Органическое поражение головного мозга: причины, симптомы, лечение. Органическое поражение головного мозга: основные причины и симптомы Что относится к органическим изменениям мозга

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма.

Он управляет всеми жизненно важными процессами: обрабатывает всю информацию, адаптирует организм ко всем видам изменений. При любых, даже самых незначительных его повреждениях, возможно органическое поражение мозга.

Какие бывают органические поражения мозга

Головной мозг можно повредить в любом возрасте. ОЗГМ образуется в результате патологических изменений, чаще они необратимы. Примерами поражения могут быть опухоль, доброкачественная или злокачественная киста, атеросклероз. Изменения могут быть локальными или диффузными.

При первом «страдает» какой-либо один вид активности, например, память. При диффузном клиническая картина более широкая.

Виды поражения мозга:

  • Возникновение патологии на фоне серьезных заболеваний сердца, нервной системы, сосудов.

Данное заболевание проявляется в процессе атеросклеротического поражения сосудов мозга, болезней Паркинсона и Альцгеймера. При атеросклерозе головному мозгу не хватает кислорода или питательных веществ, нервная система начинает постепенно отмирать.

При Альцгеймере в мягких мозговых тканях формируются бляшки, которые на 90% состоят из белка амилоида. Его повышенное содержание не дает образовываться и развиваться нейронам.

  • Возникновение патологии на фоне недуга внутренних органов.

Органические поражения головного мозга способны стремительно прогрессировать, если в организме плохо функционирует печень или почки. Данные изменения могут происходить из-за больших скоплений токсинов, которые могут негативно воздействовать на работу всех жизненно важных органов, разрушать все нейронные связи.

Если вовремя заметить симптомы заболевания, то при грамотном лечении с деменцией можно справиться. Но только избавления от вредных токсинов для борьбы не будет достаточно, при этом понадобится лечение медицинскими препаратами.

  • Интоксикация.

В большинстве случаев поражение мозга происходит из-за воздействия на него большого количества алкогольных напитков, суррогатов, некачественного табака. Возможно возникновение этой патологии на фоне болезней почек и печеночной недостаточности. Проникая в мягкие ткани, они негативно воздействуют на нейронные связи, возможно осложнение в виде деменции, комы.

Полезно узнать: Болезнь Альцгеймера: как различить первые симптомы и признаки

Органическое поражение всей полости головного мозга может произойти из-за отравления мышьяком, азотом, пестицидами, угарными газами, некачественной бытовой химией, грибами, тяжелыми металлами, приема большого количества лекарственного препарата.

Степень повреждения мозга может быть разной, все зависит от количества отравляющего вещества и глубины поражения тканей. Возможны интоксикационные психозы и галлюцинации. Для стабилизации состояния пациента доктор может назначить успокоительное, препараты, поддерживающие в норме работу сердечно-сосудистой системы.

  • Черепно-мозговая травма.

После серьезной черепно-мозговой травмы, возможно проявление последствий. Они могут остаться на всю дальнейшую жизнь. В «лучшем» случае возможны периодическая головная боль, головокружения. Если же случай сложный, то возможно проявление психоорганического синдрома, паралич, нарушение зрения, слуха, парез.

Симптоматика


Далеко не все индивиды знают, что такое органическое поражение. Конкретных симптомов у органического поражения мозга нет из-за сложного генеза, они проявляются индивидуально.

Общие изменения: пониженная активность, невозможность концентрировать внимание длительное время, апатия, неряшливость.

Пожилые люди могут забывать имена родственников, день недели, число, нарушается речь. Если нарушение прогрессирует, то больной забывает слова, не может поддержать диалог. Эмоциональное состояние имеет 2 вида: отсутствие каких-либо эмоций или неадекватное, агрессивное поведение. Бывают галлюцинационные приступы.

Органическое поражение у младенцев


Органическое поражение головного мозга у детей способно возникнуть уже в период перинатального развития. Во время внутриутробного развития нервная система плода очень слабая и уязвимая, поэтому любой неблагоприятный фактор может негативно отразиться на ней, спровоцировав развитие патологии.

Основными причинами изменения могут быть:

  1. гипоксия головного мозга плода;
  2. употребление алкоголя;
  3. наркотиков;
  4. плохое питание;
  5. хронические заболевания;
  6. родовые травмы;
  7. асфиксия;
  8. раннее рождение;
  9. инфицирование плода.

Отдельно стоит сказать, что слишком «молодой» возраст будущей мамы также может отразиться негативно на развитии плода.

Полезно узнать: Ретроцеребеллярная киста или инфекционное новообразование головного мозга

Нарушение работы мозга у ребенка выявляется сразу после рождения. У малыша нарушенный мышечный тонус, тремор, задержка в развитии.

Бывают случаи, когда уровень расстройства головного органа незначительный и выявить ее можно только при помощи специальных медицинских аппаратов. В таких случаях заболевание уже неизлечимо, необходимо только его контролировать. Если вовремя не заметить патологию, она может постепенно прогрессировать и спровоцировать ишемическое поражение, кровоизлияние в мозг.

Органические повреждения всего и какой-либо области головного мозга у детей проявляются в виде сильных головных болей, плохого сна, пониженной концентрации внимания, нестабильного внутричерепного давления. При отсутствии лечения возможны осложнения: нейропатия, эпилепсия, церебральный паралич.

Если патология выявлена после появления малыша на свет, было назначено грамотное лечение, то патологию можно обратить, главное, раньше начать борьбу.

Диагностирование


Органические заболевания области головного мозга должны постоянно контролироваться, даже после удачно проведенного лечения и исчезновения симптомов.

Основные этапы диагностирования: сбор анамнеза, осмотр невролога, проведение компьютерной томографии мозга.

Грамотно собранный анамнез позволяет увидеть временную продолжительность нарушения, степень развития, возможные наследственные факторы.

Томография помогает выявить очаги воспаления.

  • Если повреждена лобная доля, то возможны: судороги, паралич мышц глаз, психические нарушения, потеря нюха.
  • Если повреждена область темени, то возможны: сбой всех видов чувств, припадки, судороги, снижение внимания, потеря навыка чтения и счета.
  • Если повреждены височные доли, то возможны: потеря слуха, обоняния, эпилепсия, без эмоциональность.
  • Если повреждены затылочные доли, то возможны: нарушения или потеря зрения, нарушение равновесия движений, возникновение галлюцинаций, судороги.

Методы лечения


Главной особенностью всех видов патологий головного мозга и нервной системы — невозможность восстановления нейронных связей. В процессе грамотного лечения можно лишь остановить развитие заболевания, про стимулировать нормальную жизнедеятельность здоровых участков головного органа.

