История становления медицины. Этапы развития медицины

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . История медицины: первые шаги

Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека: “Медицинская деятельность -- ровесница первого человека”,-- писал И. П. Павлов. Источниками наших знаний о болезнях и их лечении в те далекие времена служат, напр., результаты раскопок поселений и захоронений первобытного человека, изучение отдельных этнических групп, которые в силу особых условий своей истории и сейчас находятся на примитивном уровне развития. Научные данные с несомненностью свидетельствуют о том, что никаким “совершенным” здоровьем человек тогда не обладал. Наоборот, первобытный человек, всецело находившийся во власти окружающей природы, постоянно страдал от холода, сырости, голода, болел и рано погибал. Сохранившиеся с до-историч. периодов скелеты людей несут следы рахита, кариеса зубов, сросшихся переломов, поражений суставов и т. д. Нек-рые инф. болезни, напр. малярия, были “унаследованы” человеком от его предков -- человекообразных обезьян. Тибетская М. учит, что -“рот является воротами всех болезней” и что “первой болезнью была болезнь желудка”.

Из наблюдений и опыта тысячелетий, передававшегося из поколения в поколение, рождалось рациональное врачевание. Тот факт, что какие-либо случайно примененные средства или приемы приносили пользу, устраняя боль, останавливая кровотечение, облегчая состояние путем вызывания рвоты и т. п., позволял в дальнейшем прибегать к их помощи, если возникали похожие обстоятельства. Эмпирически найденные приемы лечения и защиты от болезней закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную М. и гигиену. Среди этих леч. и предупредительных мер были применение лекарственных растений, использование природных факторов (вода,воздух, солнце), некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание) и др.

Первобытный человек не знал естественных причин многих наблюдаемых им явлений. Так, болезнь и смерть представлялись ему неожиданными, обусловленными вмешательством таинственных сил (колдовством, воздействием духов). Непонимание окружающего мира, беспомощность перед силами природы заставляли прибегать к заклинаниям, заговорам и другим магическим приемам, чтобы установить контакт с потусторонними силами и найти спасение. Такое “лечение” проводили знахари, шаманы, колдуны, которые постом, одурманиванием, плясками доводили себя до состояния экстаза, как бы переносясь в мир духов.

Античная медицина унаследовала и магические формы врачевания, и рациональные приемы, целебные средства народной М. Большое значение придавалось диететике, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургич. методы, напр., в случаях трудных родов -- кесарево сечение и операции разрушения плода (эмбриотомия) и т. д. Важное место отводилось предупреждению болезней (“Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя”), из чего следовали многие предписания гигиенич. характера, в т. ч. о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и др.

На ранних этапах рабовладельческого строя врачебное дело выделилось в качестве самостоятельной профессии. Повсеместное развитие получила так наз. храмовая М.: врачебные функции осуществляли жрецы (напр., в Египте, Ассирии, Индии). Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи -- охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии -- покровительницы леч. дела (отсюда панацея).

Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности великого древнегреческого врача Гиппократа (460--377 до н. э.), к-рый превратил наблюдение у постели больного в собственно врачебный метод исследования, описал внешние признаки многих болезней, указал на значение образа жизни и роли окружающей среды, прежде всего климата, в происхождении заболеваний, а учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного. Его справедливо называют отцом медицины. Конечно, лечение в ту эпоху не имело научной основы, оно опиралось не на ясные физиологические представления о функциях определенных органов, а на учение о четырех жидких началах жизни (слизь, кровь, желтая и черная желчь), изменения к-рых якобы ведут к болезни.

Первая попытка установить взаимосвязь между строением и функциями человеч. тела принадлежит знаменитым александрийским врачам Герофилу и Эрасистрату (3 в. до н. э.), проводившим вскрытия трупов и опыты на животных.

Исключительно большое влияние на развитие М. оказал римский врач Гален: он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, терапии, акушерству, гигиене, лекарствоведению, в каждую из этих мед. отраслей внес много нового и попытался построить научную систему медицины.

1.1 История медицины: средние века

В средние века М. в Западной Европе почти не получила дальнейшего научного развития. Христианская церковь, провозгласившая примат веры над знанием, канонизировала учение Галена, превратив его в непререкаемую догму. В результате многие наивные и умозрительные представления Галена (Гален считал, что кровь образуется в печени, разносится по телу и там целиком поглощается, что сердце служит для образования в нем “жизненной пневмы”, поддерживающей теплоту тела; объяснял совершающиеся в организме процессы действием особых нематериальных “сил”: силы пульсации, благодаря к-рой пульсируют артерии, и др.) превратились в анатомо-физиологич. основу М. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, . пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им “система” как окончательная “научная” основа М., а “ученые” врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

Накопление практических мед. наблюдений, конечно, продолжалось и в средние века. В ответ на запросы времени возникали спец. учреждения для лечения больных и раненых, проводились выявление и изоляция заразных больных. Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией огромных людских масс, способствовали опустошительным эпидемиям и обусловили в Европе появление карантинов; открывались монастырские б-цы и лазареты. Еще ранее (7 в.) в Византийской империи возникли крупные больницы для гражданского населения.

В 9--11 вв. центр научной мед. мысли переместился в страны арабского Халифата. Византийской и арабской М. мы обязаны сохранением ценного наследия М. Древнего Мира, к-рое они обогатили описанием новых симптомов, болезней, лекарственных средств. Большую роль в развитии М. сыграл уроженец Средней Азии, разносторонний ученый и мыслитель Ибн-Сина (Авиценна, 980--1037): его “Канон врачебной науки” был энциклопедическим сводом медицинских знаний.

В древнерусском феодальном государстве наряду с монастырской М. продолжала развиваться народная М. Распространенные лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) описывали лекарственные растения

1.2 Медицина в XVI-XIX века

Медленное, но неуклонное развитие мед. знаний начинается в Западной Европе в 12--13 вв. (что получило отражение, напр., в деятельности Салернского ун-та). Но только в эпоху Возрождения уроженец Швейцарии врач Парацельс выступил с решительной критикой галенизма и пропагандой новой М., основывающейся не на* авторитетах, а на опыте и знаниях. Считая причиной хронич. заболеваний расстройство химич. превращений при пищеварении и всасывании, Парацельс ввел в леч. практику различные химич. вещества и минеральные воды.

Тогда же восстал против авторитета Галена основатель современной анатомии А. Везалий; на основании система-тич. анатомирования трупов он описал строение и функции тела человека. Переход от схоластич. к механико-математическому рассмотрению природы оказал большое влияние на развитие М. Англ. врач У. Гарвей создал учение о кровообращении (1628), заложив т. о. основы современной физиологии. Метод У. Гарвея был уже не только описательным, но и экспериментальным, с применением математического расчета. Яркий пример влияния физики на медицину -- изобретение увеличительных приборов (микроскопа) и развитие микроскопии.

В области практической М. наиболее важными событиями 16 в. были создание итал. врачом Дж. Фракасторо учения о контагиозных (заразных) болезнях и разработка первых научных основ хирургии франц. врачом А. Паре. До этого времени хирургия была падчерицей европейской М. и занимались ею гл. обр. цирюльники, на к-рых дипломированные врачи смотрели свысока. Рост промышленного производства привлек внимание к изучению проф. заболеваний. На рубеже 17--18 вв. итал. врачом Б. Рамаццини (1633--1714) было положено начало изучению промышленной патологии и гигиены труда. Во второй половине 18 и первой половине 19 в. были заложены основы военной и морской гигиены. Работы русского врача Д. Самойловича о чуме, опубликованные во второй половине 18 в., позволяют считать его одним из основоположников эпидемиологии.

Условия для теоретич. обобщений в области М. были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже 18--19 вв.: открытие роли кислорода в горении и дыхании, закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органич. веществ (1-я половина 19 в.), разработка учения о полноценном питании, изучение химич. процессов в живом организме, которое привело к возникновению биохимии” и т. д.

Развитию клинич. М. способствовала разработка во 2-й половине 18 -- 1-й половине 19 в. методов объективного исследования больного: выстукивания (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар и др.)” выслушивания (Р. Лаэннек и др.), ощупывания, лабораторной диагностики. Метод сопоставления клинич. наблюдений с результатами посмертных вскрытий, примененный в 18 в. Дж. Морганьи, а затем М. Ф. К. Биша, Р. Вирховом, К. Рокитанским, Н. И. Пироговым и многими другими, а также разработка клеточной теории строения организмов породили новые дисциплины -- гистологию и патологич. анатомию, к-рые позволили установить локализацию (место) болезни и материальный субстрат многих болезней.

