие, согласно которому он свободен от работы по субботам и еврейским праздникам, даже если речь идет не больше, чем об исполнении административных или контрольных функций. Вопрос о том, надо ли еврею компенсировать такой пропуск в работе трудом в другие дни недели, партнеры решают между собой. Но каким бы образом они ни договорились, прибыль должна распределяться в соответствии с еврейским законом. Поэтому еще на начальном этапе ведения переговоров надо обратиться к компетентному раввину, который посоветует, как составить контракт, чтобы не терять напрасно прибыли, и как делить ее в процессе совместной работы.

РАБОТА НЕЕВРЕЯ

Еврею запрещено поручать нееврею делать за него работу в субботу или еврейский праздник (за исключением случаев, связанных с болезнью). Впрочем, в особых случаях можно позволить ему работать - при условии, что он будет трудиться по своей инициативе, или когда он заинтересован выполнить работу в субботу или праздник для собственного заработка. Такое условие называетсяработой ради личного интереса.

Примечание

Всё, сказанное до конца этой главы, относится именно к нееврею, но не относится к нерелигиозному еврею. Последнего нельзя попросить сделать любого вида работу для другого еврея. Запрещено позволить ему нарушить субботу или праздник – даже если он готов их нарушить по собственной инициативе.
Работа ради личного интереса

Здесь возможны три варианта:

1) Нееврей работает исключительно по своей личной инициативе.

2) Нееврей получает указания в субботу или праздник.

3) Нееврей получает указания перед субботой или праздником.
1. Нееврей работает по личной инициативе

Нееврея, работающего для еврея по собственной инициативе, не надо останавливать, если еврей не получает прямой выгоды от его работы, но такого работника необходимо остановить, если налицо прямая выгода для еврея.

Примеры прямой выгоды

Включение света (которым пользуется еврей); приготовление или разогревание пищи (если она предназначена еврею) и т.д.

Примеры косвенной выгоды

Выключение газа или уменьшение пламени на газовой плите; выключение электрического света; вскрытие письменных конвертов и т.д.

Практический пример

Еврей забыл выключить свет или включить систему сигнализации, когда уходил с работы в пятницу. Сторож-нееврей, заметив эту оплошность в субботу, выключил свет (включил сигнализацию). Нет нужды запрещать сторожу поступать так и впредь.

Но если сторож спросил в субботу у еврея, обязан ли он выключить свет (включить сигнализацию), нельзя давать ему утвердительный ответ (“да, сделай”); следует ответить уклончиво, например: “поступай, как считаешь нужным”.

Косвенный намек

Мы уже знаем, что нееврею в субботу разрешено по собственной инициативе выполнять работу для еврея, если последний получает от этой работы косвенную выгоду. Это разрешение можно распространить и на случай, когда еврей дает нееврею косвенный намек, из которого тот делает вывод, что еврей будет рад, если имеющаяся в виду работа будет выполнена. В подобной ситуации мы продолжаем считать, будто нееврей выполнил работу по личной инициативе.

Практический пример

Если в субботу горит свет, который нам мешает, можно, используя намек, сказать нееврею: “Жаль, что мы забыли выключить свет”, или: “Мы теряем столько электроэнергии”, или: “Сегодня у нас суббота, и евреям не разрешается выключать свет”, или: “Нам этот свет вовсе не нужен”. Однако нельзя говорить впрямую: “Выключи свет, пожалуйста”.
2. Как давать указания в субботу

В субботу нельзя давать нееврею прямое распоряжение сделать какую-либо работу, независимо от того, когда ее требуется выполнить – в субботу или после субботы.

Конкретные примеры

а) Вопрос

Перед наступлением субботы у автомобиля отказал стартер, и машину не удалось поставить в гараж. Она стоит на улице. Можно ли в субботу попросить соседа-нееврея перегнать машину в надежное место?

Нельзя просить об этом прямо, но можно рассказать ему о случившемся. И, если он сам проявит инициативу, ему разрешено перевезти автомобиль в надежное место, но не в гараж или во двор самого еврея.

б) Нельзя просить нееврея отправить почтой письмо.

в) Если к еврею в субботу пришел строитель или торговец, чтобы обсудить детали работы, которая будет делаться после субботы, запрещено вступать с ним в разговоры на эту тему. Но разрешено, например, сказать: “Может быть, зайдешь после субботы?” Однако ни в коем случае не говорить прямо: “Приходи после субботы”.
3. Как поручить работу нееврею перед субботой или праздником

Нельзя до наступления субботы или праздника давать рабочее задание нееврею и требовать, чтобы тот выполнил его в субботу или праздник. Так запрещено поступать, даже если еврей не говорит прямо, чтобы тот работал в субботу или праздник, но из его разъяснений видно, какой день недели имеется в виду.