Полезно узнать: Кровоизлияние в мозг: описание, виды

Пациент должен понимать, что происходит с его организмом. Лечащий врач должен подробно объяснить, что означает понятие «органическое поражение области головного мозга и что это такое».

Лечение органического поражения всего и отдельно взятых областей головного мозга производится определенными группами медицинских средств:

  1. Препараты для защиты здоровых нервных клеток, активизации мозговой работы, восстановления и улучшения памяти.
  2. Нейропротекторы. Содержат пептиды, аминокислоты, которые стимулируют нормальное кровоснабжение тканей, разжижают и очищают кровь.
  3. Противосудорожные лекарства.

Помимо медикаментозной терапии рекомендуется медицинский массаж, он способствует лучшему кровоснабжению клеток мозга, физиотерапию для снятия спазмов. При нарушении речи или нестабильном психоэмоциональном состоянии рекомендуется работа с дефектологом, сеансы с психологом.

Органические заболевания головного мозга возникают из-за различных факторов. Клинические симптомы при органических заболеваниях зависят от степени тяжести, величины поражения и области дефекта. Насколько глубже органическое повреждение головного мозга, настолько ярче будет недостаточность, которая зачастую проявляется в нарушении функции мышления.

Одна из причин – повреждение мозга плода при беременности или в процессе родов, а также:

  • ушибы;
  • гематомы;
  • перелом черепа.
  • органические нарушения как следствие инфекций;
  • отравления;
  • опухоли;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезни пожилого возраста.

Повреждение ГМ ребёнка при беременности и во время родов

Для начала разберём, что органические повреждения головного мозга – это ряд структурных изменений ткани мозга. Существуют периоды беременности и родов, в которые даже небольшое воздействие на беременную женщину стать причиной патологии развития нервной системы ребёнка.

Причины и : характерные признаки, диагностика, лечение.

Узнайте, что такое - отравление токсическими веществами, нейротропными ядами.

(недостаток кислорода) плода является следствием асфиксии (отсутствии дыхания) при затяжных родах, понижении тонуса матки и иных факторах, которые становятся причинами органических изменений головного мозга малыша. Нередко такие патологии бывают причинами преждевременной смерти ребёнка до 13–14 лет. Другие становятся инвалидами. Зачастую у таких детей наблюдается нарушение психического статуса.

Травмы головного мозга

Травмы головы (ЧМТ) – травмирование черепа, мягких тканей головы и самого головного мозга. Неврологические симптомы:

  • ограничение или снижение движений конечностей;
  • бессвязная речь;
  • спутанность сознания;
  • могут быть эпилептические припадки.

Психические симптомы:

  • расстройство поведения;
  • больной не может чётко воспринимать, обрабатывать информацию, которую получает;
  • ухудшение памяти;
  • снижение обучаемости;
  • агрессия;
  • замедление реакции;
  • страхи;
  • настроение часто меняется, нервно–психическая слабость.

Органические повреждения при церебральных инфекциях

Самыми распространенными являются: герпетическая инфекция, энтеровирусные заболевания, стафилококки, менингококки. Бактерии, вирусы становятся причиной менингита, энцефалита, . При вирусе иммунодефицита человека, головной мозг также может пострадать из-за гнойных процессов, энцефалопатии.

У пациентов появляется психическая симптоматика:

  • упадок сил, чрезмерная усталость, пониженная трудоспособность;
  • неустойчивость психики;
  • страдают личностные особенности;
  • навязчивые мысли;
  • истерии, параноидные расстройства.

Отравления

Отравление (интоксикацию) у человека вызывает алкоголизм, наркомания, курение, употребление в пищу ядовитых грибов, вдыхание окиси углерода. Также может быть передозировка медикаментозными средствами. Симптоматика зависит от того, чем конкретно произошло отравление.

Отравление зачастую вызывает нарушение сознания вплоть до комы. Передозировка психостимулирующими лекарственными средствами вызывает зрительные, тактильные, слуховые галлюцинации. У пациентов возникает эйфория, расторможенность, повышенная двигательная активность.

Хронические интоксикации, такие как алкоголизм, курение, наркомания, характеризуются:

  • вялостью;
  • усталостью;
  • депрессией;
  • нарушением памяти;
  • рассеянным вниманием;
  • угасанием интеллекта.

Патология сосудов мозга, новообразования

К сосудистой патологии относится инсульт, который классифицируется на геморрагический и ишемический. Из-за разрыва церебральной аневризмы или проникания крови сквозь стенку сосудов развивается геморрагический инсульт. В результате появляются гематомы и сдавливают мозг.

Ишемический развивается из-за перекрытия просвета сосуда тромбом, вследствие чего участок мозга не получает кислород, поэтому начинается некроз тканей.

Дисциркуляторная энцефалопатия появляется вследствие постоянного недостатка кислорода и характеризуется множеством маленьких органических очагов с изменением в головном мозге.

Психическая симптоматика:

  • помрачнение сознания;
  • подавленность;
  • инсомния;
  • беспричинная агрессия;
  • астения.

Рассеянный склероз

Болезнь, характеризующаяся образованием очагов с разрушением оболочки нервных волокон. Психические симптомы: упадок сил, сильное утомление, пониженная трудоспособность, ухудшение памяти. Также рассеянность внимания, угасание разума, депрессии, психозы.

Узнайте о формах и : как проявляется заболевание.

Всё о : факторы риска, влияние наследственности.

Знаете ли вы, что – сложное генетическое заболевание.

Болезни пожилого возраста с органическими повреждениями

Сосудистая (старческая) деменция возникает вследствие инсульта или поражением мелких и крупных сосудов. Клинические симптомы: ухудшения ощущения и восприятия окружающего, снижение познавательной активности, потеря накопленных знаний и умений.

(БП) проявляется такими симптомами: депрессия, чувство опустошения и обречённости, эмоциональная скудность, утрата чувства радости. Также может быть раздражительность, унылость, тревога.

Болезнь Альцгеймера – заболевание ЦНС, характеризующееся прогрессирующим снижением высших мозговых функций, расстройством поведения, нарушением ориентации, беспокойством, безразличием к жизни. Больные страдают забывчивостью, не в состоянии припомнить то, что было пару минут назад, не узнают родных и ранее известные им предметы.

Вывод

Практически все перечисленные заболевания успешно поддаются лечению, и риск их развития становится меньше, если проводить профилактику. Нужно вести здоровый образ жизни, будущим мамам беречь себя и прислушиваться к рекомендациям врачей.

