Каменная оболочка земли. Недра Земли

18 Литосфера – каменная оболочка Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии, простирается до астеносферы и имеет мощность 150-200 км. В строении Л выделяют 3 основных слоя; з.кору, мантию и ядро. ЗК - самая верхняя из твёрдых оболочек Земли, отличающаяся составом и низкой плотностью горных пород. Ее нижн. границей считается граница Мохо (Мохоровичича).ЗК состоит из: кислрода, кремния, алюминия, железа, кальция, натрия, калия, магния. Различают 2 осн. типа земной коры: материковую (обычно имеет мощность 35-45 км, в областях горных стран - до 70 км) и океаническую (имеет толщину 5-10 км (вместе с толщей воды - 9-12 км)). Материк. зк состоит из 3 слоев: осадочный, гранитный (гранитно-гнейсового состава) и базальтовый (базальты и габбро). Океанская зк 2 слойная: Осадочный (морские осадки) и базальтов (преимущ. габбро). Мантия - оболочка лит-ры Земли, расположенная между земной корой и ядром Земли. От земной коры её отделяет граница Мохо, от ядра Земли мантию отделяет поверхность (на глубине около 2900 км). М. З. делится на нижнюю и верхнюю мантию. Последняя, в свою очередь, делится (сверху вниз) на субстрат, слой Гутенберга и слой Голицына. Внутри мантии на глубине 100-250 км под континентами и 50-100 км под океанами начинается слои повышенной пластичности в-ва, близкого к точке плавления, так называемая мантия - астеносфера. Подошва астеносферы находится на глубинах порядка 400 км. Ядро находится на глубинах от 2900 до 6371 км, радиус ядра около 3470 км. Состоит ядро, вероятно, из железо-никелевого сплава (90% железа, 10% никеля). По разным оценкам температура ядра составляет от 4000 до 7000 °С. Тектоносфера, внешн обол Земли, охватывающ земную кору и верхнюю мантию, основная область проявления тектонических и магматических процессов. Для нее хар-на вертикальная и горизонтальная неоднородность физ св-тв и состава слагающих ев пород. Геодии-ка- -отрасль геол-ии, изуч-я силы и процессы в коре, мантии и ядре З.и, обусл-щие глубинные и поверхностные дв-я масс во времени и пр-ве. Геодин исп магнитометрич, сейсмометрич, гравиметрич и др данные, а также геологическое моделир-е и геохимич хар-ки. Г-ка лежит в основе тектоники лит.плит (Новая глобальная тектоника). Нелинейная г-ка изучает явл и процессы, связанные как с нерегулярными, хаотическими и другими импульсами в земных глубинах, так и с возд-ми внеземных факторов (дв-е комет, падение метеоритов и др.). Фиксизм (от лат. fixxis - твердый, неизменный, закрепленный), одно из двух напр-ий в тектонике, исходящее из представлений о незыблемости (фиксированности) пол-я континентов на пов-ти Земли и о решающей роли вертикально направленных тектоштч дв-ий в развитии з.к.. Ф. являлся одним из ведутц направлений в геологии до сер 60-х гг. 20 в., кгд получили развитие положения моб-зма. Сторонники Ф,(В. В. Белоусов, амер. учвный X. О. Мейерхоф и др.) отрицают положение мобилизма о возм-ти горизонтальных перемещений крупных плит литосферы; допускаются лишь незначительные (до нескольких десятков км) горизонтальные перемещ-я сравнительно небольших уч-ков з.к. по надвигам (шарьяжам) и сдвигам, вызываемые возд-ем вертикальных дв-ий. Составная часть концепции Ф- предст-е о форм-ии океанических впадин в рез-те опускания з.к без значительного растяжения, с преобразованием материковой коры в более тонкую океаническую. Мобн.ппч (от лат. mobilis - подвижной) гипотеза, предполагающая большие (до нескольких тыс. км) горизонтальные перемещения: материковых глыб земной коры (литосферы) относительно друг друга и по отношению к полюсам в течение геологического времени. Предпол-я о подв-ти материков начали выск-ся ещё в 19 в., но научно разработанная r-за М. была сформ-на впервые в1912 нем.