Презентация 3 кл опора тела и движение. Опора тела и движение


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока : формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека;

Задачи:

  • познакомить со скелетом человека, его основными частями;
  • познакомить с ролью скелета и мышц;
  • формировать представление о здоровом образе жизни;
  • прививать гигиенические навыки;
  • воспитывать чувство личной ответственности за состояние своего здоровья.

Оборудование для учителя:

  • компьютер
  • медио-проектор
  • презентация Power Point со слайдами
  • макет скелета человека

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: создать на уроке рабочую, психологически комфортную обстановку.

Доброе утро, девчонки, мальчишки!
Все вы достали тетрадки и книжки?
А свой дневник и пенал не забыли?
Всё аккуратно на парте сложили?
Будем сегодня трудиться старательно,
Слушать друг друга очень внимательно
И к нам УСПЕХ придёт обязательно!!!

2. Проверка домашнего задания.

Цель: выяснить степень усвоения ранее изученного материала.

Фронтальный опрос:

Давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира. (“Мы и наше здоровье”)

О чём именно говорили на прошлом уроке? (“Надёжная защита организма”)

Назовите орган осязания человека. (Кожа)

Какое значение для человека имеет кожа? (Защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий).

Какую роль выполняют пот и жир? (Пот охлаждает, жир делает кожу мягкой и упругой).

Как надо ухаживать за кожей? (Мыть, вытирать насухо, смазывать кремом).

Расскажите какую первую помощь оказывают при небольшой ранке.

Расскажите какую первую помощь нужно оказать при ушибе.

Расскажите как помочь, если у человека ожог или обморожение.

3. Сообщение темы и целей урока.

Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока; нацелить каждого ученика на решение учебных задач урока;

О чём будем говорить сегодня, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (слайд 2)

1. Не часы, а тикает. (Сердце)

2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. (Кровь)

3. Когда сытый, он молчит, когда голоден - урчит. (Желудок)

4. Орган зрения. (Глаз)

5. Органы дыхания человека. (Лёгкие)

6. И говорит, и ест. (Рот)

Какое слово получилось в выделенной строке? (Скелет )

Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке, что будем изучать?

(Скелет человека)

Какие цели поставим перед собой? (Узнать что такое скелет, из каких частей он состоит, зачем он нужен человеку, что приводит скелет в движение, как связаны скелет и наше здоровье). (слайд 3)

4. Изучение нового материала.

Цель: формирование новых знаний, умений.

Находить ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе.

Хотели бы вы, ребята, заглянуть внутрь человеческого организма, то есть самих себя?

Можно ли это сделать? (Рентген)

Таких приборов у нас в классе нет, но есть указка, которая сегодня превращается в волшебную палочку и то место, до которого я ей дотронусь, вы сможете увидеть на нашей интерактивной доске, как на рентгене видит врач.

Рассмотрите рисунок (слайд 4).

Что на нём изображено? (Скелет)

Что он из себя представляет? (Кости человека)

Скажите, из каких частей состоит скелет человека.

Используйте слова для справки: череп, позвоночник, рёбра, грудина, кости таза, кости рук, кости ног.

Теперь найдите все эти части на макете скелета, который находится перед нами.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Череп (слайд 5)

Твёрдый костяной панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Кости черепа очень тверды. Археологи находят в земле черепа людей, умерших много тысяч лет назад. Все другие кости их скелетов давно истлели и превратились в пыль. А черепа сохранились до наших дней.

В черепе только одна кость подвижная – это нижняя челюсть.

Грудная клетка (слайд 6)

Грудная клетка состоит из двенадцати пар очень крепких, но гибких рёбер и грудины. У детей, занимающихся спортом, окружность грудной клетки больше на 6 – 8 см, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.

Нащупайте у себя рёбра, грудину.

Как вы думаете, какие органы защищает грудная клетка?