Органическое поражение головного мозга, которое проявляется в виде нарушения интеллекта, памяти, мышления, речи, понимания и прочих познавательных функций, называют деменцией. В большинстве случаев это заболевание носит прогрессирующий характер, его сопровождает социальная дезадаптация, и в результате оно может стать причиной инвалидности. Чаще всего деменция наблюдается у людей старшего возраста.

Нужно отметить, что существует ряд разновидностей деменций. Эту патологию, по сути, не считают самостоятельной болезнью – она скорее выступает симптомом других заболеваний. Существуют такие виды деменций:

  1. Органические поражения мозга, которые связаны с сосудистыми и неврологическими заболеваниями. Это состояние может наблюдаться, к примеру, при или при болезни Альцгеймера.
  2. Органические поражения мозга при заболеваниях внутренних органов. В этом случае деменция может стать признаком хронической почечной или же печеночной недостаточности.
  3. Органические поражения мозга при интоксикациях. Встречаются ситуации, когда деменции появляются при алкогольных отравлениях, хронических отравлениях мышьяком или азотистыми соединениями на производствах.

У пожилых людей причиной деменции нередко является хроническое употребление лекарственных препаратов. Как правило, данная патология возникает в том случае, если одновременно назначается несколько медикаментов в слишком больших дозах. Подобная деменция является обратимой в случае отмены лекарств. Чаще всего к временному ухудшению интеллекта и памяти приводят антидепрессанты, снотворные, антиаритмические и гипотензивные препараты.

Симптомы органического поражения мозга

Органическое поражение головного мозга может иметь самые разные признаки – в данном случае все зависит от главного заболевания, на фоне которого возникает данная патология. Чаще всего для начальных проявлений характерно снижение активности, потеря интересов, апатия. Кроме того, может нарастать неряшливость и появляется неспособность ухаживать за собой.

Также человек жалуется на забывчивость, в некоторых случаях больные забывают имена близких, могут забыть, как они выглядят, или не вспомнить день недели. Нередко наблюдаются нарушения функции счета, письма, речи. Иногда больные могут путать слова, менять местами слоги. В некоторых случаях теряется способность к непроизвольной речи – люди могут лишь повторять фразы, сказанные другими.

Также нередко наблюдается существенное изменение эмоциональности. Человек теряет способность радоваться или огорчаться, он может казаться отрешенным от всего окружающего. Кроме того, возможна и обратная ситуация, когда люди становятся излишне эмоциональными, причем их эмоции становятся слишком вычурными и неуместными. На фоне расстройства эмоций и мышления могут появиться галлюцинации или бред.

Диагностика

При такой патологии, как органическое поражение головного мозга, огромное значение имеет ранняя диагностика заболевания. Ведь даже при болезни Альцгеймера с помощью правильного и своевременного лечения в некоторых случаях удается приостановить протекание заболевания или прогрессирование нарушений. Особенно актуально это для людей молодого возраста, поскольку именно у молодежи намного чаще можно встретить потенциально обратимую деменцию.

Основу диагностических мероприятий составляет анамнез заболевания, а также данные, полученные в ходе неврологического осмотра. Именно с помощью этой процедуры удается получить важнейшую информацию относительно причин органического поражения мозга.

Диагностическим симптомом деменции считаются атрофические процессы в головном мозге. Чтобы распознать подобные процессы, необходимо выполнить томографию головного мозга. Нужно отметить, что, по большому счету, выявление сосудистых поражений в мозге и выраженное ухудшение когнитивных способностей пациента, дает повод для того, чтобы поставить именно такой диагноз.

Лечение

Необходимо отметить, что в арсенале современной медицины не существует достаточно эффективных средств лечения этого заболевания. В большинстве случаев применяется симптоматическое лечение болезни, которое позволяет существенно облегчить участь пациента. Кроме того, немаловажное значение имеет и правильный уход за больным. Лекарственные препараты назначают в том случае, если появляется агрессивность в поведении, депрессии, галлюцинации. Кроме того, потребность в медикаментозной терапии возникает в случае необходимости улучшения кровообращения в головном мозге.

Нужно понимать, что лечение органичного поражения мозга должно быть тесно связано с диагностикой его происхождения. Огромное значение имеет лечение основного заболевания. Также необходимо отметить, что отдельные нарушения познавательных функций являются обратимыми – для этого необходимо всего лишь внести определенные коррективы в свой рацион и образ жизни. Это актуально в случае алкогольной или атеросклеротической деменции, а также при отдельных печеночных болезнях.

Что касается психосоциального лечения, то больной с диагнозом «органическое поражение головного мозга» очень нуждается в психологической поддержке пациента и членов его семьи. Больному рекомендуется находиться в привычной домашней обстановке, поскольку стационарное отделение психиатрии может существенно ухудшить его состояние. Данная мера применяется исключительно в случае тяжелой степени старческой деменции. Также очень важно организовать некоторый уровень психофизической активности, предоставлять человеку подсказки относительно ориентации в пространстве и времени.

Поскольку это симптоматическое заболевание, то лечить нужно основные признаки – чаще всего это ухудшение или потеря памяти. Необходимо отметить, что в народной медицине существует немало рецептов, которые способствуют улучшению памяти.

  1. Черника. Для того чтобы улучшить память, нужно каждый день выпивать по 200 грамм черничного сока. Данный метод эффективен при сенильной деменции.
  2. Кора рябины. Чтобы сделать отвар, нужно взять 50 грамм измельченной коры, добавить 200 грамм кипяченой воды и кипятить в течение 5 минут на медленном огне. Полученный отвар настаивать в течение 5 ч, затем его нужно процедить принимать по 50 грамм несколько раз в день. Этот метод эффективен при алкогольной и шизофренической деменции.
  3. Корень девясила. Нужно измельчить 50 грамм корня и добавить 0,5 л водки. Эту смесь настаивать в течение месяца, время от времени встряхивая емкость. После этого настойку можно процедить и употреблять по несколько раз в день перед едой.

Органическое поражение мозга у детей

У детей это патологическое состояние обусловлено воздействием отрицательных факторов на плод и новорожденного в дородовой период, во время родов, в первые дни после рождения.

Чаще всего к поражениям мозга у детей приводит гипоксия, которая связана с такими факторами, как:

  • неблагоприятное протекание беременности;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • инфекционные заболевания;
  • гемолитическое заболевание новорожденных.

В этих состояниях могут появиться гипоксически-ишемические поражения мозга, а также внутричерепные кровоизлияния.