геофизиком А. Вегенером (Th, дрейфа материков). Л. разбита глубинными разломами на крупные блоки – лит-ые плиты, они движутся в гориз. направлении со сред. скоростью 5 -10 см в год; 7 плит: Евразийская, Тихоокеанская, Африканская, Индийская, Антарктическая, Североамериканская, Южноамериканская. Под литосферой астеносфера - размягченная оболочка служит пластичной подстилкой, ктр позвол жестким литосферным пл передвигаться и скользить в горизонтальных направлениях относительно более глубоких недр Земли. Вместе с литосферными плитами передвиг-ся (дрейфуют) находящиеся на них континенты. Там, где две соседние плиты расходятся, открывающееся простр-во заполняется за счет подъема расплавленного глубинного вещества, происходят обр-е и разрастание океанической литосферы, ее спрединг. Процессы спр. локализуются, гл.обр., в пределах Срединно-океанич хребтов и ф-ют океанич кору, поэтому в этих р-ах она относ-о молодая.На границе, где две литосферные плиты сходятся, одна из них (тяжелая океаническая плита) пододвигается под другую и наклонно уходит на глубину в размягченное вещество астеносферы - происходит ее субдукция. К зонам субдукции приуроч б-во землетр-й и мн-во вулканов. Геоморфологич выражениемзон субд явл глубоководные желоба. Аккреция (от лат. accretio приращ-е, увел-е), падение в-ва на космич тело под д-м сил тяготения, сопровожд-ся выд-ем гравитационной Е. В фазу аккреции 3. приобрела приблизительно 95% современной массы, на что потребовалось 17 млн. лет. С окончания эт фазы 3. считают вступившей в этап планетарного разв-я. Коллизия- это столкновение континентальных плит, которое всегда приводит к смятию коры и образованию горных цепей. Пр, является Алышйско-Гималайский горн пояс, образовав-ся в рез-те закрытия океана Тетис и столкновения с Евразийской плитой Индостана и Африки. Рельеф - совокупность неровностей (форм) земной поверхности определенного геологического строения. Р. обр-ся в рез-те сложного взаимодействия ЗК с водной и возд. оболочками, жив. организмами и человеком. Р. состоит из: форм – отдел. неровностей, предстваляющих собой трехмерные тела, занимающие определенный объем (холм, овраг). Тип Р. – комплекс форм, имеющих общность происхождения и закономерно повторяющиеся на определенной терр-ии. Формы Р. бывают: 1. замкнутые (холм) или открытые (овраг); 2 . простые (небол. по размеру) или сложные (комб. простых); 3. положительные (возвыш.) или отрицательные (балка); 4. по размерам (морфометрическая): планетарные (мат. выступы, ложе океана), мегаформы (круп. впад. ложа О – Мексиканский зал., Альпы, Кавказ), макроформы (хр., впадины), мезоформы (овраги, балки), микроформы (карстовые воронки, береговые валы), наноформы (луговые кочки). Генетическая класс-ия ФР (герасимова, Мещерякова): 1. Геотектура – круп. форма рельефа созданная процессом планетарного хар-ра: космическими и эндогенными процессами (мат. выступы, ложе О., переходные зоны, срединно-океанические хр.). 2.