Репродуктивное здоровье как составляющая. Репродуктивное здоровье человека

Репродуктивное здоровье – достаточно сложный термин, и каждый понимает его по-разному. Если следовать общепринятому определению, которое дала этому словосочетанию Всемирная организация здоровья, то оно означает полную психологическую, социальную и физическую готовность вступать в сексуальные отношения с целью продолжения рода. Причем репродуктивное здоровье человека подразумевает отсутствие каких-либо инфекций и прочих неблагоприятных состояний организма, которые могут повлиять на неблагоприятный исход беременности, невозможность повторного зачатия или на рождение неполноценного ребенка.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Существует просто невероятное количество аспектов, которые могут негативно сказаться на возможности иметь потомство. Итак, что мешает сохранению репродуктивного здоровья:

  • слишком раннее начало половой жизни и его негативные последствия;
  • инфекции и заболевания, которые передаются половым путем;
  • аморальное поведение;
  • плохое состояние окружающей среды и некачественные продукты питания;
  • генетические сбои и гормональные нарушения;
  • обилие вредных пристрастий и так далее.

Репродуктивное здоровье мужчины, равно как и женщины, должно сохраняться еще с младенческого возраста. Это подразумевает под собой своевременный осмотр у соответствующих врачей, соблюдение правил личной гигиены ребенка и режима дня. может быть спровоцировано многими факторами, такими как алкоголизм, употребление стероидов, привычка носить обтягивающее белье или подолгу париться в бане.

Репродуктивный период

Под этим термином понимается часть жизни мужчины или женщины, на протяжении которой они способны благополучно зачать, выносить и родить ребенка. В разных странах этот показатель рассчитывается по-разному, поскольку на него влияет множество статистических показателей. Однако принято считать, что женщина готова к продолжению рода тогда, когда у нее началась первая менструация, а заканчивается репродуктивная фаза при наступлении . Оптимальный возраст мужчины не должен преступать отметку в 35-40 лет. Онтогенез человека и репродуктивное здоровье – неотъемлемые части друг друга. Этот факт обусловлен тем, что на каждой стадии своего развития, человек может самостоятельно либо под влиянием ухудшать или улучшать качество своей жизни и способность воспроизводить себе подобных.

Охрана репродуктивного здоровья

Каждое государство разрабатывает комплекс законодательных актов, которые устанавливают права населения на продолжение рода. К основным мерам, которые предпринимаются в данной сфере, относятся:

  • обеспечение бесплатной медициной;
  • профилактика нарушений репродуктивного здоровья;
  • прохождение обязательных врачебных осмотров;
  • проведение разъяснительной работы работниками социальных служб;
  • повышение уровня материального и морального благополучия населения и так далее.

Репродуктивное здоровье и поведение в большинстве своем зависит от тактики воспитания, которая применяется в семье. Ведь именно близкие люди имеют наибольшее влияние на молодого члена общества и желают ему только самого лучшего.

Критерии репродуктивного здоровья

Для того чтобы оценить способность человека к продолжению рода, была создана специальная система общих и специфических критериев, таких как:

Репродуктивное здоровье человека и общества должно стать нормой поведения населения любой страны, поскольку именно общими усилиями можно исправить все ухудшающуюся демографическую ситуацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Что такое планирование семьи

Дети по желанию, а не по случаю.

Планирование семьи - понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи - это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи - это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, или на свободное и ответственное родительство, является международно-признанным правом каждого человека. Вопросы о том, когда и сколько иметь детей, как избежать нежелательной беременности, какие противозачаточные средства (контрацептивы) лучше применять и как ими пользоваться, рано или поздно встают перед каждым человеком, каждой семьей. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.

· Оптимальный возраст для рождения детей - 20-35 лет. Доказано, что если беременность возникает раньше или позже, то протекает с большим числом осложнений и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше.

· Интервалы между родами должны быть не менее 2-2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы для будущих родов, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей.

· Аборт не является лучшим методом регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).

· Контрацепция делает интимную жизнь более гармоничной, устраняет ненужные волнения и ожидания.

· Решение об использовании того или иного метода лучше принять после того, как Вы узнаете обо всех контрацептивных средствах и проконсультируетесь со специалистом.

· Если нежелательная беременность все-таки наступила и Вы решили сделать аборт, необходимо обратиться к врачу как можно раньше - это снизит риск возможных осложнений.