Органическое поражение головного мозга у детей может повлечь за собой резидуальные поражения мозга. Они могут быть транзиторными или постоянно прогрессирующими. В этом случае характерны такие симптомы, как:

  • головные боли;
  • нервозность;
  • головокружения;
  • скачки внутричерепного давления;
  • повышенная возбудимость;
  • нарушения сна;
  • ухудшение памяти;
  • снижение концентрации внимания.

Данные признаки могут иметь нарастающий характер, в результате чего увеличивается угроза развития таких заболеваний, как ДЦП, миелопатия, невропатия, гидроцефальный синдром, олигофрения, эпилепсия.

Нужно понимать, что органическое поражение головного мозга – это чрезвычайно серьезное патологическое состояние, которое существенно ухудшает качество жизни человека. Однако в некоторых случаях данная патология может быть обратимой – для этого достаточно скорректировать свое питание и образ жизни. Потому так важно вовремя обратиться к врачу, который сможет поставить правильный диагноз и подобрать соответствующее лечение. Чем раньше будут предприняты необходимые мероприятия, тем больше шансов вернуться к нормальной полноценной жизни.

Психическую слабость с выраженным снижением интеллекта, мышления, памяти, сообразительности, адаптации к социуму вызывает органическое поражение сосудов головного мозга. Зачастую процесс этот необратим и негативно отражается на самочувствии, внешнем виде, поведении, характере пострадавшего. Даже незначительное изменение в мозговых и нервных тканях вызывает аномалии во всех системах. Симптоматика патологии, как у взрослых, так и у детей целиком зависит от степени поражения участков мозга, ведь каждый его элемент отвечает за определенные функции организма.

Причины расстройства

Органическое заболевание, поражающее структуры головного мозга и нервной системы, может возникнуть по многим причинам. К ним относятся:

  • Расстройства, связанные с патологиями сердца, сосудов и нервов. Чаще встречаются при атеросклерозе, болезни Альцгеймера, паркинсонизме. Через сузившийся сосудистый просвет к мозгу не попадает достаточное количество кислорода, что приводит к постепенной гибели нервных клеток.
  • Расстройства, вызванные заболеваниями внутренних органов. Изменения могут произойти из-за патогенных процессов в печени или почках (например, гепатит, цирроз, фиброз). При накоплении ядовитых веществ, высокая концентрация которых негативно воздействует на функции всего организма, разрушаются нейронные связи. Деменция поддается лечению, если своевременно начать выведение токсинов.
  • Интоксикации организма (при тяжелом алкоголизме, наркомании).
  • Травмы головы, которые проявляются либо сразу, либо в дальнейшем, и напоминают о себе до конца жизни. Пациенты страдают от периодических приступов головокружения и цефалгии. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы со слухом и зрением. Может развиться паралич конечностей, тик, эписиндром. Иногда травматические повреждения головного мозга у новорожденных происходят во время родов. Последствия таких травм бывают довольно тяжелыми и угрожают не только здоровью, но и жизни ребенка.

Инфекционные болезни (абсцесс, менингит, энцефалит), рост кисты, например, эхинококкоз, являются провоцирующими факторами недуга.

Инфекционные поражения

Довольно много инфекций ведет к развитию органических поражений мозга. Это:

  • Вирусы Коксаки – частая причина асептического менингита.
  • Герпес, поражающий центральную нервную систему, вызывающий менингит и энцефалит.
  • Стафилококк, вызывающий стафилококковый менингит.
  • Эховирусы, способные заразить практически любую клетку в организме.

Кроме этого ВИЧ-инфекция в запущенных стадиях поражает ЦНС, проявляясь абсцессом и лейкоэнцефалопатией. Инфекционные расстройства головного мозга проявляются:

  • Астенией.
  • Психотической дезорганизацией.
  • Аффектами.
  • Личностными нарушениями.
  • Обсессивно-компульсивными расстройствами.
  • Истерией, неврозами, ипохондрией.

Сосудистые патологии

Ишемическая болезнь мозга, геморрагический инсульт, ДЭП (дисциркуляторная энцефалопатия) – это болезни, связанные с сосудистыми патологиями.

  • Ишемия развивается из-за закупорки сосудистого просвета холестериновыми бляшками или тромбами.
  • При геморрагическом инсульте происходит разрыв аневризмы, из-за чего в прилегающие участки мозга попадает кровь.
  • ДЭП провоцирует постоянная нехватка кислорода из-за диффузных поражений мозговых сосудов. Характеризуется расстройство множественными мелкими очагами, расположенными по всей поверхности мозга.

Признаки мозгового поражения:

  • Сильнейшие боли в голове.
  • Головокружение, причины которого поначалу не ясны пострадавшему.
  • Тошнота.
  • Нервозность.
  • Нарушение сна.
  • Обмороки.
  • Онемение конечностей.
  • Когнитивные нарушения.
  • Аффективные расстройства.
  • Паркинсонизм.
  • Трудности при глотании.
  • Изменение голоса.
  • Невнятность речи.
  • Скачки кровяного давления.
  • Нарушение устойчивости.

Демиелинизирующие болезни

Из демиелинизирующих поражений мозга следует отметить такой диагноз как рассеянный склероз. Это хроническое аутоиммунное заболевание, при котором по всей центральной нервной системе формируются очаги (рубцы) склероза с заменой здоровой ткани на соединительную. Миелиновые оболочки нервных окончаний постепенно распадаются, что сопровождается отеком нервных волокон, нарушением проводимости импульсов, образованием склеротических бляшек. Недуг поражает молодых людей и даже детей. Заболевание проявляется:

  • Снижением болевого порога.
  • Парезами конечностей с одной стороны тела.
  • Онемением, слабостью.
  • Нарушением походки.
  • Тремором рук и шеи.
  • Субфебрильной температурой тела.

Отравления

К серьезному отравлению организма ведет злоупотребление спиртным, наркомания, отравление лекарственными средствами, грибами, тяжелыми металлами, мышьяком, продуктами сгорания поливинилхлорида. Каждый конкретный случай проявляется определенными симптомами.

Например, интоксикация психотропными веществами характеризуется появлением:

  • Головокружения.
  • Диареи.
  • Головной боли.
  • Понижением кровяного давления.
  • Озноба.

Хронические интоксикации вызывают нервозность, вялость, снижение работоспособности. Из когнитивных нарушений отмечают снижение интеллекта, нарушение внимания и памяти.