Исключительное влияние на развитие М. оказало использование во многих странах метода вивисекции -- эксперимента на животных -- для изучения нормальных и нарушенных функций. Ф. Мажанди (1783--1855) открыл эпоху последовательного применения эксперимента как естественнонаучного метода познания законов деятельности здорового и больного организма. К. Бернар (1813--1878) в середине 19 в. продолжил эту линию и указал те пути, к-рыми экспериментальная М. успешно продвигалась и столетие спустя. Исследованием действия лекарственных веществ и ядов на организм К. Бернар заложил основы экспериментальной фармакологии и токсикологии. Чтобы оценить значение развития науки о лекарствах, достаточно вспомнить, какой грубый эмпиризм господствовал здесь в то время. И в 16, и в 18 в. арсенал леч. средств независимо от того, каких взглядов придерживался врач, ограничивался кровопусканиями, клистирами, слабительными, рвотными средствами и еще немногими, однако достаточно эффективными лекарствами. Про сторонника бесконечных кровопусканий известного франц. врача Ф. Бруссе (1772--1838) говорили, что он пролил больше крови, чем наполеоновские войны вместе взятые.

В России основополагающий вклад в развитие экспериментальной фармакологии внесли труды Н. П. Кравкова.

Физиология и ее экспериментальный метод вместе с патологической анатомией преобразовали на научных основах различные области клинической медицины. Нем. ученый Г." Гельмгольц (1821--1894) блестящими опытами показал значение физ.-хим. методов как основы физиологии; его работы по физиологии глаза и изобретение им глазного зеркала, наряду с предшествующими физиологическими исследованиями чешского биолога Я. Пуркинье, способствовали быстрому прогрессу офтальмологии (учения о глазных болезнях) и выделению ее из хирургии в качестве самостоятельного раздела М.

Еще в 1-й половине 19 в. трудами Е. О. Мухина, И. Е. Дядьковского, А. М. Филомафитского и других были заложены теоретич. и экспериментальные основы развития физиологич. направления в отечественной медицине, но особый расцвет его приходится на 2-ю половину 19 и 20 вв. Книга И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистич. воззрений врачей и физиологов. Наиболее полно и последовательно физиологич. подход и идеи нервизма были использованы в клинич. медицине С. П. Боткиным, основоположником научного направления отечественной внутренней медицины, и А. А. Остроумовым. Наряду с ними мировую славу русской терапии принесла клинич. школа Г. А. Захарьина, которая довела до совершенства метод расспроса больного. В свою очередь взгляды С. П. Боткина оказали глубокое влияние на И. П. Павлова, труды, которого по физиологии пищеварения были удостоены Нобелевской премии, а созданное им учение о высшей нервной деятельности определило пути решения многих проблем как теоретической, так и клинической медицины.

Многочисленные ученики и идейные продолжатели И. М. Сеченова (Н. Е. Введенский, И. Р. Тарханов, В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников и др.) и И. П. Павлова развивали передовые принципы материалистической физиологии в различных медико-биологических дисциплинах.

В середине и особенно во 2-й половине 19 в. от терапии (или внутренней М., к-рая первоначально охватывала всю М., кроме хирургии и акушерства) отпочковываются новые научно-практические отрасли. Например, педиатрия, существовавшая и прежде как отрасль практического врачевания, оформляется в самостоятельную научную дисциплину, представленную кафедрами, клиниками, обществами; выдающимся ее представителем в России был Н. Ф. Филатов. Невропатология и психиатрия превращаются в научные дисциплины на основе успехов в изучении анатомии и физиологии нервной системы и клинической деятельности Ф. Пинеля, Ж. М. Шарко (Франция), А. Я. Кожевникова, С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева и многих других ученых в разных странах.

Наряду с лечебной медициной развивается медицина профилактическая. Поиски не только эффективного, но и безопасного метода предупреждения заболевания оспой привели англ. врача Э. Дженнера к открытию противооспенной вакцины (1796), применение к-рой позволило в дальнейшем радикально предупреждать это заболевание путем оспопрививания. В 19 в. венский врач И. Земмельвейс (1818--1865) установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц.

Работы Л. Пастера (1822--1895), который установил микробную природу заразных болезней, положили начало “бактериологической эры”. Основываясь на его исследованиях, англ. хирург Дж. Листер (1827--1912) предложил антисептический метод (см. Антисептика, асептика) лечения ран, применение, которого позволило резко снизить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах. Открытия нем. врача Р. Коха (1843--1910) и его учеников привели к распространению так называемого этиологического направления в медицине: врачи стали искать микробную причину заболеваний. Микробиология и эпидемиология получили развитие во многих странах, были открыты возбудители и переносчики различных инфекционных болезней. Разработанный Р. Кохом метод стерилизации текучим паром был перенесен из лаборатории в хирургич. клинику и способствовал развитию асептики. Описание отечественным ученым Д. И. Ивановским “мозаичной болезни табака” (1892) положило начало вирусологии. Теневой стороной всеобщего увлечения успехами бактериологии была несомненная переоценка роли микроба-возбудителя как причины заболеваний человека. С деятельностью И. И. Мечникова связаны переход к изучению роли самого организма в инф. процессе и выяснение причин возникновения невосприимчивости к заболеванию -- иммунитета. Большинство видных микробиологов и эпидемиологов России конца 19 -- начала 20 в. (Д. К. Заболотный, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Г. Н. Габричевский, А. М. Безредка и др.) работали совместно с И. И. Мечниковым. Нем. ученые Э. Беринг и П. Эрлих разработали химич. теорию иммунитета и заложили основы серологии -- учения о свойствах сыворотки крови (см. Иммунитет, Сыворотки).

Успехи естествознания определили применение экспериментальных методов исследования в области гигиены, организацию во 2-й половине 19 в. гигиенич. кафедр и лабораторий. Трудами М. Петтенкофера (1818--1901) в Германии, А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана в России была разработана научная база гигиены.

Промышленный переворот, рост городов, буржуазные революции конца 18 в.-- первой половины 19 в. обусловили разработку соц. проблем М. и развитие общественной гигиены. В середине и 2-й половине 19 в. стали накапливаться материалы, свидетельствовавшие о зависимости здоровья трудящихся от условий труда и быта.

1.3 Развитие медицины в XX в еке

Решительные шаги по превращению из ремесла, искусства в науку были сделаны М. на рубеже 19 и 20 вв. под влиянием достижений естественных наук и технич. прогресса. Открытие рентгеновских лучей (В. К. Рентген, 1895--1897) положило начало рентгенодиагностике, без к-рой теперь нельзя представить углубленное обследование больного. Открытие естественной радиоактивности и последовавшие за этим исследования в области ядерной физики обусловили развитие радиобиологии, изучающей действие ионизирующих излучений на живые организмы, привели к возникновению радиационной гигиены, применению радиоактивных изотопов, что в свою очередь позволило разработать метод исследования при помощи так наз. меченых атомов; радий и радиоактивные препараты стали успешно применяться не только в диагностических, но и в леч. целях (см. Лучевая терапия).

Другим методом исследования, принципиально обогатившим возможности распознавания аритмий сердца, инфаркта миокарда и ряда других заболеваний, стала электрокардиография, вошедшая в клинич. практику после работ голл. физиолога В. Эйнтховена, отечественного физиолога А. Ф. Самойлова и др.

Огромную роль в технич. революции, серьезно изменившей лицо М. во 2-й половине 20 в., сыграла электроника. Появились принципиально новые методы регистрации функций органов и систем с помощью различных воспринимающих, передающих и записывающих устройств (так, передача данных о работе сердца и других функциях осуществляется даже на космич. расстоянии);

управляемые устройства в виде искусственных почки, сердца, легких заменяют работу этих органов, напр. во время хирургич. операций; электростимуляция позволяет управлять ритмом больного сердца, функцией мочевого пузыря. Электронная микроскопия сделала возможным увеличение в десятки тысяч раз, что позволяет изучать мельчайшие детали строения клетки и их изменения. Активно развивается мед. кибернетика (см. Кибернетика медицинская). Особое значение приобрела проблема привлечения электронно-вычислительной техники для постановки диагноза. Созданы автоматич. системы регулирования наркоза, дыхания и уровня артериального давления во время операций, активные управляемые протезы и т. д.

Влияние технич. прогресса сказалось и на возникновении новых отраслей М. Так, с развитием авиации в начале 20 в. зародилась авиационная М. Полеты человека на космич. кораблях привели к возникновению космич. М. (см. Авиационная и космическая медицина).