Морфостр-ра – круп. ФР, образованная эндо и экзогенными процессами с преобл. эндо (горы, рав-ны). Морфоскул-ра – форма рельефа, которая обр-ся экзогенными процессами (речные долины, луговые кочки). Процессы рельефообразования: Эндогенные (тектонич. движения:гориз., вертик., обр-ся складчатые (пликативные: антиклиналии(полож), синклинали (отриц)), разрывные (дизъюнктивные: рифтовые долины), инъективные (внедрение магмы) дислокаций; магматизм (батолиты, лакколиты) и вулканизм (лавовые покровы – плоскогорье Декан в Сред. Сибири); землятрясения (обр-ие трещин); экзогенные (зависят от сол. радиации – климата: флювиальные (водотоками: промоины, овраг, балка, реч. долина), эоловая (ветром: столбы, замки, дюны), криогенные (мерзлотные:курумы, пятна-медальоны), гляциальные (ледниковые: кара, карлинг, бараньи лбы), карстовые (вымывание водой гор. пород: кары, карстовые поля). Минералы и ГП, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископ-ми. В зависимости от физического состояния выделяют разные типы полезных ископаемых: твердые: различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли; жидкие: нефть, минеральные воды; газообразные: горючие газы, гелий, метан; В зависимости от использования ПИ различают следующие группы: горючие: уголь, торф, нефть, природный газ, сланцы; рудные (руды горных пород, включающие метал¬лические полезные компоненты и неметаллические) - железная руда, руды цветных металлов, графит, асбест; нерудные: песок, гравий, глина, мел, различные сопи. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни. По происх ГП делят па 3 гр: а) Магматические, обр из расплавленной магмы при ее остывании и затвердении. На глубине в земной коре магма остывает медленнее, поэтому там образуются плотные горные породы с крупными кристаллами. Их называют глубинными магматическими породами, к ним относится, гранит. В гранитном слое содержится разнообразно цветных, драгоценных и редких металлов. Если магма издав на пов-ть, она застыв оч быстро, при этом обр-ся только мельчайш кристаллы, ктр иногда трудно разглядеть невооруженным глазом, и порода выглядит однородной. Эти образовавшиеся г.п обычно плотные, твердые, тяжелые. Пр, базальт. Изливаясь по трещинам, магма создает обширные базальтовые покровы. Наслаиваясь одни па другой, они образуют ступенчатые возвышенности -траппы. б)Осадочные горные породы. обр только на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и па суше. По сп-бу образования эти г.п. делятся па: - обломочные.обломки различи г.п., образование их связ с процессами, разрушающими горные породы (деятельность ветра, воды, ледника). В завис-ти от размеров эти горные породы бывают: крупные, средние, и мелкообломочные (щебень, галька, гравий, песок, глина) как стройматериалы.-хемогенные ГП образуются из водных растворов минеральных веществ. Это оседающая на дно водоемов поваренная и калийная соль, выпадающий из воды горячих источников кремнезем. Многие из них испся в хозяйстве, например, калийные соли -сырье для получения удобрений, поваренная соль исп в пищу. - органогенные к этой группе относятся осадочные породы, состоящие из останков раст и жив, накопившихся за миллионы лет на дне водоемов. Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы, известняк, мел, фосфориты. Г.п данн гр им большое практич значение в хоз-тве челка. в)Метаморфич. Попадая в ходе движения земной коры на большую глубину, осадочные и магматические горные породы могут оказаться в условиях гораздо более высокой температуры и вые давления, чем при своем образовании. В недрах 3-й они попадают и под воздействие химических растворов. Это вызывает изменение физических свойств этих горных пород (в первую очередь кристаллич структуры), меняется облик породы, по существенно не меняется ее химический состав. При этом происходит преобразование одной горной породы в другую, более стойкую и твердую: известняка - в мрамор, песчаных - в кварцит, гранита - в гнейс; глины -в глинистые сланцы. Эти новые г.п. - мегаморфич-е (греч. преображаюсь), а процесс, при котором они возникают, - метаморфизмом.