· После родов и аборта можно забеременеть до прихода первой менструации, поэтому необходимо подобрать надежный метод контрацепции до возобновления половой жизни.

· Инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у мужчин и женщин. Только презерватив поможет Вам избежать заражения и одновременно предохранит Вас от нежелательной беременности.

· Половое воспитание и сексуальное образование детей и подростков поможет сохранить их здоровье, подготовить к будущей семейной жизни и воспитать чувство ответственного родительства.

Планирование семьи, применение безопасных методов контрацепции помогут сохранить свое здоровье, родить здоровых и желанных детей, принесет счастье в каждый дом.

родительство семья репродуктивный здоровье

2. Планирование семьи и репродуктивное здоровье

В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 2--3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного ребенка, население «стареет» (в его структуре увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Это значит, что сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика государства и личное благосостояние каждого. Поэтому основной задачей государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые в себя включают:

Систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка;

Охрану здоровья беременной женщины как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства;

Создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др.;

Обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства.

Планирование семьи -- понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи -- это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи -- это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство является международно-признанным правом каждого человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.

Для чего нужно планирование семьи:

Для рождения желанных здоровых детей;

Для сохранения здоровья женщины;

Для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

Для осуществления жизненных планов.

Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье:

Репродуктивное здоровье -- это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни.

Репродуктивная система -- это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40--60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.

Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором -- родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.

Некоторые родители, учителя, общественные и религиозные лидеры выражают опасение, что приобщение молодежи к планированию семьи, половому образованию и контрацепции поощрит безответственное поведение и увеличит сексуальную активность молодых людей вне брака. Опыт многих стран свидетельствует об обратном. Там, где были разработаны программы в области полового просвещения, сексуальная активность молодежи не увеличилась. Наоборот, программы формируют у подростков ответственное отношение к сексуальности, в связи с этим происходит повышение возраста начала половой жизни, что помогает юношам и девушкам полностью реализовать жизненный потенциал, сохранить физическое и нравственное здоровье, уберечься от ошибок, иметь здоровье потомство. Однако и для взрослых людей проблема нежелательной беременности не менее важна. Именно поэтому в деятельности служб планирования семьи большое место отводится профилактике нежелательной беременности и аборта, а также проблемам медико-социального консультирования, чтобы женщина не принимала решения об аборте под влиянием временных эмоциональных переживаний или жизненных неудач

И очень большой вклад в акушерско-гинекологическую службу вносят школы молодых родителей. Они призваны стать методическим центром планирования семьи, лечения бесплодия, невынашивания, сексологических нарушений, нарушений менструального цикла. Так же в функции школ молодых родителей входит ведение беременности, освещение беременности как физиологического процесса, физическая и психологическая подготовка к родам будущей мамы и всех членов семьи, а так же решение многих других как физических, так и психологических проблем. Поэтому в наше время, когда СМИ несут столь противоречивую и не всегда правдивую информацию, воздействуя на особо впечатлительных в период беременности женщин, очень важно создание большего количества школ молодых родителей, их развитие и пропаганда необходимости их посещения. И, конечно, важен уровень профессионализма и квалификации медицинских работников школ молодых родителей, ведь именно на них лежит ответственность за сознательное отношение будущих родителей к здоровью их малыша и здоровой психоэмоциональной атмосфере в семье.

Посещать женскую консультацию вместе с женой. Большинство врачей отнесутся очень благосклонно к желанию семьи бывать на консультациях вместе. Постараться найти время для таких походов, как и для того, чтобы присутствовать при процедуре УЗИ.

Переживать беременность вместе. Как уже было отмечено выше, будущему отцу легче будет понять жену, переживая беременность вместе с ней: помогая делать упражнения, одобряя здоровый выбор в питании, бросив курить. Если есть возможность, не стоит упускать совместный отдых, поездки, общение с общими друзьями - вскоре оба родителя будут на какое-то время лишены необходимой для этих дел свободы.

Узнавать больше о беременности. Будущему отцу лучше заранее вооружиться книгами, фильмами, передачами о беременности, о физиологических и психологических изменениях, которые происходят с его супругой. Так ему будет проще понять ее, и он будет готов к сложностям, которые могут возникнуть.

Общаться с ребенком еще до рождения. Поглаживать живот жены и ощущать ответные движения ребенка, петь ему или читать вслух.