Быстрое развитие М. было обусловлено не только открытиями в области физики и технич. прогрессом, но и достижениями химии и биологии. В клинич. практику вошли новые химич. и физ.-хим. методы исследования, углубилось понимание химич. основ жизненных, в т. ч. и болезненных, процессов.

Генетика, основы к-рой были заложены Г. Менделем, установила законы и механизмы наследственности и изменчивости организмов. Выдающийся вклад в развитие генетики внесли сов. ученые Н. К. Кольцов, Н. И. Вавилов, А. С. Серебровский, Н. П. Дубинин и др. Открытие так наз. генетич. кода способствовало расшифровке причин наследственных болезней и быстрому развитию медицинской генетики. Успехи этой научной дисциплины позволили установить, что условия среды могут способствовать развитию или подавлению наследственного предрасположения к болезни. Разработаны методы экспресс-диагностики, предупреждения и лечения ряда наследственных заболеваний, организована медико-генетич. консультативная помощь населению (см. Медико-генетическая консультация).

Иммунология 20 в. переросла рамки классического учения о невосприимчивости к инф. болезням и постепенно охватила проблемы патологии, генетики, эмбриологии, трансплантации, онкологии и др. Открытие К. Ландштейнером и Я. Янским групп крови человека (1900-- 1907)привело к использованию в практич. М. переливания крови. В тесной связи с изучением иммунологич. процессов проходило исследование различных форм извращенной реакции организма на чужеродные субстанции, начатое открытием франц. ученым Ж. Рише (1902) явления анафилаксии. Австр. педиатр К. Пирке ввел термин аллергия и предложил (1907) аллергич. кожную реакцию на туберкулин как диагностич. пробу при туберкулезе. Во 2-й половине 20 в. учение об аллергии -- аллергология -- разрослось в самостоятельный раздел теоретич. и клинич. медицина.

В начале 20 в. нем. врач П. Эрлих доказал возможность синтеза по заданному плану препаратов, способных воздействовать на возбудителей заболеваний; им были заложены основы химиотерапии. Эра антимикробной химиотерапии практически началась после введения в леч. практику стрептоцида. Начиная с 1938 г. были созданы десятки сульфаниламидных препаратов, сохранивших жизнь миллионам больных. Еще ранее, в 1929 г., в Англии А. Флеминг установил, что один из видов плесневого грибка выделяет антибактериальное вещество -- пенициллин. В 1939--1941 гг. X. Флори и Э. Чейн разработали методику получения стойкого пенициллина, научились концентрировать его и наладили производство препарата в промышленном масштабе, положив начало новой эре борьбы с микроорганизмами -- эре антибиотиков.В 1942 г. в лаборатории 3. В. Ермольевой был получен отечественный пенициллин. В 1943 г. в США С. Ваксманом был получен стрептомицин. В дальнейшем были выделены многие антибиотики, обладающие различным спектром антимикробного действия.

Успешно развивалось возникшее в 20 в. учение о витаминах, открытых рус. ученым Н. И. Луниным, были расшифрованы механизмы развития многих авитаминозов и найдены пути их предупреждения. Созданное в конце 19 в. франц. ученым Ш. Броун-Се-каром и др. учение о железах внутренней секреции превратилось в самостоятельную мед. дисциплину -- эндокринологию, в круг проблем, которой наряду с эндокринными заболеваниями входят гормональная регуляция функций в здоровом и больном организме, химический синтез гормонов. Открытие инсулина в 1921 г. канадскими физиологами Бантингом и Бестом произвело переворот в лечении сахарного диабета. Выделение в 1936 г. из надпочечников вещества гормональной природы, которое позднее было названо кортизоном, а также синтез (1954) более эффективного преднизолона и других синтетических аналогов кортикостероидов привели к лечебному применению этих препаратов при болезнях соединительной ткани крови, легких, кожи и т. д., т. е. к Широкому распространению гормонотерапии неэндокринных заболеваний. Развитию эндокринологии и гормонотерапии способствовали работы канадского ученого Г. Селье, выдвинувшего теорию стресса и общего адаптационного синдрома.

Химиотерапия, гормонотерапия, лучевая терапия, разработка и применение психотропных средств, избирательно воздействующих на центральную нервную систему, возможность оперативного вмешательства на так наз. открытом сердце, в глубине мозга и на других, ранее не доступных скальпелю хирурга органах человеческого тела, изменили лицо М., позволили врачу активно вмешиваться в течение болезни.

2. Гиппократ

Самые ранние биографы Гиппократа писали не раннее 200 лет после его смерти и, конечно рассчитывать на достоверность их сообщений - трудно. Гораздо более ценные сведения мы могли бы получить из показаний современников и из самих сочинений Гиппократа.

Показания современников очень скудны. Сюда относятся, прежде всего, два места из диалогов Платона «Протагора» и «Федра». В первом из них рассказ ведётся от лица Сократа, передающего свой разговор с молодым человеком Гиппократом (имя это - в буквальном переводе «укротитель коней»- было довольно распространено в то время, особенно в сословии всадников). Согласно этому месту во времена Платона, который был приблизительно на 32 года моложе Гиппократа, последний пользовался широкой известностью и Платон ставит его наряду с такими знаменитыми скульпторами, как Поликлет и Фидий.

Ещё больший интерес представляет упоминание о Гиппократе в диалоге Платона «Федр». Там о Гиппократе говорится как о враче с широким философским уклоном; показано, что в эпоху Платона сочинения Гиппократа были известны в Афинах и обращали на себя внимание широких кругов своим философским диалектическим подходом.

Конечно, на протяжении 24 веков на долю знаменитого врача выпали не одни похвалы и удивления: испытал он и критику, доходившую до полного отрицания, и злословие. Резким противником гиппократовского подхода к болезням был знаменитый врач методической школы Асклепиад (1 в. до н. э.), сказавший, между прочим, острое словцо по поводу « Эпидемий »: Гиппократ, дескать, хорошо показывает, как люди умирает, но не показывает, как их вылечить. Из врачей IVв., младших современников Гиппократа, некоторые упоминают о его имени в связи с критикой его воззрений. Гален в своём комментарии на книгу Гиппократа « О суставах» пишет: « Порицали Гиппократа за способ вправления сустава бедра, указывая, что оно снова выпадает…».

Другое свидетельство с прямым упоминанием имени Гиппократа принадлежит Диоклу, знаменитому врачу середины IV века, которого даже называли вторым Гиппократом. Критикуя один из афоризмов Гиппократа, где, утверждается, что болезни, соответствующие сезону, представляют меньшую опасность, Диокл восклицает: « Что ты говоришь, Гиппократ! Горячка, которая вследствие качеств материи сопровождается жаром, нестерпимой жаждой, бессонницей и всем тем, что наблюдается летом, будет более легко переносится в силу соответствия времени года, когда все страдания обостряются, чем зимой, когда сила движений умеряется, острота уменьшается и все заболевание становится более мягким».

Таким образом, из показаний писателей IVвека, ближайший по времени к Гиппократу, можно почерпнуть уверенность, что он действительно существовал, был знаменитым врачом, учителем медицины, писателем; что его писания отличаются широким диалектическим подходом к человеку и что некоторые его чисто медицинские положения уже тогда подвергались критике.

Остается рассмотреть, какие материалы для биографии можно извлечь из сочинений, дошедших до нас под именем Гиппократа. Их можно разделить на две неравные группы.

К первой относятся сочинения делового характера, имеющие то или иное отношение к медицине: их большинство. Ко второй относится переписка Гиппократа, речи его и его сына Фессала, декреты. В произведениях первой группы биографического материала очень немного; во второй, наоборот. Его очень много, но, к сожалению, переписка признается целиком подложной и не заслуживающей доверия.

Прежде всего, надо заметить, что ни в одной из книг « Гиппократова сборника» имя автора не представлено, и определить, что написано самим Гиппократом, что его сродниками, что посторонними врачами, очень трудно. Однако, удается, выделить несколько книг, носящих на себе печать личности Гиппократа, как её привыкли представлять, и по ним можно составить представление о местах, где он работал и где бывал в своих путешествиях. Гиппократ был, несомненно, врач периодевт, т.е. он не практиковал в своём городе, где вследствие избытка врачей определённой школы нечего было делать, а объезжал разные города и острова, занимая иногда должность общественного врача по несколько лет. В книгах «Эпидемии» 1-й и 3-й, которые громадным большинством признаются подлинными, автор описывает состояние погоды в разные времена года и появление тех или иных болезней на острове Фасосе в течение 3, а может быть, и 4 лет. Среди историй болезней, приложенных к этим книгам, кроме больных в Фасосе, встречаются больные из Абдеры и ряда городов Фессалии и Пропонтиды. В книге: « О воздухах, водах и местностях» автор советует, придя в незнакомый город, подробно ознакомиться с местоположением, водой, ветрами и вообще климатом для понимания характера возникающих болезней и их лечения. Это прямо указывает на врача - периодевта. Из той же книги явствует, что Гиппократ по собственному опыту знает Малую Азию, Скифию, Восточное побережье Чёрного моря у реки Фасис, а также Ливию.