Каким образом можно перед субботой или праздником поручить нееврею выполнить в субботу или праздник определенную работу?

Работу можно давать нееврею в течение всей недели, в том числе непосредственно перед наступлением субботы или праздника, даже если существует вероятность, что тот выполнит ее в субботу или праздник, - но только при условии, что еврей при этом не указывает конкретно на субботний день или праздник и что нееврею известно, что он получит плату за выполненную работу.

Почему так поступать разрешено? Потому что работник будет работать в субботу по своей инициативе, т.е. он преследует собственную выгоду, или, другими словами, хочет как можно быстрее выполнить работу, не откладывая ее на другой день, и получить плату.

Конкретные примеры

Можно отнести обувь сапожнику, сдать костюм в химчистку или отправить машину в ремонт незадолго до субботы, но при этом нельзя просить (что называется прямым текстом), чтобы работа была выполнена к концу субботы.

Если в пятницу есть товар, готовый к отправке, нельзя обращаться в транспортную контору со словами: “Заберите товар завтра”.

Не разрешается заказывать ремонт станков на субботу или еврейский праздник, даже если предприятие расположено в нееврейском квартале.

Нельзя вызывать в учреждение или на предприятие уборщиков для работы в субботний или праздничный день.

Не разрешается просить покупателя перед субботой или праздником, чтобы он приобрел товары в этот день.

Нельзя просить работника-нееврея, чтобы он встретился в субботу или праздник с клиентом, который не может прийти в другой день недели.

Торговый агент-нееврей, работающий за комиссионные, может продавать товары еврейской фирмы даже в субботу или праздник, но при этом нельзя требовать от него, чтобы он торговал в субботу, и нельзя разрешать ему получать в субботу товары на еврейском складе.
Запрещается работа в еврейском здании

Во всех случаях, когда нееврею разрешено выполнять оплачиваемую работу для еврея в субботу или праздник, ему нельзя работать в здании, принадлежащем евреям, будь то частный дом, учреждение или производственное предприятие. Запрет вызван тем, что работа в еврейском здании может вызвать подозрение, будто неевреи специально наняты евреями для запрещенной субботней или праздничной работы.

Ряд практических примеров

Транспортной фирме было поручено забрать товары перед наступлением субботы, но ее экспедиторы, опоздав, приехали именно в субботу. Их нельзя допускать к товарам.

Еврей, договорившись с подрядчиком-неевреем о строительстве дома или предприятия, не может ему разрешить заниматься этой работой в субботу. Если такой запрет вызывает проблемы, надо посоветоваться с раввином.

Декораторы-неевреи, украшающие деловые здания перед ежегодными праздниками, не должны работать на евреев в субботу, хотя они трудятся ради личной выгоды и заинтересованы в скорейшем завершении работы.

Нельзя разрешать нееврейским рабочим выполнять ремонтные работы в субботу для квартиросъемщиков-неевреев (если здание, принадлежит еврею).
Субботний покой

По указанию мудрецов, для ощущения полного покоя в субботу надо представить себе, будто все дела завершены до наступления субботы. Пояснение комментаторов Нового времени: законодатели, сделав такое указание, вовсе не рассчитывали, что за минуту до наступления субботы человеку удастся убрать из своего сознания все деловые мысли. Они лишь хотели, чтобы мы научились планировать свою трудовую деятельность, включенную в недельный цикл: перед субботой наши дела должны подойти к определенному этапу завершенности, - и тогда наше сознание освободится от будничных деловых проблем, а “освободившееся место” займут размышления о еврейской субботе.

Пятница в Израиле отличается от всех остальных пятниц в мире, потому что в этот день с заходом солнца неминуемо приходит Шаббат: на улицах становится тихо и пустынно до следующего захода солнца. По факту всё в Израиле вымирает с 15 часов пятницы и до 19 часов субботы. А субботнее утро – самое тихое время: нет людей и машин и кажется, что даже воздух замирает… Почему евреи так строго относятся к празднику, что даже для включения света в доме нанимают арабов? А главное – как это отражается на туристах? Специальный корреспондент HL проверила на себе.

Никакого творчества!