Вместе готовить приданое ребенка. Составить бюджет и распланировать траты, вместе посетить детские магазины - это станет приятным времяпрепровождением вместе, и к тому же семейные финансы пострадают меньше, если расписать траты заранее и осуществлять их планомерно.

Говорить с женой о беременности и своих переживаниях. Наверно, это самое сложное. Будущий отец должен постараться не замыкаться в себе, не строить из себя непоколебимого героя в этой ситуации. Жене, которая сама сейчас может быть взволнована и растеряна, будет легче понять его, если он поделится с ней своими чувствами, вместе легче преодолеть трудности.

Всё это поможет будущему папе почувствовать, что он уже отец, а также доставит максимум удовольствия его беременной жене, что напрямую повлияет на развитие плода.

Стоит так же объяснить будущему отцу, что в приближении к родам его жена не только эмоционально, но и физически, напряжена, поэтому ему иногда придётся брать на себя работу по дому и отнестись к этому со снисхождением.

Заключение

Что требует оздоровления женщин с заболеваниями других органов и систем, предупреждение беременности при противопоказаниях к ней со стороны здоровья.

Важно знать, что:

Планирование семьи направлено на охрану здоровья населения и, прежде всего, репродуктивного здоровья, на создание условий для рождения только здоровых и желанных детей и тем самым - на сохранение генофонда нации.

Проблема планирования семьи касается каждого гражданина нашей страны относится к разряду проблем, обеспечивающих национальную безопасность страны, так как связана со здоровьем будущего поколения

Планирование семьи - это рождение желанных детей и пусть их в каждой семьи будет как можно больше!

Литература

1. Адамян JI.B. Использование критерия качество жизни для оценки эффективности медицинской помощи населению / JI.B. Адамян, О.Г. Фролова, С.И. Аскольская, И.Н. Рябинкина // Вестник акушера гинеколога. М., 2000. - №3. - С. 122-124.

2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике. / Р.Г. Оганов, Р.А. Хальфина / М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007. - 464 с.

3. Саидова Р.А. Репродуктивное здоровье.. / Р.А. Саидова, А.Д. Макацария // Русский медицинский журнал. М., 1999. - Т.7. - №18. - С.870-890.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Инфекции, передаваемые половым путем, как причина нарушений репродуктивного здоровья женщины. Вирусы папилломы человека и простого герпеса. Перечень заболеваний, влияющих на репродуктивное здоровье женщины. Профилактика заражения во время беременности.

    презентация , добавлен 28.05.2015

    Научные основания формирования навыков репродуктивного здоровья. Социально-педагогические аспекты репродуктивного здоровья. Повышение уровня знаний о репродуктивном здоровье у школьников. Репродуктивное здоровье и поведение как медико-социальная проблема.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Основы планирования семьи. Цель и задачи кабинета планирования семьи. Методы прерывания беременности. Понятие и способы контрацепции. Охрана репродуктивного здоровья. Профилактика инфекций, передающихся половым путем. Пути уменьшения количества абортов.

    презентация , добавлен 27.01.2015

    Понятие репродуктивного здоровья, проблемы его охраны. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём, организация борьбы с их распространением в Республике Беларусь. Анализ состояния репродуктивного здоровья населения в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Наиболее распространенные инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). Факторы, повышающие риск заражения ИППП. Пути передачи и симптомы сифилиса, гонореи, трихомониаза, хламидиоза, генитального герпеса, аногенитальных бородавкок; профилактика ИППП.

    презентация , добавлен 17.12.2016

    Понятие и сущность здоровья. Репродуктивное здоровье – часть здоровья человека и общества. Рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для здорового образа жизни. Условия проведения закаливающих процедур. Основные правила рационального питания.

    реферат , добавлен 02.03.2010

    Определение понятия репродуктивного здоровья; основы его сохранения. Особенности охраны здоровья матери и ребенка в Казахстане. Рассмотрение факторов, влияющих на возможность зачать, выносить и родить здорового ребенка. Проблемное поведение подростков.

    презентация , добавлен 02.04.2015

    Образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Основы физического здоровья. Роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей. Физическое здоровье, рациональное питание и закаливание организма.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Проблема распространения здорового образа жизни в макросреде государства. Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья. Религиозные организации в охране здоровья в современном российском обществе: православие, буддизм, ислам.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2008

    Особенности демографического кризиса и значение состояния здоровья. Влияние спорта, лекарственных препаратов на репродуктивное здоровье человека и семьи. Воздействие пищи на половую систему, роль диеты, возрастные особенности и проблемы репродукции.