Овладевая г-г знаниями, школьники осознают роль земной коры, которая отдает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же – главный поставщик пресной воды. Знания о рельефе в школьной географии представляют собой дидактически отработанную систему представлений и понятий, законов и закономерностей, составляющих основное содержание науки геоморфологии. Формирование г-г знаний в 6, 7 и 8-м классах. Изучение рельефа в 6-м классе характеризуется рядом особенностей, обусловленных ролью начального курса физической географии в общей системе получаемых знаний. В соответствии с программой в 6-м классе предусматривается получение научных знаний о рельефе во всем их многообразии.Учащиеся получают правильное представление о рельефе и поверхности земного шара.Образ-воспит задачи:1.Сформировать у учащихся понятие «земная кора.2.Сформировать общие представления об основных типах горных пород по происхождению.3.Сформировать у ребят общие понятия «горы» и «равнины», знания об элементарной классификации этих форм рельефа по высоте, их изменение во времени, а также представления о главной причине разнообразия рельефа Земли – постоянном взаимодействии внутренних и внешних процессов.4.Сформировать представление о рельефе своей местности как составной части земной коры. Тема: «Литосфера». Начинается рассмотрение внутреннего строения земного шара (понятий о земном ядре, мантии и земной коре), процессов, происходящих в недрах Земли, пород, слагающих земную кору. Далее изучаются эндогенные процессы – извержения вулканов и горячие источники, землетрясения, медленные колебания суши. Знания об эндогенных процессах необходимы для понимания генезиса рельефа и горообразования. В процессе изучения общих понятий учащимся сообщается определенный, установленный программой, минимум названий географических объектов, которые они должны знать и уметь находить на географической карте. Эти географические объекты нужны для конкретизации общих понятий и используются для формирования у учащихся умений давать описание горы, равнины по типовому плану на основе физической карты. Важной задачей темы «Литосфера» является развитие знаний учащихся о рельефе своей местности. Наряду с формированием новых общих понятий значительное внимание уделяется практическим работам. Все эти знания используются как опорные при формировании общих понятий. Формирование геолого-геоморфологических понятий в 7-м классе. В процессе изучения географии материков продолжается дальнейшее развитие знаний о рельефе. Углубляются усвоенные в 6-м классе понятия о рельефе. Учащиеся получают новые знания о структурных элементах земной коры и знакомятся с тектоническими картами. Совершенствуются также знания и навыки в чтении рельефа по карте. В 7-м классе очень важно учить школьников устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Вместе с тем большую роль играют сравнения. Включение новых вопросов по геоморфологии позволяет учащимся на конкретных примерах убедиться в том, что рельеф все время изменяется и современное строение поверхности является результатом непрерывного и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли, что на современный рельеф оказывает большое влияние история развития материков, что размещение полезных ископаемых отличается определенной закономерностью. Формирование геолого-геоморфологических понятий в 8-м классе В 8-м классе продолжается дальнейшее развитие понятия о рельефе и факторах рельефообразования. Научные знания о рельефе в курсе физической географии России формируются в процессе изучения темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». И при рассмотрении природных условий территорий России. Формирование крупных элементов рельефа генетически неразрывно связано с ходом исторического развития земной коры. В связи с этим сведения из геологии, которые учащиеся усваивают в 8-м классе, имеют первостепенное значение для понимания основных закономерностей, имеющих место в происхождении и развитии крупных форм поверхности земного шара. В содержании темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» в качестве стержневых понятий выделяют основные геологические структуры: платформа и геосинклиналь разного возраста, взаимосвязи и взаимоотношения между ними. Остальные понятия, в том числе понятия о рельефе, рассматриваются в связи с основными структурными элементами земной коры. Понятия о геосинклиналях и соответствующих им формам рельефа впервые рассматривается в 8-м классе. В процессе изучения темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» рассматривается в основном генетическая обусловленность крупных форм рельефа: элементов геотекстуры и морфоструктуры. Для правильной организации учебного процесса при изучении геолого-геоморфологических вопросов в 8-м классе необходимо учитывать, что из теоретических и фактических знаний по этим вопросам твердо усвоено учащимися в предшествующих классах. При изучении рельефа отдельных территорий России знания учащихся о происхождении и развитии крупных форм рельефа закрепляются и углубляются. Вместе с тем большой удельный вес принадлежит установлению закономерностей размещения и развития мелких форм, происхождение которых обусловлено деятельностью внешних факторов рельефообразования.