Шаббат – одна из 10 главных заповедей, полученных Моисеем. Бог создавал мир шесть дней, а седьмой решил оставить для отдыха, и священная книга Тора предписывает воздержаться от работы. Что нельзя делать в Шаббат? Почему иудеям нельзя включить радио или написать письмо, зажечь свет или сесть в автомобиль, сорвать с дерева плод или сфотографировать товарища? Ведь эти действия не требуют никаких усилий и даже делают отдых более приятным. А в то же время разрешено до изнеможения гулять, двигать мебель и поднимать толстенные книги.

Оказывается,запрещены не усилия как таковые, а только творческий труд – создание новых предметов и изменение существующих: приготовление еды, включение телевизора, вызов лифта и т. д. А нетворческая деятельность, не меняющая окружающего мира, – изучение Торы или научных книг (результат от изучения, которых полезен и для субботы), прогулки пешком, пение без аккомпанемента и т. д. – в Шаббат разрешена.

Главное правило для туристов в Израиле: всегда помнить о Шаббате! А то Шаббат будет твоим планам. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала священной субботы.

1. Что нужно знать туристам о работе транспорта во время Шаббата

В Шаббат от слова «совсем» не работает общественный транспорт: поезда, автобусы, маршрутки. Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта вам придется добираться на такси, которое будет стоить на 30 % выше обычной стоимости.


Я решила встретить Пасху в Иерусалиме, и поскольку она попадала на пятницу, самым разумным было выезжать из Тель-Авива с утра – до прекращения движения транспорта. За неделю до поездки в графике движения поездов по маршруту Тель-Авив – Иерусалим было пять составов до наступления Шаббата. Накануне вечером – в четверг, уточняя время прибытия моего поезда, я покрылась холодным потом: поезда исчезли! Ни с утра, ни ночью их нет. Нет даже автобусов и вообще междугороднего сообщения. Шаббат пришелся на Пасху, и Израиль решил продлить отдых и не заморачиваться работой в пятницу до обеда, а отменил на весь день движение всего транспорта. Шаббат моим планам! И только таксисты за цену, как до Парижа и обратно, были готовы подбросить меня в соседний город. Но выход был найден! Я пришла на автовокзал в Тель-Авиве и нашла мусульманина – водителя маршрутки. И он, не морщась, довез меня по стандартной цене – 30 шекелей.

2. Что нужно знать туристам о работе отелей

В Шаббат религиозным евреям запрещено включать электричество – освещение, телевизор – и даже заводить автомобиль. Поэтому туристу в Израиле не приходится удивляться специальным лифтам в некоторых отелях, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом. Ими бессмысленно пытаться управлять вручную! Некоторые другие многоэтажные отели поступают еще проще – они в субботу выключают лифт совсем.


Был смешной случай: я подошла к кабинке, у которой уже собралось несколько человек. Мы долго стояли в ожидании. И вдруг я обратила внимание, что кнопка-то не нажата. Когда, недоумевая, почему эти люди просто стоят у невызванного лифта, я ее нажала, все они вздохнули с облегчением и заулыбались. Как выяснилось позже, верующим иудеям в субботу нельзя даже намекать постороннему, чтобы он сделал что-то запрещенное для них в Шаббат.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле. Бессмысленно просить верующего иудея включить свет или вообще какой-то электрический прибор, сделать чашечку кофе или сэндвич, выстирать или погладить одежду. Но не беспокойтесь! Во всех отелях Израиля есть специально обученные люди для работы в субботу, чтобы все сервисы для обычных туристов были доступны. Разве что придется пройтись пешком до своего этажа и немного попоститься, уткнувшись в закрытые двери ресторана отеля.

3. Как не умереть с голоду в Шаббат

В Шаббат нельзя готовить горячую еду, даже подогревать ее. И чтобы насладиться хорошим, вкусным и главное – горячим обедом, еврею нужно приготовить его до наступления Шаббата и держать в горячем состоянии до обеда субботы. Впрочем, некоторые национальные блюда от долгого стояния в тепле становятся только вкуснее.


Из-за того что в Шаббат нельзя готовить, с вечера пятницы по вечер субботы подавляющее большинство кафе, ресторанов и закусочных в Израиле закрыто. Это правило действует строго для кошерных заведений. Если ресторан обещает кошерную еду в субботу – строго говоря, это не кошерный ресторан. На помощь туристам придут друзья-мусульмане, которые кормят всех семь дней в неделю. Таких заведений не так много в Израиле, но они не дадут вам лечь спать на голодный желудок.