17168 0

Репродуктивное здоровье (РЗ) , по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) , - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся функций и процес­сов репродуктивной системы, а также психо-сексуальных отно­шений на всех стадиях жизни.

Другими словами - это способ­ность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексу­альных отношений без угрозы заболеваний, передающихся поло­вым путем, гарантия безопасности беременности и родов, выжи­вание ребенка, благополучие матери и возможность планирова­ния последующих беременностей, в том числе предупреждения нежелательной.

Таким образом, РЗ - это важнейшая составляю­щая общего здоровья каждого конкретного человека, каждой се­мьи и общества в целом.

На репродуктивное здоровье человека влияет множество факторов. В первую очередь - это его образ жизни. Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) при­водят к бесплодию и инфицированию будущего ребенка. Алкого­лизм, табакокурение и наркомания приводят к невынашиванию беременности и рождению тяжело больных детей. Раннее начало половой жизни, и как следствие этого - аборты у нерожавших женщин являются причинами бесплодия и развития многих забо­леваний как самой репродуктивной системы, так и всего орга­низма в целом.

По сравнению с недавним доиндустриальным прошлым, когда бесплодие было исключительным, единичным явлением, сегодня полная утрата или снижение фертильности (от лат. fertills - плодородность) - способности к деторождению среди граждан репродуктивного возраста является характерной чертой российской действительности.

По данным разных авторов (В.Ю, Альбицкий, Н.Н.Ваганов, И.И. Гребешева, Т.Я. Пшеничником, В.Н. Серов и др.), частота бесплодного брака колеблется от 10-15 до 18-20%, т.е. в лучшем случае каждая десятая, а в худшем - каждая пятая супружеская пара сталкивается с проблемой бесплодия. В итоге их общее число измеряется уже миллионами!

По данным Н.Н. Куинджи, опрос 5000 школьниц и студен­ток г. Москвы показал, что 90% опрошенных девушек ни разу по обращались к гинекологу, из них 35% студенток и 25% школьниц имели первый сексуальный опыт в возрасте до 16 лет, что свиде­тельствует о низком уровне сексуального образования и сексу­альной информированности.

Для улучшения показателей РЗ необходимо, прежде всего, воспитание у молодежи целомудренного поведения, т.е. дев­ственного вступления в брак. На программы по воспитанию целомудрия у подростков в США тратятся миллиарды долларов, так как сексуальная революция, захлестнувшая эту страну одной из первых, не принесла ничего, кроме венерических заболеваний, СПИДа, ранних абортов и бесплодия.

По данным координатора Дня целомудрия Рины Линдевальдсен, более 3 млн. американских подростков ежегодно заражаются болезнями, передающимися половым путем. Кроме того, 20% из числа 1,3 млн. ежегодных абортов в Америке совершаются среди молодежи, и это самый высокий показатель подростковой беременности среди развитых стран.

Обращая внимание своих воспитанников на высокую моральную ценность - любовь в браке, В.А. Сухомлинский говорил! «Вы - будущие отцы и матери. Через несколько лет у вас будут дети, Вы будете думать о воспитании их так, как сейчас о вас думают ваши отцы и матери. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это нетолько биологический акт, а прежде всего великое творчество».

Проблемами РЗ у женщин занимаются врачи гинекологи и акушеры, а у мужчин - урологи и андрологии. Гинекология (от греч. gine + logos - женский + наука) - область клинической медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности жен­ской половой системы, ее болезни и разрабатывающая методы их профилактики и лечения.

Вопросы, связанные с беременностью и родами изучаются акушерством (от французского accjucher - помогать при родах). Урология (от греч. uron + logos - моча + наука) - область клинической медицины, изучающая болезни ор­ганов мочевой системы. Андрология (от греч. andros + logos - мужчина + наука) - раздел урологии, занимающийся изучением заболеваний мужских мочеполовых органов.

Показатели репродуктивного здоровья

Главным показателем хорошего репродуктивного здоровья является благополучно протекающая беременность и рожде­ние здорового ребенка.

Каждый месяц в одном из яичников женщины созревает фолликул - пузырек с яйцеклеткой. Достигая определенных раз­меров, фолликул разрывается - происходит овуляция, а созрев­шая яйцеклетка выходит из него и начинает путешествовать по брюшной полости и маточным трубам по направлению к матке.