Конспект урока 5 класс

Тема: Литосфера - «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Строение земной коры.

Цель урока : сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Задачи:

Ознакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие - литосфера.

Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Ход урока:

Организационный момент

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

Актуализация знаний

Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина.

Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади.

О чём или о ком идет речь? (О планете Земля)

Ребята, я вам сейчас прочитаю текст. Вы его внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов.

«Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты - ядро и мантию».

О чём говорят эти строки? (О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта - Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.)

Из какого облака образовалась наша планета? (Из холодного газопылевого облака.)

Какова форма Земли? (Форма Земли шарообразная.)

Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны? (Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.)

Оболочки взаимодействуют между собой? (Да)

Мотивация учебной деятельности.

Раз - кружочек,

Два - кружочек,

Три - кружочек,

Снова круг...

Сколько разных оболочек!

Не Земля, а просто лук!

Земля устроена хитро

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ЯДРО,

Но не ядро от пушки!

Потом, представьте, МАНТИЯ

Лежит внутри Земли.

Но не такая мантия,

Что носят короли!

Потом - ЛИТОСФЕРА

(Земная кора).

Выбрались мы на поверхность,

Ура!

А посреди этой ЛИТО -

ГИДРОСФЕРА разлита.

ГИДРО не ГИДРА.

Еще иногда

Люди ее называют -

ВОДА!

Ну, а за этою сферой

Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ.

(Это и воздух, и облака...)

А что там за ней? - Неизвестно пока!

(А. Усачёв)

Задание "Шифровка".

Расшифруйте тему урока

С О Р Л А И Ф Т Е

Ответ: ЛИТОСФЕРА

Подготовка учащихся к усвоению новой темы.

Ребята, а вы любите сказки? Сейчас я вам хочу рассказать одну сказку. Готовы слушать?

В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь Закир. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван - царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

Решил царь Закир испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван - царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

Отправился Иван Закиров сын в путь - дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства - государства. Видит: перед ним 4 белых дворца стоят с золотыми крышами, а над ними надпись - «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Литосфера». Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое.

Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова.

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил? »

«Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да только не могу определить, куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек.

Старец объяснил, что нужно идти Ивану во дворец под названием «Литосфера».

« Есть ли в этой стране ключ Земли?»- спрашивает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна».

«А как же мне туда попасть?»- спрашивает Иван.

«Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик».

Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. Глубже роет Иван, тверже становятся породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.

Увлекся работой Иван - царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке добыть его!»

«Ну что ж, отгадаешь мои задания, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна и протянула Ивану конверт с заданиями.

«Загадывай, - сказал Иван - царевич, - попробую отгадать!».

Каково внутренне строение Земли?

Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом.

Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок - мантия. Желток - ядро.

В виде схемы это можно изобразить так:

Внутренне строение Земли = ядро + мантия + земная кора.

Что представляет собой ядро?

Ядро делится на два слоя: внутренне ядро - твердое, внешнее - жидкое. Состоит из железа и никеля.

Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро.

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1, 3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10 000 С°.

Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

Состав ядра = железо + никель

Какими свойствами обладает вещество мантии?

Мантия в переводе с лат. языка означает «покрывало». Она занимает до 83% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю мантию. Вещество мантии из - за большого давления находится в твердом состоянии, хотя температура мантии равна 2000 С°. Средний слой мантии немного размягчен, а внутренний и наружный слои находятся в твердом состоянии.

Первая залегает до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению вещества.

На глубине от 400 км под материками и 10 - 150 км под океанами, т. е в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч. «астенес» слабый). Астеносфера более пластичная, чем остальная мантия, служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты.

Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Породы мантии отличаются большой плотностью.

Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.

Что такое земная кора?

Земная кора - это твердая верхняя оболочка Земли. Она в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

Земная кора

океаническая материковая

5-10км 30-80 км

Верхние границы земной коры изучены хорошо при помощи бурения скважин (метод глубинного бурения).

Самая глубока скважина имеет глубину всего лишь 15 км. По сравнению с размерами Земли эта величина очень мала. Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое - какие сведения о внутреннем ее строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Так, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км земной шар состоит из песка, известняка, гранита и др. пород.

С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1000 м наблюдается закономерность: на каждые 100м глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3 градуса.

Как происходило образование земной коры?

Образование земной коры происходило миллиарды лет назад из вязко-жидкого вещества мантии - магмы.Входившие в его состав наиболее распространенные и легкие химические вещества - кремний и алюминий - застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа -густая грязь) - расплавленная масса, образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади. Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних мантийных течений.

Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли?

Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» - колебание). Так изучают геофизики нашу Землю. Этот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор - сейсмограф. Уникальную информацию о недрах Земли ученые-сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология - наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами.