В «Эпидемиях» упоминаются фамилии Алевадов, Дисериса, Сима, Гипполоха, известных из других источников, как знатные люди и князья. Если врач призывался для лечения конюха, раба или служанки, то это значило только, что хозяева ими дорожили. Вот, в сущности, всё, что можно извлечь из медицинских книг Гиппократа по части его биографии.

Остаётся рассмотреть последний источник биографии Гиппократа: его переписку, речи, письма- приглашения, декреты - разнообразный исторический материал, помещённый в конце его сочинений и вошедший в состав « Гиппократова сборника» как его неотъемлемая часть.

В старину всем этим письмам и речам верили, но историческая критика XIXвека лишила их всякого доверия, признав подложными и сочинёнными, как и большинство других писем, дошедших до нас от античного мира, например, Платона. Немецкие филологи предполагают, что письма и речи были сочинены в риторской школе острова Коса в III и последующих веках, может быть, в виде упражнений или сочинений на заданные темы, как это практиковалось в то время. Что письма Гиппократа подложены, это доказывают некоторые анахронизмы, исторические неувязки и вообще весь стиль писем, так что возражать против этого трудно. Но, с другой стороны, отрицать всякую историческую ценность этих писаний также нельзя: такое отношение - примой результат гипперкритики, особенно процветавшей в XIXвеке среди учёных историков и филологов. Не следует забывать - и это самое главное, - что фактически данные, приводимые, например, в речи Фессала, являются хронологически самыми ранними, в сравнении с которыми биографии, написанные через многие сотни лет после смерти Гиппократа, не могут идти в счёт. То громадное количество деталей и мелких подробностей, касающееся лиц, мест и дат, которые придают правдоподобность рассказу, вряд ли могло быть просто вымышленным: во всяком случае, они имеют какую-то историческую подоплёку.

Наиболее интересные исторические материалы содержатся в речи Фессала, сына Гиппократа, произнесённой в афинском народном собрании, где он выступал как посол от своего родного города Коса, и, перечисляя заслуги, которые его предки и он сам оказали афинянам и общегородскому делу, пытался отвратить надвигавшуюся войну и разгром о. Коса. Из этой речи мы узнаем, что предки Гиппократа, по отцу асклепиады, по матери были гераклиды, т.е. потомки Геракла, вследствие чего находились в родственных отношениях с македонским двором и фессалийскими феодальными владетелями, что делает вполне понятным пребывание Гиппократа, его сыновей и внуков в этих странах.

Помимо этой речи, существуют ещё и представляющие не меньший интерес, рассказы о заслугах самого Гиппократа.

Следует ещё остановиться на переписке Гиппократа, занимающей большую часть приложений к «Сборнику». Она уже, несомненно, подложена и сочинена, но содержит в себе большое количество подробностей как бытовых, так и психологических, сообщающих письмам отпечаток какой-то свежести, наивности и такого колорита эпохи, который по прошествии нескольких веков выдумать трудно. Главное место занимает переписка по поводу Демокрита и с самим Демокритом.

Таковы биографические материалы разнородного характера, рисующие нам жизнь и личность Гиппократа; таким представлялся он античному миру и перешёл в историю.

Он жил в эпоху культурного расцвета Греции, был современником Софокла и Эврипида, Фидия и Поликлета, знаменитых софистов, Сократа и Платона и воплотил в себе идеал греческого врача той эпохи. Врач этот не только должен в совершенстве владеть врачебным исскуством, но быть также врачом-философом и врачом-гражданином. И если Щульце, историк медицины XVIIIвека, в поисках исторической правды писал: « Итак, единственное, что мы имеем о Гиппократе косском, это следующее: он жил во времена пелопонесской войны и писал книги о медицине по-гречески на ионийском диалекте», то на это можно заметить, что таких врачей было немало, так как на ионийском диалекте писали в то время многие врачи, и совершенно непонятно, почему же именно история выдвинула на первое место Гиппократа, предав забвению остальных.

Если для современников Гиппократ был, прежде всего, врач- целитель, то для потомства - он врач- писатель, «отец медицины». То, что Гиппократ не был «отцом медицины»- вряд ли нужно доказывать. И кому кажется несомненным, что все «сочинения Гиппократа» действительно написаны им самим, тот с известным правом может утверждать, что истинные пути медицины проложены им, тем более, что сочинения его предшественников не дошли до нас. Но в действительности « сочинения Гиппократа» представляют собой конгломерат произведений различных авторов, различных направлений и выделить из них подлинного Гиппократа удается лишь с трудом. Выделить из множества книг «подлинного Гиппократа» - задача очень трудная и решаемая только с большей или меньшей степенью вероятности. Гиппократ выступил на медицинском поприще, когда греческая медицина достигла уже значительного развития; он внёс и в неё как глава косской школы большой переворот, и с полным правом может быть назван реформатором медицины, но дальше его значения не простирается. Чтобы выяснить это значение, необходимо остановиться немного на развитии греческой медицины.

Начала её теряются в древности и связываются с медициной древних культур Востока - вавилонской и египетской. В законах вавилонского царя Хаммураби (около 2 тысяч лет до н.э.) имеются параграфы, относящиеся к врачам, производящим глазные операции, с определением большого гонорара и в то же время большой ответственности за неудачный исход. Бронзовые глазные инструменты были найдены при раскопках в Месопотамии. Знаменитый египетский папирус Эберса (середина XХ века до н.э.) дает огромное количество рецептов от различных болезней и правила исследования больного. Специализация египетских врачей произошла в незапамятные времена, и мы знаем теперь, что критско - микенская культура развивалась в тесном контакте с Египтом. Во время троянской войны (относящиеся ко времени этой культуры) у греков были врачи, которые перевязывали раны и лечили от других болезней; они пользовались уважением, ибо «опытный врач драгоценнее многих других человек» (Илиада, XI).Следует отметить, что медицина в Греции искони носила светский характер, тогда как в Вавилоне и Египте врачи принадлежали к сословию жрецов: она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т.е. призываний богов, заклинаний, магических приемов и т.п.

Конечно, в каждой области существовали, кроме того, особые предметы и места, связанные с культом различных богов (деревья, источники, пещеры), к которым стекались несчастные больные, чающие исцеления, - явление, общее всем странам и эпохам. Случаи исцеления записывались на особых таблицах, которые вывешивались в храмах, и кроме того больные приносили в храм приношения - изображения поражённых частей тела, во множестве находимые при раскопках этим записям в храмах придавали прежде большое значение в деле воспитания врачей; они будто бы легли в основу «косских прогнозов», и оттуда, по свидетельству географа Страбона, и Гиппократ почерпнул свою врачебную мудрость.

В пятом веке, ко времени Гиппократа, в Греции существовали врачи различных категорий: врачи войсковые, специалисты по лечению ран, о чем говорится в книге: «О враче», врачи придворные - лейб-медики, которые существовали при дворе царей: персидского, или македонского.

Врачи общественные в большинстве демократических республик, и, наконец, врачи периодевты, которые были связаны определенным местами: переезжали из города в город, практикуя за свой страх и риск, но иногда переходили на службу города. Общественные врачи избирались народным собранием после предварительного экзамена, и заслуги их увеличивались золотым венком, правом гражданства и другими знаками отличия, о чем свидетельствуют находимые при раскопках надписи.

Откуда же брались все эти врачи? « Гиппократов сборник» дает по этому вопросу полную информацию: наряду с врачами - знахарями и шарлатанами, врачами поздно ученными», настоящими врачами являются лица, получившие с молодых лет образование в недрах определенной школы и связанные определенной клятвой. Из других источников, начиная с Геродота и кончая Галеном, мы знаем, что в 6 и в 5 вв. в Греции существовали знаменитые школы: кротонская (юг Италии), киренская в Африке, книдская в малоазиатском в малоазиатском городе Книдосе, родосская на острове Радосе, и косская. В "Гиппократовом сборнике" нашли свое отражение школы книдская, косская и итальянская. Киренская и родосская школы рано исчезли, не оставив по себе заметного следа.