Только в этот момент может наступить оплодотворение - слия­ние яйцеклетки со сперматозоидом, так как продолжительность жизни и способность к оплодотворению у женской клетки сохра­няется всего 24 часа. Овуляция приходится примерно на середину менструального цикла.

В матке уже оплодотворенная яйцеклетка имплантируется прикрепляется к ее стенке. Яйцеклетка - самая крупная клетка человеческого организма, а слившись со сперматозоидом она тут же начинает делиться и становится еще крупнее. Оплодотворен­ная яйцеклетка может успешно пройти в полость матки только через здоровые маточные трубы.

Их просвет очень узкий, и если они изменены из-за перенесенных воспалительных процессов, то становятся еще уже и яйцеклетка там застревает - развивается внематочная (трубная) беременность. Такая беременность в луч­шем случае заканчивается плановой операцией по ее удалению, а в худшем - экстренной операцией по удалению части маточной трубы.

Вот почему очень важно бережно относиться к своему здоровью с детских лет, следить за тем, чтобы ноги и поясница находились в тепле и не возникало воспалительных процессов яичников и их придатков. Мода на ношение укороченных курток и джинсов с заниженной талией приводит к оголению области поясницы и развитию из-за этого воспалительных заболеваний. Подобные фасоны одежды не подходят для стран с холодным климатом, таких как Россия, зато многих девушек приведет к бесплодию.

Гинекологи считают началом беременности первый день последней менструации.

Беременность у женщины или антена­тальный период (от лат. ante + natalis - перед + относящийся к родам) - период внутриутробного развития будущего ребенка делится на два этапа:

  • эмбриональный (от греч. embryon - зародыш) - до 12 аку­шерских недель беременности, во время которого происходит закладка и дифференцировка всех органов и систем;
  • фетальный (от лат. fetalis - потомство, плод) - от 12 недель, до 40 недель беременности (родов), когда происходит окон­чательное формирование всех органов плода.
Применение современного медицинского оборудования позволяет точно знать, что представляют из себя зародыш и плод на разных сроках своего развития.

На третьей неделе развития, у эмбриона уже начинают формироваться зачатки внутренних органов. На 18-ый день от момента оплодотворения звучит первый удар сердца.

У четырехнедельного эмбриона на головной части от­четливо видны черные пятнышки - зачатки глаз. Это период пе­рехода от формирования эмбриона к формированию органов бу­дущего ребенка. Эмбрион принимает окончательную форму и становится похожим на фасолину с выростами, которые станут конечностями, с зачатками органов, которые потом разовьются. В конце первого месяца эмбрион имеет длину 4 мм.

В пятьнедель появляются зачатки полушарий головного мозга.

В шесть недель начинается образование зубов. Сердце уже объемом с маленькую шишечку, сформировались четыре по­лости сердца. Развиваются желудок, кишечник, поджелудочная железа, почечный аппарат.

В этот период с помощью специальной аппаратуры может быть зафиксирована работа сердца, которое сокращается со ско­ростью 110 ударов в минуту. С помощью электроэнцефалографа можно записать мозговые импульсы, подтверждающие то, что зародыш - живой человек. А ведь именно на этот период прихо­дится самое большое количество миниабортов!

Семинедельный эмбрион чувствует прикосновение.

В восемь недель эмбрион уже может двигать ручками и ножками. С 8-й недели заканчивается развитие эмбриона и начи­нается развитие плода. С этого момента и до появления на свет ребенка главные изменения плода связаны с его ростом и после­дующей специализацией.

К концу десятой недели все системы органов начинают работать и эмбрион приобретает статус плода. Четче проявляют­ся черты лица: две маленькие щели - глаза, две канавки – уши, одно отверстие для носа и рта. В конце этого периода эмбрион имеет размеры 3-4 см и весит 2-3 г. Это 12-я акушерская неделя. Как раз на период 10-12 недель приходится самое большое коли­чество медицинских абортов - инструментальных.

В восемнадцать недель плод полностью сформирован и становится жизнеспособным.


Рис.5. Положение плода в матке

Трижды в течении беременности все женщины направляются на ультразву­ковое обследование:

  • в 12-14 недель беременности;
  • 22-24;
  • 32-34 недели.
Эти обследования проводятся не с целью определения пола будущего плода, а для того, чтобы выявить дефекты - по­роки его развития.