Позвоночник (слайд 7)

Основная опора скелета – эластичный, пружинящий позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться в разные стороны, кувыркаться, бегать, плавать.

Общее число позвонков у человека 33, но может колебаться от 30 до 35. Позвоночник заканчивается маленьким “хвостиком”. Называется он копчиком.

Шейных позвонков у человека и почти у всех животных 7, независимо от длины шеи – например, у мыши или жирафа. (слайд 8)

Встаньте из-за парт. Разделитесь на пары, прощупайте друг у друга позвоночник при наклонах вперёд, влево, вправо, назад.

Кости таза (слайд 9)

Кости таза называют тазовый пояс. Он создаёт опору внутренним органам. Давайте подумаем каким. (Желудок, печень, кишечник и т. д.)

Кости рук (слайд 10)

Это плечо, предплечье и кости кисти. Они обеспечивают прочность и подвижность руки.

Кости ног (слайд 11)

Это бедро (самая длинная кость человеческого скелета), голень и кости стопы. Они обеспечивают прочность и подвижность ноги.

В скелете взрослого человека более 200 костей. Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например, в черепе, между ними образуется неподвижное соединение. В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Такое подвижное соединение костей называется суставом. (слайд 12)

Кости не двигаются сами, их приводят в движение мышцы, прикреплённые к ним. (слайд 13)

Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулюс”, что в переводе означает “мышь”. Учёные, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей.

Прощупайте мышцы руки при её сгибании и разгибании и вы заметите это.

Мышцы придают форму нашему телу. Все мышцы прикреплены к костям с помощью сухожилий. По команде мозга мышцы сокращаются и расслабляются. Благодаря этому мы можем ходить, бегать, плавать, выполнять любую физическую работу.

Мышцы при сокращении (работе) выделяют тепло, которое согревает наше тело.

Физкультминутка.

Цель: сохранение здоровья детей.

Давайте сейчас отдадим нашим мышцам команду встать из-за парт.

А теперь будем давать команды нашим мышцам, проговаривая слова хорошо знакомой нам физкультминутки:

Руки на пояс поставим вначале,
Влево и вправо качаем плечами,
Сможем достать мы мизинцем до пятки.
Если сумели, всё в полном порядке!!!

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему человека. (слайд 14)

От скелета и мышц зависит осанка человека. (слайд 15) Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова поднята. Правильная осанка – это не только красиво, она ещё полезна для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Ведь плохая осанка приводит к перенапряжению мышц и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина. К тому же человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы.

Как вы думаете, почему?

Осанка вырабатывается в детстве. Дети часто сами портят свою осанку. Как это происходит, вы поймёте, ответив на следующий вопрос:

Как вы думаете, может ли ребёнок стать “молодым старичком”? (слайд 16)

Послушайте историю об одном таком мальчике.

“Молодой старичок”

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. А почему?

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться: зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком. (По А. Дорохову)

Почему мальчик стал молодым старичком?

Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

Ещё одно правило хорошей осанки нам подскажет следующий слайд. Давайте посмотрим, кто из детей будет иметь хорошую осанку, а кто плохую. (слайд 17)

А теперь давайте попробуем с помощью нашего учебника (стр. 135-136) сформулировать третье правило, позволяющее сохранять хорошую осанку.

Итак, сформулируем все правила хорошей осанки. (слайд 18)

5. Итог урока

Цель: сообщение результата достижения поставленных целей урока.

Ребята вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (слайд 3)

Узнали ли мы что такое скелет человека?

Из каких частей он состоит?

Для чего служит каждая из этих частей и весь скелет?

Что приводит скелет в движение?

Как связаны скелет и наше здоровье?

Что нужно делать для того, чтобы иметь правильную осанку?

Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?

Изменится ли ваше поведение после сегодняшнего урока? Как?

6. Оценивание работы учащихся.

Цель: оценка работы каждого ученика, самооценка учеником своих учебных достижений.

Давайте подумаем, кто из вас особенно старался при изучении этой темы?