Почтенная книдская школа, продолжая традицию вавилонских и египетских врачей, выделяла комплексы болезненных симптомов и описывала их как отдельные болезни.

В этом отношении книдские врачи достигли больших результатов: они различали по свидетельству Галена 7 видов заболеваний желчи, 12- мочевого пузыря, 3-чахотки, 4-болезней почек и т.д.; ими разрабатывались также методы физического исследования (выслушивание). Терапия была очень разнообразно, с большим количеством сложных рецептов, очным указанием диеты и широким применением местных средств, например, прижигание. Одним словом, они разрабатывали частную патологию и терапию в связи с врачебной диагностикой. Очень много было ими сделано в области женских болезней.

Но и в отношении патофизиалогии и патеногенеза книдской школе принадлежит заслуга отчётливой формулировки гуморальной патологии в виде учения о 4 основных жидкостях организма (кровь, слизь, чёрная и жёлтая желчь): преобладание одной из них вызывает определённую болезнь.

История косской школы неразрывно связана с именем Гиппократа; ему приписывается основное направление школы, так как о деятельности его предков врачей мы не имели достаточных данных, а его многочисленные потомки, по-видимому, только шли по его следам. Гиппократ, прежде всего, выступает как критик книдской школы: ее стремления дробить болезни и ставить точные диагнозы, её терапии. Важно не название болезни, а общее состояние больного. Что касается терапии, диеты и вообще режима, они должны носить строго индивидуализирующий характер: нужно всё принять во внимание, взвесить и обсудить, - тогда только можно делать назначения. Если книдская школа, в поисках мест заболевания, может быть охарактеризована как школа частной патологии, уловляющая болезненные местные процессы, косская заложила основы клинической медицины, в центре которой стоит внимательное и бережное отношение к больному. Сказанное определяет роль Гиппократа как представителя косской школы - в развитии медицины: он не был « отцом медицины », но с полным правом может быть назван основоположником клинической медицины. Наряду с этим косская школа ведёт борьбу со всякого рода шарлатанами медицинской профессии, требования от врача соответственно его достоинству поведения, т.е. установление определённой врачебной этики и, наконец, широкого философского взгляда. Всё это вместе взятое делает понятным значение коской школы и его главного представителя Гиппократа в истории врачевания и врачебного быта.

Следует добавить, что в деятельности Гиппократа большую роль играла хирургия: раны, переломы, вывихи, о чём свидетельствует его хирургические сочинения, может быть, лучшие из всех, где наряду с рациональными приёмами вправления широко применяются механические способы и машины, последние достижения того времени.

Другой специальностью Гиппократа и, по-видимому, всей косской школы, служили острые лихорадочные болезни типа тропических лихорадок, и поныне чрезвычайно распространение в Греции, уносившие много жертв. Этим «эпидемиям», «острым заболеваниям» в произведениях Гиппократа и его потомков уделяется очень много внимания. Но это мало: Гиппократом и косской школой была сделана попытка выдвинуть эти острые и эпидемические заболевания в общий ход явлений природы, представить их как результат местоположения, воды, ветров, осадков, т.е. климатических условий, связать их с временами года и конституцией жителей, которая опять- таки определяется условиями окружающей среды, - попытка грандиозная, не разрешённая полностью и поныне, которая, по всей вероятности, и дала повод философу Платону высоко ценить врача Гиппократа.

Остается сказать несколько слов об итальянской и сицилийской школах. Какова была их практическая деятельность, об этом никаких сведений не сохранилось: их врачи известны больше как теоретики медицины. Итальянская школа перешла в историю как школа теоретических спекулятивных построений, как предвосхищение будущего, но по своему историческому значению никоим образом не может быть поставлена наряду с чисто врачебными школами, - книдсой и косской.

3. Гиппократов сборник

Общее число книг Сборника определяется различно. В зависимости от того, считать ли некоторые книги самостоятельными или продолжением других; Литтре, например, насчитывает 53 сочинения в 72 книгах, Эрмеринс- 67 книг, Дильс - 72. Несколько книг, по-видимому, утеряны; другие заведено подложены. Располагают эти книги в изданиях, переводах и историях медицины в самом различном порядке - в общем, следуя двум принципам: или по их происхождению, т.е. предполагаемому авторству - таково, например, расположение Литтре в его издании и Фукса в «Истории греческой медицины», - или по их содержанию.

Сочинения Гиппократа вероятно не дошли бы до потомства, если бы они не попали в александрийскую библиотеку, основанную преемниками Александра Македонского, египетскими царями - Поломеями в недавно основанном городе Александрии, которому суждено было надолго быть культурным центром после падения независимости Греции. При этой библиотеки состояли учёные мужи: библиотекари, грамматики, критики, которые оценивали достоинства и подлинность сочинений и вносили их в каталоги. В эту библиотеку съезжались учёные разных стран для изучения тех или иных сочинений, и много веков спустя Гален рассматривал списки творений Гиппократа, хранившихся в ней.

Герофил Александрийский, знаменитый в свой время врач, живший около 300 г. до н.э., составил первый комментарий на «Прогностику» Гиппократа; его ученик Бакхий из Танагры продолжал дело своего учителя, - это доказывает, что в IIIв. Гиппократов сборник входил в состав александрийской библиотеки. От Герофила начинается длинный ряд комментаторов Гиппократова сборника, кульминационным пунктом которого является Гален (IIв. н.э.). Последнему мы обязаны главным сведениями о них, так как их сочинения до нас не дошли. По-видимому, эти комментарии носили грамматический характер, т.е. объясняли слова и фразы, смысл которых был неясен или к тому времени утерян. Затем эти комментарии относились к какой-нибудь одной или нескольким книгам. Гален указывает, что только два комментатора охватили полностью все сочинения Гиппократа, это - Зевкис и Гераклид теранский (последний - сам знаменитый врач), оба принадлежавшие к школе эмпириков. Из всей массы комментарий Аполлона из Киттия, александрийского хирурга (Iвека до н.э.), на книгу « О вправлении суставов». Комментарий этот был снабжён в рукописи рисунками.

Гален, который по общепризнанному мнения дал синтез всей античной медицины, большой практик и в то же время теоретик-анатом, физиолог-экспериментатор и, кроме того, философ, имя которого прошло через века наряду с именем Гиппократа, уделил много внимания писаниям своего знаменитого предшественника. Помимо 2 книг: «О догмах Гиппократа и Платона», он дал, по его собственным словам, комментарии к 17 книгам Гиппократа, из которых до нас дошло 11полностью, частями 2 книги, не дошло 4. Частями также до нас дошёл «Словарь трудных слов Гиппократа»; не дошли книги «Об анатомии» Гиппократа, о его диалекте и (о чём можно больше сожалеть) о его подлинных сочинениях.

Гален, который был большой эрудит и читал большинство древних комментаторов, произносит над ними уничтожающий приговор главным образом за то, что они, пренебрегая медицинской точкой зрения сосредотачивали внимание на грамматических объяснениях: они претендуют понимать загадочные места, которые никто не понимает, а то касается положений, которые всем ясны, их-то они не понимают. Причина та, что они сами не имеют врачебного опыта и невежественны в медицине, а это вынуждает их не объяснять текст, а подгонять его к выдуманному объяснению.


История медицины - это наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.

История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.

Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,- заговоры, заклинания, ношение амулетов.

Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460- 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения (« »), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала , что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980-1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.

Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514-1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.

Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros - врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся

Для Возрождения характерны сильные «вызовы» научному мышлению и научной практике со стороны «реальной» практики. Примером может служить развитие медицины в этот период.

Как важный этап в утверждении опытного метода в науке следует отметить труды Иарацельса (1493-1541), который явился одним из его основоположников. В работах «Малая хирургия» и «Большая хирургия» Пара- цельс утверждал, что теория врача есть опыт и что никто не может стать врачом без науки и практики. Именно с работ Парацельса начинается кардинальная перестройка химических знаний, а именно - достижений алхимии в приложении к медицине. Развитие химических знаний идет от процессов получения золота к процессам приготовления лекарств. По мнению Парацельса, здоровье человека обеспечивается наличием в организме трех начал: серы, ртути и соли. Нарушение их пропорций приводит к заболеваниям. Это объясняет тот факт, что многие врачи периода Возрождения придавали большое значение лекарственным препаратам, содержащим эти три элемента. Впрочем, при всей практической ориентированности медицина Парацельса имела мощный налет мистицизма.