В развитых странах при выявле­нии пороков развития с помощью УЗИ, во многих случаях проводят их устранение, применяя внутриутробные операции на плодах, а иногда просто готовятся для проведения исправлений дефектов сразу же после рождения ребенка. У нас такие операции - огромная редкость даже в столице, а о периферии не приходится даже думать.

Если врожденные уродства выявляются, то российские женщины информируются об этом и становятся перед выбором: продолжать вынашивать беременность, чтобы родить заведомо больного ребенка, обречь его и себя на страдания на всю после­дующую жизнь или прервать беременность по медицинским по­казаниям. Прерывание беременности на сроке 22-х недель воз­можно путем проведения искусственных родов.

Парадокс заключается в том, что как раз в этот период времени по международными стандартам плод уже является жиз­неспособным и не может рассматриваться как абортный.

  • срок беременности - 28 недель и более;
  • масса тела - 1000 г. и более.
В пособии уже было отмечено влияние йода и железа на нормальное протекание беременности и рождение здоровых де­тей. Гинекологи в последние годы обращают большое внимание на роль в этом процессе фолиевой кислоты - витамина В 12 .

Дефицит фолиевой кислоты - самый распространенный гиповитаминоз среди беременных, новорожденных и детей ран­него возраста. Причем недостаток витамина В 12 передается от матери к плоду вследствие недостаточного его содержания при беременности в организме матери или новорожденному ребенку при нехватке фолиевой кислоты в молоке.

Недостаток витамина В 12 во время беременности в орга­низме матери может привести к различным негативным послед­ствиям:

  • невынашиванию беременности;
  • частичной или полной отслойке плаценты;
  • спонтанным абортам и рождению мертвого ребенка;
  • развитию у плода дефектов нервной трубки; в гидроцефалии (водянке головного мозга);
  • анэнцефалии (отсутствию головного мозга);
  • задержке умственного развития у будущего ребенка и др.
Из-за недостатка фолиевой кислоты сами беременные женщины могут страдать от токсикозов, депрессий, анемий и бо­лей в ногах.

Для сохранения беременности, здоровья матери и рожде­ния здорового ребенка врачи назначают прием фолиевой кислоты в таблетках при планировании беременности и в течение срока вынашивания. Но принимать витамин В 12 нужно в строгой дози­ровке, назначенной Вам врачом. Передозировка фолиевой кисло­ты не менее опасна для здоровья, чем недостаток.

Для того, чтобы разрешать все проблемы репродуктивно­го здоровья, в РФ были созданы центры планирования семьи ирепродукции.

Основными задачами центров семьи и репродукции являются:

  • применение современных технологий лечения бесплодия;
  • проведение лечения репродуктивной системы с использова­нием новейших достижений науки и техники, в том числе -эндоскопических операций;
  • осуществление пренатальной (дородовой) диагностики пато­логии плода.
Такие высоко затратные методы лечения могут позволить себе центры планирования семьи и репродукции только крупных городов России.

Бесплодие

Бесплодием в браке называется отсутствие беременности при регулярной половой жизни супругов в течение 1 года и более без применения каких-либо методов контрацепции. Современные методы лечения бесплодия позволяют абсолютному большинству таких семей иметь здоровых детей.

Диагностика и лечение бесплодия должны проводиться специалистами - репродуктологами, причем в лечебный процесс должны быть включены оба супруга.

При применении современных методов, направленных на улучшение РЗ, возникает множество проблем этического плана. Занимается ими такая наука, как биомедицинская этика.

Биомедицинская этика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в начале 70-х гг. прошлого столетия в США. Вначале был предложен термин «биоэтика» американским онкологом Ван Ренсселером Поттером. В 70-е гг. в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание политиков, журналистов, религиозных деятелей и вообще самой широкой публики.

На первое место выходит междисциплинарное иссле­дование антропологических, моральных, социальных и юриди­ческих проблем, вызванных развитием новейших биомедицин­ских технологий (генетических, репродуктивных, транснланто-логических и др.)

В следующем десятилетии биомедицинская этика весьма быстро получает признание в Западной Европе, а с начала 90-х гг. - в странах Восточной Европы (включая Россию) и Азии (прежде всего в Японии и Китае).

При многих перинатальных центрах открыты кабинеты и отделения генетического консультирования. Генетика (от греч. genetikos - относящийся к рождению, происхождению) - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организма.