Литосфера

Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется литосферой. Под ней находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по этому слою. Мощность литосферы в разных областях Земли изменяется от 20 до 200 километров и более. В целом под континентами она толще, чем под океанами. Учёные установили, что литосфера не монолитна, а состоит из литосферных плит. Они отделены друг от друга глубокими разломами. Выделяют семь очень крупных и несколько более мелких литосферных плит, которые постоянно, но медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость их движения около 5 сантиметров в год. Некоторые плиты полностью океанические, но большинство имеют разные типы земной коры.

Литосферные плиты движутся относительно друг друга в разных направлениях: или отодвигаются, или, наоборот, сближаются и сталкиваются. В составе литосферных плит перемещается и их верхний «этаж» — земная кора. Благодаря движению литосферных плит меняется расположение на поверхности Земли материков и океанов. Материки то сталкиваются между собой, то отодвигаются друг от друга на тысячи километров.

А теперь ребята давайте вернемся к нашей сказке

«Молодец, Иван - царевич, правильно отгадал мои задания с ребятами, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

Практическая работа

Заполните таблицу с помощью учебника

Земная кора

Мантия

Ядро

Размеры

5 - 75 км

2900 км

3500 км

Составные части

материковая

океаническая

верхняя мантия

нижняя мантия

внешнее ядро

внутреннее ядро

Состояние

твердая

особое (вязкое)

внешнее - жидкое

внутреннее - твердое

Температура

небольшая, с глубиной повышается на 3 на каждые 100 м

высокая -

2000 С

очень высокая -

2000 - 5000 С

Способы изучения

наблюдение, дистанционный (с космоса), бурение скважин

геофизические

сейсмология

Тестовые задания. Выберите правильный ответ.

1.Земля состоит из:

а) Ядра и мантии

б)Мантии и земной коры

в) Ядра, мантии и земной коры

г)Ядра и земной коры.

2. Ядро Земли состоит из:

а) Одного слоя

б) Двух слоев

в) Трех слоев

Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия.

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

Как вы думаете, мы справились с этими задачами?

То есть цель урока достигнута?

У каждого из вас на парте лежат напечатаны смайлики, которые показывают настроение.

Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!

Каменная оболочка Земли - земная кора — прочно скреплена с верхней мантией и образует с ней единое целое - . Изучение земной коры и литосферы позволяет учёным объяснять процессы, происходящие на поверхности Земли, и предвидеть изменения облика нашей планеты в будущем.

Строение земной коры

Земная кора, состоящая из магматических, метаморфических и осадочных горных пород, на материках и под океанами имеет разную толщину и строение.

В континентальной земной коре принято выделять три слоя. Верхний - осадочный, в котором преобладают осадочные породы. Два нижних слоя условно называют гранитным и базальтовым. Гранитный слой состоит преимущественно из гранита и метаморфических горных пород. Базальтовый слой - из более плотных пород, сравнимых по плотности с базальтами. Океаническая кора двухслойная. В ней верхний слой - осадочный - имеет небольшую мощность, нижний слой - базальтовый - состоит из горных пород базальтов, а гранитный слой отсутствует.

Мощность континентальной коры под равнинами составляет 30 50 километров, под горами - до 75 километров. Океаническая кора намного тоньше, её мощность от 5 до 10 километров.

Кора есть на других планетах земной группы, на Луне и на многих спутниках планет-гигантов . Но только Земля обладает корой двух типов: континентальной и океанической. На других планетах в большинстве случаев она состоит из базальтов.

Литосфера

Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется литосферой. Под ней находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по этому слою. Мощность литосферы в разных областях Земли изменяется от 20 до 200 километров и более. В целом под континентами она толще, чем под океанами.

Учёные установили, что литосфера не монолитна, а состоит из . Они отделены друг от друга глубокими разломами. Выделяют семь очень крупных и несколько более мелких литосферных плит, которые постоянно, но медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость их движения около 5 сантиметров в год. Некоторые плиты полностью океанические, но большинство имеют разные типы земной коры.

Литосферные плиты движутся относительно друг друга в разных направлениях: или отодвигаются, или, наоборот, сближаются и сталкиваются. В составе литосферных плит перемещается и их верхний «этаж» - земная кора. Благодаря движению литосферных плит меняется расположение на поверхности Земли материков и океанов. Материки то сталкиваются между собой, то отодвигаются друг от друга на тысячи километров.