Анатомия. Практические достижения в медицине во многом связаны с деятельностью Андреаса Везалия (1514-1564). В 1537 г., в возрасте 23 лет, он получил степень доктора медицины и стал профессором Паду- анского университета, одного из самых передовых научных центров того времени. Анатомируя человеческие трупы, Везалий установил, что взгляды Галена на строение тела человека, господствовавшие в Европе в течение 14 столетий, во многом ошибочны, так как были основаны на изучении анатомии животных. Везалий исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы, внутренние органы. Кроме того, Везалий поднял очень важный методологический вопрос. По его мнению, настоящим врачом мог считаться только тот, кто, прекрасно зная анатомию человека, сам может проводить операции. Практика, основанная на теории, - вот залог успеха медика.

Результаты своих исследований Везалий изложил в прекрасно иллюстрированных «Анатомических таблицах», в кратком учебнике анатомии

«Извлечение» («Эиитоме»), предназначенном для интересующихся медициной и анатомией, и в основополагающем труде «О строении человеческого тела» (1543). Везалий не только систематизировал знания в области анатомии за все предшествующие столетия, но и сделал все для становления и представления анатомии как науки в современном понимании. Соединяя педагогическую и исследовательскую работу и направляя их результаты в практику, Везалий нанес мощнейший удар по всей средневековой схоластике. Канонизированные церковью положения Галена были поставлены под сомнение. Инквизиция посчитала Везалия инакомыслящим и приговорила его к сожжению на костре, однако позже приговор был заменен на паломничество в Иерусалим.

Кроме работ Везалия, необходимо указать и труды Ш. Этьена (1503- 1564) «О рассечении частей тела человека»; М. Сервета (1509-1553) «Восстановление христианства», где впервые в Европе был описан малый круг кровообращения; Иеронима Фабриция (1533-1619), впервые продемонстрировавшего венозные клапаны и доказавшего односторонность движения крови; Бартоломея Евстахия (1510-1574), описавшего органы слуха. На основе научного фундамента анатомии, заложенного в период Возрождения, получили свое развитие физиология, терапия и хирургия.

Следует всячески внушать всем вновь вовлекаемым в наше искусство молодым медикам, чтобы они презирали перешептывание физиков (да простит их Бог), а следовали бы обычаю греков и настоятельным требованиям Природы и разума и прилагали бы к лечению и собственную руку, для того чтобы не обратить растерзанное искусство врачевания во всеобщую гибель человеческих жизней...

А. Везалий

Хирургия. Становление хирургии как науки проходило весьма драматично. В Средние века в Европе существовало разграничение между врачами, которые получали образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые специального образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Более высокое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги , которые отличались своей длинной одеждой. Как правило, это были люди, окончившие университеты; они имели право участвовать в консилиумах, определять стратегию лечения болезней. Среднее положение занимали «короткополые» хирурги", они были в основном цирюльниками и занимались «малой» хирургией - кровопусканием, удалением зубов. Самое низкое положение занимали банщики , которые выполняли простые врачебные манипуляции (массаж, вправление вывихов и т.п.). Официальная медицина запрещала хирургам выполнять врачебные манипуляции по лечению внутренних болезней, выписыванию рецептов и т.д. Хотя «ремесленники»-хирурги имели несравненно более богатый практический опыт, чем врачи, но все же в университеты они не допускались.

Большую роль в сближении теории и практики хирургии сыграло появление огнестрельного оружия и как следствие - необходимость в лечении огнестрельных ран. Появились работы итальянского хирурга И. де Виго (1450-1545) «Искусство хирургии», французского хирурга и акушера А. Паре (1510-1590) «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.». Деятельность этих людей и их многочисленных последователей в разных странах способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача.

Фармацевтические лаборатории. Освоение вновь открытых территорий (а в ходе Великих географических открытий известная европейцам территория расширилась в два раза!) ввело в оборот огромное количество сведений об их флоре и фауне. Как следствие этого, появляется огромное количество новых трав лекарственного назначения.

Размеры аптекарских лавок значительно увеличились: из простых лавок, размещавшихся в одной комнате, в эпоху Возрождения они превратились в большие фармацевтические лаборатории, включавшие в себя помещения для приема посетителей, кладовые, лаборатории с печами и дистилляцион- ными аппаратами. Начиная с XV в. культивируются аптекарские ботанические сады, которые стали называться «садами здоровья».

Ботанические сады. В эпоху Возрождения ботанические сады начали играть громадную культурологическую и естественнонаучную роль - они стали специфической формой освоения растительного пространства.

Ботанические сады были разбиты в нескольких итальянских городах: в 1545 г. - в Пизе; в 1547 г. - в Падуе; в 1567 г. - в Болонье.

Ботаника становится интегрирующей наукой: все это богатство требовалось систематизировать, описать. Искусство разведения садов стало подлинной наукой. Планировка, подбор растений, учет рельефа местности, характер и вкус владельца - все это требовало увязки в единое целое и системности. Сады создавались как художественные произведения, как поэмы. Символ сада становится символом единения естественного и искусственного.

  • Везалий Л. О строении человеческого тела // Хрестоматия по истории науки и техники. М.: Изд-во РГГУ, 2005. С. 322.

Определение «медицина» в переводе с латинского обозначает «врачебный», «исцеляющий». Это учение о состоянии организма человека, о способах выявления и лечения различных недугов. Это значит, что все толкования о том, что это всего лишь набор теоретических знаний, не находят оправданий, так как основными составляющими данной науки являются практические действия.

Медицина начала зарождаться еще с самых незапамятных времен, когда люди пытались найти способы устранения возникших болезней. Нельзя с точностью определить, какими умениями отличались знахари в далеком прошлом, вплоть до появления письменности. В таком случае можно полагаться лишь на информацию из трактатов, которые были найдены археологами. Очень ценной находкой есть перечень законов Хамураппи, которые гласили о правилах работы лекарей. Из наблюдений Геродота тоже можно почерпнуть достаточное количество ценной информации о врачебных деяниях в Вавилонии.

Самыми первыми врачами выступали жрецы, которые считали медицину одной из составляющих религии. Неизведанные на тот момент патологические состояния человеческого организма считались наказанием богов, попытки их исцеления были основаны на изгнании злых духов.

В Древней Греции были отмечены попытки исследования организма человека. В этом преуспел Гиппократ, который внес неоценимый вклад в отрасль медицины. Именно древние греки стали основоположниками первых учебных заведений, где врачи начали получать медицинские знания.

Период средневековья знаменуется существенным прорывом в области медицинских знаний. Авиценна, Разес и еще ряд выдающихся личностей стали основоположниками медицинской науки. Впоследствии, часть их теорий стали опровергаться экспериментами Френсиса Бэкона. В результате этих научных противостояний начали зарождаться такие дисциплины как анатомия и физиология. Это дало возможность более точно исследовать организм человека, что позволило определить причины множества недугов. Массу информации получали в результате исследований в процессе вскрытия трупов.

Дальнейшее стремительное развитие медицины было связано с научно – техническим процессом. В девятнадцатом веке был изобретен микроскоп, что дало возможность исследования тканей на клеточном уровне и выявления их патологий. Наука генетика совершила революционный прорыв в области медицины.

Современные врачи имеют в своем вооружении многолетний опыт, современные разработки, новаторские технологии, эффективные лекарственные средства, без которых было бы невозможным ни провести точное диагностирование, ни применить адекватное лечение. Но, невзирая на все эти факты, много недугов до сих пор остались неизлечимыми. В таком случае современным ученым предстоит еще масса работы.

УДК 93/94 (093) (515)

ЖАБОН Юмжaнa Жaлcaнoвнa - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6;[email protected])

ВАННИКОВА Цымжит Пypбyeвнa - главный научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])

К ИСТОРИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЁЕНИЯ

Аннотация. В статье на основании ранее неизвестных сведений тибетских медицинских сочинений рассматриваются этапы становления и развития тибетской медицины (VII-XVII вв.). Основное внимание уделяется характеристике истории раннего периода. Принципиально новым является деление истории тибетской медицины на мифологический период, периоды раннего, развитого, позднего Средневековья. Авторы приходят к выводу, что каждый из этих периодов имеет свои характерные черты в развитии медицинских знаний Тибета.

Ключевые слова: история медицины, тибетская медицина, периодизация, Тибет, источники.