Травмы мозга

Это контактные и внутричерепные повреждения лица, костей черепа, оболочек и вещества мозга. К ним относят:

  • Сотрясения, ушибы мозга.
  • Перелом костей черепной коробки.
  • Диффузные разрывы и надрывы аксонов.
  • Сдавливание мозга.
  • Внутричерепное и субарахноидальное кровоизлияние.

После таких травм нужно учитывать, что мозг может пострадать не только в месте удара. Существенную роль играет и сила противоудара, вызывающая гидродинамические колебания, отрицательно воздействующие на мозговые оболочки.

Органическое поражение мозга у детей

Перинатальные (гипоксические) органические нарушения головного мозга возникают как в период внутриутробного развития, так и после рождения ребенка. Любые повреждающие факторы могут отрицательно воздействовать на еще неразвитый мозг и нервную систему плода или новорожденного. К ним относятся:

  • Гестоз, аномалии пуповины, гипоксия.
  • Вредные привычки матери (злоупотребление спиртными напитками, курение, прием наркотиков).
  • Скудное питание, при котором беременная не пополняла свой рацион важнейшими микроэлементами и питательными веществами.
  • Хронические и острые заболевания будущей матери.
  • Травма при родах.
  • Слабая родовая деятельность, преждевременное отслоение плаценты.
  • Глубокая недоношенность.
  • Инфекционные болезни.

Проявления органического нарушения мозга у младенцев становятся заметными практически сразу. Это:

  • Дрожание подбородка и конечностей.
  • Мышечный гипотонус или гипертонус.
  • Сниженная активность.

Случается, что патология выражается слабо, и обнаружить ее можно только, используя специальные методы диагностики. Если своевременно не заняться лечением, то расстройство начнет прогрессировать, все больше повреждая ткани мозга.

Симптоматика поражения всего мозга или какой-либо его части проявляется в:

  • Церебрастеническом синдроме, характеризующимся плаксивостью, беспокойством, капризностью, слабостью, вялостью, быстрой утомляемостью.
  • Тиках, энурезе, навязчивых страхах.
  • Когнитивных нарушениях (плохая память, отставание в речи, трудное усвоение новых навыков).
  • Психопатическом синдроме (манипулятивность, неспособность сочувствовать, склонность к нарциссизму и пр.).
  • Психическом инфантилизме органического типа с апатическим синдромом.
  • Минимальной мозговой дисфункции, характеризующейся гиперактивностью, нарушением сна, утратой аппетита, гипокинезией.

Возможно осложнение в виде ДЦП, эписиндрома, нейропатии.

Клинические признаки

Не каждый знает, что такое органическое поражение головного мозга. Основными признаками расстройства являются:

  • Апатия.
  • Рассеянность.
  • Логоневроз.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Заторможенность.

Органические поражения мозга у пожилых людей часто проявляются синдромом деменции, когда человек начинает забывать имена близких людей, важные даты, слова. При дальнейшем развитии патологии пострадавший не может адекватно мыслить, составлять предложения, выражать эмоции.

Диагностика

Чтобы понять, в чем кроются основные причины и симптомы патологического состояния, пациента направляют на компьютерную томографию мозга. Данное исследование позволяет точно определить проблемные зоны:

  • При нарушении в лобной доле возможны психические отклонения, потеря обоняния, затруднение речи.
  • Затронутая повреждением теменная область проявляется пониженным вниманием, ночными и дневными судорогами, сбоем всех видов чувств.
  • Нарушение в височной доле проявляется в виде эписиндрома, логоневроза, потери слуха.
  • Галлюцинации, снижение остроты зрения, нарушенная устойчивость возникает при повреждении затылочной части.

Лечение

Основной особенностью всех видов органических поражений головного мозга является невозможность восстановить поврежденные нейронные связи. При грамотном лечении болезнь можно остановить и простимулировать работу здоровых участков. Для устранения проявлений патологических изменений мозга используют такие группы лекарств:

  • Препараты для улучшения кровоснабжения нейронов.
  • Нейропротекторы, разжижающие кровь и обеспечивающие кровоциркуляцию в тканях.
  • Противосудорожные средства.
  • При инфекционной патологии лечение заключается в приеме антибиотиков и антисептиков.

Обязательно назначают массаж, улучшающий кровообращение и физиотерапию, снимающую спазмы. Корректировать состояние, которое сопровождается психическими нарушениями необходимо комплексной терапией, включающей прием медикаментов:

  • Транквилизаторов.
  • Антидепрессантов.
  • Седативных препаратов.
  • Ноотроов.

И психотерапией с применением:

  • Психоанализа.
  • Аутотренинга.
  • Арт-терапии.

Большую роль в определении схемы лечения играет возраст пациента и его индивидуальные особенности.

Последствия

При проведении терапии или ее отсутствии возможен такой исход:

  • Выздоровление наступает, когда повреждения мозга несущественные, проявления расстройства слабо выражены и практически не отражаются на организме.
  • Инвалидность и нетрудоспособность, когда человек не может обслуживать или обеспечивать себя.
  • Смертельный исход. Возможен, если болезнь наступила в пожилом возрасте, а терапией занимался неквалифицированный врач.

Если вовремя выявить патологию и назначить грамотное лечение, то у новорожденных появляется больше шансов на полное выздоровление. Положительная динамика в терапии пожилых людей наблюдается только в половине случаев.

Органические психосиндромы.

Острые органические психосиидромы представляют собой состояния, в клинической картине которых отмечаются некоторые нарушения ясности сознания (сонливость, сопор, кома) и изменения восприятия (спутанность, иллюзорные обманы, галлюцина­ции, бредовое восприятие) после прямого или косвенного экзогенного повреждения мозга. B отличие от них, при эндогенных психозах невозможно установить никакой соматической причины. B детском возрасте экзогенные (органические) психозы часто выглядят как эндоген­ ные, a эндогенные психозы - как экзогенные. Необходимо тщательное психо- и сома­тодиагностическое уточнение. Неправильные диагнозы часто становятся поводом для мировоззренческих баталий между «психиками» и «соматиками». Непременно следует составить себе целостное представление о болезни.
Клиническая картина хронических органических психосиндромов зависит от того, на какой стадии развития ребенка произошло повреждение головного мозга. Действует общее правило: чем раньше это произошло, тем тяжелее оказываются последствия. Если повреждение происходит на 1-5-м месяце беременности, то результатом является олигофрения, если же это происходит между 6-м месяцем беремен­ности и 18-м месяцем жизни, то результатом является раннее органическое поражение головного мозга. При более позднем дебюте манифестируют изменения личности, как это наблюдается при постэнцефалитных и посттравматических проявлениях болезни.
Причиной раннего детского поражения головного мозга могут быть разнообразные нарушения в дородовом периоде, во время родов и после рождения, например: физи­ческие повреждения, яды, медикаменты, алкоголь, эпидемическая краснуха или детский паралич, антитела матери (резус-фактор), нарушения обмена (в частности, диабет), гипофункция щитовидной железы, пре-, пери- и постнатальная асфиксия.
Острые органические психосиндромы могут быть вызваны последующими заболева­ниями и привести в дальнейшем (в части случаев) к изменениям личности по типу хронического органического психосиндрома. Связь между острым заболеванием и более поздними психическими особенностями должна быть подкреплена «симптомами мо­ста», т. e. персистирующими симптомами. Органическое заболевание в анамнезе приводит к тому, что особенности поведения в дальнейшем относят к перенесенному заболеванию, игнорируя при этом психосоциальные причины.