Сегодня у медицинской генетики много моральных проблем:

  • Страдающим «субъектом» является не только индивид, но и группа (род, семья), поэтому возникает конфликт между пра­вом на конфиденциальность обладания данной информацией клиента и сообщением этой информации его родственникам.
  • Существует значительный разрыв между числом наследст­венных заболеваний, которые можно диагностировать, и чис­лом заболеваний, которые можно лечить, а если так, то зачем травмировать человека, сообщая ему о наличии фатального гена?
  • Предметом заботы врача-генетика часто является здоровье еще не рожденного и даже не зачатого индивида, но имеем ли мы право тратить на это средства, отрывая их от уже живу­щих людей?
  • В генетике приходится иметь дело не с однозначной, а с ве­роятностной информацией.

Репродуктивные технологии

Репродуктивные технологии - это методы терапии бес­плодия, при котором отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма.

Существуют следующие репродуктивные технологии, связанные с рождением человека:

  • искусственная инсеминация (оплодотворение) спермой до­нора или мужа;
  • экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) (оплодотворе­ние вне организма, invitro, т.е. в пробирке) с последующей имплантацией эмбриона в матку женщины;
  • «суррогатное материнство» - когда яйцеклетка одной жен­щины оплодотворяется в пробирке, а затем эмбрион имплан­тируется другой женщине, которая выступает в качестве до­нора матки, вынашивая плод для генетической матери.
При искусственном оплодотворении спермой донора возникает ряд этических проблем, связанных с конфиденциаль­ностью личности донора и супружеской пары, которой досталась его сперма. Вопросы вознаграждения донорства семенной жид­кости также окончательно не решены.

Кроме того, сам процесс сдачи спермы противники этого метода считают либо распущен­ностью, либо безответственным отношением к высшему дару (Бога, Природы), которым обладает всякий здоровый человек.

Другой современной репродуктивной технологией явля­ется оплодотворение «в пробирке». Метод ЭКО создан англий­скими учеными - эмбриологом Р. Эдвардсом и акушером-гинекологом П. Стептоу. Их исследования привели к рождению в 1978 г. в клинике Кембриджского университета первого «ребенка из пробирки» - Луизы Браун.

Применение метода ЭКО сопряжено с риском для жен­щины. Кроме того, поскольку при переносе зародыша в матку вероятность наступления беременности не слишком высока, для ее повышения в полость матки вносят несколько эмбрионов.

Это влечет за собой риск развития многоплодной беременности, ко­торый во много раз больше, чем при естественном зачатии. По­этому при ЭКО часто приходится делать операцию «редукции эмбрионов», то есть абортировать лишние прижившиеся эмбрио­ны. Оказывается, что лечение, смысл которого - преодолеть бес­плодие, обеспечить появление новой жизни, ведет к искусствен­ному прерыванию тех же самых жизней...

Особенно бурные споры вызывают проблемы «суррогат­ного материнства». В этом случае у ребенка помимо суррогат­ной матери - «матери-носительницы», «женщины-донора», «вре­менной матери» и т.п. - имеется еще и социальная мать - «арен­датор», наниматель.

Она, в свою очередь, может и не быть той женщиной, которая дата свою яйцеклетку - в этом качестве будет выступать вообще третья женщина. Таким образом, у ребенка, родившегося благодаря подобным манипуляциям, может оказать­ся пять (!) родителей: три биологических (мужчина-донор спер­мы, женщина-донор яйцеклетки и женщина-донор матки) и два социальных - те, кто выступает в качестве заказчиков.

А нужны ли вообще все эти ухищрения с репродуктивными технологиями, если в мире так много сирот, беспризорных и брошенных детей? Не меньше споров вызывают вопросы клонирования, т.е. воссоздания из одной клетки целого человеческого орга­низма или какой-то отдельной его ткани или органа.

Различают репродуктивное и терапевтическое клонирование:

  • репродуктивное клонирование преследует цель рождения ге­нетической копии существующего или существовавшего че­ловека;
  • цель терапевтического клонирования - получить генетически идентичные эмбриональные стволовые клетки, которые предполагается использовать для лечения различных заболе­ваний (инфаркта миокарда, болезни Альцгеймера , сахарного диабета и др.).
В большинстве стран мира действует либо полный, либо временный запрет на репродуктивное клонирование человека. Во Всеобщей декларации о геноме человека и о правах человека ЮНЕСКО (1997) говорится: «...не допускается практика, проти­воречащая человеческому достоинству, такая, как практика кло­нирования с целью воспроизводства человеческой особи...» В России в 2002 г. принят закон о временном (сроком на 5 лет) за­прете репродуктивного клонирования человека. С 2008 г. в РФ наступило безвременье или беззаконие по данному вопросу.