Кто активно работал на уроке?

Есть ли ребята, которые что-то не поняли? Их прошу подойти ко мне после записи домашнего задания.

Дом. задание: стр. 134-136 пересказ, стр. 60-61 рабочая тетрадь.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области

Предмет – окружающий мир

Класс - 3 класс

Учебник – А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема урока - «Опора тела и движение»

г. Пролетарск

2016 год


Тема: Опора тела и движение

Цель урока : формировать представление об опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека.

Задачи:

    познакомить со скелетом человека, его основными частями;

    познакомить с ролью скелета и мышц;

    формировать представление о здоровом образе жизни;

    прививать гигиенические навыки;

    воспитывать чувство личной ответственности за состояние своего здоровья

Оборудование: А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть, А.А. Плешаков тесты «Окружающий мир» 3 класс, презентация, документ-камера, модель скелета, тряпичная кукла для кукольного театра, карточки с заданиями, пазл, выполненный в программе Jigs@w Puzzle 2, портфель, ранец, три одинаковых ведра с водой.

Ход урока

    Организационное начало

Прозвенел звонок весёлый!

Знать настал познанья срок.

А к работе вы готовы?

Ну, тогда начнем урок!

    Проверка изученного материала

А начнем урок с загадки. Вы же любите их разгадывать?

Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа).

А что вам известно про кожу?

Тест с. 37 (Учитель выполняет через Документ-камеру)

    Постановка учебной задачи, проблемы

Итак, тему прошлого урока вы усвоили хорошо. Сегодня мы продолжим изучать организм человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, выполнив задания по группам.

Задание для группы №1 - разгадать кроссворд и прочитать слово из выделенной строчки.

    Главный орган кровеносной системы.

    Жидкость красного света, доставляющая кислород, питательные вещества и уносящая вредные вещества.

    Орган пищеварительной системы, в котором переваривается пища.

    Главный орган дыхательной системы.

    Орган, очищающий кровь от вредных веществ.

    Организм человека.

Задание для группы № 2 - соединить органы чувств и выписать лишнюю пару.

Задание для группы №3 - разгадать ребус. (Осанка)

Задание для группы № 4 - собрать пазл. (Мышцы человека)

Проверка выполнения работы

По разгаданным словам попробуйте сформулировать тему нашего урока.


О чём должны узнать на уроке? Чему научиться?

    Работа по теме урока

Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей? (Кости).

Если не было бы костей, тело человека напоминало бы бесформенный студенистый мешок, тело, как у медузы. (Показать тряпичную куклу для кукольного театра без опоры) . Кости придают телу форму, создают опору. (Посадить куклу на подставку) .

Что в целом образуют кости человека? (Скелет). (Показать модель скелета)

В скелете различают более 200 различных костей. Они твердые и прочные. Кусочек косточки размером в палец может выдержать вес слона (это около 9 тонн) вместе с вами и не сломаться!

Основные части скелета – это череп, позвоночник, грудная клетка, кости таза, кости рук, кости ног. (Показать на модели скелета)

Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например, в черепе (кроме нижней челюсти), между ними образуется неподвижное соединение. В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Попробуйте, обхватить пальцами левой руки правый кулак и повернуть его в разные стороны. Вот примерно так одна кость соединяется с другой и двигается с ней, образуя сустав. А чтобы кости не рассоединялись, они крепко-накрепко, как бинтами, связаны между собой гибкими связками.

Скелет не только опора, но и защита внутренних органов.

Какие органы защищает череп? позвоночник? грудная клетка? (Ответы обучающихся)

А нам пора защитить себя от переутомления.

    Физминутка

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске - руки в боке.

Наклонись влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,

Получается на славу!

Выполните повороты головы, круговые движения руками вперед-назад (Выполняют)

VI . Продолжение работы по теме урока

Как вы думаете, что сейчас заставило вас двигаться? (Двигаться организм заставляют мышцы) .