Общие заболевания, протекающие c высокой температурой.

Общие заболевания бактериального и вирусного генеза, протекающее c высокой тем­пературой, так называемые лихорадочные делирии, характеризуются дезориентированностью, сбивчивой речью («фантазированием»), иллюзорными нарушениями восприятия и ограничением способности к восприятию, и реакциям при очень незначи­тельных расстройствах сознания.

Энцефалиты и менингоэнцефалитиды.

Речь идет o первичных воспалительных заболеваниях мозга c наличием или без на­личия мекингеалькых явлений, вызванных бактериальными инфекциями или ней­ротропными вирусами. B настоящее время редко встречаются Encephalitis lethargica и Polioencephalitis , особая форма детского спинального паралича c преимущественным поражением головного мозга. B последнее время отмечено, что различные типы вирусов вызывают атипичные клинические про­явления энцефалита. Ведущими симптомами являются: неврологические симптомы выпадения, судороги, нарушения ритма сна и нестойкая психопатология. Сопутствующие энцеф алитиды c тяжелым течением и частым смертельным ис­ходом наблюдаются при детских заболеваниях - свинке, кори, ветрянке, краснухе, гриппе, ЕСНО, Коксаки, при герпесе и других вирусных заболеваниях, a также в качестве осложнения после прививок, например против оспы (поствакцинальный энцефалит). Основными симптомами являются: нарушение сознания, высокая темпе­ратура, судорожные припадки, неврологические симптомы (выпадения). Для диагностики важны изменения ка ЭЭГ и патология в спинномозговой жидкости. Спорным остается вопрос o том, существует ли специфический постэнцефалитический синдром. Не представляется возможным доказать однозначную связь между определенными особенностями поведения и предшествовавшим энцефалитом. Отмечено, что непосредственно после перенесенного инфекционного заболевания могут появиться признаки отставания в умственном развитии (различной степени тяжести), частичные нарушения функций, изменения аффективности и моторики, формирующие синд­ром церебральной дисфункции. Характер взаимоотношений между ребенком и его окру­жением может оказаться решающим моментом для масштаба последствий перенесен­ного заболевания.

Психозы в связи c поражением ствола мозга.

Речь идет о редких формах энцефалита, которые начинаются в период между третьим годом жизни и пубертатным периодом (преимущественно в возрасте 13-15 лет) и наряду c неврологической симптоматикой и психоорганическим синдромом проявляются в форме психоза, напоминающего эндогенное заболевание. Прогноз заболевания благоприятен. B большинстве случаев наступает выздоровление без образования дефекта. Клинический диагноз может быть подтвержден картиной ликвора и данными ЭЭГ. Специфической терапии не существует.

Лейкоэнцефалитиды.

При лейкоэецефалитидах появлению неврологической симптоматики предшествует продолжительная продромная стадия c нехарактерными нарушениями поведения. Вна­чале снижаются успехи в школе, как выражение прогрессирующего дефицита психи­ческих и физических функций, появляются расстройства речи, утрата интересов, повышенная готовность к страхам, пугливость. Важно отграничить клиническую картину от развития простой формы шизофрении. Диагноз подкрепляется картиной ликво­ра (увеличение числа клеточных элементов и белка) и данными ЭЭГ (комплекс Radermecker).

Черепно-мозговые травмы.

Черепно-мозговые травмы могут, в зависимости от тяжести, вызвать, как и у взрослых, нарушения сознания, разнообразные преходящие синдромы, контузионные психозы или апалический синдром (синдром Кречмера). Степень тяжести черепно-мозговой травмы может оцениваться по продолжительности и глубине потери сознания и посттравматической амнезии. Чем тяжелее эти проявления, тем тяжелее отдаленные последствия, например снижение интеллекта.
Среди причин черепно-мозговых травм, как и причин детской смертности, в Западной Европе на первом месте стоят несчастные случаи, связанные c транспортными происшествиями. Ежегодный риск получения черепно-мозговой травмы c церебраль­ной симптоматикой оценивается для мальчиков в размере 1 %, для девочек 0,5 %!
Наряду c непосредственными психоорганическими последствиями травм психи­ческие реакции ребенка и его близких являются неотъемлемой составной частью пост- травматической ситуации. Степень восстановления зависит от размеров болезненных последствий и целенап­равленного применения реабилитационных программ. даже дети c тяжелыми повреж­дениями располагают значительными функциональными резервами, которые, как правило, не учитываются при определении прогноза. Масштабы посттравматических последствий (психоорганического синдрома, РОВ) становятся очевидными примерно через два года. Наряду c симптомами выпадения, обусловленными очаговыми поражениями, как, например, лобный синдром и классическое нарушение навыков, появляется гиперкинетический синдром, который необходимо отграничить от сходного, наблюдаемого при бедности волевых импульсов и заторможенности. Клиническая картина довольно пестрая. Глобальные нарушения отодвигаются на второй план, уступая место очаговым поражениям c изолированными специфическими ограничениями отдельных функций. Встречаются расстройства зрительного внимания, изменения фона настроения c эйфоричес­кими или раздражительно-агрессивными эпизодами, а также ограничением психи­ческой и интеллектуальной подвижности и специфическими ограничениями позна­вательной и двигательной функций. B 10-30 % случаев развивается посттравматическая эпилепсия. Вероятность появления психореактивных невротических расстройств на­растает параллельно тяжести функциональных нарушений: Риск заболеть психичес­ки после тяжелой черепно-мозговой травмы весьма значителен, и его вероятность оценивается приблизительно в 70 %.

Гиперкинетический синдром.