Земля - 3-я планета от Солнца, расположенная между Венерой и Марсом. Она является самой плотной планетой Солнечной системы, крупнейшей из четырех и единственным астрономическим объектом, который, как известно, содержит жизнь. Согласно радиометрическому датированию и другим способам исследований, наша планета образовалась около 4,54 млрд лет назад. Земля гравитационно взаимодействует с другими объектами в космосе, особенно с Солнцем и Луной.

Земля состоит из четырех основных сфер или оболочек, которые зависят друг от друга и являются биологическими и физическими компонентами нашей планеты. Их научно называют биофизическими элементами, а именно гидросферой («гидро» для воды), биосферой («био» для живых существ), литосферой («лито» для суши или земной поверхности) и атмосферой («атмо» для воздуха). Эти основные сферы нашей планеты далее делятся на различные под-сферы.

Рассмотрим все четыре оболочки Земли более подробно, чтобы понять их функции и значение.

Литосфера - твердая оболочка Земли

По оценкам ученых, на нашей планете есть более 1386 млн. км³ воды.

В океанах содержится более 97 % запасов воды на Земле. Остальная часть приходится на пресную воду, две трети которой находится в замерзшем состоянии в полярных регионах планеты и на снежных вершинах гор. Интересно отметить, что, хотя вода покрывает большую часть поверхности планеты, она составляет всего 0,023 % общей массы Земли.

Биосфера - живая оболочка Земли

Биосферу иногда считают одной большой - сложным сообществом живых и неживых компонентов, функционирующих как единое целое. Однако чаще всего биосфера описывается как совокупность множества экологических систем.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Атмосфера - это совокупность газов, окружающих нашу планету, удерживаемых на месте земной гравитацией. Большая часть нашей атмосферы находится вблизи земной поверхности, где она наиболее плотная. Воздух Земли на 79 % состоит из азота и чуть менее 21 % - из кислорода, а также аргона, двуокиси углерода и других газов. Водяной пар и пыль также являются частью атмосферы Земли. Другие планеты и Луна обладают очень разными атмосферами, а некоторые вообще не имеют таковой. В космосе нет атмосферы.

Атмосфера настолько распространена, что она почти незаметна, но ее вес равен слою воды глубиной более 10 метров, которая покрывает всю нашу планету. Нижние 30 километров атмосферы содержат около 98 % всей ее массы.

Ученые утверждают, что многие из газов в нашей атмосфере были выброшены в воздух ранними вулканами. В то время вокруг Земли было мало или вообще не было свободного кислорода. Свободный кислород состоит из молекул кислорода, не связанных с другим элементом, таким как углерод (с образованием углекислого газа) или водород (с образованием воды).

Свободный кислород, возможно, был добавлен в атмосферу примитивными организмами, вероятно бактериями, во время . Позднее более сложные формы добавили больше кислорода в атмосферу. Кислороду в сегодняшней атмосфере, вероятно, потребовалось миллионы лет чтобы накопиться.

Атмосфера действует как гигантский фильтр, поглощая большую часть ультрафиолетового излучения и позволяя проникать солнечным лучам. Ультрафиолетовое излучение вредно для живых существ, и может вызвать ожоги. Тем не менее солнечная энергия необходима для всей жизни на Земле.

Атмосфера Земли имеет . От поверхности планеты к небу идут следующие слои: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Другой слой, называемый ионосферой, простирается от мезосферы до экзосферы. Вне экзосферы находится космос. Границы между атмосферными слоями четко не определены и изменяются в зависимости от широты и времени года.

Взаимосвязь оболочек Земли

Все четыре сферы могут присутствовать в одном месте. Например, кусок почвы будет содержать минералы из литосферы. Кроме того, будут присутствовать элементы гидросферы, представляющие собой влагу в почве, биосферы как насекомых и растений и даже атмосферы в виде почвенного воздуха.

Все сферы взаимосвязаны и зависят друг от друга, как единый организм. Изменения в одной сфере приведут к изменениям в другой. Поэтому все, что мы делаем на нашей планете, влияет на другие процессы в ее пределах (даже если мы не можем этого увидеть своими глазами).

Для людей, занимающихся проблемами , очень важно понимать взаимосвязь всех оболочек Земли.