Кости не двигаются сами, их приводят в движение прикреплённые к ним мышцы (Показать макет мышцы руки)

Название «мышца» произошло от латинского слова «мускулюс», что в переводе означает «маленькая мышь», «мышонок».

Учёные, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей.

Прощупайте мышцы руки при её сгибании и разгибании и вы заметите это.

Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

Анимационный плакат «Вращение плеча»


В теле человека 650 мышц. Мышцы помогают нам не только двигаться, поднимать тяжести, но и петь, дышать, смеяться. Улыбнитесь друг другу. Сейчас вы задействовали в среднем 17 мышц,от 5 до 53 мышц (смотря кто как улыбнулся).

А кто командует мышцами? (Мозг)

Итак, скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

Что обеспечивает эта система? (Она обеспечивает опору и движение)

Выходит ученица и выполняет «мостик»

Все ли так смогут сделать?

Что нужно делать для того, чтоб выполнить это упражнение? (Развивать мышцы).

- Как можно развить мышцы? (Необходимо заниматься физкультурой, спортом, физическими нагрузками).

VII . Практическая работа по выявлению причин неправильной осанки

От скелета и мышц зависит осанка. У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным, красивым. Но правильная осанка – это не только красиво, она ещё полезна для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Ведь плохая осанка приводит к перенапряжению мышц и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина. К тому же человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы.

Как вы думаете, почему?

Осанка вырабатывается в детстве. Дети часто сами портят свою осанку.

Проведем эксперимент – когда человек может навредить своей осанке.

По очереди вызвать пару учеников. Сравниваются осанки ребенка, который несет в одной руке портфель, и который надел ранец на спину. Затем осанка ребенка, который несет ведро в одной руке, и который несет воду в двух руках. Делаются выводы.

VIII . Составление памятки. Работа с учебником.

- Прочтите статью в учебнике ан с. 135-136 и дополните основные правила сохранения правильной осанки.

Какие правила можно добавить еще?

Чтобы вы не забывали о сохранении осанки, я вам даю памятку «8 причин иметь правильную осанку».

IX . Самостоятельная работа Тест с. 39-40. Проверка по образцу

X . Итог. Рефлексия

XI . Оценивание

Кто по вашему мнению был наиболее активным на уроке? Кого бы вы хотели выделить?

XII . Домашнее задание (по выбору)


А еще я рекомендую прочитать журнал «Человеческое тело» выпуск 3. В нем вы найдете интересные факты о строении и работе костей, можете провести домашний эксперимент, а так же узнать, как и почему ломаются кости как этого не допустить.

Опора тела и движение

Скелет и мышцы образуют опорно - двигательную систему .

Скелет
Тело поддерживает костный "каркас", скелет. Он защищает внутренние органы и служит креплением для мышц. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника - спинной мозг, который находится внутри позвоночника. В скелете человека более 200 костей.
Мышцы
Придают форму телу и позволяют нам двигаться. В организме около 650 мышц, 200 из них используются при ходьбе, 43 - для того, чтобы наморщить лоб, 17 - для того, чтобы улыбнуться. Мышцы присоединяются к костям и работают за счёт сокращения, то есть укорачивания. Когда мышца сокращается, она приводит в движение кость, к которой крепится. Любое движение - от бега до жевания - зависит от мышц.
Мышцы находятся по всему организму и отличаются формой и размерами. Самые длинные находятся в бедрах, самые крупные - ягодичные, они необходимы, чтобы бегать и карабкаться; самые маленькие находятся в ухе.
Мышцы составляют примерно половину веса тела человека.

Что образует опорно - двигательную систему? Заполни схему.

Рассмотри рисунки. Закрась кружочек около рисунка, на котором показана правильная осанка за партой.


Напиши, как выглядит человек с правильной осанкой.
У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным, красивым.

Рассмотри рисунки. Подумай, к чему может привести такое поведение детей.