Синонимы: чрезмерно подвижный ребенок, ребенок c гиперкинезами, психооргани­ческий синдром (РОВ), синдром детских гиперкинезов, незначительное повреждение мозга, синдром повреждения головного мозга, минимальная церебральная дисфунк­ция (MCD), легкая врожденная церебральная дисфункция, органический мозговой психический осевой синдром, раннее детское поражение головного мозга, ранний детский экзогенный психосиндром, нарушение, определяемое дефицитом внимания (DSM III).

Клиническая картина . Основными признаками являются: дефицит внимания, не соответствующий периоду развития, сверхчувствительность в отношении раздражи­телей, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении, повышенная импульсивность и наблюдаемая в части случаев резко повышенная двига­тельная активность. Уровень умственных способностей может колебаться от нормы до частичного ослабления отдельных способностей (описанных в соответствующем разделе). Очень высокая степень отвлекаемости не позволяет детям сохранять на продол­жительное время необходимое положение при различных занятиях, требующих оп­ределенной усидчивости и внимания. Это сказывается, например, при играх, соответствующих возрасту, во время классных занятий, при выполнении домашних заданий. Описанные проявления не являются выражением недостаточной мотивации, они обусловлены непрерывным колебанием фокуса внимания, которое выбирает предметом своего интереса то один, то другой объект. B импульсивных, необду­манных, торопливых действиях дети как бы скачут галопом. Решение принимается до того момента, когда последствия могут быть обдуманны. Поступки опережают намерения. Кроме того, таким детям присуща пониженная самооценка. Они легко ранимы и в своих настроениях и аффектах легко переходят от ярости к подавленности. У двигательно-гиперактивных детей («попрыгунчики») отмечается резко выраженный двигательный импульс к совершению бесцельных, непрерывно следующих друг за другом движений «непрерывного прыгания». Варианты клинической картины в известной мере зависят от возраста, динамики развития, реакций на близких и на более дальнее окружение и, прежде всего, от взаимоотношений детей и родителей, ситуации в школе. Последняя находится в прямой связи со степенью и характером частичкой слабости функций этих детей. Специфическая психопатология гиперкинетического синдрома развивается независимо от раннего детского поражения головного мозга или нарушений функций мозга. Было бы ошибочно оценивать или описывать эту клиническую картину как «минимальную церебральную дисфункцию» (MCD), как это было принято в прошлом. Нарушение функций головного мозга не является ни предпосылкой, ни следствием развития данного психопатологического синдрома. Только у 39 % детей в возрасте восьми лет, y которых имеется повышенный риск развития психического расстройства, обнаруживаются объективно доказуемые признаки нарушений функций головного мозга (аномалии в ЭЭГ и неврологическая микросимптоматика). Напротив, y 25 % всех восьмилетних детей c нарушениями функций головного мозга находят психические отклонения, которые при определенных обстоятельствах также связаны c гиперкинетическим синдромом. Согласно современ­ному уровню знаний, гиперкинетический синдром является самостоятельной нозологической единицей. Симптомы этого синдрома рассматриваются как проявление недостаточности развития и, таким образом, как признак незрелости. Проявления незрелости определяются как отклонения в развитии от возрастной кормы. Колебания качественных особенностей и темпов процесса созревания подтверждают, что упомянутые нарушения могут появляться раньше или позже, т. e. до наступления пубертатного периода или во время него, например между 8 и 13 годами. Таким образом, характеристика появившихся симптомов указывает на отсутствие причинной связи между ними и синдромом раннего детского поражения головного мозга. Эти синдромы развиваются в возрасте до восьми лет. B значительно большей степени речь идет об общих или специфических отклонениях в развитии. Такова характерис­тика клинической картины гиперкинетического синдрома в детской психиатрии. Если в числе симптомов при отдельных синдромах имеются нарушения способностей (например, частичная слабость способностей), то они должны быть описаны наравне c объективно подтвержденными неврологическими или нейрофизиологическими нарушениями. Причинная связь с психопатологической картиной отсутствует. Какую роль играет частичная слабость отдельных способностей в возникновении детской психиатрической патологии, должно быть установлено в будущем c помощью специальных исследований. Доказано, что дети с частичной слабостью способностей представляют группу повышенного риска развития психического заболевания особенно тогда, когда у них нарушено понимание разговорной речи. Кроме того, должно быть научно доказано, какую роль в детской психиатрической заболеваемости играют объективно подтвержденные нарушения функций головного мозга.
B патогенезе гиперкинетического синдрома большую роль играют взаимоотно­шения между ребенком и его родителями, a также, возможно, и генетические факторы. Это необходимо учитывать в практике лечебного консультирования. Утрата оправдывающих органических факторов, которые помогли бы снять c родителей обвинение в ответственности за патогенез данного синдрома, может пробудить у них повышенное чувство вины за свою несостоятельность в воспитании ребенка. Просветительская работа c родителями и привлечение их к лечению необходимы.

Частичная слабость отдельных функций.