4. Что еще недоступно туристам в Шаббат

Около 70 % магазинов закрываются в Шаббат. Если один день без шопинга можно пережить, то без еды это будет сделать некомфортно. Запаситесь на один день тем, что вас избавит от беготни по городу в поисках открытых торговых точек, – сэкономите массу времени. Мусульмане и другие национальности, не придерживающиеся субботы, с удовольствием продадут вам то, что нужно.

Многие достопримечательности тоже закрыты, но тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена.

Все экстренные службы: полиция, пожарная, скорая и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.


В целом турист в Шаббат может жить своей обычной жизнью, если ему это удастся: пляжи открыты, улицы пусты, небольшая часть сервисов и развлечений доступна. Евреи очень демократичны и понимают, что не соблюдающие субботу ничего им не должны, при условии, что вы проявите немного уважения.


От замечаний и косых взглядов в субботу вы сможете уберечься, если не будете:
● жарить шашлыки прямо на улице
● открыто распивать спиртные напитки
● заезжать на автомобиле в ортодоксальные районы (могут и камнями закидать)
● не пользоваться мобильными в святых местах. В храмах и у Стены Плача требуется соблюдение законов Торы и от туристов. Так, если вы захотите написать смс, стоя у Стены Плача, то тут же получите строгий выговор и даже можете быть выдворены
● играть во всеуслышание на музыкальных инструментах или в футбол

Ну, а если религиозный еврей и вызовет полицию на запах вашего шашлыка, то вы отделаетесь замечанием. Все нормы и законы поведения в Израиле ровно такие же, как и в любой другой цивилизованной стране. А если вы и нарушите по незнанию какое-то правило, то еврей вам вежливо объяснит, как сделать кошерно.

Как-то я купила гамбургер и решила съесть его в кофейне, заказав восхитительное капучино. Хозяин заведения лично подошел и объяснил, что готов сам перенести мою чашку куда угодно, лишь бы я не ела мясо с молоком в его заведении. И ему пришлось прогуляться.


Шаббат ушел, но он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев». Ну, а туристу как минимум нужно помнить о Шаббате, когда он планирует свою поездку в Израиль. Иначе путешествие может получиться очень неожиданным.

На вопрос Шабат. Скажите, что нельзя евреям делать в субботу? заданный автором Броситься лучший ответ это Запрещенные работы
См. также: Шабесгой
Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:
01. Зореа (посадка растений) .
02. Хореш (пахота)
03. Коцер (жатва) .
04. Меамер (связывание снопов) .
05. Даш (молотьба) .
06. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется - «веять») .
07. Борер (сортировка) .
08. Тохен (помол зерновых) .
09. Мэракед (отделение зерен от примесей - мелких камешков, семян других растений и т. п.) .
10. Лаш (замешивание теста) .
11. Офе (выпечка хлебных изделий) .
Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по-мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие одиннадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.
12. Гозез (стрижка овечьей шерсти) .
13. Мелабен (отбеливание шерсти) .
14. Менапец (вычесывание шерсти) .
15. Цовеа (окрашивание шерсти) .
16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна) .
17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок) .
18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани) .
19. Орег (ткать) .
20. Поцеах (распускать ткань) .
21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи) .
22. Матир (развязывание узлов) .
23. Тофер (шитье) .
24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить) .
Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.
25. Цад (охотиться) .
26. Шохет (забивать скот) .
27. Мафшит (свежевать туши) .
28. Меабед (обработка, дубление кожи) .
29. Мемахек (разглаживание кожи) .
30. Месартет (раскроить)
31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке) .
В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.
32. Котев штей отийот (написание двух букв) .
33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново) .
34. Боне (строительство) .
35. Сотер (разрушение построенного) .
36. Мехабе (тушение огня) .
37. Мавъир (разжигание огня) .
38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)) .
39. һа-моци мирешут лерешут (перенесение объектов из частного владения в общественное) .
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Шабат. Скажите, что нельзя евреям делать в субботу?

Ответ от Водолей [гуру]
Зажигать огонь.


Ответ от Приспособляемость [гуру]
а почему ви уже спрашиваете? О_о


Ответ от Невропатолог [гуру]
Ничего нельзя делать. Реки и те не текут.


Ответ от Жень [гуру]
Нельзя отрицать Мессию Иисуса Христа. Принять Его нужно им и Его учение и благодать и тогда не придется трястись, чтобы случайно нажать кнопку в лифте...


Ответ от David сергий [гуру]
нарушать покой Божий...