По рисункам придумай и запиши правила о том, как нельзя себя вести.
Нельзя бить по голове, заламывать конечности. Нельзя толкаться и ставить подножки, особенно, так делать опасно на лестнице. Всё это может привести к серьёзным травмам.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что является опорой тела человека?

Задачи:

познакомить с опорно-двигательной системой, её ролью в организме; раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека.

Предметные результаты

Научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные результаты

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни.

Основные понятия и определения

Опорно-двигательная система. Осанка

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о строении и работе опорно-двига- тельной системы человека. Будем учиться выра-батывать правильную осанку.

Выполни задания: 1. Прощупай у себя голову, грудь, руки, ноги. Что ты ощущаешь под кожей?

1.Вспомни, как нужно правильно сидеть. Всег-да ли ты выполняешь эти правила?

Рассмотри рисунки 1 и 2. Что на них изоб-ражено? Как ты думаешь, какую работу в орга-низме выполняют скелет и мышцы?

Под кожей человека находятся кости и мыш-цы. Кости составляют скелет. Его значение очень велико: он является опорой тела, а также защищает внутренние органы от повреждений.

Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости, а значит, и наше тело. Это происходит по команде мозга

Изучение нового материала

Скелет и мышцы образуют опорно-двигатель-ную систему. Главная её роль — обеспечение опоры и движения организма.

Прочитай текст. Используй полученную инфор-мацию при характеристике опорно-двигательной системы.

В скелете взрослого человека более 200 костей.

В теле человека 650 мышц. 200 из них используются при ходьбе, 43 — для того, чтобы намор-щить лоб, 17 —для того, чтобы улыбнуться.

Осанка

От скелета и мышц зависит осанка человека. У человека с хорошей, правильной осанкой пря-мая спина, расправленные плечи, поднятая го-лова. Такой человек выглядит стройным, кра-сивым. Совсем по-другому выглядит человек с плохой осанкой. К тому же человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы.

Осанка вырабатывается в детстве.

Сиди всегда прямо, голову лишь слегка на-клоняй вперёд. Расстояние между грудью и сто-лом должно быть равно ширине ладони. Опи-райся на спинку стула. Руки клади на стол сво-бодно, не опирайся на них. Ноги ставь на пол всей ступнёй. Почувствовав усталость, измени позу, проделай несколько упражнений сидя или встав со своего места.

При ходьбе держись прямо, не сутулься. Если несёшь что-нибудь тяжёлое, распредели груз равномерно в обе руки. Когда это невозможно, неси его то в одной, то в другой руке. Нельзя спать на сильно прогибающейся кровати. Пос-тель должна быть ровной, не очень мягкой.

Хорошей осанки никогда не будет у того, у ко-го слабые мышцы. Ведь именно мышцы под-держивают и спину, и плечи, и голову. А мышцы будут крепкими у того, кто занимается физиче-ским трудом, физкультурой. Ребята, у которых осанка испорчена, могут её исправить. Для это-го нужно заниматься лечебной физкультурой.

Осмысление и понимание полученных знаний

Прочитайте текст «Осанка». Найдите в нём правила выработки хорошей осанки. Проделайте упражнения по этим правилам

Обсудим!

1.Рассмотри фотографии. Правильно ли сидит девочка? Какие правила посадки за столом она нарушила?

2.Какие мышцы (туловища, рук, ног) развива-ются при беге, плавании, игре в мяч?

Вывод

Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает
опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выра-
ботать правильную осанку, надо следить затем, как ты сидишь и ходишь, заниматься
физическим трудом, физкультурой.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Из каких частей состоит скелет человека? Какое значение он имеет? 2. Какое значение для человека имеют мышцы? Как они работают?

3.Почему важна правильная осанка? 4. Как вы-работать правильную осанку?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка.

2.Запомни, как надо вырабатывать правиль-ную осанку, и выполняй эти правила. Попроси взрослых проследить за твоей осанкой. Не оби-жайся на замечания.