Вопрос о проникновении медицинских знаний в Тибет впервые начал привлекать серьезный научный интерес с 1970-х гг. В это время стали появляться работы, в которых затрагивались различные аспекты истории тибетской медицины . Подобное внимание исследователей к данной теме связывают с эмиграцией тибетцев в Индию и Непал в 1959 г., позволившей исследователям получить широкий доступ к тибетским медицинским источникам, установить непосредственный личный контакт с носителями тибетской культуры в целом и с тибетскими врачами в частности.

В последние десятилетия проблемы изучения древней истории тибетской медицинской науки сова рикпа (gso ba rig pa), ее современное состояние, проблемы ее интеграции в европейскую медицину все больше привлекают внимание современных исследователей . Однако специальные работы, посвященные проблемам периодизации истории тибетской медицины, все еще остаются весьма немногочисленными.

В формировании тибетской медицины сами тибетские ученые выделяют следующие основные этапы:

1) добуддийская история медицины (народная медицина, bod kyi gdod ma"i gso dpyad, около 500 г. до н.э. - 618 г. н.э.);

2) традиция религии бон (bonpo"igso dpyad);

3) развитие медицины царями Ярлунгской династии (spu rgyal btsan po"i rgyal rabs kyi skab su bod kyi gso rig, около I в. до н.э. до 842 г.);

4) становление медицины в период распада Тибета на несколько независимых царств (bod sil bu"i dus rabs su bod kyi gso rig, IX-XVII);

5) медицина периода теократического государства (dga" ldanpho brangskabs kyi gso rig, XVII-XX).

Вместе с тем некоторые западные исследователи в развитии тибетской медицины выделяют 3 этапа: мифологический, аюрведический и заключительный, который, по их мнению, охватывает период развития медицины в Тибете с VII в. до настоящего времени . Однако последний вариант периодизации, на наш взгляд, не совсем верно отражает действительную хронологию событий в истории тибетской медицины. Здесь можно согласиться с тем, что 1-й этап является мифологическим, или легендарным, но нельзя согласиться с выделением 2-го этапа как аюрведического, поскольку эти два этапа развития медицинских знаний в Тибете, к примеру у Деси Сангье Гьяцо (1653-1705), описаны по древнеиндийским мифам и легендам [Деси Сангье Гьяцо 2013]. Мифология, к слову сказать, составляла основу не только тибетской медицинской историографической традиции, а всей ранней истории Тибета. Отчасти это объясняется той ключевой ролью, которую индийский буддизм играл в истории развития тибетской культуры.

Анализ сведений тибетских источников о так называемом заключительном этапе показывает, что по времени он совпадает с эпохой Средних веков европейской истории, по аналогии с которой и в тибетской медицинской историографии четко прослеживаются периоды раннего (V-X вв.), развитого (XI-XV вв.) и позднего Средневековья (XV-XVII вв.).

Ранний период истории тибетской медицины (V-X вв.) представляется хронологически самым спорным. В целом ранний период характеризуется приглашением в Тибет врачей из прилегающих стран, первыми переводами текстов в области медицины. К сожалению, до наших дней дошли лишь названия этих сочинений. За этот период не были созданы оригинальные тибетские медицинские тексты, или, по крайней мере, они не сохранились. Так, согласно тибетской историографии, первые ростки аюрведических знаний стали проникать в Тибет начиная с правления тибетских царей династии Ярлунг - предположительно при царе Лха Тотори Ньенцене (V в.) или Намри Сонцене, отце Сонцена Гампо (гг. пр. 617-650) - основателя тибетской империи [Деси Сангье Гьяцо 2015]. Следует заметить, что среди исследователей древней истории Тибета нет единого мнения о дате жизни всех царей Ярлунгской династии [Кычанов, Мельниченко 2005: 22-28]. Однако начало письменно зафиксированной истории медицины ряд ученых связывают с конкретными историческими фактами: появлением письменности во времена правления Сонцена Гампо и приездом в 641 г. китайской принцессы Вен Ченг, ставшей супругой этого тибетского царя.

О первоначальном процессе ознакомления древних тибетцев с медицинскими традициями других стран свидетельствует, например, приглашение ко двору Сонцена Гампо трех врачей: индийского Бхарадхваджа, китайского Хенгвен Хангде, персидского Галено. Каждый из них перевел на тибетский язык сочинения своих медицинских традиций. По всей видимости, Сонцен Гампо, не удовлетворившись этим, издал распоряжение, согласно которому названные три врача написали новое семитомное сочинение под названием «Неустрашимое оружие» и преподнесли царю. Сочинение не сохранилось, однако в традиции считается, что именно данный коллективный труд, сочетающий в себе медицинские традиции трех стран, послужил базой для дальнейшего развития и распространения медицинских знаний в Тибете.

Существует также мнение, что приглашенные Сонценом Гампо врачи в действительности не являлись историческими персонажами, а их имена отождествляются с медицинскими традициями, которые они представляли. Имя Галено в данной интерпретации ассоциируется с именем известного греческого врача II в. Галена, что говорит об отголосках греческого медицинского влияния,

достигших Тибета во времена царских династий УП-К вв. через арабские завоевания Персии [Веск№И;Ь 1979].

Активная переводческая деятельность с приглашением иностранных врачей продолжилась и во времена последующих царей Ярлунгской династии. Наибольшим подъемом культурной и политической жизни Тибета характеризуется время правления царя Трисонга Децена (гг. пр. 755-797). Он, являясь приверженцем буддизма, активно способствовал его распространению и потому, наряду с врачами, приглашал знаменитых учителей из сопредельных стран. По решению Трисонга Децена началось строительство буддийского монастыря Самъе (775-779). Открытие этого монастыря принимается тибетской историографией за первоначальное официальное признание буддизма в качестве государственной религии. В это же время, согласно тибетским источникам, был установлен титул ламена (Ыа £шаи), носителей которого, наряду с предоставлением земель и унаследованием прав потомственных врачей, освобождали от воинских обязанностей. Тогда же был издан «указ из тринадцати пунктов» о почитании врачей, отражающий историческую действительность этого периода, и указывающий на отношение Трисонга Децена к медицине. Данный эдикт служит свидетельством возрастания социальной роли врачей, признания их государственной властью Тибета в VIII в.

После падения династии царей Ярлунг в IX в. патронат над медицинским обучением взяли на себя развивающиеся буддийские монастырские центры. По общепринятой в тибетской историографии традиции история буддизма в Тибете делится на два периода - ранний период распространения (VII в.) и поздний период распространения (X в.). В их основе лежат такие «события, как первоначальное распространение буддизма и его подавление царем Ландармой (гг. пр. 838-841), а также новое возрождение буддизма после гонений» [Пубаев 1981: 186]. Тибетские историки медицины считают, что сочинения и переводы, относящиеся к раннему периоду распространения, трактуются как старая медицинская школа, или школа ранних переводов, а произведения, созданные в поздний период распространения, рассматриваются как новая медицинская школа, или школа поздних переводов.

Но вместе с тем тибетские авторы считают традиционную периодизацию истории буддизма неприменимой к истории медицины. Деси Сангье Гьяцо приводит следующий довод: «Поскольку царь Ландарма разрушил основной фундамент буддийского учения - монашескую дисциплину пратимокши, то возник такой термин как "раннее и позднее распространение буддизма". Что же касается медицины, то начиная с царя Сонцена Гампо и до настоящего времени она развивалась, не переживая никакого периода упадка. Потому представляется, что в употреблении термина "раннее и позднее распространение" нет необходимости [с точки зрения медицинской традиции]» [Деси Сангье Гьяцо 2015: 54]. Велманг Кончок Гьялцен (1764-1853), как бы поясняя это утверждение Деси Сангье Гьяцо, пишет еще более конкретно: «Ландарма, при подавлении Дхармы, не стал разрушать лечебное дело, поскольку оно было необходимо ему самому» [МЫшап§ КопсИок Оуа^еп 1991: 240].

Если выше мы касались вопросов истории тибетской медицины раннего Средневековья (У-Х вв.), относящихся к раннему периоду распространения буддизма, отмечаемому историками как период единого централизованного феодального государства Тибета, то начало следующего периода, или позднего периода распространения буддизма, характеризуется распадом Тибета на ряд княжеств, или царств.