Таким образом, становится понятным, как важно бережно сохранять свое репродуктивное здоровье, ведя здоровый образ жизни, проходя регулярные обследования у гинеколога и сохра­няя целомудрие до вступления в брак.

История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако в отличие от других живых существ человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

  • а) устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;
  • б) ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;
  • в) обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве. Все ее члены связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества и его менталитета.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности.

Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки.

Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

К сожалению, в последнее время семья и семейные отношения потеряли свою привлекательность среди молодежи.

Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, к то не считает для себя необходимым при создании семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Практикуются так называемые гражданские браки, которые в большинстве случаев снимают ответственность с партнеров за будущее их детей, а во многих случаях и за судьбу друг друга. Такие "союзы" не способствуют демографической политике государства, ведут к снижению рождаемости, падению нравственных и моральных ценностей.

Растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.

Семья как важнейшая социальная составляющая общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование.

ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ№6

Тема: 1.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здорового человека и общества

Название учебной дисциплины: Общественная безопасность жизнедеятельности

Курс: 1

Специальность: Сестринское дело: М -911, М-912, М-913,М-914

Форма обучения: очная

Количество часов:2

Разработчик: Заболотнев А.В., преподаватель Безопасности Жизнедеятельности.

Методическая разработка

рассмотрена и одобрена на заседании УМО №2

(протокол№3, 19.12.2016)

Председатель УМО _______________

Южанина Т.Н.

Волжский 2016

Мотивация изучения темы: сформировать у студентов понятия о важность здорового образа жизни, который повлияет на сохранность репродуктивного здоровья.

Цели занятия:

Учебные (умения, знания): Изучить со студентами мероприятия направленные репродуктивного здоровья, который включает в себя психологическое здоровье, режим дня труда и отдыха, правила личной гигиены.

Воспитательные : формирование ответственности к своему здоровью и здоровью к будущему поколению.

Развивающие : развивать у студентов память, мышление, умения выбирать главное, обобщать пройденный материал

Компетенции формирующие /ОК и ПК/

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
на ФАПЕ, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.

Интеграционные связи (внутри - и междисциплинарные):

Междисциплинарные:

Анатомия, физиология человека, география. Оказание неотложной медицинской помощи в хирургии и оказание неотложной медицинской помощи при внутренних болезнях.

Оснащение: (средства обучения) индивидуальные средства защиты: Фильтрующий противогаз ГП -5, индивидуальная аптечка,

Основные этапы занятия:

    Организационный момент (5 мин)

    Объяснение нового материала (80-85 мин)

    Задание на дом (1-3 мин).

Список литературы:

Ястребов Г.С.: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

Ход занятия:

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время этапа

Орг. момент.

Объяснение нового материала.

Закрепление материала

Приветствие студентов, отмечаются присутствующие, отмечается состояние аудитории, внешний вид студентов, сообщаются тема и цели занятия, мотивация занятия, сообщается и записывается план лекции.

Вступительная часть – подготовка слушателей к восприятию материала, настрой на рабочую деятельность.

Основная часть – выдается основной объем материала. Конспектируются основные термины и понятия лекции:



Вопросы : Строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Заключительная часть – логическое заключение лекции, подведение итогов занятия, работа с учебниками

Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса, развитие профессионального общения, дисциплинирование, мотивация студентов.

Информационная цель, подготовка к ознакомлению с учебным материалом, закрепление основных понятий и терминов.

Преподаватель руководит научным мышлением студента через формирование понятийного аппарата, активизирует мыслительную деятельность.

Преподаватель настраивает студентов на проявление активности в выполнении самостоятельной работы по данному материалу, определяет основные методические источники данного материала.

Задание на дом.

Обеспечение качественного усвоения материала.

Преподаватель Заболотнев А.В.

Текст лекции

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:
устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;
ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;
обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.
Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.
Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.
Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
В современном обществе семья представляет собой морально–правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.
В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого–либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.
Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.
Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.
К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества – репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.
Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики. По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – с нарушением осанки, в 4 раза – с нервно–психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8 %. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.
Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.
По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин – 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.