Под частичной слабостью отдельных функций подразумевают снижение способности отдельных функций центральной нервной системы с установленной локализацией при сохранности функций головного мозга в целом. Отдельные способности могут быть нарушены по отдельности или в комбинации c другими. B отличие от классических образцов утраты трудоспособности, в описываемом феномене отсутствует возможность точной локализации нейро-анатомичес­кой функциональной принадлежности. Следствием слабости способностей являются трудности восприятия и дифференцирования внешних раздражителей, как выражение замедленного развития заинтересованными органами чувств, будь то в смысле стойкой недостаточности или только замедленного развития. Перечень признанных слабостей отдельных способностей становится все более обширным. Возможность их классификации на основе симптомов, т. e. нарушенных отдельных функций, является предпосылкой для оценки комплексных способностей. Различают также слабость способностей, относящуюся к сенсорной ориентировке. Если, например, снижена визуальная способность зрительных восприятий, то нарушается и восприятие зрительных впечатлений - жестов и мимики тех лиц, c которыми общается ребенок, - a также понимание отвлеченного смыслового и символического содержания образов окружающего мира. Это может привести к серьезному нарушению социального поведения и отставанию в развитии. Если нарушена способность слухового восприятия, то могут оказаться нераспоз­нанными или неотличимыми, полностью или частично, отдельные звуки по их силе, звучности, высоте тона и последовательности. Это заставляет окружающих предположить, что ребенок плохо слышит. Описанное нарушение может симптоматически выразиться в форме задержки речевого развития. Если замедлена тактильно-кинестетическaя ориентировка, то результатом этого может стать снижение способности различать правую и левую стороны и слабость пространственной ориентировки.
Наряду c другими разнообразными проявлениями слабости частичных способ­ностей, относящихся к сенсорной ориентировке, различают частичную слабость способностей, относящихся к процессу восприятия и сохранения информации, ее ин­ теграции и воспроизведенния.
Легастения
- это синдром, который выражается в трудности обучения чтению и правописанию (LRS). Чтение текста не удается, так как ребенок «застревает» на «склеивании» букв или читает неправильные, произвольно видоизмененные слова. Повторение отдельных слогов происходит c ошибками. Типичным является перепутывание отдельных трудно дифференцируемых букв, например d, g, p, ь, или a, o. Встречается зеркальное написание слов или целых фраз, изменение правильной последовательности букв в слове, пропуски букв или повторное их написание, а также соскальзывание, восхождение или слияние при написании отдельных слов. Конечные слоги опускаются или, наоборот, повторяются. Центр тяжести описанного нарушения может находиться в разговорной или письменной речи. Встречается различная степень тяжести и комбинация со слабостью других способностей, например со специфическими расстройствами счета. Вторичные расстройства у детей c LRS: диссоциация, эмоциональные нарушения, включая агрессивность, психосоматические симптомы. Для диагностики частичной слабости способностей методом выбора является ней ропсихологическое тестирование. Для проведения тестирования необходимы специальные профессиональные познания. Необходимо также использовать различные методики тестирования, учитывать семейный и личный анамнез, неврологическое об­следование и современный психиатрический подход.
Терапия. При частичной слабости способностей, которая приобретает особое значение в школьном возрасте, особенно при LSR, функциональную тренировку можно рекомендовать только располагал знанием семейной ситуации ребенка. Опыт показывает, что слабость отдельных функций является выражением функциональных расстройств и динамики взаимоотношений в семье, которые не могут быть разграничены ни при помощи психологического тестирования, ни клинически. Если LRS яв­ляется, например, симптомом переоценки в семье школьной успеваемости ребенка, то этот симптом еще более усилится от назначенного лечения методом тренировки.
Продолжительность лечения методом тренировки функций составляет 1-2 года, при психотерапии - несколько лет. При этом назначаются лечебные занятия небольшой продолжительности в малых группах (4-6 детей). Используются различные вари­анты, от чисто терапевтических до учебных групп и групп для выполнения домашних заданий.

Лечение ребенка с поражением головного мозга.

Разъяснение родителям всех вопросов, связанных с нарушениями развития ребенка, требует того, чтобы врач отказался от роли «исцелителя» и приложил все усилия к проведению доверительного диалога с ними. Если врачу это удается, то можно считать, что сделан первый шаг в лечении ребенка. Ясность в вопросе о характере и причинах нарушений часто дает родителям ребенка возможность освободиться от груза фантазий o собственной вине, несостоятельности, никчемности и наказании. Если причину поражения установить невозможно, то это незнание должно быть признано и сообщено родителям. И, наконец, точное знание об ограниченных функциях ребенка важнее, чем вопрос о том, действительно ли имеется поражение головного мозга или это поражение мнимое. Убедившись в том, что их надежды на здорового ребенка обмануты, родители оказываются во власти глубоких нарцисси ческих переживаний, которые вызывают y них появление защитных механизмов. Их нужно распознать и переработать, для того чтобы лечение ребенка проходило успешно. Существуют различные виды защитной игры. Некоторые родители пытаются прибегнуть к самообману и считать ребенка здоровым до тех пор, пока это еще возможно (отрицание болезни), другие обвиняют врача-специалиста в некомпетентности и переходят от одного врача к другому (проекция), некоторые родители дают реакцию в форме самообвинения и соучастия в болезни ребенка, повышенных стра­хов, балования ребенка или, наоборот, отстранения его и заброшенности (формиро­ вание реакций). Иные родители «механизируют» отношение к ребенку, например, придавая большое значение ритуалу ухода, исключив из него эмоциональный ком­понент (изоляция), и т. д. Часто внутренняя амбивалентность родителей в отношении ребенка находит свое выражение в желании поместить ребенка в интернат. Если c родителями обсуждены неосознанные ими мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарований и подавленности наступает хорошее пони­мание больного ребенка. Это и есть наилучшая предпосылка успехов в лечении. Совет лечащего врача всегда должен согласовываться с субъективными и объектив­ными возможностями родителей и ребенка. B проведении лечения родители должны принимать на себя конкретные терапевтические задачи, например осуществление постоянных упражнений. При этом важно, чтобы построение терапевтического про­цесса было осмысленным, лечение целенаправленным и в ходе его проведения отмечались функциональные успехи ребенка. Наилучшим показателем хорошо освоенного терапевтического процесса является активное участие ребенка, который с удоволь­ствием отмечает достигнутые им успехи в улучшении функций. Новые виды лечения и более тонкая диагностика особенностей развития приве­ли к повороту от пассивного наблюдения к активным терапевтическим действиям в лечении детей c поражениями головного мозга. Раннее распознавание и возможно более раннее начало целенаправленного лечения уже в первые три года жизни значительно повышают шансы излечения, о чем свидетельствует накопленный опыт. B наиболее благоприятных случаях можно рассчитывать на полную компенсацию нарушений. B зависимости от характера нарушений показаны физиотерапия по Bobarth­Konig, применение вспомогательных аппаратов (например, слуховой аппарат уже в первый год жизни), логопедическое лечение, домашнее совершенствование речи, тренировка перцепции, музыка, лечение c помощью игр, терапия занятостью, лечебная педагогика и периодическое медикаментозное лечение. Так как стремитель­ный прогресс перинатальной медицины предполагает дальнейший рост числа жиз­неспособных детей группы риска с частичными поражениями головного мозга, составляющих в настоящее время примерно 10-20 %, то не следует переоцени­вать индивидуальное и социальное значение ранней терапии, a также профилак­тики вторичной невротизации.
Применение детской аналитической терапии показано также детям c вторичной невротизацией, страдающим недостаточным вниманием, когда ведущим симптомом является не страх, a расторможенность. Гиперактивные дети вряд ли испытывают страхи. Цель терапии - найти необходимый тон, созвучный восприятию ребенка, и дать ему ощутить страх как сигнал предостережения (например, красный свет светофора как сигнал, запрещающий переход улицы). Терапия может быть успешной, если врач как можно меньше обнаруживает свои намерения, если он добьется проникновения в чувства ребенка и вызовет у последнего оживление импульсов восприятия и защиты. Избранная врачом техника претерпевает изменения в той мере, в какой этого требует смещение акцента с влечений на усиление защитных механизмов. При этом перед врачом стоит цель переключить на родителей и воспитателей отобранные у них ранее функции.