В период развитого Средневековья (Ш-ХГУ вв.) в условиях феодальной раздробленности ключевое место в истории новой медицинской школы заняли

представители Западного Тибета. Выдающимся представителем тибетских ученых на поприще медицинской науки данного периода был великий переводчик - лоцава Ринчен Санпо (957-1055). Именно он выполнил перевод «Аштанга-хридая-самхиты» Вагбхаты (IV в.), включенной в буддийский канон «Тенгьюр». Данный аюрведический текст сыграл очень важную роль в развитии медицины в Тибете. Современные исследователи отмечают большое влияние «Аштанга-хридая-самхиты на тибетский медицинский канон «Чжуд-ши», появившийся в течение следующего столетия. Многие исследователи признают, что именно к XII в. «Чжуд-ши», кодифицированный Ютокпой Йонтеном Гонпо Младшим (1126-1202) и его учениками, превратился в основной «коренной текст» медицинской традиции Тибета .

Тибетские буддийские деятели получали монастырское образование по так называемым пяти большим наукам: религиозно-философской системе буддизма, грамматике, логике, технологии искусств и медицине, а также по пяти малым наукам: поэзии, просодии, лексикологии, драме и астрологии. Создавая свои оригинальные труды, тибетские ученые не обходили вниманием и медицинскую науку: Сакья Дракпа Гьялцен (1147-1216), третий иерарх тибетской буддийской школы Сакья, написал «Сокровищницу царя» - о методах лечения, его племянник знаменитый Сакья-пандита (1182-1251) - «Важные аспекты восьми разделов медицины», а перу Ранджунг Дордже (1284-1339), третьего иерарха тибетской буддийской школы Карма Кагью, принадлежат «Собрание сути восьми разделов медицины» и «Океан названий лекарственных средств». И не удивительно, что в больших монастырях центрального и юго-западного Тибета начали создаваться специальные школы для медицинского обучения, такие как Шалу (XI в.), Сакья-мендонг (XII в.), а позднее - Цурпу (XIV в.) . За этот же период сформировались прославленные тибетские медицинские школы Ютокпа и Дранти.

В период позднего Средневековья (XV-XVII вв.) тибетская медицина практически полностью сложилась как медицинская система. Среди различных тибетских медицинских школ наиболее ярко выделились две школы: Джанг и Сур, которые оформились к XV в. в результате разветвления комментаторской традиции «Чжуд-ши». Их возникновение было обусловлено закономерной эволюцией тибетской медицины и вместе с тем ознаменовало принципиально новый этап развития медицинской науки, подготовленной предшествующими поколениями тибетских врачей.

Первой появилась линия преемственности врачей медицинской школы Джанг, которая стала ведущей в Джанг Нгамринге, древней столице Тибета (XV в.). Здесь были установлены правила по проведению устных медицинских экзаменов, а также разработаны принципы мнемотехники для запоминания «Чжуд-ши». Примерно на полстолетия позже в местности Латок Суркар сформировалась школа Сур - вторая из двух главных линий преемственности тибетской медицинской традиции. Школа Джанг получила свое название от имени основателя школы - Джанпа Намгьял Драксана (1395-1475), а зарождение школы Сур связывают с именем Суркарва Ньямни Дордже (1439-1475). Несмотря на «разницу в возрасте» и длительность их «раздельного» существования, сведения тибетских источников позволяют нам говорить об общем характере их развития. В школах не было явного стремления к утверждению превосходства какой-либо из них, не было особых доктринальных дискуссий между ними, представители этих школ обучались друг у друга.

В период между XVI-XVII вв. постепенно формируется стойкая тенденция к сближению двух школ. Если судить по характеру медицинских наставлений, то для школы Джанг типичен метод наставлений устной традиции ньенгью

(snyan brgyud), передаваемых лишь одному ученику или очень ограниченному кругу, а для школы Сур - медицинский цикл учений Юток-ньинтик. Но уже начиная с Суркарва Лодро Гьялпо (1509-1579?) с получением им наставлений школы Джанг практика подобного обмена опытом, вероятно, утвердилась. Она привела к заметной нивелировке традиций передачи медицинских знаний.

К началу XVII в., в период правления Далай-ламы V (1617-1682), работали несколько ключевых медицинских центров в районе Лхасы, в монастыре Дрепунг, Шика Самдуп Це и Лхаванг Чок. Здесь были установлены регулярные правила для медицинских экзаменов, были вырезаны ксилографы основных медицинских трактатов, в т.ч. и «Чжуд-ши». А уже к концу XVII в., с основания в 1696 г. медицинского центра Чакпори, Деси Сангье Гьяцо, в то время регент, единовластно управлявший Тибетом, без труда объединил эти школы и начал унификацию всех тибетских медицинских традиций. Следует отметить, что центр Чакпори функционировал в Лхасе в качестве медицинской академии до середины XX в. - вплоть до китайского вторжения в 1959 г.

В монастырских центрах продолжали появляться и другие медицинские школы. Под руководством крупного ученого Ситу Чойкьи Джунне в восточном Тибете были основаны школы в Дерге (конец XVII в.), Пелпунге (XVIII в.) и т.д. Появились школы в монастырях Каток, Кумбум и Лабран. Некоторые из них разработали свои учебные программы, несколько отличавшиеся от принятой в Чакпори, что вызывало дебаты и дискуссии между врачами.

Медицинская практика в Тибете не ограничивалась только представленными здесь школами, монастырскими учебными центрами. Врачебной деятельностью занимались также и буддийские йогины, мастера, практикующие тантру, медиумы, оракулы и представители добуддийской традиции бон.

В заключение отметим, что ранний этап развития тибетской медицины был по преимуществу периодом накопления медицинских знаний путем активного ознакомления и взаимодействия с разными традициями врачевания, особенно аюрведической, где особую роль сыграло распространение буддизма в Тибете. В последующие два периода совокупность полученных знаний и практически усвоенных навыков послужила основой для создания уникальной, собственно тибетской буддийской системы медицинских знаний, которая сохранилась до наших дней и широко практикуется.

Список литературы

Деси Сангье Гьяцо 2013. Кокбук: история медицинской науки Древней Индии (пер. с тиб. предисл., примеч., указатели, глоссарии Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. I. 238 с.

Деси Сангье Гьяцо 2015. Кокбук: история медицинской науки Тибета (пер. с тиб., предисл., примеч., указ., глос. Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. II. 398 с.

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература. 351 с.

Пубаев Р.Е. 1981. Пагсам-чжонсан - памятник тибетской историографии XVIIIвека. Новосибирск: Наука. 307 с.

Beckwith C.I. 1979. The Introduction of Greek Medicine into Tibet in the Seventh and Eighth Century. - Journal of the American Oriental Society. No. 99. P. 297-313.

Dummer T. 1988. Tibetan Medicine and Other Holistic Health-Care Systems. London; New York: Routledge. 307 p.

Finckh E. 1975. Grundlagen tibetischer Heilkunde. Uelzen: Medizinisch Literarische Verlagsgemeinschaft. 107 p.

Gyatso J. 2004. The Authority of Empiricism and the Empiricism of Authority: Tibetan Medicine and Religion on the Eve of Modernity. - Comparative Studies of South Asia, Africa, and the Middle East. Vol. 24. Iss. 2. P. 83-96.

Kloos S. 2008. The History and Development of Tibetan Medicine in Exile. - The Tibet Journal. Vol. 33. No. 3. Autumn P. 15-49.

Rechung Rinpoche 1973. Tibetan Medicine. Berkeley: University of California Press. 340 p.

Tibetan Literature: Studies in Genre (ed. by J.I. Cabezon, R.R. Jackson). 1996. Ithaka, New York: Snow Lion Publication. 552 p.

Toru Tsenam 2009. Khro ru tshe rnam gyi gsung rtsom thor buphyogs bsgrigs. Bod ljongs mi dmang dpe skrun khang. 305 p.

Welmang Konchok Gyaltsen. 1991. Blab rang bkra shis "khyilgyi gdan rabs lha"i rnga chen. Kan su"u mi rigs dpe skrun khang. 577 p.

ZHABON Yumzhana Zhaltsanovna, Cand.Sci. (Hist.), Senior Research Fellow at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected]);

VANCHIKOVA Tsymzhit Purbuevna, Dr.Sci. (Hist.), Professor, Principal Researcher at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected])

TO THE HISTORY OF TIBETAN MEDICINE: MAIN STAGES OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

Abstract. The article, basing on former unknown information from Tibetan medical works, analyzes the main stages of the history of formation and development of Tibetan medicine (7th-17th centuries). The main attention is given to the characteristics of the history of the early period. Fundamentally new is the division of the history of Tibetan medicine into the mythological period, the periods of early, developed and late Middle Ages. The authors conclude that each of these periods has its own characteristic features in the development of medical knowledge in Tibet. Keywords: history of medicine, Tibetan medicine, periodization, Tibet, sources